Научная статья на тему 'Государственное неравенство как проблема развития международного права'

Государственное неравенство как проблема развития международного права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2492
270
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / ГОСУДАРСТВЕННОЕ НЕРАВЕНСТВО / ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ (ООН) / ПОЛИЦЕНТРИЧНОСТЬ / ПРИНЦИП МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА / ПРИНЦИП СУВЕРЕННОГО РАВЕНСТВА / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА / ГЕОПОЛИТИКА / STATE / STATE INEQUALITY / UNITED NATIONS (UN) / POLYCENTRIC SYSTEM / PRINCIPLE OF INTERNATIONAL LAW / PRINCIPLE OF SOVEREIGN EQUALITY / INTERNATIONAL LAW / INTERNATIONAL LAW PROBLEMS / GEOPOLITICS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Баршова Оксана Анатольевна, Квитова Кристина Сергеевна

В статье рассматривается проблема неэффективности существующей на сегодняшний момент модели взаимодействия государств на мировой политической арене. В исследовании определены значимость и масштабы проблемы неравенства государств. Отдельное внимание отведено исследованию фактов повсеместного нарушения принципа международного права равенства суверенных государств, приведены примеры общепризнанных нарушений. На основе анализа разработаны несколько мероприятий, которые могут позволить определить масштаб проблемы неравенства государств и укрепить роль принципов международного права в процессах взаимодействия государств на мировой политической арене. Помимо этого, выявлено, что нерушимость и соблюдение принципа равенства суверенных государств возможны только в случае достижения всеми государствами высокого уровня правовой культуры и отказа от индивидуальных геополитических амбиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State inequality as a problem of international law development

The paper discusses the inadequacy of the current cooperation model for the states in the international political arena. The study defines the significance and the scope of the state inequality issue. The research focuses on the widespread violation of the international law principle such as the sovereign equality of states; the case examples of the recognized violations are provided. Based on the analysis of the problem, the authors develop a number of activities that can identify the scope of the state inequality problem and enhance the role of international law principles in the interaction of states in the global political arena. In addition, the study reveals that the inviolability of the principle of sovereign equality of states can be achieved by the high level of legal culture among the states and the rejection of individual geopolitical ambitions.

Текст научной работы на тему «Государственное неравенство как проблема развития международного права»

УДК 341

https://doi.org/10.24158/pep.2017.10.11

Баршова Оксана Анатольевна

кандидат исторических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Средне-Волжского института (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции (Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации)

Квитова Кристина Сергеевна

студентка Средне-Волжского института (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции (Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ НЕРАВЕНСТВО КАК ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

Barshova Oksana Anatolievna

PhD in History, Associate Professor, State Law Department, Middle Volga Institute, branch of All-Russian State University of Justice (Russian Law Academy of the Ministry of Justice of the Russian Federation)

Kvitova Kristina Sergeevna

Student, Middle Volga Institute, branch of All-Russian State University of Justice (Russian Law Academy of the Ministry of Justice of the Russian Federation)

STATE INEQUALITY AS A PROBLEM OF INTERNATIONAL LAW DEVELOPMENT

Аннотация:

В статье рассматривается проблема неэффективности существующей на сегодняшний момент модели взаимодействия государств на мировой политической арене. В исследовании определены значимость и масштабы проблемы неравенства государств. Отдельное внимание отведено исследованию фактов повсеместного нарушения принципа международного права - равенства суверенных государств, приведены примеры общепризнанных нарушений. На основе анализа разработаны несколько мероприятий, которые могут позволить определить масштаб проблемы неравенства государств и укрепить роль принципов международного права в процессах взаимодействия государств на мировой политической арене. Помимо этого, выявлено, что нерушимость и соблюдение принципа равенства суверенных государств возможны только в случае достижения всеми государствами высокого уровня правовой культуры и отказа от индивидуальных геополитических амбиций.

Ключевые слова:

государство, государственное неравенство, Организация Объединенных Наций (ООН), полицентрич-ность, принцип международного права, принцип суверенного равенства, международное право, про-блемы международного права, геополитика.

Summary:

The paper discusses the inadequacy of the current cooperation model for the states in the international political arena. The study defines the significance and the scope of the state inequality issue. The research focuses on the widespread violation of the international law principle such as the sovereign equality of states; the case examples of the recognized violations are pro-vided. Based on the analysis of the problem, the authors develop a number of activities that can identify the scope of the state inequality problem and enhance the role of international law principles in the interaction of states in the global political arena. In addition, the study reveals that the inviolability of the principle of sovereign equality of states can be achieved by the high level of legal culture among the states and the rejection of individual geopolitical ambitions.

