Научная статья на тему 'Государственное регулирование эффективного использования природных ресурсов России и проблемы формирования национальной конкурентоспособности'

Государственное регулирование эффективного использования природных ресурсов России и проблемы формирования национальной конкурентоспособности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
939
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИРОДО-РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / СФЕРА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ / РЕНТА / ВОСПРОИЗВОДСТВО МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ БАЗЫ / NATURAL RESOURCES POTENTIAL / NATURE MANAGEMENT SPHERE / RENT / REPRODUCTION OF MINERAL AND RAW MATERIAL RESOURCES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ажогина Н. Н.

В статье рассматриваются традиционные для российской экономики проблемы, связанные с неэффективным использованием природных ресурсов, а также проблемы связанные с истощением сферы природопользования и, в первую очередь, недостаточным воспроизводством минерально-сырьевой базы. По мнению автора, для решения данных задач необходимо повысить платежи за пользование уникальными природными, которые должны носить рентный характер, и ввести договорные принципы недропользования, так как современная система лицензирования не справляется с вышеуказанными задачами

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The government regulation of the efficient use of Russian natural resources and the problems of forming the national competitive position

The article deals with the traditional problems of the Russian economy, connected with inefficient use of natural resources, the exhaustion of nature management and first of all, insufficient reproduction of mineral and raw material resources. According to the author the solution of these problems is to increase the payments for the use of the unique natural resources which must be of a rental character, and introduce the agreement principles concerning the use of mineral resources, as the modern licensing system does not cope with the above-mentioned tasks

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование эффективного использования природных ресурсов России и проблемы формирования национальной конкурентоспособности»

УДК 338.2

АжогинаН.Н., к. эк.н.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИИ И ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

The government regulation of the efficient use of Russian natural resources

and the problems of forming the national competitive position

В статье рассматриваются традиционные для российской экономики проблемы, связанные с неэффективным использованием природных ресурсов, а также проблемы связанные с истощением сферы природопользования и, в первую очередь, недостаточным воспроизводством минеральносырьевой базы. По мнению автора, для решения данных задач необходимо повысить платежи за пользование уникальными природными, которые должны носить рентный характер, и ввести договорные принципы недропользования, так как современная система лицензирования не справляется с вышеуказанными задачами.

Ключевые слова: природо-ресурсный потенциал, сфера природопользования, рента, воспроизводство минерально-сырьевой базы.

The article deals with the traditional problems of the Russian economy, connected with inefficient use of natural resources, the exhaustion of nature management and first of all, insufficient reproduction of mineral and raw material resources. According to the author the solution of these problems is to increase the payments for the use of the unique natural resources which must be of a rental character, and introduce the agreement principles concerning the use of mineral resources, as the modern licensing system does not cope with the above-mentioned tasks.

Key words: natural resources potential, nature management sphere, rent, reproduction of mineral and raw material resources.

Сфера природопользования является одним из наиболее важных для России геостратегических направлений государственного регулирования, особенно учитывая ее географическое, природно-ресурсное, экономическое и социально-демографическое положение. Характерной особенностью природно-ресурсного потенциала России являются его крупномасштабность и комплексность. Разнообразие природных ресурсов сочетается с большими запасами некоторых их видов и значительными объемами добычи. Однако используются эти природные ресурсы часто нерационально и с низкой эффективностью. Энергетические затраты на единицу продукции превышают показатели индустри-

ально развитых стран в 2,5-3 раза, а потребление лесных и земельных ресурсов - в 3-6 раз. А в условиях современного мирового финансовоэкономического кризиса усугубилась неконкурентоспособность российской готовой продукции на мировом рынке.

Это обусловлено экстенсивным развитием экономики страны, который обусловлен относительной обеспеченностью России природными богатствами.

