Научная статья на тему 'Государственно-корпоративные геополитические стратегии для России XXI века (транспортный аспект)'

Государственно-корпоративные геополитические стратегии для России XXI века (транспортный аспект) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
127
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Якунин В. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственно-корпоративные геополитические стратегии для России XXI века (транспортный аспект)»

Якунин В.И.*

ГОСУДАРСТВЕННО-КОРПОРАТИВНЫЕ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ ДЛЯ

РОССИИ XXI ВЕКА (транспортный аспект)

Трансформация мирохозяйственных отношений в условиях глобализации, неуклонный рост объемов и изменения направленности потоков товаров, капиталов и информационных ресурсов в мировом масштабе, на фоне качественных изменений политической карты Евразии и не утихающих споров о природе нового мирового порядка после окончания Холодной войны - эти и другие факторы ставят перед современным государством, стремящимся обеспечить собственную конкурентоспособность и суверенитет в стремительно меняющихся внешних условиях, принципиально новые задачи, предполагающие наращивание потенциала обеспечения национальных интересов, совершенствование механизмов взаимодействия с зарубежными партнерами, проецирование своего экономического влияния как на сопредельные территории так и на стратегически значимые области мирового пространства, что в конечном счете предполагает выработку и реализацию стратегии геополитического развития страны.

Для современной России поиск адекватных ответов на эти вызовы времени приобретает особую актуальность. Преодоление последствий целенаправленной дезинтеграции механизмов внешнеполитической и экономической экспансии, пораженческого по своей природе сознания политической элиты 90-х годов, восстановление утраченных хозяйственных, культурных и политических связей в сочетании с поиском качественно новых, инновационных форм и методов позиционирования российского государства на мировой арене - эти и другие специфические проблемы осложняются недостаточной концептуальной глубиной отечественного геополитического анализа, слабой связью между экспертным знанием и практикой принятия внешнеполитических и внешнеэкономических решений.

Потребность в инновационном экспертно-аналитическом обеспечении активности российского государства на этих направлениях приобретает особую значимость в тех аспектах, которые имеют отношение к развитию энергетики, транспорта, экспортно-ориентированных секторов отечественной экономики. Энергетика и коммуникации признаны экспертным сообществом важнейшими геополитическими детерминантами развития человечества в XXI столетии, более того, приоритетное развитие этих отраслей является осознанным лейтмотивом политического курса, призванного обеспечить нашей стране достойное место в меняющемся мире, в условиях глобальной конкуренции.

Вместе с тем, сегодня становится все более очевидным тот факт, что решение подобных комплексных стратегических задач не возможно без обращения к новым, не традиционным формам и методам, без привлечения государством новых акторов, обладающих специфическими и уникальными ресурсами, инструментарием, опытом работы в соответствующих областях, что в свою очередь предполагает выстраивание качественно новых механизмов взаимодействия, совместной выработки и реализации стратегий. Целью данной публикации является анализ роли крупных государственных и частных корпораций, их специфических ресурсов, возможностей, форм и методов в реализации национальных

* Якунин Владимир Иванович - кандидат политических наук, президент ОАО Российские Железные Дороги.

геополитических стратегий во взаимодействии с государством. При этом основное внимание будет уделено транспортным аспектам данных стратегий, на примере корпоративной политики ОАО Российские Железные Дороги.

Геополитика труб и стальных магистралей - концептуальный базис

Геополитическая парадигма получила широкое распространение в интеллектуальной мысли России последних десятилетий. Н. Косолапов пишет: «На авансцену политического сознания вышла и уверенно заняла на ней доминирующее место не концепция и не теория, а именно идея геополитики», которая обретает статус идеологии1. В свою очередь, Т. Михайлов именует геополитику «идеологией восстановления великодержавного статуса страны» . А. Дугин ставит геополитику как идеологию в один ряд с марксизмом и либерализмом3. У В. Цымбурского геополитика выступает как «искусство наложения намечающихся, еще не вполне проясненных для общества кратко - и среднесрочных требований на тысячелетние культурно-географические и физико-географические ландшафты». Геополитика действительно служит политике, но вовсе не тем, что информационно обслуживает уже сформулированные цели (это дело политической географии), но сама пытается определять такие цели, заложив их в образы, предлагаемые

4

интуиции политического класса .

Резко возросший интерес к геополитике обусловлен, по мнению ряда авторов, тем, что она, образно говоря, из периода алхимического поиска «философского камня», периода, связанного с поиском путей обретения господства одного государства над другими, переходит в фазу преобразования в комплексную научную дисциплину, исследующую как инвариантные по своей природе факторы (относящиеся к самым глубинным пластам истории и не меняющие своей природы при смене политических режимов), так и динамику поведения государств и их системообразующих этносов в процессах взаимодействия и развития5.

