УДК: 338.23
Аляутдинова М. С.
студентка института непрерывного образования Московский государственный университет пищевых производств
Толкачева С. В.
кандидат экономических наук, доцент Московский государственный университет пищевых производств»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ЗАЩИТА КОНКУРЕНЦИИ
В статье рассмотрены проблемы государственного регулирования деятельности монополий и защиты конкуренции, проанализированы основные направления деятельности государства, направленные на поддержание конкурентной среды, а также на устранение и пресечение нарушений антимонопольного законодательства участниками экономических отношений.
Ключевые слова: антимонопольное регулирование, защита конкуренции, поддержка малого и среднего бизнеса.
Участие государства в рыночной экономике было характерно на всех этапах ее развития. В процессе формирования более сложных хозяйственных связей появилась необходимость изменения форм и объемов деятельности государства в регулировании экономической сферы. По мере развития рыночной экономики появляется свойственная рынку тенденция к монополизации.
Фундаментом рыночного саморегулирования является институт конкуренции, возможность проявления и эффективность функционирования которого зависят в современных условиях исключительно от соответствующей государственной стратегии в этой области [4].
Конкуренция — это соперничество между производителями товаров и услуг за право получения максимального дохода (прибыли). Конкуренция и система рынков выносят свои решения о том, что экономика должна производить, как эффективно организовывать производство и как следует распределять результаты производительного труда между экономическими единицами [5].
Конкуренция стимулирует развитие и внедрение новых технологий, повышение качества товаров и услуг, расширение выбора для потребителей, обеспечивает эффективное распределение ресурсов.
Свободное ценообразование и свободный рынок являются идеальными условиями для совершенной конкуренции. Совершенной конкуренцией называют такое состояние экономики, при котором на рынке присутствует неограниченное число продавцов и покупателей однородного товара. Для рынка совершенной конкуренции характерно отсутствие каких-либо барьеров для входа в отрасль новых продавцов и выхода с рынка, а также полная информационная прозрачность. При таком состоянии рынка отдельная фирма не имеет возможности влиять на формирование цены.
В реальности соблюдение всех условий совершенной конкуренции практически невозможно. В современной рыночной экономике преобладают формы несовершенной конкуренции: чистая монополия, олигополия и монополистическая конкуренция. Основная черта рынка несовершенной конкуренции — это возможность отдельных продавцов и покупателей в той или иной степени оказывать влияние на цену.
Наиболее распространенными и опасными для свободной конкуренции являются искусственные монополии, создаваемые специально для получения монополистических
выгод. В погоне за сверхприбылью компания-монополист может искусственно ограничивать производство и поднимать цены, нарушая тем самым механизм рыночного регулирования экономики. Из-за отсутствия конкурентов часто монополист может иметь высокий доход без дополнительных усилий, что ослабляет его мотивацию к усовершенствованию производства и повышению качества продукции. Чрезмерная монополизация ведет к нерациональному распределению ресурсов, повышению цен на внутреннем рынке, а также резкой дифференциации доходов населения и росту социальной напряженности.
Однако, существуют отрасли, для которых оптимальным является большой размер предприятий, так как достижение минимальных средних издержек и максимального качества возможно только при больших объемах производства. Поэтому, государственная антимонопольная политика направлена не на устранение монополий, а на поддержание необходимого равновесия на рынке, недопущение всевластия фирм-монополистов и нарушения механизмов саморегуляции рынка.
Одним из важнейших механизмов, обеспечивающих функционирование экономической системы и достижение всех социально-экономических целей, является государственная антимонопольная политика. Принятие правильных мер по регулированию монополий способствует развитию конкуренции, стабилизации рынка и совершенствованию экономики в целом.
В настоящее время проблема антимонопольного регулирования в России крайне актуальна. Она имеет как экономическое, так и социальное значение.
Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства является Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) [3].
Усилия ФАС России направлены на предотвращение и пресечение ограничивающих конкуренцию действий со стороны хозяйствующих субъектов, субъектов естественных монополий и органов власти.
Проанализировав деятельность органов исполнительной власти в сфере антимонопольного регулирования за последние несколько лет, мы можем наблюдать положительную тенденцию. Была усовершенствована законодательная база, проведена работа по пресечению нарушений. Однако на сегодняшний день остается еще много задач, требующих решения.
Одним из основных направлений деятельности государства в сфере антимонопольного регулирования является борьба с недобросовестной конкуренцией. Запрет на недобросовестную конкуренцию устанавливает Федеральный закон N 135-Ф3 "О защите конкуренции".
Недобросовестная конкуренция — любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации [2].
В настоящее время недобросовестная конкуренция приобрела множество различных форм: дискредитация конкурентов, демпинг цен, хищение интеллектуальной собственности, методы силового воздействия, лишение конкурентов рынка сырья или сбыла, сговор и другие методы незаконного воздействия.
Можно выделить следующие основные черты недобросовестной конкуренции:
- стремление компании добиться успеха при помощи незаконного использования результатов деятельности конкурента, а не за счет собственных достижений;
- применение каких-либо противоправных мер воздействия, как непосредственно на компанию-конкурента, так и путем ложных и вводящих в заблуждение утверждений.
При реализации стратегии государства, направленной на пресечение недобросовестной конкуренции, должны применяться как прямые, так и косвенные методы воздействия. К прямым методам можно отнести такие методы как защита интеллектуальной собственности, регулирование рекламной деятельности, создание и усовершенствование законодательной базы и контроль за ее соблюдением.
