Научная статья на тему 'Опыт успешного проекта комплексной автоматизации госпиталя в г. Торревьехе, Испания'

Опыт успешного проекта комплексной автоматизации госпиталя в г. Торревьехе, Испания Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
125
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бернардо Вила, Альфонсо Коломе, Евгения Моргунова

В условиях финансового кризиса тема развития частно-государственного партнерства в здравоохранении становится все более актуальной. На исходе 2008 года Государственная Дума организовала круглый стол «Частно-государственное партнерство в сфере здравоохранения. Законодательные аспекты». По мнению председателя Комитета Государственной Думы по охране здоровья Ольги Борзовой, необходимо активнее использовать возможности бизнеса «в сфере информационных технологий обеспечения лечебно-диагностического процесса ». Журнал «ВиИТ» рассказывает о примерах такого партнерства в сфере медицинских ИТ в зарубежной практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бернардо Вила, Альфонсо Коломе, Евгения Моргунова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт успешного проекта комплексной автоматизации госпиталя в г. Торревьехе, Испания»

1 и информационные

технологии

Зарубежный опыт

От редакции:

В условиях финансового кризиса тема развития частно-государственного партнерства в здравоохранении становится все более актуальной. На исходе 2008 года Государственная Дума организовала круглый стол «Частно-государственное партнерство в сфере здравоохранения. Законодательные аспекты». По мнению председателя Комитета Государственной Думы по охране здоровья Ольги Борзовой, необходимо активнее использовать возможности бизнеса «в сфере информационных технологий обеспечения лечебно-диагностического процесса».

Журнал «ВиИТ» рассказывает о примерах такого партнерства в сфере медицинских ИТ в зарубежной практике.

БЕРНАРДО ВИЛА,

менеджер по планированию и развитию,

АЛЬФОНСО КОЛОМЕ,

ЕВГЕНИЯ МОРГУНОВА,

члены отдела международных проектов компании Torrevieia-Salud UTE, Госпиталь Торревьехи, Испания

ОПЫТ УСПЕШНОГО ПРОЕКТА КОМПЛЕКСНОЙ АВТОМАТИЗАЦИИ ГОСПИТАЛЯ В г. ТОРРЕВЬЕХЕ, ИСПАНИЯ

По итогам 2007 года госпиталь Торревьехи, расположенный на восточном побережье Испании, в провинции Валенсия, признан лучшим госпиталем в Испании. Это единственный на сегодняшний день пример, когда госпиталь занимает первую позицию в национальном рейтинге медицинских центров уже в первый год своего существования. Госпиталь Торревьехи создан в результате реализации инвестиционного проекта в формате частно-государственного партнерства.

Несколько слов о масштабе госпиталя. Госпиталь Торревьехи имеет следующую структуру:

• 250 2-местных палат в отделении госпитализации (руководство управляющей компании (УК) полагает, что такие палаты рентабельнее, чем палаты на несколько пациентов);

• 11 операционных;

• 2 родовые палаты;

• 6 предродовых палат

© Б. Вила, А. Коломе, Е. Моргунова, 2009 г.

' 40 ■ ■ J ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■

Зарубежный опыт

www.idmz.nu

SOOS, № Л

• отделение неотложной помощи (53 койки для наблюдения и 36 реанимационных боксов);

• 60 кабинетов в отделении приёмов;

• 14 коек в отделении интенсивной терапии;

• 17 коек для диализа.

В госпитале работают

700 врачей и медсестер.

В организационно-финансовую структуру госпиталя включены 22 поликлиники, расположенные в провинции.

Показатели клинико-экономической эффективности госпиталя на сегодняшний день являются лучшими в Испании (рис. 1):

• среднее время госпитализации — 4,3 дня;

• среднее время обслуживания в отделении неотложной помощи — 3,93 часа;

• доля амбулаторных (от общего количества) хирургических вмешательств — 54,12%.

