Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19: АФРИКАНСКИЙ ОПЫТ'

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19: АФРИКАНСКИЙ ОПЫТ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
40
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АФРИКАНСКАЯ КОНТИНЕНТАЛЬНАЯ ЗОНА СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ / ВОССТАНОВЛЕНИЕ БИЗНЕСА / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ИННОВАЦИИ / ПАНДЕМИЯ / ЦЕЛИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дробот Елена Валерьевна, Колесников Виктор Викторович, Макаров Иван Николаевич

С началом пандемии COVID-19 Африка, как и многие страны мира, столкнулась с кризисом в области здравоохранения и экономики, который всего за несколько месяцев поставил под угрозу благосостояние миллионов людей, остановив достижение Целей устойчивого развития. В этих условиях особое значение приобретает государственно-частное партнерство, способное оказать положительный экономический эффект на развитие стран африканского континента, как в период пандемии, так и в постпандемический период. В статье авторами проведен анализ инновационных проектов, реализуемых в странах Африки в формате государственно-частного партнерства, в т.ч. с применением цифровых технологий. Сделан вывод о том, что в постпандемический период партнерские отношения будут необходимы для обеспечения быстрой и безопасной вакцинации на континенте. Кроме того, потребуется устойчивый диалог между бизнесом и правительствами африканских стран по вопросам повышения устойчивости малого и среднего бизнеса и стартапов в Африке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIPS IN THE CONTEXT OF THE COVID-19 PANDEMIC: AFRICAN EXPERIENCE

With the onset of the COVID-19 pandemic, Africa, like many countries around the world, is facing a health and economic crisis that has put the well-being of millions of people at risk in just a few months, halting the achievement of the Sustainable Development Goals. In these conditions, public-private partnerships are of particular importance, because it can have a positive economic effect on the development of the African countries, both during the pandemic and in the postpandemic period. Innovative projects implemented in African countries in the format of public-private partnership, including those ones with digital technologies, were analyzed. It is concluded that in the post-pandemic period, partnerships will be necessary to ensure rapid and safe vaccination on the continent. In addition, a sustained dialogue between business and African governments will be required to improve the sustainability of small and medium-sized businesses and start-ups in Africa.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19: АФРИКАНСКИЙ ОПЫТ»



УДК 334.7; 339.92 DOI 10.47629/2074-9201_2021_3_82_87

Дробот Елена Валерьевна,

кандидат экономических наук, доцент, ответственный редактор, Первое экономическое издательство, Москва,

elenadrobot@mail.ru

Колесников Виктор Викторович,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры Менеджмента, рекламы и связей с общественностью, Институт деловой карьеры, Москва, wwkolesnikoff@mail.ru

Макаров Иван Николаевич,

доктор экономических наук, доцент, научный сотрудник, профессор Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (филиал), город Липецк, профессор кафедры Менеджмента, рекламы и связей с общественностью, Институт деловой карьеры, Москва,

excellennzz@gmail.com

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В УСЛОВИЯх ПАНДЕМИИ

COVID-19: АФРИКАНСКИЙ ОПЫТ

Аннотация. С началом пандемии COVID-19 Африка, как и многие страны мира, столкнулась с кризисом в области здравоохранения и экономики, который всего за несколько месяцев поставил под угрозу благосостояние миллионов людей, остановив достижение Целей устойчивого развития. В этих условиях особое значение приобретает государственно-частное партнерство, способное оказать положительный экономический эффект на развитие стран африканского континента, как в период пандемии, так и в постпандемический период. В статье авторами проведен анализ инновационных проектов, реализуемых в странах Африки в формате государственно-частного партнерства, в т.ч. с применением цифровых технологий. Сделан вывод о том, что в постпандемический период партнерские отношения будут необходимы для обеспечения быстрой и безопасной вакцинации на континенте. Кроме того, потребуется устойчивый диалог между бизнесом и правительствами африканских стран по вопросам повышения устойчивости малого и среднего бизнеса и стартапов в Африке.

