АРУТЮНОВА Екатерина Михайловна, кандидат социологических наук, старший научный сотрудник, Институт социологии РАН, Москва E-mail: 981504@mail.ru
Государственно-гражданская и этническая идентичности молодежи:
общероссийский контекст и региональная специфика
Аннотация. Статья посвящена анализу основных идентич-ностей социально-культурного поля у молодежи России в сравнении с другими возрастными когортами и у молодежи одной из российских республик — Саха (Якутии). По степени важности ключевых идентичностей молодежь не отличается от людей других возрастов — максимально важна для людей в возрасте 18—30 лет идентичность по общности взглядов. Этническая и гражданская идентичности на сходном уровне и вполне позитивно совмещаются. В регионах, особенно в республиках, ситуация с государственно-гражданской идентичностью зачастую лучше, чем в центре и в целом по стране. Есть заметная региональная специфика идентичностей, связанная с более высокой выраженностью территориальной и локальной идентичностей, чем в целом по стране, но и в республиках молодежь повторяет иерархии идентичностей людей других возрастов. Государственно-гражданская идентичность молодежи скорее имеет характер государственной идентичности, ощущения принадлежности. С согражданами роднит прежде всего наличие общего государства, и это особенно заметно в Саха (Якутии) в сравнении с молодежью по стране в целом. Значима также территория, однако в республиках территория связывает прежде всего со своими регионом и народом. В целом у этнической идентичности круг идентификаторов шире — язык, культура, родная земля, обычаи и обряды.
Ключевые слова: молодежь, российская государственно-гражданская идентичность, этническая идентичность, республики, Саха (Якутия).
Arutyunova Ekaterina Mikhailovna, Candidate of Sociology, Senior Researcher, Institute of Sociology of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia
E-mail: 981504@mail.ru
State-civil and ethnic identities of the youth: the national context
and regional specifics
Abstract. The article analyzes the basic identities of social and cultural field for the youth in Russia in comparison with other age cohorts and the youth of one of the Russian republics of Sakha (Yakutia) Republic. In order of importance the main identities of young people are not different from people of other ages. The most important identity for people aged 18-30 years is the identity of the opinion's similarity. Ethnic and civic identities are at a similar level and it is positively aligned. The situation with the civil identity is often better in the regions, especially in the republics, than in the center and than in the whole Russia too. There are marked regional specificity of identities associated with a higher relevance of the territorial and local identities than in the whole country, but also in the republics of the youth repeats the hierarchy of identities of people of other ages. The civil identity of youth has rather the character of state identity, sense of belonging with their fellow citizens in common, first of all, the presence of shared state, and this is especially noticeable in the Sakha (Yakutia) in comparison with young people across the country. The sense of territory is also significant, but in the republic's territory connects primarily with their region and people. The ethnic identity has the wider range of identifiers, which are language, culture, native land, customs and rituals.
Keywords: young people, Russian civil identity, ethnic identity, Russian republics, Republic of Sakha (Yakutia).
В современной России вопросы межэтнического взаимодействия по-прежнему значимы и актуальны. Новый фокус связанных с ними проблем связан с миграцией в страну, с вопросами интеграции и адаптации мигрантов и с высоким уров-
нем антимигрантских настроений в обществе. Формирование общих идентичностей, которые могли бы солидаризировать общество в позитивном качестве, на современном этапе не менее важно, чем в трудные 1990-е. Властный дискурс задает такие идеи нациестроительства в гражданском ключе — достаточно отметить часто употребляемое Президентом России понятие многонациональной российской нации. При этом в последнее время акцентируется роль русского народа [Стратегия государственной национальной политики...] — в общественно-политическом дискурсе и в документах, что на фоне высокого уровня ксенофобии и недоверия власти в обществе вызывает опасения дальнейшего усиления негативных межэтнических установок и эскалации межэтнической напряженности. Яркие примеры — массовые выступления на Манежной площади в 2010 г., а также в одном из московских районов Бирюлево в 2013 г.
