Научная статья на тему 'Государственно-частное партнерство в модернизации экономики страны'

Государственно-частное партнерство в модернизации экономики страны Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
155
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / ГОСУДАРСТВО / ПРОИЗВОДСТВО / ПРЕДПРИЯТИЯ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Моряков С.В.

Модернизация экономики Российской Федерации не возможна без государственно-частного партнерства. В настоящее время в стране создается благоприятная среда для его развития, однако внедрение такого партнерства сталкивается с рядом проблем. В статье приводится необходимость формирования механизмов и условий реализации государственно-частного партнерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственно-частное партнерство в модернизации экономики страны»

3. Гительман Л.Д. Эффективная энергокомпания: Экономика. Менеджмент. Реформирование / Л.Д. Гительман, Б.Е. Ратников. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2012.

4. Селивахин А.И. Эксплуатация электрических распределительных сетей / А.И. Селивахин, Р.Ш. Сагутдинов. - М.: «Высшая школа», 2011.

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ

© Моряков С.В.*

Институт управления и предпринимательства Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского,

г. Нижний Новгород

Модернизация экономики Российской Федерации не возможна без государственно-частного партнерства. В настоящее время в стране создается благоприятная среда для его развития, однако внедрение такого партнерства сталкивается с рядом проблем. В статье приводится необходимость формирования механизмов и условий реализации государственно-частного партнерства.

Ключевые слова модернизация, государство, производство, предприятия, государственно-частное партнерство.

Объявленная политика модернизации в России касается различных аспектов реформирования: технической базы производства, экономики, структурных составляющих народного хозяйства, кадрового потенциала и т.д. Немаловажным в данном вопросе является проблема финансирования процессов модернизации производства.

Государство в решении вопросов финансирования модернизации должно играть важную роль, поскольку именно от него зависит формирование институциональной базы модернизации в различных секторах экономики, что осуществляется путем принятия и реализации ряда нормативно-правовых актов.

По мнению О. Гаман-Голутвиной, Л. Тимофеевой, Л. Сморгунова роль государства в современных процессах модернизации повышается, поскольку политика модернизации предполагает высокий уровень автономии деятельности различных агентов преобразований. При этом оно не сокращает свое присутствие в качестве регулятора взаимодействий. Авторы отмечают, что государство должно привлекать к публичным делам агентов, которые ориентированы на частные интересы, не сужая сферу публичности [1, с. 185].

* Аспирант кафедры Менеджмента и государственного управления.

Само по себе привлечение частного капитала не является залогом успеха модернизации производства промышленных предприятий, но, безусловно, способствует развитию экономики, позволяя направить финансовые и материальные ресурсы государства на другие цели.

В такой ситуации государственно-частное партнерство становится одним из вариантов решения проблемы. Государство приобретает финансовые и управленческие ресурсы частного сектора, оставляя за собой контроль над объектами инфраструктуры, а частный капитал получает доступ к тем секторам экономики, которые до этого были для него закрыты, поскольку полностью находились в ведении государства.

По мнению П.Е. Климова государственно-частное партнерство (ГЧП) -это форма объединения государственного и частного капитала и организации совместного управления, которое нацелено на решение задач социально-экономической политики и обеспечивает повышение эффективности капитала, разделение рисков и выгод [2, с. 31].

Цель такого партнерства - развитие государственной собственности за счет объединения усилий и ресурсов государства и частного бизнеса. Государство при этом оставляет за собой функции контроля и регулирования, которое осуществляется, «чтобы придать процессам организованный характер, упорядочить действия экономических субъектов, обеспечить соблюдение законов, государственных и общественных интересов» [7, с. 80].

Попов М.В., Акимова Т.В. дают схожую трактовку данного понятии, отмечая, что это институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации национальных и международных, масштабных и локальных, но всегда общественно значимых проектов в широком спектре сфер деятельности: от развития стратегически важных отраслей промышленности и научно-исследовательских конструкторских работ (НИОКР) до обеспечения общественных услуг [6, с. 163].

При этом выше приведенные авторы считают необходимым учитывать следующее:

1) партнерства являются средством достижения цели, а не целью самой по себе;

2) партнерства предполагают взаимный обмен ресурсами и разделение ответственности, а не однонаправленный поток; при этом под ресурсами понимаются не только материальные или денежные средства - в это понятие входят также знания, навыки, доверие аудитории и пр.;

3) партнеры должны быть готовы отказаться от определенной доли контроля над ситуацией, что несет с собой как риски, так и выгоды;

4) необходима достаточная степень взаимного уважения и доверия между партнерами, чтобы они могли работать вместе, а также существенная общность целей (однако полное единство целей не обязатель-

но). За последние несколько лет государственно-частное партнерство стало неотъемлемой частью российской экономики в различных отраслях: транспортной, социальной и коммунальной инфраструктуре, тяжелой промышленности, добыче природных ископаемых и энергетике, - однако установление устойчивых связей между наукой и рынком пока не достигнуто [6, с. 163].

Лоскутова М.В. отмечает, что необходимо учитывать тот факт, что в России государственно-частное партнерство при осуществлении процессов модернизации по сравнению с западными формами имеет специфические черты. В России сегодня следует говорить именно о государственно-частном партнерстве, а не о частно-государственном, как в ряде развитых стран. Государство выступает в качестве инвестора, особенно на начальной стадии, а бизнес-структуры осуществляют проект (в западных странах частная фирма выполняет заказ, используя в основном свои средства, а затем государство выкупает объект). Тем не менее, зарубежный опыт и отечественная практика показывают, что сами по себе предпринимательские структуры не более продуктивны и эффективны, чем общественные и государственные. На этапе коренных преобразований всей экономики государственным предприятиям и учреждениям так же, как и предпринимательскому сектору, выгодно государственно-частное партнерство. Именно оно способно содействовать реализации программ экономической модернизации с наименьшими издержками [4, с. 53].

