Научная статья на тему 'Государственно-частные институты в реализации инвестиционных проектов. Опыт Малайзии'

Государственно-частные институты в реализации инвестиционных проектов. Опыт Малайзии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
229
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / INVESTMENT PROJECT / ТЕХНОПОЛИС / МАЛАЙЗИЯ / MALAYSIA / МАЛАЙЗИЙСКОЕ АГЕНТСТВО ПРОМЫШЛЕННОГО РАЗВИТИЯ / РАЙОН РАЗВИТИЯ ИСКАНДАР / MALAYSIAN INDUSTRIAL DEVELOPMENT AUTHORITY / ISKANDAR DEVELOPMENT REGION (IDR) / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ КОРИДОР / MULTIMEDIA SUPER CORRIDOR / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНЫЕ ИНСТИТУТЫ / PUBLIC-PRIVATE INSTITUTIONS / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION AND COMMUNICATIONS TECHNOLOGIES / TECHNOPOLICE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Комаров Ю.А.

Обширная международная практика показывает, что большинство проектов на крупных территориях реализуются либо госкомпаниями, либо государственно-частными партнерствами. При этом роль государства определяющая, иначе подобные проекты малопривлекательны для бизнеса. В статье анализируется опыт реализации инвестиционных проектов в Малайзии государстве, эффективно применяющем в экономическом развитии парковую идеологию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the example of major investment project of the Novosibirsk region, the industrial logistics park, the author shows the formation of the necessary public-private institutions to develop the project. The measures already taken are supported by the study of contemporary experience of developing countries, particularly, Malaysia, which effectively applies the parks ideology in its economic development.

Текст научной работы на тему «Государственно-частные институты в реализации инвестиционных проектов. Опыт Малайзии»

Создание государственно-частных институтов при реализации инвестиционных проектов _

Обширная международная практика показывает, что большинство проектов на крупных территориях реализуются либо госкомпаниями, либо государственно-частными партнерствами. При этом роль государства - определяющая, иначе подобные проекты малопривлекательны для бизнеса.

В статье анализируется опыт реализации инвестиционных проектов в Малайзии - государстве, эффективно применяющем в экономическом развитии парковую идеологию.

Ключевые слова: инвестиционный проект, технополис, Малайзия, Малайзийское агентство промышленного развития, Мультимедийный коридор, район развития Искандар, государственно-частные институты, информационно-коммуникационные технологии

Государственно-частные

институты в реализации

инвестиционных проектов. Опыт Малайзии

Ю.А. КОМАРОВ, заместитель генерального директора, ОАО Управляющая компания «Промышленно-логистический парк», Новосибирск. E-mail: yrt@ngs.ru

Тенденции развития технополисов в АТР

Бум развития технополисов с середины ХХ века в странах Юго-Восточной Азии обусловлен двумя базовыми причинами: притоком капитала из высокоразвитых стран и перемещением производств высокотехнологичных компаний в страны АТР, а также Индию и Китай.

Общей чертой развития новых технозон является агрессивная государственная инновационная политика. Она оказывает весомое воздействие на научно-технический потенциал, так как государство выступает основным инвестором наукоемких производств и активным участником реализации инновационных проектов.

Государственная поддержка не сводится к выделению бюджетных средств. В рамках инновационной политики осуществляется активное обновление антимонопольной, лицензионной, налоговой и таможенной нормативных баз. В ряде стран

ЭКО. - 2011. - №11

_ЮЛ. КОМАРОВ

упрощены процедуры передачи прав интеллектуальной собственности исполнителям НИОКР, которые финансировались из государственного бюджета.

Имеется и ряд страновых особенностей. Японские технопарки исторически выполняют ведущую роль в развитии исследований в Азии. Для развития национальных технопарков правительством страны разработаны специальные программы, охватывающие различные сферы - от порядка предоставления субсидий, низкопроцентных займов для венчурного бизнеса, снижения оплаты за аренду, до территориального размещения парков и их специализации.

Южнокорейская система технопарков основана на государственной поддержке прямых связей между крупными и мелкими предприятиями.

Основное в развитии технозон Таиланда - их концентрация вблизи крупных городов с развитой транспортной и коммуникационной инфраструктурой. Государство стимулирует экологически чистые, энергетически эффективные передовые технологии. Инструмент координации - Национальное агентство по развитию науки и техники под руководством соответствующего министерства.