В этой ситуации важно проследить состояние и динамику идентичностей молодежи и в целом в стране, и в регионах, где, кроме общероссийского, есть и внутренний общественно-политический дискурс, локальные проблемы, не менее важные, чем центральные. Мы рассмотрим государственно-гражданскую и этническую идентичности на фоне других идентичностей социально-культурного поля России в целом и в одной из национальных республик — Саха (Якутии). Под молодежью мы подразумеваем здесь людей в возрасте 18—30 лет и попытаемся проследить, есть ли существенные отличия молодежи наиболее многочисленных этнических групп в республиках. Люди в возрасте 18—30 лет — это те, чье взросление пришлось на «нулевые» и «десятые», которые в общественно-политическом дискурсе зачастую называют стабильными. Данная тематика находила отражение в работах М. К. Горшкова, Л. М. Дробижевой, Е. М. Арутюновой и других исследователей [Дробижева 2013; Дробижева 2016; Российская идентичность. 2005; Российское общество.2015].
Установки и поведение в сфере межэтнических отношений, как правило, связаны с общей удовлетворенностью жизнью. По некоторым ключевым показателям молодежь ожидаемо ощущает себя в какой-то степени лучше, чем старшие когорты. Нынешнюю объективно кризисную ситуацию в России спокойной, нормальной называют 28% молодежи, в остальных
возрастах — 19—22%, оценки перспектив России на ближайший год также выше (23% молодежи считают, что страна будет развиваться успешно, 17% в других возрастах), различия не велики, но в совокупности означают, что молодежь смотрит на жизнь оптимистичнее. Молодые люди чаще ощущают себя спокойно (52%, у остальных возрастов — не выше 44%) и реже ощущают тревогу. Оценка собственной материальной обеспеченности у молодежи выше, чем у остальных1.
Идентичности молодежи
С точки зрения ключевых идентичностей социально-культурного поля молодежь практически не отличается от остальных респондентов: иерархия идентичностей молодежи почти полностью совпадает со средним по массиву опрошенных, а отличия незначительны. Актуализированные (ответ «в значительной степени») этническая и гражданская идентичности — на одном и том же уровне (26 и 25%) (см. рис. 1).
Однако если учесть всех, кто в той или иной степени ощущает близость с гражданами России и людьми своей национальности, то очевидно, что это большинство молодежи (69%) демонстрирует установку государственно-гражданской идентичности и одновременно этнической идентичности (75%). Это означает, что ощущать себя человеком своей национальности и гражданином России для большинства молодежи не является проблемой, это вполне совместимые идентичности.
Чуть более выражены локальные идентичности — «земляки» (77% из них 31% — в значительной степени) и «жители того же города или села» (77% из них 30% в значительной степени). Говоря о разных возрастах, стоит отметить отличия молодежи от самой старшей возрастной когорты — локальные идентичности для молодежи менее значимы, чем для людей старше 60 лет. Кроме того, для молодежи менее значима религиозная идентичность.
1 Здесь и далее, приводя данные по общероссийской выборке, мы опираемся на результаты проекта «Динамика социальной трансформации современной России в социально-экономическом, политическом, социокультурном и этнорелигиозном контекстах (2014—2016)» (грант РНФ № 14-28-00218).
Рис. 1. Идентичности молодежи, общероссийская выборка, %
Сколько-нибудь заметно выделяется только молодежь мегаполисов — почти все изучаемые нами идентичности у молодежи в Москве и Санкт-Петербурге ниже, чем у остальной молодежи. Так, всего 8% молодежи мегаполисов в значительной степени идентифицируют себя с гражданами России (28—34% государственно-гражданская идентичность у молодежи в других типах поселений), 9% ощущают близость с жителями своего города (30—37% в других типах поселений), 18% ощущают близость с земляками (31—35% в других типах поселений), 16% ощущают близость с людьми своей национальности (22—30% в других типах поселений). Общность взглядов — идентичность, которую в целом разделяет больше всего респондентов везде и во всех возрастах, — поддерживается половиной молодежи мегаполисов, и в этом она похожа на молодежь крупных городов, в небольших городах и селах — 40-43%.
Хотя уровни государственно-гражданской идентичности молодежи и остальных респондентов сходны, государственно-гражданская идентичность у молодежи все же актуализирована в несколько меньшей степени. Так, 74% молодежи в той или иной степени согласны, что «в наше время человеку
нужно ощущать себя частью общероссийской нации (народа)» (в остальных возрастах свыше 80%).
Региональная специфика идентичностей молодежи
Региональная специфика может проявляться по-разному, и, безусловно, наиболее интересное поле для анализа здесь — идентичности в республиках. Для сравнения мы рассмотрим данные по Республике Саха (Якутия)2. Здесь есть своя история межэтнических взаимодействий, история притязаний на суверенитет в начале 1990-х гг., а также актуальные проблемы, связанные в Саха (Якутии) с антимигрантскими настроениями.
