КУЛЬТУРОЛОГИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ СВЯТЫХ МОЩЕЙ
В СОВЕТСКОЙ РОССИИ: МЕЖДУ РАЗОБЛАЧЕНИЕМ И ПОРУГАНИЕМ Таврион иеромонах (Балабанов Т.А.) Email: [email protected]
Таврион иеромонах (Балабанов Тимофей Александрович) - бакалавр теологии, клирик, Ростовская-на-Дону епархия Русской Православной Церкви, г. Ростов-на-Дону
Аннотация: в статье рассматривается проблема аутентичности святых мощей - останков святых, выявленная во время освидетельствования советскими властями в начале ХХ века. Статья показывает, что решение об освидетельствовании мощей в государственном масштабе было принято не на пустом месте, а на основании обнаруженных в гробницах фактов фальсификации и подмены. Также анализируется отношение Предстоятеля Русской Православной Церкви Патриарха Тихона - как к фактам фальсификации, так и к публичным открытиям: рассматриваются его послания к народу и письма к властям, касающиеся данного вопроса.
Ключевые слова: мощи, атеизм, Церковь.
STATE EXAMINATION OF SAINTS' RELICS IN SOVIET RUSSIA: BETWEEN DISCLOSURE AND MOCKERY Tavrion Hieromonk (Balabanov ТА.)
Tavrion Hieromonk (Balabanov Timofey Alexandrovich) - Priest, ROSTOV'S DIOCESE OF THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH, ROSTOV-ON-DON
Abstract: in the article the problem of authenticity of holy relics - the remains of saints, revealed during the survey by the Soviet authorities in the beginning of the 20th century is considered. The article shows that the decision to inspect the relics on a national scale was taken not in an empty place, but on the basis offacts found in the tombs offalsification and substitution. Also, the attitude of the Primate of the Russian Orthodox Church, Patriarch Tikhon, is analyzed, both to facts of falsification and to public discoveries: his messages to the people and letters to the authorities concerning this question are examined. Keywords: relics, atheism, Church.
УДК2.272.5 или УДК2.247.3
Во время кампании по упразднению религии, начатой советской властью в 1917 году и включавшей в себя изъятие имущества у Церкви, была выявлена интересная деталь. Понимая, что зачастую мощи - это лишь несколько костей, но желая украсить их по достоинству и придать более солидный вид, церковнослужители многих епархий на местах изготавливали каркасы из металла, имитирующие контуры тела, и вкладывали в них святые останки, заполняя оставшиеся пустоты любыми предметами (преимущественно ватой). Народ знал, что мощи не являются абсолютно нетленным телом, но никогда не думал сомневаться в их святости, ибо многочисленны были случаи дарования просимого после молитвы перед раками и сенями. Однако неумеренные старания служителей приводили к тому, что многие начинали думать, что в гробницах лежат настоящие человеческие тела, а не части костей.
При описи имущества Александро-Свирского монастыря (для последующей конфискации) оказалось, что в гробнице вместо святого находится муляж, после чего правительством было решено освидетельствовать все гробницы с мощами «для защиты народа от мошенничества». Во время вскрытия гробниц действительно выявилась частичная фальсификация, которая послужила большим соблазном для верующих, особенно для монахов, много лет ухаживавших за местами поклонения. Они буквально снимали с себя подрясники и с досадой бросали в угол храма [1].
Почитание мощей святых угодников Божиих является одним из важных аспектов церковной жизни каждого христианина. Стремясь защитить простой народ от глумления властей над верой, 4 (17) февраля 1919 года Патриарх Тихон обратился к епархиальным архиереям с указанием к упразднению досадных поводов к соблазну [2, 102]. Текстологически Послание
адресовано одному лицу (хотя адресат не указан), но оно вполне применимо для любой епархии. Объясняя принципы благоговейного отношения к мощам, Первосвятитель досадует на то, что излишнее усердие привело к так называемому «разоблачению» и мнению о том, что Церковь обманывает народ.
Ревностно восприняв это письмо как указание к сопротивлению, некоторые священники на местах произносили проповеди о противодействии ревизии, а миряне и монахи действительно оказывали физическое сопротивление освидетельствованию. Другие настоятели старались провести нормальную работу по извлечению мощей из муляжей тел, как и указывал Святейший.