Ключевые слова: Африканская континентальная зона свободной торговли, восстановление бизнеса, государственно-частное партнерство, инновации, пандемия, цели устойчивого развития

Elena V. Drobot,

ph.D. of Economic Sciences, Docent, Executive Editor, First Economic publishing House, Moscow,

elenadrobot@mail.ru

Viktor V. Kolesnikov,

phd of economic Sciences, docent, Associate professor at the department of management, Advertising and public Relations, Institute of Business career, Moscow, wwkolesnikoff@mail.ru

Ivan N. Makarov,

doctor of economic Sciences, docent, research officer, professor of the Financial university under the Government of the russian Federation (branch), Lipetsk, professor at the department of management, advertising and public relations, Institute of business career, Moscow,

excellennzz@gmail.com

public-private partnerships in the context

OF THE COVID-19 PANDEMIC: AFRICAN EXPERIENCE

Abstract. With the onset of the COVID-19 pandemic, Africa, like many countries around the world, is facing a health and economic crisis that has put the well-being of millions of people at risk in just a few months, halting the achievement of the Sustainable Development Goals. In these conditions, public-private partnerships are of particular importance, because it can have a positive economic effect on the development of the African countries, both during the pandemic and in the post-pandemic period. Innovative projects implemented in African countries in the format of public-private partnership, including

un

those ones with digital technologies, were analyzed. It is concluded that in the post-pandemic period, partnerships will be necessary to ensure rapid and safe vaccination on the continent. In addition, a sustained dialogue between business and African governments will be required to improve the sustainability of small and medium-sized businesses and start-ups in Africa. Keywords: African Continental Free Trade Area, business recovery, public-private partnership, innovation, pandemic, sustainable development goals

В последние десятилетия страны Африки все более активно участвуют в международной кооперации на пути достижения Целей устойчивого развития (далее - ЦУР) [3, с. 3109-3120]. Однако кризис, обусловленный пандемией COVID-19, не только нарушил глобальные цепочки поставок [1, с. 961-980], но и поставил под вопрос возможности достижения ЦУР для Африки в целом. Правительства африканских стран предприняли серьезные меры для смягчения негативных последствий пандемии для населения и экономики [8, с. 53-56], но добиться устойчивого восстановления будет все же нелегко. Жизненно важное значение для стран африканского континента имеет поддержка со стороны международного сообщества, в т.ч. в части облегчения долгового бремени, финансирования и развитие экономического потенциала. В этих непростых условиях возрастает роль и значение государственно-частного партнерства (далее - ГЧП) для реализации совместных инициатив правительств и бизнеса в странах Африки.

С началом пандемии COVID-19 Африка борется с беспрецедентным кризисом в области здравоохранения и экономики, который всего за несколько месяцев поставил под угрозу благосостояние миллионов людей.

Пандемия COVID-19 принесла огромный экономический ущерб как развитым, так и развивающимся

странам. В 2020 году в мире обанкротилось каждое пятое микро-, малое или среднее предприятие (далее - МСП) [10]. Учитывая, что в Африке эта категория бизнеса обеспечивает почти 80% занятости молодежи [8, с. 53-56], ситуация может превратиться в катастрофическую. По оценкам, в 2020 году в результате последствий пандемии около 40 млн человек в Африке оказались в состоянии крайней нищеты [11]. По сути, произошел резкий возврат назад, до уровня 1980-х годов.

С макроэкономической точки зрения пандемия привела к снижению уровня прямых иностранных инвестиций (далее - ПИИ) в Африке. А это, в свою очередь, серьезно ограничивает доступ к капиталу, препятствуя росту предприятий и делая африканскую экономику неконкурентоспособной. Как следствие, сокращается налоговая база, снижаются поступления в бюджет. В результате дефицит финансирования составил 345 млрд долл. [5]. И в данных условиях правительства стран, находящихся в столь тяжелом положении, уже не задумываются о создании «благоприятной среды для инноваций, инвестиций и индустриализации» [8, с. 53-56]. По оценкам МВФ, на восстановление африканской экономики потребуется 1,2 трлн долл. [5].

Если проанализировать число предприятий прекративших работу по странам и континентам в связи с пандемией, то можно увидеть, что в странах

Рисунок 1. Потеря рабочих мест с начала пандемии по регионам мира [12] (Примечание: названия стран на графике представлены в соответствии с кодом ISO 3166-1 alpha-3)

шз

Африки к югу от Сахары, имеющих очень низкие доходы на душу населения, число прекративших работу предприятий в связи с пандемией намного ниже, чем, например, в странах Латинской Америки, Азии и Европы, за исключением Восточной Азии и стран бассейна Тихого океана (см. Рисунок 1). Связано это прежде всего с тем, что в странах Африки к югу от Сахары очень развит неформальный сектор экономики, а также отсутствуют серьезные социальные программы поддержки на случай чрезвычайных ситуаций.