Эксперты прогнозируют, что основным противоречием 21 века станет противоречие между возрастающими потребностями человечества в ресурсах и снижающимися возможностями окружающей среды по их удовлетворению6. Именно этим противоречием во многом будет определяться борьба за сферы влияния, главной целью которой становится контроль над ресурсосодержащими пространствами и коммуникациями. Этим же обусловлены и две взаимоисключающие тенденции, с одной стороны, к утверждению однополюсного мира, основанного на примате силы и доминировании одной сверхдержавы, с другой - к формированию многополюсного мира, основанного на твердом соблюдении норм международного права, учета и обеспечении баланса национальных интересов государств.

Россия не стоит в стороне от указанных процессов, превращаясь с каждым годом во все более значимую фигуру в деле обеспечения международной энергетической безопасности.

1 Косолапов Н.А. Геополитика как теория и диагноз (метаморфозы геополитики в России) // Бизнес и политика. 1995. № 5. С. 57.

2 Михайлов Т.А. Эволюция геополитических идей. М., 1999. С. 6.

3 Дугин А.Г. Основы геополитики. М., 1997. С. 12.

4 Цьмбурский В. Геополитика как мировидение и род занятий. Полис. 1999. № 4. С. 20.

5 Смирнов С. Есть ли у России геополитика? // Информационно-аналитический и энциклопедический портал «Русская Цивилизация» - www.rustrana.ru

6 Баяхчева С.Л., Анохин В.П. Дуга нестабильности // Информационно-аналитический и энциклопедический портал «Русская Цивилизация» - www.rustrana.ru

Так, соглашение о строительстве Североевропейского газопровода в сочетании с итогами российско-германского саммита в Томске (26-27 апреля 2006 года) дало европейским экспертам основания говорить о переходе России и Германии на рельсы стратегического партнерства в области добычи, транспортировки и распределения энергоресурсов, в первую очередь газа. Вместе с тем, существуют влиятельные силы, прежде всего в США, препятствующие формированию стратегических альянсов между Россией и ведущими европейскими державами (Германией, Францией, Италией) на базисе стабильных и долгосрочных поставок российских энергоресурсов, в условиях нарастающего энергетического дефицита в глобальной экономике7.

«Вопрос о том, каким образом имеющая глобальные интересы Америка должна справляться со сложными отношениями между евразийскими державами и особенно сможет ли она предотвратить появление на международной арене доминирующей и антагонистической евразийской державы, остается центральным в плане способности Америки осуществлять мировое господство», - так определяет основную задачу американской внешней политики Збигнев Бжезинский. - «Жизненно важно, чтобы на политической арене не возник соперник, способный господствовать в Евразии и, следовательно, бросающий вызов Америке»8.

Евразийский континент традиционно является, по образному выражению Збигнева Бжезинского, «шахматной доской», на которой продолжается борьба за мировое господство, и такая борьба затрагивает геостратегию - стратегическое управление геополитическими интересами. «Баланс геополитического могущества, — указывал применительно к ситуации на евразийском континенте один из основоположников геополитики Х. Маккиндер, — в каждый конкретный момент является, безусловно, с одной стороны, результатом географических, также экономических и стратегических условий, а с другой - относительной численности, мужества, оснащенности и организации

9

конкурирующих народов» .

Растущая значимость евразийского театра большой политики сегодня не вызывает сомнений. Около 75% мирового населения живет в Евразии, большая часть мирового физического богатства находится там же, на долю Евразии приходится около 60% мирового ВНП и около трех четвертей мировых энергетических ресурсов. В Евразии также находятся самые политически активные и динамичные государства мира, здесь же расположены шесть крупнейших экономик и шесть стран, имеющих самые большие затраты на вооружения (после Соединенных Штатов). Все потенциальные политические и/или экономические вызовы современному миропорядку исходят из Евразии.

«В совокупности евразийское могущество значительно перекрывает американское. К счастью для Америки, Евразия слишком велика, чтобы быть единой в политическом отношении, - отмечает Збигнев Бжезинский. - Но если средняя часть (пространство бывшего СССР - ред.) даст отпор Западу, станет активным единым целым и либо возьмет контроль над Югом, либо образует союз с участием крупной восточной державы, то американское главенство в Евразии резко сузится. Именно на самом важном театре военных действий

7 Это справедливо не только для энергокомпаний, но и для транспортных корпораций, так как развитие МТК до Европы даст существенный импульс в интенсификации экономических связей.

8 Бжезинский З. Великая шахматная доска (Господство Америки и его геостратегические императивы) / Перевод О. Ю. Уральской. М.: Международные отношения, 1998. Введение.

9 Маккиндер X. Дж. Географическая основа истории // Классики геополитики, XX век: Сб. статей / Сост. К. Королев. М., 2003. С. 29.

