Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №5. 2022
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/78
УДК 331.5; 614.2:336.5 https://doi.org/10.33619/2414-2948/78/51
JEL classification: D20; H51
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КЫРГЫЗСТАНА
©Чоюбекова Г. А., канд. экон. наук, Киргизская государственная медицинская академия им.
И.К. Ахунбаева, г. Бишкек, Кыргызстан, [email protected] ©Жунушалиева Г. И., канд. филос. наук, Киргизская государственная медицинская академия им. И.К. Ахунбаева, г. Бишкек, Кыргызстан, [email protected] ©Накенова А. А., Киргизско-Российский Славянский университет им. Б.Н. Ельцина, г. Бишкек, Кыргызстан, [email protected]
PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP AS AN ECONOMIC TOOL FOR THE DEVELOPMENT OF HEALTH CARE OF THE KYRGYZ REPUBLIC
©Chayubekova G., Ph.D., State Medical Academy named after Akhunbayev I. K., Bishkek, Kyrgyz Republic, g [email protected]
©Junushalieva G., Ph.D., State Medical Academy named after Akhunbayev I. K., Bishkek, Kyrgyz Republic, [email protected] © Nakenova A., Kyrgyz-Russian Slavic University named after Yeltsin B.N., Bishkek1, Kyrgyz Republic1, [email protected]
Аннотация. В данной статье рассматриваются особенности, механизмы и проблемы государственно-частного партнерства в Киргизской Республике, как экономического инструмента развития здравоохранения, а также нормативно-правовая база. В развитии системы здравоохранения Киргизской Республики, акцент делается в первую очередь на привлечение частных инвестиций. Здоровье населения напрямую влияет на социально-экономическое развитие страны, а его обеспечение является для государства стратегической первоочередной задачей. В связи этим, в республике государство ведет активную работу по созданию благоприятного инвестиционного климата, совершенствованию нормативно-правовой базы и системы государственных гарантий, повышающих интерес частного бизнеса к реализации проектов в рамках государственно-частного партнерства. Существуют специфические проблемы, которые характерны экономике Кыргызстана: не совершенная политика реформирования отрасли на протяжении многих лет; низкое качество государственного менеджмента, низкая технологическая оснащенность; очень старые изношенные здания, более 80%; распространенная теневая экономика; бюрократизм; не эффективное медицинское страхование; более 70% населения нашей страны не удовлетворены качеством медицинского обслуживания. Увеличение объемов частных инвестиций в сферу здравоохранения может быть достигнуто за счет активного использования механизмов государственно-частного партнерства, которые будут способствовать повышению качества оказываемых медицинских услуг и улучшению системы здравоохранения. Наращивание использования ресурсов в стоматологических медицинских учреждениях на основе государственно-частного партнерства способствует повышению обращаемости населения и доступности стоматологической помощи, улучшению качества профилактики и лечения стоматологических заболеваний населения в рамках исполнения программы государственных гарантий по оказанию медицинской
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №5. 2022
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/78
помощи. Государственно-частное партнерство, являясь эффективным экономическим инструментом, обеспечивает совпадение интересов частного бизнеса в медицине и государства, позволяет получать прибыль обоим субъектам, уменьшая расходы госбюджета на здравоохранение и сохраняя высокое качество ресурсного обеспечения и медицинских услуг.
Abstract. This article discusses the features, mechanisms and problems of public-private partnership in the Kyrgyz Republic as an economic tool for the development of health care, as well as the regulatory framework. In the development of the health care system of the Kyrgyz Republic, the emphasis is primarily on attracting private investment. The health of the population directly affects the socio-economic development of the country, and its provision is a strategic priority for the state. In this regard, in the republic, the state is actively working to create a favorable investment climate, improve the regulatory framework and the system of state guarantees that increase the interest of private business in the implementation of projects within the framework of public-private partnership. There are specific problems that are characteristic of the Kyrgyz economy: an incomplete policy of reforming the industry over the years; poor quality of state management, low technological equipment; very old worn buildings, over 80%; a common shadow economy; red tape; not effective health insurance; more than 70% of the population of our country is not satisfied with the quality of medical care. The increase in private investment in health can be achieved through the active use of public-private partnerships that will improve the quality of health services and improve the health care system. Increasing the use of resources in dental health care institutions through public-private partnership contributes to improving the circulation of the population and the availability of dental care, improving the quality of prevention and treatment of dental diseases of the population as part of the implementation of the program of state guarantees for the provision of medical care. Public-private partnership, being an effective economic tool, ensures the coincidence of the interests of private business in medicine and the state, makes it possible to make profits for both entities, reducing the costs of the state budget for health care and maintaining the high quality of resource support and medical services.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, здравоохранение, инвестиция, качество медицинской помощи.