Анализ численности занятых по секторам экономики и созданной добавленной стоимости, позволяет сделать следующие выводы. Во всех трех секторах - сельском хозяйстве, промышленности и сфере услуг - значение созданной добавленной стоимости не имеет сильной корреляции с занятостью. Если рассмотреть страны Африки к югу от Сахары, то можно отметить, что, как правило, доля населения, занятого в сельском хозяйстве, здесь выше по сравнению с остальными странами мира, однако добавленная стоимость в этом секторе колеблется от 1,6% ВВП (Джибути) до 54,5% ВВП (Сьерра-Леоне). Аналогично в регионе занято меньше людей в промышленности и сфере услуг, но доля добавленной стоимости, созданной в этих отраслях, сильно варьируется в зависимости от страны (см. Рисунок 2).

Для того чтобы африканская экономика пережила эти потрясения, представители государственного и частного сектора должны работать в тесном кон-

такте. Важным представляется обеспечение защиты достижений последних десятилетий в области развития экономики африканских стран.

Перспективы развития стран континента будут серьезным образом связаны с Африканской континентальной зоны свободной торговли (African Continental Free Trade Area, AfCFTA), в рамках которой африканский бизнес может получить доступ к потребительскому рынку, оцениваемому в 1,2 млрд долл., а также около 4 трлн долл. частных сделок и В2В продаж [6].

Технологии и партнерство - это, по сути, ключ к восстановлению экономики. Представляется, что технологии и инновации будут основными движущими силами любой стратегии восстановления в постпандемический период, а также основой долгосрочного устойчивого экономического роста.

В условиях пандемии уже возросла важность электронной торговли, организации удаленной работы и виртуальных встреч.

Бизнес смог достаточно быстро приспособиться к меняющемуся бизнес-климату, внедряя технологии, направленные на повышение конкуренции, производительности на уровне фирмы и на максимизацию прибыли. В странах Африки хотя и существуют инфраструктурные «узкие места» для внедрения технологий, например, такие как высокая цена доступа в Интернет, но они компенсируются открывающимися возможностями в результате внедрения «мобильных» инструментов и услуг.

Рисунок 2. Структура экономики стран Африки к югу от Сахары [13]

шз

Кроме того, технологические инновации создают условия для развития новых партнерских отношений, в т.ч. в формате государственно-частного партнерства.

Интерес представляет инициатива AfroCham-pions («Афрочемпионы»). AfroChampions - это государственно-частное партнерство, призванное мобилизовать ресурсы и институты стран Африки для стимулирования экономической интеграции в рамках Африканской континентальной зоны свободной торговли. Для продвижения инициативы AfroChampions была создана некоммерческая организация the AfroChampions Organization, которая расположена в Аккре (Гана). Эта организация работает с различными партнерами - компаниями, финансовыми учреждениями, правительствами - в Африке и за ее пределами. Инициатива AfroChampions ориентирована на поддержку бизнеса в Африке в таких секторах, как банковское дело, телекоммуникации, агробизнес, энергетика и транспорт. В марте 2020 года представители частного сектора под руководством AfroChampions с приняли участие в создании государственно-частного фонда - Фонда реагирования COVID-19 Африканского союза. Источниками финансирования этого Фонда стали не только добровольные взносы корпораций и пожертвования, но и впервые в истории Африканского союза - краудсорсинг.

Еще одним успешным примером реализации проекта ГЧП в Африке является PanaBIOS - консорциум государственных и частных региональных учреждений, созданный для обеспечения безопасности воздушных перевозок, возобновляемых после снятия жестких ограничений, введенных в связи с пандемией COVID-19. Проект PanaBIOS был разработан в сотрудничестве с Инициативой открытых коридоров Африканского союза (the AU Open Corridors Initiative). Африканский Центр по контролю и профилактике заболеваний (the Africa Centres for Disease Control and Prevention, or Africa CDC), специализированное техническое учреждение Африканского союза, созданное для поддержки инициатив государств-членов в области общественного здравоохранения и укрепления потенциала их учреждений общественного здравоохранения по выявлению, профилактике, контролю и быстрому и эффективному реагированию на угрозы заболеваний, привлек PanaBIOS и группу компаний Econet, регионального телекоммуникационного гиганта, к созданию новой цифровой платформы для создания и продвижения безопасных коридоров для путешествий. В рамках таких коридоров предусмотрена проверка цифровых сертификатов тестов на COVID-19 и сертификатов о вакцинации от COVID-19. Также были созданы приложения для отслеживания трансграничных контактов. Все технологии были созданы в Африке.

