Научная статья на тему 'Государственно-правовая политика в сфере миграционных процессов отдельных зарубежных стран'

Государственно-правовая политика в сфере миграционных процессов отдельных зарубежных стран Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
185
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЖЕНЦЫ / МИГРАЦИЯ / МИГРАЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ПРАВОВОЙ СТАТУС БЕЖЕНЦЕВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Белянская О. В., Хлучина П. Д.

В статье анализируется правовое регулирование миграционных процессов в отношении беженцев, которое проводят зарубежные страны с высоким уровнем внешней миграции, в частности западноевропейские страны и США. Делается вывод о необходимости развития законодательства в сфере миграции, в том числе устранение пробелов с целью получения результативной системы по принятию мигрантов и их адаптации к экономической, социальной, правовой и культурной среде государства, куда они прибыли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF MIGRATION PROCESSES IN FOREIGN LEGISLATION

The article analyzes the legal regulation of migration processes in respect of refugees, which is carried out foreign countries with a high level of external migration, particularly to Western European countries and the United States. The conclusion is made about necessity of development of legislation in the field of migration, including addressing gaps with the aim of obtaining effective system for the acceptance of migrants and their adaptation to economic, social, legal and cultural environment of the state, where they came from.

Текст научной работы на тему «Государственно-правовая политика в сфере миграционных процессов отдельных зарубежных стран»

РАЗДЕЛ II. ПРАВО. ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Белянская О. В.

кандидат юридических наук, доцент ФГБОУВО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Россия Хлучина П. Д.

студент Института права и национальной безопасности ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Россия

ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ ОТДЕЛЬНЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Аннотация: в статье анализируется правовое регулирование миграционных процессов в отношении беженцев, которое проводят зарубежные страны с высоким уровнем внешней миграции, в частности западноевропейские страны и США. Делается вывод о необходимости развития законодательства в сфере миграции, в том числе устранение пробелов с целью получения результативной системы по принятию мигрантов и их адаптации к экономической, социальной, правовой и культурной среде государства, куда они прибыли.

Ключевые слова: беженцы, миграция, миграционное законодательство, миграционная политика, правовой статус беженцев.

Belyanskaya O. V.,

PhD. the faculty of law. sciences, associate Professor Tambov state University named after G. R. Derzhavin

Tambov, Russia Khlucina P. D.

student of Institute of law and national security Tambov state University named after G. R. Derzhavin

Tambov, Russia

LEGAL REGULATION OF MIGRATION PROCESSES IN FOREIGN LEGISLATION

Abstract: the article analyzes the legal regulation of migration processes in respect of refugees, which is carried out foreign countries with a high level of external migration, particularly to Western European countries and the United States. The conclusion is made about necessity of development of legislation in the field of migration, including addressing gaps with the aim of obtaining effective system for the acceptance of migrants and their adaptation to economic, social, legal and cultural environment of the state, where they came from.

Keywords: refugees, migration, migration policy, migration policy, legal status of refugees.

В настоящее время из-за процессов глобализации с огромным притоком мигрантов размывается значение государственных границ, содержание внутреннего и внешнего суверенитета. Мировая практика показывает, что ни одному государству в достаточной мере не удалось сформировать правовое обеспечение миграционной деятельности, и Российская Федерация не стала исключением.

Правовая политика весьма разнообразна по своей природе. Так, А. В. Малько классифицирует следующим образом: «во-первых, в зависимости от предмета правового регулирования (отрасли права) она может быть конституционной, гражданской, уголовной, налоговой, финансовой, семейной и др.; во-вторых, в зависимости от функций: право-регулятивной; правоохранительной и др.» [2, c. 18-36]. Главным направлением государственной правовой миграционной политики в Российской Федерации является содействие интеграции мигрантов в общественное пространство России. Это подразумевает их интеграцию в единое российское полиэтническое и поликонфессиональное пространство.

В зарубежном праве понятие беженца в принципе имеет одинаковое содержание. У истоков становления европейской миграционной политики находится, прежде всего, Конвенция о применении Шенген-ского соглашения от 14 июня 1985 г. [1]. Соглашение предусматривало ряд мер, которые надлежало осуществить правительствам и другим органам исполнительной власти государств-участников, с целью отмены пограничного контроля и способствования свободному перемещению лиц, товаров и услуг на общих границах. Также следует отметить Кодекс сообщества о визах от 13 июня 2009 г., имеющий юридически обязательную силу и распространяющий свое действие на все Шенген-ское пространство.

