Научная статья на тему 'Государственно-частное партнёрство промышленных предприятий и вузов в инновационной деятельности и его синергетический эффект'

Государственно-частное партнёрство промышленных предприятий и вузов в инновационной деятельности и его синергетический эффект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
262
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЁРСТВО / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КООПЕРАЦИЯ / СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ / ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / PUBLIC–PRIVATE PARTNERSHIP / CO–OPERATION / INNOVATION ACTIVITY / SYNERGETIC EFFECT / INDUSTRIAL ENTERPRISES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аввакумов А. А.

Рассмотрены специфические аспекты инновационной деятельности в РФ, а также особенности государственно-частного партнёрства при кооперации российских вузов и промышленных предприятий, вовлечённых в инновационную деятельность. Предложен алгоритм определения синергетического эффекта от партнёрства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Аввакумов А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Industrial enterprises and universities public–private partnership in innovation activity and its synergetic effect

Specific aspects of innovation activity in the Russian Federation and the features of public–private partnership in co–operation of Russian universities and industrial enterprises involved in innovation activity are examined. The algorithm for determining synergetic effect of this partnership are proposed.

Текст научной работы на тему «Государственно-частное партнёрство промышленных предприятий и вузов в инновационной деятельности и его синергетический эффект»

УДК 334.723

Государственно-частное партнерство промышленных предприятий и вузов

В ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕГО СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ

А. А. Аввакумов

avaleks1@yandex.ru

ФГБОУ ВПО «Уфимский государственный авиационный технический университет» (УГАТУ)

Поступила в редакцию 28.05.2013

Аннотация. Рассмотрены специфические аспекты инновационной деятельности в РФ, а также особенности государственно-частного партнерства при кооперации российских вузов и промышленных предприятий, вовлеченных в инновационную деятельность. Предложен алгоритм определения синергетического эффекта от партнерства.

Ключевые слова. Государственно-частное партнерство; инновационная деятельность; кооперация; вузы; промышленные предприятия; синергетический эффект

ВВЕДЕНИЕ

Президент и правительство Российской Федерации четко обозначили курс на переход к инновационному типу экономики страны. Совершенно очевидно, что переход к инновационной экономике обусловлен общемировыми процессами глобализации и интеграции рынков товаров и услуг. Инновационные товары и услуги (продукты), обладающие значительными конкурентными преимуществами по сравнению с существующими, гарантируют их создателю высокую конкурентоспособность внутри страны и выход на мировой рынок. По некоторым оценкам, рынок высокотехнологичных (инновационных) продуктов к 2020 г. будет составлять порядка 10 трлн долларов [1, с. 198]. При этом доля России на этом рынке составит порядка

0,3-0,5% [2, с. 131]. Однако в утвержденной 17 ноября 2008 г. распоряжением правительства РФ №1662-р Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. (далее - Концепция 2020) для России указан целевой ориентир: 5-10% доли на рынке инновационных продуктов в 5-7 и более секторах. Достижение таких показателей немыслимо без стратегических изменений в экономике РФ.

В качестве одного из стратегических направлений долгосрочного социальноэкономического развития страны Концепция 2020 определяет государственно-частное партнерство (далее - ГЧП) в инновационной сфере, т. е. взаимодействие государства, частного биз-

неса и общества как субъектов инновационного развития, при этом ГЧП выступает как взаимовыгодное сотрудничество и партнерство между субъектами инновационной деятельности.

1. ИННОВАЦИИ И ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, РОССИЙСКАЯ СПЕЦИФИКА

Современные научные теории сформулировали различные определения понятия инновации, которые можно разделить на две большие группы. К первой группе относятся определения, где акцент делается на понимании инновации как конечного продукта научнотехнической деятельности (нового изделия, услуги, метода или процесса). Ко второй группе относятся определения, где акцент смещен от конечного результата к самому процессу коммерциализации научно - технической деятельности. Под ней в данном случае понимается вся последовательность стадий доведения продукта научно-технической деятельности до момента получения экономической выгоды от его реализации.

В общем виде под инновацией понимается результат, полученный в ходе овеществления или коммерциализации продукта научнотехнической деятельности [3, с. 8].

