УДК 34.096
Е.В. Иванова, Н.В. Брянцева*
Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева, Москва, Россия. 125047 Москва, Миусская пл., 9 *е-шаП: [email protected]
ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ТОРГОВЛИ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ
Представленная статья посвящена вопросам правового регулирования и государственно-правового регулирования организации торговли в связи с принятием Федерального закона «Об организованных торгах». Данный закон существенно изменил порядок взаимодействия субъектов на рынке, в связи с чем возникла необходимость исследования целесообразности и адекватности подобного регулирования.
Ключевые слова: организатор торговли, биржа, торговая система, Центральный банк РФ, фондовая биржа, рынок ценных бумаг, фондовый рынок.
В ст. 9 Закона о рынке ценных бумаг дается понятие того, что следует понимать под рассматриваемом видом деятельности. Под деятельностью по организации торговли на рынке ценных бумаг следует понимать предоставление услуг, непосредственно способствующих заключению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами между участниками рынка ценных бумаг. Закон о рынке ценных бумаг организатором торговли называет
профессионального участника рынка ценных бумаг, осуществляющего деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг.
Нормативные правовые акты в сфере организации торговли на рынке ценных бумаг предъявляют к организаторам торговли следующие требования:
¡.Организатор торговли обязан
зарегистрировать в ФСРФ РФ необходимый перечень документов (правила допуска к участию в торгах (права и обязанности всех категорий участников торгов); правила допуска к торгам ценных бумаг; правила проведения торгов). Кроме того, организатор торговли должен уведомить ФСФР РФ о включении (об исключении) ценных бумаг в список (из списка) ценных бумаг, допущенных к торгам, не позднее следующего дня с даты принятия соответствующего решения.
2. По общему правилу участниками торгов у организатора торговли могут быть только брокеры, дилеры и управляющие. Иные лица могут совершать операции через организатора торговли исключительно при посредничестве брокеров, являющихся участниками торгов у организатора торговли (на фондовой бирже, созданной в форме некоммерческого партнерства, участниками могут быть только брокеры, дилеры и управляющие, являющиеся членами такой биржи.
3. Организатор торговли осуществляет регистрацию (аккредитацию) участников торгов и
его клиентов посредством присвоения каждому участнику торгов и всем его клиентам коды и информирования об этом участников торгов.
4. К торгам у организатора торговли могут быть допущены эмиссионные ценные бумаги в процессе их размещения и обращения, а также иные ценные бумаги, в том числе инвестиционные паи паевых инвестиционных фондов в процессе их выдачи и обращения. Допуск ценных бумаг к торгам у организатора торговли осуществляется путем их включения в список ценных бумаг, допущенных к торгам.
Допуск ценных бумаг к торгам у организатора торговли осуществляется при соблюдении следующих требований:
- осуществлена регистрация проспекта ценных бумаг (правил доверительного управления паевым инвестиционным фондом);
- осуществлена государственная регистрация отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг эмитента (за исключением размещения ценных бумаг на торгах у организатора торговли);
- эмитентом ценных бумаг соблюдаются требования законодательства РФ о ценных бумагах и нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
5. О каждой сделке любому заинтересованному лицу должна быть представлена следующая информация: о дате и времени заключения сделки, государственном регистрационном номере выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, а также о цене и количестве ценных бумаг.
6. Функции организатора торговли сводятся к определению круга лиц, являющихся участниками торговли, требований к этим лицам и ценным бумагам, допущенным к обращению у данного организатора торговли, правил заключения, сверки, регистрации и исполнения
сделок, перечня и некоторых стандартов сделок, которые можно заключить через данного организатора торговли.
Организатор торговли выступает в качестве лица, обеспечивающего необходимые
организационные и технические условия совершения сделок (компьютерные программные системы, позволяющие участникам направлять заявки друг другу). Организатор торговли может сам являться стороной таких сделок, а также принимать на себя функции поручителя надлежащего исполнения сделки участниками [1].
Лицензирование организаторов торгов.
Учитывая тот факт, что действующее законодательство признает только организатора внебиржевой организованной торговли ценными бумагами, рассмотрим лицензирование только указанных организаторов.