земного шара — в Евразии — в какой-то момент может зародиться потенциальное соперничество с Америкой».10

Харольд МакКиндер в начале ХХ века стал инициатором дискуссии о том, какой конкретно регион Евразии представляет собой жизненно важное значение в плане контроля над всем континентом. Так появилась его концепция евразийской «опорной территории» (которая, как утверждалось, должна была включать всю Сибирь и большую часть Средней Азии), а позднее — концепция «сердца» Центральной и Восточной Европы как жизненно важного плацдарма для обретения доминирования над континентом.

В заданных геополитических координатах Россия, - как ключевая держава Центральной части «великой шахматной доски», расположенная на стыке экономически доминирующих и динамически развивающихся Запада и Востока, а также политически взрывоопасного и экономически стагнирующего Юга евразийского континента, - должна адекватно отвечать на «пространственные вызовы» эпохи.

Тематика больших пространств, территорий и мирового лидерства над ними - один из основных лейтмотивов геополитического анализа. Еще в середине XIX в. К. И. Арсеньев -российский исследователь, который, пожалуй, одним из первых, стал использовать понятие пространства в геополитическом смысле - в работе «Статистические очерки России» отмечает уникальность местоположения России в политическом отношении.11 По сути, Арсеньев предвосхитил появившуюся в 1904 г. статью Х. Маккиндера «Географическая ось истории», в которой вводится понятие хартленда.

В свою очередь, Д.И.Менделеев, опираясь на данные переписи населения Российской империи 1897 г., учитывая особое месторасположение России «между молотом Европы и наковальней Азии», предложил выделить три центра страны: политический центр, центр поверхности (географический) и центр народонаселенности. Политический центр связан с местонахождением столицы. Два других центра не совпадают друг с другом вследствие неравномерности расселения жителей. Для развития страны, полагал Менделеев, важно, чтобы центр народонаселенности приближался к географическому центру, а потому перемещался с севера на юг и с запада на восток. На основании математических расчетов Менделеев определил местонахождение центра поверхности в Енисейской губернии между Обью и Енисеем в районе г. Туруханска. Центр этот, по суждению ученого, еще долго будет оставаться пустынным, лишь «выработка на Русском Севере минеральных богатств изменит такое течение дел»12.

Семенов-Тян-Шанский в работе «Район и страна», вышедшей в 1928 г., характеризует «чрезматериковую» (или, говоря современным языком, «интерконтинентальную») модель организации политико-географического пространства и отмечает, что геополитическая активность подобного рода государств (в качестве примера автор называет Россию и США) направлена на строительство и овладение водными и сухопутными коммуникациями и на внутриконтинентальную колонизацию. Как полагает ученый, «чрезматериковая система» отличается от других своей масштабностью, массивностью, континентальной целостностью и имеет все природные «задатки прочности». Главный недостаток подобной системы он усматривал в разности потенциалов освоенности территории, с которой начинается колонизация (для России это ее европейская часть) и где она заканчивается (Дальний Восток). Ключом к преодолению этой уязвимости Семенов-Тян-Шанский считал сооружение

10 Там же.

11 Арсеньев К. И. Статистические очерки России. СПб., 1848.

12 Менделеев Д. И. К познанию России. СПб., 1906. С. 130, 141.

«меридиональных чрезматериковых путей», один из которых должен был связать Европу с Африкой. Этот путь, по мнению ученого, должен был начинаться «нашей Мурманской магистралью, направиться через центр Русской равнины на Кавказ, отсюда поперек главного Кавказкого хребта, далее поперек Малой Азии в Сирию, от нее через Суэцкий канал в Египет, из Египта через восточно-африканские территории на Капштадт (Кейптаун. — ред.)»13. По сути дела, Семенов-Тян-Шанский, определив политическую географию как науку об установлении пространственных взаимоотношений территориального могущества отдельных человеческих сообществ, дал одно из первых определений геополитики в отечественной

14

науке .

Выдающиеся представители отечественной научной мысли конца XIX - начала ХХ вв. вплотную подходят к формулировке основных направлений геополитической стратегии России, при этом сформулированные ими положения и выводы, как свидетельствует приведенный ниже анализ, и по сей день сохраняют свою актуальность.

В частности, едва ли можно считать случайным совпадением то обстоятельство, что три общепринятые геополитические оси Евразии: Москва-Тегеран, Москва-Берлин и Москва-Токио - лежат в пределах проектируемых международных транспортных коридоров «Север-Юг» и «Восток-Запад». Транспортные корридоры в геополитическом отношении выступают в роли связующих «скреп», объединяющих гигантское континентальное пространство в рамках целостной системы контроля. Создание такой системы - основополагающая задача экономической и внешнеполитической стратегии России в XXI веке.