В 2008 г. лидеры 27 стран-членов Евросоюза единогласно одобрили «Европейский пакт об иммиграции и предоставлении убежища». Европейский пакт об иммиграции и предоставлении убежища не является юридически обязывающим документом, он закрепляет ряд политических договоренностей государств ЕС, в частности, по поддержке привлечения высококвалифицированных специалистов из третьих стран, борьбе с нелегальной иммиграцией, усилению мер пограничного контроля и координации политики по предоставлению убежища [7].

Ассимиляция с учетом особенностей европейской политики в сфере административно-правого статуса беженцев проходит почти одинаково во всех западноевропейских странах. Так, в частности, МВД Италии представило «Национальный план интеграции» неэкономических мигрантов: изучать итальянский язык, уважая закон, начиная с Конституции, участвовать в экономической и социальной жизни страны. В заявлении МВД Итальянской республики отмечается, что: «Впервые Италия представляет долгосрочный проект для гарантии упорядоченного гражданского сосуществования» [8]. План направлен только на работу с беженцами, на настоящий день в Италии под международной защитой находятся 74 853 человека. То есть это не экономические мигранты, а только те, кто не может вернуться в свою страну происхождения без серьезных рисков. План, представленный в МВД, предусматривает как вовлеченность тех, кто принимает мигрантов, так и тех, кто пытается интегрироваться в итальянское общество. Мигрантов призывают изучать язык, уважать статьи конституции, соблюдать законы, участвовать в экономической, социальной и культурной жизни территории. С другой стороны, итальянцы должны соглашаться обеспечить равенство для беженцев, свободу религии, доступ к образованию и профессиональной подготовке, а также принять ряд мер, направленных на их включение в общество и соблюдение его ценностей.

Программа по интеграции беженцев спонсируется из европейских фондов и выделяет ряд приоритетов, в частности это: обязательное участие в языковых курсах, поддержка межрелигиозного диалога, медицинское обслуживание и жилье, право на образование, профессиональное обучение, социализация несовершеннолетних, укрепление сети центров по защите прав мигрантов, пострадавших от контрабандистов [8].

По данным научно-производственных объединений, из членов ЕС только Мальта полностью выполнила обязательства по расселению просителей убежища. Финляндия приняла 94 % предписанных ей бе-

женцев, Ирландия - 76,5 %. Ни один из просителей убежища не был переселен в Польшу и Венгрию. Словакия переселила 16 из 902 предписанных ей беженцев, Чехия - 12 из 2691 [4].

В связи с боевыми действиями в странах Ближнего Востока большое число их жителей вынуждено искать спасение в других странах и в частности в Европе, куда они пытаются проникнуть всеми возможными способами. Часто это приводит к трагическим и неконтролируемым последствиям. Кризис с беженцами углубил политические и культурные разделительные линии, которые были и раньше. У восточноевропейских стран нет колониальной истории. Они менее привычны к тому, чтобы жить в одном обществе вместе с мнимыми чужаками, чем западные европейцы. В такой стране как Польша этническая однородность стала фундаментом национального государства.

США крупнейшее государство по приему иммигрантов, развитие которого исторически было связанно с притоком новых переселенцев и необходимостью государственного регулирования данного процесса. Административная политика в отношении беженцев в данной стране является одной из либеральных и имеющих длительную историю формирования. Так, Конгрессом США в 1980 г. был принят Закон о беженцах. Закон толкует статус беженцев и предполагает пять оснований для предоставления этого статуса. Основания аналогичны, как и для получения политического убежища в США. Заявитель может опасаться, что его будут преследовать в будущем. Основания проявляются в преследование человека из-за его принадлежности 1) к определенной расе; 2) религии; 3) национальности; 4) определенной социальной группе; 5) определенным политическим взглядам [6].

Необходимо отметить, что определенные лица не могут получить статус беженца, в соответствии с проводимой политикой в США если:

- были участниками преследования третьих лиц на основании их принадлежности к иной национальности, расе, социальной группе, религии или из-за политических взглядов;

- в настоящий период времени проживают в какой-либо другой стране, получили вид на жительство или гражданство;

- являются экономически независимым, могут содержать себя и членов своей семьи;

- подавали заявление на получение статуса беженца в США и получили отказ во всех инстанциях [6].

