Создание государственно-частных институтов при реализации инвестиционных проектов _
Обширная международная практика показывает, что большинство проектов на крупных территориях реализуются либо госкомпаниями, либо государственно-частными партнерствами. При этом роль государства - определяющая, иначе подобные проекты малопривлекательны для бизнеса.
В статье анализируется опыт реализации инвестиционных проектов в Малайзии - государстве, эффективно применяющем в экономическом развитии парковую идеологию.
Ключевые слова: инвестиционный проект, технополис, Малайзия, Малайзийское агентство промышленного развития, Мультимедийный коридор, район развития Искандар, государственно-частные институты, информационно-коммуникационные технологии
Государственно-частные
институты в реализации
инвестиционных проектов. Опыт Малайзии
Ю.А. КОМАРОВ, заместитель генерального директора, ОАО Управляющая компания «Промышленно-логистический парк», Новосибирск. E-mail: yrt@ngs.ru
Тенденции развития технополисов в АТР
Бум развития технополисов с середины ХХ века в странах Юго-Восточной Азии обусловлен двумя базовыми причинами: притоком капитала из высокоразвитых стран и перемещением производств высокотехнологичных компаний в страны АТР, а также Индию и Китай.
Общей чертой развития новых технозон является агрессивная государственная инновационная политика. Она оказывает весомое воздействие на научно-технический потенциал, так как государство выступает основным инвестором наукоемких производств и активным участником реализации инновационных проектов.
Государственная поддержка не сводится к выделению бюджетных средств. В рамках инновационной политики осуществляется активное обновление антимонопольной, лицензионной, налоговой и таможенной нормативных баз. В ряде стран
ЭКО. - 2011. - №11
_ЮЛ. КОМАРОВ
упрощены процедуры передачи прав интеллектуальной собственности исполнителям НИОКР, которые финансировались из государственного бюджета.
Имеется и ряд страновых особенностей. Японские технопарки исторически выполняют ведущую роль в развитии исследований в Азии. Для развития национальных технопарков правительством страны разработаны специальные программы, охватывающие различные сферы - от порядка предоставления субсидий, низкопроцентных займов для венчурного бизнеса, снижения оплаты за аренду, до территориального размещения парков и их специализации.
Южнокорейская система технопарков основана на государственной поддержке прямых связей между крупными и мелкими предприятиями.
Основное в развитии технозон Таиланда - их концентрация вблизи крупных городов с развитой транспортной и коммуникационной инфраструктурой. Государство стимулирует экологически чистые, энергетически эффективные передовые технологии. Инструмент координации - Национальное агентство по развитию науки и техники под руководством соответствующего министерства.
Для Индонезии традиционен устойчивый интерес к российским наукоемким технологиям в атомной энергетике, биотехнологии, оптоэлектронике, информатике, нанотехнологии, альтернативных источниках энергии и охране окружающей среды.
Город-государство Сингапур идет по пути создания регионального центра информационных и наукоемких отраслей с конца 70-х годов, развивая электронику, направление искусственного интеллекта, лазерные технологии, робототехнику, технологии в области информатики и связи. В последние годы правительство Сингапура делает упор на агротехнические парки, поощряя изучение принципиально новых технологий выращивания овощей и фруктов, разведения рыб и использования морепродуктов.
Опыт Малайзии заслуживает более внимательного рассмотрения - эта страна совсем недавно начала строить новые промышленные зоны при весьма скромных исходных экономических предпосылках.
Создание государственно-частных институтов при реализации инвестиционных проектов _
Знакомство автора с опытом Малайзии началось с визита в эту страну в составе правительственной делегации Новосибирской области в 2008 г. Визитом предусматривалось ознакомление с такой формой развития, как парки при сотрудничестве предпринимателей и государства.
Крупнейшие инвестиционные проекты Малайзии
Вначале - краткая справка по общественно-государственному устройству и экономике Малайзии.