В мировой практике сложилось множество разнообразных моделей, форм, типов и вариантов реализации партнёрских отношений между государством и бизнесом. Наиболее распространёнными формами государственно-частного партнерства являются государственные контракты с инвестиционными обязательствами частного сектора, договоры аренды, в том числе в форме лизинга, концессионные соглашения, соглашения о разделе продукции, совместные предприятия, что обусловлено характером решаемых в рамках партнерства конкретных задач экономического развития.

Препятствием распространения новых форм государственно-частного партнерства (венчурные фонды, технопарки, особые экономические зоны) являются высокие барьеры в инновационной сфере: утечка «умов» из страны, интеллектуальной собственности, отсутствие специалистов по коммерциализации научных разработок, отсутствие благоприятной предпринимательской среды для молодых технологических и наукоемких компаний, а также соответствующей предпринимательской культуры.

Государственно-частное партнерство предполагает специфические схемы проектного финансирования, что позволяет обеспечить ряд преимуществ финансового характера по сравнению с бюджетным финансированием, среди которых:

- повышение экономической эффективности проекта;

- взятие на себя частным партнером основной доли рисков;

- снижение объемов единовременных инвестиций [2, с. 35].

Развитие государственно-частного партнерства осуществляется в определенных условиях, позитивно и негативно влияющих на это развитие.

Весьма полно классификацию таких условий развития государственно-частного партнерства приводит А.С. Корчагина. Автор выделяет:

- по источнику действий: объективные и субъективные условия государственно-частного партнерства;

- по степени институционализации: формальные и неформальные условия государственно-частного партнерства;

- по охвату действия: общие и специфические условия государственно-частного партнерства;

- по характеру действия: положительные и отрицательные условия государственно-частного партнерства;

- по сфере деятельности: экономические и внеэкономические условия государственно-частного партнерства [3, с. 270].

В качестве основных факторов, влияющих на успешную реализацию ГЧП-проектов, можно выделить следующие:

- политическая поддержка;

- институциональная и нормативно-правовая база;

- состояние отечественного финансового сектора;

- качественная подготовка проектов;

- эффективные рыночные механизмы [2, с. 35].

В условиях местной специфики необходимо обеспечение специальной адаптации государственно-частного партнерства к территориальным и временным условиям, четкой организации и контроля, прозрачности для населения целей и задач, решаемых партнерскими проектами.

Государственное финансирование модернизационных процессов способствует улучшению имиджа предприятия, созданию новых рабочих мест, распределению рисков. Государство, в свою очередь, получает рост налоговых поступлений в бюджет при одновременном снижении государственных расходов, увеличение валового регионального продукта, получение масштабных проектов в собственность, возможность более точного долгосрочного планирования бюджета. По сути, партнерство бизнеса и власти в рамках реализации ГЧП-проектов и есть соблюдение социальной ответственности обеими сторонами. В данном случае бизнес-партнер и помощник государства в осуществлении национальных приоритетов [5, с. 195]. В настоящее время государство ориентировано на сохранение экономического потенциала и обеспечение жизнедеятельности общества, а интерес бизнеса - на поиск различного рода льгот, преимуществ и лоббирование государственной поддержки для своих производств. Успешное партнерство государства и бизнеса должно решить антикризисные задачи, особенно макроэкономического уровня и обрести реальные рычаги взаимодействия в рамках модернизации экономики [4, с. 54].

Использование механизма ГЧП может являться действенным средством модернизации инфраструктуры отечественной экономики, особенно в таких сферах, где эффективность работы специализированного частного оператора значительно выше.

Список литературы:

1. Гаман-Голутвина О., Тимофеева Л., Сморгунова Л. Политика модернизации неэффективна без сотрудничества государства с бизнесом и обществом // Власть. - 2014. - № 1. - С. 185-187.

2. Климов П.Е. Государственно-частное партнерство как механизм финансирования модернизации инфраструктуры // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2011. - № 35. - С. 31-46.

3. Корчагина А.С. Условия развития государственно-частного партнерства в России // Вестник Саратовского государственного технического университета. - 2011. - Т. 2, № 1 (55). - С. 270-279.

4. Лоскутова М.В. Государственно-частное партнёрство в условиях модернизации экономики России // Социально-экономические явления и процессы. - 2010. - № 2. - С. 53-59.

5. Марадудина В.Ф. Государственно-частное партнерство и его роль в социально-экономической модернизации страны // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. - 2012. - № 4. - С. 195-200.

6. Попов М.В., Акимова Т.В. Возможности инновационного развития России на условиях государственно-частного партнерства // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. - 2012. -№ 5 (44). - с. 162-164

7. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. - М., 2007.

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМОДАЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК

© Никулин Е.В.*, Стародубцева О.А.*

Новосибирский государственный технический университет, г. Новосибирск

В статье даются понятие «мультимодальная перевозка», «мультимо-дальные системы», рассматриваются виды транспорта, применяемые при мультимодальных перевозках, проведен анализ материальных по-

* Студент факультета Мехатроники и автоматизации. Научный руководитель: Стародубцева О.А.

* Доцент кафедры Производственного менеджмента и экономики энергетики, кандидат экономических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.