Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ САНАТОРНО-КУРОРТНОГО ЛЕЧЕНИЯ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ САНАТОРНО-КУРОРТНОГО ЛЕЧЕНИЯ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
325
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСИРОВАНИЕ / БЮДЖЕТ / САНАТОРНО-КУРОРТНАЯ СФЕРА / САНАТОРИЙ / КУРОРТ / ИНВЕСТИЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рубцова Наталья Владимировна, Корень Андрей Владимирович

В условиях геополитического кризиса, наблюдаемого в настоящее время в России, особую актуальность и значимость для реализации стратегии национальной безопасности приобретает эффективное функционирование санаторно-курортной сферы. Важным механизмом, обеспечивающим эффективность деятельности санаторно-курортных предприятий, является должное государственное финансирование санаторно-курортного лечения. Результаты исследования демонстрируют в целом неблагоприятную ситуацию, сложившуюся с обеспечением санаторно-курортным лечением граждан в России. Выявлена тенденция ежегодного сокращения количества лиц, получающих санаторно-курортное лечение за счет государственного финансирования, числа субсидируемых государством путевок. Снижение данных показателей происходит на фоне растущего количества обращений от льготных категорий граждан на санаторно-курортное лечение. Недостаточные для покрытия расходов санаториев и курортов объемы финансирования санаторно-курортной сферы со стороны государства, в свою очередь, приводят к сокращению числа откликов со стороны здравниц на государственные тендеры и заказы. Отсутствие должных механизмов поддержки и развития национальной санаторно-курортной сферы может привести к критической ситуации - практически полному отказу от участия санаторно-курортных организаций в государственном заказе на реабилитацию и лечение граждан. В качестве основных мер развития отрасли в статье определены увеличение объемов финансирования и реализация государственных программ поддержки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Рубцова Наталья Владимировна, Корень Андрей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC FUNDING OF HEALTH RESORT TREATMENT IN RUSSIA: PROBLEMS AND PROSPECTS

In the context of the geopolitical crisis currently observed in Russia, the effective functioning of the sanatorium and resort sector is of particular relevance and importance for the implementation of the national security strategy. An important mechanism that ensures the efficiency of the activity of sanatorium and resort enterprises is the proper state financing of the industry. The results of the study demonstrate the generally unfavorable situation that has developed with the provision of sanatorium-and-spa treatment for citizens in Russia. The study identified the reduction in the number of citizens receiving sanatorium-and-spa treatment at the expense of state funding, as well as vouchers allocated by the state. The decrease in these indicators occurs against the backdrop of a growing use of sanatoriums privileged categories of citizens. Low levels of financing of the sanatorium and resort sector from the state, which do not cover the costs of sanatoriums and resorts, lead to a reduction in the number of responses from health resorts to government tenders and orders. The lack of proper mechanisms to support and develop the national sanatorium and resort sector can lead to a critical situation of its almost complete refusal to participate in the state rehabilitation and treatment programs. The main measures to develop the industry is to increase funding and the implementation of state support programs.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ САНАТОРНО-КУРОРТНОГО ЛЕЧЕНИЯ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

Научная статья УДК 332.1; 332.05 ЕРЫ 1\\ПМОВ

DOI 10.17150/2500-2759.2023.33(1).15-25

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ САНАТОРНО-КУРОРТНОГО ЛЕЧЕНИЯ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Н.В. Рубцова1, А.В. Корень2

1 Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация

2 Владивостокский государственный университет, г. Владивосток, Российская Федерация

Информация о статье

Дата поступления 9 января 2023 г.

Дата принятия к печати 3 марта 2023 г.

Дата онлайн-размещения 12 апреля 2023 г.

Ключевые слова

Финансирование; бюджет; санаторно-курортная сфера; санаторий; курорт; инвестиции

Аннотация

В условиях геополитического кризиса, наблюдаемого в настоящее время в России, особую актуальность и значимость для реализации стратегии национальной безопасности приобретает эффективное функционирование санаторно-курортной сферы. Важным механизмом, обеспечивающим эффективность деятельности санаторно-курортных предприятий, является должное государственное финансирование санаторно-курортного лечения. Результаты исследования демонстрируют в целом неблагоприятную ситуацию, сложившуюся с обеспечением санаторно-курортным лечением граждан в России. Выявлена тенденция ежегодного сокращения количества лиц, получающих санаторно-курортное лечение за счет государственного финансирования, числа субсидируемых государством путевок. Снижение данных показателей происходит на фоне растущего количества обращений от льготных категорий граждан на санаторно-курортное лечение. Недостаточные для покрытия расходов санаториев и курортов объемы финансирования санаторно-курортной сферы со стороны государства, в свою очередь, приводят к сокращению числа откликов со стороны здравниц на государственные тендеры и заказы. Отсутствие должных механизмов поддержки и развития национальной санаторно-курортной сферы может привести к критической ситуации — практически полному отказу от участия санаторно-курортных организаций в государственном заказе на реабилитацию и лечение граждан. В качестве основных мер развития отрасли в статье определены увеличение объемов финансирования и реализация государственных программ поддержки.

