Научная статья
УДК 342.92
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ КОРПОРАЦИЙ
Марина Сергеевна Грязева,
Донецкая академия управления и государственной службы, г. Донецк, ДНР, Российская Федерация, [email protected]
Валерия Александровна Бондаренко,
Донецкая академия управления и государственной службы, г. Донецк, ДНР, Российская Федерация, [email protected]
Аннотация. Цель. Рассмотреть значение, необходимость государственного регулирования финансов корпораций, его цели и направления, его преимущества и недостатки.
Методы. В статье использованы следующие методы научного познания: анализ, абстрагирование, синтез. Помимо этого, был применен системный метод, кибернетический и синергетический подходы в сфере изучения сущности исследуемого явления.
Результаты. На основе обзора положений теоретического характера автором отмечено, что государственное регулирование финансовых отношений корпораций является неотъемлемой частью современной экономики и важным инструментом для обеспечения эффективной работы компаний и стабильности финансовой системы в целом. Однако необходимо найти баланс между регулированием и свободой предпринимательства, чтобы не ограничивать инновации и развитие компаний.
Научная новизна. Новизна исследования заключается в выявлении того, какие меры регулирования способствуют развитию конкуренции на рынке, а также в поиске оптимального баланса между стимулированием развития корпораций и обеспечением равных условий для всех участников рынка.
Ключевые слова: финансовые отношения, государственное регулирование, корпоративные финансы, цели государственного регулирования, направления государственного регулирования
Для цитирования: Грязева, М.С., Бондаренко, В.А. Государственное регулирование финансовых отношений корпораций // Вестник экономики, управления и права. 2024. Т. 17. № 2. С. 43-51.
Original article
STATE REGULATION OF FINANCIAL RELATIONS OF THE CORPORATIONS
Marina S. Gryazeva,
Donetsk Academy of Management and Public Administration,
Donetsk, Russian Federation, [email protected]
LAW
Valeria A. Bondarenko,
Donetsk Academy of Management and Public Administration,
Donetsk, Russian Federation, [email protected]
Abstract. Goal. To consider the importance and necessity of state regulation of corporate finance, its goals and directions, its advantages and disadvantages.
Methods. The article uses the following methods of scientific cognition analysis, abstraction, synthesis. In addition, a systematic method, cybernetic and synergetic approaches were applied in the field of studying the essence of the phenomenon under study.
Results. Based on a review of theoretical provisions, the author notes that state regulation of financial relations of corporations is an integral part of the modern economy and an important tool for ensuring the effective operation of companies and the stability of the financial system as a whole. However, it is necessary to find a balance between regulation and freedom of entrepreneurship in order not to limit innovation and development of companies.
Scientific novelty. The novelty of the study lies in identifying which regulatory measures contribute to the development of competition in the market, as well as in the search of an optimal balance between stimulating the development of corporations and ensuring equal conditions for all market participants.
Keywords: financial relations, government regulation, corporate finance, goals of government regulation, directions of government regulation
For citation: Gryazeva, M.S., Bondarenko, V.A. State regulation of financial relations of the corporations // Bulletin of Economics, Management and Law. 2024. Vol. 17. No. 2. P. 43-51 (In Russ.).
Введение
Финансы организации являются ключевым элементом ее устойчивого функционирования и развития. Это совокупность денежных ресурсов, которые используются для финансирования текущих операций, инвестиций, выплаты заработной платы и налогов, а также для обеспечения финансовой безопасности. В связи с важностью финансовых аспектов для бизнеса государство активно вмешивается в процесс регулирования денежного потока организаций.
Государственное регулирование финансов организации направлено на достижение нескольких целей. Во-первых, это обеспечение макроэкономической стабильности и предотвращение кризисных ситуаций в экономике страны. Государство контролирует денежный поток организаций, чтобы предотвратить непредсказуемые колебания экономических показателей и сохранить финансовую устойчивость. Во-вторых,
государственное регулирование направлено на защиту интересов работников и общества от недобросовестных действий со стороны компаний. Законодательство определяет правила по оплате труда, социальным выплатам и налогообложению организаций, чтобы минимизировать возможные негативные последствия для работников и общества. Таким образом, государственное регулирование финансов организации играет важную роль в эффективном функционировании бизнеса и сохранении экономической стабильности страны. В данной статье будут рассмотрены основные принципы государственного регулирования финансов организации и его влияние на бизнес-процессы.
В рамках государственного регулирования финансов организации проводятся различные мероприятия по финансированию, которые направлены на обеспечение стабильности и эффективности деятельности предприятий.
