Научная статья на тему 'Государственно-правовое регулирование обязательственных правоотношений субъектов предпринимательской деятельности (особенности обеспечения надлежащего исполнения обязательств в новых геополитических условиях)'

Государственно-правовое регулирование обязательственных правоотношений субъектов предпринимательской деятельности (особенности обеспечения надлежащего исполнения обязательств в новых геополитических условиях) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
304
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
право / обеспечение / обязательство / предпринимательство / law / obligation / security / entrepreneurship

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ефимцева Ольга Александровна

В статье освещены актуальные проблемы государственноправового регулирования обязательственных правоотношений субъектов предпринимательской деятельности в области обеспечения надлежащего исполнения обязательств в новых геополитических условиях посредством реализации взаимодействия механизмов государственного стимулирования субъектов предпринимательской деятельности и обеспечения надлежащего исполнения принятых ими на себя обязательств по договорам. Сделан вывод о необходимости повышения эффективности государственно правового регулирования в целях повышения эффективности применения на практике способов обеспечения исполнения обязательств, принимаемых на себя субъектами предпринимательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ефимцева Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State-legal regulation of binding legal relations of business entities (features of ensouring proper fulfillment of obligations in new geopolitical conditions)

The article highlights the current problems of state-legal regulation of binding legal relations of business entities in the field of ensuring proper fulfillment of obligations in new geopolitical conditions through the implementation of interaction mechanisms of state incentives for business entities and ensuring proper fulfillment of their obligations under contracts. The conclusion is made about the need to increase the effectiveness of state legal regulation in order to increase the effectiveness of the practical application of methods to ensure the fulfillment of obligations assumed by business entities.

Текст научной работы на тему «Государственно-правовое регулирование обязательственных правоотношений субъектов предпринимательской деятельности (особенности обеспечения надлежащего исполнения обязательств в новых геополитических условиях)»

УДК 347.4 ББК 67.404.2

«Я

Ольга Александровна Ефимцева

ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВЕННЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ОСОБЕННОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАДЛЕЖАЩЕГО ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ В НОВЫХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ)

аспирант

ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

ведущий эксперт Департамента недвижимого имущества АО «(Системный оператор Единой энергетической системы»

sagata1@mail.ru

125993, Россия, г. Москва, Ленинградский пр-т, д. 49

Аннотация. В статье освещены актуальные проблемы государственно-правового регулирования обязательственных правоотношений субъектов предпринимательской деятельности в области обеспечения надлежащего исполнения обязательств в новых геополитических условиях посредством реализации взаимодействия механизмов государственного стимулирования субъектов предпринимательской деятельности и обеспечения надлежащего исполнения принятых ими на себя обязательств по договорам.

Сделан вывод о необходимости повышения эффективности государственно правового регулирования в целях повышения эффективности применения на практике способов обеспечения исполнения обязательств, принимаемых на себя субъектами предпринимательской деятельности.

Ключевые слова: право, обеспечение, обязательство, предпринимательство.

O.A. EFI

Postgraduate student of the Federal State Budgetary Educational „suluuo,, «Financial University under the Government of the Russian Federation»,

Leading expert of the Department of Real Estate of JSC «System Operator of the Unified Energy System»,

sagata1@mail.ru 49 Leningradsky Ave., Moscow, 125993, Russia

STATE-LEGAL REGULATION OF BINDING LEGAL RELATIONS OF BUSINESS ENTITIES (FEATURES OF ENSURING PROPER FULFILLMENT OF OBLIGATIONS IN NEW GEOPOLITICAL CONDITIONS)

Annotation. The article highlights the current problems of state-legal regulation of binding legal relations of business entities in the field of ensuring proper fulfillment of obligations in new geopolitical conditions through the implementation of interaction mechanisms of state incentives for business entities and ensuring proper fulfillment of their obligations under contracts.

The conclusion is made about the need to increase the effectiveness of state legal regulation in order to increase the effectiveness of the practical application of methods to en sure the fulfillment of obligations assumed by business entities.

Key words: law, obligation, security, entrepreneurship.

С учетом многообразия государственного регулирования предпринимательства и его важности для общества, включая экономические, инновационные, ресурсные, социальные и организационные аспекты, необходимо изучать его (государственное регулирование предпринимательства) как всеобъемлющее явление, которое объединяет в себе экономические и непосредственно юридические факторы, государственно-правовое регулирование именно предпринимательской деятельности играет важную роль в развитии экономики. Оно направлено на обеспечение баланса между интересами бизнеса и общества, создание благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности и достижения общественных целей.