Original article

PUBLIC FUNDING OF HEALTH RESORT TREATMENT IN RUSSIA: PROBLEMS AND PROSPECTS

Natalya V. Rubtsova1, Andrey V. Koren2

1 Baikal State University, Irkutsk, the Russian Federation

2 Vladivostok State University, Vladivostok, the Russian Federation

Article info

Received January 9, 2023

Accepted March 3, 2023

Available online April 12, 2023

Abstract

In the context of the geopolitical crisis currently observed in Russia, the effective functioning of the sanatorium and resort sector is of particular relevance and importance for the implementation of the national security strategy. An important mechanism that ensures the efficiency of the activity of sanatorium and resort enterprises is the proper state financing of the industry. The results of the study demonstrate the generally unfavorable situation that has developed with the provision of sanatori-um-and-spa treatment for citizens in Russia. The study identified the reduction in the number of citizens receiving sanatorium-and-spa treatment at the expense of state funding, as well as vouchers allocated by the

© Рубцова Н.В., Корень А.В., 2023

Ф

3

s

so

Б

0) s< я 0) л

т

о *

о

о

о

а

а> ■о о

4

00 ф

X X

о

п

о у

X

5

00 ф

■о

о

S

3

ф

?

2 о

К) W

W W

— 2

Keywords

Financing; budget; sanatorium and resort sphere; sanatorium; resort; investments

state. The decrease in these indicators occurs against the backdrop of a growing use of sanatoriums privileged categories of citizens. Low levels of financing of the sanatorium and resort sector from the state, which do not cover the costs of sanatoriums and resorts, lead to a reduction in the number of responses from health resorts to government tenders and orders. The lack of proper mechanisms to support and develop the national sanatorium and resort sector can lead to a critical situation of its almost complete refusal to participate in the state rehabilitation and treatment programs. The main measures to develop the industry is to increase funding and the implementation of state support programs.

Введение

Санаторно-курортная сфера выступает важной составляющей системы оздоровления населения. Основная цель ее функционирования заключается в сохранении и восстановлении здоровья и работоспособности граждан страны. Санаторно-курортная сфера в национальной системе здравоохранения выполняет существенную роль, соответствующую основам государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 г., указам президента Российской Федерации, а также Стратегии национальной безопасности Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400, в которой целями государственной политики в сфере сбережения народа России и развития человеческого потенциала определены «устойчивый естественный рост численности и повышение качества жизни населения, укрепление здоровья граждан»1.

Сложившаяся в настоящее время социально-экономическая ситуация в стране, обусловленная негативными последствиями пандемии COVID-19 и геополитическим кризисом третьего десятилетия XXI в., актуализирует чрезвычайную востребованность услуг санаторно-курортных организаций для решения задач физического и психологического оздоровления населения РФ. Но в отличие от сферы здравоохранения, гарантирующей стопроцентный охват всего населения медицинскими услугами, в санаторно-курортном комплексе отсутствует механизм полного государственного патернализма и управления.

Современная структура санаторно-курортной сферы в России включает в себя три основные группы предприятий:

- государственные ведомственные санатории, сохранившие государственное финансирование;

- организации санаторно-курортной сферы, принадлежащие крупным системо-

1 О стратегии национальной безопасности РФ : указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 // ИПС «Гарант».

образующим предприятиям (народно-хозяйственным комплексам), сохранившим санатории как объекты своей инфраструктуры;

- санатории и курорты, целиком зависящие от рыночной конъюнктуры и рентабельности собственной хозяйственной деятельности [1].

При этом условия рынка, в которых существуют большинство предприятий санаторно-курортной сферы, вынуждают их проводить самостоятельную маркетинговую политику и искать способы функционирования, обеспечивающие высокий уровень рентабельности и конкурентоспособности на рынке оздоровительных услуг. В результате происходит подмена истинных целей санаторно-курортного лечения, осуществляется перепрофилирование санаториев в организации для отдыха, «поскольку бизнесу дешевле, быстрее и проще создать инфраструктуру для отдыха, чем для восстановительной медицины» [2]. Сложившаяся ситуация негативно сказывается на оздоровлении и качестве жизни населения, что проявляется в снижении доступности санаторно-курортных услуг для остро нуждающихся в них категорий граждан — граждан льготных категорий и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с данными счетной палаты РФ в первом полугодии 2022 г. на санаторно-курортное лечение в России было направлено 73,41 тыс. чел., что на 2,4 % ниже по сравнению с аналогичным периодом прошлого года: в первом полугодии 2021 г. — 75,20 тыс. чел. (рис. 1). На 11 % снизилось и количество приобретенных за счет государственного финансирования путевок. При этом превышающее почти в 2 раза значение данного показателя по сравнению с значениями показателя «отправлено на санаторно-курортное лечение» объясняется тем, что гражданину льготной категории, как правило, требуется сопровождение к месту санаторно-курортного лечения и обратно, т.е. фактически на одного льготника выделяется не одна, а две путевки.

Вместе с тем, согласно отчетам ведомства, в последние годы в отношении обеспечения санаторно-курортным лечением граждан наблюдается явные диспропорции: увеличение числа обращений за получением санаторно-курортного лечения на фоне снижающегося количества приобретенных

путевок и, соответственно, лиц, воспользовавшихся данными услугами за счет бюджетов разных уровней (рис. 1).

Еще более парадоксальной сложившаяся ситуация выглядит на фоне снижающейся в последние годы численности лиц с ограниченными возможностями здоровья (рис. 2).

