УДК 94(470)
Епископ Рыбинский и Угличский Вениамин (Н. И. Лихоманов)
Отношения власти и Церкви в начале советского периода (1919-1922 гг.)
Статья посвящена взаимоотношениям Русской православной церкви и Советской власти сразу после ее установления. Раскрываются такие шаги антицерковной политики новой власти, как вскрытие святых мощей, изъятие церковных ценностей. Приводятся конкретные факты по Ярославской губернии, почерпнутые из архивных материалов, государственных декретов, официальных документов. Встречная реакция Русской православной церкви характеризуется через обращение к ее указам, постановлениям и выступлениям Ярославского духовенства и прихожан, в основном, в Рыбинском, Ростовском и Любимском уездах. Излагаются события, происшедшие с 1919 по 1922 г, участниками которых стали митрополит Агафан-гел, архиепископ Иосиф. Приводятся примеры сопротивления священнослужителей, монашества изъятию предметов церковного богослужения, перечень лиц, подвергшихся репрессиям. Основной пафос статьи заключается в том, что в центре противостояния власти и Церкви оказались не столько политические разногласия, сколько духовное противостояние, в котором ярославское духовенство заняло активную позицию защиты православных святынь.
Ключевые слова: Русская православная церковь, ярославское духовенство, антицерковная политика, вскрытие святых мощей, изъятие церковных ценностей.
Bishop Veniamin (N. I. Likhomanov)
Relations of the Authorities and Church at the Beginning of the Soviet Period (1919-1922)
The article is devoted to relationship of the Russian Orthodox Church and the Soviet authorities right after its foundation. Such steps of the anti-church policy of the new authorities as opening of sacred relics, withdrawal of church values are revealed. The certain facts on the Yaroslavl province, obtained from archival materials, the state decrees, and official documents are given. A counter reaction of the Russian Orthodox Church is characterized through the appeal to its decrees, resolutions and appearances of Yaroslavl clergy and parishioners, generally in Rybinsk, the Rostov and Lyubim districts. The events which occurred from 1919 till 1922 are presented and Metropolitan Agafangel, Archbishop Josef took part in them. Examples of resistance of priests, monkhood to withdrawal of subjects of the church service, and the list of the persons who underwent repressions are presented. The main pathos of the article is that in the center of opposition of the authorities and Church there were not only political disagreements, but mainly spiritual opposition in which the Yaroslavl clergy took an active position to protect the Orthodox relics.
Keywords: the Russian Orthodox Church, Yaroslavl clergy, anti-church policy, opening of sacred relics, withdrawal of church values.
В 1919 г. Русской православной церкви пришлось пережить тяжелое испытание - власть начала широкомасштабную кампанию по вскрытию святых мощей. Первое постановление об организованном вскрытии мощей было принято Народным Комиссариатом Юстиции 16 февраля 1919 г [8]. В разъяснении по поводу готовящегося вскрытия мощей в г. Ярославле указывалось: «Вскрытие мощей, производимое на местах по инициативе самих рабочих, необходимо приветствовать, так как во всех случаях, как и следовало ожидать, на поверку оказывается, что никаких "мощей" не существует, и при этом ясно для всех вскрывается многовековой обман служителей культа, а также и спекуляция эксплуататорского класса на религиозных чувствах темной и невежественной массы...» [13]. Открытые раки предполагалось передавать в местные музеи.
Церковь отреагировала незамедлительно. Патриарх Тихон уже 17 февраля выпустил указ епархиальным архиереям об устранении поводов к глумлению и соблазну в отношении святых мощей, а 20 марта обратился в Совнарком с решительным протестом, выступая «в защиту поруганной святыни» [14].
Для защиты перед правительством имущественных и иных прав Православной Церкви была создана специальная делегация ВЦУ На одном из своих заседаний эта делегация рассмотрела рапорт Митрополи-
та Агафангела от 4(17) июня о содействии к отмене постановления Ярославского губернского исполкома об отобрании в музей святых мощей угодников Божи-их. На основании этого рапорта, а также и других подобных обращений, поступающих из целого ряда епархий, делегация ВЦУ поручила одному из своих членов составить проект обращения к Совету народных комиссаров о недопустимости изъятия из храмов святых мощей [11].
В Ярославской губернии особый драматизм приняли события по вскрытию мощей в Ростове Великом. Они подробно описаны в статье Я. В. Волкова «Поругание или прославление», написанной на основе материалов архивных дел [15].