Общие сведения. Малайзия расположена в Юго-Восточной Азии (на юге п-ва Ма-лакка и в северной части о-ва Калимантан), население - 28,3 млн чел., из них 65%-малайцы и родственные им этносы, 26% - китайцы, 8% - индийцы и прочие выходцы из Южной Азии, 1-2% - европейцы и др. Столица - Куала-Лумпур (1,8 млн чел.).
Административное деление: состоит из 13 штатов (государств) и трех федеральных территорий.
Государственный строй - одна из немногих стран мира, представляющая выборную федеративную конституционную монархию. Верховный глава (король) избирается (!) на 5 лет из числа девяти наследственных правителей (султанов) штатов.
Большинство позитивных новаций в сфере организации взаимодействия бизнеса и государства, на наш взгляд, объясняется именно этим фактором.
Исполнительную власть осуществляет кабинет министров во главе с премьер-министром.
Экономика. Благодаря минимизации противоречий между государством и бизнесом, а также выдающимся качествам премьер-министра тех лет, с 1991 г. реализован амбициозный план «Видение-2020». В результате Малайзия по основным экономическим показателям приблизилась к новым индустриальным странам. В 2007 г. рост ВВП составил 6% (в 2006 г. - 5,9%). С 1970-х годов, в периоды международных кризисов, правительство увеличивало государственные расходы (включая инвестиции), проводило решительную валютную политику, отказывалось от помощи Международного валютного фонда.
Крупнейшим сектором является сфера услуг - 53% ВВП. В год страну посещает количество туристов, сопоставимое с постоянным населением. Вклад в ВВП наиболее динамично развивающейся обрабатывающей промышленности составляет 30%.
Страна относится к числу основных мировых производителей интегральных схем, кондиционеров, электроники, имеет собственное автомобилестроение (три национальных автомобильных предприятия - «Протон», «Перодуа», «Хайком»). При этом ввозная пошлина на автомобили составляет 300% (!), в силу чего почти весь автопарк-местного производства.
Внешнеторговый оборот Малайзии, которая входит в первую двадцатку государств мира по этому показателю, в 2007 г. составил 324,2 млрд дол. Экспорт - готовые изделия электроники и электротехники, продукции химической промышленности. Объем прямых иностранных инвестиций в 2007 г. превысил 6 млрд дол.
В сфере межэтнических отношений сохраняются отдельные архаизмы - преимуществом при найме на госслужбу и 5%-й скидкой по ипотеке жилья пользуются представители титульной нации - малайцы (на наш взгляд, экономически наименее активные).
Механизмы взаимодействия государства и инвесторов
Малайзийское агентство промышленного развития (MIDA) является государственным органом при Министерстве международной торговли и промышленности Малайзии (MITI) и курирует промышленное развитие страны. Создано малайзийским правительством в 1984 г. для поднятия промышленного сектора и сектора услуг, привлечения инвестиций и иностранных инвесторов в эти секторы. Агентство считается пунктом № 1, куда обращаются инвесторы, которые планируют реализовывать проекты в этих секторах.
MIDA оказывает инвесторам пакетный комплект услуг - от регистрации до выделения производственных площадей. Агентством учреждена компания, которая финансирует и строит производственную инфраструктуру для продажи или предоставления ее в аренду нуждающимся инвесторам. Основная задача агентства - минимизация первоначальных затрат на «вхождение в бизнес» для иностранных инвесторов и поддержание последующих затрат на ведение бизнеса в Малайзии на конкурентоспособном (относительно мирового) уровне. Основные функции MIDA следующие:
- стимулирование иностранных и местных инвестиций в секторы обрабатывающей промышленности и сферы услуг;
- содействие в проведении трансграничных инвестиций и предоставление местным компаниям маркетинговых исследований по товарным рынкам и рынкам инвестиций;
- планирование перспективного промышленного развития Малайзии;
- предложения по предоставлению налоговых льгот на основе оценки заявок;
- оказание прямой консультативной помощи компаниям в реализации проектов путем установления сотрудничества с соответствующими органами власти на всех уровнях (федеральном, уровне штатов);
- обмен и обобщение информации всех институциональных образований, занимающихся промышленным развитием;
- предоставление иностранным инвесторам информации о потенциальных объектах и партнерах для создания совместных предприятий.
