Научная статья на тему 'Государственно-служебные отношения в сфере обеспечения внутренней безопасности: основные черты'

Государственно-служебные отношения в сфере обеспечения внутренней безопасности: основные черты Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
15
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
общественные отношения / правоотношения / служба / государственная служба / государственные служащие / государственно-служебные отношения / виды государственной службы / государственная гражданская служба / военная служба / государственная служба иных видов / правоохранительная служба / правоохранительные органы / обеспечение внутренней безопасности государства / public relations / legal relations / service / public service / civil servants / public service relations / types of public service / public civil service / military service / public service of other types / law enforcement service / law enforcement agencies / internal security of the state

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Александр Анатольевич Беженцев

Автором из базиса дефиниций общественных отношений, правоотношений и службы уточняются общие и современные признаки, задачи и функции государственной службы державы, исследуются классические виды государственной службы, выделяются особенности служебных отношений в сегменте обеспечения внутренней безопасности страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State-service relations in the sphere of ensuring internal security: main features

From the basis of the definitions of public relations, legal relations and service, the author clarifies the general and modern features, tasks and functions of the civil service of the state, examines the classical types of public service, highlights the features of service relations in the segment of ensuring the internal security of the country.

Текст научной работы на тему «Государственно-служебные отношения в сфере обеспечения внутренней безопасности: основные черты»

Научная статья УДК 343.9

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-6-35-39 EDN: https://elibrary.ru/ipgrev NIION: 2003-0059-6/23-830 MOSURED: 77/27-003-2023-06-029

Государственно-служебные отношения в сфере обеспечения внутренней безопасности: основные черты

Александр Анатольевич Беженцев

Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства

и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Санкт-Петербург, Россия, adovd@mail.ru

Аннотация. Автором из базиса дефиниций общественных отношений, правоотношений и службы уточняются общие и современные признаки, задачи и функции государственной службы державы, исследуются классические виды государственной службы, выделяются особенности служебных отношений в сегменте обеспечения внутренней безопасности страны.

Ключевые слова: общественные отношения, правоотношения, служба, государственная служба, государственные служащие, государственно-служебные отношения, виды государственной службы, государственная гражданская служба, военная служба, государственная служба иных видов, правоохранительная служба, правоохранительные органы, обеспечение внутренней безопасности государства

Для цитирования: Беженцев А. А. Государственно-служебные отношения в сфере обеспечения внутренней безопасности: основные черты // Вестник Московского университета МВД России. 2023. № 6. С. 35-39. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-6-35-39. EDN: IPGREV.

Original article

State-service relations in the sphere of ensuring internal security: main features

Alexander A. Bezhentsev

Northwestern Institute ofManagement ofthe Russian Academy of National Economy and Public

Administration under the President ofthe Russian Federation, St. Petersburg, Russia, adovd@mail.ru

Abstract. From the basis of the definitions of public relations, legal relations and service, the author clarifies the general and modern features, tasks and functions ofthe civil service ofthe state, examines the classical types of public service, highlights the features ofservice relations in the segment ofensuring the internal security ofthe country.

Keywords: public relations, legal relations, service, public service, civil servants, public service relations, types of public service, public civil service, military service, public service of other types, law enforcement service, law enforcement agencies, internal security of the state

For citation: Bezhentsev A. A. State-service relations in the sphere of ensuring internal security: main features. Bulletin ofthe Moscow University ofthe Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023;(6):35-39. (In Russ.). https://doi. org/10.24412/2073-0454-2023-6-35-39. EDN: IPGREV.

Изучение особенностей государственно-служебных отношений в сфере обеспечения внутренней безопасности державы невозможно без выяснения таких категорий как: а) общественные отношения [1; 2; 3], б) правоотношения [4], в) служба [5; 6], г) государственная служба [7; 8; 9], д) государственные служащие [10], е) виды государственной службы [11; 12; 13]. Рассмотрим эти категории предметно.