Для Индонезии традиционен устойчивый интерес к российским наукоемким технологиям в атомной энергетике, биотехнологии, оптоэлектронике, информатике, нанотехнологии, альтернативных источниках энергии и охране окружающей среды.

Город-государство Сингапур идет по пути создания регионального центра информационных и наукоемких отраслей с конца 70-х годов, развивая электронику, направление искусственного интеллекта, лазерные технологии, робототехнику, технологии в области информатики и связи. В последние годы правительство Сингапура делает упор на агротехнические парки, поощряя изучение принципиально новых технологий выращивания овощей и фруктов, разведения рыб и использования морепродуктов.

Опыт Малайзии заслуживает более внимательного рассмотрения - эта страна совсем недавно начала строить новые промышленные зоны при весьма скромных исходных экономических предпосылках.

Создание государственно-частных институтов при реализации инвестиционных проектов _

Знакомство автора с опытом Малайзии началось с визита в эту страну в составе правительственной делегации Новосибирской области в 2008 г. Визитом предусматривалось ознакомление с такой формой развития, как парки при сотрудничестве предпринимателей и государства.

Крупнейшие инвестиционные проекты Малайзии

Вначале - краткая справка по общественно-государственному устройству и экономике Малайзии.

Общие сведения. Малайзия расположена в Юго-Восточной Азии (на юге п-ва Ма-лакка и в северной части о-ва Калимантан), население - 28,3 млн чел., из них 65%-малайцы и родственные им этносы, 26% - китайцы, 8% - индийцы и прочие выходцы из Южной Азии, 1-2% - европейцы и др. Столица - Куала-Лумпур (1,8 млн чел.).

Административное деление: состоит из 13 штатов (государств) и трех федеральных территорий.

Государственный строй - одна из немногих стран мира, представляющая выборную федеративную конституционную монархию. Верховный глава (король) избирается (!) на 5 лет из числа девяти наследственных правителей (султанов) штатов.

Большинство позитивных новаций в сфере организации взаимодействия бизнеса и государства, на наш взгляд, объясняется именно этим фактором.

Исполнительную власть осуществляет кабинет министров во главе с премьер-министром.

Экономика. Благодаря минимизации противоречий между государством и бизнесом, а также выдающимся качествам премьер-министра тех лет, с 1991 г. реализован амбициозный план «Видение-2020». В результате Малайзия по основным экономическим показателям приблизилась к новым индустриальным странам. В 2007 г. рост ВВП составил 6% (в 2006 г. - 5,9%). С 1970-х годов, в периоды международных кризисов, правительство увеличивало государственные расходы (включая инвестиции), проводило решительную валютную политику, отказывалось от помощи Международного валютного фонда.

Крупнейшим сектором является сфера услуг - 53% ВВП. В год страну посещает количество туристов, сопоставимое с постоянным населением. Вклад в ВВП наиболее динамично развивающейся обрабатывающей промышленности составляет 30%.

Страна относится к числу основных мировых производителей интегральных схем, кондиционеров, электроники, имеет собственное автомобилестроение (три национальных автомобильных предприятия - «Протон», «Перодуа», «Хайком»). При этом ввозная пошлина на автомобили составляет 300% (!), в силу чего почти весь автопарк-местного производства.

Внешнеторговый оборот Малайзии, которая входит в первую двадцатку государств мира по этому показателю, в 2007 г. составил 324,2 млрд дол. Экспорт - готовые изделия электроники и электротехники, продукции химической промышленности. Объем прямых иностранных инвестиций в 2007 г. превысил 6 млрд дол.

В сфере межэтнических отношений сохраняются отдельные архаизмы - преимуществом при найме на госслужбу и 5%-й скидкой по ипотеке жилья пользуются представители титульной нации - малайцы (на наш взгляд, экономически наименее активные).

Механизмы взаимодействия государства и инвесторов

Малайзийское агентство промышленного развития (MIDA) является государственным органом при Министерстве международной торговли и промышленности Малайзии (MITI) и курирует промышленное развитие страны. Создано малайзийским правительством в 1984 г. для поднятия промышленного сектора и сектора услуг, привлечения инвестиций и иностранных инвесторов в эти секторы. Агентство считается пунктом № 1, куда обращаются инвесторы, которые планируют реализовывать проекты в этих секторах.

