Научная статья на тему 'Государственно-частное партнерство: состояние и перспективы развития в Украине'

Государственно-частное партнерство: состояние и перспективы развития в Украине Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
923
218
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕРЖАВНО-ПРИВАТНЕ ПАРТНЕРСТВО / МЕХАНіЗМ / ПРОЕКТ ДПП / МОДЕРНіЗАЦіЯ ЕКОНОМіКИ / НАПРЯМКИ ДОСЛіДЖЕННЯ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / МЕХАНИЗМ / ПРОЕКТ ГЧП / МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ / STATE-PRIVATE PARTNERSHIP / THE MECHANISM / A PPP PROJECT / THE MODERNIZATION OF THE ECONOMY / THE DIRECTION OF RESEARCH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тараш Л. И., Петрова И. П.

В статье обоснованы перспективные направления дальнейших исследований по формированию института государственно-частного партнерства в трансформирующихся процессах модернизации экономики на основе исследования взаимосвязи теории и практики партнерского взаимодействия государства и бизнеса с экономическими и правовыми реалиями Украины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State-private partnership: condition and prospects of developing in Ukraine

In the article the promising directions for further research on the formation of the institute of state-private partnership in the transforming process of modernization of the economy on the basis of analyzes of the correlation of theory and practice partnership of state and business to the economic and legal realities in Ukraine.

Текст научной работы на тему «Государственно-частное партнерство: состояние и перспективы развития в Украине»

Л. И. Тараш

д-р экон. наук И. П. Петрова

г. Донецк

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

РАЗВИТИЯ В УКРАИНЕ

Постановка проблемы. Для стабильного и сбалансированного развития промышленности Украины необходимы диверсификация и инновационная трансформация ее производств, обеспечение этих процессов инвестиционными ресурсами. Привлекательным современным механизмом управления трансформационными процессами в экономике, позволяющим привлечь частные инвестиции и компетенции частного бизнеса для решения государственных задач модернизации экономики, распределить риски и обязательства между государством и бизнесом, является механизм государственно-частного партнерства (ГЧП).

В современной управленческой практике государственно-частное партнерство позиционируется как новая технология развития экономики, которая постепенно оформляется как самостоятельный институт [1; 2]. Вместе с тем отсутствие единого взгляда на экономическую сущность партнерского взаимодействия государства и бизнеса, не устоявшиеся терминология и понятийный аппарат, ограниченность сфер применения и форм реализации государственно-частного партнерства делают механизм государственно-частного партнерства неконкурентоспособным среди других механизмов сотрудничества государственных и частных субъектов. Идея привлечений финансовых ресурсов и организационных возможностей бизнеса для снятия ограничений бюджетных средств с целью решения государственных задач воспроизводственного процесса в приоритетных сферах экономики и осуществления региональной политики развития, ради которой и создается ГЧП, остается не реализованной.

Анализ последних исследований и публикаций. Исследованию теоретических и практических проблем партнерского взаимодействия государства и бизнеса большое внимание уделяется как российскими, так и украинскими учеными. Проблемам терминологии и вопросам создания проектов и управления ими в рамках ГЧП посвящены труды российских ученых: Варнав-ского В. Г. [1], Вилисова М. В. [2], Гринберга Р. С. [3], Дерябиной М. А. [4], Кабашкина В. А. [5], Клиновой М. В. [6], Миркина Я. М. [7], Резниченко Н. В. [8], Хлебникова К. В. [9], Якунина В. И. [10].

Весомый вклад в развитие различных аспектов государственно-частного партнерства в Украине внесли ученые: Запатрина И. В. [11; 12], Лебеда Т. Б. [12], Пав-люк К. В. [13], Павлюк С. М. [13], Пыльтяй А. В. [14], Черевиков Е. Л. [15]. Отрабатываются модели и механизмы взаимодействия власти и бизнеса в рамках научных школ Донецкой, Одесской и Хмельницкой областей [16]. Однако, проблемы взаимодействия государства и бизнеса исследованы недостаточно. До настоящего времени отсутствуют комплексные исследования по концептуальным основам формирования партнерского взаимодействия государства и бизнеса, развитию нормативно-правовой базы и возможностям применения механизма

государственно-частного партнерства в обеспечении модернизации экономики. Вопросы формирования и использования ГЧП как института современной трансформирующейся экономики остаются малоизученными.

