Научная статья на тему 'Государственно-церковные отношения по заветам святого князя Владимира'

Государственно-церковные отношения по заветам святого князя Владимира Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
298
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
Ключевые слова
RUSSIA / CHURCH / STATE / POWER / CIVILISATION / CHRISTIANITY / RIGHT / BIBLE IDEAL / РУСЬ / ЦЕРКОВЬ / ГОСУДАРСТВО / ВЛАСТЬ / ЦИВИЛИЗАЦИЯ / ТЕОКРАТИЯ / ХРИСТИАНСТВО / ПРАВОПОНИМАНИЕ / КЕНОТИЧЕСКОЕ ПРАВО / БИБЛЕЙСКИЙ ИДЕАЛ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Фетисов Тимофей (протоиерей)

Статья посвящена осмыслению духовных принципов, на которых святой князь Владимир основал Русское государство. Выявляется теократический идеал как принцип правовой и общественной жизни государства и христианские базисные ценности служения власти своему народу и отечеству. Освещаются социальные взгляды Владимира, и отмечается эсхатологический контекст деятельности государя как попытка осуществления справедливости и Правды Божией на Русской земле.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHURCH-STATE RELATIONS ON THE PRECEPTS OF THE HOLY PRINCE VLADIMIR

Article is devoted judgement of spiritual principles on which sacred prince Vladimir has based Russian state. The theocratic ideal, as a principle of legal and public life of the state, and Christian basic values of service of the power to the people and Fatherland comes to light. In research the social sights of sacred prince Vladimir resulting from an evangelical legal ideal are shined, and the eschatological context of activity of a sacred sovereign as attempt of realisation of justice and Pravdy Bozhiej on Russian soil is marked.

Текст научной работы на тему «Государственно-церковные отношения по заветам святого князя Владимира»

МАТЕРИАЛЫ XXI ДИМИТРОВСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЧТЕНИЙ «1917-2017: УРОКИ ИСТОРИИ ДОНСКОГО КРАЯ» -

УДК 340.15 ББК 67.0

Фетисов Тимофей (протоиерей) Fetisov Timothy (archpriest)

ректор Донской духовной семинарии кандидат богословия.

Rector of the Don Seminary of Theology, PhD in Thoelogy. Тел.: 8 (918) 500-96-04.

ГОСУДАРСТВЕННО-ЦЕРКОВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ПО ЗАВЕТАМ СВЯТОГО КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА

Church-state relations on the precepts of the Holy Prince Vladimir

Статья посвящена осмыслению духовных принципов, на которых святой князь Владимир основал Русское государство. Выявляется теократический идеал как принцип правовой и общественной жизни государства и христианские базисные ценности служения власти своему народу и отечеству. Освещаются социальные взгляды Владимира, и отмечается эсхатологический контекст деятельности государя как попытка осуществления справедливости и Правды Божией на Русской земле.

Ключевые слова: Русь, церковь, государство, власть, цивилизация, теократия, христианство, правопонимание, кенотическое право, библейский идеал.

Наступивший юбилейный год святого Крестителя Руси и текущий исторический момент побуждают богословско-историческое сознание всякого неравнодушного к судьбу своего отечества христианина сформулировать еще раз те изначальные духовные принципы нашего государства, на которых оно создавалось, определяя отношения государства и церкви вплоть до сегодняшнего дня. Эта непростая задача требует благоговения и профессионализма кропотливого реставратора, который, работая над древней иконой, очищает ее от наслоений пережитых эпох и вековой копоти, чтобы открыть первообраз. Вне всяких сомнений, современное Российское государство весьма далеко ушло в своем развитии от древнерусского прототипа, однако политическая и социальная трансформация стала не только естественным изменением и развитием внешних форм, но и, что гораздо существеннее, затронула внутреннее существо общества и власти. В реальности идеал построенного на евангельских заповедях уникального государства святого князя начал затемняться уже в период начавшихся при его ближайших потомках

Article is devoted judgement of spiritual principles on which sacred prince Vladimir has based Russian state. The theocratic ideal, as a principle of legal and public life of the state, and Christian basic values of service of the power to the people and Fatherland comes to light. In research the social sights of sacred prince Vladimir resulting from an evangelical legal ideal are shined, and the eschatological context of activity of a sacred sovereign as attempt of realisation of justice and Pravdy Bozhiej on Russian soil is marked.

