УДК 614.252.7
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК СТРУКТУРА ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОКАЗАНИЯ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОШИ
ИЮ. Ежов, ФГУ «Нижегородский научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии Росмедтехнологий»
Реализация инвестиционных проектов в рамках государственно-частного партнерства в
России становится все актуальней в связи с изменением роли государства в экономике и недостаточностью у государства как финансовых, так и иных видов ресурсов для реализации социально значимых проектов. В Нижнем Новгороде подготовлен пилотный проект центра эндопротезирования суставов, который мы предлагаем реализовать. Реализация пилотного проекта в Нижегородской области, где имеются все предпосылки для этого, позволит затем тиражировать его и в других регионах.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, центр эндопротезирования,
высокотехнологичная медицинская помощь.
Realization of investment projects within state-private partnership in Russia is getting more acute. It is connected with the change of state role in economics and lack of financial and other resources for realization of socially significant projects. The experimental project was prepared by Nizhniy Novgorod Centre of Joint Endoprosthesis Replacement. We offer to realize this project. Realization of the pilot project in Nizhniy Novgorod region which has all necessary conditions will help to perform it in other areas.
Key words: state-private partnership, centre of endoprosthesis replacement, high-tech medical care.
Известно, что уровень и качество здоровья населения во многом характеризуют степень цивилизованности страны, влияя и на ее экономический потенциал. Проблема повышения эффективности оказания медицинской помощи населению является чрезвычайно актуальной.
Увеличивающийся спрос и рост затрат на услуги здравоохранения затрудняют предоставление медицинских услуг государством в необходимом для общества объеме и приводит к увеличению нагрузки на государственный бюджет. Такая тенденция характерна как для России, так и для всего мира. Правительства всех стран пытаются найти решение, которое позволило бы повысить доступность, улучшить качество и эффективность предоставляемых государством медицинских услуг, особенно высокотехнологичных, и в то же время не привело бы к дальнейшему отягощению государственного бюджета.
О необходимости увеличения доступности для населения высокотехнологичной медицинской помощи, предоставля-
емой за счет средств федерального бюджета, говорилось уже неоднократно. При этом основным фактором, препятствующим решению этой проблемы, до настоящего времени считается дефицит финансирования.
Ограниченность государственного бюджета ведет к невозможности государства самостоятельно удовлетворять растущие потребности населения в услугах здравоохранения, в то же время, повышая качество предоставляемых услуг. Значит, нужно изыскивать альтернативные источники финансирования. Развитие в стране рыночных отношений в различных отраслях хозяйства и появление их отдельных ростков в медицине требуют в новых условиях теоретического обоснования деятельности уже существующих и вновь создаваемых ЛПУ.
Одним из недостатков современного здравоохранения является отсутствие в этой системе важнейших характеристик рынка: свободного ценообразования, свободы потребительского выбора и конкуренции производителей,
Организация здравоохранения и общественное здоровье
дение ресурсов, которые можно будет более эффективно
а финансовые возможности не позволяют заложить в бюджет требующиеся средства.
Поэтому необходимо искать не только пути решения рационального использования имеющихся ресурсов, но и пути привлечения дополнительных инвестиций в медицину. Сегодня особое внимание уделяется развитию схем государственно-частного партнерства и формированию инвестиционной привлекательности данной формы для реализации различных крупномасштабных проектов. Появление модели государственно-частного партнерства связано с такими процессами, как изменение представлений о деятельности рынка и роли государства в нем, а также с необходимостью реализации государством долгосрочных финансовоемких и социально-значимых инвестиционных проектов.
Положительным примером государственно-частного партнерства в медицине является опыт испанского госпиталя Торревьехи.
По итогам 2007 года госпиталь Торревьехи, расположенный на восточном побережье Испании, в провинции Валенсия, признан лучшим госпиталем в Испании. Это единственный на сегодняшний день пример, когда госпиталь занимает первую позицию в национальном рейтинге медицинских центров уже с первого года своего существования. Госпиталь Торревьехи создан в результате реализации инвестиционного проекта в формате частногосударственного партнерства.
Доказанная эффективность этого проекта в формате частно-государственного партнерства в Испании создала предпосылки для возможности тиражирования подобной модели управления госпиталем. Руководство управляющей компании Torгevieja-Salud иТЕ охотно делится своим опытом с другими больницами как в Испании, так и в других странах. В настоящий момент подобные информационные системы внедряются ещё в двух госпиталях Испании, ведется работа над проектами в Южной Америке и странах Восточной Европы (Словении) и в Казахстане [1].
Анализируя опыт развития государственно-частного партнерства в области здравоохранения в России, необходимо отметить появление первых законодательных актов в регионах, которые отражают заинтересованность органов государственного управления в применении нового метода. В настоящее время в России появляются первые проекты, которые могут быть реализованы через механизм государственно-частного партнерства.
Развитие частной системы здравоохранения должно строиться на основе долгосрочных возвратных инвестиций в строительство и оснащение современных клиник.
Возврат инвестиционных ресурсов возможен лишь тогда, когда получившие их частные медицинские организации будут гарантированно обеспечены государственным заказом с условием оплаты полной стоимости услуг либо с введением соплатежей. Произойдет значительное высвобож-
использовать для программ государственных гарантий охраны здоровья граждан. Кроме того, будет достигнуто декларированное право пациента на свободу выбора врача и лечебного учреждения. Таким образом, создадутся условия, обеспечивающие равенство всех трех конституционных систем здравоохранения: государственной, муниципальной и частной.
Предоставление высокотехнологичных дорогостоящих видов медицинской помощи является одной из сложнейших задач, стоящих перед здравоохранением. Из-за дороговизны такие виды помощи в основном оказываются в центрах Москвы и Санкт-Петербурга, а гражданам с периферии они малодоступны.