Еще одной успешной инновационной разработкой, реализованной в формате ГЧП, стало создание и запуск новой цифровой платформы АГСПА (www.afcfta.app). Приложение АГСПА дает возможность расширить доступ к рынкам африканских стран и позволяет обмениваться данными. Приложение создано по инициативе Секретариата Африканской континентальной зоны свободной торговли. Правительство каждой африканской страны предоставляет оцифрованные данные о состоянии трансграничной торговли. Кроме того, участники инициативы А^оСЬатрюпБ совместно с правительствами стран Африки работают над содействием упрощения процедур торговых операций для МСП.

Какие еще правительственные инициативы совместно с частным сектором были реализованы в странах Африки в период пандемии? Например, в Гане в рамках совместно проекта национального правительства и частного сектора была реализована инициатива по превращению простаивающих запасов алкоголя в дезинфицирующие средства [7]. Текстильные компании, оказавшиеся в кризисном положении в связи с перебоями в глобальных цепочках поставок, в таких странах, как Кения, Уганда и Гана, были переориентированы на производство и поставку крайне необходимых средств индивидуальной защиты в больницы [9].

Пандемия показала, что при правильной организации работы и институциональной поддержке, политики стран могут быстро создать предпосылки и механизмы для широкого распространения новаторства и реализации последующих действий по внедрению новаций, чтобы победить вирус и помочь бизнесу пережить разрушительные последствия кризиса.

Примечательно, что увеличение интереса государственного сектора к развитию бизнеса является существенной предпосылкой успеха. В рассмотренных выше примерах частный сектор проявил инициативу, но без поддержки государственного сектора, правительств стран, региональных органов, которые обеспечивают межправительственную и межрегиональную координацию, эти проекты не были бы успешны.

Инновационные государственно-частные партнерства уже достигли определенных успехов в обеспечении поддержки экономики стран Африки.

Но что будет с этими проектами ГЧП в Африке в постпандемический период? На наш взгляд, во-первых, такие партнерские отношения потребуются для того, чтобы быстро обеспечить безопасную вакцинацию по всей Африке, и консорциум РапаВЮБ, например, уже готов принять участие в этом проекте.

Во-вторых, необходим устойчивый диалог между бизнесом и правительствами африканских стран по вопросам повышения постпандемической устойчивости МСП и стартапов в Африке. Правительства должны

U53

предвидеть необходимость изменения и расширения экономических стимулов после этапа смягчения последствий кризиса, связанного с СОУЮ-19. Политика беспроцентных кредитов МСП, отсрочка уплаты налогов, гранты и субсидии, а также мораторий на погашение долгов, среди прочего, должны быть включены в политику и стратегии частного сектора после СОУЮ-19, чтобы обеспечить адекватное восстановление бизнеса и создать благоприятные условия для появления новых предприятий [2, с. 981-998].

Ключевой областью изменений является приведение стимулирующей политики в соответствие

с политикой в области изменения климата и охраны окружающей среды [4, с. 663-682], а также стимулирование бизнеса к созданию «зеленых» рабочих мест и «зеленых» отраслей. Это прогрессивный подход к построению устойчивой экономики, которая поможет преодолеть экономическое неравенство, усилившиеся в условиях пандемии.

Государственно-частное партнерство существовало всегда. Однако именно пандемия показала, почему ГЧП является важнейшим механизмом повышения постпандемической устойчивости и возрождения континента.

Список литературы

1. Костин К.Б., Хомченко Е.А. Влияние пандемии COVID-19 на мировую экономику // Экономические отношения. - 2020. - Том 10. - № 4. - С. 961-980. - doi: 10.18334/eo.10.4.111372

2. Осама Али Маер, МунД.В., ФатмаДжиха Ответные меры на пандемию COVID-19: экономика и здравоохранение экономически развитых и развивающихся стран // Экономические отношения. - 2020. - Том 10. - № 4. - С. 981-998. - doi: 10.18334/eo.10.4.111083.