- 19,46 (на 11,0 %)

200 180 160 140 120 100 80 60 40 20 0

За получением путевок Приобретено путевок На санаторно-курортное

обратились лечение отправлено

■ На 1 июля 2021 г. □ На 1 июля 2022 г.

Рис. 1. Реализация прав льготных категорий граждан на санаторно-курортное лечение, тыс. чел.

* Составлен по: Оперативный доклад об исполнении бюджета Фонда социального страхования РФ. Январь -июнь 2022 г. URL: https://ach.gov.ru.

12 000 10 000 8 000 6 000 4 000 2 000 0

Январь 2019

Январь 2020

Январь 2021

Январь 2022

Г/1 Всего О Первая группа И Вторая группа И Третья группа О Ребенок-инвалид

Рис. 2. Динамика численности лиц с ограниченными возможностями здоровья в России 2019—2022 гг., тыс. чел.*

* Составлен по: Федеральный реестр инвалидов. URL: https://sfri.ru. ISSN 2500-2759

Ф П ч

01 И 5<

а

л т

п *

о

о

о

а ^

о ч

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

я ф

X X

о

п

о у

X

ф ^

п S

ч

ф

ч

2 О

м ы

ы

Z

10

N 5

Отметим, что к категории граждан, имеющих право на лечение в санаториях за счет государства, относится достаточно широкий круг лиц: инвалиды войны, участники Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, некоторые категории военнослужащих и пр. Поэтому в ближайшем будущем в свете сложившейся неблагоприятной геополитической обстановки в стране очевиден рост числа лиц, относящихся к льготным категориям, претендующим на государственное обеспечение санаторно-курортным лечением. Таким образом, отсутствие должных механизмов финансирования санаторно-курортной сферы лишь усугубит и без того напряженную ситуацию в отрасли.

Методы

Цель исследования заключалась в выявлении «узких мест» в государственном финансировании санаторно-курортного лечения в РФ, а также разработке возможных направлений их решения. При подготовке статьи были использованы методы анализа статистических данных, сравнения и обобщения.

Подход, рассматривающий сферу санаторно-курортных услуг как важную составляющую здоровьесбережения населения, национальной безопасности и устойчивого развития, широко освещен в трудах многих отечественных и зарубежных авторов, в числе которых А.Н. Разумов [3], А.М. Ве-титнев [4], М.С. Оборин [5; 6], О.О. Князюк [7], Е.М. Берндт [8], М. Шмидт [9] и другие исследователи. Однако в России санаторно-курортная сфера, предусматривающая современную инфраструктуру лечения и оздоровления, обновление нормативно-законодательной базы, разработку обеспечивающих информационных систем для обмена данными между ее субъектами, к настоящему времени не сформирована и, по мнению ряда специалистов, «ее придется создавать практически заново, несмотря на то что российскому курортному делу исполнилось уже 300 лет» [2].

К числу исследований, в разные годы освещавших проблемы отечественной санаторно-курортной сферы в аспектах регулирования и управления на государственном уровне, относятся [1; 2; 10-18]. Тем не менее вопросы государственного финансирования и налогообложения в санаторно-курортной сфере в настоящее время остаются одними из наиболее актуальных и в то же время не в полной мере разработанных, нуждаются в дальнейшем рассмотрении.

Результаты

Государственное финансовое обеспечение санаторно-курортного лечения на территории Российской Федерации осуществляется из четырех источников, в числе которых федеральный бюджет, региональные бюджеты, средства фонда обязательного социального страхования, средства госкорпораций [19]. Ввиду отсутствия в открытом доступе необходимых данных, в рамках данного исследования анализу подвергалось финансирование санаторно-курортной сферы лишь за счет средств фонда обязательного социального страхования, а также средств региональных бюджетов.

В соответствии с Федеральным законом «О государственной социальной помощи» от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ за счет бюджетных средств осуществляется финансовое обеспечение оплаты стоимости:

- путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и прошедшие открытый конкурсный отбор;

- проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения и обратно, в том числе по путевкам, предоставленным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения;

- проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в федеральных специализированных медицинских учреждениях по направлениям, предоставленным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения.

В соответствии с докладом счетной палаты РФ по состоянию на 1 июля 2022 г. число граждан льготной категории, подавших заявления на получение путевок на санаторно-курортное лечение и ожидающих их получения составляла 475,28 тыс. чел. (на 1 июля 2021 г. — 530,78 тыс. чел.). Таким образом, хотя число граждан, обратившихся за получением данной меры социальной поддержки, в первом полугодии 2022 г. уменьшилось на 55,5 тыс. чел. (или на 12 %2), тем не менее количество граждан, имеющих право на санаторно-курортное лечение за счет государства и ожидающих при этом своей очереди, по-прежнему значительно. Учитывая тот факт, что по состоянию на 1 января 2022 г. общее количество только инвалидов (в том числе детей-инвалидов) в стране превышало 10 млн чел. (рис. 2), можно констатировать,

2 Оперативный доклад об исполнении бюджета Фонда социального страхования РФ. Январь

июнь

2022 г. URL: https://ach.gov.ru.

что санаторно-курортным лечением обеспечено менее 1 % остро нуждающихся в нем граждан.