Среди верующих города и уезда возник сначала стихийный, а затем и организованный протест действиям властей. Шестого марта состоялось собрание совета объединенных приходов г. Ростова, на котором его председатель Дмитрий Андреевич Иванов (заведующий Ростовским музеем древностей) и священник Александр Чуфаровский (впоследствии архиепископ Рязанский Николай) от имени православного населения города и уезда предложили заявить власти о недопустимости готовящейся акции. Протокол собрания был разослан по приходским храмам.
© Епископ Рыбинский и Угличский Вениамин (Лихоманов Н. И.), 2014
Придавая вскрытию мощей характер народного волеизъявления, большевики проводили решения о вскрытии мощей на съездах городских Советов. Десятый съезд Советов г Ростова был назначен на 25-е апреля 1920 г. В его адрес поступили приговоры приходских собраний с выражением протеста против вскрытия святых мощей, так как подобные действия оскорбляют религиозные чувства верующих и противоречат Конституции. Однако эти письма вызвали лишь распоряжение президиума Ростовского исполкома в адрес начальника милиции выслать на место человека для принятия мер к пресечению агитации. 25 апреля на Съезде Советов после голосования (119 «за» и 70 «против») была избрана комиссия, которая направилась в Успенский собор. Одновременно послали курьера за архиепископом Иосифом (Петровых), совершавшим в это время всенощное бдение в Спасо-Яковлевском монастыре. Архиепископ огласил с амвона требование съезда Советов о вскрытии мощей. Возмущенные прихожане во главе с архиепископом и духовенством направились к Успенскому собору крестным ходом. Придя к собору, владыка с паперти заявил, что отказывается вскрывать святые мощи и намерен просить представителей власти отложить намеченное вскрытие. Поскольку в народе началось сильное волнение, владыка Иосиф, не желая допустить столкновений, после переговоров с властями вернулся крестным ходом в Спасо-Яковлевский монастырь.
Вскрытие мощей все-таки состоялось. На следующий день соответствующая комиссия пришла в Спасо-Яковлевский монастырь, а затем в Авраамиев. Мощи оставались открытыми 8 дней, и предполагаемое властями разоблачение превратилось в поклонение [15].
Следующий шаг гонений власти на Церковь был связан с изъятием государством церковных ценностей, чему не могло не воспротивиться духовенство. Всего по обвинению в сопротивлении изъятию церковных ценностей на территории Ярославского края были арестованы и приговорены к различным мерам наказания 21 человек.
Так, по обвинению в «сопротивлении изъятию ценностей» был арестован архиепископ Ростовский Иосиф (Петровых), приговоренный Ярославским Ревтрибуналом к 4 годам лишения свободы и освобожденный по распоряжению ВЦИК 5.01.1923 [4]. Четыре месяца под арестом провела монахиня Ростовского Рождественского монастыря Анна (Иванова), принимавшая участие в массовом протесте против изъятия ценностей в Троиц-ко-Варницком монастыре [9].
В Рыбинске, как указывает А. В. Михайлов, в 1922 г. состоялось два громких процесса, связанных с обвинениями духовенства в сокрытии ценностей [18]. В мае 1922 г. обвинен в сопротивлении изъятию церковных ценностей и приговорен к 7 годам тюремного заключения епископ Рыбинский Борис (Соколов), викарий Ярославской епархии (освобожден в 1923 г.) [17, т. 2, с. 29; 16, с. 611]. Также обвинялся в противодействии изъятию церковных ценностей и в распространении контрреволюционного воззвания Патриарха Тихона митрофорный протоиерей Казанского храма г. Ры-
бинска Валентин Стратилатов. Он был осужден на 1 год строгой изоляции [7]. Кроме того, в Рыбинском уезде были арестованы в связи с сокрытием церковных ценностей иеромонахи Югской Дорофеевой пустыни Афанасий (Беляевский) и Алексий (Задворнов) [1, 2].
В Любимском уезде за противодействие изъятию монастырских ценностей были арестованы иеромонах Герасим (Павлов) - старший священник, и члены церковного совета. О. Герасим приговорен Ярославским губернским судом к лишению свободы со строгой изоляцией сроком на 5 лет с поражением в правах на 5 лет по отбытии наказания. По амнистии, изданной ВЦИК ко дню 5-й годовщины Октябрьской революции, срок был сокращен вполовину и составил 2 года 6 месяцев, с учетом предварительного заключения в 3 месяца и 5 дней [3].