В связи с этим целью данной статьи является обоснование перспективных направлений дальнейших исследований по формированию института государственно-частного партнерства в трансформирующихся процессах модернизации экономики на основе исследования взаимосвязи теории и практики партнерского взаимодействия государства и бизнеса с экономическими и правовыми реалиями Украины.

Изложение основного материала. Сформированный в развитых странах мира, механизм партнерского взаимодействия между органами государственной власти и бизнесом представляет собой способ внедрения рыночных отношений в сферу ответственности государства или, иначе, способ делегирования государством выполнения части собственных функций частному бизнесу и рассматривается как необходимый механизм рыночной экономики. Цель партнерства — объединить преимущества государственного и частного сектора экономики для взаимной выгоды.

Лидерами в использовании механизма государственно-частного партнерства в Западной Европе являются Великобритания, Франция, Германия. Каждая страна имеет собственный путь развития механизма государственно-частного партнерства. Поэтому в зависимости от страны и проекта существует большое количество различных вариантов и схем применения механизма государственно-частного партнерства. При этом используются модели партнерства контрактного (договорного) и институционального (совместное предприятие или институционально обособленный объект) характера. Одним из широко известных опытов частно-государственного партнерства контрактного характера является британский опыт под названием «частная финансовая инициатива» (private financing initiative, PFI) [2; 7, 7; 17, 9; 18]. В соответствии с британской практикой частный партнер осуществляет финансирование и строительство объектов инфраструктуры (производственной или социальной) в интересах государства, эксплуатирует их в течение какого-то времени и получает от этого доход, в зависимости от источника дохода различают две разновидности проектов: доход от непосредственной эксплуатации объекта; доход в виде платежей от государства [18]. Частная финансовая инициатива является основной формой ГЧП в Великобритании. В настоящее время британский опыт адаптирован для использования в Канаде, Франции, Нидерландах, Португалии, Норвегии, Ирландии, Финляндии, Австралии, США и Сингапуре [19, 11].

Во Франции преобладают институциональные формы ГЧП, среди которых наибольшее распространение получили совместные предприятия со смешанным государственно-частным капиталом (SEM), в них госу-

168

В1СНИК ЕКОНОМ1ЧНО1 НАУКИ УКРА1НИ

дарство должно иметь большую долю в составе активов (контрольный пакет акций) [17, 9]. Помимо SEM во Франции распространены концессии [17, 10].

В Германии используются и контрактные, и институциональные формы ГЧП. Федеральным и земельными правительствами разработана единая концепция внедрения ГЧП. Для повсеместного внедрения на практике государство создает единые для всей территории процедурные стандарты реализации ГЧП и единые стандарты коммуникации, позволяющие упростить процедуру создания новых проектов и повысить привлекательность использования института ГЧП [20].

Исходя из опыта европейских стран, ГЧП рассматривается, преимущественно, как альтернатива приватизации. Основную массу проектов ГЧП, реализуемых в европейских странах, составляют проекты, связанные с инфраструктурными объектами, приватизация которых во многих странах признается нецелесообразной по стратегическим мотивам, во избежание социально-экономической дискриминации населения или по другим причинам. Поэтому не случайно, что государственно-частное партнерство в современном виде появилось и нашло наибольшее применение в Великобритании — стране, в которой наиболее распространена приватизация и в которой для исправления негативных последствий приватизации понадобился поиск других форм [2]. В последние годы сферы применения и формы использования ГЧП значительно расширяются.

В большинстве стран Центральной и Восточной Европы (Болгария, Хорватия, Чехия, Румыния, Польша) количество проектов, которые инициируются к реализации с привлечением схем государственно-частного партнерства, постоянно увеличивается. Однако, несмотря на это, использование указанной формы сотрудничества между властью и бизнесом находится на относительно ранней стадии. Уровень дискуссий по проблемам применения механизма государственно-частного партнерства не снижается. До настоящего времени в большинстве стран нет единого взгляда на то, какие формы и сферы взаимодействия власти и бизнеса можно отнести к государственно-частному партнерству. В разных странах наблюдаются самые разные цели, задачи, формы и сферы.