А. Ф. Лещинская считает, что в настоящее время под коммерциализацией понимается построение бизнеса, который основан на результатах научных исследований и в котором, как правило, участвуют и сами авторы технологий.

Она предлагает выделять в процессе коммерциализации 5 последовательных стадий:

• подтверждение концепции развития проекта;

• финансирование проекта;

• форма организации предприятия (предварительные разработки, создание опытного образца продукта);

• организация опытного производства;

• практическая реализация проекта (производство и распределение доходов от продажи инновационной продукции) [4, с. 29].

В зависимости от стадии коммерциализации экономическую выгоду можно извлекать различными способами, начиная с продажи лицензий на изобретение и заканчивая распределением прибыли от реализации инновационной продукции.

Следует, однако, отметить, что коммерциализация инноваций в РФ не мыслится без активной поддержки государства и крупных предприятий, опирающихся на экспортно-ориентированные, в основной массе - сырьевые сектора экономики. Необходимость инвестирования со стороны государства и крупных предприятий обусловлена тем, что для поддержания конкурентоспособности на мировом рынке существует несколько основных способов освоения глобальных технологий:

• торговля с иностранными контрагентами;

• прямые иностранные инвестиции;

• лицензирование;

• развитие собственного потенциала освоения инноваций.

Первые три способа освоения технологий не являются гарантированными, а в некоторых конкурентных отраслях и вовсе маловероятны. Именно поэтому в данной работе основное внимание уделяется четвертому способу.

Хорошей предпосылкой для развития собственного потенциала освоения инноваций в Российской Федерации является сохранение в стране высокого качества образования и уровня фундаментальных исследований, что должно послужить основой для будущей коммерциализации инноваций. Но при этом в РФ по-прежнему не сформировался основной связующий элемент между научно-исследовательской базой и экономически эффективными решениями по коммерциализации инноваций. В течение последних двадцати лет большинство государственных научно-исследовательских институтов (далее НИИ) функционировали и продолжают функционировать как изолированные исследо-

вательские единицы, слабо взаимодействующие с отраслями экономики в рамках национальной инновационной системы. Необходимо отметить также, что и организации, задействованные в различных сферах экономической деятельности, значимого интереса к разработкам НИИ и образовательным программам высших учебных заведений (далее вуз) по подготовке специалистов в области внедрения инноваций не проявляют.

Последние экономические тенденции обострили ситуацию. Трансформация отраслевых предприятий после приватизации, сокращение традиционных секторов экономики, сталкивающихся с острой конкуренцией растущих азиатских экономик, а также стремительный рост сектора услуг привели к возрастающему разрыву между частным сектором и инфраструктурой инноваций, которая остается в основном государственной и не развивается для удовлетворения новых потребностей.

Коммерциализация результатов НИОКР влечет за собой материализацию изобретений в новые продукты, процессы и услуги, которые разрабатываются и доставляются на рынок либо уже действующими на рынке предприятиями, либо фирмами, самостоятельно начинающими свою деятельность или отделяющимися от основных компаний. Главной движущей силой этого процесса в развитых экономиках, основанных на знаниях, является частный сектор, лучше понимающий и в большей степени способный воплотить результаты НИОКР в решениях, которые могут быть успешно выведены на рынок.

Во многих странах, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (далее ОЭСР), НИИ играют важную роль в национальной системе инноваций. Первоначально созданные для оказания помощи крупным государственным отраслевым предприятиям, современные НИИ часто оказывают услуги малым фирмам, у которых не хватает возможностей и информации о рынке для определения собственных технологических, организационных и управленческих потребностей. Но поддержка для этого рыночного сегмента требует наличия специальных навыков маркетинговой и коммерческой деятельности, которыми, как правило, не располагают сотрудники вузов и НИИ. Более того, рынок малых и средних предприятий является, как правило, очень раздробленным, изобилует сбоями механизма функционирования, поэтому даже успешно действующие на рынке НИИ при удовлетворении потребностей малых

и средних предприятий опираются на государственные программы.