Люди тех же взглядов на жизнь Люди той же профессии Земляки
Жители вашего города, села Люди той же национальности Граждане России Люди того же достатка Люди той же веры Европейцы
■ РФ в целом ■ Саха (Якутия)
Рис. 2. Идентичности молодежи: РФ в целом и Саха (Якутия) (вариант ответа «В значительной степени»), %
«Иерархия» идентичностей молодежи Якутии заметно отличается от картины в целом по России. Государственно-гражданская идентичность у молодежи Якутии выше, чем в целом по России (34% якутской молодежи и 25% российской
2 Приводимые здесь и далее данные по Саха (Якутии) получены в ходе исследования, проведенного совместно с Информационным центром при Главе Республики Саха (Якутия).
в целом в значительной степени ощущают близость с гражданами России). В целом более значимы территориальные и локальные идентичности (земляки, жители того же города или села). При этом максимально важные по стране идентичности (общность взглядов и общность по профессии) для молодежи Якутии важны в меньшей степени.
Возрастных различий по данным по Якутии практически нет, иначе говоря, здесь повторяется общероссийская тенденция — молодежь не отличается от остальных, она не особенная. Отличия идентичностей здесь — это региональная специфика, а не специфика поколения.
Ключевые идентификаторы государственно-гражданской идентичности для российской молодежи в целом совпадают с актуальными для всех респондентов — это общее государство (65%), территория (56%), государственный язык (49%) (см. рис. 3). Незначительные различия есть в показателях таких факторов, как историческое прошлое и родственные, дружеские связи: для старших поколений их значимость несколько выше. Это можно объяснить с психологической точки зрения, вероятнее всего, с возрастом люди уделяют родственным связям больше внимания, а осознанность подхода к истории выше.
Саха (Якутия) ■ РФ в целом Рис. 3. Факторы, объединяющие со всеми гражданами России. Молодежь РФ в целом и молодежь Саха (Якутии), %
Учитывая, насколько важны факторы общего государства и территории в сравнении с остальными интеграторами, особенно с ответственностью за судьбу страны, есть все основания говорить о государственно-гражданской или даже государственной идентичности у молодежи, как и у населения в целом. Собирательный образ такой идентичности: «жить здесь и паспорт иметь красного цвета», как говорили студенты в интервью.
В общероссийском контексте здесь снова можно отметить молодежь мегаполисов: для нее ожидаемо менее значимы родственные и дружеские связи — 13% молодежи мегаполисов называют их среди факторов, объединяющих со всеми гражданами (у молодежи в остальных типах поселений 21—35%), для них также менее значимы обычаи, праздники и общие символы, а также ответственность за судьбу страны (19% против 26—32% у молодежи в других типах поселений). Напротив, более важными факторами молодежь мегаполисов называет территорию (56%) и историю страны (52%).
Региональная специфика здесь снова заметна: общее государство как основание для идентичности в республиках у молодежи, как правило, даже выше, чем в целом по стране, в данном случае в Якутии 76%. При этом ответственность за судьбу страны тоже выше — 36%. Здесь есть заметное различие по национальности респондентов. И для русской молодежи, и для саха-якутов общее государство — одинаково важный интегратор, но затем проявляются различия: для якутской молодежи важнее территория и государственный язык, для русской — обычаи, праздники и историческое прошлое. Ответственность за судьбу страны отмечают на одинаковом уровне (36%), независимо от национальности.
Самые важные идентификаторы по национальности (или маркеры этнических границ) для молодежи в общероссийском контексте — язык, в меньшей степени — культура, а также родная земля/территория, историческое прошлое, обычаи, обряды. Значимость культуры, родной земли, исторического прошлого с возрастом увеличивается, и, хотя различия не велики, можно сделать вывод, что у молодежи параметров для ощущения единства, близости с людьми своей национальности меньше, чем у старших поколений и тем более у тех, кто старше 60.
Язык Культура
Родная земля, территория, природа Историческое прошлое Обычаи, обряды Общая государственность Религия
Внешний облик, внешность
■ Саха (Якутия) ■ РФ в целом
Рис. 4. Факторы, объединяющие с людьми своей национальности. Молодежь РФ в целом и молодежь Саха (Якутии), %
Этническая идентичность молодежи действительно актуализирована в несколько меньшей степени, чем у старшего поколения, хотя в целом это высокий уровень актуализации: 73% опрошенной молодежи в той или иной степени согласны с тем, что человеку нужно ощущать себя частью своей национальности — чем старше, тем этот показатель выше, у людей старше 60 лет — 86%. 76% молодежи согласны с тем, что они никогда не забывают о своей национальности, у самых старших — 83%.