Создание государственно-частных институтов при реализации инвестиционных проектов
Работа агентства по оказанию услуг инвесторам организована по принципу «одного окна». При штаб-квартире агентства в едином информационном пространстве работают представители министерств финансов, труда, миграционной службы, таможни, департамента по охране окружающей среды и других государственных органов.
MIDA имеет широкие полномочия по выдаче разрешений и лицензий, необходимых для старта бизнеса, предоставлению таможенных освобождений и налоговых льгот. Налоговые льготы носят долгосрочный характер - так, при наличии 25% малайцев в штате предприятия освобождение от налога на прибыль может составлять до 10 лет. Ограничений на репатриацию капитала нет.
Представительства MIDA имеются в ведущих странах-экспортерах капитала - США, Англии, Германии, Франции, Италии, Швеции, ОАЭ, Китае, Корее, Японии, Австралии.
К «ресурсам» MIDA относятся 5 технологических парков, индустриальный (машинно-инженерный) парк, сеть лицензированных производственных складов в свободных зонах и при аэро- и морских портах. Также свыше десятка обучающих центров (Training Institutions) по направлениям (например, японско-малайский технический институт).
Благодаря работе MIDA Малайзия оказалась на 18-м месте в ежегоднике «Мировая конкурентоспособность»1 за 2009 г. (в 2008 г. - на 19-м), опередив Китай, Великобританию, Южную Корею.
По данным UNCTAD2, Малайзия находится на 14-м месте в двадцатке самых привлекательных стран для иностранных инвестиций. Эта страна - одна из 20 крупнейших экспортеров: объем экспорта в 2007 г.- 176 млрд дол. (примерно вдвое меньше показателя РФ).
Развитие административной столицы
Путраджайя - город федерального подчинения, административный центр, место расположения правительственных учреждений, будущая столица Малайзии, находится в 25 км к югу от нынешней. Площадь - 5 тыс. га, население - свыше 75 тыс. чел.
1 Публикуется авторитетным швейцарским институтом IMD.
2 Организация при ООН по содействию торговле и развитию.
Решение вынести административные функции за пределы Куала-Лумпура принято в середине 1980-х годов. С 1980 по 2003 гг. население исторической столицы государства выросло почти в десять раз, привлекая не только коренных малайцев, но и «гастарбайтеров» из Индонезии, Индии и Непала, что привело к острым инфраструктурным, экологическим и прочим проблемам, тормозящим экономику региона и негативно сказывающимся на имидже страны. Чтобы бурный рост столичной агломерации соответствовал цивилизованным рамкам, было решено выделить несколько приоритетных направлений роста путем создания зон интенсивного развития и реконструкции ядра города. К территориям развития относятся созданный «с нуля» международный аэропорт, ИТ-кластер и несколько городов-спутников, одним из которых и стала новая столица.
Город-спутник расположен в эпицентре так называемого «Мультимедийного суперкоридора» (об этом инвестиционном проекте будет сказано ниже). Путраджайя создается как «город будущего» с использованием прогрессивных технологий, а национальные особенности архитектуры реализуются на просторных территориях, образуя позитивную экологическую среду. Отсутствие огороженных территорий и заборов - отличительная черта города.
Проект новой столицы разрабатывается силами исключительно местных специалистов и фирм (планировщиков, архитекторов, инженеров, застройщиков и т.д.). Для его реализации правительство учредило специальный комитет.