Эксперты отмечают, что в условиях развития международного сотрудничества и углубления производственной кооперации формированию сети международных транспортных коридоров принадлежит центральная роль. Этой задаче отводится особое место в решении транспортных проблем, связанных с расширением межгосударственных транспортно-экономических, культурных и других связей, с созданием международной транспортной инфраструктуры, имеющей единые технические параметры и обеспечивающей применение единой технологии перевозок как основы интеграции национальных транспортных систем в мировую транспортную систему.15

Очевидно, что геополитические стратегии России, направленные на интеграцию (в частности, в интересующем нас транспортном и энергетическом отношении) постсоветского, и шире - евразийского пространства, будут неизбежно входить в противоречие с американской стратегией «баланса сил», поскольку они способствуют восстановлению традиционных для России геополитических и геоэкономических осей взаимоотношений.

Следует подчеркнуть, что сегодняшняя геополитическая активность российского государства является не только формой ответа на становление нового мирового порядка, противоречия глобализации, но и на вызовы внутриполитического развития нашей обширной страны. Российское государство действует не просто в направлении традиционных геополитических векторов, но и в форме реализации крупных геоэкономических и геокультурных проектов. К примеру, в настоящее время в геополитической повестке дня у российского государства наряду с проблемами сохранения и удержания территорий

13 Семенов-Тян-Шанский В. П. Район и страна. М.; Л., 1928. С. 160, 162, 193, 194.

14 В рамках работы Северо-Западного филиала Академии Геополитических Проблем и кафедры культурологи и глобалистики БГТУ «Военмех» осуществляются историко-геополитические исследования работ незаслуженно забытых в советское время русских геополитиков. Об отечественной геополитической мысли в первой половине ХХ в. более подробно см.: Кефели И.Ф. Судьба России в глобальной геополитике. СПб., 2004.

15 Концепция формирования и развития сети международных транспортных коридоров на территории государств Содружества. Евроазиатский транспортный союз (ЕАТС).

(например, в виде разрешения конфликтов вокруг островов Курильской гряды или урегулирования спорных территориальных проблем с Эстонией) или же урегулирования межрегиональных противоречий (хотя бы в зоне СНГ), также имеются и вопросы повышения геоэкономического позиционирования страны (на основе вступления в ВТО, повышения конкурентноспособности на европейском рынке, экономического проникновения и закрепления на мировых рынках).

Безусловным приоритетом в данном отношении выступает экономическое измерение внешнеполитического сотрудничества. Ибо в то время, когда глобализация качественно трансформирует всю область международных связей, перед Россией стоит первостепенная задача встраивания в новые трансконтинентальные и региональные потоки и сети активности, задача утверждения своего законного места в системе мировой экономики.

В этих целях российское государство должно вырабатывать и реализовывать инновационные геополитические и геоэкономические проекты в различных регионах мира, учитывая, к примеру, и особенности нарастающих масштабов торгово-экономического сотрудничества с Китаем, в том числе приграничного российско-китайского сотрудничества, и поддержания аналогичных по типу взаимоотношений с восточными областями Украины, и с другими сопредельными территориями. Понятно, что в этих и других регионах в каждом конкретном случае нами должна создаваться специфическая архитектура политических и экономических отношений. Одним словом, российское государство должно научиться эффективно действовать на самых разных экономических и политических площадках, не упрощая и не сужая формат своей геополитической активности в условиях развития процесса глобализации.

Важной составной частью такой международной деятельности должна быть и гуманитарная составляющая, предполагающая не только учет множественных этнических, религиозных и иных социокультурных особенностей партнеров (что позволяет оптимизировать деловые контакты с правительствами других стран), но и настойчивое продвижение в мире собственной культуры, языка, стремление к поддержанию по настоящему и взаимоуважительных дружественных связей с народами этих государств, укрепление диалога цивилизаций и укрепление близости с нашими соседями на планете Земля.

В этой связи имеет смысл обратиться к понятию «гибкая власть» (soft power), введенному в оборот американским политологом Джозефом Наем.

«Что такое гибкая власть? Это способность получить то, что вы хотите получить, через привлечение, а не через подавление или некие «проплаты» - утверждает Дж. Най. - Такая власть возникает из привлекательности культуры той или иной страны, ее политических идеалов и политики... Гибкая власть страны базируется главным образом на трех ресурсах: ее культуре (в тех странах, где она привлекательна для других), ее политических ценностях (когда она действует согласно им у себя дома и за рубежом) и внешней политике (когда она рассматривается как легитимная, имеющая моральный авторитет)»16.