MIDA оказывает инвесторам пакетный комплект услуг - от регистрации до выделения производственных площадей. Агентством учреждена компания, которая финансирует и строит производственную инфраструктуру для продажи или предоставления ее в аренду нуждающимся инвесторам. Основная задача агентства - минимизация первоначальных затрат на «вхождение в бизнес» для иностранных инвесторов и поддержание последующих затрат на ведение бизнеса в Малайзии на конкурентоспособном (относительно мирового) уровне. Основные функции MIDA следующие:

- стимулирование иностранных и местных инвестиций в секторы обрабатывающей промышленности и сферы услуг;

- содействие в проведении трансграничных инвестиций и предоставление местным компаниям маркетинговых исследований по товарным рынкам и рынкам инвестиций;

- планирование перспективного промышленного развития Малайзии;

- предложения по предоставлению налоговых льгот на основе оценки заявок;

- оказание прямой консультативной помощи компаниям в реализации проектов путем установления сотрудничества с соответствующими органами власти на всех уровнях (федеральном, уровне штатов);

- обмен и обобщение информации всех институциональных образований, занимающихся промышленным развитием;

- предоставление иностранным инвесторам информации о потенциальных объектах и партнерах для создания совместных предприятий.

Создание государственно-частных институтов при реализации инвестиционных проектов

Работа агентства по оказанию услуг инвесторам организована по принципу «одного окна». При штаб-квартире агентства в едином информационном пространстве работают представители министерств финансов, труда, миграционной службы, таможни, департамента по охране окружающей среды и других государственных органов.

MIDA имеет широкие полномочия по выдаче разрешений и лицензий, необходимых для старта бизнеса, предоставлению таможенных освобождений и налоговых льгот. Налоговые льготы носят долгосрочный характер - так, при наличии 25% малайцев в штате предприятия освобождение от налога на прибыль может составлять до 10 лет. Ограничений на репатриацию капитала нет.

Представительства MIDA имеются в ведущих странах-экспортерах капитала - США, Англии, Германии, Франции, Италии, Швеции, ОАЭ, Китае, Корее, Японии, Австралии.

К «ресурсам» MIDA относятся 5 технологических парков, индустриальный (машинно-инженерный) парк, сеть лицензированных производственных складов в свободных зонах и при аэро- и морских портах. Также свыше десятка обучающих центров (Training Institutions) по направлениям (например, японско-малайский технический институт).

Благодаря работе MIDA Малайзия оказалась на 18-м месте в ежегоднике «Мировая конкурентоспособность»1 за 2009 г. (в 2008 г. - на 19-м), опередив Китай, Великобританию, Южную Корею.

По данным UNCTAD2, Малайзия находится на 14-м месте в двадцатке самых привлекательных стран для иностранных инвестиций. Эта страна - одна из 20 крупнейших экспортеров: объем экспорта в 2007 г.- 176 млрд дол. (примерно вдвое меньше показателя РФ).

Развитие административной столицы

Путраджайя - город федерального подчинения, административный центр, место расположения правительственных учреждений, будущая столица Малайзии, находится в 25 км к югу от нынешней. Площадь - 5 тыс. га, население - свыше 75 тыс. чел.

1 Публикуется авторитетным швейцарским институтом IMD.

2 Организация при ООН по содействию торговле и развитию.

Решение вынести административные функции за пределы Куала-Лумпура принято в середине 1980-х годов. С 1980 по 2003 гг. население исторической столицы государства выросло почти в десять раз, привлекая не только коренных малайцев, но и «гастарбайтеров» из Индонезии, Индии и Непала, что привело к острым инфраструктурным, экологическим и прочим проблемам, тормозящим экономику региона и негативно сказывающимся на имидже страны. Чтобы бурный рост столичной агломерации соответствовал цивилизованным рамкам, было решено выделить несколько приоритетных направлений роста путем создания зон интенсивного развития и реконструкции ядра города. К территориям развития относятся созданный «с нуля» международный аэропорт, ИТ-кластер и несколько городов-спутников, одним из которых и стала новая столица.