Одной из основных форм финансирования организации является привлечение заемных средств. Государство может предоставлять гарантии по займам, снижать процентные ставки или предоставлять специальные льготы для организаций, которым требуется дополнительное финансирование. Такие меры могут стимулировать развитие предприятий и способствовать их росту.
Еще одной формой государственного финансирования организаций является выделение субсидий и грантов. Субсидии выделяются для финансовой поддержки организаций, осуществляющих определенные виды деятельности или имеющих социальную значимость. Гранты предоставляются для развития исследовательских проектов, инноваций и других приоритетных направлений развития.
Государство также осуществляет непосредственное участие в финансировании организаций через создание специализированных фондов и различных финансовых инструментов. Например, государственные инвестиционные фонды могут инвестировать средства в различные проекты организаций, способствуя их развитию. Также существуют программы государственного поддержания стартапов и малого бизнеса, которые предоставляют финансовую помощь в форме дотаций, субсидий или льготных кредитов.
Кроме того, государство может устанавливать налоговые льготы или стимулировать определенные виды финансовых операций организаций. Например, введение налоговых каникул для инвестиций или налоговых ставок на прибыль организаций может создать условия для привлечения дополнительных инвестиций и развития бизнеса.
Однако следует отметить, что государственное финансирование организаций должно быть направлено на достижение конкретных целей и быть эффективным. Важно учитывать бюджетные ограничения
и гарантировать прозрачность и открытость процесса предоставления финансирования для предотвращения коррупционных схем и неправомерного использования средств.
Финансы организации являются объектом государственного регулирования, так как состояние финансов предприятий влияет на финансовое положение государства в целом. Взаимосвязь между финансами организации и улучшением финансового положения государства очень тесная и важная.
Здоровые финансы предприятий способствуют укреплению финансовой системы государства. Если у организации наблюдаются положительные финансовые результаты, это говорит о том, что она способна создавать прибыль и обеспечивать устойчивое развитие. Предприятие, получающее прибыль, платит налоги государству, что является основным источником доходов государственного бюджета.
Процесс улучшения финансового положения государства начинается с оптимизации финансово-хозяйственной деятельности предприятий. Организация, эффективно управляющая своими финансами, способна рационально использовать установленные государством налоговые льготы и возможности для снижения налоговой нагрузки. В результате она имеет больше средств для инвестиций и развития, что положительно сказывается на экономике государства в целом.
Улучшение финансовой позиции предприятий также способствует укреплению финансовой стабильности государства. Стабильность финансовых показателей организаций позволяет предотвратить ухудшение экономической ситуации и финансовых рисков на уровне всей экономики. Кроме того, предприятия с хорошим финансовым положением имеют возможность привлекать внешние финансовые ресурсы на более выгодных условиях, что способствует развитию инвестиций и росту экономики.
ЬА]¥
Государство также активно регулирует финансовую деятельность организаций с помощью различных инструментов и мероприятий. Один из ключевых инструментов - налогообложение. Государство устанавливает налоговые ставки и правила их уплаты, что направлено на получение достаточного финансового ресурса для государства.
В целом финансы организации являются важным объектом государственного регулирования. Улучшение финансового положения предприятий позволяет укрепить финансовую систему государства, обеспечить стабильность экономики и развитие инвестиций. Государство играет активную роль в этом процессе, устанавливая правила налогообложения и осуществляя контроль за финансовой деятельностью предприятий.
Необходимость проведения исследования
Государственное регулирование корпоративных финансов является одним из наиболее значимых и сложных аспектов управления экономикой, поскольку оно напрямую влияет на эффективность функционирования корпораций, их инвестиционные возможности и, как следствие, на общее благосостояние общества. Эта проблематика требует глубокого анализа и понимания, ведь каждый шаг в направлении регулирования корпоративных финансов может иметь далеко идущие последствия для экономической системы в целом.
Вопрос государственного регулирования финансовых отношений корпораций изучался такими учеными, как Е. Юдина, Ю. Истомина, А. Пятин. В научной статье М. Судаковой "Государственное регулирование финансовых отношений корпораций в Российской Федерации" были рассмотрены цели и актуальные направления государственного регулирования финансовых отношений корпораций, а также положительное и отрицательное влияние этого регулирования на финансовую деятельность корпораций.
В эпоху рыночных отношений сложность и разнообразие экономической активности компаний требуют разработки новых методов взаимодействия с партнерами, что влечет за собой необходимость в государственном вмешательстве. В этом контексте государство обязано гарантировать всем предприятиям, независимо от их структуры собственности и специализации, равные правовые и экономические условия для их финансово-экономической работы.