Так, под общественными отношениями понимают систему постоянных связей между субъектами общества, регулируемых как правовыми, так и неправовыми нормами (обычаями, нормами морали). В свою очередь, правоотношения являются разновидностью публичных отношений, которые урегулированы только нормами права. Что касается признаков правоотношений, то к ним отнесем следующие: а) составляют

© Беженцев А. А., 2023

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

разновидность общественных отношений, поскольку складываются между людьми или коллективами, как субъектами права, по поводу социального блага или обеспечения каких-либо интересов; б) есть результат сознательной деятельности (поведения) людей; г) являются волевыми отношениями, что, с одной стороны, проявляется в воплощении в них воли государства, с другой - воплощении воли участников правоотношений; д) возникают, изменяются или прекращаются, как правило, на основе норм права в случае наступления предусмотренных правовой нормой юридических фактов; е) носят, преимущественно, двусторонний характер и являются особой формой взаимной связи между конкретными субъектами через их права, обязанности, полномочия и ответственность, закрепленные в правовых нормах, охраняемых государством.

Служба является одним из видов общественно-полезной и целенаправленной деятельности людей в обществе и государстве. В разные исторические этапы (периоды) развития человеческой цивилизации служба характеризовала особенности труда отдельной категории лиц, занимавшихся не физическим, а умственным трудом.

При разделении труда в древних государствах сформировалась управленческая элита, которая была отделена от основной массы населения и со временем превратилась в отдельную группу людей - служащих. В древних государствах такими людьми были: правители, министры, консулы, преторы, префекты, прокураторы, судьи, визири, советники, сенаторы.

Служба в современном ее понимании - это специализированная сфера трудовой деятельности, которая возникла вместе с государством и всегда была и является ее неотъемлемой составляющей, что, в первую очередь, обусловлено объективной необходимостью власти иметь специальный аппарат управления, способный выполнять государственные задачи.

На ранних этапах развития человеческой цивилизации основным предназначением службы были: а) служение правителю (царю, монарху); б) внешняя защита государства; в) охрана и обеспечение сохранности и порядка во внутренних делах державы. Эти задачи службы актуальны и востребованы до сих пор. С эволюцией и усовершенствованием государственности модернизировалась и служба, которая постепенно превратилась в профессиональную форму исполнения и реализации государственной власти.

К общим признакам государственной службы, целесообразно отнести: а) она является одним из видов общественно-полезной и целенаправленной деятельности людей; б) она возникла вместе с государством и всегда была и остается ее неотъемлемой составляющей, что, в первую очередь, обусловлено объективной необходимостью власти иметь специальный управленческий аппарат, способный выполнять государственные задачи; в) это профессиональная форма выполнения и функционирования власти в стране;

г) ее содержанием является умственная деятельность;

д) это работа, профессиональное занятие служащего, а также место его работы; е) профессиональная деятельность, которая в подавляющем большинстве случаев связана с руководством; ж) производна от политического устройства государства, формы правления, системы государственных органов, демократизации общественных отношений.

К основным признакам современной государственной службы отнесем следующие: а) это профессиональная деятельность, т. е. она является для государственного служащего профессией - необходимостью выполнять соответствующие должностные полномочия; б) в рамках данной служебной деятельности реализуется компетенция государственных органов;

в) содержанием деятельности государственных служащих является выполнение задач и функций государства, необходимых для жизнедеятельности общества;

г) это профессиональная деятельность, оплачиваемая из государственного бюджета; д) она носит властный характер и обеспечивается мерами государственного принуждения; е) специфика нормативной правовой базы регулирования государственной службы находит свое выражение через сочетание различных областей юридической науки: публично-правовой (государственно-правовой), уголовно-правовой, частно-правовой (цивилистичекой) областей юридической науки;

ж) преобладание умственного труда в процессе профессиональной трудовой деятельности, владение особым предметом труда - достоверной информацией;

з) эта разновидность трудовой деятельности реализуется в соответствии с установленными квалификационными требованиями; и) выполнение служебно-трудовой деятельности осуществляется в контексте внутреннего служебного трудового распорядка дня.