Реальность в РФ при этом такова, что, поскольку фирмы выполняют такой малый объем НИОКР, государственные разработки в этом направлении играют более важную роль, чем в странах ОЭСР. В этих странах 63% всех НИОКР финансируется отраслями экономики и 30% финансируются государством [5, с. 14-16]. В РФ пропорции финансирования противоположные: 30% - за счет отраслей экономики и более 60% - за счет государства. По результатам выборочных обследований 10 тысяч организаций в 80 субъектах РФ на предмет инвестиционной активности, 60% респондентов назвали основной причиной, ограничивающей инвестиционную деятельность, недостаток собственных финансовых средств [6]. При этом по данным Центрального банка РФ на начало 2012 г. 52,8% всех банковских активов РФ сосредоточено в Сбербанке, ВТБ, ВТБ 24, Газпромбанке, Россельхозбанке и Банке Москвы, основным владельцем активов которых является государство

[7].

В связи с вышеизложенным, действенным механизмом коммерциализации результатов инновационной деятельности (далее ИД), по нашему мнению, может стать ГЧП в сфере инноваций. Определение понятия «инновационная деятельность» дано в части 2 статье 6 Федерального законе РФ №135 - ФЗ «О защите конкуренции», где законодатель устанавливает, что инновационной является деятельность, приводящая к созданию нового невзаимозаменяемого товара или нового взаимозаменяемого товара при снижении расходов на его производство и (или) улучшение его качества.

2. ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В РАМКАХ СОВМЕСТНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ И ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

9 апреля 2010 г. Правительство Российской Федерации утвердило постановление № 218 «О мерах государственной поддержки развития кооперации российских высших учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства» (далее Постановление № 218), являющееся по сути законодательным актом в области ГЧП и регламентирующее основные аспекты совместной ИД российских предприятий и высших учебных заведений.

В Постановлении № 218 Правительство РФ дает указания Министерству финансов обеспечить в 2010-2012 гг. направление ассигнований на государственную поддержку развития кооперации российских высших учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства в объеме 19 млрд руб., а в 2013-2015 гг. в объеме 18 млрд руб.

Постановлением № 218 также определены правила предоставления субсидий на государственную поддержку развития кооперации российских высших учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства. Данные правила устанавливают порядок и условия предоставления из федерального бюджета субсидий на реализацию комплексных проектов по созданию высокотехнологичного производства, реализуемых с участием российских вузов (далее - субсидия, проект), в том числе порядок отбора получателей субсидий, и содержат следующие основные условия получения организацией государственной субсидии:

• субсидия предоставляется на конкурсной основе;

• субсидию получает организация, представившая проект, предусматривающий выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ российскими вузами;

• организация, получившая субсидию, дополнительно направляет на реализацию проекта собственные средства в размере не менее 100% объема субсидии, при этом не менее 20% указанных средств используется на научно -исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы;

• субсидия выделяется организации, отобранной в результате конкурса, на срок от 1 до 3 лет в объеме до 100 млн руб. в год для финансирования научно-исследовательских, опытноконструкторских и технологических работ, проводимых российскими вузами по направлениям проектов;

• организация, отобранная в результате конкурса, являющаяся исполнителем проекта, обязана предоставлять в течение не менее 5 лет после окончания действия договора (соглашения) информацию о высокотехнологичной продукции, разработанной в рамках проекта, а также о ходе реализации проекта и об объемах выпускаемой продукции.

3. СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ, ВОЗНИКАЮЩИЙ ПРИ ГОСУДАРСТВЕННОЧАСТНОМ ПАРТНЕРСТВЕ В РАМКАХ СОВМЕСТНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Вполне очевидно, что при ГЧП возникает синергетический эффект.

Рассмотрим синергетический эффект, возникающий при ГЧП в рамках совместной инновационной деятельности инновационных российских предприятий (далее ИРП) в кооперации с вузами.

Считается, что приоритет в возникновении синергетики как науки принадлежит А. Н. Богданову, автору труда «Тектология. Всеобщая организационная наука» [8].