Управляющая компания (УК) Torrevieja-Salud UTE выиграла конкурс на строительство госпиталя, его эксплуатацию и управление в течение 15 лет (с возможностью пролонгации до 20 лет). По условиям договора, заключенного между Министерством здравоохранения Валенсии и Torrevieja-Salud UTE, УК должна была проинвестировать в проект минимум 80 млн. евро. На момент открытия госпиталя было инвестировано около 68 млн. евро. Согласно финансовому плану проекта, предполагается, что за период до передачи госпиталя в управление государством объем инвестиций составит 120 млн.евро. По условиям соглашения между государством и УК величина чистой прибыли ограничена 7%. Полученная сверх 7% прибыль должна быть инвестирована в ремонт помещений, развитие МИС, модернизацию оборудования (отсюда увеличение объема инвестиций до 120 млн. евро).

Рис. J. Показатели клинико-экономической эффективности госпиталя Торревьехи

Все инвестиции в строительство здания, медоборудование и необходимую инфраструктуру были получены от частных компаний, заинтересованных в долгосрочном получении прибыли от низкорискованных вложений.

>

Зарубежный опыт

и информационные

технологии

в

> Таким образом, на примере госпиталя в Торревьехе была апробирована инновационная модель управления объектом национального здравоохранения, которая позволяет частной компании управлять процессом предоставления государственных медицинских услуг, обеспечивая при этом их более высокое качество при меньших затратах.

Попробуем разобраться с экономикой этой модели подробнее.

В муниципальном районе Торревьехи зарегистрировано 165 000 человек, но постоянно проживают 213 000 человек. Так как Торревьеха располагается на побережье и, по сути, является курортным местом, то летом население района обычно достигает 600 000 человек. Из демографических особенностей выделим следующие: 30% составляют люди старше 65 лет, 60% — иностранцы. Это накладывает свои особенности на порядок медицинского обслуживания.

Правительство Валенсии ежегодно выплачивает госпиталю по 570 евро в год за каждого зарегистрированного жителя, имеющего полис обязательного медицинского страхования (ОМС) района Торревьехи, что образует сумму около 94 млн. евро, и эти средства составляют основную часть годового бюджета госпиталя. Если пациенты не зарегистрированы в Торревьехе, то для получения обслуживания в госпитале им необходимо либо иметь полис ОМС другого района/региона Испании, либо приобрести полис ДМС, либо напрямую оплатить госпиталю полученные медицинские услуги.

Уже в первый год функционирования госпиталя (2007 г.) годовая выручка составила 103.40 млн. евро, а прибыль до выплаты процентов по кредитам, уплаты налогов и амортизационных отчислений (EBITDA) —11.7 млн. евро.

Госпиталю Торревьехи необходимо достигать высокой экономической эффективности, поскольку большая часть доходов (более 80%) приходится на сумму, получаемую от государства, — это те самые 570 евро в год за каждого зарегистрированного. За эту сумму гос-

питаль должен оказать бесплатные (гарантировано законодательством Испании) высококачественные медицинские услуги любому гражданину из этих 165 тысяч зарегистрированных. Кроме того, работа госпиталя ограничена следующими двумя условиями: во-первых, госпиталь Торревьехи должен оплатить 100% стоимости лечения пациентов, прописанных в районе Торревьехи, но изъявивших желание лечиться в госпиталях других районов страны. Во-вторых, госпиталь Торревьехи получает лишь 85% стоимости лечения пациентов, прибывших из других районов Испании. Таким образом, с одной стороны, госпиталь Торревьехи должен предоставлять обслуживание, полностью удовлетворяющее своих пациентов, чтобы они не уезжали в другие больницы. С другой стороны, работа госпиталя должна быть настолько эффективно организована, чтобы в нем всегда были вакантные места для пациентов из других районов, поскольку в случае обслуживания таких пациентов из других районов госпиталь Торревьехи получает 85% от стоимости их лечения, которая не ограничена 570 евро, а является реальной рыночной стоимостью лечения, которая может достигать сотен тысяч евро. Поэтому госпиталь заинтересован в таких пациентах из других районов.