В соответствии с оперативным докладом Счетной палаты РФ «Об исполнении бюджета Фонда социального страхования РФ» по состоянию за первое полугодие 2022 г. на оплату оказания государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части оплаты санаторно-курортного лечения, а также проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно было выделено 2 941,24 млн р., что на 107,47 млн р. (или на 3,8 %) больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (табл. 1).

При этом по данным ведомства в первом полугодии 2022 г. на оплату стоимости санаторно-курортного лечения отдельных категорий граждан территориальными органами Фонда социального страхования было израсходовано 1 936,49 млн р. (32,9 % бюджетных ассигнований, утвержденных Федеральным законом № 393-ФЗ, и 28,9 % показателя сводной бюджетной росписи).

В этот же период 2021 г. было израсходовано 1 762,06 млн р. (31,1 % показателя, утвержденного законом о бюджете Фонда социального страхования на 2021 г., и 25,1 % показателя сводной бюджетной росписи). Таким образом, в 2022 г. наблюдается положительная динамика изменения анализируемого показателя.

Вместе с тем достаточно любопытной выглядит годовая статистика расходов консолидированного бюджета субъектов РФ на санаторно-курортное лечение граждан (табл. 2).

Прежде всего необходимо отметить, что 2022 г. характеризуется положительной динамикой финансирования санаторно-курортного лечения граждан за счет средств консолидированных бюджетов субъектов РФ. Тем не менее важно подчеркнуть, что в целом по стране отмечается тенденция получения льготными категориями граждан компенсации на санаторно-курортное лечение в натуральной (в виде конкретных услуг — путевок), а не в денежной форме (в виде ежемесячной

ф

п ч

01 И 5<

а

л т

п *

о

о

о

а ^

о ч

я ф

X X

о

п

о у

X

ф ^

п S

ч

ф

ч

2 О

м ы

Таблица 1

Сведения о трансфертах Фонда социального страхования РФ за первое полугодие 2021 и 2022 гг.*

ы

Z

ю

ш

N 5

Показатель На 1 июля 2021 г., млн р. На 1 июля 2022 г., млн р. Первое полугодие 2022 г. / первое полугодие 2021 г., млн р. Первое полугодие 2022 г. / первое полугодие 2021 г., раз, %

Исполнено на оплату оказания государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части оплаты санаторно-курортного лечения, а также проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно 2 833,77 2 941,24 107,47 103,8

* Составлена по: Оперативный доклад об исполнении бюджета Фонда социального страхования РФ. Январь — июнь 2022 г. URL: https://ach.gov.ru.

Таблица 2

Расходы консолидированного бюджета субъектов Российской Федерации на реализацию мер социальной поддержки граждан в виде санаторно-курортного лечения или пребывания в доме отдыха (включая проезд) в 2020—2021 гг., млн р.*

Субъект РФ 2020 2021 2021 к 2020, млн р. Темп роста 2021 к 2020, %

Российская Федерация 8 640,1 10 570,1 1 929,9 122

Центральный федеральный округ 5 648,6 5 375,7 -272,8 95

Северо-Западный федеральный округ 517,2 663,2 146,0 128

Южный федеральный округ 782,3 1 153,4 371,1 147

Северо-Кавказский федеральный округ 15,4 99,3 83,8 643

Приволжский федеральный округ 420,0 1 080,2 660,1 257

Уральский федеральный округ 613,0 778,7 165,7 127

Сибирский федеральный округ 320,5 841,7 521,2 263

Дальневосточный федеральный округ 323,1 577,9 254,8 179

* Составлена по: ЕМИСС. URL: https://www.fedstat.ru. ISSN 2500-2759

денежной выплаты на их приобретение), что, в свою очередь, особенного актуализирует необходимость развития санаторно-курортной сферы в РФ (рис. 3).

Анализ официальной статистики (рис. 3 и 4) позволяет констатировать существенную диспропорцию в объемах средств, выделяемых на санаторно-курортное лечение в разрезе консолидированных бюджетов субъектов РФ. Так, значительная доля обще-

10 000 9 000 8 000 7 000 6 000 5 000 4 000 3 000 2 000 1 000 0

го финансирования на санаторно-курортное лечение в разрезе всех субъектов РФ принадлежит Центральному ФО (65 % в 2020 г. и 51 % в 2021 г. соответственно от всех подобных трансакций в РФ). При этом в 2021 г. можно отметить улучшение значений анализируемого показателя по всем федеральным округам РФ (рис. 5).

Тем не менее общие расходы консолидированных бюджетов на санаторно-курорт-

7 620

8 968

5 078

4 329

571

XI

Российская Федерация

Центральный федеральный округ

Г/1 В денежной форме 2020 г. Ш В натуральной форме 2020 г. В В денежной форме 2021 г. О В натуральной форме 2021 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 3. Расходы консолидированного бюджета Российской Федерации и Центрального федерального округа на реализацию мер социальной поддержки граждан в виде санаторно-курортного лечения или пребывания в доме отдыха (включая проезд)

в 2020—2021 гг., млн р.