Региональная специфика здесь тоже очевидна: в сравнении с государственно-гражданской у этнической идентичности количество интегрирующих факторов у молодежи в Саха (Якутии) больше, это вполне ожидаемо, поскольку для саха-якутов, как и для людей других национальностей, дающих название республикам, этническая идентичность более значима. Для молодежи в Якутии наиболее весомые интегрирующие по национальности факторы выстраиваются в ту же иерархию, но более значимы — язык, культура, родная земля. Этнические различия внутри республики есть, иерархия та же, но для молодежи саха-якутов и язык, и культура, и родная земля,
природа более значимы, чем для русской молодежи, плюс заметно выделяются обычаи и обряды. Для Якутии вполне характерно, что внимание акцентируется на территории, это самый большой регион страны, а также на обрядах (Ысыах, например, празднуется очень широко и сопряжен с большим количеством символов и обрядов).
По общероссийской выборке с точки зрения этнической идентичности у молодежи отличий от людей других возрастов больше. Так, например, хотя уровень этнической идентичности молодежи практически не отличается от остальных, круг ситуаций, в которых молодые люди ощущают принадлежность к своему народу, уже, чем у остальных респондентов, и особенно у людей старше 60. Чаще всего молодежь ощущает принадлежность к своему народу в ситуациях, когда слышит об успехах людей своей национальности в науке, спорте, культуре (48%) — во всех возрастах по ответам респондентов это самые чувствительные ситуации (см. табл. 1). Все остальные варианты, в той или иной мере значимые для людей остальных возрастов как контекст для актуализации этнической идентичности, молодежи присущи в меньшей степени.
Особенно это заметно при оценке ситуаций, связанных с конкретными историческими фактами: 35% молодежи, ответили, что ощущают свою принадлежность к своему народу, когда слышат о выдающихся достижениях людей их национальности в прошлом (в других возрастах — 40—47%). 29% молодежи ответили, что ощущают свою принадлежность к своему народу, когда слышат песню о России, читают сказки, былины, предания их народа (33—49% в других возрастах). И наоборот — такие ситуации, связанные с историей народа, отмечают прежде всего респонденты старших возрастных когорт. Это различие может быть связано и со скромными знаниями по той части истории своего народа у молодежи, которая связана с фольклором и с психологической установкой «жить здесь и сейчас». При этом в целом история как катализатор идентичности для молодежи важна и примерно на том же уровне, что у остальных, — 34% молодежи ответили, что ощущают свою принадлежность к своему народу, когда обсуждается его историческое прошлое. Для молодежи в мегаполисах более важными, чем для остальных, оказы-
ваются ситуации, связанные с историей, например, когда обсуждается историческое прошлое народа (51против 27—35% у молодежи из менее крупных городов), звучат песни, былины, предания народа (36 против 24—30%) и более важной, чем для остальных, — ситуации, когда люди их национальности чем-то ущемлены (26 против 6—20%).
Таблица 1
В каких ситуациях наиболее часто ощущают принадлежность к своему народу (% от опрошенных в каждой возрастной когорте), общероссийская выборка
Когда ощущают принадлежность к своему народу. 18-30 31-40 41-50 51-60 От 61
Когда слышат песню о России, читают сказки, былины,предания их народа 29 33 38 40 49
Когда слышат о выдающихся достижениях людей их национальности в прошлом 35 43 40 45 47
Когда узнают, что люди их национальности в чем-то ущемлены 19 22 24 25 20
Когда слышат об успехах людей их национальности в науке, спорте, культуре 48 49 55 55 53
Когда участвуют в митингах, демонстрациях в защиту интересов их народа или узнают о них 7 4 7 5 5
Когда обсуждается историческое прошлое их народа 34 37 35 33 38
Другое 1 1 1 1 2
Затруднились ответить 19 15 13 12 10
Представления о своем народе у молодежи и старших поколений в основном совпадают, различия можно объяснить возрастными характеристиками. Так, отвечая на вопрос о том, каких качеств недостает людям их национальности, молодежь реже, чем люди старше 60, говорит о недостатке духовности,
Таблица 2
«Кого могли бы назвать русскими» (ответы молодежи, % от опрошенных в каждой подкатегории), общероссийская
выборка
«Кого можно назвать русскими» Русская молодежь Остальная молодежь
Того, для кого русский язык является родным 35 28
Того, кто вырос в России и воспитывался в традициях русской культуры 47 38
Того, кто честно трудится во благо России 22 23
Того, кто русский по происхождению, по крови 43 38
Того, кто придерживается православной веры и ее традиций 12 13
Кто сам себя считает русским 26 40
Того, кто любит Россию 23 18
Любого гражданина РФ 8 12
нравственности (23 против 36%), и чуть чаще — о недостатке работоспособности, самостоятельности и предприимчивости. Среди русской молодежи соотношение остается таким же, заметных различий нет. В целом же необходимыми качествами называются уважение друг к другу, взаимопомощь, честность, а прочие — в меньшей мере.