Проблемы развития минерально-сырьевого комплекса и рационального использования природных ресурсов остаются прежними:

^ Недоучет принципов рационального природопользования при осуществлении макроэкономической политики, ведущий к сохранению экстенсивного характера использования природных ресурсов, углублению диспропорций между добывающими, перерабатывающими инфраструктурным комплексами экономики;

^ Несовершенство законодательства, порождающее

противоречия в сфере природопользования;

^ Отсутствие обоснованного и четкого разграничения полномочий между уровнями власти и недостаточной эффективностью управления природопользования на каждом уровне;

^ Несоответствие низкого уровня платежей за пользование природными ресурсами объективной экономической роли этих ресурсов в формировании доходов государства и предпринимательских структур;

^ Недоучет ассимиляционного потенциала природной среды как экономической ценности;

^ Неразвитость рыночных механизмов в сфере природопользования [1].

Важной особенностью природно-ресурсного потенциала России является то, что основные источники сырья расположены преимущественно в северных и восточных отдаленных районах со сложными природно-географическими условиями и плохо развитой инфраструктурой, что приводит к увеличению издержек по всей технологической цепочке природопользования и снижает конкурентоспособность российских сырьевых ресурсов на мировом рынке.

Тем не менее, более половины валютных поступлений Российская Федерация получает за счет экспорта первичного минерального сырья, прежде всего нефти и природного газа. Это происходит, в первую очередь, благодаря устойчиво растущим ценам на нефть, происходящее на протяжении нескольких десятилетий. Цены на нефть держались выше 30 долл. за баррель в 1980-1983 гг., один раз в пиковом режиме превысили эту отметку в 1990 г. И с 2000 г. колебались

около отметки 30 долл. за баррель. В октябре 2003 г. начался прерывистый их подъем: летом 2004 г - 40 долл. за баррель, осенью - 55 долл., а в августе 2005 г. - уже 61 долл. за баррель [2]. В июле 2008 года баррель нефти достиг своего максимума и его цена составила 147 долл. С сентября-октября, когда экономический кризис стал набирать обороты, цена за баррель нефти упала более чем в три раза и едва достигала 40 долл., а иногда опускалась и ниже. В 2010 году цена за баррель нефти колеблется около отметки 70 долл.

При сложившейся экономической системе России крайне важно устойчивое состояние мирового рынка топливно-энергетических ресурсов, так как сфера природопользования остается ведущей экспортной отраслью, обеспечивающей доходы государственного бюджета. И в условиях кризиса именно эта отрасль обеспечила антикризисные меры Правительства Российской Федерации, покрыв дефицит бюджета за счет средств, накопленных в Резервном фонде.

Помимо того, что в последнее десятилетие наблюдался рост и расширение российского топливно-энергетического сектора на мировом рынке, в развитии сферы природопользования в последние годы четко выделились две взаимонаправленные тенденции, неоднозначно действующие на внутриэкономическую обстановку страны. С одной стороны, это высокая прибыльность (рентабельность) добывающего сектора в сравнении с другими отраслями экономики, обусловленная рентными преимуществами отрасли, и, с другой стороны низкая инвестиционная активность.

О прибыльности отрасли свидетельствует то, что эти отрасли являются бюджетообразующими. Значительная доля налогов от топливно-энергетического сектора продолжает поступать в федеральный бюджет даже на фоне кризисной ситуации в самой отрасли. Однако основные фонды российской промышленности серьезно не обновлялись и износились на 70%, а их средний возраст составляет 25 лет.

В условиях кризиса необходимо стимулировать и поддерживать бизнес. Нужно вернуть 50%-ную льготу по налогу на прибыль для организаций, которые вкладывают свою прибыль в производство, расширяют его даже в условиях кризиса, модернизируют производство, внедряют новые технологии. В 2002 году после введения гл. 25 Налогового кодекса РФ, отменившего данную налоговую льготу, произошло снижение инвестиций [3]. В первую очередь это существенно сказалось на инвестициях в нефтедобычу и переработку.

Сфера природопользования в Российской Федерации обладает низкой инвестиционной привлекательностью по причине неблагоприятного географо-климатического размещения многих месторождений

полезных ископаемых, относительно невысокого качества минерального сырья, его низкой конкурентоспособности инфраструктурной неразвитости регионов, богатых природными ресурсами.

Необходимость больших капиталовложений в горную промышленность и повышенный риск этих вложений побуждает государственные и инвестиционные институты (банки, биржи) постоянно повышать требования к надежности и достоверности геологической информации о недрах (запасах полезных ископаемых). Поэтому независимая и профессиональная экспертиза материалов геолого-экономической оценки месторождений полезных ископаемых должна быть непременной составной частью процесса вовлечения их в промышленное освоение - безотносительно действующей экономической системы хозяйствования [4].