2021

2022

51

1 ! 10

65

6

44

10

20

30

40

50

60

70

80

90

100

Г/1 Центральный федеральный округ И Северо-Западный федеральный округ

0 Южный федеральный округ Н Северо-Кавказский федеральный округ Ш Приволжский федеральный округ Н Уральский федеральный округ

1 Сибирский федеральный округ О Дальневосточный федеральный округ

Рис. 4. Структура расходов консолидированного бюджета в разрезе субъектов Российской Федерации на реализацию мер социальной поддержки граждан в виде санаторно-курортного лечения или пребывания в доме отдыха (включая проезд) в 2020—2021 гг., %

6

7

8

5

9

5

7

0

Дальневосточный федеральный округ

Сибирский федеральный округ Щ 29

Уральский федеральный округ

Приволжский федеральный округ

Северо-Кавказский федеральный округ

Южный федеральный округ

Северо-Западный федеральный округ

1 040

1 71

475

200 400

600

800 1 000 1 200

УХ В натуральной форме 2021 г^В денежной форме 2021 г. I I В натуральной форме 2020 г^В денежной форме 2020 г.

Рис. 5. Расходы консолидированного бюджета субъектов РФ на реализацию мер социальной поддержки граждан в виде санаторно-курортного лечения или пребывания (включая проезд) в 2020—2021 гг., млн р.

ное лечение у остальных федеральных округов значительно меньше (см. рис. 4) и в своей совокупности составляют практически такую же величину, как расходы Центрального федерального округа. К числу лидирующих регионов по объемам средств, выделяемых на санаторно-курортное лечение льготных категорий граждан, относятся Приволжский, Южный и Сибирский федеральные округа. При этом самое низкое значение показателя присутствует в Северо-Кавказском федеральном округе (см. рис. 5). В целом представленная статистика демонстрирует

существенное отставание государственного финансирования санаторно-курортного лечения льготных категорий граждан в регионах по сравнению с Центральным ФО.

Вместе с тем одной из важных реформ 2023 г. стало объединение Пенсионного фонда и Фонда социального страхования РФ. В соответствии с докладом аудитора счетной палаты РФ С.И. Шторгина по проекту бюджета Фонда пенсионного и социального страхования в 2023 г. «...на санаторно-курортное лечение граждан предусмотрено 7 млрд р. с увеличением к 2025 г. до 7,6 млрд р. При

ф

п ч

01 И 5<

а

л

V

п *

о

о

о

а ^

о ч

я ф

X X

о

п

о у

X

ф ^

п S

ч

ф

ч

2 О

2 Ы

Ы Z

10

N 5

0

прогнозируемой очереди на путевки на начало 2023 г. 490 тыс. в текущем году путевками будет обеспечено только 203 тыс. граждан»3. Таким образом, в случае отсутствия необходимых мер государственной поддержки проблема недостаточной обеспеченности санаторно-курортным лечением льготных категорий граждан сохранится и в долгосрочной перспективе.

Говоря о проблемах государственного финансирования сферы санаторно-курортных услуг, также следует обратить внимание и на несоответствующие современным реалиям действующие нормативы на санаторно-курортное лечение. Так, в 2022 г. государственные нормативы на санаторно-курортное лечение составляли 156,5 р. в месяц (или 1 878 р. в год), а на проезд на междугородном транспорте — 22,14 р. в месяц (или 265,7 р. в год) на одного льготника. После сравнения представленных цифр с предельной стоимостью одного дня пребывания в санатории в этот же период становятся очевидными существенные диспропорции. Так, средняя стоимость одного дня пребывания в санатории составляет в среднем 1 461,3 р. (2 285,6 р. для инвалидов с заболеваниями и травмами спинного мозга), т.е. минимальная стоимость путевки на 18 дней составит 26 303,4 р., 30 687,3 р. — для детей на 21 день. Указанное обстоятельство, в частности, объясняет низкий интерес у льготных категорий граждан к получению компенсации за санаторно-курортное лечение в денежной форме (рис. 3).

«Получая от стоимости набора социальных услуг одного гражданина льготной категории на финансирование расходов по санаторно-курортному лечению — 1 878 р. в год, Фонд социального страхования должен закупить для него путевку по цене 26 303,4 р., а при необходимости сопровождения — две путевки (2 х 26303,4 = 52 606,8 р.). Других источников финансирования санаторно-курортного лечения льготных категорий граждан действующим законодательством не предусмотрено»4. Недостаточные для покрытия расходов санаториев и курортов объемы финансирования санаторно-курортной сферы со стороны государства, в свою очередь, приводят к сокращению числа

3 Выступление Сергея Штогрина в екту бюджета Фонда пенсионного и

ГД по про-социального

страхования. URL: https://ach.gov.ru/news/vystu-plenie-sergeya-shtogrina-v-gd-po-proektu-byudzhe-ta-fonda-pensionnogo-i-sotsialnogo-strakhovaniya?high-light-search-result=%D0%A1%D0%90%D0%9D%-D0%90%D0%A2%D0%9E%D0%A0.

4 Социальный фонд России. URL: https://sfr.gov.ru.

откликов со стороны здравниц на государственные тендеры и заказы.

Таким образом, в настоящее время становится очевидным, что вызовы геополитического кризиса третьего десятилетия XXI в. в РФ лишь усугубят и без того сложную ситуацию, сложившуюся с финансированием отечественной санаторно-курортной сферы. Достаточно очевидным прогнозом является рост количества граждан льготных категорий, нуждающихся в санаторно-курортном лечении, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья. Таким образом, должное финансирование отрасли санаторно-курортного лечения выступает в настоящее время актуальной и достаточно важной государственной проблемой, требующей пристального внимания и разработки соответствующих механизмов решения.

