Научная статья на тему 'Государственное регулирование экономики'

Государственное регулирование экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1539
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / ECONOMY / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ECONOMIC POLICY / ГОСУДАРСТВО / STATE / ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА / FINANCIAL AND BUDGETARY POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Эриашвили Нодари Дарчоевич, Маилян Самвел Суренович

Анализируется дефиниция экономическая политика, с рассмотрением возможных вариантов эффективного управления государством экономики. Выделяются несколько направлений, на базе которых разрабатываются варианты регулирования экономики. Дана классификация экономической политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State regulation of economy

The definition economic policy, with consideration of possible options of effective management of the state of economy is analyzed. Some directions on the basis of which options of regulation of economy are developed are allocated. Classification of economic policy is given.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование экономики»

ненадлежащей рекламы, а также создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы.

Закон о рекламе является основным законодательным актам в области правового регулирования рекламных отношений, однако вопросы, связанные с ними, содержатся и в иных специальных законах.

Закон о рекламе подтвердил сложившееся за время действия предыдущего закона положение о том, что законодательство о рекламе состоит исключительно из актов федерального уровня. Источниками права в части правового регулирования рекламных правоотношений, в том числе отношений, возникающих в процессе производства, размещения и распространения рекламы, являются Закон о рекламе, а также иные принятые в соответствии с ним федеральные законы, нормативные правовые акты Президента РФ, нормативные правовые акты Правительства РФ. Обратим внимание, что в данном перечне отсутствуют ведомственные акты. На данное положение указывает содержание ст. 3 Закона о рекламе.

Если вопросы рекламной деятельности выходят за пределы гражданско-правовых отношений и не являются предметом ведения Российской Федерации (например, определение административной ответст-

венности за нарушение рекламного законодательства), то субъекты Российской Федерации могут осуществлять их законодательное регулирование в рамках, определенных Конституцией РФ.

Кроме того, исходя их норм Конституции (ст. 130, 132 и 133), органы местного самоуправления вправе самостоятельно решать вопросы местного значения, связанные, в частности, с особенностями распространения наружной рекламы, поскольку они затрагивают правомочия пользования, владения и распоряжения муниципальной собственностью.

Нормы Закона регулируют соответствующие отношения независимо от места производства рекламы, если ее распространение осуществляется на территории РФ. При этом Закон действует не только на территории РФ, но и за ее пределами в тех случаях, когда действия юридических лиц или граждан Российской Федерации в области рекламы приводят к ограничению конкуренции, введению в заблуждение юридических или физических лиц на территории Российской Федерации или влекут за собой иные отрицательные последствия на рынках товаров, работ или услуг России (ст. 1 Закона). Например, публикуют в распространяемых в нашей стране иностранных средствах массовой информации ненадлежащую рекламу.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ

НОДАРИ ДАРЧОЕВИЧ ЭРИАШВИЛИ,

доктор экономических наук, кандидат юридических наук, профессор

E-mail: professor60@mail.ru; САМВЕЛ СУРЕНОВИЧ МАИЛЯН, Заслуженный юрист РФ, доктор юридических наук, профессор Научная специальность 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Анализируется дефиниция — экономическая политика, с рассмотрением возможных вариантов эффективного управления государством экономики. Выделяются несколько направлений, на базе которых разрабатываются варианты регулирования экономики. Дана классификация экономической политики.

Ключевые слова: экономика, экономическая политика, государство, финансово-бюджетная политика.

Annotation. The definition — economic policy, with consideration of possible options of effective management of the state of economy is analyzed. Some directions on the basis of which options of regulation of economy are developed are allocated. Classification of economic policy is given.

Keywords: economy, economic policy, state, financial and budgetary policy.

Политическая карта мира во второй половине ХХ в. и в первой половине XXI в. сильно изменилась: появилось много новых независимых государств. Это явилось следствием, во-первых, развала мировой колониальной системы, во-вторых, образования новых государств в результате гражданских войн (в основном это касается Африки и Юго-Восточной Азии), в-третьих, распада Советского Союза.

Значительные изменения произошли в мировой экономике, что проявилось, в частности, в процессах интеграции и международного разделения труда, в неустойчивом развитии финансово-экономической системы Запада, в проведении высокоразвитыми странами неоколониальной политики. Хотя Конституция РФ признает идеологическое многообразие и запрещает установление какой-либо идеологии в качестве государственной или обязательной (ст. 13), официальный курс реформ, осуществляемых с конца 1991 г., проводился и продолжается в духе определенной идеологии. «Если политика перестройки вначале ориентировалась на всестороннее совершенствование социализма, то новейшие реформы идут под знаменем уже иной идеологии, неолиберальной, причем в ее радикальном варианте. В российском преломлении ее суть — в реставрации частной собственности на средства производства (ресурс) и утверждении рыночно-капиталистических принципов хозяйствования, в отказе от марксизма и его ленинского направления как изначально утопического учения»1.

