Научная статья на тему 'Государственно-правовые идеи М. Фуко'

Государственно-правовые идеи М. Фуко Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
853
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Ключевые слова
БИОПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ / ВЛАСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ДИСКУРС / ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ВЛАСТЬ / ИСТОРИЯ НАСТОЯЩЕГО / ТИПЫ ГОСПОДСТВА / ЮРИДИЧЕСКАЯ РАЦИОНАЛЬНОСТЬ. / THE BIOPOLITICAL POWER / IMPERIOUS RELATIONS / THE STATE-LEGAL ORGANISATION / A DISCOURSE / THE DISCIPLINARY POWER / PRESENT HISTORY / DOMINATION TYPES / LEGAL RATIONALITY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Доровских Владимир Иванович

В статье обосновывается значение теоретико-методологических разработок М. Фуко для развития современной юридической науки, а также называются причины игнорирования его теоретических положений в истории политических и правовых учений. Анализируются основные идеи о государстве и праве и методологические наработки французского исследователя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE-LEGAL ideas OF M. FOUCAULT

Article is devoted consideration of state-legal sights of the known theorist M.Fuko. In work value of teoretiko-methodological workings out of the researcher for development of modern jurisprudence, and also unreasonable ignoring of theoretical positions in frameworks of history of political and legal doctrines is proved. The basic state-legal ideas and methodological operating time of the French researcher are analyzed.

Текст научной работы на тему «Государственно-правовые идеи М. Фуко»

В.И. Доровских

ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ ИДЕИ М. ФУКО

В статье обосновывается значение теоретико-методологических разработок М. Фуко для развития современной юридической науки, а также называются причины игнорирования его теоретических положений в истории политических и правовых учений. Анализируются основные идеи о государстве и праве и методологические наработки французского исследователя.

Ключевые слова: биополитическая власть, властные отношения, государственно-правовая организация, дискурс, дисциплинарная власть, история настоящего, типы господства, юридическая рациональность.

М. Фуко является одним из ведущих и широко известных философов и методологов ХХ века. Его фундаментальные работы, посвященные становлению и развитию властных отношений, форм политической рациональности, юридических учреждений и практик управления, содержат основные теоретико-методологические стратегии и положения, которые легли в основу многих современных теорий и доктрин. В свою очередь концепция власти и властных отношений, сформулированная французским методологом, открыла новый эвристический потенциал в познании публично-правовых институтов, форм государственно-правовых режимов, способов легитимации власти, логики развития политических и юридических процессов и т.п. Сегодня практически ни одно философско-правовое и историко-политическое исследование не свободно от теоретико-методологических и исторических положений и разработок этого исследователя.

В своих научных изысканиях философ обращается к истокам формирования юридических, политических явлений, к скрытой логике их развития. Дискурсивный метод М. Фуко предлагает набор теоретических инструментариев реконструкции и анализа властно-правовых и иных, связанных с ними практик, в которые вовлечены представители определенного социума. Эти практики - политические, юридические, экономические, информационные, духовно-нравственные - задают фон, условия возможности, понимания различных высказываний, действий, публичных актов, доктрин и событий. В отличие от исторической школы права и ее представителей, утверждающих, что источником правового развития является «народный дух», или менталитет народа, М. Фуко избирает другой принцип анализа, он обращается к проблеме властных практик. По его мнению, категории «менталитет», «народный дух» лишены конкретного практического содержания и должны быть дополнены спецификой реальной мыследеятельности субъектов. Именно специфика реальных способов осуществления власти, властно-правового взаимодействия в обществе, особенности коммуникаций и обмена в публично-правовой сфере позволяют более достоверно и адекватно описать, с его точки зрения, разворачивающиеся в обществе процессы, события и явления, стили правового и политического мышления и действия, реальное положение дел в государственно-правовой организации.

В отличие от многих представителей политико-правовых учений, французский исследователь позиционировал себя в качестве историка настоящего, формулировал проблемы исходя из современной обстановки, уровня знаний и противоборствующих интересов. Другими словами, отправным пунктом данной теоретико-методологической позиции и доминирующим направлением анализа выбирается сегодняшняя ситуация, то, как ставится и решается вопрос (проблема) в современной политикоправовой действительности. Так, он отмечает, что «я отталкиваюсь от проблем в тех терминах, в которых эта проблема ставится сегодня, и пытаюсь написать ее генеалогию; генеалогия означает, что я веду анализ, опираясь на сегодняшнюю ситуацию» [1, с. 10].

Например, в книге «Надзирать и наказывать: Рождение тюрьмы» он более четко определяет свою «исследовательскую нишу», нахождение в которой обязывает к написанию «истории настоящего». Фуко отмечает, что написание «истории настоящего» означает рассмотрение истории какой-либо проблемы в терминах, формах и стилях мышления, соответствующих сегодняшнему видению проблемы [2, с. 35]. При этом полагается, что настоящая государственно-правовая организация несет на себе бремя прошлого, и задача настоящего в том, чтобы сделать тенденции прошлого развития видимыми и понять их следствия в настоящем.