Выводы

В ходе исследования были получены актуальные и важные результаты, находящиеся в плоскости государственного финансирования санаторно-курортного лечения льготных категорий граждан в РФ. Основными проблемами, выявленными по итогам исследования, можно назвать следующие:

1. Отсутствие достаточного финансирования. В настоящее время санаторно-курортным лечением обеспечено менее 1 % остро нуждающихся в нем граждан РФ, при этом в ближайшем будущем выявленная негативная тенденция лишь усугубится.

2. Обнаруженная существенная региональная диспропорция в объемах средств, выделяемых на санаторно-курортное лечение, свидетельствует об отсутствии должного внимания администрации ряда регионов к должному финансированию санаторно-курортного лечения.

3. Несоответствие современным реалиям государственных нормативов на санаторно-курортное лечение, вынуждающее руководителей курортов и санаториев переориентироваться на совершенно иную аудиторию, способную самостоятельно оплачивать услуги здравниц в должном объеме. Однако такая практика может привести к критической ситуации — практически полному отказу от участия санаторно-курортных организаций в государственном заказе на реабилитацию и лечение льготных категорий граждан.

Следует подчеркнуть, что действующая в РФ система здравоохранения граждан, нацеленная только на лечение, объективно требует изменения и смещения акцентов на профилактику болезней и формирования

культуры здоровья, что выводит проблему государственного финансирования санаторно-курортной сферы в целом и обеспечения санаторно-курортным лечением отдельных категорий граждан в частности в число приоритетных государственных задач, требующих пристального внимания. Финансовое обеспечение государством отрасли санаторно-курортного лечения должно основываться на достоверных данных о достаточности получаемой от государства поддержки нуждающимися категориями населения и территориальном распределении санаторных организаций, а также доступности предоставляемых ими услуг, что, в свою очередь, требует пристального внимания к функционированию отрасли и проведения соответствующих исследований.

Решению проблемы финансирования отрасли препятствует и сложность действующей структуры санаторно-курортной

сферы: «разная форма собственности и ведомственная принадлежность предприятий, их неравномерное распределение на территории страны, обусловленное традиционно функционирующими природными курортными источниками, огромные расстояния до существующих курортных центров, непонимание и некомпетентность представителей органов власти, а зачастую их нежелание прилагать дополнительные усилия» [2].

Тем не менее проблема государственного финансирования санаторно-курортного лечения требует оперативного вмешательства и решения. Для этого необходимо не только увеличение объемов финансирования, но и разработка и реализация государственных программ поддержки и развития санаторно-курортной сферы, создание единой национальной системы санаторно-курортного лечения и оздоровления граждан.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Нестеренко Н.А. Здоровье и работоспособность экономически активного населения как целевая функция в деятельности санаторно-курортного комплекса / Н.А. Нестеренко. — EDN YWNEQR // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. — 2018. — № 2 (110). — С. 145-149.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Баснина Т.Д. Управление санаторно-курортным комплексом: основные проблемы и тенденции развития / Т.Д. Баснина, Л.А. Валитова, М.Ю. Шерешева. — DOI 10.29141/2218-5003-2021-12-1-5. — EDN KIBSWG // Управленец. — 2021. — Т. 12, № 1. — С. 62-77.

3. Разумов А.Н. Санаторно-курортное лечение является по-настоящему важным разделом системы отечественного здравоохранения / А.Н. Разумов // БОСС. Бизнес: организация, стратегия, системы. — 2019. — № 6.

4. Ветитнев А.М. О современном состоянии и тенденциях развития санаторно-курортного комплекса / А.М. Ветитнев, Е.В. Оргина. — EDN NVXNZT // Вестник национальной академии туризма. — 2011. — № 2. — С. 51-53.

5. Оборин М.С. Проблемы развития курортов Краснодарского края в условиях геополитической нестабильности / М.С. Оборин, А.А. Сарян. — DOI 10.24412/1995-042X-2022-2-144-159. — EDN BGVCKC // Сервис в России и за рубежом. — 2022. — Т. 16, № 2 (99). — С. 144-159.

6. Оборин М.С. Состояние и перспективы развития лечебного и спортивно-оздоровительного туризма в России / М.С. Оборин. — DOI 10.18413/2408-9346-2022-8-2-0-6. — EDN TIJKXW // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. — 2022. — Т. 8, № 2. — С. 57-65.

7. Князюк О.О. Санаторно-курортный комплекс Прибайкалья на рубеже третьего тысячелетия / О.О. Кня-зюк, С.Г. Абрамович. — DOI 10.5281/zenodo.835353. — EDN ZVZYZT // Здоровье. Медицинская экология. Наука. — 2017. — № 4. — С. 97-99.

8. The German Day-care Study: Multicomponent Non-drug Therapy for People with Cognitive Impairment in Daycare Centres Supplemented with Caregiver Counselling (DeTaMAKS) — Study Protocol of a Cluster-Randomised Controlled Trial / E.M. Behrndt, M. Straubmeier, H. Seidl, S. Book [et al.]. — DOI 10.1186/s12913-017-2422-x // BMC Health Services Research. — 2017. — Vol. 17, № 1. — P. 492.

9. Smith M. An Analysis of Key Issues in SPA Management: Viewpoints from International Industry Professionals / M. Smith, M. Wallace. — DOI 10.1080/24721735.2020.1819706 // International Journal of Spa and Wellness. — 2020. — Vol. 2, № 3. — P. 119-134.