Смысл проводимой экономической политики предопределяет технологию и содержание государственного управления. При этом государственная политика может пониматься по-разному из-за разных взглядов на соотношение понятий «общество» и «государство», соотношение объективного и субъективного в историческом процессе. «Общество» и «гражданское общество» — это плюрализм мнений, интересов, взглядов, мотивов и т.д.

Государство же с помощью государственной политики вырабатывает стратегические ориентиры, при этом большое значение имеют моменты общего интереса и воли большинства граждан. Государственная политика закреплена государственно-правовыми структурами и содержит в себе целеполагание2.

От выбора целей зависит результат общественных, коллективных и личных усилий.

Сложность целеполагания заключается в том, что необходимо выделить из естественного множества то,

что не только нужно, но и практически реализуемо, т.е. цели должны быть дифференцированы, конкретизированы, четко доведены до каждого человека.

В гражданском обществе с плюрализмом мнений, интересов, мотивов, в конечном счете, цели и смысл состоят в росте материального и духовного развития народа. Выдвижение целей и их реализация опираются на государственную власть.

Тем самым внутренние проблемы общества должны являться подлинными источниками формирования государственных целей. Таким образом, целеполагание и планирование прямо связаны между собой. Исследователями из США отмечается, что «планирование — это принятие заранее решения о том, что делать, когда делать и кто будет делать. Планирование наводит мост между нашим нынешним положением и тем, которого мы хотим достичь»3. По сути, отказ от планирования означает отказ от целеполагания, а, следовательно, от самого управления. Не экономическое развитие является самоцелью (это всего лишь ресурсная база общества), а жизнедеятельность людей4.

Экономическая система — совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нем отношений собственности и хозяйственного механизма.

Конституция РФ не знает данного понятия, но содержащиеся в ней положения свидетельствуют о закреплении в ней норм, направленных на последовательное развитие такого хозяйства, при котором производство, распределение и перераспределение материальных и иных благ осуществляется посредством рыночных отношений, основанных на многообразии форм собственности и свободной конкуренции.

Пределы конституционного регулирования экономики определяются теми задачами, которые ставятся перед государством и обществом в целях обеспечения прогресса и процветания страны на основе объективно сложившихся принципов взаимоотношений между государственной властью и гражданским обществом. Именно последнее гарантирует демокра-

1 Черковец В.Н. Политическая экономия. Принципы. Проблемы. Политика. М., 2005. С. 161, 162.

2 Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. М., 1997. С. 51—70.

3 Кунц К, О'Доннел С. Управление, системный и ситуационный анализ управленческих функций. В 2 т. / Пер. с англ. Т. 1. М., 1981. С. 14.

4 ЭриашвилиН.Д. Теневая экономика и экономическая безопасность РФ. М., 2014. С. 12.

тический порядок экономической жизни общества, создает возможность для самореализации личности и человеческих коллективов и устанавливает оптимальную меру вмешательства в экономический, социальный и духовный процесс. Исходя из того, что государство нуждается в постоянной корреляции собственного влияния на экономику, объем конституционно-правового регулирования в этой сфере ограничен требованиями мобильности государственной экономической политики, требующей закрепления лишь тех ее рамок, которые возводятся обществом в ранг признанных ценностей.

Конституция РФ в содержание основ конституционного строя государства включает нормы, регулирующие отношения, связанные с экономической системой РФ и являющиеся существенной предпосылкой полновластия народа и реальной свободы личности.

Экономические отношения в обществе складываются из конституционно-правового регулирования отношений собственности, производства, обмена, распределения и потребления материальных и духовных благ, и хотя они в своей основе возникают и развиваются объективно, однако общество и государство, используя законодательство и социальные нормы, могут оказывать на них значительное влияние5.

Не менее важно рассмотреть такие понятия, как «государственное регулирование» и «экономическая политика». Государственное регулирование включает в себя определенные институты в виде Министерства финансов, Центрального банка и т.д. и имеет свой объект воздействия на экономику, т.е. определенный сектор экономики, где рыночный механизм функционирует плохо или вообще не функционирует, а также методику, методологию и инструменты воздействия на экономические процессы.

По существу, государственное регулирование в таком значении имеет инструментальный смысл. Экономическая политика отражает экономический строй, т.е. реализует некую упорядоченную идею, зафиксированную в законодательных актах.