Город-спутник расположен в эпицентре так называемого «Мультимедийного суперкоридора» (об этом инвестиционном проекте будет сказано ниже). Путраджайя создается как «город будущего» с использованием прогрессивных технологий, а национальные особенности архитектуры реализуются на просторных территориях, образуя позитивную экологическую среду. Отсутствие огороженных территорий и заборов - отличительная черта города.

Проект новой столицы разрабатывается силами исключительно местных специалистов и фирм (планировщиков, архитекторов, инженеров, застройщиков и т.д.). Для его реализации правительство учредило специальный комитет.

Перевод госучреждений в новые помещения начался в 1999 г., к 2008 г. число госслужащих превысило 30 тысяч. Ожидается, что в текущем году в Путраджайю переедут все федеральные чиновники.

«Мультимедийный суперкоридор»

Руководство Малайзии придает первостепенное значение развитию информационных и коммуникационных технологий.

В этой связи по инициативе бывшего премьер-министра Малайзии был разработан и, начиная с 1996 г., реализуется проект «Мультимедийный суперкоридор» (МСК), по масштабам не имеющий аналогов в Юго-Восточной Азии. В настоящее время завершена первая часть данного проекта - создание

Создание государственно-частных институтов при реализации инвестиционных проектов

научной, технологической и производственной базы. В следующие 5 лет предполагается дальнейшее совершенствование инфраструктуры и превращение МСК в управляющий центр развития современных информационных технологий в Малайзии, а в планах на 2020 г. - выйти на лидирующие позиции в мире.

Первоначально МСК представлял собой территорию площадью 750 км2, шириной около 15 км и длиной 50 км к югу от делового Сити-Центра Куала-Лумпура. В южной части коридора размещаются новый международный аэропорт, технопарк, построена новая столица Путраджайя, а также Сайберджайя (кибергород) - интеллектуальный город будущего. Там размещены мультимедийные предприятия и компании, научно-исследовательские центры, мультимедийный университет и штаб-квартиры транснациональных компаний для управления международной производственной и торговой деятельностью с использованием мультимедийных технологий. Широко представлены аутсорсинговые фирмы в сфере мультимедиа.

Дальнейшее развитие МСК предусматривает создание ИТ- центров (кибергородов) по всей стране, напрямую связанных с Сайберджайей, которая будет выступать в качестве пункта управления. В настоящее время уже созданы такие центры на о. Пенанг и в парке высоких технологий в Кули-ме; в проекте еще четыре, один из них - в Малакке.

Государством были созданы организационные механизмы, которые позволили органично реализовывать проект с привлечением частного капитала:

- высшим руководящим органом МСК является Международный консультативный комитет (МКК), определяющий основные направления развития;

- собственно реализует проект, координирует действия фирм-участниц, информационно их обеспечивает, содействует в получении статуса МСК, участвует в разработке нормативной базы специально созданная решением правительства Малайзии компания «Мультимедиа Девелопмент Корпорейшн» (МДК)3.

Для лучшего взаимодействия структур исполнительный директор МДК является секретарём МКК.

3 URL: http://www.mdec.my

Государство определило главным приоритетом МДК получение и внедрение передовых технологий в интересах достижения национальных экономических и социальных целей. Финансовый аспект проекта обеспечен девятым и десятым пятилетними планами социально-экономического развития Малайзии (расходы федерального правительства на развитие информационно-коммуникационных технологий составят 4,7 млрд дол. США, в том числе 0,37 млрд - в рамках проекта МСК). Также определена программа предпосевного фонда с капиталом в размере 11,4 млн дол. для финансирования 40 проектов.

По оценкам иностранных экспертов, с помощью МСК Малайзия в течение ближайших десяти лет встанет в один ряд с развитыми государствами мира в области современных информационных и коммуникационных технологий.

Проект развития района Искандар

«Район развития Искандар» - один из крупнейших проектов в области регионального развития не только в Малайзии, но и во всей Юго-Восточной Азии.