Сегодня весьма острой проблемой является недостаточное воспроизводство минерально-сырьевой базы (ВМСБ). Вот уже второе десятилетие подряд в России не ведутся масштабные геологоразведочные работы на перспективных площадях и как следствие -мало открытий новых месторождений с существенными запасами.

Воспроизводство минерально-сырьевой базы в широком смысле - это поиск и разведка новых месторождений, постановка на государственный баланс полезных ископаемых в количестве, достаточном для обеспечения внутренних потребностей страны в минеральном сырье и экспортных возможностей.

После отмены отчислений на ВМСБ с 2002 г. крупные компании снизили объем на геолого-разведочные работы почти вдвое, а средние и мелкие - практически вовсе их прекратили. Из прежних 50% отчислений на ВМСБ, поступающих сегодня в федеральный бюджет, на федеральные программы выделяется менее 15 %, а на территориальные - практически ничего. Поэтому все чаще звучат предложения восстановить эти отчисления для пополнения федерального и территориальных фондов ВМСБ [5].

В 2006 г. английская нефтекомпания British Petroleum опубликовала свое ежегодное исследование по проблемам мировой энергетики. Ее аналитики полагают, что России - при теперешнем балансе добычи и разведки - хватит нефти на 22 года. Ведь нынешние возможности для выкачки были предопределены еще в советское время. А сколько нефти сможет извлекать страна через десятилетие, закладывается сегодня.

По данным специалистов СибНАЦ, после 2012 года кривая динамики в приросте запасов углеводородного сырья может пойти вниз. При этом большую часть промышленных запасов Западной Сибири уверенно можно отнести к разряду «трудноизвлекаемых». А открыва-

ются месторождения в основном небольшие (не более нескольких миллионов или даже сотен тысяч тонн) и низкодебитные [6].

По сведениям Министерства природных ресурсов и Счетной палаты России, практически во всех 35 нефтедобывающих регионах страны картина одинакова. Запасы углеводородов толком не восполняются, зато стремительно истощается их наиболее рентабельная часть. При этом неизменно нарастает ущерб экологии - он не снизился, даже несмотря на значительное уменьшение с советских времен добычи. Вред от сжигания попутного нефтяного газа в факелах и масштабные выбросы в атмосферу по-прежнему остаются неохотно решаемой проблемой нефтекомплекса.

В целом же, по расчетам экономистов Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, для нормального развития и реконструкции нефтяной промышленности России в нее до 2015 г. надо вложить 180 - 195 млрд. долларов (т.е. по 12-13 млрд в год). Нынешняя ситуация от таких показателей далека — например, в 2000-м (когда конъюнктура мировых цен на нефть была достаточно выгодной) инвестиции в отрасль составили 4,4 млрд [7].

Отсутствие до настоящего времени утвержденного Правительством Российской Федерации Положения о порядке проведения государственной экспертизы запасов не только стимулировало попытки различных ведомств как на федеральном, так и региональном уровне подменить объективную геолого-экономическую оценку месторождений волевыми и административными решениями, но и позволило расчленять единую систему государственной экспертизы между различными ведомствами и их подразделениями, без четкого разграничения их полномочий.

Вследствие этого эффективный государственный контроль состояния запасов месторождений оказался утраченным, а государственный баланс, как основная система учета запасов, перестает отражать реальное состояние минерально-сырьевой базы страны. Отсутствие единого методического и координирующего центра, наделенного соответствующими полномочиями, фактически заморозило работу по реформированию системы государственного регулирования. В первую очередь это относится к подготовке важнейших нормативных документов (стандартов и правил), регулирующих методику разведки и геолого-экономической оценки месторождений, в том числе классификации запасов и руководств по их применению, исключающих в условиях либерализации экономики возможность злоупотреблений в оценке масштабов и значимости (стоимостных оценок) месторождений. Несмотря на то, что международное сообщество в рамках ООН в настоя-

щее время активно вырабатывает единые стандарты и правила в этой области (Государственный комитет по запасам с 1996 г. по поручению Министерства природных ресурсов Российской Федерации активно участвует в этой работе), многие развивающиеся страны, особенно страны бывшего социалистического лагеря, оперативно приводят свои нормативные акты в соответствие с выработанными предложениями, в российском министерстве эта работа заморожена, что создает дополнительные трудности во взаимоотношениях с иностранными инвесторами (особенно при освоении нефтяных месторождений) [8].