Keywords: public-private partnership, health care, investment, quality of health care.
Проанализированы литературные источники по государственно-частному партнерству.
Как показывает практика, экономика всегда развивается циклически, самые значительные в Киргизской Республике, связаны с изменениями, произошедшими в последние годы: во-первых, распространение коронавирусной инфекции и ее негативное влияние на здоровье людей и социально-экономическую ситуацию республики в целом; во-вторых, в октябре 2020 года в очередной раз страна пережила общественно-политические потрясения, связанные со сменой политического руководства; в-третьих, резко возросли ограничения во взаимодействии с внешним миром и сузились возможности доступа к ресурсам. Это все отрицательно сказалось на всех сферах жизнедеятельности людей, особенно системе здравоохранения. Внедрение частного капитала в систему здравоохранения сегодня является общемировой тенденцией [1, с. 55, 2, с. 45]. В условиях существующей в
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №5. 2022
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/78
Кыргызстане экономической ситуации поддержка привлечения частных инвестиций в развитие здравоохранения является одним из приоритетов государственной политики.
Необходимость государственного регулирования здравоохранения обусловлено, во-первых, высокой социальной значимостью данной сферы для общественного и государственного развития; во-вторых, сфера здравоохранения слабо регулируется рыночными механизмами, в отличие, например, от экономических сфер [1, с. 56].
При этом, конечно следует признать тот факт, что государственная система здравоохранения не всегда может удовлетворить в полной мере потребности населения в качественной медицинской помощи. Так, проведенный анализ литературы показал, что медицинские службы за рубежом успешно используют принцип государственно-частного партнерства, тем самым перераспределяя усилия в здравоохранении между государством и частным бизнесом, существенным образом способствуя оптимизации бюджетных затрат на охрану здоровья населения, в частности в довольно-таки сложный эпидемиологический период [3].
В развитии сферы здравоохранения Киргизской Республики, акцент делается в первую очередь на привлечение частных инвестиций. Здоровье населения напрямую влияет на социально-экономическое развитие страны, а его обеспечение является для государства стратегической первоочередной задачей. С этой целью ведется активная работа по созданию благоприятного инвестиционного климата и совершенствованию нормативно-правовой базы
[4].
Уровень состояния здоровья населения во многом зависит от создания условий для оказания качественных медицинских услуг. Поэтому, государственно-частное партнерство (Public-Private Partnerships, ГЧП) является инструментом привлечения частных инвестиций, способствующим повышению качества медицинской помощи [2, с. 46].
В нашей стране ответственность за сохранение и укрепление здоровья населения несет государство. Это предусматривает Конституция страны как основной закон, гарантирующий охрану здоровья каждого гражданина Киргизской Республики. В этой связи, государство разработало Национальную программу развития Киргизской Республики до 2026 года, направленную на улучшение благосостояния граждан, разработана в рамках Национальной стратегии развития Киргизской Республики до 2040 года с сохранением принципа преемственности на основе долгосрочных стратегических целей развития страны с ориентацией на человека и акцентом на основополагающее обязательство «не оставить никого позади» [4].