Вместе с тем, ««привлекательность» может превратиться в «отторжение», если мы ведем себя высокомерно и разрушаем подлинное послание, которое исходит от наших сущностных ценностей - предупреждает американский политолог. «Внутренняя или внешняя политика, которая представляется лицемерной, высокомерной, безразличной к мнению других стран или людей либо базируется на узком подходе, принимающем во внимание

16 Най Дж. Гибкая власть. Как добиться успеха в мировой политике. М., 2006. С. 38.

только национальные интересы, может подорвать гибкую власть».17 Российским естественным монополиями следует помнить об этом, выстраивая стратегии взаимоотношений со значимыми в геополитическом отношении партнерами.

Таким образом, непременной составляющей геополитических и геоэкономических стратегий страны должно стать наращивание ресурсов «гибкой власти», манифестирующей особую культурно-историческую идентичность России, выражающей качественную специфику ее места в мировой истории с собственным, опирающимся на лучшие гуманистические традиции нашей культуры подходом к решению как внутренних, так и современных мировых проблем. Тем самым страна будет способна расширить свое экономическое сотрудничество с другими государствами до рамок диалога цивилизаций, формирования цивилизованного пространства межстрановых коммуникаций, общения между народами.

Принимая во внимание эти грани и оттенки геополитических связей России, можно уверенно прогнозировать реальные перспективы действий нашей страны в мировом геополитическом пространстве, формировать адекватные цели государственной политики, верно интерпретировать проблемные ситуации, видеть возможности национального развития в контексте формирования региональных и глобальных сетевых структур.

Субъекты геостратегий: государственно-корпоративая модель

Источником и смысловым началом геополитического измерения стратегии российского государства выступают национальные интересы, интегрирующие интересы личности, общества и государства. Национальные интересы, - заданные его местоположением государства, уровнем экономического и социального развития, традициями, а также цивилизационными особенностями, - выступают в качестве устойчивой и одновременно динамично развивающейся основы геополитической активности России.

Содержания и направленность геостратегий в решающей (а временами в исключительной) степени обусловлены состоянием сознания правящих кругов государства, наличием у политической элиты и лидеров стратегического видения целей и задачах, стоящих перед Россией. Иными словами, геопроективные установки государства по обеспечению национальных интересов обусловлены господствующими настроениями и идеологическими (мировоззренческими) схемами правящего класса, в свою очередь, выражающими совершенно определенные идеалы и принципы.

В этом плане можно утверждать с полной определенностью, что нынешнее руководство страны уверенно держит курс на ослабление зависимости от внешних сил, демонстрируя более самостоятельную линию поведения на внешнеполитической арене, все более уверенно продвигая наши национальные интересы и ценности. Эта линия четко отражена в ежегодных Посланиях Президента России Федеральному Собранию РФ и в практических действиях нашего государства.

В то же время необходимо подчеркнуть, что выработка и реализация эффективных стратегий реализации национальных интересов в современных условиях не может опираться исключительно на ресурсы и механизмы государственной власти. Одним из ключевых моментов в изменении содержания и направленности геостратегических концепций на

17 Там же. С. 48.

рубеже XX и XXI веков следует признать расширение круга акторов геополитических процессов в мире.

На заре становления классической геополитики как науки государство представляло собой исключительного актора международных отношений, порожденного Вестфальской системой мира. Мировоззренческим основанием новой науки выступила «философия жизни» (В. Дильтей, Г. Риккерт), в соответствии с которой «государство является живым организмом, укорененным в почве» (Ф. Ратцель).18 У Ратцеля государство предстает организмом, «в составе которого известная часть земной поверхности играет настолько существенную роль, что все свойства государства определяются свойствами народа и его территории»19.

Столь же категоричным в интерпретации государства как исключительного актора международных отношений был другой основатель геополитики — Рудольф Челлен.20 Для шведского ученого государство представляло собой живой организм, сформированный историей и развивающийся в географическом пространстве и времени. Он выделял пять сторон жизни государства — географическое пространство, народ, хозяйство, общество, управление — и назвал геополитикой тот раздел политической науки, или государствоведения, который изучает географические факторы существования и развития государства.

В настоящее время классическая государствоцентрическая система взглядов уходит в прошлое: многие авторы заявляют об эрозии Вестфальской системы, объясняя это тем, что, наряду с государствами, акторами выступают негосударственные образования — межправительственные организации, транснациональные корпорации, геоцивилизации, которым от государства транслируется ряд геополитических функций.21

С момента вхождения человечества в XXI век, общеполитическая ситуация в мире и рост точек напряжённости в мировой экономике объективно способствуют усилению роли технократических систем естественных монополий в разрешении геополитических проблем на мировой арене. Беспрецедентный рост цен на энергоресурсы в последние годы, сопряжённый с падением курса основной резервной валюты (американского доллара), - какие бы экономические и геополитические стратегии ведущих мировых игроков не стояли за этими явлениями - способствуют росту влияния корпораций (прежде всего энергетических компаний) в процессе принятия экономических и геополитических решении.