Кроме того, за «сопротивление изъятию», «сокрытие церковных ценностей», а также за распространение посланий св. Патриарха Тихона привлекались к судебной ответственности настоятель Спасо-Преображенского собора г. Углича, член Пресвитерского совета при архиепископе Серафиме (Самойловиче) и один из ближайших его помощников протоиерей Димитрий Соколов, священник Предтеченской церкви г. Углича Николай Воскресенский, протоиерей Кресто-воздвиженской церкви г. Ярославля Димитрий Смирнов, член церковного совета Казанского монастыря в г. Данилове Григорий Михайлович Леонтьев [10, 7, 8].
Таким образом, этот этап в развитии взаимоотношений власти и Церкви характеризовался их обострением, поскольку в центре борьбы оказались не столько идеологические разногласия или следование политической линии, сколько духовное противостояние. Ярославское духовенство заняло активную позицию в деле защиты православных святынь и предметов церковного богослужения. Не за свой пораженный в правах социальный статус, а за веру и убеждения ярославскому духовенству приходилось платить ценой собственной жизни. Власть же стремилась придать борьбе с сопротивлением священников видимость правосудия, хотя и понимала, что оно не независимо, а руководствуется революционным законодательством и политическими решениями государственных органов. Декрет ВЦИК «О Революционных трибуналах» 1919 г. санкционировал репрессии, Декрет «О порядке изъятия церковных ценностей...» 1922 г. дал новые поводы для уничтожения Русской православной церкви. Но уже тогда для власти стало очевидно, что ей не удается прямыми репрессиями изжить религиозную традицию русской культуры, вытеснить религиозные потребности общества. Напротив, в 1921 г. служба ярославского политического надзора в своих информационных сводках отметила всплеск активности церковной жизни всех слоев населения [12].
Библиографический список
1. Анкета заключенного Беляевского А. А. [Текст]. -ГАЯО. Ф. Р-3698. Оп. 2. Д. С-4517.
2. Анкета заключенного Задворнова [Текст]. -ГАЯО. Ф. Р-3698. Оп. 2. Д. С-5762.
Отношения власти и Церкви в начале советского периода (1919-1922 гг.)
311
3. Обвинительное заключение по делу Павлова Г. Л. [Текст]. - ГАЯО. Ф. Р-601. Оп. 2. Д. 1548.
4. Обвинительное заключение по делу Петровых И. С. [Текст]. - ГАЯО. Ф. Р-3698. Оп. 2. Д. С-5590.
5. Обвинительное заключение по делу Стратилатова
B. И. [Текст]. - ГАЯО. Ф. Р-3698. Оп. 2. Д. С-721.
6. Постановление Народного Комиссариата Юстиции об организованном вскрытии мощей [Текст] // Революция и Церковь. - 1919. - № 6-8. - С. 117.
7. Протокол допроса Воскресенского Н. А. [Текст]. -ГАЯО. Ф. Р-3698. Оп. 2. Д. С-174.
8. Протокол допроса Леонтьева Г. М. [Текст]. -ГАЯО. Ф. Р-3698. Оп. 2. Д. С-3930.
9. Протокол допроса свидетеля Савинского И. Е. [Текст]. - ГАЯО. Ф. Р-3698. Оп. 2. Д. С-585.
10.Протокол допроса Соколова Д. П. [Текст]. -ГАЯО. Ф. Р-3698. Оп. 2. Д. С-174.
11.Журнал Делегации ВЦУ для защиты перед правительством имущественных и иных прав Православной Церкви от 24 июня 1919 г. [Текст] // Следственное дело патриарха Тихона : сборник документов по материалам Центрального архива ФСБ РФ. - М.: Изд-во Памятники исторической мысли, 2000. - С. 494.
12.Информационная сводка службы ярославского политического надзора за 1921 год [Текст]. - ЦДНИ ЯО. Ф. 1. Оп. 27. Д. 595. Л. 18-21.
13.Разъяснение коллегии Народного Комиссариата Юстиции ввиду предполагаемого вскрытия мощей в г. Ярославле [Текст] / Хроника VIII отдела // Революция и церковь. - 1919. - № 1. - С. 42.
14.Указ святейшего Патриарха Тихона епархиальным архиереям об устранении поводов к глумлению и соблазну в отношении святых мощей [Текст] // Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943 / сост. М. Е. Губонин. -М.: Изд-во ПСТБИ, 1994. - С. 158.