Те или иные попытки духовенства и церковных активистов защитить святые мощи от поругания не всегда увенчивались успехом. Воспринимая исправления невольных «фальсификаций» в качестве «тайного освидетельствования», противодействующего официальному, власти наказывали священников и активистов ссылками и тюремными заключениями. Притеснениям подверглись и свидетели официальных освидетельствований, которые заявляли о нарочито кощунственном обращении членов комиссий со святыми мощами [3, 50].
Поражённые масштабом «фальсификаий», нередко после вскрытия гробниц власти выставляли на площадях каркасы и наполнители для всеобщего обозрения. За полтора года большевиками было совершено 63 прилюдных глумления. Естественно, от созерцания данных фактов под «обличительные» комментарии большевиков вера в народных массах таяла.
В марте 1919 года Патриарх Тихон направил в Совет Народных Комиссаров ходатайство [2, 248], в котором настоятельно просил отнестись со вниманием к религиозным просьбам народонаселения не вскрывать гробницы с мощами. Видимо, опровергая необдуманные слова некоторых церковнослужителей, Предстоятель заявил, что Церковь чтит мощи святых угодников без утверждения их полноценной нетленности, и без зазрения привёл пример официального освидетельствования мощей преподобного Серафима Саровского, при котором выявилось истление всех мягких тканей святого [4]. Святейший напомнил Совету, что эти бесцельные действия, которые лишь огорчают верующих, противоречат советскому Декрету «о свободе совести, церковных и религиозных обществах» [2, 249].
Несмотря на обращение Патриарха освидетельствования продолжались. Более того, Народным комиссариатом юстиции был издан указ о возбуждении уголовного преследования лиц, замешанных в «шарлатанстве». В связи с тем, что широкомасштабное освидетельствование производилось «по почину» самого трудящегося народа, комиссар Курский предписал рассматривать каждое дело «фокусничества» с самой широкой оглаской [5].
Надо отдать должное тем комиссарам, которые вместо уничтожения мощей на местах исполнили указание Наркомата юстиции и передали святые останки в музей атеизма, вследствие чего многие из них были вновь обретены после ослабления советского атеистического режима.
В деле освидетельствования святых мощей Патриарх Тихон мудро наставлял духовенство и тактично ходатайствовал к властям, не занимая никаких крайних эмоциональных позиций. Понимая, что обвинения со стороны правительства небезосновательны, он старался устранить все соблазны -как для духовенства и верующих мирян, так и для властей. Его главной целью была не рьяная защита мест поклонения ценой конфликтов, но правда и мир в русском обществе.
Что касается вообще темы святых мощей, то можно выделить три этапа действий с ними: первый - обретение мощей и устроение мест поклонения, второй - вскрытие гробниц и освидетельствование революционными комиссиями, третий - возврат Церкви останков из атеистических музеев СССР (или уже РФ). К великому сожалению, на каждом этапе нередко происходили фальсификации, подмены и хищения, как верующими - в «благочестивых» целях, так и неверующими - для «защиты народа от обмана». На настоящий момент многие мощи святых угодников скомпрометированы, и неизвестно - какая экспертиза может быть проведена для достоверной идентификации святых останков.
Последующим поколениям необходимо вынести урок из истории с освидетельствованием мощей и не допустить ни малейшей фальсификации в религиозных вопросах, под каким бы ни было благовидным предлогом - пользы от такого действия гораздо меньше, чем вреда, нанесённого оскорблённой обманом душе.
Список литературы / References
1. Отчет VIII-го (ликвидационного) Отдела Народного Комиссариата Юстиции Съезду Советов. Революция и церковь, 1920, № 9 - 12. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.atheism.ru/library/Other_64.phtml/ (дата обращения: 25.04.2017).
2. «В годину гнева Божия...»: Послания, слова и речи св. Патриарха Тихона. / Сост., автор статьи Кривошеева Н.А. М.: Православ. Свято-Тихонов. Гуманитар. Ун-т, 2009. 296 с.
3. Цыпин Владислав, протоиерей. / История Русской Церкви (1917-1997). Москва. Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1997. 831 с.
4. АКТ освидетельствования св. останков преп. Серафима Саровского Чудотворца. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tainadiveevo.ru/moshi-serafima-sarovskogo-1903.html/ (дата обращения: 17.04.2017).
5. Народный комиссариат юстиции рсфср. Постановление от 25 августа 1920 года. Библиотека нормативно-правовых актов Союза Советских Социалистических Республик. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_744.htm/ (дата обращения: 20.04.2017).