В связи с акцентированием статуса русского народа в Стратегии государственной национальной политики нас также интересует, как молодые респонденты в целом в России воспринимают русскость и возможность расширения ее за пределы этничности. Для русской молодежи одинаково важными стали такие факторы отнесения к русским, как культура и происхождение: 47% русской молодежи считают, что русским можно назвать того, кто вырос в России и воспитывался в традициях русской культуры, и 43% считают, что русский — это русский по крови, по происхождению. Важной также представляется роль языка — 35% считают, что русский язык в качестве родного — основание называться русским. Интересно, что самоопределение в этническом поле считают важным не более четверти (26%) русской молодежи. Наконец, мнение о том, что любого гражданина России можно назвать
русским (такие идеи периодически возникают в публичном пространстве) поддерживает не более 8% русской молодежи. У молодежи других национальностей оказались значимыми также культура (38%) и происхождение (38%), но на том же уровне по значимости — самоопределение («тот, кто сам себя считает русским» — 40%) (см. табл. 2).
Честный труд во благо России и, в меньшей степени, любовь к России называются чаще людьми старших возрастов, особенно в самой старшей возрастной когорте. С другой стороны, для старшего поколения менее значимым является происхождение: если среди русской молодежи этот вариант выбирают 43% (в средневозрастных когортах сходные данные), то в самой старшей когорте русских этот вариант выбирают 34%.
Заключение
Итак, по степени важности ключевых идентичностей молодежь не отличается от людей других возрастов, но максимально важна для молодежи идентичность по общности взглядов. Этническая и гражданская идентичности на сходном уровне вполне совмещаются. В регионах, особенно в республиках, ситуация с государственно-гражданской идентичностью зачастую лучше, чем в центре и в целом по российским данным, а ощущающих ответственность за судьбу страны немного больше. В целом есть заметная региональная специфика идентичностей, связанная с более высокой значимостью территориальной и локальной идентичностей, чем в целом по стране, но и в республиках молодежь повторяет иерархии идентичностей людей других возрастов.
Государственно-гражданская идентичность молодежи скорее имеет характер государственной идентичности, ощущения принадлежности — с согражданами роднит прежде всего общее государство, и это особенно заметно в Саха (Якутии), в сравнении с молодежью по стране в целом. Значима также территория, однако в республиках территория связывает прежде всего со своими регионом и народом. В целом у этнической идентичности круг идентификаторов шире — язык, культура, родная земля, обычаи и обряды.
ЛИТЕРАТУРА
Дробижева Л. М. Гражданская идентичность и основания консолидированности российского общества в условиях этносоциального неравенства // Социология и общество: социальное неравенство и социальная справедливость (Екатеринбург, 19—21 октября 2016 года). Материалы V Всероссийского социологического конгресса / Отв. ред. В. А. Мансуров. М.: Российское общество социологов, 2016. С. 4273 -4281.
Дробижева Л. М. Этничность в социально-политическом пространстве Российской Федерации. Опыт 20 лет. М.: Новый хронограф, 2013. 336 с.
Российская идентичность в условиях трансформации. Опыт социологического анализа / Отв. ред. М. К. Горшков, Н. Е. Тихонова. М.: Наука, 2005. 396 с.
Российское общество и вызовы времени. Книга вторая / [М. К. Горшков и др.]; отв. ред. М. К. Горшков, В. В. Петухов. М: Весь Мир, 2015. 336 с.
Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года. [Электронный ресурс] //КонсультантПлюс: [веб-сайт]. Электрон.дан. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_139350/ (дата обращения: 15.02.2017).