Крупные российские корпорации занимают особое место в реализации геополитических планов и стратегий страны. При этом происходит очевидный рост влияния российских естественных монополий, которые становятся ведущими игроками на мировом геоэкономическом рынке, настоящими глобальными компаниями.

Крупный бизнес - это не просто наиболее ресурсообеспеченный субъект поддержки планов государства, но и постоянный участник международных экономических связей, что в свою очередь, позволяет продвигать интересы нашей страны на финансовых, энергетических и иных мировых рынках. Другими словами, задействовав потенциал крупных субъектов бизнеса, российское государство получает возможность существенно разнообразить и расширить свой инструментарий реализации национальных интересов. Более того,

18 Кефели И.Ф. Философия геополитики в контексте современного теоретического знания // Политекс. №1. 2006

19 Ратцель Ф. Политическая география // Землеведение. 1898. Кн. Ш. С. 52.

20 Челлен Р. О политической науке, ее соотношении с другими отраслями знания и об изучении политического пространства // Полис. №2. 2005.

21 Кефели И. Ф. Цит. соч.

деятельность авторитетных кампаний способна положительно повлиять и на решение задачи по улучшению имиджа нашей страны в целом.

Важнейшими стратегическими субъектами, способными транслировать общенациональные интересы и одновременно выступать инструментами влияния государства на геополитическую ситуацию, являются корпорации, работающие в области транспорта и энергетики. Это глобальные сетевые экономические структуры, энергетические системы, телекоммуникационные и транспортные системы. Можно прямо сказать, что на смену силовому геополитическому инструментарию, характерному для уходящих в прошлое эпох, приходит технократический инструментарий.

Энергичное использование такого технократическо-геополитического ресурса российское руководство в последнее время демонстрирует в европейском направлении, в направлении Китая и стран АТР К примеру, ОАО «Газпром» своими решениями - например, о допуске иностранных инвесторов к разработке перспективных месторождений, или об изменении приоритетов в распределении дефицитных экспортных энергоресурсов между потребителями на Западе и Востоке - способен серьезно поменять геополитический расклад сил как в центральной Европе, так и на мировом рынке. В свою очередь РАО «ЕЭС России» выступает ключевым игроком на постсоветском пространстве, интегрируя интересы в пределах единой энергосистемы с отдельными странами.

Заметная роль в этих усилиях принадлежит ОАО РЖД, поскольку международные транспортные коридоры и новые, в частности, восточные векторы активности российского государства напрямую связаны с возможностями и сферой ответственности российских железных дорог. РЖД становится партнером в международных компаниях, пространственная сфера деятельности которых приобретает классические геополитические конфигурации. Российское же государство через транспортную сетевую и международную включенность получает эффективные ресурсы внешнеполитического позиционирования и влияния.

Именно эти типы ресурсов становятся в условиях евроинтеграции, интенсивного развития взаимоотношений с Китаем и другими соседями России важнейшими инструментами реализации геостратегий нашей страны.

Роль корпоративных субъектов в этом процессе определяется тем обстоятельством, что ресурсы «гибкой власти» не принадлежат исключительно правительству в такой же степени, как ресурсы «жесткой власти». «Некоторые ресурсы жесткой власти, такие как вооруженные силы, являются строго государственной прерогативой; другие - по природе своей национальны (такие как нефть и сырьевые запасы)... Напротив, многие ресурсы гибкой власти отделены от государственных ресурсов и только лишь частично могут быть. мобилизованы в случае необходимости» - отмечает Джозеф Най.22

«В международной политике ресурсы, которые продуцируют гибкую власть, возникают большей частью из ценностей организации или страны и находят свое выражение в культуре, в примерах, образцах, которые эта организация или страна устанавливает благодаря своей внутренней политике и практике и методам, которыми ведет свои отношения с другими

23

организациями или странами».

Необходимо подчеркнуть в этой связи, что ОАО РЖД, как и другие российские компании, сохраняет в своем геостратегическом арсенале, наряду с маркетинговыми, технологии и механизмы поддержания межкультурных коммуникаций, культивирования положительного имиджа России. Каждая российская компания должна осознавать меру

22 Най Дж. Цит соч. С. 42.

23 Там же. С. 34.

ответственности за укрепление авторитета российского государства, способствовать продвижению русской культуры и языка, особенно в сопредельные страны. Другими словами, необходимо сохранять не только ясное видение собственных экономических целей (поддерживая разумные компромиссы), но и приверженность тем культурным приоритетам, которые призваны акцентировать традиции и особую идентичность российского бизнеса и государства.