Задача государственного регулирования корпоративных финансов заключается в создании оптимальных условий для их функционирования, обеспечении справедливости и прозрачности в финансовых отношениях, а также в предотвращении финансовых рисков и преступлений, которые могут нанести ущерб национальной экономике и доверию к финансовой системе. Это требует от государственных органов проведения тщательного анализа текущего положения дел, разработки и внедрения эффективных нормативно-правовых актов, а также их грамотной реализации в практике. Важно учитывать, что корпоративные финансы охватывают широкий спектр аспектов, включая бюджетирование, кредитование, инвестирование, управление рисками и другие ключевые процессы, которые необходимо контролировать и направлять в соответствии с общенациональными интересами и стратегическими целями развития страны.
Мировые примеры демонстрируют, что государственное вмешательство является характерной чертой экономик с развитым рынком, при этом оно сосуществует с широкими возможностями для компаний в выборе стратегий, форм и методов их бизнеса [1].
Государственное регулирование в сфере финансово-экономической деятельности предприятий является процессом установления законодательными средствами правил для создания и развития внешних и внутренних финансовых связей, а также для проведения ключевых финансовых операций.
Для большего понимания процесса государственного регулирования финансовых отношений корпораций рассмотрим его цели.
Основные цели государственного регулирования финансов корпораций:
1. Обеспечение соответствия форм и методов государственного регулирования финансовой деятельности корпораций утвержденной государственной финансовой политике в целом.
2. Создание равных условий для осуществления финансовой деятельности различных корпораций по типу собственности, отраслевой принадлежности и организационно-правовым формам их функционирования, а также для формирования финансовых ресурсов, включая доступ к внешним источникам.
3. Защита корпораций от незаконных действий со стороны недобросовестных партнеров и мошенников в процессе финансовой деятельности.
4. Регулирование внешних и внутренних финансовых отношений в области государственных финансов, корпоративных финансов и финансов домашних хозяйств.
5. Нормирование различных аспектов финансовой деятельности корпораций и их структур.
Основной целью государственного регулирования корпоративных финансов, как говорилось ранее, является создание условий для устойчивого развития корпораций и предотвращение возможных финансовых кризисов. Для достижения этой цели применяются различные направления государственного регулирования, которые обеспечивают соблюдение требований финансовой дисциплины и обеспечивают прозрачность финансовых операций корпораций.
Одно из направлений государственного регулирования корпоративных финансов -это законодательное регулирование. Государство устанавливает законодательные акты, которые определяют правила и нормы, соблюдение которых является обяза-
тельным для всех корпораций [2]. Например, законодательство может устанавливать требования к отчетности корпораций, обязательное аудиторское обследование, правила распределения прибыли и т.д. Эти меры способствуют установлению порядка в финансовых отношениях корпораций и повышают надежность и прозрачность их деятельности.
Другое направление государственного регулирования - это монетарная политика [3]. Государство может устанавливать определенные правила и нормы для работы корпораций с финансовыми инструментами. Например, государство может устанавливать ограничения на объемы кредитования корпораций, устанавливать ставки налогообложения для различных видов финансовых операций, контролировать уровень инфляции и др. Монетарная политика государства позволяет регулировать потоки денежных средств в экономике и предотвращает возможность возникновения финансовых кризисов.
Третье направление государственного регулирования корпоративных финансов -это фискальная политика. Государство может устанавливать налоговую политику, которая регулирует финансовые отношения корпораций. Налоги, взимаемые с корпораций, могут быть направлены на развитие экономики страны или региона, создание социальной инфраструктуры, поддержку малого и среднего бизнеса и т.д. [4, с. 101]. Фискальная политика позволяет государству контролировать финансовые потоки и обеспечивает финансовую устойчивость государства и корпораций.
Результаты исследования
В современном мире финансовые отношения корпораций играют ключевую роль в экономическом развитии страны. Они определяют не только успех и процветание компаний, но и влияют на общественную политику, социальные программы и жизнь каждого человека. Государственное регулирование финансовых отношений является
ЬА]¥
одним из инструментов, которые государства применяют для контроля и стимулирования деятельности корпораций.
С одной стороны, государственное регулирование может быть полезным для обеспечения стабильности и защиты интересов всех участников финансовых отношений. Оно позволяет предотвратить финансовые кризисы, бороться с монополиями и повышать уровень конкурентоспособности компаний. Благодаря государственному вмешательству можно создать равные условия для всех участников рынка, а также защитить права потребителей.
