Научная статья на тему 'Государственно-частное партнерство как фактор повышения конкурентоспособности Брянской области'

Государственно-частное партнерство как фактор повышения конкурентоспособности Брянской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
436
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ. ИНВЕСТИЦИИ. БРЯНСКАЯ ОБЛАСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Азаренко Наталья Юрьевна, Жерноклева Наталья Петровна

Рассмотрено государственно-частное партнерство в Брянской области, которое может стать одним из главных факторов повышения конкурентоспособности экономики регионов, в связи с чем ставится вопрос о формировании государственно-частного партнерства в субъектах Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственно-частное партнерство как фактор повышения конкурентоспособности Брянской области»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-1/2017 ISSN 2410-700Х_

товарными запасами, учебное пособие для вузов - СПб., 2004 - 156с.

10. Григорьев М.Н., Груберт Л.Ю., Иванов В.Н., Писарев С.Б. Система для передачи информации, патент на изобретение RUS 2158967 03.07.1998

© Grigoriev M.N., Digusov N.N., Uvarov S.A., 2017

УДК 334: 332.146

Азаренко Наталья Юрьевна

Доцент ФГБОУ ВО «Брянский государственный инженерно-технологический университет»

Жерноклева Наталья Петровна Магистрант ФГБОУ ВО «Брянский государственный инженерно-технологический университет»

г. Брянск, РФ

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

Аннотация

Рассмотрено государственно-частное партнерство в Брянской области, которое может стать одним из главных факторов повышения конкурентоспособности экономики регионов, в связи с чем ставится вопрос о формировании государственно-частного партнерства в субъектах Российской Федерации.

Ключевые слова

Государственно-частное партнерство. Конкурентоспособность. Инвестиции. Брянская область.

Брянская область является одним из потенциально перспективных субъектов Российской Федерации для инвестирования. Инвестиционный климат в регионе находится в зоне пристального внимания Правительства области. Одним из основных направлений, обеспечивающих формирование благоприятного инвестиционного климата, является государственная поддержка инвесторов, обеспеченная законодательно и информационно, объединенная термином государственно-частное партнерство.

В Брянской области принят закон «Об участии Брянской области в государственно-частном партнерстве» 28 июля 2011 года, который устанавливает основы правового регулирования, цель, принципы государственно-частного партнерства в Брянской области и направлен на привлечение инвестиций для достижения эффективного развития экономики Брянской области.

Целью государственно-частного партнерства является создание условий для привлечения инвестиций в строительство, реконструкцию, модернизацию, обслуживание или эксплуатацию объектов социальной и инженерной инфраструктуры Брянской области.

Участие Брянской области в государственно-частном партнерстве основывается на принципах: 1) законности; 2) эффективного использования государственного имущества; 3) открытости и доступности информации по вопросам реализации государственно-частного партнерства; 4) обеспечения равных условий доступа юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к участию в государственно-частном партнерстве; 5) соблюдения прав и законных интересов участников соглашений о государственно-частном партнерстве; 6) добросовестного и взаимовыгодного сотрудничества сторон соглашений; 7) разделения ответственности и рисков между участниками государственно-частного партнерства. [1]

Кроме того, следует говорить о ГЧП как о эффективном инструменте реализации стратегии развития территорий. Так как основой ГЧП является обычно поддерживающие секторы экономики, которые являются составляющей конкурентоспособности региона и фактором развития базовых отраслей, то эффективность развития ГЧП напрямую влияет на успешность реализации стратегических целей развития территории. Все

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-1/2017 2410-700Х

выше I перечисленное I может I служить I доказательством I того, что I в I настоящее I время IГЧП I следует рассматривать ¡как (эффективный ¡способ (решения ¡многих ¡экономических ¡и ¡социальных ¡проблем ¡на региональном уровне. [3,с.22]

Государственная ¡поддержка ¡на основе государственно-частного ¡партнерства ¡в ¡Брянской ¡области осуществляется в соответствии с федеральным законодательством и законодательством области в следующих формах:

1) предоставление налоговых льгот;

2) предоставление субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам на конкурсной основе;

3) предоставление бюджетных инвестиций;

4) предоставление на конкурсной основе государственных гарантий;

5) предоставление на конкурсной основе объектов из состава залогового фонда Брянской области (в обеспечение возврата кредитов, оформленных на финансирование инвестиционных проектов).

В Брянской области к инструментам ГЧП относят широкий перечень различных государственных и финансовых институтов, правовых форм и источников финансирования, но наиболее активно, по информации ¡из ¡регионов, используется ¡Инвестиционный ¡фонд ¡РФ, государственное инвестирование в

■ 1 ■ 2

■ 3

4

■ 5

6

■ 7 8 9

■ 10

строительство объектов промышленной и социальной инфраструктур [1, с. 6]. Инструменты ГЧП в Брянской области представлены на рисунке 1.