Обобщенно содержание науки синергетики отражается в «законе синергии» - общем законе организации. Его определение приведено в Энциклопедическом словаре по управлению организацией в следующем виде: «совокупность элементов, образующих систему, организована если ее потенциал больше потенциалов входящих (включенных) в нее элементов по отдельности» [9, с. 597]. Очевидно, что в результате действия закона синергии возникает синергетический эффект, обусловленный возрастанием эффективности деятельности в результате интеграции, слияния отдельных частей в единую систему.

Именно такое возрастание эффективности и интеграция имеют место, по нашему мнению, при реализации на практике Постановления № 218. Здесь синергетический эффект от ГЧП в развитии инновационной деятельности ИРП в кооперации с вузами будет описываться суммой следующих составляющих:

СЭ = СЭГ+СЭЧ+СЭВ,

где СЭ - синергетический эффект от ГЧП в развитии инновационной деятельности ИРП в кооперации с вузами;

СЭГ - синергетический эффект для государства;

СЭЧ - синергетический эффект для частных организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства;

СЭВ - синергетический эффект для вузов, участвующих в кооперации с частными организациями, реализующими проекты по созданию высокотехнологичного производства.

Далее в обобщенном виде опишем каждую из перечисленных составляющих СЭ:

СЭГ = ЭЭБ+НТЭ+ИЭ+НЭ+ЭБП,

где ЭЭБ - эффект экономии бюджетных средств при реализации проектов ГЧП в инновационной сфере и экономии на государственных закупках;

НТЭ - научно-технический эффект ГЧП;

ИЭ - инфраструктурный эффект ГЧП;

НЭ - налоговый эффект ГЧП (увеличение налоговых и прочих поступлений в бюджеты различных уровней);

ЭЗ - эффект занятости в ГЧП (увеличение числа рабочих мест и социальных отчислений);

ЭБП - эффект обеспечения высокой эффективности деятельности за счет получения доступа к передовым бизнес-процессам.

Некоторые из перечисленных составляющих СЭГ сами являются составными и нуждаются в более подробном описании:

НТЭ = ПТ+УБН+НТП,

где ПТ - получение государством доступа к передовым технологиям мирового уровня;

УБН - удовлетворенность бизнеса и населения инновационной продукцией, что способствует их вовлечению в ИД и повышает доверие к органам государственной власти;

НТП - достижение государством научнотехнического превосходства в различных областях, повышение конкурентоспособности при привлечении внешнего капитала [10, с. 134];

ИЭ = ПИ+ТТ+МК,

где ПИ - создание передовой инфраструктуры при реализации проектов ГЧП;

ТТ - трансферт технологий;

ИЭ - инфраструктурный эффект ГЧП (создание передовой инфраструктуры, трансферт технологий);

МК - международная кооперация, возможность привлечения ресурсов транснациональных компаний.

СЭЧ = ЭПК+ЭПОС+ЭГГ+

+ЭДП+ЭРП+ЭНП+ЭМР,

где ЭПК - эффект привлечения капитала в ГЧП (получение субсидий, экономия собственных средств, доступ к банковским активам);

ЭПОС - эффект от приватизации основных средств, полученных в рамках реализации проекта ГЧП (полученные, как результат проекта здания и сооружения, инновационные машины и оборудование);

ЭГГ - эффект от получения государственных гарантий в рамках реализации проекта ГЧП;

ЭДП - эффект от реализации возможности долгосрочного планирования при ГЧП (горизонт планирования от 5 лет и более);

ЭРП - эффект от реализации продукции, выпускаемой в рамках проекта ГЧП и после его окончания;

ЭНП - эффект от возможности доступа к научному потенциалу государственных вузов (их лабораторной и опытной базе, уникальному оборудованию и результатам НИОКР) при ГЧП;

ЭМР - эффект от возможности более легкого доступа на международный рынок при ГЧП.

Некоторые из перечисленных составляющих СЭЧ сами являются составными и нуждаются в более подробном описании:

ЭРП = ЧП+ДЛД+ДДКК,

где ЧП - чистая прибыль от продажи инновационной продукции;

ДЛД - доходы, получаемые по лицензионным договорам;

ДДКК - доходы, получаемые по договорам коммерческой концессии;

ЭМР = ПГМ+ЛИЧ+ДСС,

где ПГМ - поддержка государства на международной арене;

ЛИЧ - лоббирование государством интересов частного капитала за рубежом;

ДСС - доступ к оперативной информации специальных служб.