Следовательно, анализ современных социально-правовых практик взаимодействия, их содержательная интерпретация означают рассмотрение их с помощью исторического материала, на котором они возникли и развивались. При этом анализ тех или иных юридических и политических институтов, властно-правовых практик современного взаимодействия основывается на том, что наше понимание и интерпретация юридико-политических событий и процессов существующей структурной

организации основываются на серии их предшествующих трансформаций. В то же время утверждается, что прошлый государственно-правовой опыт не воспроизводится (копируется) в настоящем, но настоящая государственно-правовая организация развивается и порождает инновации с использованием наследия прошлого [1, с. 12].

Таким образом, история той или иной системы или отдельно взятого института, с точки зрения методологической позиции Фуко, это не только история прогресса, поступательного развития познания или совокупности практик взаимодействия, стремящихся к совершенству через кризисное развитие. Во всех последовательно возникающих новшествах сохраняются архаические и традиционалистические элементы. Философ показывает, что несмотря на революционные этапы и кардинальное изменение институциональной организации, практики властного взаимодействия развиваются на основании сохраняющихся пережитков давно забытого прошлого. Традиционные практики продолжают оказывать известное влияние на повседневные решения и поведения, выхолащивать новшества, принципиально противоречащие имеющемуся в обществе архаическому наследию.

Поэтому именно практики властного взаимодействия становятся содержательной основой для исторического анализа М. Фуко, на основании их выделяются различные эпохи и типы властного господства. Именно данные практики мысли и действия с точки зрения ученого способствуют содержательной конкретизации таких абстрактных категорий, как «народный дух», «менталитет», поскольку отражают связь с прошлым государственно-правовым опытом и специфику (культурцивилизационную) современного развития.

На основании этих общих теоретико-методологических установок М. Фуко формирует новое видение социально-правовых и политических проблем. Так, если в рамках исторической и социологической школ права главный вопрос в социально-правовых исследованиях предполагает реконструкцию определенного «духа времени», «духовного бытия народа», выступающими доминирующими источниками правового развития, то Фуко, соглашаясь с значимостью этих факторов, стремится наполнить их конкретным содержанием, а также отразить взаимодействие духовных и практических, иррациональных и рациональных факторов, влияющих на правовой генезис. Например, подобно Н. Г артману, его интересует, как происходит «врастание индивида» в объективный правовой дух народа. Так, если историческая школа права рассматривала данный процесс достаточно абстрактно, то Фуко интересует, прежде всего, механизм включения индивида в общий порядок, а также процессы формирования стиля и доминирующих моделей социально-правового взаимодействия. «К каждому духу времени относится определенная социальная и правовая жизнь, определенная политическая тенденция, определенная действующая мораль, мировоззрение, определенная вера, определенный вкус и стиль жизни, поэзия, образование, техника, язык» [3, с. 105-106]. Все это в первом приближении может стать отправной точкой для реконструкции правового духа нации, духа времени, формы и типа правового мышления и проч. Названные положения впоследствии развились в герменевтической философии права [4; 5].

В своих исследованиях М. Фуко утверждает, что западноевропейским обществам (впрочем, и многим незападным правовым и политическим системам, воспринявшим постулаты западноевропейской юридической рациональности) свойственны дисциплинарный и биополитический типы господства*. Дисциплинарный тип господства отражает модель властных отношений, формировавшихся и развивавшихся в ХХ веке. Данный тип господства основывается, как показывает М. Фуко, на скрытых, распыленных технологиях власти (которая реализуется неразрывно со знанием), организующих и упорядочивающих социальное пространство по принципу «всеподнадзорности». Это предполагает, что каждый «свободный» индивид в обществе находится потенциально и реально под наблюдением, организованным властно-правовыми и гражданскими институтами. Поэтому, будучи свободным индивидом, он в то же время должен постоянно следить за собой, за своими мыслями и поведением.

Таким образом, в данном типе господства, по сло-вам французского исследователя, протекают процессы дисциплинирования и нормализации индивидуальной мыследеятельности. Фуко обосновывает, что при рассматриваемом типе господства политическими и юридическими институтами (вся действующая система права, а также политическая система) декларируется потенциальная свобода индивидуального пространства, которая реально не реализовывается, поскольку индивид не является в этом институциональном профиле независимым. Он утверждает, что индивидуальность здесь формируется в человеке властью, с целью его изучения, подчинения и контроля.