Keywords:

state, state inequality, the United Nations (UN), poly-centric system, principle of international law, principle of sovereign equality, international law, international law problems, geopolitics.

На сегодняшний день в мире насчитывается более 250 стран, которые, вступая друг с другом в отношения политического, экономического, культурного, технического и иного характера, образуют широкую международную систему. Основной характеристикой современной модели мироустройства выступает неравенство стран и цивилизаций. Существующее государственное неравенство обусловлено множеством факторов современного государственного развития, в том числе фактором глобализации и экономической разрозненности современных стран.

Одним из основополагающих международно-правовых принципов является принцип суверенного равенства государств. Закрепление данной нормы jus cogens призвано обеспечивать юридически равное участие всех государств в отношениях международного характера, вне зависимости от различий политического, экономического, социального и иного характера. Реальная возможность реализации принципа равноправия при различном положении стран была поставлена под сомнение с момента закрепления его в Уставе ООН [1], когда пять держав - членов Совета Безопасности - наделяются правами в несколько большем объеме, чем все остальные.

Равноправие государств - участников международных правоотношений можно свести к наличию у каждого принципиально одинаковых прав и обязанностей в рамках международного

общения. Вопрос только в том, кто из равноправных субъектов международного права пользуется этими правами в полной мере, а кто, имея идентичные права, остается на периферии.

Международное право закрепляет и играет огромную роль в обеспечении равенства государств де-юре, однако фактически, несмотря на развитие эпохи глобализации, государственное неравенство сохраняется, в особенности в плане социального и экономического развития стран.

Принцип суверенной независимости представляет собой правовую фикцию, поскольку активно нарушается разными странами с момента его вступления в законную силу. Проблема неравенства государств в их экономическом развитии на сегодняшнем этапе проявляется не менее остро, чем в другие эпохи, когда страны со слабой экономикой и армией порабощались и превращались в колонии. Шагов по сокращению существующего неравенства на современном этапе никем не совершается. Вместо помощи и совместного развития (для формирования абсолютно новой модели межгосударственных отношений) развитые и наиболее богатые страны периодически проводят гуманитарные миссии в наиболее отстающих в развитии странах. Сегодня проблема неравенства государств стала оказывать негативное воздействие и на развитые страны, так как из-за их демократической политики их переполняют беженцы и мигранты. При этом поток беженцев в Европу намного выше, чем в США, в связи с чем последние продолжают дестабилизировать экономически развитые страны в отдельных регионах с целью монополизации в регионе рынка сбыта. Наиболее ярким примером является планомерный захват рынка в странах Ближнего Востока, где путем финансирования революций развитые страны добились спада роста экономического развития региональных центров.

Нарушение международных принципов является острой проблемой, поскольку для стран, способных проводить независимую политику, полностью отсутствуют гарантии их соблюдения. Проблема заключается в том, что международное право может существовать только при условии добропорядочности и законопослушности государств по отношению к другим участникам мировой арены. Вектор развития сегодня определяется только геополитическими амбициями отдельных государств и их союзов.

Большое число игроков на мировой экономической и геополитической арене создает условия для существования многополярности в мире и плюрализма мнений. Но на сегодняшний день развитые страны сохраняют монополизм в принятии важнейших международных решений, что исключает возможность для появления второго центра, поскольку большинство стран, которые укрепляют свои позиции на международной арене, являются союзниками США и Европы. По отдельным вопросам им противостоят Россия, Китай, Индия, Бразилия и некоторые другие страны, однако зачастую последние в этом противостоянии оказываются проигравшей стороной [2, с. 278].

Принятие некоторых решений, без соблюдения норм международного права, учета международных принципов и интересов других стран, говорит только о доминантном положении Запада на международной арене и объективно препятствует появлению других центров. Наглядным проявлением этого послужила поддержка и организация украинской революции, вызвавшей в России реакцию защиты. И хотя другие страны имеют полностью противоположную позицию, но западные исследователи также считают, что нарушение международных принципов должно влечь за собой наступление ответственности [3, р. 157].

Основной структурной особенностью современного геополитического устройства выступает полицентричность. Однако чистое ее существование невозможно в условиях, когда цивилизации почти не соприкасаются. Сегодня же, когда все они перекрывают друг друга как финансовыми потоками, так и интересами, можно говорить только о центрах альтернативных проектов мироустройства. Борьба с монополистическими проявлениями США и его союзников возможна только при следовании этому принципу и создании центров влияния. При этом, на наш взгляд, требуется создание не двух противопоставленных друг другу центров влияния, а множества таких центров, что позволит реализовать плюрализм обеспечения международно-правовых решений.