3. Павлов В.В., Сапунцов А.Л. Расширение участия стран Африки в международной промышленной кооперации // Экономика, предпринимательство и право. - 2020. - Том 10. - № 12. - С. 3109-3120. - doi: 10.18334/ epp.10.12.111506.

4. Торкановский Е.П. Автаркия 2.0: глобальная экологическая повестка, пандемия COVID-19 и новая нормальность // Экономические отношения. - 2020. - Том 10. - № 3. - С. 663-682. - doi: 10.18334/eo.10.3.110600

5. AbebeAemro Selassie. Sub-Saharan Africa's Difficult Road to Recovery // International Monetary Fund, October 22, 2020.

6. A Business Guide to the African Continental Free Trade Area Agreement. - Geneva: International Trade Center, 2018.

7. Duah D.P.L., SauerJ. Ghanaian Beverage Company Kasapreko Shifts Production to Hand Sanitizer // PSI, April 29, 2020.

8. Edem Adzogenu. A marriage of more than convenience: How COVID-19 can bring public & private sectors together in Africa // FORESIGHT AFRICA 2021. - BROOKINGS, 2021. - P. 53-56. URL: https://www.brookings.edu/wp-content/ uploads/2021/01/foresightafrica2021_chapter4.pdf (Date of access: 23.04.2021).

9. Moyo M.-J., Tania Lozansky T. Working with Africa's Apparel Makers to Produce Personal Protective Equipment // World Bank, May 19, 2020.

10. SME Competitiveness Outlook 2020: COVID-19: The Great Lockdown and Its Impact on Small Businesses. - Geneva: International Trade Center, 2020.

11. World Bank Confirms Economic Downturn in Sub-Saharan Africa, Outlines Key Polices Needed for Recovery // World Bank, October 8, 2020.

12. World Bank, COVID-19 High-Frequency Monitoring Dashbord, beta. Accessed on December 7, 2020.

13. World Development Indicators // World Bank Group, accessed December 3, 2020.

References

1. Kostin, K.B., Khomchenko, E.A. (2020) Impact of the COVID-19 pandemic on the global economy. Journal of international economic affairs, 10(4), 961-980. doi: 10.18334/eo.10.4.111372 (in Russian).

2. Osama, AliMaer, Mun, D.V., & Fatma, Dzhikha (2020) Responding to the COVID-19 pandemic: economics and health of economically developed and developing countries. Journal of international economic affairs, 10(4), 981-998. doi: 10.18334/eo.10.4.111083 (in Russian).

3. Pavlov, V.V., Sapuntsov, A.L. (2020) Participation of African countries in the international industrial cooperation. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law, 10(12), 3109-3120. doi: 10.18334/epp.10.12.111506 (in Russian).

4. Torkanovskiy, E.P. (2020) Autarky 2.0: The global environmental agenda, the COVID-19 pandemic, and the new normal. Journal of international economic affairs, 10(3), 663-682. doi: 10.18334/eo.10.3.110600 (in Russian).

5. Abebe Aemro Selassie. Sub-Saharan Africa's Difficult Road to Recovery // International Monetary Fund, October 22, 2020.

6. A Business Guide to the African Continental Free Trade Area Agreement. - Geneva: International Trade Center, 2018.

7. Duah D.P.L., Sauer J. Ghanaian Beverage Company Kasapreko Shifts Production to Hand Sanitizer // PSI, April 29, 2020.

8. Edem Adzogenu. A marriage of more than convenience: How COVID-19 can bring public & private sectors together in Africa // FORESIGHT AFRICA 2021. - BROOKINGS, 2021. - P. 53-56. URL: https://www.brookings.edu/wp-content/ uploads/2021/01/foresightafrica2021_chapter4.pdf (Date of access: 23.04.2021).

U63

9. Moyo M.-J., Tania Lozansky T. Working with Africa's Apparel Makers to Produce Personal Protective Equipment // World Bank, May 19, 2020.

10. SME Competitiveness Outlook 2020: COVID-19: The Great Lockdown and Its Impact on Small Businesses. - Geneva: International Trade Center, 2020.

11. World Bank Confirms Economic Downturn in Sub-Saharan Africa, Outlines Key Polices Needed for Recovery // World Bank, October 8, 2020.

12. World Bank, COVID-19 High-Frequency Monitoring Dashbord, beta. Accessed on December 7, 2020.

13. World Development Indicators // World Bank Group, accessed December 3, 2020.

un

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.