С другой стороны, государственное регулирование может оказывать негативное воздействие на деятельность корпораций. Избыточная бюрократия и лишние ограничения могут замедлить развитие компаний и ограничить их инновационный потенциал. Кроме того, некоторые формы государственного регулирования могут привести к коррупции или неэффективному расходованию бюджетных средств.
Государственное регулирование финансовых отношений корпораций имеет несколько положительных сторон, которые необходимо рассмотреть. Во-первых, такое регулирование позволяет контролировать деятельность корпораций и защищать интересы потребителей и инвесторов. Государство может установить нормы и стандарты, которым должны соответствовать финансовые операции корпораций, чтобы предотвратить мошенничество и недобросовестные практики.
Во-вторых, государственное регулирование может способствовать созданию равных условий для всех участников рынка. Крупные корпорации имеют больше ресурсов и возможностей для преодоления конкуренции, что может приводить к неправомерному монополизму. Государство может вмешаться в этот процесс и установить правила, которые помогут предотвратить концентрацию рынка в руках нескольких крупных игроков.
Третьим положительным аспектом государственного регулирования является установление мер влияния на финансовую стабильность и безопасность в экономике. В кризисные периоды государство может принимать меры для предотвращения коллапса финансовой системы, такие как предоставление финансовой помощи или установление ограничений на финансовую деятельность корпораций. Это важно для сохранения благоприятного климата для бизнеса и постепенного восстановления экономики [5, с. 315].
Государственное регулирование финансовых отношений корпораций также может способствовать поддержке и развитию определенных отраслей экономики. Государственные органы могут выделять финансовые ресурсы в виде субсидий или налоговых льгот для стимулирования инвестиций и инноваций в определенных секторах. Это может помочь развитию новых технологий, созданию рабочих мест и улучшению качества жизни населения.
Государственное регулирование финансовых отношений корпораций является неотъемлемой частью экономической политики многих стран. Оно направлено на обеспечение стабильности и устойчивости финансовой системы, защиту интересов инвесторов и потребителей, а также наладку равноправной конкуренции. Однако, несмотря на свою необходимость, государственное регулирование имеет и свои негативные аспекты, которые следует учитывать.
Один из основных недостатков государственного регулирования это возможное ограничение свободы предпринимательства. Вмешательство государства в финансовые отношения корпораций может привести к росту бюрократической нагрузки, лишению предпринимателей возможности самостоятельно принимать решения и ограничению их свободы действий. Это может замедлить развитие бизнеса и увеличить затраты, что, в свою очередь, может
негативно сказаться на экономическом росте и конкурентоспособности страны.
Одним из последствий государственного регулирования является возможное искажение конкуренции. В некоторых случаях государство может создать преимущества для определенных корпораций либо же накладывать регулятивные ограничения на конкурентов. Это может привести к снижению эффективности рыночной экономики и формированию монополистических структур, что ограничивает выбор потребителей и может привести к повышению цен на товары и услуги.
Еще одним недостатком государственного регулирования финансовых отношений корпораций является возможность коррупции и несоблюдения законов. В условиях повышенного вмешательства государства возникает риск того, что представители власти будут злоупотреблять своими полномочиями и принимать решения не в интересах общества, а в личных целях. В результате качество государственного регулирования может оказаться низким, а его эффективность - сомнительной.
Наконец, следует отметить, что государственное регулирование может не всегда учитывать специфику каждой конкретной корпорации. Установление общих правил и норм может не учитывать особенности деятельности различных отраслей экономики и в итоге создать неоправданные ограничения и препятствия для развития определенных компаний.
В заключение, хотя государственное регулирование финансовых отношений корпораций имеет ряд положительных аспектов, следует учитывать и его негативные стороны. Ограничение свободы предпринимательства, искажение конкуренции, возможность коррупции и неправильное учи-тывание специфики каждой компании это лишь некоторые из потенциальных проблем. Поэтому при разработке и реализации государственной политики необходимо найти баланс между необходимостью ре-
гулирования и сохранением свободы предпринимательства и развития корпораций.
Выводы
Государственное регулирование финансовых отношений корпораций имеет огромное значение для эффективной работы компаний и обеспечения стабильности финансовой системы в целом. В данной статье было рассмотрено несколько аспектов этого регулирования.
В первую очередь, было отмечено, что государственное вмешательство в финансовые отношения корпораций является необходимым, чтобы предотвратить возможные нарушения законов и норм, а также уравнять условия конкуренции. Государство может устанавливать правила и ограничения, которые важны для предотвращения монополизации рынков и защиты интересов потребителей.