10. Басюк А.С. Роль активации кластерной политики региона в его устойчивом социально-экономическом развитии / А.С. Басюк, А.В. Антошкина, Л.М. Цаллагова. — EDN CMHWGJ // Экономика и предпринимательство. — 2020. — № 1 (114). — С. 333-338.

11. Бурменко Т.А. К вопросу о содержании понятия «оздоровительный туризм» / Т.А. Бурменко. — DOI 10.17150/1993-3541.2016.26(1).42-49. — EDN VODZOH // Известия Байкальского государственного университета. — 2016. — Т. 26, № 1. — С. 42-49.

12. Кондрацкая Т.А. Рекреационные услуги в Иркутской области / Т.А. Кондрацкая. — EDN PJWQOD // Известия Байкальского государственного университета. — 2012. — № 6. — С. 140-143.

13. Рубцова Н.В. Кадровое обеспечение туристской сферы Прибайкалья: основные проблемы и пути их преодоления / Н.В. Рубцова, Головченко Т.П. — DOI 10.18334/et.6.1.39728. — EDN VZMPVN // Экономика труда. — 2019. — Т. 6, № 1. — С. 173-184.

Ф П ч

01 И 5<

а

л т

п *

о

о

о

а

и ^

о ч

я ф

X X

о

п

о у

X

ф ^

п S

ч

ф

ч

2 О

м ы

ы

Z

10

N 5

14. Светник Т.В. Стратегическое управление созданием особой экономической зоны туристско-рекреа-ционного типа в Республике Бурятия / Т.В. Светник, Т.Ю. Бубаева. — EDN OKBWUR // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2011. — № 5. — С. 17.

15. The Handbook of Wellness Medicine / ed. W.W. Ishak // Cambridge University Press. — 2020. — № 9. — URL: https://doi.org/10.1017/9781108650182.

16. Karagülle M. Real-life Effectiveness of SPA Therapy in Rheumatic and Musculoskeletal Diseases: A Retrospective Study of 819 Patients / M. Karagülle, S. Karde§, M.Z. Karagülle. — DOI 10.1007/s00484-017-1384-3. — EDN YHHDQS // International Journal of Biometeorology. — 2017. — Vol. 61, № 11. — P. 1945-1956.

17. Афанасьева А.А. Особенности оказания государственных услуг в области санаторно-курортной сферы в Российской Федерации / А.А. Афанасьева, В.Х. Дзоблаева, Н.В. Климовских. — DOI 10.18411/ trnio-12-2021-04. — EDN GFXNVY // Тенденции развития науки и образования. — 2021. — № 80-1. — С. 16-21.

18. Корчажкина Н. Совершенствование системы санаторно-курортного лечения в Российской Федерации / Н. Корчажкина // Медицина целевые проекты. — 2013. — № 16.

REFERENCES

1. Nesterenko N.A. Activity of Sanatorium-Resort Complex to Ensure the Health and Efficiency of the Economically Active Population. Izvestia Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta = Izvestiya of Saint Petersburg State University of Economics, 2018, no. 2, pp. 145-149. (In Russian). EDN: YWNEQR.

2. Basnina T.D., Valitova L.A., Sheresheva M.Yu. Managing the Russian Health Resort Industry : Key Challenges and Development Trendsy. Upravlenets = The Manager, 2021, vol. 12, no. 1, pp. 62-77. (In Russian). EDN: KIBSWG. DOI: 10.29141/2218-5003-2021-12-1-5.

3. Razumov A.N. Sanatorium-and-spa treatment is a truly important section of the national healthcare system. BOSS. Biznes: organizatsiya, strategiya, sistemy = BOSS. Business: Organization, Strategy, Systems, 2019, no. 6. (In Russian).

4. Vetitnev A.M., Orgina E.V. Today's Sanatorium-and-Spa Complex State and Development Trends. Vestnik Natsional'noi akademii turizma = Vestnik of National Tourism Academy, 2011, no. 2, pp. 51-53. (In Russian). EDN: NVXNZT.

5. Oborin M.S., Saryan A.A. Problems of Development of Resorts of Krasnodar Krai in Conditions of Geopolitical Instability. Servis v Rossii i za rubezhom = Services in Russia and abroad, 2022, vol. 16, no. 2, pp. 144-159. (In Russian). EDN: BGVCKC. DOI: 10.24412/1995-042X-2022-2-144-159.

6. Oborin M.S. The State and Prospects of Development of Medical and Sports Tourism in Russia. Nauchnyi re-zul'tat. Tekhnologii biznesa i servisa = Research Result. Business and Service Technologies, 2022, vol. 8, no. 2, pp. 57-65. (In Russian). EDN: TIJKXW. DOI: 10.18413/2408-9346-2022-8-2-0-6.

7. Knyazyuk O.O., Abramovich S.G. Sanatorium-Sport Complex of Pribaikalja on the Abroad of the Third Millennium. Zdorov'e. Meditsinskaya ekologiya. Nauka = Health. Medical Ecology. Science, 2017, no. 4, pp. 97-99. (In Russian). EDN: ZVZYZT. DOI: 10.5281/zenodo.835353.