Цели государственной экономической политики могут совпадать с целями государственного регулирования в том случае, если главными целями экономической политики являются только те задачи, которые не способен решить сам рынок.

Исходя из целеполагания в общем виде, можно классифицировать следующие виды экономической политики.

♦ стабилизационная политика — наиболее характерна для ситуации кризиса, спада производства. Когда необходимо подавить негативные стихийные процессы, достичь управляемости, предотвратить дальнейшее ухудшение дел;

♦ социальная политика — в высокоразвитых странах на первый план выходит в тесной увязке с экономикой, выдвигаются социальные цели. Так называемые страны с социально ориентированной экономикой;

♦ политика «общеэкономическогоравновесия» — под этим видом политики понимается так называемый «магический четырехугольник», включающий: стабильность цен (под стабильностью понимается недопущение роста цен на величину, превышающую 1% в год, при этом реально рост цен может быть намного больше, если растет качество товаров и услуг, но это не является инфляционным процессом); высокий уровень занятости — принято считать, что уровень безработицы в пределах от 3 до 7% рассматривается как нормальный; соразмерный экономический рост — согласно современным воззрениям экономический рост, измеряемый стабильным приростом ВВП на 3—4% в год, считается результатом успешной экономической политики государства; сбалансированность внешнеторговых операций — цель считается достигнутой при положительном сальдо внешнеторгового баланса.

Для проведения в жизнь той или иной выбранной стратегии развития государство должно использовать всю совокупность рычагов, имеющихся в его распоряжении для воздействия на экономические процессы.

Конкретными инструментами экономической политики выступают:

♦ фискальные рычаги;

♦ монетаристские или кредитно-денежные инструменты;

♦ установление предельных (максимальных или минимальных) уровней цен на определенные виды товаров и величин объемов производства получаемых предпринимательских доходов;

♦ введение запретов и ограничений на определенные виды экономической деятельности;

♦ прямое директивное планирование, в основном на казенных заводах;

5 Миронов А.Л. Конституционно-правовое регулирование экономической системы РФ // Образование. Наука. Научные кадры. 2011. № 4. С. 131.

♦ в области внешней торговли введение экспортно-импортных тарифов, таможенных пошлин, квот на ввоз и вывоз товаров и капитала.

Абстрагируясь от тонкостей, нюансов, можно выделить несколько направлений, на базе которых разрабатываются варианты регулирования экономики.

Первая модель, ортодоксальная, так называемая монетаристская модель. В ней предусмотрено, с одной стороны, минимальное участие государства в хозяйственной деятельности. Государству необходимо лишь поддерживать темпы прироста денежной массы в обращении в соответствии с реальными возможностями увеличения производства, а также необходимо стремиться к сбалансированности госбюджета. С другой стороны, подразумевается максимальное использование рыночных регуляторов, т.е. максимальная либерализация условий деятельности предприятий, как на внутреннем, так и на мировом рынке. Элементы монетаризма просматриваются еще в экономических учениях древности и в явном виде присутствуют у меркантилистов. В определенной степени монетаризм присущ и классической школе, в частности Д. Рикар-до. В современном же, законченном виде концепция монетаризма выражена в работах лауреата Нобелевской премии по экономике за 1976 г., американца Мильтона Фридмана. М. Фридман — признанный глава монетаристской школы. Он опубликовал совместно с А. Шварцем монографию «Монетарная история США 1897—1960», где отстаивает позицию, согласно которой все крупные изменения в хозяйственной жизни связаны прежде всего с денежной массой и ее движением.

Все крупные экономические потрясения, включая кризис 1930 г., объявляются Фридманом результатом осуществления денежной политики, а не последствием нестабильности рыночной экономики.

Фридман довольно часто высказывается против социальных мер правительства, объясняя это тем, что, в конечном счете, они не улучшат, а ухудшат положение как малоимущих, так и всего хозяйства в целом. Фридман подчеркивает огромную роль свободы в рыночной экономике.

Макроэкономическая денежная политика в ее монетарной форме связывается прежде всего с воздействием на денежную массу.

Вторая модель — кейнсианская. Дж.М. Кейнс (1883—1946) —английский ученый-экономист — стал настолько известным, что его именем названо целое

направление в экономической науке. Наиболее известна его работа «Общая теория занятости, процента и денег». Интересно высказывание одного из его последователей П. Самуэльсона об этой работе: «Общая теория занятости, процента и денег — ужасно написанная книга. Она полна иллюзий и путаницы. Сама кейнсианская система изложена в ней неясно. Вспышки озарения и интуиции перемежаются с нудной алгеброй. Когда ее, в конце концов, одолеешь, то оказывается, что анализ в ней очевиден и в то же время нов. Короче говоря, это работа гения».