Однако следует отметить, что необходимо найти баланс между регулированием и свободой предпринимательства. Слишком жесткое вмешательство государства может привести к ограничению инноваций и развития компаний, а также созданию излишних административных барьеров.
Во вторую очередь было обсуждено значение государственного регулирования финансовых отношений корпораций для обеспечения финансовой устойчивости. Государство может устанавливать правила и нормы, которые помогают предотвратить финансовые кризисы и неустойчивость на рынке. Например, введение требований по уровню капитала и ликвидности может способствовать снижению рисков и обеспечению устойчивости финансовой системы.
Кроме того, государство играет важную роль в защите интересов инвесторов. Регулирование может включать требования к обязательной отчетности, дивидендной политике, управлению рисками и прозрачности финансовой информации. Это позволяет инвесторам получить достоверную информацию о финансовом положении компаний и принимать обоснованные инвестиционные решения.
LAW
В заключение государственное регулирование финансовых отношений корпораций является неотъемлемой частью современной экономики и важным инструментом для обеспечения эффективной работы
компаний и стабильности финансовой системы в целом. Однако необходимо найти баланс между регулированием и свободой предпринимательства, чтобы не ограничивать инновации и развитие компаний.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Никерясова, В.В., Хвостенко, О.А. Современные тенденции взаимодействия государственных и корпоративных финансов // Инновации и инвестиции. М.: Эксмо-АСТ, 2022. С. 140-145.
2. Исакова, Н.Ю. Финансы и финансовая система государства: учебное пособие / Н.Ю. Исакова, Ю.А. Долгих, А.Г. Лачихина; под общ. ред. канд. экон. наук, доц. Н.Ю. Исаковой; Мин-во науки и высшего образования РФ. 2-е изд., перераб. и доп. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2019. 124 с.
3. Цыгулев, П.Р., Захарова, В.А. Проблемы и перспективы государственного регулирования финансов корпораций // Вестник Московского университета. Сер. Экономика. 2021. № 4. С. 92-107.
4. Франкенштейн, М.Л. Финансовая стратегия: от теории к практике. М.: ИНФРА-М, 2020. 240 с.
5. Каратуев, А.Г. Финансовый менеджмент: учебно-справочное пособие. М.: ИДФБК-ПРЕСС, 2001. 496 с.
REFERENCES
1. Nikeryasova, V.V., Khvostenko, O.A. Modern trends in the interaction of state and corporate finance // Innovations and investments. M.: Eksmo-AST, 2022. pp. 140-145.
2. Isakova, N.Y. Finance and financial system of the state: textbook / N.Y. Isakova, Y. A. Dolgikh, A.G. Lachikhina ; edited by Cand. N.Y. Isakova; Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation. 2nd ed., rev. and supplement. Ekaterinburg: Izd-e Ural. uncta, 2019. 124 p.
3. Tsygulev, P.R., Zakharova, V.A. Problems and prospects of state regulation of corporate finance // Bulletin of the Moscow University. Ser. Ekonomika. 2021. No. 4. pp. 92-107.
4. Frankenstein, M.L. Financial strategy: from theory to practice. M.: INFRA-M, 2020. 240 p.
5. Karatuev, A.G. Financial management: An educational and reference manual. M.: FBK-PRESS Publishing House, 2001. 496 p.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Грязева Марина Сергеевна, старший преподаватель кафедры финансов, кандидат экономических наук, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Донецкая академия управления и государственной службы» (ФГБОУ ВО «ДоНАУИГС»), г. Донецк, ДНР, Российская Федерация.
E- mail: [email protected]
Бондаренко Валерия Александровна, студентка кафедры управления персоналом и экономики труда, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Донецкая академия управления и государственной службы» (ФГБОУ ВО «ДОНАУИГС»), г. Донецк, ДНР, Российская Федерация.
E- mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Marina S. Gryazeva, Senior Lecturer at the Department of Finance, Candidate of Economic Sciences, Donetsk Academy of Management and Public Administration (DONAUIGS), Donetsk, Donetsk People's Republic, Russian Federation.
E-mail: [email protected]
Valeria A. Bondarenko, student of the Department of Personnel Management and Labor Economics, Donetsk Academy of Management and Public Administration (DONAUIGS), Donetsk, Donetsk People's Republic, Russian Federation.
E-mail: [email protected]
Дата поступления статьи / Received: 29.03.2024 Дата рецензирования статьи / Revised: 17.05.2024 Принята к публикации / Accepted: 15.06.2024