За два года деятельности госпиталя Торревьехи были проведены четыре опроса с целью оценки степени удовлетворенности пациентов. Для проведения опросов была привлечена внешняя консалтинговая компания. Респонденты опрашивались в отделениях госпитализации, приёмов и неотложной помощи. Им предлагалось ответить на несколько вопросов, касающихся качества оказания медицинских услуг и облуживания в госпитале, оценивая каждый параметр по 10-балльной системе (рис. 2). Это стандартное социологическое исследование, в ходе которого респонденты дают оценку качества обслуживания и вероятности рекомендации госпиталя другим. Средняя оценка, которую получил госпиталь Торревьехи по всем вопросам — 9 из 10 возможных,

' 42 ■ ■ J ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■

Зарубежный опыт

www.idmz.nu

SOOS, № Л

Рис. 2. Оценки респондентов качества оказания медицинских услуг и облуживания в госпитале Торревьехи (по 10-балльной системе)

Рис. 3. Модули клинической системы Florence

что говорит не просто о высокой, а о высочайшей лояльности пациентов.

Одновременно с этим социологическим исследованием Правительство Валенсии провело самостоятельную оценку госпиталей всего региона по аналогичной методике, опрашивая граждан по телефону и в самом госпитале. В результате в составленном рейтинге госпиталь Торревьехи занял первое место.

В чем же секрет успеха? Как госпиталь обеспечивает лучший в Испании уровень лечения за всего 570 евро на 1 прописанного человека в год? (Для сравнения во многих европейских странах этот показатель уже зашкаливает за 2000 евро, а уровень оказываемых медицинских услуг все еще оставляет желать лучшего).

Главным инструментом достижения экономической результативности данного инвестиционного проекта, по мнению топ-менеджеров УК, является использование информационных технологий. Руководство госпиталя считает, что достичь высокого качества услуг при относительно низких затратах удалось благодаря медицинской информационной системе (МИС) Florence, которая используется в госпитале. Компания Torrevieja-Salud UTE вложила более 4 млн. евро в информационные технологии, включая разработку соб-

ственной МИС Florence, которая полностью основана на технологиях Майкрософт.

Госпитальная система гарантирует защиту медицинских данных в соответствии с европейскими законами о защите личной информации.

Зарубежный опыт

и информационные

технологии

Клинический модуль системы включает в себя такие блоки, как «Диагностические методы», «Отдел неотложной помощи», «Обслуживание в поликлиниках», «Аптека», «Клиническая история», «Приёмы у врачей», «Госпитализация», «Хирургическое отделение», «Менеджмент пациентов», «Реабилитация», «Дневной стационар» (рис. 3).

Модуль управленческих показателей, включающий в себя блоки — «Счета фактуры и платежи», «Заработная плата с переменной составляющей», «Управленческие показатели» был создан для менеджеров госпиталя на базе Microsoft Dynamics Navision и интегрирован с модулями, в которых отражается собственно медицинская деятельность. Всего за несколько секунд можно рассчитать более 400 ключевых показателей деятельности больницы, таких как среднее время госпитализации, процент свободных палат, среднее время ожидания в отделении неотложной помощи. Каждый менеджер может сформировать свой собственный набор показателей, мониторинг которых он осуществляет. Также есть возмож-

ность выбрать показатели, данные по которым будут отправляться ежедневно менеджеру или врачу на его мобильный телефон. Таким образом, менеджерам госпиталя необязательно находиться физически на своём рабочем месте, чтобы осуществлять мониторинг деятельности госпиталя.

Другая интересная функция управленческого модуля — возможность сравнить показатели деятельности врачей. Например, можно сравнить работу хирургов по времени, затраченному на одно и то же хирургическое вмешательство, стоимость затраченного материала и т.д. С помощью этой оценки можно выявить докторов, которым необходим дополнительный тренинг, чтобы быть более эффективными.

