И. П. Суркова
(Череповец)
ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
В статье обоснована необходимость изменения системы управления образованием в направлении придания ему государственно-общественного характера, обусловленная демократизацией отношений между участниками управленческих процессов и значительным повышением роли общественных начал
Система профессионально-технического образования переживает в настоящее время коренные преобразования. Закон «Об образовании в РФ» поставил профессиональное образование перед необходимостью совершенствования системы управления. Одним из принципов государственной политики в области образования является демократический, государственно-общественный характер управления образованием.
На данном этапе экономического развития общества учреждения системы профессионального образования должны гибко реагировать на происходящие изменения, что требует от них постоянного развития эффективных форм управления образовательным процессом.
Суть государственно-общественного
управления (ГОУ] состоит в объединении интересов государства и общества, в решении проблем обучения, воспитания и развития подрастающего поколения с учетом социальных, культурных особенностей, традиций общества.
Закон об образовании в РФ определяет принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования: автономия образовательных организаций, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций; демократический, государственно-общественный характер управления образованием; обеспечение права работников, обучающихся и их родителей (законных представителей] на участие в управлении образовательной организацией.
На сегодняшний день во всех учреждениях образования действует структура управления, в которой в той или иной мере представ-
лена общественная составляющая: педагогические советы, методические объединения, творческие группы.
К числу наиболее актуальных проблем управления образованием относятся: низкая заинтересованность участников образовательного процесса и руководителей в изменениях и управляющей системе образовательных учреждений; недостаточные полномочия общественных структур по реальному принятию значимых решений, связанных с возможностью ответственно и результативно влиять на образовательную политику; слабое развитие механизмов, обеспечивающих развитие социального и государственно-частного партнерства, в том числе и на уровне законодательства; отсутствие практического общественного контроля качества образовательных услуг и недостаток открытости информации о деятельности образовательных учреждений [1].
В ходе изучения опыта, накопленного профессиональными образовательными учреждениями города, было сделано предположение, что в результате внедрения государственно-общественного управления возможно: совершенствование имеющейся модели общественного участия в управлении техникумом; определение условий, средств, процедур взаимодействия и деятельности структур государственно-общественного управления внутри и вне образовательного учреждения; выстраивание партнерских отношений с родителями (законными представителями] обучающихся с целью максимального включения всех участников образовательного процесса в деятельность по управлению образовательным учреждением; информирование участников образовательного процесса о со-
стоянии, проблемах и перспективах развития техникума; повышение заинтересованности всех участников государственно-общественного управления в результатах взаимодействия, а именно - повышении качества профессиональной подготовки.
Реализация государственно-общественного управления в техникуме началась с создания Управляющего общественного совета -органа общественного управления, имеющего более широкие полномочия и частично сочетающего в себе ранее существующие органы. В состав Совета вошли администрация техникума, преподаватели, мастера производственного обучения, представители работодателя, родителей, обучающихся, профсоюзов, ветеранов и др.
Функции Управляющего общественного совета (УОС):
- включение общественности в процесс разработки, принятия и реализации решений, направленных на повышение качества профессиональной подготовки, более полное удовлетворение потребностей работодателя, города и региона в квалифицированных кадрах;
- обеспечение общественного контроля за соблюдением действующего законодательства; прав ученика, родителей (законных представителей], педагогов; обеспечения условий доступности качественного образования;
- привлечение и использование финансовых и материальных ресурсов;
- проведение экспертизы образовательных проектов;
- активное взаимодействие с органами государственного управления в решении имеющихся проблем [2].
Но в первую очередь Управляющий общественный совет должен обеспечить взаимодействие в управлении образованием всех заинтересованных лиц.
Создание нового органа вносит коррективы в сложившуюся систему управления. Часть функций, выполняемых ранее административной командой, переходит в ведение Управляющего общественного совета. Привлечение общественности к управлению техникумом позволит неформально вовлечь ее в решение насущных задач образовательного учреждения и в то же время отразить представление о качестве подготовки выпускников в конкретных документах, локальных актах, образовательных программах и т.д.
Содержание общественного участия в управлении профессиональной образовательной организации составляет деятельность по двум направлениям:
- первое - «организационное обеспечение функционирования образовательной сферы: участие в подготовке, принятии и реализации нормативно-правовой базы; взаимодействие государственных органов и общественных объединений и организаций, способствующих гармонизации, гуманизации и гражданско-правовому закреплению разнообразных организационных и правовых форм взаимоотношений участников образовательного процесса; привлечение в образование внешних ресурсов» [6, с. 7];
- второе - «развитие содержательного наполнения деятельности системы образования; разработка и реализация соответствующих программ, в том числе направленных на его модернизацию; совершенствование содержания, форм и методов образовательной деятельности; подготовка, принятие и введение в действие нормативных документов по мерам стимулирования деятельности учреждений образования органами управления [Там же].