ФКЦБ установило следующие
лицензионными требованиями и условиями, выполнение которых является обязательным для соискателя и лицензиата при осуществлении лицензируемых видов деятельности:
• соблюдение законодательства РФ о ценных бумагах, а также нормативных правовых актов ФКЦБ;
• соответствие собственных средств лицензиата и иных его финансовых показателей нормативам достаточности собственных средств и иным показателям, ограничивающим риски по операциям с ценными бумагами, установленным ФКЦБ;
• наличие в штате лицензиата не менее одного работника, в обязанности которого входит выполнение функции контролера;
• соответствие руководителей, контролера и специалистов лицензиата квалификационным требованиям, утвержденным ФКЦБ;
• наличие у лицензиата, совмещающего осуществление клиринговой деятельности с иными видами деятельности, структурного подразделения, к исключительным функциям которого относится осуществление клиринговой деятельности;
• обеспечение лицензиатом условий для осуществления лицензирующим органом надзорных полномочий, включая проведение им проверок;
• наличие у лицензиата программно-технического обеспечения, необходимого для осуществления деятельности организатора торговли;
• соответствие программно-технического обеспечения организатора торговли требованиям, установленным ФКЦБ, а также требованиям представленных организатором торговли в ФКЦБ документов;
• наличие у лицензиата, осуществляющего деятельность по организации торговли,
Положения о внутреннем контроле, Перечня мер, направленных на предотвращение конфликта интересов при осуществлении профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, Перечня мер, направленных на предотвращение неправомерного использования служебной информации при осуществлении
профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг (в двух экземплярах), Правил внутреннего учета операций с ценными бумагами, соответствующих требованиям нормативных правовых актов ФКЦБ;
• наличие в структуре организатора торговли отдельного подразделения, отвечающего за обеспечение надлежащего режима работы с коммерческой и служебной информацией.
Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в ФСФР следующие документы:
а) заявление на выдачу лицензии (лицензий) на бланке соискателя по установленной ФКЦБ форме;
б) заполненную анкету по форме установленной ФКЦБ. Анкета должна быть заполнена по состоянию на дату представления заявления и представлена в письменной форме и на магнитном носителе в формате, установленном ФКЦБ;
в) копии учредительных документов со всеми зарегистрированными изменениями и дополнениями к ним, заверенные в порядке, установленном законодательством РФ;
г) копию документа о государственной регистрации соискателя, образованного в соответствии с законодательством РФ;
д) документ, подтверждающий постановку соискателя на учет в налоговом органе на территории РФ, заверенный в порядке, установленном законодательством РФ;
е) копию платежного документа, подтверждающего внесение платы за рассмотрение заявления на выдачу лицензии в размере 300 рублей.
ж) копию бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках на последнюю отчетную дату, копию аудиторского заключения об указанной бухгалтерской отчетности и копию соответствующей лицензии аудитора.
з) расчет размера собственных средств на последнюю отчетную дату, составленный в соответствии с требованиями нормативных правовых актов ФКЦБ;
и) справку о структуре финансовых вложений соискателя. Справка должна быть составлена на дату расчета собственных средств и содержать полное наименование вложения, наименование эмитента (для ценных бумаг), количество и балансовую стоимость финансового вложения;
к) копии документов, подтверждающие соответствие работников соискателя
квалификационным требованиям ФКЦБ;
л) копию Положения о внутреннем контроле, утвержденного в установленном соискателем порядке;
м) Перечень мер, направленных на предотвращение конфликта интересов при осуществлении профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг (в двух экземплярах);
н) Перечень мер, направленных на предотвращение неправомерного использования служебной информации при осуществлении профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг (в двух экземплярах);
о) соискатели - акционерные общества представляют копии документов,
подтверждающих государственную регистрацию всех выпусков акций общества, и последнего отчета об итогах выпуска акций;
п) в случае совмещения соискателем различных видов профессиональной деятельности - копию документа о мерах по снижению рисков совмещения различных видов профессиональной деятельности, утвержденного в установленном соискателем порядке, разработанного в соответствии с требованиями ФКЦБ;
р) в случае, если соискатель является членом саморегулируемой организации
профессиональных участников рынка ценных бумаг (далее - СРО) - ходатайство СРО о выдаче лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг либо уведомление об отказе СРО в выдаче указанного ходатайства;
с) в случае, если владельцами акций, паев, долей в уставном (складочном) капитале соискателя являются лица, признаваемые законодательством РФ нерезидентами, - документ, содержащий следующую информацию: наименование (имя) нерезидента, его местонахождение (место жительства),
местонахождение его исполнительного органа и почтовый адрес, орган, осуществивший его регистрацию, и регистрационный номер, а также данные о структуре и составе органов управления юридического лица - нерезидента;
т) в случае, если соискатель лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг обратился за получением лицензии после истечения срока действия предыдущей лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг, - заявление, подтверждающее, что соискатель лицензии не осуществлял профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг после окончания срока действия предыдущей лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг;
у) справку об отсутствии судимости за преступления в сфере экономической деятельности или преступления против государственной власти лиц, входящих в состав совета директоров (наблюдательного совета), коллегиального исполнительного органа, а также осуществляющих функции единоличного
исполнительного органа и функции руководителя контрольного подразделения (контролера);
ф) справку о лицах, входящих в состав совета директоров (наблюдательного совета), коллегиального исполнительного органа, а также осуществляющих функции единоличного исполнительного органа и функции руководителя контрольного подразделения (контролера) с указанием мест работы за последние 3 года, при этом по каждой организации должен быть указан (при наличии) факт аннулирования (отзыва) лицензии или решение о применении процедуры банкротства.