Наглядным примером использования экономического неравенства государств для оказания политического давления на другое государство является наложение санкций на Иран. На государство были наложены санкции в связи с его деятельностью вокруг изучения и использования ядерной энергии. 16 января 2016 г. Ирану удалось избавиться почти от всех наложенных ранее санкций, было признано, что ранее они были наложены несправедливо, так как Иран исследовал «мирный атом». Наложение санкций на независимое государство, даже в связи с тем, что там ведется разработка и производство ядерного оружия, не может являться причиной для его изоляции, так как в мире есть государства, владеющие таким видом вооружений, а значит, такое право должно быть предоставлено всем. Нарушив международные права Ирана, Соединенные Штаты Америки, Европейский союз, а также Россия не понесли никакого наказания в Совете Безопасности ООН и даже не пытаются возместить вред, причиненный когда-то данным правонарушением.

Проблема неравенства государств, как и людей, возникает из экономического неравенства государственных образований. В случае принятия в ООН решения, имеющего большую значимость для определенного государства, другие страны голосуют за решение, исходя из наличия

выгодных экономических контактов с этим государством. Международное право заканчивается там, где начинается международная геополитика. Политические амбиции каждого государства в современном мире уже не основываются на захвате территорий других государств, как ранее, -они кроются в возможности реализации своей продукции на территории других государств.

Проблема неравенства государств на сегодняшний день, как уже было отмечено, кроется в геополитических амбициях государств, обладающих наибольшим влиянием в определенных регионах, а также и во всем мире, - таких как США. Проблема политического взаимодействия и равенства государств кроется в том, что сегодня рыночной можно назвать модель не только экономического устройства государств, но и политического. Главной проблемой рыночной экономики является проблема поддержания и функционирования свободной конкуренции. Сегодня абсолютное количество государств имеют внешний долг, при этом парадоксальным является тот факт, что наиболее развитые страны имеют наибольший по размеру внешний долг. Возникает вопрос, кто может выдавать кредиты самым экономически развитым экономикам мира, если при этом долги многих развивающихся стран в разы ниже? И этот вопрос остается без ответа, так же как и вопрос о том, как тогда такие государства продолжают ежегодно сохранять и увеличивать уровень своих доходов, не снижая в значительной мере объемы внешнего долга?

Самый большой внешний долг сегодня у США, его сумма превышает 18 трлн долл., однако США имеют высокий ВВП и очень большое влияние в международном пространстве. Такое положение дел кажется иррациональным, потому что самое бедное государство на планете не может иметь ресурсов для существования или же обязано функционировать за счет максимальной минимизации внутренних расходов, а все средства направлять кредиторам. Но такого не происходит, и все дело именно в отсутствии честной конкуренции на мировой арене.

Европа является развитой в силу того, что она является историческим центром развития человеческой культуры, наук. Китай развивался по собственному пути, но он исторически является региональным лидером, как и Россия. Саудовская Аравия является центром мусульманства и в связи с этим главной региональной державой. Со всеми вышеперечисленными государствами США имеет партнерские отношения и широкие экономические связи на взаимовыгодных условиях. Если в регионе начинает развиваться государство, чьи экономические успехи могут позволить ему существовать автономно, а не следовать воле государства, имеющего лидерство, оно подвергается влиянию. Там происходят цветные революции, которые всегда связаны с вмешательством извне во внутренние дела государства.

Самый нестабильный политический регион сегодня - Ближний Восток. Государства этого региона владеют территориями, на которых расположено огромное количество полезных ископаемых, в частности нефти. Такими государствами могли стать Иран и Ливия, но, как мы рассматривали выше, Иран подпал под масштабное экономическое давление со стороны других государств, а в Ливии была произведена революция. Существует множество способов устранения конкурентов в международном политическом и экономическом пространстве. Использование этих методов нарушает принципы международного права, наглядно показывает отсутствие гарантий их соблюдения.

Рыночная основа международных отношений с применением нечестных, а часто и бесчеловечных методов конкурентной борьбы - главная причина неравенства государств. Низкий уровень развития культуры и идеалы рыночной экономики ведут к постоянному обострению конфликтов между государствами, нацеленных на устранение политических оппонентов. Дальнейшее развитие мира в подобных условиях представляется невозможным, поскольку стремление всех наций и обществ должно быть нацелено на общее развитие мира в целом, а не отдельно каждой и каждого, именно в этом кроется смысл международного сотрудничества. Резкий переход от такой модели развития взаимоотношений неосуществим, его можно достичь путем введения эффективного механизма сдерживания государств от действий, влекущих нарушение незыблемых международных прав.