В мировой науке и практике единого и однозначного определения понятия государственно-частного партнерства (ГЧП) и общепризнанного системного понимания этого механизма не существует. В разных странах используются различные вариации одного и того же механизма, что затрудняет формулирование единого понятия государственно-частного партнерства. Международная передовая практика постоянно уточняет концепцию ГЧП. Общее регулирование процессов реализации ГЧП на международном уровне осуществляется с помощью документов, носящих рекомендательный характер. В их числе можно назвать документы Европейской комиссии по региональной политике Европейского Союза «Руководство по успешным государственно-частным партнерствам» (2003 г.) и «Зеленую книгу о государственно-частных партнерствах и местном законодательстве о государственных контрактах и концессиях» (2004 г.), документ Экономической комиссии ООН в Европе «Руководство о частно-государственном партнерстве для целей развития инфраструктуры» [7;

21] и другие. Эти документы представляют собой развитие международного понимания ГЧП, претендующее на стандарты передовой международной практики.

Для Украины, как и для других постсоветских стран, государственно-частное партнерство как самостоятельное и институционально оформленное направление в организации сотрудничества государства и бизнеса является новацией, привнесенной трансформационными реформами. Из стран с трансформационной экономикой в настоящее время наиболее интенсивно ведутся исследования по вопросам теории и практики государственно-частного партнерства в России. В Государственной Думе Федерального собрания Российской Федерации создан Экспертный совет по законодательству о государственно-частном партнерстве. В ряде министерств и ведомств созданы специальные советы по вопросам партнерства. Для информационных и консультационных услуг по определенным направлениям и организационно-правовым вопросам создания и функционирования государственно-частного партнерства государственной корпорацией «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» создан консультационный центр по государственно-частному партнерству, созданы региональные центры ГЧП [22].

В Украине для развития научно-методологического, правового и организационного обеспечения создания условий для реализации проектов ГЧП общенационального и регионального значений учреждена непредпринимательская организация — Украинский центр содействия развитию публично-частного партнерства (создан академиком НАН Украины В. М. Ге-ецем). Действует Программа развития государственно-частного партнерства, финансируемая Агентством США по международному развитию (^АГО).

Институциональные условия и инструментарий государственно-частного партнерства в Украине в настоящее время находятся в стадии становления. Принят Закон Украины «О государственно-частном партнерстве», закрепивший ряд важнейших, общих для Европейского Союза, принципов в привлечении частных инвесторов: равенство перед законом партнеров; запрещение какой-либо дискриминации их прав; согласование интересов партнеров с целью получения взаимной выгоды; неизменность договора на протяжении всего срока действия; признание партнерами прав и обязанностей, предусмотренных законодательством Украины и определенных условиями договора; справедливое распределение рисков; определение частного партнера на конкурсных условиях. Для реализации закона утвержден ряд нормативно-правовых актов, связанных с организацией осуществления государственно-частного партнерства, выявлением, оценкой возникающих при этом рисков и управлением рисками, предоставлением государственной поддержки и государственных гарантий, получением соответствующей информации.

Однако законодательная база сотрудничества между государством и бизнесом не стала катализатором развития государственно-частного партнерства в Украине не только в силу своей незавершенности, но и несовершенства.

Законодательная база о государственно-частном партнерстве, призванная стимулировать развитие сотрудничества между государством и бизнесом, повышение конкурентоспособности экономики страны и регионов и привлечение инвестиций в экономику, несовершенна для

реализации задачи, коренящейся в самой сути ГЧП — согласование интересов партнеров. Частный бизнес не проявил заинтересованность к заключению контрактов ГЧП.

Сферы применения ГЧП окончательно не сложились. Об этом свидетельствуют расхождения в законодательно-нормативных актах, в частности, в Законе Украины «О государственно-частном партнерстве» и Программе экономических реформ Украины на 2010—2014 годы «Зажиточное общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство». В отличие от Закона, Программой намечено внедрение государственно-частного партнерства в научно-техническую сферу, в развитие базовых отраслей промышленности (угольную промышленность).