К задачам государственной службы отнесем: а) охрану конституционного строя страны, создание условий для развития гражданского общества, производства, обеспечения свободной жизнедеятельности личности, защиту прав, свобод и законных интересов граждан; б) формирование общественно-политических и государственно-правовых условий для практического осуществления функций государственных органов; в) обеспечение эффективной работы государственных органов в соответствии с их компетенцией; г) усовершенствование условий государственной службы и профессиональной деятельности государственных служащих; д) создание и обеспечение надлежащего функционирования системы подготовки и повышения квалификации государственных служащих; е) обеспечение принципа гласности в деятельности государственных служащих и государственных органов, соблюдение законности, искоренение бюрократизма, коррупции и других негативных явлений в государственной системе службы; ж) создание условий для развития гражданского общества, производства, протекции прав, свобод и законных интересов лиц.

Функции государственной службы производим от ее задач. Полагаем, что в широком понимании функции государственной службы - это основные направления практической, социально полезной, профессиональной деятельности людей по выполнению государством своего социального назначения - организации государственной деятельности. Это общие, типичные, имеющие специальную направленность, виды взаимодействия между субъектами и объектами управления, характерные для всех управленческих связей, обеспечивающие достижение согласованности и упорядоченности в сфере государственного управления.

В целом присутствуют варианты классификаций функций государственной службы: а) функции законодательной, исполнительной и судебной власти; б) общие, специальные и вспомогательные; в) основные, специальные; г) правотворческие, правоприменительные, правозащитные, регулятивные, организационные.

Не отрицая ценность приведенных классификаций функции государственной службы считаем целесообразным разделить их концептуально на две группы: 1) внешние, связанные с выполнением основных задач, возложенных на государственные органы (например, для органов внутренних дел - это противодействие правонарушениям и преступлениям, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, для Федеральной службы безопасности Российский Федерации - обеспечение комплексной государственной безопасности державы); 2) внутренние, связанные с обеспечением выполнения общеобе-спечивающих функций (кадровая, информационная, материальная).

Под государственным служащим необходимо понимать гражданина Российской Федерации, занимающего соответствующую должность в государственном (представительном) органе или его аппарате, осуществляющим профессиональную деятельность по практическому выполнению задач и функций государства, получающего заработную плату за счет государственного бюджета, имеющего статус государственного служащего, определенный соответствующим законодательным или подзаконным актом.

Выполнение государственными служащими раз-ноаспектных задач и функций актуализирует вопрос о рассмотрении отдельных видов государственной службы. Государственную службу классифицируем на следующие виды: а) государственную гражданскую службу, военную службу, государственную службу иных видов; б) службу в органах законодательной, исполнительной и судебной власти; в) гражданскую, специализированную (милитаризованную (военизированную) и правоохранительную службу).

Гражданская служба от специализированной отличается: 1) способом зачисления на государственную службу; 2) порядком замещения должностей; 3) особенностями присвоения званий (специальных званий);

4) правилом прохождения государственной службы;

5) видами установленных ограничений; 6) спецификой прохождения аттестации; 7) исключительностью привлечения к дисциплинарной и юридической ответственности; 8) правом ношения форменной одежды, применения огнестрельного оружия, специальных средств.

Учитывая изложенное, считаем целесообразным к особенностям государственно-служебных отношений в сфере обеспечения внутренней безопасности государства отнести следующие:

1. Это публично-правовые отношения, поскольку в подавляющем большинстве случаев они регулируются нормами административного права.

2. Основной целью возникновения, изменения или прекращения таких правоотношений является обеспечение протекции человека, социума и государства от внутренних угроз, являющихся следствием совершения противоправных действий/бездействий.