Keywords: Russia, Church, state, power, civilisation, Christianity, right, bible ideal.

междоусобиц. Тем не менее даже в современной России можно увидеть отсветы того духовного образа, который завещал ей князь Владимир.

Было бы методологически правильно с самого начала определиться с теми, кто является адресатом заветов равноапостольного Владимира? В корне неверно считать, что только государству и власти оставил свое завещание святой князь. Думать так - значит забыть о том, что равноапостольный Владимир стал отцом-основателем не только Русского государства и русской цивилизации, но также их духовного фундамента - русской церкви. Святейший патриарх Кирилл в своем Послании в связи с 1000-летием преставления святого равноапостольного великого князя Владимира напоминает: «Благодаря этому святому правителю была основана Церковь Русская» [4].

Поскольку роль Владимира как основателя церкви практически впервые озвучена на столь высоком уровне, позволим себе несколько остановиться на этой теме. Для некоторых этот исторический факт до сих пор

является слишком смелым утверждением, ведь, как известно, христиане и христианство существовали на Руси как минимум со времен крещения варяжских князей Аскольда и Дира. Однако здесь происходит очевидное смешение понятий христианства и церкви. По-видимому, не мог избежать этой ошибки и знаменитый Голубинский, по мнению которого, христиане существовали на Руси до ее Крещения как «более или менее значительная община, которая, существуя открыто и свободно рядом с господствующим язычеством, имела все принадлежности вполне организованного, религиозного общества -церкви и священников» [12]. Кроме того, подобная точка зрения в значительной степени нивелирует великое значение дела святого Владимира и подвергает сомнению его статус основателя русской церкви, она не соответствует ни реальной исторической обстановке, ни православной экклесиологии. Не беря на себя смелость полемики с именитым автором, мы отсылаем интересующихся данным вопросом к обширному труду профессора Санкт-Петербургской духовной академии Т. Барсова «Константинопольский патриарх и его власть над Русской Церковью», в котором ученый, скрупулезно исследуя вопрос времени утверждения церкви в Русском государстве, убедительно доказал, что «бывшие до Владимира христиане, для того чтобы и называться вполне организованным христианским обществом, не имели ни объединяющей их иерархической власти, ни церковной дисциплины, ни других условий твердого церковного устройства» [12, с. 323], делая однозначный вывод о том, что русская церковь «началась и утвердилась в Русском государстве при святом и равноапостольном князе Владимире, когда просветилась святым Крещением "вся русская земля". По ученому мнению Тареева, существование домовых храмов и христиан не проясняет вопрос об иерархии, поскольку «летописи и другие источники не сообщают нам об этом предмете никаких сведений. Собственные соображения не позволяют предположить, что при существовании в России христиан и храмов не было священнослужителей, но те же соображения, в свою очередь, заставляют признать, что подобные священнослужители, во-первых, не могли быть местным тузем-

ным элементом; во-вторых, они не могли представлять собой лиц определенного сословия, в смысле "иерархии"» [12, с. 326].

Как нам кажется, уникальность заслуги святого князя Владимира как государя в Крещении Руси и основании церкви особо оттеняется тем, что со стороны церковной византийской власти мы ранее не наблюдаем практически никаких миссионерских усилий для просвещения «варварского» восточнославянского народа. По свидетельству известного слависта В. Ламанского, даже в местах непосредственной деятельности святых братьев-просветителей Кирилла и Мефодия после их смерти Константинопольский патриархат не поддержал начатую ими миссию: «Тогдашние многочисленные монастыри греческие могли бы поставить целые полки таких миссионеров. В несколько десятков лет они легко могли бы утвердить в христианстве и навсегда привязать к Восточной церкви все самые отдаленные ветви западных славян. Но греки предпочитали заниматься теоретическими тонкостями и политическими интригами. Гордые своею древнею письменностью и богатой цивилизацией, они пренебрегали, в ущерб самым насущным своим интересам, духовными нуждами своих ближайших союзников западных славян» [3, с. 356]. Совершенно аналогичным было и отношение к нашим предкам, восточным славянам. Косвенным подтверждением этого служит и тот факт, что «исторические свидетельства, удостоверяющие несомненное существование христианства и христиан в Русском государстве до времени равноапостольного Владимира, не разъясняют при этом обстоятельно вопроса не только о происхождении, но и о существовании в то время иерархии и священнослужителей. Византийские историки, рассказывающие о посольстве к русским епископа для крещения, также не говорят: кто именно был этот епископ, от кого и где он получил хиротонию... Известия русских источников, называя этого епископа Михаилом, также молчат о его происхождении» [1, с. 345].