Закон ограничивает возможные формы ГЧП. В соответствии с законом ГЧП реализуется только в договорной форме и не может осуществляться путем создания юридического лица. Закон исключает, таким образом, институциональные формы ГЧП (за исключением совместной деятельности). Более высокий уровень взаимодействия государства и бизнеса — интеграция государственного и частного капиталов в реализации партнерских отношений не задействуется. Между тем, настоящее партнерство невозможно без стратегических интересов бизнеса [9, 131]. Реальной альтернативой приватизации для сохранения частнопредпринимательской инициативы может быть создание предприятий со смешанной государственно-частной собственностью. Государство остается собственником, сохраняет за собой право контроля над объектами ГЧП, обеспечивается взаимное балансирование институтов рынка и публичной власти [9, 132]. По словам М. Б. Джеррарда — главы компании «Британские партнерства государства и частного сектора», созданной правительством Великобритании для содействия ГЧП: «Партнерства создаются и действуют на границе государственного и частного секторов хозяйства, не являясь ни национализированным, ни приватизированным. Политически они представляют собой третий путь...» [23].

Объекты государственно-частного партнерства, находящиеся в государственной или коммунальной собственности в соответствии с законом не смогут сменить владельца, классический вариант государственно-част -ного партнерства, а именно ВОТ (Build — Operate — Transfer) — «строительство — эксплуатация/управление — передача», на чем строится «частная финансовая инициатива» в Великобритании, не может быть осуществлен. Отсутствует положение о возмещении всех экономически обоснованных расходов частным партнером.

Официально систематизированная информация по применению и реализации проектов партнерского взаимодействия государства и бизнеса в Украине отсутствует. Однако, в международной практике проводится мониторинг данных по развитию ГЧП в странах мира. Наиболее системно информация представлена Всемирным банком. Согласно методологии Всемирного банка, проект считается ГЧП, если участие частного партнера в его реализации составит не менее 25 %, а проект продажи активов — если хотя бы 5 % акций принадлежат частным владельцам.

По данным Всемирного банка по проектам ГЧП в сфере инфраструктуры, в Украине в течение 1992—2011 годов были реализованы 40 проектов [24], в которые инвестировано 12,131 млн. долл. (табл. 1).

170

В состав проектов ГЧП, в соответствии с методологией Всемирного банка [24], включены концессии (Concession), частичная приватизация активов (Divestiture), проекты, предполагающие новое строительство «под ключ» (Greenfield project), контракты на управление и арендные договоры (Management and lease contract) (табл. 2).

Анализ свидетельствует, что наиболее инвестиционно привлекательными сферами реализации проектов государственно-частного партнерства являются телекоммуникации (10,878 млн. дол.) и энергетика (920 млн. дол.).

Большинство инвестиций, по количеству проектов, были вложены в проекты частичной приватизации активов и проекты, предполагающие новое строительство «под ключ» для сфер телекоммуникаций, энергетики и транспорта; для сферы водоснабжения и канализации — концессии и контракты на управление (табл. 3).

Представленные статистические данные мониторинга Всемирного банка не соответствуют законодательству Украины, согласно которому, в частности, объекты ГЧП не могут быть приватизированы в течение всего срока действия соглашения, объектами ГЧП не могут быть объекты, в отношении которых принято решение о приватизации.

Итак, отсутствие единого взгляда на экономическую сущность механизма государственно-частного партнерства, не устоявшийся понятийный аппарат, неопределенность сфер применения и форм реализации вызывает необходимость дальнейшего продолжения исследования в этом направлении и определения концептуальных, организационных и институциональных основ формирования механизма государственно-частного партнерства для обеспечения модернизации экономики Украины.

В связи с этим целесообразно обосновать возможности использования механизма государственно-частного партнерства в трансформационных процессах модернизации экономики на основе теоретического обоснования допустимых пределов применения и разработки предложений по развитию институциональных условий реализации. При этом необходимо затронуть вопросы, преимущественно, по тем сферам, формам и объектам, в которых базисной основой является теория смешанной экономики и теория государственного регулирования экономики. Речь идет об объединении потенциалов государства и бизнеса и использовании интегрированных государственных и частных ресурсов и возможностей для решения проблем не столько в сферах общественной жизни, которые во все времена были предметом ответственности государства, сколько проблем реализации государственной промышленной, инвестиционной, инновационной и региональной политики, повышения уровня конкурентоспособности страны и регионов. При этом государственно-частное партнерство необходимо рассмотреть не как простое объединение ресурсов государства и бизнеса, а как экономи-

Таблица 1

Проекты ГЧП в Украине за 1990-2011 гг., по оценке Всемирного банка [24]

Сфера реализации Количество Объем инвести-

проекта проектов, ед. ций, млн. дол.