СЭВ = ЭНК+ЭДФ+ЭНТП+ЭПП+ЭОЭБ+ +ЭПНК+ЭМИ+ЭР+ЭПО,

где ЭНК - эффект от создания новых НИОКР, создание которых было бы невозможно без ГЧП;

ЭДФ - эффект от привлечения дополнительных финансовых средств при реализации ГЧП;

ЭНТП - эффект от достижения научнотехнического превосходства вуза в определенной области науки при реализации ГЧП;

ЭПП - эффект от повышения квалификации собственного персонала в практических областях деятельности, вероятности привлечения высококвалифицированного персонала других исследовательских организаций и уровня междисциплинарной кооперации ведущих исследователей при реализации проекта ГЧП;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЭОЭБ - эффект от создания передовой опытно-конструкторской базы и современного оборудования;

ЭПНК - эффект от получения персоналом вуза практических навыков коммерциализации результатов НИОКР, полученных при ГЧП;

ЭМИ - эффект от получения персоналом вуза практических навыков маркетинговых исследований в области определения перспективности коммерциализации результатов НИОКР при ГЧП (своевременное проведение маркетинговых исследований избавляет вузы от расходов на патентование бесперспективных результатов НИОКР);

ЭР - эффект от реализации интеллектуальной собственности и прав на результаты НИОКР, полученные при реализации ГЧП (лицензии, роялти) [10, с. 133];

ЭПО - эффект от привлечения большего числа обучающихся после удачной реализации проекта ГЧП и распространения информации об этом.

Некоторые из перечисленных составляющих СЭВ сами являются составными и нуждаются в более подробном описании:

ЭДФ = ГИ+ЧИ+СУБ+ГР+ЦП,

где ГИ - дополнительные государственные инвестиции;

ЧИ - частные инвестиции;

СУБ - государственные субсидии;

ГР - государственные и частные гранты;

ЦП - государственные целевые программы;

ЧИ = ПБА+ПВА+МИВУЗ,

где ПБА - привлечение «бизнес-ангелов»;

ПВА - привлечение венчурного капитала;

МИВУЗ - создание малых инновационных предприятий на базе вузов.

Синергетическая эффективность таким образом будет определяться как соотношение между синергетическим эффектом от ГЧП в развитии инновационной деятельности ИРП в кооперации с вузами и общими затратами на реализацию инновационных проектов ГЧП, осуществленных в рамках такой кооперации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ГЧП в рамках совместной инновационной деятельности ИРП в кооперации с вузами является, по нашему мнению, одним из наиболее перспективных направлений социально-экономического развития российского государства.

Достижение заявленных в Концепции 2020 результатов инновационного развития России невозможно, по нашему мнению, без консолидации усилий государственных структур, научного сообщества и частного капитала.

Скорейшее и наиболее полное внедрение механизмов ГЧП в российскую экономическую практику послужит, по нашему мнению, фундаментом для инновационного развития РФ и основой для зарубежной экспансии российского бизнеса, что должно способствовать повышению национальной конкурентоспособности РФ [11, с. 194].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Российское экономическое чудо: сделаем сами. Прогноз развития экономики России до 2020 г. / Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования. М.: Деловая литература, 2007. 352 с.

2. Мильнер Б. З., Макаров В. Л., Маевский В. И. Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями. М.: ИНФРА-М, 2009. 624 с.

3. Логинов В. П., Кулагина А. С. Повышение инновационной эффективности экономики России. М.: ИЭ РАН, 1994. 262 с.

4. Лещинская А. Коммерциализация проектов как основа для финансирования // Менеджмент в России и за рубежом. 2011. № 4. С. 29-38

5. Расширяя горизонты инноваций. Переосмысление роли государства в развивающихся странах региона Европы и Центральной Азии / И. Голдберг, Д. Г. Годдар, С. Куриакосе, Ж.-Л. Расин. The World Bank, 2011. 201 с.