Итак, первичные поиск и разведка месторождений полезных ископаемых должна осуществляться государством за счет бюджетных средств. В частности, в Основах государственной политики в области использования минерального сырья, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2003 г. № 494-р, указывается необходимость осуществления следующих мероприятий:

• своевременное и регулярное финансирование из средств федерального бюджета геологических исследований, проводящихся в интересах обороны и безопасности страны, в целях прогнозирования, выявления и оценки минерально-сырьевых ресурсов в малоизученных районах, поиска и разведки стратегических видов минерального сырья, обеспечения потребностей отраслей промышленности в геологической информации о недрах, а также прогнозирования геологических процессов, опасных для жизни и здоровья населения;

• контроль и оценка состояния минерально-сырьевой базы;

• стимулирование деятельности добывающих компаний по проведению работ, направленных на получение прироста запасов полезных ископаемых, в том числе за счет бюджетных средств.

Данные положения, прописанные в распоряжении, на практике остаются лишь пожеланием Правительства Российской Федерации, и на пути развития природно-ресурсного потенциала существует две глобальные проблемы, указанные выше:

> отсутствие воспроизводства природных ресурсов;

> износ основных фондов добывающей промышленности, который ускоряется с каждым годом.

Очевидно, что развитие природно-ресурсного потенциала невозможно без соблюдения следующих условий:

■ повышение эффективности работ по поиску, разведке и разработке месторождений топливно-энергетических ресурсов с учетом экологических требований;

■ глубокая переработка и комплексное использование топливно-энергетических ресурсов;

■ поддержание инвестиционной устойчивости отрасли для регулярного воспроизводства основных фондов.

Российский ТЭК до сих пор еще является потенциально сильным конкурентом на мировом рынке, обладающим достаточно мощной инфраструктурой добычи, переработки и транспортировки нефти, а главное - интеллектуальной базой для создания высоких технологий.

Целью реализации последних научно-технических достижений должно стать не только снижение себестоимости продукции, но и формирование опережающих мероприятий, предотвращающих возникновение отрицательных антропогенных изменений и снижающих тем самым экологический риск в региональном и планетарном масштабах [9]. Ведь от качественного состояния и продуктивного использования природно-ресурсного потенциала зависит уровень жизни населения, перспективы экономического и социального прогресса на конкретной территории и в государстве в целом.

Таким образом, по нашему мнению, текущее состояние природно-ресурсного потенциала и, прежде всего нефтегазового комплекса, закладывает сегодня негативные тенденции для его развития в перспективе. Сокращение запасов на фоне увеличивающейся добычи ведет к тому, что весь ресурсный потенциал будет сосредоточен в северных регионах с трудно извлекаемыми запасами. Сокращение добывающего сектора приведет к сужению налогооблагаемой базы и, соответственно, к сокращению бюджетных расходов. Если в отрасль не будут направлены масштабные инвестиционные потоки (как в разведку, так и непосредственно в добычу), это приведет к массовому выбытию в ближайшее время существующих основных фондов и разрушению существующей производственной и транспортной инфраструктуры. Чтобы избежать данных негативных последствий Правительству Российской Федерации необходимо принять новый закон «О недрах» и реформировать налогообложение добычи полезных ископаемых.