Основной формой активности, наводящей мосты между стратегическими целями (и обеспечивающими их достижение структурами управления) государства и бизнеса в области реализации национальных интересов, выступают геоэкономические стратегии, в рамках которых реализуются масштабные, комплексные и долговременные усилия в различных областях. В этом плане корпоративные стратегии должны выстраиваться с учетом национальной стратегии развития нашей страны, линии поведения России на мировой арене. Они должны обеспечивать поддержку государству в его усилиях по установлению и укреплению деловых взаимосвязей со своими основными контрагентами, способствовать целенаправленному перераспределению ресурсов, и тем самым, изменению соотношения сил на тех или иных аренах глобальной конкуренции.

Следует обратить внимание на то, что речь идет не только о реализации определенных приоритетов развития отечественной экономики, но и о рациональном использования объективных факторов конкурентоспособности отечественной экономики в глобальном масштабе.

На сегодня в стране не просто накоплен громадный опыт управления крупными компаниями, налажены устойчивые связи с потребителями, создан позитивный имидж соответствующих кампаний, наработаны традиции общения и совместного решения противоречий со многими международными партнерами. На практике уже сложился такой комплекс связей и отношений, который дает возможность уверенного позиционирования этих кампаний на мировой экономической арене.

Усиление позиций этих корпораций, их выход на мировые рынки в качестве не просто конкурентоспособных игроков, но и тех, кто определяет линии экономического развития регионов и целых экономических территорий, создает новые возможности для достижения стратегических целей российского государства и общества. В этом плане ОАО РЖД обладает прекрасными возможностями в процессе реализации крупных экономических проектов, реализации таких стратегических задач, которые способны помочь государству достичь более масштабные и амбициозные геополитические цели. В этом смысле можно смело перефразировать известное выражение - «что хорошо для РЖД, то хорошо и для России». При этом справедливым будет и обратное высказывание.

Следует особо подчеркнуть, что пакет стратегических проектов ОАО РЖД на сегодняшний день охватывает основные направления реализации геополитических интересов России. Так, приоритетными направлениями развития транспортной инфраструктуры «широтного пояса» (Сибирь - Дальний Восток) избраны: возрождение Северного морского пути; строительство железной дороги от Якутска до БАМа и интенсификация транзитных контейнерных перевозок. Обсуждаются достоинства и недостатки других проектов, учитывающих не только экономические, но и стратегические интересы РФ: установление прямого сообщения с Сахалином, установление сообщения между Транссибом и СМП по внутренним водным путям, транзитный мост Москва-Токио, «Транскорейская магистраль» и Китайское направление. Участие государства в решении этих задач - как гаранта инвестиций, и как организатора крупных транспортных проектов, - является необходимым условием,

обеспечивающим увязку реализации названных проектов с достижением стратегических преимуществ России на мировом рынке в 21 веке.

Кроме того, сохранение Россией достойного места на рынках углеводородного сырья невозможно без диверсификация направлений поставок нефти и газа, создания альтернативных существующим выходов нефти и газа в Северную Европу и страны Центральной Европы; обеспечения транзита и импорта в Россию природного газа из стран Центральной Азии (Туркмения, Узбекистан).

Одним из основополагающих факторов формирования новых транзитных транспортных магистралей континентального значения является сложившаяся Трансъевропейская транспортная сеть в рамках Европейского Союза. С начала 90-х годов транспортный комплекс России стал активно включаться в существующую европейскую транспортную систему. Но в настоящее время стало очевидным, что «критская система» (устанавливающая девять основных транспортных коридоров с тринадцатью ответвлениями), будучи создана в интересах других стран, препятствует усилиям России и ее союзников, направленным на объединение в транспортном и инфраструктурном отношении Евразийского континента, в целях реализации собственного потенциал развития. Необходима новая транспортная идеология, составной частью которой должна стать «Система транспортных евразийских коридоров». Базовым маршрутом широтного евроазиатского направления в России при этом признается Транссибирская железнодорожная магистраль.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Важнейшей задачей глобального масштаба представляется замена сухопутными, воздушными маршрутами существующей трансокеанской доставки грузов из Азии в Европу, создание условий для получения «транзитной ренты» от перевозок через территорию государств - участников СНГ. Потенциал развития транспортной системы в нынешних экономических условиях обусловлен уникальным географическим положением стран СНГ, и в первую очередь России.

Исторически сложилось так, что Россия - страна, находящаяся как бы на перекрестке путей, идущих с запада на восток и с севера на юг. Прежде всего, речь идет об общеевропейском транспортном коридоре Берлин - Варшава - Минск - Москва - Нижний Новгород с выходом на Транссиб. В меридиональном направлении протянулся трансъевропейский коридор №9: Хельсинки - Санкт-Петербург - Москва - Димитровград -Александропулис. Введена в эксплуатацию морская железнодорожная переправа Усть-Луга -Балтийск с выходом на порты Германии. Достигнуто соглашение о создании нового международного транспортного коридора (МТК) «Север-Юг». Прорабатывается проблема создания совместного контейнерного поезда на маршруте Калининград - Клайпеда - Москва.