В связи этим в Кыргызстане государство ведет активную работу по созданию благоприятного инвестиционного климата, совершенствованию нормативно-правовой базы и системы государственных гарантий, повышающих интерес частного бизнеса к реализации проектов в рамках государственно-частного партнерства. Кыргызстан на протяжении многих лет испытывает «инфраструктурный дефицит», выражающийся в плачевном состоянии дорог, больниц, школ, детских садов, административных зданий, энергетики и других объектов инфраструктуры. Одним из показателей качества инфраструктуры является глобальный индекс конкурентоспособности стран. Сегодня Киргизская Республика в рейтинге по индексу человеческого развития находится на 120 месте из 189 стран, по индексу глобальной конкурентоспособности — на 96 месте из 141 страны, что касается инфраструктуры, то Кыргызстан занимает 112 место по качеству инфраструктуры в целом, 127 место по качеству транспортной инфраструктуры, 125 место по качеству линий электропередач, 92 место по качеству телефонных линий. Низкое качество инфраструктуры,
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №5. 2022
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/78
в свою очередь, ложится тяжелым бременем на общество, выражающемся в его низкой производительности и конкурентоспособности, низком качестве жизни населения [5].
Существуют и специфические проблемы, которые характерны экономике Кыргызстана: не совершенная политика реформирования отрасли на протяжении многих лет; низкое качество государственного менеджмента, низкая технологическая оснащенность; очень старые изношенные здания, более 80%; распространенная теневая экономика; бюрократизм; не эффективное медицинское страхование; более 70% населения нашей страны не удовлетворены качеством медицинского обслуживания.
На сегодня государственный бюджет страны не справляется с задачей своевременного и полноценного финансирования объектов инфраструктуры. Частные инвестиции в объекты инфраструктуры, привлекаемые на основе государственно-частного партнерства, могут стать большим подспорьем государству. Учитывая плачевное состояние инфраструктуры и дефицитность государственного бюджета ее финансированию, развитие государственно-частного партнерства в Кыргызстане является актуальной необходимостью.
Именно эти проблемы подтолкнули как государство, так и частный бизнес к поиску новых путей решения имеющихся экономических вопросов. И был найден эффективный инструмент в качестве разрешения вопросов экономического развития, как механизмы государственно-частного партнерства. При этом нужно отметить, что основной сферой использования этого механизма являются практически все сферы экономики, включая здравоохранение [6, с. 184].
Увеличение объемов частных инвестиций в сферу здравоохранения может быть достигнуто за счет активного использования механизмов государственно-частного партнерства в эту сферу, которые будут способствовать повышению качества оказываемых медицинских услуг и улучшению системы здравоохранения. Применение государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения гарантирует положительные результаты, поскольку влечет повышение качества медицинских услуг и позволит сделать их более доступными. Существует множество определений государственно-частного партнерства. Наиболее распространенным является государственно-частное партнерство как долгосрочное договорное соглашение между государственным учреждением и частным поставщиком для предоставления определенных видов услуг.
Действительно, государственно-частное партнерство стало очень актуальным в последнее время в нашей стране. С одной стороны, усложнение социально-экономической жизни затрудняет выполнение государством общественно значимых функций. С другой стороны, бизнес заинтересован в новых объектах для инвестирования. Государственно-частное партнерство представляет собой альтернативу приватизации очень важных, имеющих стратегическое значение объектов государственной собственности [6, с. 185].
В широком смысле государственно-частное партнерство — это конструктивное взаимодействие власти и бизнеса в экономике, политике, культуре, науке, и здравоохранении. Несмотря на широкое распространение, механизмы государственно-частного партнерства имеют свои особенности, специфику применительно к Киргизской Республике.
Впервые закон о государственно-частном партнерстве был принят еще в мае 2009 года, но это закон не работал, оказался не жизнеспособным. С целью создания благоприятной среды для дальнейшего развития государственно-частного партнерства 22 февраля 2012 года был подписан закон «О государственно-частном партнерстве в Киргизкой Республике». В данном законе государственно-частное партнерство означало долгосрочное взаимодействие государственного и частного партнеров по вопросам привлечения государственным
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №5. 2022
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/78
партнером частного партнера к проектированию, финансированию, строительству, восстановлению, реконструкции объектов, а также по управлению существующими или вновь создаваемыми объектами, в том числе инфраструктурными [7].
Основные фундаментальные признаки государственно-частного партнерства:
— сторонами государственно-частного партнерства являются государство и частный бизнес;
— взаимодействие сторон закрепляется на официальной, юридической основе;
— взаимодействие сторон имеет равноправный характер;
— государственно-частное партнерство имеет четко выраженную публичную, общественную направленность;
— в процессе реализации проектов на основе государственно-частного партнерства объединяются ресурсы и вклады сторон;
— финансовые риски и затраты, а также достигнутые результаты распределяются между сторонами в определенных размерах [2, с. 47].