Итак, остается лишь согласиться с выдающимся богословом и церковным историком протоиереем А. Шмеманом в том, что «официальная история православной церкви в России начинается с Владимира Святого» [10, с. 341]. Данный факт заставляет нас отметить особую

роль государственной власти в появлении церкви на Руси. Именно так понимал ее значение, например, автор одного из самых ранних русских литературных творений монах Иаков. «В своем сочинении "Память и похвала князю Владимиру" он давал ясно понять, что, не будь на Руси единодержавства, не было бы и самого христианства» [7, с. 57]. Данное обстоятельство означает, что заветы «отца Российского, наставника нашего Владимира» [2, с. 182] относятся равно как к государству, так и основанной им церкви. Нельзя не замечать тот факт, что в своих богослужебных текстах Русская православная церковь видит в святом Владимире не только царя, но и духовного отца: «Якоже отец духовно, царь же чувственно, Российским людем был еси, Владимире...». Более того, проводится недвусмысленная аналогия с народным вождем и пророком Божиим Моисеем: «Веселится вечно светло сияющи гора Синайская, Моисейским освятив-шися законом, Невидимаго видевши. Светло же сияя, веселится и радуется великий град твой, Владимире: не яко во мраце, но яко в Дусе Сына со Отцем видя в себе славима. Его-же моли, спасти и просветити души наша» [2, с. 182]. Там же, в последовании Минеи, князь Владимир осмысливается не только как равный по своему апостольскому достоинству с императором Константином, но более того, уподобляется самому апостолу Павлу в своем избранничестве от "Христа, избравшего тя яко втораго Павла"» [2, с. 182]. И это не просто дань шаблону византийского литургического стиля. Без преувеличения, князь Владимир стал, подобно пророку Моисею, собирателем, вождем и законодателем, отцом новорожденного русского народа Божия, а уподобившись же апостолу Павлу, - учредителем церкви земли Русской. Очевидно, что данные богослужебные тексты отражают аутентичное восприятие первых русских летописцев. В их изображении Крещения Руси прослеживается недвусмысленная аллюзия на рождение ветхозаветного народа Божия через заключение Синайского завета. Не будет преувеличением утверждать, что сравнение Владимира с пророком Моисеем и апостолом Павлом переносит святого князя из временного церковно-историче-ского событийного измерения в вечностный контекст библейской и евангельской истории. Таким образом, мы видим, что избранным на-

родом Божиим, подобным в своем мессианском призвании народу израильскому, Новым Иерусалимом русские стали ощущать себя гораздо раньше, чем новым Римом и Константинополем.

В земном же смысле, вместе с рождением Церкви, в силу теократического единства, рождалось и новое Российское государство, ставшее через Крещение и европейским. Этому процессу политически способствовало и то, что «учрежденная великим князем для всей Руси церковь на протяжении всего существования удельной системы была единственной организационной структурой, охватывающей всю Русь, поддерживающей общенациональное единство» [7, с. 57]. Безусловно, утверждению этого единства способствовало христианское учение о Божественном происхождении власти, а значит, и ее единодержавия, что было крайне важно в период междоусобной борьбы. Явным следствием укоренения в русском правовом сознании библейского отношения к власти стали, в частности, появившиеся уже в первое столетие нового христианского государства гражданские и одновременно нравственные нормы, изложенные в «Изборнике 1076 года»: «Князя бойся всею силою своею: несть бо страх его пагуба души, но паче научишися от того и Бога боя-тися... Небрежение же о властех - небрежение о самом Бозе... Бояйся Бога - боится и князя, им же казняться согрешающии. Князь бо есть Божий слуга к человеком, милостью и казнью к злым» [7, с. 242].

При этом замечательно то, что рецепиро-ванное русским правовым сознанием сакральное значение государственной власти в восприятии св. Владимира не простиралось на его власть над церковью и в область вероучения. В этой сфере церковь оставалась вполне самостоятельной. Более того, она имела право нравственного контроля и педагогического влияния на власть, в чем, по свидетельству «Жития Феодосия», заметную роль играло древнерусское монашество. В Киевский период и в начале периода «северно-русского» церковь была свободна от государства, поэтому она могла «требовать у носителей княжеской власти подчинения некоторым идеальным началам не только в личной, но и в политической жизни: верности договорам, миролюбия, справедливости.» [10, с. 352]. Высшая иерар-

хия с самого начала живо ощущала свое служение как нравственно-политическую миссию, в исполнении которой они видели свое христианское и государственное призвание и даже Богом данную цель служения русской церкви в Русском государстве: «Князь - мы посланы в Русскую землю Богом для того, чтобы удержать вас от кровопролития», - служило девизом абсолютного большинства наших митрополитов и епископов» [5, с. 548].