Энергетика 23 920

Телекоммуникации 14 10,878

Транспорт 1 130

Водоснабжение и кана- 2 202

лизация

Всего 40 12,131

В1СНИК EKOHOMI4HOÏ НАУКИ УКРАШИ

Таблица 2

Объемы инвестиций по формам реализации проектов ГЧП (млн. дол.) за 1990—2011 гг. [24]

Сфера реализации проекта Концессия (Concession) Частичная приватизация активов (Divestiture) Проекты, предполагающие новое строительство «под ключ» (Greenfield project) Контракты на управление и арендные договоры (Management and lease contract) Всего

Энергия G 577 343 G 920

Телекоммуникации G 1,572 9,306 G 10,878

Транспорт G G 130 G 130

Водоснабжение и канализация 1G2 G 0 1GG 202

Всего 102 2,149 9,780 100 12,131

Количество проектов ГЧП (единиц) за 1990—2011 гг. [24] Таблица З

Сфера реализации проекта Концессия (Concession) Частичная приватизация активов (Divestiture) Проекты, предполагающие новое строительство «под ключ» (Greenfield project) Контракты на управление и арендные договоры (Management and lease contract) Всего

Энергия G 2G 3 G 23

Телекоммуникации G 2 12 G 14

Транспорт G G 1 G 1

Водоснабжение и канали- 1 G 0 1 2

зация

Всего 1 22 16 1 40

ческую форму их взаимодействия для реализации общей цели и взаимной выгоды.

Использование обоснованных положений и рекомендаций по формированию института государственно-частного партнерства позволит объединить и направить интегрированные ресурсы и возможности государства и бизнеса на решение проблем в приоритетных сферах структурной модернизации экономики.

Таким образом, исследование сущности, целей и сфер применения партнерского взаимодействия государства и бизнеса, определение возможностей, места, роли и форм, а также развитие институциональных условий реализации механизма государственно-частого партнерства в трансформационных процессах модернизации экономики требуют продолжения и составят содержание дальнейших исследований.

Список использованных источников

1. Варнавский В. Государственно-частное партнерство: некоторые вопросы теории и практики / В. Варнавский // Международная экономика и международные отношения. — 2011. — № 9. — С. 41-50.

2. Вилисов М. В. Государственно-частное партнерство: политико-правовой аспект / М. В. Вилисов // Власть. — № 7. — 2006. — С. 4-6.

3. Гринберг Р. С. Эффективное взаимодействие государства и бизнеса как основа новой промышленной политики России [Электронный ресурс] / Р. С. Гринберг. — Режим доступа : http://www.inecon.ru/tmp/Grinberg_doclad_ conf_22_23.doc.

4. Дерябина М. А. Теоретические и практические проблемы государственно-частного партнерства [Электронный ресурс] / М. А. Дерябина. — Режим доступа : http://www.imepi-eurasia.ru/baner/docladD.doc.

5. Кабашкин В. А. Государственно-частное партнерство: международный опыт и российские перспективы : моногр. / В. А. Кабашкин. — М. : ООО Международный Инновационный Центр, 2010. — 575 с.

6. Клинова М. В. Государство и частный капитал в поисках прагматичного взаимодействия : моногр. / М. В. Клинова. — М. : ИМЭМО РАН, 2009. — 122 с.

7. Научно-информационные материалы по теме: Частно-государственное партнерство в высшем образовании и научной сфере: механизмы управления имуществом, привлечения финансирования, управления содержанием образования и научной деятельности [Электронный ресурс] / Я. М. Миркин. — М., 2009. — Режим доступа : http://www.mirkin.ru/_docs/_budgetfin/_obrprog/3_1. pdf.

8. Резниченко Н. В. Модели государственно-частного партнерства / Н. В. Резниченко // Вестник Санкт-Петербург. ун-та. Сер. Менеджмент. — 2010. — Вып. 4. — С. 58-83.