Само по себе предпринимательство, имеет экономический характер, так как предприниматели создают и управляют предприятиями, занимаются производством товаров и услуг. Однако, предпринимательство этим не ограничивается. Важнейшим элементом предпринимательства является и правовой аспект. Государство создает правовую базу для регулирования предпринимательской деятельности, определяет права и обязанности ее субъектов, принимает меры по защите интересов бизнеса и общества. Посредством нормативно-правового регулирования, вводя различные правовые нормы и законы, оно устанавливает правила игры для субъектов

предпринимательской деятельности. Это включает в себя огромнейший объем подлежащих регулированию направлений, основополагающим из которых является обеспечение надлежащего исполнения принятых на себя субъектами предпринимательской деятельности обязательств, в процессе реализации своих задач.

В настоящее время, мы являемся свидетелями изменения геополитических условий, которые приводят к нарастающей сложности в правовом регулировании деятельности этих субъектов. Эта смена геополитической ситуации непосредственно влияет на механизмы контроля и управления в предпринимательской сфере, требуя более глубокого понимания и адаптации к возникающим обстоятельствам, влияющим на систему права и экономику страны в целом. При этом необходимость правового регулирования в этой новой ситуации обязательственных правоотношений, становится ещё более актуальной. Мы должны быть готовы отвечать на постоянно меняющиеся правила игры (пересмотр экономических санкций, тарифных политик, изменение требований в международной торговле), и как следствие адаптировать наши правовые процедуры и политику к новым возникающих внешним факторам.

Смена геополитических условий предоставляет нам как возможности для развития, так и создает огромное количество рисков одновременно. Если говорить о предпринимательской деятельности, то в большей степени это именно финансовые риски, не только для отдельных субъектов предпринимательства, но и для общества, и государства. Другими словами, появление новых рынков, внешние инвестиции, пересмотр таможенных правил — все это может стать импульсом для развития предпринимательской деятельности и новых отраслей экономики. Однако, мы также сталкиваемся с увеличением неопределенности, препятствиями в процессе исполнения субъектами предпринимательской деятельности своих обязательств по договорам/сделкам вне зависимости от отрасли, а также вне зависимости от уровня построения и ведения деятельности (будь то государственные структуры/предприятия или же коммерческие организации).

В последние годы, наблюдается активное усиление государственно -правового регулирования обязательственных правоотношений. Особое внимание уделяется институту обеспечения исполнения обязательств, с целью наиболее эффективного исполнения контрактов и предотвращения рисков связанных с неисполнением обязательств субъектами предпринимательской деятельности, которое все чаще и чаще происходит по причинам наложения постоянно увеличивающегося объема санкций на Российскую Федерацию со стороны недружественных государств.

Хотелось бы выделить основные механизмы, которые были запущены в целях минимизации рисков неисполнения контрактов и их последствий:

1. Списание начисленных Поставщику (Подрядчику), но не списанных Заказчиком сумм неустоек (штрафов, пеней).

Правительство РФ приняло решение о введении новой процедуры по списанию штрафов и пеней с подрядчиков, которые не смогли выполнить свои обязательства по государственным или муниципальным контрактам из-за введения внешних санкций. Это касается представителей интересов, включенных в специальный перечень и осуществляющих закупки по федеральному закону о закупках. В директивах правительства также предусмотрено неприменение штрафных санкций и возможность продления сроков исполнения договоров и корректировки цен в случае нарушения обязательств поставщиком. Следовательно, в таких случаях штрафные санкции не будут применяться.

В строительной сфере предпринимательской деятельности подрядчику будет требоваться представить заказчику или госзаказчику письменное обоснование, которое подтвердит, что нарушение обязательств произошло по причине введения внешних санкций. При необходимости, такому обоснованию может быть приложена соответствующая документация. Данный механизм видится небесспорным, так как применение на практике влечет к злоупотреблению правом со стороны недобросовестного субъекта контракта/ сделки.

В соответствии с действующим законодательством сама по себе неустойка в виде штрафов и пени является не только мерой ответственности, но также отнесена в главе 23 Гражданского кодекса РФ к способам обеспечения исполнения обязательств. В условиях существующего государственно-правового регулирования, реализация данного механизма на практике, происходит и по отношению к обязательствам, причина неисполнения которых не связана с определенными в данных нормативно-правовых актах. Это в первую очередь происходит из-за ошибок толкования содержания норм, а также в виду того, что данные нормы создают риск совершения мошеннических действий в целях ухода от ответственности путем сговора сторон сделки. При всем при этом, исполнение основного обязательства не происходит, а следовательно, к сожалению, механизм направленный на помощь субъектам предпринимательской деятельности, заводит не только в правовой тупик, а зачастую, субъект предпринимательской деятельности, выступающий со стороны заказчика, ставит себя в положение «зависимой» и «бесправной» стороны в обязательстве, что нарушает принцип равенства участников гражданских отношений (в нашем случае договорно-правовых отношений).

2. Независимая гарантия в конкурентных закупках.