Из кейнсианской теории вытекают практические выводы: главная задача государственной экономической политики состоит в сохранении макроэкономического равновесия через воздействие на совокупный спрос, используя кредитно-денежные рычаги.

Если в стране начинается инфляция, это означает, что совокупный спрос излишен и должен быть сокращен, также должен быть ужесточен налоговый режим. Если же главная проблема — безработица, то необходимо ослабить налоговый режим.

Кейнсианская модель предполагает более активное вмешательство государства в экономику. Первоначально кейнсианская модель была воспринята как одна из разновидностей социалистической концепции. Исходя из идеи о неэффективности рыночного механизма, социалисты и Кейнс делали совершенно различные выводы. Социалисты предлагали ликвидировать рыночную систему, кейнсианцы же настаивали на необходимости корректировки ее методами государственной политики.

Фискальная политика (финансово-бюджетная) распространяет свое действие на основные элементы государственной казны. Фискальная политика объединяет в себе такие формы финансовой политики, как бюджетная, налоговая, политика доходов и расходов. В целом фискальная политика проявляется в совокупности государственных мероприятий по организации управления финансовыми ресурсами государства. Одна из важнейших задач фискальной политики состоит в поиске источников формирования централизованных денежных фондов. Оказывая влияние на совокупный спрос и предложение, тем самым воздействует на общую экономическую конъюнктуру.

В макроэкономической финансово-бюджетной политике принято разделять две генеральные линии, которые складываются в зависимости от общей экономической ситуации в стране.

1. В период экономического бума, резкого подъема деловой активности, фискальная политика носит ограничительную направленность, сдерживает параметры роста в допустимых пределах.

2. При нарастании спада производства фискальная политика носит расширительный характер, т.е., направлена на расширение производства, других видов экономической деятельности.

Между этими двумя курсами находится третий — это так называемая стабилизационная политика.

Политика стабилизации соответствует устойчивому состоянию экономики. Иначе говоря, эта политика стремится приблизить макроэкономические показатели к оптимальным. Принято различать автоматическую и регулируемую стабилизацию. Автоматические стабилизаторы предусмотрены заранее и введены в законодательные акты, отражены в действующих положениях, нормативных документах, регулирующих экономическую деятельность. Например, при уменьшении доходов автоматически снижается величина налога, взимаемого с дохода. Однако не всегда автоматические стабилизаторы способны гасить возникающие колебания. На смену приходит оперативное регулирование, т.е. текущая реакция правительственных органов на возникающие отклонения.

К числу наиболее распространенных способов относятся общественные работы, программы материальной помощи, изменение налоговых ставок и т.д.

Привлечение безработных к выполнению общественных работ с оплатой за государственный счет служит оперативным способом борьбы с нарастающей безработицей.

Денежная политика считается жесткой, если государство сокращает денежную массу, ограничивает эмиссию, способствует поддержанию высоких процентных ставок на получение денег в кредит, и мягкой, — если не препятствует увеличению денежной массы.

Инструментами монетарной политики выступают: политика рефинансирования, политика операций на открытом рынке, политика резервирования.

Политика рефинансирования (учетная политика) заключается в воздействии ЦБ посредством процентной ставки на объем кредитных ресурсов и соответственно на объем денежной массы в обращении. Центральный банк назначает учетную ставку процента, в соответствии с которой он предоставляет кредиты коммерческим банкам, которые перепродают их своим заемщикам, осуществляя рефинансирование.

Тем самым, поднимая цену, увеличивая свою учетную ставку, ЦБ сдерживает спрос на кредиты и сужает денежную массу в обращении, а снижая учетную ставку — способствует увеличению денежной массы.

Центральный банк способен регулировать денежную массу посредством операций на открытом рынке, выступая в качестве продавца или покупателя государственных ценных бумаг. Продавая ценные бумаги, ЦБ изымает деньги из обращения и сужает денежную массу. Покупая ценные бумаги, ЦБ расширяет денежную массу, осуществляя дополнительную эмиссию.

Политика резервирования— ЦБ вправе обязать коммерческие банки держать определенную часть своих активов в виде беспроцентного резерва в ЦБ. Чем выше норма такого резервирования, тем меньшими возможностями свободно оперировать денежными средствами обладают коммерческие банки, иначе говоря, происходит уменьшение денежной массы, и наоборот.