В подобной привилегии нет ничего удивительного, так как сама легитимность государственной власти стала обусловливаться авторитетом независимой церкви. Однако необычным было то, по каким причинам церковь смогла оставаться независимой. Простое объяснение, как правило, дается в духе прот. И. Мейендорфа: «На практике, начиная с крещения св. Владимира и до приобретения церковной Московской митрополией независимости (1448), русский митрополит в силу своего назначения из Константинополя пользовался большой независимостью от местной политической ситуации и местных правителей. Эта независимость придавала его действиям и решениям основополагающее политическое значение» [11, с. 173].

Но так ли это на самом деле? Нет ли здесь очередного, вольного или невольного умаления личности святого Владимира? Можно ли игнорировать то, с какой деликатностью князь вел себя по отношению к русской церкви, им учрежденной? Жестокий в недавнем прошлом языческий правитель, привыкший решать свои проблемы с позиции силы, не поддался актуальному во все времена соблазну сделать церковь «удобной и ручной помощницей» в управлении русским народом. Думается, не совсем правы те исследователи, которые объясняют факт независимости церковной власти в России от государства только ее экстерриториальным характером, подчинением иностранному Константинопольскому патриарху. Мы видим, каким принципиальным мог быть князь Владимир в оношении Константинополя, если вопрос крещения решался им, по сути, во время военной кампании против Византии, когда ему пришлось «завоевать христианскую веру и принять ее святыню рукою победителя» [6, с. 129]. А что же мешало ему впоследствии поступать по тому же сцена-

рию? Как известно, святой Владимир не тотчас обратился в Константинополь с просьбой о предоставлении на Русь епископов и священников. Сначала он захватил из пленного Корсуня местный клир «попов корсун-ских и царицинских» вместе с необходимой церковной утварью. Затем при их участии стал организовывать и совершать первые крещения в Киеве и остальных городах. Профессор Санкт-Петербургской духовной академии Т. Барсов полагает, что «Владимир, крестившись сам и готовясь приступить к крещению всего русского народа», самостоятельно осуществлял задуманное, заполучив в Корсуне все необходимым для этого. Следовательно, «нет оснований думать, чтобы Владимир для этой цели входил в какие-либо сношения с Византией; гораздо естественней предположить, что Владимир как победитель обошелся без всяких сношений с Византией по этому предмету» [1, с. 354]. И только впоследствии, что, впрочем, произошло довольно скоро, он, осознав малочисленность Корсунской иерархии для крещения всей Руси и устройства полноценной церкви, вынужден был обратиться в Константинополь с посольством и просьбой о предоставлении постоянной византийской иерархии. «Таким образом, - завершает свою мысль ученый, автор исследования о власти константинопольского патриархата над русской церковью, - занимающий нас вопрос о появлении полной, отдельной и самостоятельной иерархии русской церкви должен быть разрешен так: полная иерархия в русской церкви явилась лишь в то время, когда христианская вера, утвердившись в Киеве, начала проникать и в другие области государства, и когда Владимир, убедившись на опыте в недостаточности вывезенных из Корсуня средств для полного насаждения христианской веры в своей стране, по смерти первого сподвижника своих просветительских трудов - корсунского архиепископа, принужден был обсудить и разрешить общий вопрос о дальнейшем существовании и управлении основывавшейся церкви на твердых и законных началах свойственного ей строя и порядка. Определяя хронологически этот момент, мы должны положить его между 990-992 годами» [1, с. 359].

Итак, важно отметить, что, несмотря на явную государственную волю и суверенную

властную инициативу в деле Крещения, лишь глубоким принятием евангельского идеала князем Владимиром, а вовсе не рациональным политическим расчетом объясняется тот удивительный факт, что «в отношениях церкви и государства мы тоже видим почти небывалую в истории православия гармонию, причем в начале киевского периода византийская симфония почти очевидно действует под знаком влияния церкви, не государства. Уже Церковный устав Владимира Святого значительно расширяет по сравнению с византийскими сферу церковного суда - ему переходят, например, все семейные дела, дабы церковь могла успешнее действовать на перерождение общества. Еще важнее постоянное принятие князьями советов, руководства, наставления от церкви, признание в ней авторитета совести» [10, с. 346].