Лицам, которым предоставлен статус беженца, выдается медицинская страховка. Также, получая статуса беженца в США, прибывшее лицо имеет право воссоединиться со своей семьей, которая оста-

лась пределами США, для чего необходимо будет отправить со специально заполненной формой и заявлением родственника на получение статуса беженца или политического мигранта в миграционную службу. Исходя из политики США, в статусе беженца можно жить неопределенный срок. Тем не менее, после года пребывания в стране в положение беженца лицо имеет право получить статус постоянного резидента США (permanent resident), исключая случаи нарушения американского законодательства в данный период, получения статуса беженца по ошибке, либо неверные сведения при заполнении форм.

Новая администрация США несколько модернизировала политику в отношении беженцев. 29 июня 2017 г. вступил в силу 120-дневный запрет на прием беженцев и ограничение по их числу (до 50 тыс. в год). Однако беженцам, которые смогут доказать наличие родственников в США, въезд будет разрешен [3]. Впрочем, как ожидалось, до завершения финансового года, число беженцев оказалось выше, поскольку люди были приняты на основе родственных связей. По словам властей, около половины въезжающих в США беженцев имеют родственников в стране.

Верховный суд США частично восстановил действие президентского указа, вводящего ограничения на въезд в США после того, как он был заблокирован двумя нижестоящими судами. Президент США Д. Трамп заявил, что указ необходим для защиты национальной безопасности США [5]. Интеграция в американское общество проходит в достаточно комфортных условиях, однако для предоставления данных услуг необходимо войти в квоту, а это уже куда более сложный процесс. С учетом ужесточения правовой политики Трампа в миграционном вопросе, попасть в данный список смогут немногие.

Таким образом, государственная политика по отношению к беженцам в европейских странах стала стремительно ограничивать квоту на въезд иностранных жителей, в связи с огромным бесконтрольным потоком беженцев. Аналогичная ситуация прослеживается и в США и Канаде. Проанализировав миграционное законодательство США и европейских государств, стоит отметить несовершенство их законодательства и зачастую отсутствие кодификации в системе данных актов, а так же отсутствие прогнозирования политико-правовой неудовлетворенности населения страны в данной сфере. Однако нельзя не заметить и множество эффективных реформ проведенных в последнее время в ряде стран, например США.

Полагаем, что правовое регулирование в сфере миграции и по отношению к беженцам напрямую связано с обстановкой в отдельно взя-

том государстве. В настоящее время большая часть стран Европейского союза пересматривают свою прежде открытую политику и идут по пути ее ужесточения. Совершенно точно можно сказать о том, что необходимо развивать законодательную базу в сфере миграции, регламентирующее статус беженцев, устраняя пробелы в их правах и обязанностях, чтобы получить результативную систему по принятию мигрантов и их адаптации к экономической, социальной, правовой и культурной среде государства, куда они прибыли.

Список литературы

1. Шенгенское соглашение от 14 июня 1985 г. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://ria.ru/spravka/20150326/1054445346.html - Заглавие с экрана. - (Дата обращения: 30.09.2017).

2. Малько, А. В. Льготная и поощрительная правовая политика: монография / А. В. Малько/. - М.: Юридический центр пресс, 2004. - 233 с.

3. Белый дом хочет впускать в США меньше беженцев. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.golos-ameriki.ru/a/trump-administration-wants-to-cut-refugees-limit/4047655.html - Заглавие с экрана. - (Дата обращения: 10.10.2017).

4. В Польше назвали неудачной европейскую программу переселения мигрантов. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ria. ru/world/20170928/1505768989.html - Заглавие с экрана. - (Дата обращения: 08.10.2017).

5. Иммиграционный указ Трампа частично вступил в силу. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.golos-ameriki.ru/a/us-travel-ban/3923505.html - Заглавие с экрана. - (Дата обращения: 09.10.2017).

6. Комитет по правам человека в Нью-Йорке. Беженцы. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.politicalasylumusa.com/ru/статус-беженца/ -Заглавие с экрана. - (Дата обращения: 08.10.2017).

7. Лидеры ЕС одобрили пакт об иммиграции и предоставлении убежища. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ria.ru/world/ 20081016/153331882.html - Заглавие с экрана. - (Дата обращения: 30.09.2017).

8. МВД Италии разработало план по интеграции беженцев. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://regnum.ru/news/2327502 html - Заглавие с экрана. - (Дата обращения: 07.10.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.