9. Хлебников К. В. Государственно-частное партнерство: экономическое содержание и институциональные границы / К. В. Хлебников // Экономические науки. — 2011. — №6 (79). — С. 129-133.

10. Якунин В. И. Партнерство в механизме государственного управления [Электронный ресурс] /

B. И. Якунин. — Режим доступа : http://www.isras.ru/ files/File/Socis/2007—02/Yakunin.pdf.

11. Запатрша I. В. Публiчно-приватне партнерство в Укра'шк перспективи застосування для реалiзащi шфраструктурних проеклв i надання публiчних послуг [Електронний ресурс] / I. В. Запатрша. — Режим доступу : http://www.ukrppp.com/images/stories/PPP_econ_ forec_Zapatr_1.pdf.

12. Запатрша I. В. Проблеми розвитку державно-приватного партнерства в Укрш'ш як фактору макроекономiчного зростання [Електронний ресурс] / I. В. Запатрша, Т. Б. Лебеда. — Режим доступу : http:// www.ukrppp.com/images/stories/PPP_Economist_1.pdf.

13. Павлюк К. В. Сутнють i роль державно-приватного партнерства в соцiально-економiчному роз-витку держави [Електронний ресурс] / К. В. Павлюк,

C. М. Павлюк // Науковi пращ КНТУ. Економiчнi науки. — 2010. — Вип. 17. — Режим доступу : http://www. kntu.kr.ua/doc/zb_17_ekon/stat_17/02.pdf.

14. Пильтяй О. В. Сучасш концепци' та пщходи до визначення державно-приватного партнерства [Електронний ресурс] / О. В. Пильтяй. — Режим доступу : http:// www.ukrppp.com/images/stories/PPP_Concept_2011.pdf.

15. Черевиков Е. Л. Публично-приватное партнерство как социально-экономический институт / Е. Л. Черевиков // Экономическая теория. — 2009. — № 4. — С. 31—40.

16. Мехашзм взаемодц оргашв влади та шдприемницького сектора економiки Украши : моногр. / А. I. Бутенко, Н. Л. Шлафман, 6. В. Лазарева та ш. ; за заг. ред. д. екон. н., проф. А. I. Бутенко ; 1нститут проблем ринку та економтэ-еколопчних дослщжень НАН Украши. — Одеса : 1нтерпршт, 2011. — 278 с.

17. Государственно-частное партнерство в зарубежных странах, или как реализовать ГЧП в России. — М. : Издание Совета Федерации, 2009. — 129 с.

18. Санникова Т. А. Фундаментальная предпосылка — можно ли вести бизнес с этим государством? [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www. opec.ru/1077459.html.

19. Подготовка та реалiзацiя проеклв публiчно-приватного партнерства : практичний пошбник для оргашв мюцево'1 влади та бiзнесу / С. Грищенко. — К. : ФОП Москаленко О. М., 2011. — 140 с.

20. Левин И. Г. Поддержка государственно-частного партнерства — как это работает в Германии [Электронный ресурс] / И. Г. Левин. — Режим доступа : http://pppcenter.ru/assets/files/docs/Levin_Ilya_The%20 support%20of%20PP_part1.pdf.

21. Програма розвитку публiчно-приватного партнерства. Дiагностичний огляд законодавства про дер-жавно-приватне партнерство [Електронний ресурс]. — 20 жов. 2011 р. — Режим доступу : http://www.auc.org. ua/sites/default/files/files/Diagnostic%20Review%200cto-ber%2020,%202020UKR.pdf.

22. Центр государственно-частного партнерства Внешэкономбанка [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www. unece.org/fileadmin/DAM/ceci/ppt_ presentations/2008/ppp/Moscow/bazhenov.pdf.

23. Gerrard M. B. What are public-private partnerships, and how do they differ from privatizations? [Electronic Resource] / M. B. Gerrard // Finance & Development. — 2001. — №3 (Vol. 38) — Mode of access: http://www.imf. org/external/pubs/ft/fandd/2001/09/gerrard.htm.

24. Ukraine-Private Infrastructure Projects — The World Bank & PPIAF [Electronic Resource] — Mode of access: http://ppi.worldbank.org/explore/ppi_exploreCountry. aspx?countryId=97#.

172

В1СНИК ЕКОНОМ1ЧНО1 НАУКИ УКРАШИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.