Перевод госучреждений в новые помещения начался в 1999 г., к 2008 г. число госслужащих превысило 30 тысяч. Ожидается, что в текущем году в Путраджайю переедут все федеральные чиновники.
«Мультимедийный суперкоридор»
Руководство Малайзии придает первостепенное значение развитию информационных и коммуникационных технологий.
В этой связи по инициативе бывшего премьер-министра Малайзии был разработан и, начиная с 1996 г., реализуется проект «Мультимедийный суперкоридор» (МСК), по масштабам не имеющий аналогов в Юго-Восточной Азии. В настоящее время завершена первая часть данного проекта - создание
Создание государственно-частных институтов при реализации инвестиционных проектов
научной, технологической и производственной базы. В следующие 5 лет предполагается дальнейшее совершенствование инфраструктуры и превращение МСК в управляющий центр развития современных информационных технологий в Малайзии, а в планах на 2020 г. - выйти на лидирующие позиции в мире.
Первоначально МСК представлял собой территорию площадью 750 км2, шириной около 15 км и длиной 50 км к югу от делового Сити-Центра Куала-Лумпура. В южной части коридора размещаются новый международный аэропорт, технопарк, построена новая столица Путраджайя, а также Сайберджайя (кибергород) - интеллектуальный город будущего. Там размещены мультимедийные предприятия и компании, научно-исследовательские центры, мультимедийный университет и штаб-квартиры транснациональных компаний для управления международной производственной и торговой деятельностью с использованием мультимедийных технологий. Широко представлены аутсорсинговые фирмы в сфере мультимедиа.
Дальнейшее развитие МСК предусматривает создание ИТ- центров (кибергородов) по всей стране, напрямую связанных с Сайберджайей, которая будет выступать в качестве пункта управления. В настоящее время уже созданы такие центры на о. Пенанг и в парке высоких технологий в Кули-ме; в проекте еще четыре, один из них - в Малакке.
Государством были созданы организационные механизмы, которые позволили органично реализовывать проект с привлечением частного капитала:
- высшим руководящим органом МСК является Международный консультативный комитет (МКК), определяющий основные направления развития;
- собственно реализует проект, координирует действия фирм-участниц, информационно их обеспечивает, содействует в получении статуса МСК, участвует в разработке нормативной базы специально созданная решением правительства Малайзии компания «Мультимедиа Девелопмент Корпорейшн» (МДК)3.
Для лучшего взаимодействия структур исполнительный директор МДК является секретарём МКК.
3 URL: http://www.mdec.my
Государство определило главным приоритетом МДК получение и внедрение передовых технологий в интересах достижения национальных экономических и социальных целей. Финансовый аспект проекта обеспечен девятым и десятым пятилетними планами социально-экономического развития Малайзии (расходы федерального правительства на развитие информационно-коммуникационных технологий составят 4,7 млрд дол. США, в том числе 0,37 млрд - в рамках проекта МСК). Также определена программа предпосевного фонда с капиталом в размере 11,4 млн дол. для финансирования 40 проектов.
По оценкам иностранных экспертов, с помощью МСК Малайзия в течение ближайших десяти лет встанет в один ряд с развитыми государствами мира в области современных информационных и коммуникационных технологий.
Проект развития района Искандар
«Район развития Искандар» - один из крупнейших проектов в области регионального развития не только в Малайзии, но и во всей Юго-Восточной Азии.
Официально стартовав 4 ноября 2006 г., район располагается на площади 2217 км2 с населением в 1,4 млн чел. в южной оконечности Малаккского полуострова (территория штата Джохор, который имеет водную границу с Сингапуром и Индонезией). Территория поделена на пять зон - финансовый центр, промышленно-сервисный кластер с новым городом - административным центром штата, медицинский центр и курорт международного класса, зоны портов образуют морские транспортно-логистические кластеры и авиационный транспортно-логистический кластер, включающий в себя крупный терминал, многофункциональный центр и парк высоких технологий.