Следующим шагом стало создание институциональной базы, были определены уполномоченные государственные органы. В 2014 году был создан Фонд финансирования подготовки проектов государственно-частного партнерства.
Для развития государственно-частного партнерства в Кыргызстане, государство должно создать следующие условия:
— политическую среду, способствующая развитию государственно-частного партнерства, в частности разработать концепцию внедрения и использования партнерства, она сегодня включена в стратегию и план экономического развития государства;
— совершенную нормативно-правовую базу, в соответствии с требованиями международно-признанной практики;
— высокую компетентность представителей государственных органов и частного сектора в сфере ГЧП;
— другие проекты, способные заинтересовать частные компании [4].
Также, 11 августа 2021 года Президентом Киргизской Республики был подписан новый закон о государственно-частном партнерстве. Этот закон отличается от ранее действовавшего закона о государственно-частном партнерстве:
— введением института прямых переговоров для крупных проектов государственно-частного партнерства (1 млрд.сомов), т.е. увеличен портфель проектов;
— проекты государственно-частного партнерства, с суммой более 100 млн. сомов, конкурс осуществляется Министерством инвестиций;
— проект государственно-частного партнерства с суммой свыше 100 млн. сомов, обязательно предусматривает наличие 2 государственных партнеров, которые совместно заключают соглашение о государственно-частном партнерстве с частным партнером;
— время действия соглашения о государственно-частном партнерстве не ограничен, срок возможен до 49 лет;
— новый закон защищает частных партнеров по проектам государственно-частного партнерства от проведения проверок со стороны правоохранительных и проверяющих органов до 3 лет [8].
Согласно, этого законопроекта, отмечается, что государство и впредь будет поддерживать инициативы и проекты добросовестного бизнеса и иностранных инвесторов, для успешной реализации государственно-частного партнерства.
® I
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №5. 2022
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/78
Экономическая эффективность механизма государственно-частного партнерства в Кыргызстане пока низкая, но она может повыситься, если государство будет меньше вмешиваться, минимизации бюрократических процедур, передаче рисков частному сектору и при наличии высокого уровня современных технических и управленческих знаний частных субъектов.
Другим компонентом эффективности механизма государственно-частного партнерства является минимизация ошибок правительства на каждом этапе реализации проекта: выборе самого проекта; определении характера услуг; формировании механизма вознаграждения; подготовке самого контракта; определении объемов софинансирования.
На сегодня в Кыргызстане созданы практически все условия для успешной реализации проектов государственно-частного партнерства. 11 августа 2021 года подписан закон о государственно-частном партнерстве, с целью создания и дальнейшего развития эффективных правовых условий для реализации проектов государственно-частного партнерства и благоприятных условий для их субъектов. Этот механизм позволит государству при нехватке бюджетных средств получить новый объект или обновить старый в кратчайшие сроки, также возможно воспользоваться опытом частника. Здесь, также, заинтересован инвестор, что получает гарантию об окупаемости своих средств.
Также, при министерстве экономики создано государственное учреждение «Центр государственно-частного партнерства», с целью продвижения проектов государственно-частного партнерства государственной и муниципальной инфраструктуры в Кыргызстане через привлечение частных инвестиций, что существенно снизит масштабы теневой экономики через повышение частной инициативы и деловой активности.
Основными задачами центра являются:
— координация проектов государственно-частного партнерства;
— распространение механизмов государственно-частного партнерства в социально-значимых отраслях Киргизской Республики;
— содействие государственным партнерам в рамках закона «О государственно-частном партнерстве».