По данным В.И. Перхова [2], около 30% федеральных медицинских учреждений, выполняющих государственное задание на оказание высокотехнологичной медицинской помощи гражданам РФ, расположены на территории Москвы. В них сконцентрировано 55,5% всего коечного фонда федеральных клиник, представляющих высокотехнологичную медицинскую помощь населению. Поэтому правительство приняло решение строить в регионах медицинские центры равномерно по всей стране, что должно позволить нашему здравоохранению выйти на качественно другой уровень.
Особенно целесообразно на условиях государственночастного партнерства создание центров, оказывающих наиболее востребованные виды высокотехнологичной медицинской помощи, что обеспечит повышение её качества и доступности.
Одним из самых востребованных высокотехнологичных видов медицинской помощи является эндопротезирование суставов.
Количество ортопедических заболеваний у взрослых, в том числе опорно-двигательного аппарата, составляет в зависимости от региона от 80 до 250 на 1000 человек взрослого населения. Из них наибольшей тяжестью отличаются заболевания тазобедренного сустава, что в абсолютных показателях составляет в среднем 10-40 больных на 1000 человек. По мере прогрессирования заболевания сустав разрушается до такой степени, что требуется его замена на искусственный - эндопротезирование.
Потребность в эндопротезировании суставов составляет 27 операций на 10 000 населения. Ориентировочная годовая потребность в России в эндопротезировании составляет 300 000 операций. В 2009 г. во всех клиниках России произведено порядка всего 30 000 операций.
В Приволжском федеральном округе при общем количестве населения 31 994 560 человек потребность в эндопротезировании суставов составляет 86 400 операций в год. В Нижегородской области в эндопротезировании суставов нуждаются 8000 человек. В 2009 году всего выполнено в нашей области около 800 таких операций.
Организация здравоохранения и обшественное здоровье
Из этого следует, что необходимо строительство новых центров. Надо начинать с создания окружных центров эндопротезирования как точек кристаллизации для медицинской помощи в регионах.
В Нижнем Новгороде подготовлен пилотный проект центра эндопротезирования суставов, который мы предлагаем реализовать.
Соучредителями такого центра могут быть следующие структуры: государство как координатор проблемы в лице Министерства здравоохранения и социального развития; Нижегородский научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии, который обладает многолетним опытом по эндопротезированию суставов, имеет достаточное количество хирургов, владеющих этими технологиями; администрация области, которая может выделить земельный участок, и инвестор, который готов на условиях кредита или соучредителя вкладывать необходимое количество средств.
Создание такого центра предполагается в три этапа. Первый этап - строительство специализированного хирургического комплекса; второй этап - строительство реабилитационного центра; третий этап - строительство производственной базы и конструкторского бюро.
При реализации проекта предполагается сформировать нишу оказания платных услуг, ориентируясь на страны ЮгоВосточной Азии и Африки.
Строительство такого комплекса, сочетающего в себе коммерческую систему обслуживания иностранных пациентов, позволит за счет вырученных средств создать условия доступности высокотехнологичной медицинской помощи гражданам России.
Центр должен стать базовой моделью ведения эффективного бизнеса в такой наукоемкой области, как эндопротезирование суставов с одновременным решением социальноэкономической задачи восстановления трудового ресурса государства и одновременного снижения бремени выплат по вынужденной инвалидности.
Кроме того, при реализации предлагаемого нами проекта центра результаты интеллектуальной деятельности научно-исследовательских коллективов будут в кратчайшие сроки вовлечены в хозяйственный и гражданско-правовой оборот с внедрением в практику.
Такое решение соответствует посланию В.В. Путина: «... бюджетные средства должны стать не главным источни-
ком, а прежде всего катализатором для частных инвестиций. Вкладывая бюджетные средства в экономику, государство должно лишь «подставлять плечо» там, где риски для
частных инвесторов пока еще слишком высоки. А основной ролью государства должно быть содействие бизнесу в создании новых, по-настоящему современных производств и в появлении как можно большего количества национальных передовых компаний».
До сих пор в обществе бытует мнение, что здравоохранение - сугубо затратная отрасль. Почему-то в области здравоохранения ещё не научились видеть и считать выгоду. В действительности, здравоохранение может стать одним из локомотивов развития российской экономики, экспортируя услуги медицинской помощи. У России есть конкурентные преимущества, которые пока не используются.
Реализация инвестиционных проектов в рамках государственно-частного партнерства в России становится все актуальней в связи с изменением роли государства в экономике и недостаточностью у государства как финансовых, так и иных видов ресурсов для реализации социально значимых проектов.
Данная тенденция обуславливается стремлением государства и крупных частных компаний реализовывать и привлекать инвесторов в дорогостоящие долгосрочные проекты, реализация которых приносит выгоды обеим сторонам партнерства.
Преимущество использования механизма государственно-частного партнерства заключается в том, что с его помощью можно соединить «короткие» деньги государства, которые финансируются из бюджета, с «длинными» деньгами частного сектора, который может их привлечь.
Реализация пилотного проекта в Нижегородской области, где имеются все предпосылки для этого, позволит затем тиражировать его и в других регионах. В целом, строительство таких центров носит и политический характер по созданию многополярного мира не только в политике, но и в социальной сфере. ЕЭ
ЛИТЕРАТУРА
1. Вало Б., Коломе А., Моргунова Е. Инновационная модель управления здравоохранением с использованием частно-государственного партнерства на примере госпиталя в г. Торревьехе, Испания. Менеджер здравоохранения. 2009. № 2. С. 42-37.
2. Перхов В.И. Как избавиться от стресса, возникающего при организации высокотехнологичной медицинской помощи. Менеджер здравоохранения. 2009. № 1. С. 46-49.