6. Инвестиционная деятельность в России: условия, факторы, тенденции - 2012: стат. сб. М.: Росстат, 2012. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ross tat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1140095471812

7. URL: http://www.cbr.ru (Данные ЦБ РФ по состоянию на 31.12.11)

8. Богданов А. А. Тектология. Всеобщая организационная наука: в 2-х кн. / А. А. Богданов; редкол.: Л. И. Абалкин и др. М.: Экономика, 1989.

9. Управление организацией: энциклопедический словарь. М.: Издательский дом ИНФРА-М, 2001. 882 с.

10. Зиннуров У. Г., Закирова Э. О. Институциональные механизмы государственно-частного партнерства в развитии инновационной деятельности. Уфа.: УГАТУ, 2013. 152 с.

11. Зиннуров У., Кажемекайте А. Процесс интернационализации российских предприятий // Вестник УГАТУ.

2012. Т. 16, № 1 (46). С. 194-198.

ОБ АВТОРЕ

АВВАКУМОВ Алексей Алексеевич, ст. преп. каф. менеджмента и маркетинга. Дипл. инж. по проектированию и эксплуатации газонефтепроводов и газо-нефтехранилищ (УГНТУ, 2005). Иссл. в обл. стратегич. менеджмента и маркетинга.

METADATA

Title: Industrial enterprises and universities public-private partnership in innovation activity and its synergetic effect.

Author: A. A. Avvakumov.

Affiliation: Ufa State Aviation Technical University (UGATU), Russia.

Email: avaleks1@yandex.ru.

Language: Russian.

Source: Vestnik UGATU (Scientific journal of Ufa State Aviation Technical University), vol. 17, no. 4 (54), pp. 215-220,

2013. ISSN 2225-2789 (Online), ISSN 1992-6502 (Print).

Abstract: Specific aspects of innovation activity in the Russian Federation and the features of public-private partnership in co-operation of Russian universities and industrial enterprises involved in innovation activity are examined. The algorithm for determining synergetic effect of this partnership are proposed.

Key words: public-private partnership; innovation activity; co-operation; synergetic effect; industrial enterprise.

References (English Transliteration):

1. Russian Economic Miracle: Will do Ourselves. Forecast of development of the Russian economy before 2020, (in Russian) / Center for Macroeconomic Analysis and Short-Term Forecasting. Moscow: Delovaya Literatura, 2007.

2. B. Z. Milner, V. L. Makarov, and V. I. Mayewskiy, Innovative Development: Economy, Intellectual Resources, Knowledge Management, (in Russian). Moscow: INFRA-M, 2009.

3. V. P. Loginov and A. S. Kulagin, Improving the Efficiency of the Innovation Economy in Russia, (in Russian). Moscow: IE RAS, 1994.

4. A. Leshchinskaya, "Commercialization projects as the basis for the financing," Management v Rossii i za Rubezhom, no. 4, pp. 29-38, 2011.

5. I. Goldberg, D. H. Goddard, S. Kuriakose, and J.-L. Racin, Igniting Innovation. Rethinking the Role of the State in Developing Countries in the Europe and Central Asia, (in Russian). Washington: The World Bank, 2011.

6. Investment in Russia: The Conditions, Factors and Trends 2012: statistical yearbook, (in Russian). Moscow: Rosstat, 2012. Available: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ro sstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_ 1140095471812

7. (2011, Dec. 31). URL: http://www.cbr.ru

8. A. A. Bogdanov, Tectology. General Organization of Science, (in Russian). Moscow: Economika, 1989.

9. Organization Management: Collegiate Dictionary,

(in Russian). Moscow: INFRA-M, 2001.

10. U. G. Zinnurov and E. O. Zakirova, Institutional Mechanisms of Public-Private Partnership in the Development of Innovation, (in Russian). Ufa: USATU, 2013.

11. U. Zinnurov and A. Kazhemekayte, "The process of internationalization of Russian companies," Vestnik UGATU, vol. 16, no. 1 (46), pp. 194-198, 2012.

About author:

AVVAKUMOV, Alexey Alexeevich, senior lecturer, Dept. of Management and Marketing. Graduate Engineer for the design and operation of oil and gas pipelines and oil and gas storage facilities (UGNTU, 2005).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.