Государственно-частное партнерство на сегодня для Кыргызстана единственный инструмент, с помощью которого государство может привлечь долгосрочные частные инвестиции в систему здравоохранения. Различают классические формы государственно-частного партнерства как концессионное соглашение и соглашение о государственно-частном партнерстве и муниципально-частном партнерстве, а также формы квази-ГЧП как: договор аренды с инвестиционными обязательствами, долгосрочное инвестиционное соглашение, лизинг, контракт жизненного цикла и т.д. Проекты Министерства здравоохранения Киргизской Республики, которые были реализованы и находятся на стадии подготовки на основе государственно-частного партнерства:
— «Организация услуг гемодиализа в городах Бишкек, Ош и Джалал-Абад» (10 млн.евро), с целью создания 4 гемодиализных отделений, в городах Киргизской Республики. На сегодняшний день на территории Киргизской Республики функционируют все гемодиализные центры;
— «Установка компьютерных томографов в учреждениях здравоохранения Киргизской Республики» (4,5 млн.долларов США), с целью привлечения частного инвестора, для установки оборудования и организации услуг компьютерной томографии в медицинских учреждениях Министерства здравоохранения Киргизской Республики. Проект на стадии подготовки;
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №5. 2022
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/78
— «Строительство реабилитационного центра» (17 млн.долларов США), с целью открытия современного реабилитационного центра в соответствии с минимальными санитарными требованиями; с оснащением современным оборудованием и расширением спектра методов лечения для обновления маршрутов пациентов; а также развитие медицинского туризма в Киргизской Республике. Проект приостановлен государственным партнером в связи с дефицитом бюджета системы здравоохранения;
— «Строительство и эксплуатация учебной больницы при КГМА» (150 млн. долларов США), с целью открытия клиники при КГМА для повышения качества клинической подготовки студентов и медицинских кадров за счет интеграции медицинского образования и практического здравоохранения, а также создание платформы для стран всего мира для обмена опытом и проведения международных симпозиумов и конференций в области здравоохранения. Проект дорабатывается ТЭО (технико-экономические обоснования)
— Установка аппаратов дистанционной литотрипсии в организациях здравоохранения Киргизской Республики. Проект на стадии подготовки ПРП;
— Строительство многофункциональной больницы на сумму 50000000, проект на стадии инициирования [6, с. 184].
Кроме этого существуют проекты:
— реформа медицинского образования в Киргизской Республике на 2022-2026
годы;
— строительство перинатальных центров в городах Бишкек, Талас, Ош;
— программа повышения качества услуг первичной медико-санитарной помощи;
— создание единой цифровой национальной системы оценки и управления рисками для здоровья;
— проект «Экозащитник»;
— проект «Начните с себя»;
— проект "Цифровая Национальная карта здоровья";
— проект «Цифровой паспорт здоровья» [4].
Все эти проекты ждут активного участия частного бизнеса в секторе здравоохранения на основе государственно-частного партнерства. Для этого необходимо дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы его механизмов в Киргизской Республике.
Стоматологическая помощь населению оказывается государственными и негосударственными учреждениями здравоохранения. Наращивание использования ресурсов в стоматологических медицинских учреждениях на основе государственно-частного партнерства способствует повышению обращаемости населения и доступности стоматологической помощи, улучшению качества профилактики и лечения стоматологических заболеваний населения в рамках исполнения программы государственных гарантий по оказанию медицинской помощи [9, с. 69].
При объединении ресурсов и потенциалов взаимодействия государственной власти и частного сектора, справедливом распределении рисков между партнерами способствует активному привлечению инвестиции, качественной и своевременной реализации социальных и медицинских проектов, повышению качества оказываемых медицинских услуг населению, увеличению уровня управления социальной инфраструктурой, развитию организаций здравоохранения государственной формы собственности. Государственно-частное партнерство позволяет эффективно использовать финансовые ресурсы при условии сохранения государственного контроля социальной сферы общества [10].
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №5. 2022
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/78
Государственно-частное партнерство, являясь эффективным экономическим инструментом, обеспечивает совпадение интересов частного бизнеса в медицине и государства, позволяет получать прибыль обоим субъектам, уменьшая расходы госбюджета на здравоохранение и сохраняя высокое качество ресурсного обеспечения и медицинских услуг [3].
Медицина должна находиться в числе важнейших интересов государства, так как проблемы именно этой сферы чувствует на себе каждый человек. Данное нововведение будет способствовать появлению на рынке новых медицинских организаций, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь, повышению качества медицинских услуг и материально-технической базы. Это в свою очередь, хорошая база для бизнеса в плане роста и развития. Однозначно, медицинские услуги станут более доступными для населения; для государства экономия на затратах, трудоустройстве медицинского персонала; повысится механизм конкуренции между частными и государственными организациями здравоохранения, что приведет к развитию государственных организаций здравоохранения.