С начала 2015 г. активно ведется процесс развития законодательства в отношении данного института, с целью расширить его применение гражданском обороте и укрепить независимость от основных обязательств, которые обеспечиваются данным видом гарантии. В предыдущем законодательстве гарантия ограничивалась только банковской сферой, что уменьшало количество субъектов, которые имели право предоставлять ее, и соответственно сужало сферу применения данного способа обеспечения исполнения обязательств в предпринимательской деятельности. Более того, теперь бенефициаром может быть как кредитор-принципал, так и третья сторона, указанная самим принципалом, что дополнительно подчеркивает независимость данной гарантии от основных обязательств.

Участие субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — МСП) в конкурентных закупках идет рука об руку с предоставлением независимой гарантии. Согласно последнему изменению в законодательстве, независимая гарантия, которая используется в конкурентных закупках с участием субъектов МСП, должна соответствовать нескольким требованиям. Во-первых, такая гарантия должна быть выдана гарантом, предусмотренным Федеральным законом о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг1. Во-вторых, информация о независимой гарантии должна быть внесена в реестр независимых гарантий. В-третьих, гарант не может отозвать выданную им независимую гарантию. И, наконец, сама гарантия должна содержать условие о том, что гарант обязуется выплатить заказчику (бенефициару) требуемую денежную сумму не позднее десяти рабочих дней после получения требования. Также в гарантии может быть указан перечень документов, которые заказчик должен представить гаранту вместе с требованием о выплате. И наконец, срок действия гарантии не может быть менее одного месяца после окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Несоответствие независимой гарантии, предоставленной участником закупки с участием субъектов МСП, предусмотренным требованиям, является основанием для отказа в принятии ее заказчиком. Но давайте обратим внимание, на механизмы государственно-правового регулирования, которые на практике применения вступают в конфликт с вышерассмотренными механизмами обеспечения надлежащего исполнения обязательств субъектами предпринимательской деятельности, усиливая их малоэффективность.

1 Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (ред. от 25 декабря 2023 г. № 625-ФЗ) // «Собрание законодательства Российской Федерации». — 8 апреля 2013 г. — № 14. — ст. 165.

3. Повышенные авансы по госконтрактам в 2023 г.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 06.03.2023 г. № 3481, будет произведено повышение авансирования по государственным контрактам. Это решение предусматривает увеличение размера авансового платежа до 50% по контрактам, которые финансируются из федерального бюджета и требуют казначейского сопровождения. Также был установлен повышенный размер авансирования по государственным контрактам с казначейским сопровождением, связанным с объектами капитального строительства, находящимися на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей. Согласно этому решению, предприятия, заключившие такие контракты, могут получать до 90% от общей стоимости, указанной в договоре на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг. Проблематика данной меры государственной поддержки заключается в том, что при всех прочих равных условиях возврат выдачи такого рода авансов должен быть обязательно обеспечен, так как это все-таки госконтракт. Это требование предъявляется с точки зрения необходимости исключения риска нецелевого расходования денежных средств или же возможного (с точки зрения уголовной квалификации — хищение бюджетных денежных средств).

Самый распространенный способ обеспечения, который используют субъекты предпринимательской деятельности, по условиям госконтрактов — это независимая гарантия. Однако, тут есть много «НО», с практической точки зрения именно обеспечения исполнения обязательства, т.к. стоимость обслуживания такого способа обеспечения, тем более, если на стороне Гаранта выступает не кредитная организация, с учетом возможных рисков срабатывания обеспечения (ведь при расчете рисков принимаются во внимание все внешние факторы, тем более если мы говорим о выполнении работ на территориях ДНР, ЛНР, Запорожья, Херсона) и сама стоимость будет с финансовой точки зрения обременительной/дорогостоящей для Подрядчика. А в случае, срабатывания обеспечения по вине недобросовестности Подрядной организации, та сумма обеспечения, которая будет подлежать выплате по госконтракту, может привести к банкротству и самого Гаранта и при всем при этом основное обязательство не будет исполнено.

1 Постановление Правительства РФ от 6.03.2023 г. № 348 «О приостановлении действия абзаца четвертого подпункта «а» и подпункта «б» пункта 18 Положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета и установлении размеров авансовых платежей при заключении государственных (муниципальных) контрактов в 2023 году» // «Собрание законодательства Российской Федерации». — 13.03.2023. — № 11. — ст. 1884.

Подводя итоги вышенаписанному, отметим, что в статье рассмотрена малая часть механизмов, но в качестве вывода следует отметить, что, бесспорно, государственно-правовое регулирование обязательственных правоотношений ведется активно, и оно безусловно должно продолжаться. Вместе с тем, требуется постоянное совершенствование нормативно-правовой базы с целью увеличения степени эффективности применения механизмов обеспечения исполнения обязательств субъектами предпринимательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.