С 2002 г. велась работа по реформированию законодательства, регулирующего сферу природопользования. К концу лета 2002 г. Министерство природных ресурсов завершило и внесло в Правительство проект Кодекса Российской Федерации о недрах, который представлял собой лишь один элемент огромного числа предложений, подготовленных МНР: всего в течение 3 лет МПР планировало предложить к принятию 300 новых нормативных актов, в том числе 142 закона. Затем появился Кодекс о недрах, инициированный депутатами и членами Совета Федерации А. Скочем, Н. Азаровым, В. Климовым,

А. Аристовым и другими, а затем и законопроект «О внесении изменений и дополнений в закон «О недрах» (депутатов А. Баранникова, Г. Бооса, В. Володина, С. Гвоздевой и др.). Все эти документы закрепляли действующий административный порядок пользования недрами, и были направлены на совершенствование лицензионной системы. Хотя совершенствование это было довольно механистическим: принципиальные вопросы привлечения инвестиций не решены (основные черты лицензионных соглашений, налогообложение, стабильность, переуступка прав и т.п.), но многие разработки, уточняющие многие процедурные вопросы были систематизированы. При этом остался без ответа вопрос о необходимости предложенной кодификации. Многие специалисты считают, что необходимо совершенствовать сам закон «О недрах» [10].

Например, одним из предложений по реформированию отношений между государством и инвестором в сфере недропользования стал гражданско-правовой договор, который давно обсуждался в Администрации Президента Российской Федерации, в частности комиссией Д.Н. Козака были вынесены следующие предложения:

1. Отнести недра к федеральной государственной

собственности, за исключением месторождений

общераспространенных полезных ископаемых.

2. Отказаться от лицензирования недропользования.

3. Отделить разведку участков недр от добычи полезных ископаемых.

4. Разведочный этап (и все стадии ВМСБ) осуществлять на основании договоров подряда.

5. Добычу полезных ископаемых осуществлять на основании договоров концессии.

6. Добывающей организации на основании договора концессии возмещать обоснованные затраты и нормальную прибыль.

7. Плату за разведочный этап по договору подряда осуществлять за счет бюджетных средств; возможно возмещение недропользователю собственных средств, затраченных на разведку, с получением преимущественного права на концессию [10].

Концессии в недропользовании так и не получили должного развития. В принятом законе 2005 г. «О концессионных соглашениях» в перечень объектов, предлагаемых в качестве концессий, недра не входят. Из новой редакции закона «О недрах» все же планировалось исключить принцип «двух ключей» и оставить все вопросы недропользования в распоряжении федеральных органов власти за исключением общераспространенных полезных ископаемых. В частности Прави-

тельством Российской Федерации была поддержана инициатива отделения добычи от разведки и замена системы лицензирования гражданско-правовым договором.

В июне 2005 Правительство РФ года внесло в Госдуму проект федерального закона «О недрах», разработанный министерством природных ресурсов. Однако законопроект был отозван. В частности, в нем отсутствовали критерии отнесения месторождений полезных ископаемых к категории стратегических. Но в проекте, все же, содержалось существенное нововведение - гражданско-правовая модель, которая для инвесторов значительно более предсказуемая и предпочтительная. В договоре, например, должен быть записан срок введения месторождения в эксплуатацию, сроки и объемы проведения геологических работ [11]. В конечном итоге законопроект так и не был принят Государственной Думой.

В старой редакции закона система недропользования основывается на лицензии. В соответствии со ст. 11 лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

Система лицензирования за время своего существования (около 15 лет) показала себя как неэффективный способ пользования недрами. Во-первых, в лицензии не прописываются условия деятельности недропользования, что часто приводит к нарушениям со стороны компаний. Во-вторых, из-за того, что не существует прав, обязанностей и ответственности сторон и государство может лишить компанию права пользования недрами в одностороннем порядке, это привело к отсутствие массовых прямых инвестиций за годы действия лицензионной системы.

Одним из направлений правительственного проекта был практически полный отказ от проведения конкурсов на право пользования участками недр. Это было обоснованно экономической целесообразностью: увеличением поступлений в бюджет. На наш взгляд, форма аукциона не может быть исключена, а в некоторых случаях даже может быть предпочтительна в российских условиях, так как результатом является не сумма разового платежа в бюджет, а социально-экономическое развитие территории и создание инфраструктуры. В труднодоступных районах и сложных условиях добычи это является актуальной задачей.