Совершенно очевидно, что состоявшееся признание за церковью авторитета совести облеченным властью князем стало возможным только в свободном акте веры, добровольном

принятии, но вряд ли в силу подчиненности церкви Константинопольскому патриархату и даже императору Византии, отдаленной от Русских земель на расстояние полугодового пути. Возьмем на себя смелость утверждать, что в истории православной церкви вообще не было случая, чтобы ее независимость от государства была достигнута по принуждению самой церкви. Чем же тогда был на самом деле обусловлен авторитет православия на Руси? Как смогла церковь заслужить высокое доверие власти и народа? Ответ на эти вопросы снова возвращает нас к личности святого Владимира. Ведь именно он придал первый импульс и направление совместного с государством развития молодой русской церкви, определил ее образ в глазах народа. Как представляется, этим образом стал теократический идеал социально понятного, достигаемого в стремлении к осуществлению Правды Божией Царства. Данный идеал и стал метафизической и подчиненной ей политической основой взаимных отношений государства и церкви в России.

Литература

1. Барсов Т. Константинопольский патриарх и его власть над Русской церковью. СПб., 1878.

2. Будовниц И. У. Изборник Святослава 1076 года и его место в истории русской общественной мысли // Труды Отдела древнерусской литературы. М.-Л., 1954. Т. Х.

3. Видные деятели западнославянской образованности в XV, XVI, XVII веках: ист.-лит. и культ. очерки // Славянский сборник. СПб., 1876. Т. I.

4. Выступление святейшего патриарха Кирилла на открытии XVII Всемирного русского народного собора // Русская православная церковь: официальный сайт Московского патриархата. URL: http://www.patriarchia.ru/db/ text/3334783.html.

5. Голубинский Е. История русской Церкви. М., 1901.

6. Карамзин Н. М. История государства Российского. М., 1989. Т. 1.

7. Костюк К. Н. История социально-этической мысли в Русской православной церкви. СПб., 2014.

8. Минея. Июль. М., 2002. Ч. 2.

9. Послание святейшего патриарха Кирилла в связи с 1000-летием преставления свято-

Bibliography

1. Barsov T. Patriarch of Constantinople and his power over the Russian Church. St. Petersburg, 1878.

2. Budovnits I. Izbornik Svyatoslav 1076 and its place in the history of Russian social thought // Proceedings of the Department of Old Russian literature. Moscow- Leningrad, 1954.

3. Prominent West Slavic education in the XV, XVI, XVII centuries: istor.-lit. and cult. essays // Slavic collection. St. Petersburg, 1876. Vol. I.

4. Address by His Holiness Patriarch Kirill at the opening of XVII World Russian People's Council // Russian Orthodox Church. URL: http:// www.patriarchia.ru/db/text/3334783 .html/

5. Golubinsky E. History of the Russian Church. Moscow, 1901.

6. Karamzin N. M. History of Russian gover-ment. Moscow, 1989. Vol. 1.

7. Kostyuk K. N. The history of social ethical thought in the Russian Orthodox Church. St. Petersburg, 2014.

8. Mine. July. Moscow, 2002. Part 2.

9. Message of His Holiness Patriarch Kirill in connection with the 1000th anniversary of the repose of the holy Apostolic Prince Vladimir//

го равноапостольного великого князя Владимира // Русская православная церковь: официальный сайт Московского патриархата. 2015. 21 января. URL: http://www.patriar-chia.ru/db/text/3957843.html.

10. Шмеман А. (прот.). Исторический путь православия. М., 1993.

11. Мейендорф И. (прот.). Рим - Константинополь - Москва. М., 2005.

12. Христианство в России до Владимира святого // Журнал Министерства народного просвещения. 1876. № 5.

Russian Orthodox Church. URL: http://www. patriarchia.ru/db/text/3957843 .html.

10. Schmemann A. (prot.). The historic path of orthodoxy. Moscow, 1993.

11. Meyendorff I. (prot.). Rom-Constantinople-Moscow, 2005.

12. Christianity in Russia to st. Vladimir // Journal of the Ministry of national education. 1876. № 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.