Неравенство людей в экономическом плане во многих странах сократить фактически невозможно исходя из внутриполитической обстановки в таких странах. Единственное, что иногда сдерживает более богатые слои населения от притеснения прав менее защищенных слоев населения, - это ответственность и фактор ее неотвратимости. Авторами предлагается введение индивидуальной ответственности государств за нарушение принципов международного права, в частности принципа суверенного равенства государств. Данный механизм ответственности позволит повысить эффективность международно-правовой ответственности в целом и создаст условия для развития многополярности при решении задач мирового уровня. В случае невыполнения международных обязанностей по надзору за соблюдением норм-принципов страна, на которую возложена такая обязанность, будет нести материальную ответственность перед пострадавшим от нарушения государством. Предполагается целесообразным, что наложение меры ответственности на государство-нарушитель возможно только по решению Генерального секретаря ООН.

Реализация данного механизма является затруднительной, в связи с тем что уровень цивилизованности и образованности, необходимый для единого развития человечества, еще не достигнут. А именно это является главным условием существования международного права, природа которого строится на императивных началах, но соблюдать которые государства согласились добровольно. Такого подхода придерживается О.В. Тиунов: «Соглашение как способ создания норм международного права позволяет функционировать его нормам в рамках уважения суверенитета и равноправия государств» [4, с. 19]. С его позицией мы вынуждены согласиться. Только в рамках всеобщего уважения со стороны государств возможно эффективное функционирование международного права, однако считаем, что введение механизма ответственности и принуждения на данном этапе является необходимым и обусловленным. Более обусловленным, чем создание иерархии принципов международного права, согласно предложениям некоторых авторов, например И.В. Макаровой и И.Ю. Лясиной [5]. Такое предложение является деструктивным, поскольку все принципы международного права имеют равную юридическую силу и не могут быть поделены на главенствующие и придаточные.

Несмотря на то что данные положения можно считать теоретическими, нуждающимися в детализации и дальнейшей регламентации, учет их важности каждым государством при стратегическом проектировании развития признается необходимым. Для теории и практики новый подход к функционированию системы международного права хоть и является во многом противоречащим добровольности его начал, но в действительности не изменяет его сущности. Ответственность за нарушение принципов международного права будет применяться только в отношении государств, которые добровольно признают главенство наднационального права, что закрепляется в конституциях таких государств.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что политическое равенство государств возможно только при условии их экономического равенства и общего стремления всех государств к развитию человечества, а не заботы о нуждах общества отдельно взятого государства. Но на текущем уровне культурного развития человечества такая тенденция мирового развития является призрачной. Необходимо, чтобы нарушение отдельным государством принципа равенства государств, как и любого другого принципа международного права, вело к наступлению ответственности по отношению к такому государству, и тогда возможно добиться их соблюдения в ближайшей перспективе. Необходимость введения ответственности за нарушение принципов международного права является не новой идеей, однако механизм применения ответственности ранее не был предложен. На наш взгляд, данный механизм является оптимальным, а также может применяться на практике, возможно, в немного измененном и дополненном виде.

Ссылки:

1. Устав Организации Объединенных Наций (Принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Эпштейн Д.Б. Полицентричность развития и объединение усилий против геополитического диктата и экономической отсталости // Глобальные процессы и новые форматы многостороннего сотрудничества : сборник научных трудов участников конференции IV Международной научной конференции / под ред. И.В. Ильина. М., 2016. С. 278-282.

3. Khorvatova O. Economic and legal consequences of violation of the principles of international law in relation to Ukraine // Institutional framework for the functioning of the economy in the context of transformation : collection of scientific articles / science editor: PhD in Economics, Associate Professor, Professor of RANH S.I. Drobyazko. Montreal, 2015. P. 152-157.

4. Тиунов О.В. Суверенное равенство государств в системе основных принципов международного права // Журнал российского права. 2014. № 5. С. 5-21.

5. Макарова И.В., Лясина И.Ю. Современные проблемы реализации основных принципов международного права [Электронный ресурс] // Политика, государство и право. 2016. № 2. URL: http://politika.snauka.ru/2016/02/3725 (дата обращения: 21.10.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.