3. Их обязательными участниками являются государственные служащие правоохранительных органов, правовой статус которых закреплен в специальном законодательстве.

4. Могут быть как внешними (реализация властных полномочий по отношению к неподчиненным им субъектам), так и внутренними, состоящими в вопросах организации и прохождения службы.

5. Состоят в ходе организации государственной службы и ее прохождении, в связи с: а) принятием на государственную службу (назначением на должность);

6) принятием присяги или торжественного обязательства; в) присвоением званий (специальных званий); г) перемещением по службе; д) повышением квалификации, стажировкой; е) установлением условий прохождения государственной службы, в частности, определением должностных полномочий и ответственности; ж) обеспечением безопасности страны при исполнении служебных обязанностей; з) организацией профессиональной подготовки государственных служащих; и) оценкой профессиональной деятельности; к) контролем за деятельностью подчиненных.

6. Участники таких отношений могут быть как юридически неравными, так и юридически равными, однако неравенство доминирующее в этих отношениях, заключается в подчиненности воли одного субъекта другому.

7. Определяющим методом регулирования государственно-служебных отношений является императивный метод, базирующийся на власти и подчинении.

Таким образом, государственно-служебные отношения в сфере обеспечения внутренней безопасности государства целесообразно определить как урегулированные административно-правовыми нормами общественные отношения, складывающиеся, как во внешней, так и во внутриорганизационной деятельности правоохранительных органов, направленные на организацию и концептуальное обеспечение надле-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

жащего прохождения государственной службы их сотрудниками для достижения главной цели - гарантии внутренней безопасности державы.

Список источников

1. Бавсун М. В., Каплунов А. И, Бавсун И. Г. Проблемы правового регулирования общественных отношений в условиях доминирования технологических императивов // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2023. № 1 (97). С. 10-17.

2. Агамиров К. В. Эффективность правового регулирования общественных отношений: актуальные вопросы современной теории // Юридический мир. 2023. № 1. С. 21-26.

3. Ершов В. В. Возникновение, развитие и регулирование правоотношений // Российское правосудие. 2022. № 9. С. 5-12.

4. Бялт В. С., Чимаров С. Ю. К вопросу о понятии и признаках правоотношений // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2022. № 3-1 (66). С. 109-112.

5. Липски С. А. Правовое обеспечение государственного управления и государственной службы. Учебник. М. : Общество с ограниченной ответственностью «Издательство «Кно-Рус», 2022. 292 с.

6. Трубицын А. Н. Управление государственной службы и кадрового обеспечения // Судья. 2023. № 2 (144). С. 30-36.

7. Вашаев М. А., Закопырин В. Н. Система государственной службы и применение специальных мер принуждения как ее системообразующий критерий // Вестник Московского университета МВД России. 2023. № 1. С. 62-66.

8. Карпов Э. С. К вопросу о правовом регулировании государственной службы иных видов в системе государственной службы Российской Федерации // Пенитенциарная наука. 2023. Т. 17. № 1 (61). С. 72-81.

9. Добряшкус O.K., Кичалюк О.Н. Право на равный доступ к государственной службе: проблемы ограничений // Современные гуманитарные исследования. 2023. № 1 (110). С. 10-11.

10. Чимаров С. Ю., Бородавко Л. Т. Юридизация принципа единоначалия в сфере государственной службы: в контексте нормативных установлений российского законодательства XIX века // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2023. № 2-2 (77). С. 253-255.

11. Бойко А. Н. О системной организации управления государственной гражданской службой и кадрами // Экономика, предпринимательство и право. 2022. Т. 12. № 9. С. 2543-2560.

12. Шувалова М. А. Военная служба как особый вид государственной службы на основе акту-

альных нормативных правовых документов // Специальная техника и технологии транспорта. 2022. № 16. С. 276-282.