Кроме фискальной и монетарной политики существуют и другие виды экономической политики. К ним относится и структурно-инвестиционная политика, которая выражается в воздействии государства на формирование и изменение отраслевой и региональной структуры производства. Структурная политика призвана способствовать прогрессивным изменениям в структуре производства. Проявлением данной политики выступают научно-техническая, конверсионная, промышленная и аграрная направленности.

Этим проблемам большое внимание уделяли американские ученые В. Леонтьев, С. Кузнец, Дж. Гэлб-рейт и многие другие.

Хозяйство состоит из многих макроэкономических элементов, связанных друг с другом. Соотношение между этими элементами представляет собой экономическую структуру.

Так, успех в экономическом росте многих стран Запада, а также Юго-Восточной Азии произошел в результате резкого изменения структуры хозяйства.

Экономическая структура не постоянна, она не является заданной раз и навсегда. Структурные изменения в одном случае могут происходить стихийно, в результате изменения в норме прибыли.

Другой путь — использование государственных рычагов для ускорения прогрессивных структурных изменений. Этот путь использовали в основном Япония, Южная Корея, т.е. этот путь подразумевает под-

ключение централизованных рычагов регулирования, ускоренный межотраслевой перелив ресурсов.

Социальная политика государства направлена в первую очередь, на социальную защиту населения с помощью регулирования доходов населения и оплаты труда, регулирование занятости.

Внешнеэкономическая политика — в качестве инструментов ее проведения выступают таможенные тарифы, пошлины, экспортно-импортные ограничения, обменный курс валют, валютный контроль6.

Большое значение в современном мире имеет анализ экономической политики, который распадается на две части: анализ последствий и их оценка.

Например, принят закон об изменении пенсионного возраста. Каковы будут последствия для социального обеспечения? Что произойдет при введении платы за обучение в высших учебных заведениях?

Необходимо отметить, что последствия экономической политики трудно предсказуемы. На практике бывает так, что реальные последствия экономической политики заметно отличаются от предполагаемых результатов.

Часто экономическая политика может увеличить национальное производство, но вместе с тем привести к неравенству. Она может увеличить занятость, но одновременно увеличить и уровень инфляции; быть полезной для одной группы лиц, но ухудшить положение другой. Тем самым при выборе той или иной экономической политики задача состоит в том, чтобы выбрать такие инструменты, которые минимизиро-

вали бы возникающие социальные потери. При этом большое значение для выбора тех или иных инструментов имеет тип экономики — «открытая» или «закрытая» экономика.

Вышеназванная теория экономической политики Я. Тинбергена в 1970-е гг. была подвергнута критике, которая выявила ряд крупных недостатков этой теории. Фридман, Брейнард Вильям Пул и Роберт Лунас подвергли сомнению возможность использования эконометрических моделей для разработки экономической политики.

Тинберген исходил из представления о стабильных количественных связях между инструментами и целевыми показателями. Его оппоненты убедительно показали, что параметры больших моделей нельзя считать стабильными. Центральной проблемой является трактовка ожиданий в стандартных моделях. Утверждается, что провал экономической политики США в 60-х гг. был связан с недооценкой роли ожиданий7.

Нельзя не согласиться, что многие соотношения в больших моделях на сегодня слабо теоретически разработаны и в основном базируются на среднестатистических переменных прошлого. В то же время, как отмечают некоторые экономисты, эти модели полезны для интерпретации макроэкономических событий8.

6 Курс экономики / Под ред. Б.А. Райзберга. С. 667—679.

7 Сакс Дж, Ларрен Ф. С. 559—657.

8 Там же. С. 660.

Контроль и

ревизия

Бобошко В.И. Контроль и ревизия: Учеб. пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА.

В краткой и доступной форме рассмотрены основные вопросы, предусмотренные государственным образовательным стандартом и учебной программой по дисциплине «Контроль и ревизия».

Показаны взаимосвязь и отличия внешнего и внутреннего контроля. Раскрыты основные задачи и направления внутреннего контроля, взаимосвязь внутреннего контроля с внутрихозяйственным расчетом и системой мер по ограничению риска хозяйственной деятельности, оценка эффективности систем внутреннего контроля и аудита в государственных и муниципальных органах, предприятиях, организациях и учреждениях различных форм собственности. Большое внимание уделено методике контрольно-ревизионной работы: контролю формирования и исполнения бюджетных смет, предупреждению, выявлению и пресечению нарушений при формировании и использовании государственных и муниципальных ресурсов. Рассмотрены цели, задачи, виды, порядок планирования и документального оформления результатов ревизии. Показана специфика проверки основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств и расчетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.