Проконтролировать все стороны деятельности участников экономических отношений практически невозможно, поэтому не менее важными являются косвенные методы воздействия, направленные на стимулирование самих производителей к деятельности по предотвращению недобросовестной конкуренции.
Также существенную роль в борьбе с недобросовестной конкуренцией играют саморегулируемые предпринимательские и общественные объединения. При этом деятельность производителей контролируется не только государством, но и коллегами-профессионалами, знающими все детали данной отрасли.
В качестве важных мер по созданию конкурентной среды и предотвращению чрезмерной монополизации рынка также следует отметить политику государства по поддержке субъектов малого и среднего бизнеса. Она может осуществляться посредством субсидий из федерального и региональных бюджетов, создания и развития инфраструктуры информационно-консультационной поддержки, создания гарантийных фондов для предоставления поручительств по обязательствам. Программы поддержки малого и среднего предпринимательства в России реализуются уполномоченным органом — Министерством экономического развития Российской Федерации.
Для облегчения налоговой нагрузки на малый и средний бизнес применяется особый налоговый режим — упрощенная система налогообложения.
Однако на сегодняшний день в России существует еще много препятствий для развития малого и среднего бизнеса. В частности, предпринимателями отмечаются сложности в получении кредитов, высокие налоги и сборы. Вместе с тем государственная помощь не всегда доходит до адресатов в полном объеме, что является серьезным негативным фактором для развития препирательства.
Необходимо принимать меры по снижению и устранению административных барьеров, а также по противодействию коррупции. Мероприятия по поддержке малого и среднего бизнеса имеют большое значение для сохранения здоровой конкурентной среды и экономики в целом.
Необходимо отметить, что в экономической структуре присутствуют такие области, поддержание и сохранение конкуренции в которых нецелесообразно. Такие области рынка переходят в категории «естественных монополий».
Естественная монополия — состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров [1].
К естественным монополиям относятся такие сферы как железнодорожные перевозки, услуги по передачи электроэнергии, водоснабжение и водоотведение, транспортировка нефти и газа, услуги общедоступной почтовой связи.
Регулирование деятельности субъектов естественных монополий имеет большое экономическое и социальное значение.
Особенно важной и сложной задачей является соблюдение баланса интересов субъектов естественных монополий и потребителей услуг. С одной стороны, необходимо обеспечить доступность услуг для потребителей, с другой стороны, экономическую
эффективность деятельности производителя данных услуг, получение им необходимой валовой выручки и прибыли, для дальнейшего функционирования и развития.
Для достижения данных целей необходим детальный анализ производственно-хозяйственной деятельности естественных монополий и выбор оптимального метода регулирования. Также важной составляющей является проведение мероприятий по повышению открытости деятельности органов власти и снижению уровня коррупционных рисков.
По нашему мнению, инфляция в нашей стране — это результат деятельности монополий. В России отсутствует свободная конкуренция, при которой объем и скорость обращения денежных средств определяют динамику цен. Мы находимся в условиях дефицита денег. При девальвации рубля и росте цен на импорт, монополии подстраиваются и поднимают цены и на российское продовольствие.
Очевидно, что государственное регулирование монополий и защита конкуренции является обязательным условием эффективного функционирования экономической системы страны. Осуществляемая социально-экономическая политика должна защищать свободу предпринимательства от грабительских действий ряда монополий. Для достижения результата необходима беспрерывная работа над созданием и совершенствованием механизмов государственного стимулирования и контроля экономических отношений.
Литература
1. Богданов, Д. Д. Институциональные аспекты регулирования ценового поведения доминирующей фирмы // Таврический научный обозреватель. — 2015. — № 1. — С. 15-16.
2. Богданов, Д. Д. Развитие конкуренции на рынке электроэнергетики // Экономика: вчера, сегодня, завтра. — 2011. — № 2. — С. 91-103.
3. Кузнецова, Е. И. Развитие конкурентных отношений и экономическая стратегия государства / Е.И. Кузнецова. — М. : ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2012. — 383 с.
4. О естественных монополиях [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ (ред. от 05.10.2015) // Справочно-правовая система Консультант плюс.
5. О защите конкуренции [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-Ф3 (ред. от 05.10.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2016) // Справочно-правовая система Консультант плюс.
6. Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе [Электронный ресурс]: Постановление правительства РФ от 30.06.2004 N 331 (ред. от 25.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2016) // Справочно-правовая система Консультант плюс.
7. Смирнова, О. О. Регулирование ценовой дискриминации: нормативное определение и особенности выявления // Приволжский научный вестник. — 2013. — № 9 (25). — С. 43-45.
8. Смирнова, О. О. Совершенствование методологии регулирования ценовой дискриминации: опыт России И ЕС // Экономические и гуманитарные науки. — 2013. — № 9 (260). — С. 57-61.
9. Смирнова, О. О. Ценовая дискриминация на различных уровнях канала распределения: на примере рынка нефтепродуктов // Экономика: вчера, сегодня, завтра. — 2013. — № 5-6. — С. 67-73.
10. Смирнова, О. О., Богданов, Д. Д. Ценовая дискриминация третьего типа: вопросы выявления и регулирования // Научное обозрение. — 2013. — № 6. — С. 92-95.
11. Смирнова, О. О., Богданов, Д. Д. Антимонопольное регулирование и отраслевое законодательство: опыт взаимодействия на примере рынка розничной торговли // Экономика: вчера, сегодня, завтра. — 2011. — № 2. — С. 77-90.