13. Зиборов О. В., Бочаров С. Н., Василенко Г. Н. и др. Государственная служба в органах внутренних дел Российской Федерации / Третье издание, переработанное и дополненное. М. : Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Юнити-Дана», 2023. 224 с.

References

1. BavsunM. V.,KaplunovA. I.,BavsunI. G. Problems of legal regulation of public relations under the dominance of technological imperatives // Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023. № 1 (97). P. 10-17.

2. Agamirov К. V. Effectiveness of legal regulation of public relations: topical issues of modern theory // Legal world. 2023 №. 1. P. 21-26.

3. Ershov V. V. Occurrence, development and regulation of legal relations // Russian justice. 2022. № 9. P. 5-12.

4. Byalt V. S., Chimarov S. Yu. On the issue of the concept and signs of legal relations // International Journal of the Humanities and Natural Sciences. 2022. № 3-1 (66).P. 109-112.

5. Lipski S. A. Legal support of public administration and public service. Textbook. M. : Limited Liability Company «KnoRus Publishing House», 2022. 292 p.

6. Trubitsyn A. N. Management of public service and staffing // Judge. 2023. № 2 (144). P. 30-36.

7. Vashaev M. A., Zakopyrin V. N. The system of public service and the use of special measures of coercion as its backbone criterion // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023. № 1. P. 62-66.

8. Karpov E. S. On the issue of legal regulation of public service of other types in the public service system of the Russian Federation // Penitentiary science. 2023. V. 17, № 1 (61). P. 72-81.

9. Dobryashkus О. K., Kichalyuk O. N. The right to equal access to public service: problems of restrictions // Contemporary Humanitarian Studies. 2023. № 1 (110). P. 10-11.

10. Chimarov S. Yu., Borodavko L. T. Legalization of the principle of unity of command in the sphere of public service: in the context of the normative provisions of the Russian legislation of the 19th century // International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2023. № 2-2 (77). P. 253-255.

11. Boyko A. N. About the system organization of management of the state civil service and personnel // Economics, entrepreneurship and law. 2022. V. 12, № 9. P. 2543-2560.

12. Shuvalova M. A. Military service as a special type

of public service on the basis of current regulatory legal documents // Special equipment and transport technologies. 2022. № 16. P. 276-282. 13. Ziborov O. V., Bocharov S. N., Vasilenko G. N. and

others. Public service in the internal affairs bodies of the Russian Federation / Third edition, revised and enlarged. M. : Limited Liability Company «Publishing House «Unity-Dana», 2023. 224 p.

Информация об авторе

А. А. Беженцев - доцент кафедры правоведения Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, кандидат юридических наук, доцент.

Information about the author

A. A. Bezhentsev - Associate Professor of the Department of Law of the Northwestern Institute of Management of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Candidate ofLaw, Associate Professor.

Статья поступила в редакцию 28.09.2023; одобрена после рецензирования 20.10.2023; принята к публикации 17.11.2023.

The article was submitted 28.09.2023; approved after reviewing 20.10.2023; accepted for publication 17.11.2023.

Magister

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Классический учебник Четвертое издание

юн.г.

Актуальные проблемы теории государства и права. Учеб. пособие. Под ред. А. И. Клименко, М. М. Рассолова ; под общ. ред. В. П. Малахова, В. В. Оксамытного. 4-е изд., перераб. и доп. 351 с. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.

Исследуются проблемы предмета и методов теории государства и права, новые теоретические аспекты происхождения права и государства, проблемы государственной власти в условиях глобализации, признаки, типология, строение и функции современного государства.

Рассматриваются сущность и парадигмы права, новые подходы к формам, правотворчеству и систематизации нормативно-правовых актов, а также вопросы теории правоотношений, реализации, толкования норм права и ответственности в демократическом обществе.

Для студентов, аспирантов, преподавателей юридических вузов и факультетов, всех интересующихся проблемами развития государства и права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.