Модуль «Обучение» (E-learning) разработан на основе Microsoft SharePoint Portal для обучения персонала. Этот модуль был создан ещё до открытия госпиталя, чтобы помочь врачам ознакомиться с системой до начала работы в госпитале. С помощью этого модуля можно организовать любые обучающие курсы как для медицинских специалистов, так и для управляющего персонала.

Наличие современной коммуникационной инфраструктуры позволило эффективно интегрировать в единое информационное пространство 22 локальные поликлиники, обеспечив безбумажный обмен данными между всеми медицинскими учреждениями. В рамках этого информационного пространства используется единая электронная история болезни для каждого пациента, производится автоматизированная выдача анализов и рецептов, в электронную историю болезни попадают все выполненные пациенту исследования, включая кардиограммы, томограммы, рентгеновские снимки и пр. С использованием средств телемедицины врачи госпиталя, находящиеся в любой точки земного шара, подключившись к Интернету, могут получить всю информацию о пациентах госпиталя.

Информационная система госпиталя интегрирована и с технологиями мобильной связи.

' 44 ■ ■ J ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■

Зарубежный опыт

Всего лишь отправив одно СМС-сообщение, пациент может узнать время ожидания в отделениях неотложной помощи различных поликлиник и самого госпиталя. Менеджеры госпиталя Торревьехи считают, что очень важно обслуживать пациентов с менее серьезными жалобами в поликлиниках, чтобы в госпитале всегда было место и ресурсы для обслуживания тяжелых случаев. С помощью сообщений СМС удалось снизить обслуживание менее серьезных жалоб в госпитале с 20 до всего 2%. Пациенты, обратившиеся в отделение неотложной помощи в госпиталь, при выписке получают СМС, например, такого содержания: «Время вашего ожидания составило 2 часа 34 минуты. Если бы Вы обратились в ближащую поликлинику, оно бы составило 20 минут». После этого, как показывает практика, такие пациенты обращаются в госпиталь только в серьезных случаях. По СМС пациенты также могут получать напоминания о назначенных приёмах, анализах, прививках.

В отделении неотложной помощи пациенты классифицируются по сложности и тяжести их заболевания, каждый уровень имеет свое максимальное время ожидания и, чем тяжелее случай, тем, естественно, оно меньше. Когда время ожидания пациента превышает назначенное для такого уровня максимальное, информационная система автоматически отправляет электронное письмо и СМС заведующему врачу отделения, если ещё через некоторое время пациент не обслужен, коммуникация отправляется менеджеру более высокого уровня и т.д., пока уведомление не дойдет до генерального директора госпиталя. Также с помощью СМС врачи могут узнавать о важных изменениях в истории болезни прикрепленных к ним пациентов (о новых результатах анализов, сделанных исследованиях, рентгеновских снимках и т.д.), что позволяет ускорить процесс лечения.

Госпиталь оснащен мобильными вебкамерами, которые могут быть быстро перемещены в необходимую палату (или место осмотра

www.idmz.nu 2003, № Л

пациента). Это позволяет врачу соответствующего профиля, который отсутствует в данный момент в госпитале, провести осмотр из любого места, где есть компьютер, подключенный к Интернету (например, домашний компьютер врача).

При создании МИС Florence пожелания медперсонала госпиталя не просто учитывались, но и специально инициировались. В настоящее время врачи играют ключевую роль в разработке новых версий информационной системы. Вероятно, именно благодаря такому подходу МИС Florence получилась очень легкой в использовании и освоении: любой врач обучается работе на своём участке менее чем за день.

Еще несколько слов о применяемых информационных технологиях.

В Florence встроена система распознавания речи, которая была настроена под особенности голоса каждого из использующих ее специалистов. Врачи могут диктовать свои заключения — например, рентгенологи диктуют отчеты о снимках, используя стандартные

Зарубежный опыт

1 и информационные

технологии

Рис. 4. Продукты компании Майкрософт, используемые в госпитальной МИС Florence

Рис. 5. Общая схема взаимодействия блоков информационной системы Florence

диагностические термины, и соответствующий текст появляется в истории болезни. Это значительно экономит время на рутинную работу.

