МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «НАУКА И ТЕХНИКА В XXI ВЕКЕ»
УДК 332.1
Панасейкина В.С.
к.э.н., доцент кафедры государственного и муниципального управления Кубанский государственный университет (Россия, г. Краснодар)
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В РАЗВИТИИ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ АРКТИЧЕСКИХ РЕГИОНОВ
Аннотация: в данной статье рассмотрены возможности развития государственно-частного партнерства на особо охраняемых природных территориях. Исследование опорных зон развития Арктики в эколого-экономических и социально-гуманитарных аспектах через призму взаимодействия органов власти, бизнеса и коренных малочисленных народов Севера является актуальным.
Ключевые слова: арктические территории, экологический туризм, государственно-частное партнерство, «зеленая» занятость.
В «Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года» отмечается, что «в целях совершенствования системы государственного управления социально-экономическим развитием АЗРФ предусматриваются: развитие арктического туризма и расширение экологически безопасных видов туристской деятельности в Арктике, совершенствование нормативно-правового обеспечения в сфере туризма, создание системы его финансовой поддержки на принципах государственно-частного партнёрства, содействие формированию региональных туристических кластеров, продвижение арктического туризма на национальном и международном рынках» [1].
Государственно-частное партнерство строится по принципу консорциума двух сторон, при этом не обязательно полное совпадение целей партнеров, достаточно их взаимосогласованные действия в части объективно необходимых результатов для эффективной реализации проекта. При этом партнёры солидарно отвечают за реализацию проекта в целом, субсидиарно отвечая за возложенные на них функции в рамках проекта.
Интерес публичного партнера к формированию отношений государственно-частного партнерства заключается в следующих положениях:
- получение дополнительных возможностей по реализации конкретных общественных интересов в необходимом объеме и в необходимые сроки;
- экономия бюджетных ресурсов, за счет привлечения частного капитала, увеличивающего ресурсно-финансовое обеспечение проектов ГЧП;
- увеличение стоимости основных фондов, находящимся в государственной собственности;
- стоимостная оптимизация, повышение качества обслуживания и технической эксплуатации объектов, находящихся в государственной собственности;
- создание в регионе новых рабочих мест;
- финансовые поступления от реализации проектов государственно-частного партнёрства в бюджеты различных уровней;
- получение государством доступа к управленческим и технологическим ноу-хау частных партнеров, вкладывающих в проект государственно-частного партнерства свои компетенции и нематериальные ресурсы [2].
Государственно-частное партнерство в Арктике за последние годы заключалось в том, что крупные промышленные компании (топливно-энергетические в том числе) подписывали договоры с органами власти разного уровня (субъектами РФ, местного управления), общинами малочисленных народов Севера, их объединениями в поселках и районах, а также отдельными
хозяйствами. Это дало возможность создать внебюджетные фонды, чтобы обеспечить кредитную поддержку предприятий здешнего населения.
Арктическая зона довольно перспективна для развития экотуризма. Преимущества здесь очевидны: такой вид туризма не разрушает экосистемы, создаются такие условия, когда сами местные жители стремятся охранять природу и природные ресурсы [3].
По данным Ростуризма, более 11 млн туристов, включая иностранцев, в 2017 г. посетили особо охраняемые природные территории Однако доля экологического туризма в общем объеме туристической индустрии в стране порядка 1%, хотя в мире эта доля — около 10%. Особенно перспективным для развития экотуризма является территория Арктической зоны РФ. В настоящее время в границах российской части Арктики находится 23 ООПТ федерального значения, однако в структуре отечественных ООПТ основную часть составляют ООПТ регионального значения, на долю которых приходится около 85 % от общего числа ООПТ и около 60 % от их суммарной площади.
В соответствии с Федеральным законом №33-ФЗ от 14 марта 1995 г «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории (ООПТ) — это «участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны». Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния [4].
Одним из направлений в развитии государственно-частного партнерства на особо охраняемых территориях может стать экологический туризм.
Оценивая арктические территории РФ с точки зрения возможностей развития экологического туризма необходимо рассмотреть возможности и риски.
Таблица 1 - Возможности и риски развития экологического туризма в Арктических регионах РФ
Возможности Риски
большое количество ООПТ экстремальные климатические условия
возможность развивать несколько видов туризма наряду с экологическим (экстремальный, этнологический, познавательный) низкая транспортная доступность, как следствие, высокая стоимость туров
арктический туризм — одно из приоритетных направлений развития мирового туризма. низкое качество информационных ресурсов об экотуризме в арктических регионах
развитие традиционного природопользования коренных народов высокая уязвимость арктических экосистем
развитие «зеленой» занятости
развитие «зеленой» экономики
развитие народных промыслов
увеличение доходной базы местных бюджетов
Работа выполнена в рамках реализации гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых -докторов наук МД-402.2019.6
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения
национальной безопасности на период до 2020 года //
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_142561/
Дерябина М.А. Теоретические и практические проблемы государственно-
частного партнерства / М.А. Дерябина [Электронный ресурс]. URL:
http://www.imepi-eurasia.ru/baner/docladD.doc
Голубева Н.И., Тульская Н.И., Цекина М.В., Кирашева Н.И. Проблемы развития экологического туризма в ООПТ Российской Арктики // Арктический туризм в России / Отв. редактор Ю.Ф. Лукин. Архангельск — Санкт-Петербург, 2016. С. 17-31
Федеральный закон №ЭЭ-ФЗ от 14 марта 1995 г «Об особо охраняемых природных территориях» // http://base.garant.ru/10107990/