Официально стартовав 4 ноября 2006 г., район располагается на площади 2217 км2 с населением в 1,4 млн чел. в южной оконечности Малаккского полуострова (территория штата Джохор, который имеет водную границу с Сингапуром и Индонезией). Территория поделена на пять зон - финансовый центр, промышленно-сервисный кластер с новым городом - административным центром штата, медицинский центр и курорт международного класса, зоны портов образуют морские транспортно-логистические кластеры и авиационный транспортно-логистический кластер, включающий в себя крупный терминал, многофункциональный центр и парк высоких технологий.

Управлять данным инвестиционным проектом будет Агентство развития региона, образованное в соответствии с актом парламента Малайзии 17 февраля 2007 г. 4

Основными задачами Агентства развития являются: - разработка политики, направлений и стратегий развития района Искандар;

4 См.: URL: Ьир://»^да..Ыа.сот.ту.

Создание государственно-частных институтов при реализации инвестиционных проектов _

- исполнение роли единого центра для координации и ускорения развития.

Помимо органа, определяющего политику, создан и исполнительный инструмент - Инвестиционная корпорация Южного Джохора, которая непосредственно будет управлять государственными и частными инвестициями.

Государственные инвестиции в инфраструктуру региона за 2006-2010 гг. составили 4 млрд мал. рингит (1,2 млрд дол.). Всего же правительство Малайзии планирует привлечь в реализацию этого проекта 114 млрд дол. в течение 20 лет.

Государственная политика определяет своей целью привлечение инвестиций в наукоемкие отрасли с большей добавленной стоимостью. Правительство наделило преференциями шесть основных отраслей:

1) «креативные» отрасли (дизайн, НИОКР, производство кинопродукции, развитие рекламного дела, сотовая связь);

2) услуги в области образования (создание университетов, школ, регионального центра по подготовке специалистов для различных отраслей);

3) финансовые и консультационные услуги (одно из главных направлений - развитие исламских финансовых услуг);

4) здравоохранение (создание новых многопрофильных медицинских центров, развитие альтернативных медицинских учреждений);

5) логистика и транспорт (создание оптимального цикла по обслуживанию заказчиков);

6) туризм (строительство новых гостиниц, тематических центров отдыха, парков развлечений и культурных учреждений, выставочных центров).

Для привлечения инвесторов правительством Малайзии осуществлены следующие инициативы:

- снятие ограничений на ввоз иностранного капитала и на источники привлечения инвестиций;

- разрешение нанимать иностранных граждан для работы в пределах установленных зон, пропорционально площади, занимаемой компанией;

- освобождение от уплаты корпоративного налога на прибыль на 10 лет с начала деятельности в районе развития

Искандар и за рубежом при условии, что эта деятельность начнется не позднее конца 2015 г.; - освобождение от уплаты подоходного налога на роялти и оплату труда технических специалистов-нерезидентов на 10 лет с начала операций.

При этом компании-инвесторы, зарегистрированные в районе развития, но не занятые в преференциальных отраслях, также имеют право на льготы, применяемые на федеральном уровне.

Планируется, что реализация проекта развития района Искандар приведет к созданию более 800 тыс. рабочих мест.

В принятой концепции развития района особо подчеркивается, что регион должен предоставлять максимально комфортные условия для работы и проживания людей в соответствии с мировыми стандартами экономического развития, экологии и социальной инфраструктуры.

В настоящее время совокупные иностранные инвестиции превысили 1 млрд дол. США. Привлекательными для инвестиций отраслями являются электронная, химическая и биотехнологии, а крупнейшими странами-инвесторами - Голландия и Германия.

Авторы концепции развития района Искандар во время своей презентации изложили нашей делегации два основных пути взаимодействия с инвесторами - продажа участков земли под строительство компаниям и долгосрочная аренда. А в качестве дополнительного стимулирования отдельных направлений - строительство объекта с целевым профилем, например, по биотехнологиям (сменить профиль инвестор-арендатор не может). Для полного понимания инвесторами правил работы в районе развития (что, по-видимому, еще не скоро станет отличительной чертой российской практики) прозрачно предоставлены схемы участков территории: с различными видами прав на землю (безусловным правом собственности на землю, купленной на правах аренды и пр.), ценами за акр по различным зонам, районированием, видами коммуникаций (железные дороги, авто, газ, водо- и электроснабжение), ценами на их технологическое присоединение и текущий тариф, мастер-план, участки для редевелопмента.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.