15.Волков, Я. В. Поругание или прославление [Текст] // Ярославские епархиальные ведомости. - 2000 - Август. -
C. 5-6.
16.История иерархии Русской православной церкви [Текст] : комментированные списки иерархов по епископским кафедрам с 862 года / сост. П. Н. Грюнберг и др. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2006. - 925 с.
17.Лемешевский, Мануил, митрополит. Русские православные иерархи [Текст] : в 3 тт. / митрополит Мануил (Ле-мешевский). - М., 2004.
18.Михайлов, А. В. Рыбинск. Спасо-Преображенский собор. История и современность [Текст] / А. В. Михайлов. -Рыбинск, 2008. - 80 с.
Bibliograficheskij spisok
1. Anketa zakljuchennogo Beljaevskogo A. A. [Tekst]. -GAJaO. F. R-3698. Op. 2. D. C-4517.
2. Anketa zakljuchennogo Zadvornova [Tekst]. - GAJaO. F. R-3698. Op. 2. D. S-5762.
3. Obvinitel'noe zakljuchenie po delu Pavlova G. L. [Tekst]. - GAJaO. F. R-601. Op. 2. D. 1548.
4. Obvinitel'noe zakljuchenie po delu Petrovyh I. S. [Tekst]. - GAJaO. F. R-3698. Op. 2. D. S-5590.
5. Obvinitel'noe zakljuchenie po delu Stratilatova V. I. [Tekst]. - GAJaO. F. R-3698. Op. 2. D. S-721.
6. Postanovlenie Narodnogo Komissariata Justicii ob or-ganizovannom vskrytii moshhej [Tekst] // Revoljucija i Cer-kov'. - 1919. - № 6-8. - S. 117.
7. Protokol doprosa Voskresenskogo N. A. [Tekst]. -GAJaO. F. R-3698. Op. 2. D. S-174.
8. Protokol doprosa Leont'eva G. M. [Tekst]. - GAJaO. F. R-3698. Op. 2. D. S-3930.
9. Protokol doprosa svidetelja Savinskogo I. E. [Tekst]. -GAJaO. F. R-3698. Op. 2. D. S-585.
10.Protokol doprosa Sokolova D. P. [Tekst]. - GAJaO. F. R-3698. Op. 2. D. S-174.
11.Zhurnal Delegacii VCU dlja zashhity pered pravitel'st-vom imushhestvennyh i inyh prav Pravoslavnoj Cerkvi ot 24 ijunja 1919 g. [Tekst] // Sledstvennoe delo patriarha Tihona : sbornik dokumentov po materialam Central'nogo arhiva FSB RF. - M.: Izd-vo Pamjatniki istoricheskoj mysli, 2000. - S. 494.
12.Informacionnaja svodka sluzhby jaroslavskogo poli-ticheskogo nadzora za 1921 god [Tekst]. - CDNI JaO. F. 1. Op. 27. D. 595. L. 18-21.
13.Raz#jasnenie kollegii Narodnogo Komissariata Justicii vvidu predpolagaemogo vskrytija moshhej v g. Jaroslavle [Tekst] / Hronika VIII otdela // Revoljucija i cerkov'. - 1919. -№ 1. - S. 42.
14.Ukaz svjatejshego Patriarha Tihona eparhial'nym arhiere-jam ob ustranenii povodov k glumleniju i soblaznu v otnoshenii svjatyh moshhej [Tekst] // Akty Svjatejshego Tihona, Patriarha Moskovskogo i vseja Rossii, pozdnejshie dokumenty i perepiska o kanonicheskom preemstve vysshej cerkovnoj vlasti, 19171943 / sost. M. E. Gubonin. - M.: Izd-vo PSTBI, 1994. - S. 158.
15.Volkov, Ja. V. Poruganie ili proslavlenie [Tekst] // Jaro-slavskie eparhial'nye vedomosti. - 2000 - Avgust. - S. 5-6.
16.Istorija ierarhii Russkoj pravoslavnoj cerkvi [Tekst] : kommentirovannye spiski ierarhov po episkopskim kafedram s 862 goda / sost. P. N. Grjunberg i dr. - M.: Izd-vo PSTGU, 2006. - 925 s.
17.Lemeshevskij, Manuil, mitropolit. Russkie pravoslavnye ierarhi [Tekst] : v 3 tt. / mitropolit Manuil (Lemeshevskij). - M., 2004.
18.Mihajlov, A. V. Rybinsk. Spaso-Preobrazhenskij sobor. Istorija i sovremennost' [Tekst] / A. V. Mihajlov. - Rybinsk, 2008. - 80 s.