Все медицинские данные хранятся во Florence без бумажного дублирования. Весь архив госпиталя размещается в помещении площадью 15 кв. метров. Здесь же хранятся

документы о согласии пациентов на хирургические вмешательства, которые подписываются пациентами от руки. В будущем даже для этой процедуры планируется использование электронной подписи. Эпикриз готовится по желанию пациентов, его можно распечатать или же пациент может получить эти данные на электронном носителе (USB, CD).

Родственники пациентов, обслуживаемых в отделении неотложной помощи, хирургическом или родовом отделениях, могут ознакомиться с состоянием пациентов в любой момент. Получить доступ к этой информации можно с помошью введения кода на экранах инфоматов, доступных в госпитале. Этот код позволяет увидеть адаптированную версию электронной истории болезни.

При регистрации нового пациента, поступающего в госпиталь, ему даётся карта с девятизначным кодом, которую пациент может использовать как для доступа к своей истории болезни, так и передать третьему лицу по своему желанию и выбору. То есть пациенты сами решают для себя вопрос, кто может иметь доступ с их историей болезни.

Это позволяет родственникам и друзьям следить за ходом лечения, новыми записями в истории болезни практически в режиме реаль-

' 46 ■ ■ J ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■

Зарубежный опыт

www.idmz.nu

SOOS, № Л

ного времени по мере их внесения лечащими врачами.

Преимущество МИС для докторов состоит в первую очередь в том, что система позволяет им полностью сконцентрироваться на лечении больного и обслужить большее число больных, что улучшает качество медицинской помощи и увеличивает поток пациентов, сокращая время ожидания. Однако следует отметить, что в сложных ситуациях врачи подолгу персонально общаются с каждым пациентом, с каждой семьей.

Если говорить о сервисе для пациентов, то информационная система дает им возможность ознакомиться с расписанием врачей, рассчитать ориентировочное время ожидания приёма, получать напоминания о приеме по СМС.

Как уже говорилось, на создание и внедрение госпитальной системы было затрачено более 4 млн. евро (включая серверное оборудование, коммуникации, компьютеры для врачей и программное обеспечение), из которых 600 000 евро ушло собственно на разработку МИС Florence. Система была разработана за 20 месяцев силами 18 человек (очень быстро и малыми силами) благодаря использованию новых технологий программирования Microsoft.NET. В день открытия госпиталя начали функционировать сразу все его отделы, и с первого момента работа ведется без использования бумажных носителей. Средние затраты, предусмотренные на развитие Florence, — 400 000 евро в год. В настоящий момент в отделе информационных технологий госпиталя работают около 30 человек.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Одно из главных преимуществ МИС Florence состоит в том, что она интегрирована с другими блоками информационной системы, такими как Dynamic Navision, система хранения исследований PACS, лабораторная ИС, АИС отделения неотложной помощи.

Архитектура МИС Florence представлена на рис. 4, 5.

Доказанная эффективность этого проекта в формате частно-государственного партнер-

ства в Испании создала предпосылки для возможности тиражирования подобной модели управления госпиталем. Руководство управляющей компании Torrevieja-Salud UTE охотно делится своим опытом с другими больницами как в Испании, так и в других странах. В настоящий момент подобные информационные системы внедряются ещё в двух госпиталях Испании, ведется работа над проектами в Южной Америке и странах Восточной Европы (Словении) и в Казахстане. Партнером УК Torrevieja-Salud UTE на российском рынке (как и в других странах бывшего СССР) является компания GRUPOTEC. Помимо дистрибуции и внедрения МИС Florence, GRUPOTEC оказывает полный спектр услуг в секторе здравоохранения, необходимый для создания и полноценной работы госпиталей: архитектурный проект, менеджмент для постройки здания и внедрения электронной истории болезни Florence и ERM, а также последующую помощь в управлении госпиталем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.