Условия оказания услуг организатором торговли должны обеспечивать равные права и обязанности участникам торгов одной и той же категории.
Организатор торговли вправе рассчитывать индексы в соответствии с установленными им методиками.
Организатор торговли на рынке ценных бумаг обязан рассчитывать технический индекс в соответствии с установленной им методикой расчета технического индекса.
Методика расчета технического индекса устанавливается организатором торговли с учетом следующих требований:
• для расчета технического индекса открытия учитываются цены по сделкам, совершенным в первый час торгов торгового дня;
• для расчета технического индекса закрытия учитываются цены по сделкам, совершенным в последний час торгов торгового дня;
• для расчета текущего технического индекса, который рассчитывается каждые 30 минут в течение торгового дня, учитываются цены по сделкам, совершенным в течение последнего часа.
Расчет технического индекса осуществляется:
• фондовыми биржами - по всем ценным бумагам, включенным в котировальные списки;
• организаторами торговли, не являющимися фондовыми биржами, - по наиболее ликвидным ценным бумагам, включенным в список ценных бумаг, допущенных к торгам.
Технический индекс рассчитывается отдельно по акциям, облигациям и инвестиционным паям паевых инвестиционных фондов.
Организатор торговли обязан регистрировать в ФСФР документ (документы), содержащий следующую информацию:
1. правила допуска к участию в торгах, включающие:
• права и обязанности всех категорий участников торгов,
• требования к участникам торгов,
• порядок допуска, приостановления и прекращения допуска к участию в торгах,
• порядок регистрации (аккредитации) участников торгов и их клиентов,
• меры дисциплинарного воздействия на участников торгов при нарушении ими правил, установленных организатором торговли, требований законодательства РФ и нормативных правовых актов ФСФР.
2. правила допуска к торгам ценных бумаг (для фондовых бирж указанные правила должны включать правила листинга/делистинга ценных бумаг и (или) правила допуска ценных бумаг к торгам без прохождения процедуры листинга);
3. правила проведения торгов, включающие: о правила заключения и сверки сделок
(лимиты участников торгов, виды заявок, которые могут подаваться ими для совершения сделок, и порядок их подачи, изменения и отзыва, порядок формирования реестра заявок, содержание отчетов о сделках и порядок их предоставления участникам торгов);
о правила регистрации сделок, в том числе порядок ведения реестров объявленных заявок и совершенных сделок;
о порядок исполнения сделок; о правила, ограничивающие
манипулирование ценами;
о расписание предоставления услуг организатором торговли, в том числе время торгового дня;
о порядок мониторинга и контроля за сделками, совершаемыми на торгах у организатора торговли, за участниками торгов и эмитентами, в том числе порядок приостановления и возобновления торгов, включая основания и порядок принятия решений об их приостановлении и возобновлении, методика расчета технического индекса, порядок проведения проверок нестандартных сделок, включающий таблицы критериев нестандартных сделок;
4) регламент внесения изменений и дополнений в вышеперечисленные позиции;
5) список ценных бумаг, допущенных к торгам, в том числе котировальные списки фондовых бирж [2].
Иванова Екатерина Викторовна, к.ю.н., председатель Фондового арбитража Федерального арбитражно-третейского суда, доцент кафедры гражданского, авторского и экологического права РХТУ им. Д.И. Менделеева, Россия, Москва.
Брянцева Наталия Владимировна, заведующий кафедрой гражданского, авторского и экологического права, к.х.н., профессор РХТУ им. Д. И. Менделеева, Россия, Москва
Литература
1. Корнийчук Г.А. Комментарий к Федеральному закону от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" - Система ГАРАНТ, 2005 г.
2. www.selivanovsky.ru
Ivanova Ekaterina Victorovna, Bryantseva Natalia Vladimirovna*
D.I. Mendeleev University of Chemical Technology of Russia, Moscow, Russia. *e-mail: [email protected]
STATE LEGAL DEPARTMENT FOR ORGANIZING TRADE SECURITIES MARKET
Abstract
The article is devoted to the issues of legal regulation and state-legal regulation of the organization of trade in connection with adoption of the Federal law On organized markets". This law significantly changed the order of interaction of subjects of the market, and therefore there was a necessity of research of the feasibility and adequacy of such regulation.
Key words: trade organizer, the exchange trading system, the Central Bank of the Russian Federation, the stock exchange, the securities market, the stock market.