8. Behrndt E.M., Straubmeier M., Seidl H., Book S., Graessel E., Uttenberger K. The German Day-care Study: Multicomponent Non-drug Therapy for People with Cognitive Impairment in Day-care Centres Supplemented with Caregiver Counselling (DeTaMAKS) — Study Protocol of a Cluster-randomised Controlled Trial. BMC Health Services Research, 2017, vol. 17, no. 1, рp. 492. DOI: 10.1186/s12913-017-2422-x.

9. Smith M., Wallace M. An Analysis of Key Issues in SPA Management: Viewpoints from International Industry Professionals. International Journal of Spa and Wellness, 2020, vol. 2, no. 3, pр. 119-134. DOI: 10.1080/24721735.2020.1819706.

10. Basyuk A.S., Antoshkina A.V., Tsallagova L.M. The Role of Regional Cluster Policy Activation in its Sustainable Socio-Economic Development. Ekonomika i predprinimatel'stvo = Journal of Economy and Entrepreneurship, 2020, no. 1, pp. 333-338. (In Russian). EDN: CMHWGJ.

11. Burmenko T.A. On the Subject of the Health Tourism Concept. Izvestiya Baikal'skogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Baikal State University, 2016, vol. 26, no. 1, pp. 42-49. (In Russian). EDN: VODZOH. DOI : 10.17150/1993-3541.2016.26(1).42-49.

12. Kondratskaya T.A. Recreation Services in Irkutsk Region. Izvestiya Baikal'skogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Baikal State University, 2012, no. 6, pp. 140-143. (In Russian). EDN: PJWQOD.

13. Rubtsova N.V., Golovchenko T.P. Staffing of the Tourist Area of the Baikal Region: Main Problems and Ways to Overcome Them. Ekonomika truda = Russian Journal of Labor Economics, 2019, vol. 6, no. 1, pp. 173-184. (In Russian). EDN: VZMPVN. DOI: 10.18334/et.6.1.39728.

14. Svetnik T.V., Bubaeva T.Yu. Strategic Management of Creating a Special Economic Zone for Tourism and Recreation in Buryatia. Izvestiya Baikal'skogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Baikal State University, 2011, no. 5, pp. 17. (In Russian). EDN: OKBWUR.

15. Ishak W.W. (ed.). The Handbook of Wellness Medicine. Cambridge University Press, 2020, no. 9. URL: https://doi.org/10.1017/9781108650182.

16. Karagülle M., Karde§ S., Karagülle M.Z. Real-life Effectiveness of SPA Therapy in Rheumatic and Musculoskeletal Diseases: A Retrospective Study of 819 Patients. International Journal of Biometeorology, 2017, vol. 61, no. 11, pр. 1945-1956. EDN: YHHDQS. DOI: 10.1007/s00484-017-1384-3.

17. Afanaseva A.A., Dzoblaeva V.Kh., Klimovskikh N.V. Features of the provision of public services in the field of the sanatorium and resort sector in the Russian Federation. Tendentsii razvitiya nauki i obrazovaniya = Trends in the development of science and education, 2021, no. 80-1, pp. 16-21. (In Russian). EDN: GFXNVY. DOI: 10.18411/ trnio-12-2021-04.

18. Korchazhkina N. Improving the system of sanatorium treatment in the Russian Federation. Meditsina tselevye proekty = Medicine targeted projects, 2013, no. 16.

Информация об авторах

Рубцова Наталья Владимировна — доктор экономических наук, доцент, доцент кафедры журналистики и маркетинговых технологий, Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация, е-mail: [email protected], © https://orcid.org/0000-0002-1400-0509, SPIN-код: 4173-4660, AuthorlD РИНЦ: 491913.

Корень Андрей Владимирович — кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления, Владивостокский государственный университет, г. Владивосток, Российская Федерация, e-mail: andrey. [email protected], © https://orcid.org/0000-0003-2591-4821, SPIN-код: 8917-8144, AuthorlD РИНЦ: 633289.

Authors

Natalia V. Rubtsova — D.Sc. in Economics, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Journalism and Marketing Technology, Baikal State University, Irkutsk, the Russian Federation, e-mail: [email protected], © https://orcid.org/0000-0002-1400-0509, SPIN-Code: 4173-4660, AuthorlD RSCI: 491913.

Andrey V. Koren — Ph.D. in Economics, Associate Professor of the Department of Economics and Management, Vladivostok State University, Vladivostok, the Russian Federation, e-mail: [email protected], © https://orcid.org/0000-0003-2591-4821, SPINCode: 8917-8144, AuthorlD RSCI: 633289.

Вклад авторов

Все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the Authors

The authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Для цитирования

Рубцова Н.В. Государственное финансирование санаторно-курортного лечения в России: проблемы и перспективы / Н.В. Рубцова, А.В. Корень. — DOI 10.17150/2500-2759.2023.33(1).15-25. — EDN ZIVWDB // Известия Байкальского государственного университета. — 2023. — Т. 33, № 1. — С. 15-25.

For Citation

Rubtsova N.V., Koren A.V. Public Funding of Health Resort Treatment in Russia: Problems and Prospects. Izvestiya Baikal'skogo gosudarstvennogo universite-ta = Bulletin of Baikal State University, 2023, vol. 33, no. 1, pp. 15-25. (In Russian). EDN: ZIVWDB. DOI: 10.17150/2500-2759.2023.33(1).15-25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.