Так как правительственный законопроект не был принят, были внесены существенные положительные изменения в действующий

правовой акт, однако они не изменили коренным образом лицензионную систему недропользования. В частности, Министерство природных ресурсов разработало критерии для стратегических месторождений. Критерии по объему запасов полезных ископаемых для отнесения месторождений к категории стратегических: по нефти - это 70 млн тонн, по газу - 50 млрд кубометров. По мнению министра природных ресурсов и экологии Ю.П. Трутнева, в определении критериев важен вопрос баланса между привлекательностью недропользования для иностранных инвестиций и созданием системы преференций для национальных компаний. Новые критерии - это оценочное экспертное решение, оно совпадает с классификацией полезных ископаемых, где месторождения в зависимости от объемов запасов делятся на мелкие, средние, крупные и уникальные [12]. Соответствующие изменения внесены в Федеральный закон «О недрах» и с 1 января 2006 г. вступили в силу.

В. Нестеров считает, что определение стратегических месторождений ведет к монополизации и стагнации отрасли, потому что неоспоримые преимущества получают государственные компании, прежде всего «Газпром». «Участвуя в процессе распределения недр, «Газпром» сможет снимать сливки, не тратя на это значительных средств, - полагает В.Нестеров. - Ведь в противном случае монополии пришлось бы конкурировать за интересные месторождения с частными компаниями, которые могут предложить за них гораздо большие деньги».

На наш взгляд, данное мнение является оспоримым. Во-первых, во многих странах на стратегически важные для страны месторождения введены ограничения для иностранных инвесторов. Во-вторых, любая компания может разработать крупное, выгодно расположенное месторождение с хорошо развитой инфраструктурой, поэтому пусть это будет отечественная компания, налоги она заплатит в российский бюджет, и в идеале нужно создать условия, чтобы и прибыль и ренту она вложила в России. Для этого необходимо давать компенсации по налогам для компаний, которые инвестируют создание нефтеперерабатывающих мощностей. Что же касается иностранных инвестиций, они просто необходимы в труднодоступных районах с плохо развитой инфраструктурой, для малодебитных скважин, требующих крупных вложений на начальной стадии разработки. Инвестиции для данных объектов должны привлекаться на основе концессионных договоров, которые действительно являются одними из наиболее привлекательных как для государства, так и для инвестора, в отличие от соглашений о разделе продукции.

В 2008 г принято решение в целях обеспечения в перспективе потребностей Российской Федерации в стратегических и дефицитных видах полезных ископаемых из не предоставленных в пользование участков недр формировать федеральный фонд резервных участков недр. Также создается Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственный баланс запасов полезных ископаемых, которые составляются и ведутся федеральным органом управления государственным фондом недр на основе геологической информации, представляемой предприятиями, осуществляющими геологическое изучение недр, в федеральный и территориальный фонды геологической информации, а также на основе государственной отчетности предприятий, осуществляющих разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, представляемой в указанные фонды в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Для развития природно-ресурсного потенциала Российской Федерации, на наш взгляд, необходимо дальнейшее реформирование законодательства о недропользовании, которое должно предусмотреть следующие требования:

• Отделение поиска и разведки полезных ископаемых от их добычи. Это позволит государственным органам вести точный учет разведанных запасов и при проведении конкурса или аукциона на право пользования участками недр, продавать не «белое пятно», а конкретный участок, для которого определяются соответствующие платежи и налоги. Причем разведка должна находиться в ведении государства.

• Передача участков недр должна осуществляться только на основании договора, в котором должны быть прописаны все условия пользования недрами, права, обязанности, ответственность сторон, система платежей и налогов, а также штрафы и пени за несоблюдение условий договора.

• Проведение торгов на право пользования недрами должно осуществляться в два этапа. На первом - конкурсном - оцениваются возможности компании. На втором этапе проводится аукцион, из компаний, отвечающих определенным параметрам, выявленным на первом этапе, выигрывает та, которая предлагает наибольшую цену.

Необходимо изменение системы налогообложения и ресурсных платежей с целью повышения эффективности пользования недрами, усиления природоохранных мероприятий и повышения инвестиционной привлекательности объектов различной степени доступности, из-

влечение, перераспределение и социализация «природной» ренты. Это направление особенно актуально в условиях выхода из экономического кризиса, когда цены на нефть нестабильны, а, значит, падает конкурентоспособность и рентабельность некоторых российских добывающих предприятий. Система платежей за пользование недрами должна быть более гибкой, так как эти платежи имеют рентный характер, а размер ренты определяется исходя из цены продукта и величины спроса на сам продукт. Важность этого направления обусловлена тем, что даже после разграничения бюджетных доходов на нефтегазовые и ненефтегазовые дефицит бюджета без нефтегазовых доходов остается существенным. По планам российского руководства только лишь к 2011 году он не должен превышать 4,7 процента прогнозируемого в соответствующем финансовом году валового внутреннего продукта может финансироваться за счет нефтегазового трансферта [13].