Управлять данным инвестиционным проектом будет Агентство развития региона, образованное в соответствии с актом парламента Малайзии 17 февраля 2007 г. 4
Основными задачами Агентства развития являются: - разработка политики, направлений и стратегий развития района Искандар;
4 См.: URL: Ьир://»^да..Ыа.сот.ту.
Создание государственно-частных институтов при реализации инвестиционных проектов _
- исполнение роли единого центра для координации и ускорения развития.
Помимо органа, определяющего политику, создан и исполнительный инструмент - Инвестиционная корпорация Южного Джохора, которая непосредственно будет управлять государственными и частными инвестициями.
Государственные инвестиции в инфраструктуру региона за 2006-2010 гг. составили 4 млрд мал. рингит (1,2 млрд дол.). Всего же правительство Малайзии планирует привлечь в реализацию этого проекта 114 млрд дол. в течение 20 лет.
Государственная политика определяет своей целью привлечение инвестиций в наукоемкие отрасли с большей добавленной стоимостью. Правительство наделило преференциями шесть основных отраслей:
1) «креативные» отрасли (дизайн, НИОКР, производство кинопродукции, развитие рекламного дела, сотовая связь);
2) услуги в области образования (создание университетов, школ, регионального центра по подготовке специалистов для различных отраслей);
3) финансовые и консультационные услуги (одно из главных направлений - развитие исламских финансовых услуг);
4) здравоохранение (создание новых многопрофильных медицинских центров, развитие альтернативных медицинских учреждений);
5) логистика и транспорт (создание оптимального цикла по обслуживанию заказчиков);
6) туризм (строительство новых гостиниц, тематических центров отдыха, парков развлечений и культурных учреждений, выставочных центров).
Для привлечения инвесторов правительством Малайзии осуществлены следующие инициативы:
- снятие ограничений на ввоз иностранного капитала и на источники привлечения инвестиций;
- разрешение нанимать иностранных граждан для работы в пределах установленных зон, пропорционально площади, занимаемой компанией;
- освобождение от уплаты корпоративного налога на прибыль на 10 лет с начала деятельности в районе развития
Искандар и за рубежом при условии, что эта деятельность начнется не позднее конца 2015 г.; - освобождение от уплаты подоходного налога на роялти и оплату труда технических специалистов-нерезидентов на 10 лет с начала операций.
При этом компании-инвесторы, зарегистрированные в районе развития, но не занятые в преференциальных отраслях, также имеют право на льготы, применяемые на федеральном уровне.
Планируется, что реализация проекта развития района Искандар приведет к созданию более 800 тыс. рабочих мест.
В принятой концепции развития района особо подчеркивается, что регион должен предоставлять максимально комфортные условия для работы и проживания людей в соответствии с мировыми стандартами экономического развития, экологии и социальной инфраструктуры.
В настоящее время совокупные иностранные инвестиции превысили 1 млрд дол. США. Привлекательными для инвестиций отраслями являются электронная, химическая и биотехнологии, а крупнейшими странами-инвесторами - Голландия и Германия.
Авторы концепции развития района Искандар во время своей презентации изложили нашей делегации два основных пути взаимодействия с инвесторами - продажа участков земли под строительство компаниям и долгосрочная аренда. А в качестве дополнительного стимулирования отдельных направлений - строительство объекта с целевым профилем, например, по биотехнологиям (сменить профиль инвестор-арендатор не может). Для полного понимания инвесторами правил работы в районе развития (что, по-видимому, еще не скоро станет отличительной чертой российской практики) прозрачно предоставлены схемы участков территории: с различными видами прав на землю (безусловным правом собственности на землю, купленной на правах аренды и пр.), ценами за акр по различным зонам, районированием, видами коммуникаций (железные дороги, авто, газ, водо- и электроснабжение), ценами на их технологическое присоединение и текущий тариф, мастер-план, участки для редевелопмента.