3% 3%

1 - Инвестиционный фонд РФ

2 - Федеральные целевые программы

3 - Концессионное соглашение

4 - Совместные предприятия

5 - Кластеры

6 - Долгосрочные инвестиционные соглашения

7 - Государственная | корпорация ! «Банк | развития ¡и ! внешнеэкономической | деятельности «Внешэкономбанк»

8 - Арендные соглашения

9 - ОЭЗ ¡ВЦЦВ

10 - ЕБРР/иные кредитные организации

Рисунок 1 - Инструменты ГЧП в Брянской области, %

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-1/2017 ISSN 2410-700Х Удельный вес проектов ГЧП на стадии реализации в Брянской области представлен на рисунке 2.

0 0

4%

1 2

3

4

5

6 7

4%

1 - Строительство жилых объектов (малоэтажное и коттеджное строительство);

2 - Мусоросортировка и переработка твердых бытовых отходов (ТБО);

3 - Здравоохранение;

4 - ЖКХ;

5 - Транспорт;

6 - Энергетика;

7 - Сельское хозяйство.

Рисунок 2 - Отраслевой аспект проектов ГЧП на стадии реализации в Брянской области, %

Из рисунка 2 можно сделать вывод о том, что наибольший удельный вес в общей структуре проектов ГЧП занимают проекты строительства жилых домов (35%), наименьший - сельское хозяйство, транспорт и здравоохранение (по 4%). [2]

Многие проекты невозможно подвести под один отраслевой «знаменатель», так как за счет масштабного характера их сложно отнести к той или иной отрасли, что способствует развитию экономики Брянской области и повышению ее конкурентоспособности.

ГЧП следует рассматривать как понятие, включающее в себя две составляющие: политическую и экономическую. Под экономической понимается объединение усилий всех органов власти: федеральных, региональных, муниципальных и бизнеса с целью создания объектов инфраструктуры, под политической -наличие определенных общественных организаций, созданных представителями бизнеса для создания конструктивных, доверительных отношений между бизнесом и властью для обеспечения экономического роста страны.

Из существующих механизмов ГЧП в части финансирования на территории области используется Федеральные целевые программы, Инвестиционный фонд с применением таких правовых конструкций как договоры управления, долгосрочные договоры аренды, энергосервисные контракты

В основном, взаимодействие органов власти всех уровней и представителей бизнеса осуществляется в форме организации различных мероприятий, выставок, которые инициирует региональная власть с целью поиска частных партнеров, заинтересованных развивать бизнес на территории Брянской области.

Список использованной литературы:

1. Азаренко Н.Ю., Агаркова А.Г. Использование инструментов региональной селективной политики государства (на примере Брянской области)// Экономика и бизнес: теория и практика. - 2016. - №2.- С.5-9

2. Государственно-частное I партнерство I в I России. База I данных I действующих I проектов I ГЧП: www.URL:http://www.ppp-russia.ru

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-1/2017 ISSN 2410-700Х_

3. Никитина Т.И., Лысенко А.Н. Формирование государственно-частного партнерства как инструмент развития региона // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. 2012. № 2. С. 21-26.

4. Развитие государственно-частного партнерства в регионах ЦФО: инвестиции и инфраструктура. - М., 2010. - 127 с.

©Азаренко Н.Ю., Жерноклева Н.П., 2017

УДК 519.863

Аксенюшкина Елена Владимировна

кандидат физ.-мат. наук, доцент БГУ г. Иркутск, РФ E-mail.ru: [email protected] Матлашевская Анна Сергеевна магистрант БГУ, г. Иркутск, РФ E-mail: [email protected]

НАХОЖДЕНИЕ ОПТИМАЛЬНОЙ СТОИМОСТИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ИНФОРМАЦИИ

Аннотация

В статье рассмотрен один из подходов к нахождению оптимальной стоимости информации, предоставляемой автоматизированной системой контроля дислокации вагонов. На основе экспоненциальной аппроксимации зависимости между существующими тарифами и объемом реализуемой информации построена оптимизационная задача на поиск оптимальной стоимости предоставляемых услуг. Полученное оптимальное решение позволяет увеличить прибыль Иркутского центра компании «Российские железные дороги».

Ключевые слова

Прибыль, расходы, экспоненциальная аппроксимация, задача оптимизации.

Создание на железнодорожном транспорте уникальной по своему содержанию и функциональным возможностям системы управления перевозочным процессом стало возможным благодаря ускоренному и широко-масштабному внедрению автоматизированных информационно-управляющих систем, обеспечивающих управление этим процессом на уровне железнодорожных станций, поездных диспетчерских участков и железнодорожных направлений, что в комплексе создаёт мощнейшие информационные ресурсы, востребованные как структурными подразделениями железнодорожного и смежных видов транспорта, так и другими субъектами рынка транспортных услуг.

Функционирование современной системы управления процессом перевозок на любом виде транспорта возможно только благодаря широкомасштабному и повсеместному внедрению комплекса автоматизированных систем и технологий на всех уровнях процесса управления.

В настоящее время ведется разработка и внедрение единых технологических процессов работы транспортных узлов на базе автоматизированных систем управления, внедрения системы централизованного ведения единой нормативно-справочной информации.

При разработке «Концепции информатизации железнодорожного транспорта» проблема управления перевозочным процессом была определена как одна из первоочередных стратегических функций железнодорожного транспорта.

Автоматизированная система оперативного управления перевозками (АСОУП) является

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.