Так как мировой финансово-экономический кризис привел к достаточно масштабным неблагоприятным последствиям для экономики Российской Федерации, роль добывающего сектора в экономике может измениться. На наш взгляд, особенно перспективным будет направление развития внутреннего рынка для добывающих предприятий, создание условий для перелива капитала между добывающими и перерабатывающими предприятиями, формирование промышленных комплексов от добычи до выпуска конкретного продукта, образование вертикально интегрированных компаний, ориентированных на внутренний и мировой рынок, а также активное вовлечение этих предприятий в инфраструктурные проекты с бюджетным финансированием.

Литература

1. Стратегия и проблемы устойчивого развития России в XXI веке / Под ред. Гранберга А.Г., Данилова-Данильяна И.В., Циканова М.М., Шопхоева Е.С. М.: Изд-во Экономика, 2002.

2.Субботина А. Цены на нефть и валютная стабильность // Экономист. 2007. № 3. С. 80.

3. Черник Д.Г. Грамотная налоговая политика - стимул и поддержка для бизнеса // Налоговый вестник. 2010. №1. С. 10.

4. Рента счет любит, 31.01.2006 г. [Электронный ресурс] Доступ: свободный: http://www.kadis.ru/dailv/daviust.phtml?id=25869&PrintVersion=1. -Заглавие с экрана. - Яз. Рус.

5. Тарасюк В.М Проблемы совершенствования законодательства в

сфере природопользования// Официальный сайт Федерального агентства по недропользованию Министерства природных ресурсов Российской Федерации [Электронный ресурс]. М., 2006. ,Режим доступа:

http://www.rosnedra.com/article/94.html.

6. ЗабеллоЯ. Монокультура нефти // Слияния и поглощения. 2007. N° 6. С. 71.

7.Дырка от скважины. Кому и как достается рента в современной России // Политический журнал «Архив». 2003. № 1 (1) / [Электронный ресурс], Режим доступа: http: //www.pohtjournal. ru/preview.php?action= Artides&dirid=37&tek=268&issue=n свободный.

8. Новиков В. Рента счет любит [Электронный ресурс] Информационно-правовой портал КАДИС, 31 января 2006 Режим доступа: http://www.kadis.ru/daily/dayjust.phtml?id=25869&PrintVersion=1, свободный.

9Мазур И.И. Топливно-энергетический комплекс - основа развития экономики России XXI века / Альманах «Государство Российское» // Природные ресурсы. Изд-во АСМО-пресс, 2001.

10. Субботин М. Закон «О недрах» - пейзаж перед битвой // Нефть России. 2002. № 12. С. 58.

11. Смольнякова Т. Недра без коррупции. Интервью с министром природных ресурсов Ю.П. Трутневым // РГ. 2005. 14 декабря.

12. Эксклюзив. Министр природных ресурсов Российской Федерации Юрий Трутнев: В России может появиться более 70 стратегических месторождений Interfax [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.interfax.com/, свободный.

13. ФЗ от 26.04.2007 N 63-ФЗ (ред. 01.12.2007 «О внесении изменений в бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации») // РГ. 2007. 28.04.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 338.366

Токмачева Н. В., к. эк. н , доц.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

State support growth of small and middle business: regional aspect

В статье акцентируется внимание на особенностях государственной и региональной поддержки малого и среднего бизнеса в России. Автор также говорит о зарубежных и отечественных критериях деления предприятий на микро-, малые и средние, показывает их роль в экономик , а также риски, с которыми они сталкиваются в процессе осуществления свой деятельности. В статье даны дополнительные рекомендации развития предпринимательства как на государственном, так и на региональном уровне.

Ключевые слова и словосочетания: свободное предпринимательство,

малый и средний бизнес, государственная поддержка, численность работников, объем выручки, риски

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.