Для решения задач по реализации принципов государственно-общественного характера управления необходимо готовить кадры, способные управлять внедрением инноваций, что предполагает «документальное, организационное и материально-техническое обеспечение работ, подготовку учебно-методических материалов; формировать структуры, способные оценивать эффективность внедрения инноваций и предлагать корректирующие мероприятия; вводить функции управления инновационными процессами на различных уровнях управления; формировать структуры, способные ставить перед собой задачи, исходя из текущего состояния процесса формирования новой системы, решать эти задачи, корректировать течение процесса; разрабатывать методическую базу и систему информационной поддержки работ» [7].
Для обеспечения системного подхода в решении поставленных задач творческой группой, состоящей из административных и педагогических работников техникума, была разработана Программа внедрения государственно-общественного управления.
Механизм внедрения государственнообщественного управления, отраженный в программе, включает три основных этапа.
1. Аналитико-проектировочный этап предусматривает создание рабочей группы; изучение документации и опыта работы других профессиональных образовательных организаций в данном направлении; анализ существующей системы управления техникумом; проектирование модели ГОУ техникумом; проведение инструктивно-методических совещаний, направленных на актуализацию идеи введения ГОУ; расширение состава рабочей группы по подготовке и реализации проекта с учетом результатов совещания.
2. Технологический этап - реализация проекта по всем приоритетным направлениям развития ГОУ, на всех уровнях деятельности учебного заведения. Данный этап предполагает внесение изменений в Устав техникума -в раздел, регламентирующий порядок управления и перечень локальных актов ОУ, создание управляющего совета; развитие государственно-частного партнерства и расширение практики участия работодателей в создании условий для подготовки квалифицированных кадров на основе социального заказа. Далее выполняется работа в рамках отраслевого координационного совета предприятий строительной отрасли, проводятся собрания и конференции родительской общественности по использованию форм участия в управлении.
Ход реализации государственно-общественного управления отражается в публичных отчетах, для чего на сайте техникума создан раздел, где проводится регулярное освещение опыта работы лучших педагогических работников и лидеров ученического самоуправления.
3. Контролирующий этап. Ведение мониторинга формирования системы и результативности ГОУ позволяет отследить проблемные точки и скорректировать ход деятельности по внедрению государственно-общественного управления.
В заключение производится обобщение результатов мониторинга и подготовка рекомендаций для коррекции деятельности, определение перспектив и путей дальнейшего развития системы государственно-общественного управления.
Основными целевыми индикативными показателями реализации Программы избраны те, которые позволяют адекватно оценить процессы достижения результатов, измерить на основе отобранных критериев сами результаты, осуществить мониторинг запланированных программных мероприятий, оптимизировать финансовые расходы из всех источников финансирования.
Индикативными показателями были выбраны: стабильное развитие всех подразделений строительного техникума; расширение спектра образовательных услуг (количества специальностей СПО, образовательных и подготовительных курсов; видов профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации взрослых, элективных курсов]; оснащение учебно-материальной базы техникума современным оборудованием, создание лабораторий, мастерских, кабинетов в соответствии с требованиями ФГОС; повышение престижа образовательного учреждения.
За полтора года реализации Программы техникум вошел в реестр отраслевых ресурсных центров по подготовке кадров строительной отрасли по Северо-западному региону; получил федеральную субсидию на развитие ресурсного центра; заключил ряд договоров о сотрудничестве с ведущими строительными предприятиями города, сформировал долгосрочный план взаимодействия по вопросам подготовки кадров.
В настоящее время техникум переживает период становления. Основываясь на ценном опыте коллектива педагогов, традициях, сложившихся партнерских связях и используя механизмы государственно-общественного управления, планируем создать конкурентоспособное учреждение среднего профессионального образования. Привлекая к управлению заинтересованные общественные структуры, ожидаем переход учреждения на качественно новый уровень, привлечения дополнительных финансовых и интеллектуальных ресурсов, обеспечения активной позиции участников образовательного процесса (обучающихся, педагогов, представителей родительской и профессиональной общественности, молодежи].
Литература
1. Акинфиева Н. В., Владимирова А. П. Вовлечение общественности в управление образованием как механизм запуска инноваций в управлении // Нововведения в управлении образованием / под ред. А. М. Моисеева. - М.: РОССПЭН, 2004. - С. 72-90.
2. Балашова С. Е. Функции управляющего совета социально активной школы // Управление качеством образования. - 2009. -№ 4. - С. 76-77.
3. Баранов П. А. Государственно-общественное управление как ресурс развития системы образования Санкт-Петербурга // Управление качеством образования. - 2007. - № 2. - С. 84-90.
4. Варфоломеева Т. И. Государственно-общественное управление в ДОУ // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2009. - № 4. - С. 45-51.
5. Концепция государственно-общественного управления
Вологодской области / Департамент образования Вологод. обл. ; Вологод. ин-т развития образования. - Вологда, 2012. - 13 с. [Электронный ресурс]. - URL: http://s14007.edu35.ru/in-
dex.php/documents/248-2012-03-07-06-35-з9.html
6. Государственно-общественное управление образовательными системами : рабочая тетрадь по образовательному курсу / Костромской областной институт развития образования. - Кострома: Изд-во КОИРО, 2011. - 42 с.
7. Куклин В. Ж., Беляков С. А. Системные аспекты образовательной политики и управления образованием // Университетское управление. - 2003. - № 3(26]. - С. 10-23.
---------^-----------