В меридиональном измерении (Каспийский и Северо-Кавказский регионы) проект международного транспортного коридора «Север-Юг» открывает весьма перспективное транспортное направление, но требует значительных инвестиций для реконструкции инфраструктуры и строительства новых магистралей. При развитии этого коридора Россия выигрывает и стратегически, обладая значительным транспортным потенциалом на Северном Кавказе. Транспортный транзит мог бы значительно разрядить напряжённую экономическую ситуацию в российской части Северного Кавказа и в прикаспийских странах. Этому мешает «нефтяная эйфория», несговорчивость руководителей СНГ в окончательном оформлении транспортного коридора и активное сопротивление США масштабному взаимовыгодному сотрудничеству России с Ираном.

Опыт показывает, что даже в тех случаях, когда выгоды от тесного сотрудничества в транспортной сфере очевидны, на практике не обходится без серьезных проблем.

Факторами, тормозящими развитие международных перевозок, являются: простои на погранпереходах, недостаточное развитие дорожно-транспортной инфраструктуры, весовые ограничения на автодорогах, отсутствие системы сквозных тарифов, недостаточное развитие терминальной системы перевозок и др.

Если рассматривать каждый из видов транспорта в отдельности, то можно выделить следующие основные проблемы:

• для железнодорожного транспорта - совершенствование системы используемых тарифов как внутри государств - участников СНГ, так и в межгосударственных перевозках;

• для воздушного транспорта - выработка общей стратегии развития, включающей государственную поддержку и политику, направленную на развитие собственного авиапроизводства;

• для автомобильного транспорта - создание необходимой инфраструктуры на международных маршрутах и повышение качества дорожного сервиса, унификация технологических параметров перевозочного процесса, создание условий для равной конкуренции перевозчиков разных государств.

Очевидно также, что для решения этих проблем необходимо объединение ресурсов государства и крупных корпораций: дипломатических, политических, экономических, информационных и др.

При этом следует исходить из понимания того, что «если страна может сформулировать международные правила, которые согласуются с ее интересами и ценностями, тогда действия этой страны с большей вероятностью будут выглядеть легитимными в глазах других стран. Если страна использует институты и следует правилам, которые поощряют другие страны направить в определенное русло или ограничить свою деятельность в определенных направлениях... тогда не потребуется так много разных дорогих пряников или дубинок, чтобы добиться своей цели»24.

Так или иначе, при создании условий для развития транспортной системы как конкурентной, работающей по четко установленным нормам и правилам, разумно регулируемой и поддерживаемой государством, у стран - членов СНГ, и особенно у России, есть все шансы стать не только геополитическим мостом между Европой и Азией, но и главным транзитным коридором в международной торговле между этими регионами, что принесет немалые выгоды всем участникам.

В заключение хотелось бы отметить, что поддержка государством глобальной экспансии крупных российских корпораций становится сегодня основанием долговременной политики, одним из ключевых приоритетов геополитического курса страны. Эта линия наилучшим образом позволяет наращивать капитализацию и авторитет корпораций, и уверенно продвигать общегосударственные российские интересы, способствовать повышению конкурентоспособности России на международной арене. Следует учитывать и то, что реализация подобных стратегий способна в определенной перспективе изменить соотношение сил в ряде регионов мира, сформировать новые комбинации партнерства, создать особую архитектуру политико-экономических связей и отношений.

Основным фактором перехода к такой геоэкономической политике стали новые отношения бизнеса и государства в России: повышение уровня конструктивного сотрудничества государства и бизнеса, первый опыт реализации ряда проектов в рамках государственно-частного партнерства в равной степени способствуют как росту социальной

24 Най Дж. Цит. соч. С. 37.

ответственности корпораций, так и политико-административной поддержке их проектов со стороны государственных органов. Такое партнерство, как показывает опыт, ведет к росту капитализации отдельных компаний и одновременно способствует повышению национальной конкурентоспособности в целом.

Важно при этом отметить, что традиционный (силовой) инструментарий геополитики постепенно замещается иными средствами, позволяющими в условиях мира и процветания обеспечивать задачи экспансии политического, экономического и культурного влияния в мире. Как мы старались показать, в числе таких средств все возрастающее значение приобретают транспортные системы.

В частности ОАО РЖД, самим своим существованием символизируя подобное геополитическое видение, несет свою долю ответственность в нелегком деле реализации национальных интересов России. Хозяйствующий по своей природе субъект, Российские Железные дороги одновременно осуществляют ключевую геополитическую миссию, целенаправленно содействуя усилиям политического руководства, народа России в нашем общем стремлении занять достойное место в меняющемся мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.