Исходя из этого, формируется и специфический способ легитимации данного типа властного господства, прививающего посредством научного и юридического дискурсов признание власти и ее деятельности в любом качестве. Властные отношения, свойственные дисциплинарному типу господства, таким образом, конструируют познающего субъекта, способы познания и само познаваемое. Следовательно, власть формирует понятийно-категориальную сетку и модели

отношений, через которые она выражается в действительности и легитимируется. Это способ самолегитимации власти и легитимного принуждения индивидов к определенной форме жизни и стилю взаимодействия.

В то же время биополитический тип господства, развивающийся с конца XX - начала XXI веков, дополняет и развивает дисциплинарную модель организации общества. В данном типе господства, по мнению исследователя, формируется такая юридическая рациональность, которая направлена на организацию и управление всеми жизненными процессами индивида. Она «берет» под правовую регламентацию пропорцию рождения и смертей, уровень воспроизводства, роста населения, внутренние и внешние миграционные процессы, индивидуальное и коллективное страхование и т.д. «Именно на рождаемость, заболеваемость, на различные формы биополитической ущербности (преступники, мигранты, безумцы, иные социальные девиации и отличия от социальной нормы. -В.Д.), на воздействие среды, на все это биополитика начнет распространять свое знание и определять, соответственно, область вмешательства своей власти», - замечает М. Фуко [6, с. 256-257].

Таким образом, биополитика, по мысли французского методолога, имеет дело, прежде всего, с населением, которое рассматривается как «юридическая и политическая проблема». Население и процессы его развития становятся объектом не только знания, но и пристального наблюдения и управления. Поэтому любые «биополитические ущербности», отличные социально-культурные ценности и потребности начинают трактоваться в рамках такой юридической рациональности, как девиации, требующие регистрации и исправления. При этом основополагающей «задачей является установление регулирующих механизмов, которые в проблематичной области глобального населения смогут установить равновесие, поддержать его, установить род гомеостаза, обеспечить компенсацию; т.е. внедрить механизмы безопасности в ту область случайного, где проживает население... оптимизировать, если угодно, состояние жизни».

М. Фуко подчеркивает, что в отличие от дисциплинарных форм господства и юридической рациональности, которые направлены на максимизацию социальных сил, их извлечения из «общественного тела» (увеличение эффективности труда граждан, мигрантов и проч.) и социальной «дрессировки индивидов» (приучение к подчинению посредством строгих дисциплин в школе, колледже, армии, строгой режимности заводов и фабрик и т.д.), биополитическое господство и свойственная ему юридическая рациональность ориентированы на достижение социального равновесия (путем стирания этнонациональных идентичностей, культурных различий в пользу общей конституционной идентичности и т.п.), достижение упорядоченности в глобальном социальном развитии и «биологической гомогенности» (установление и поддержание единого стиля жизни). Это знания и технология власти, - заключает он, - которые направлены на регулирование не индивидуальных тел, а способа жизни, они «заново группируют присущие населению массовые действия. Стремятся контролировать серию случайных событий, могущих произойти в живой массе; стремятся контролировать (при случае модифицировать) вероятности, во всяком случае, компенсировать ее последствия. Такая технология стремится не к индивидуальной дрессировке, а к глобальному равновесию. к сохранению целого по отношению к внутренним опасностям».

Вне всякого сомнения, теоретико-методологическое наследие М. Фуко имеет существенное значение для всего корпуса гуманитарных наук, общей теории государства и права, в частности. Сформированные им познавательный инструментарий и дискурсивная стратегия реконструкции процессов формирования и развития тех или иных политико-правовых феноменов являются значимым материалом обогащения юридических исследований в контексте понимания эпистемологической логики развития отечественного государства и права, специфики политико-правового взаимодействия в системе «личность-общество-государство».

Литература

1. Кастель Р. «Проблематизация» как способ прочтения истории // Мишель Фуко и Россия: Сб. статей / Под ред. О. Хархордина. СПб., 2001.

2. Фуко М. Надзирать и наказывать: Рождение тюрьмы. М., 1999.

3. Зутер Х. Ценностный плюрализм и право // Право ХХ века: Идеи и ценности: Сб. обзоров и рефератов. М., 2001.

4. Овчинников А.И. Правовое мышление в герменевтической парадигме. Ростов н/Д, 2002.

5. Овчинников А.И. Герменевтическая философия права // Сборник научных трудов профессорско-преподавательского состава и адъюнктов кафедры государственно-правовых и политико-философских дисциплин. Ростов н/Д, 2005.

6. Фуко М. Нужно защищать общество: Курс лекций, прочитанных в Коллеже де Франс. СПб., 2005.

* Типы господства можно трактовать, исходя из содержания рассуждений Фуко, в качестве видов государственно-правовых (политических) режимов, поскольку исследователь классифицирует их, исходя из реальных форм, способов и технологий власти. Именно в этом контексте философ практически не использует привычной для юридической науки типологизации государственно-правовых режимов (демократических, тоталитарных, авторитарных), поскольку считает их предельно идеологизированными понятиями, не улавливающими специфики современных властных отношений в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.