Список литературы:
1. Шачнев Е. Н. Терминология государственно-частного партнерства: от общего к частному //Лабораторная служба. 2017. Т. 6. №4. С. 55-58.
2. Ахунова Э. Р. Государственно-частное партнерство как форма привлечения капитала и инвестиций для развития здравоохранения в регионе // Общественное здоровье и здравоохранение. 2021. № 4. С. 45-48.
3. Муслимов М. И. Теоретические подходы к обеспечению эффективного взаимодействия государственных и негосударственных медицинских учреждений в формате государственно-частного партнерства // Менеджер здравоохранения. 2021. №8. С. 12-20. https://doi.org/10.21045/1811-0185-2021-8-12-20
4. Национальная программа развития Киргизской Республики до 2026 года: Указ Президента Киргизской Республики от 12 октября 2021 г. № 435. https://clck.ru/h2esL
5. Каликова Г., Рахмидинова А. Государственно-частное партнерство: новые возможности для Кыргызстана. 2011.
6. Акаев Б. Б. Государственно-частное партнерство как инструмент развития инфраструктурных объектов (на примере Киргизской Республики) // Проблемы современной экономики. 2019. №4. С. 184-187.
7. О государственном частном партнерстве в Киргизской Республики: Закон Киргизской Республики от 22 февраля 2012 г. // Нормативные акты Киргизской Республики. 2012. №11.
8. О государственно-частном партнерстве: Закон Киргизской Республики от 11 августа 2021 г. № 98.
9. Полищук Е. В., Киселев С. Н. Совершенствование механизма частно-государственного партнерства в стоматологии Хабаровского края // Дальневосточный медицинский журнал. 2018. №4. С. 69-72.
10. Гладков К. В. Государственно-частное партнерство как источник компетенций частного партнера в здравоохранении // Современные проблемы науки и образования. 2016. №2. С. 125-125.
References:
1. Shachnev, E. N. (2017). Terminologiya gosudarstvenno-chastnogo partnerstva: ot obshchego k chastnomu. Laboratornaya sluzhba, 6(4), 55-58. (in Russian).
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №5. 2022
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/78
2. Akhunova, E. R. (2021). Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo kak forma privlecheniya kapitala i investitsii dlya razvitiya zdravookhraneniya v regione. Obshchestvennoe zdorov'e i zdravookhranenie, (4), 45-48. (in Russian).
3. Muslimov, M. I. (2021). Teoreticheskie podkhody k obespecheniyu effektivnogo vzaimodeistviya gosudarstvennykh i negosudarstvennykh meditsinskikh uchrezhdenii v formate gosudarstvenno-chastnogo partnerstva. Menedzher zdravookhraneniya, (8), 12-20. (in Russian). https://doi.org/10.21045/1811-0185-2021-8-12-20
4. Natsional'naya programma razvitiya Kirgizskoi Respubliki do 2026 goda: Ukaz Prezidenta Kirgizskoi Respubliki ot 12 oktyabrya 2021 g. N435. https://clck.ru/h2esL
5. Kalikova, G., & Rakhmidinova, A. (2011). Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo: novye vozmozhnosti dlya Kyrgyzstana.
6. Akaev, B. B. (2019). Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo kak instrument razvitiya infrastrukturnykh ob"ektov (na primere Kyrgyzskoi Respubliki). Problemy sovremennoi ekonomiki, (4), 184-187. (in Russian).
7. O gosudarstvennom chastnom partnerstve v Kirgizskoi Respubliki: Zakon Kirgizskoi Respubliki ot 22 fevralya 2012 g. (2012). Normativnye akty Kirgizskoi Respubliki, (11).
8. O gosudarstvenno-chastnom partnerstve: Zakon Kirgizskoi Respubliki ot 11 avgusta 2021 g. N98.
9. Polishchuk, E. V., & Kiselev, S. N. (2018). Sovershenstvovanie mekhanizma chastno-gosudarstvennogo partnerstva v stomatologii Khabarovskogo kraya. Dal'nevostochnyi meditsinskii zhurnal, (4), 69-72. (in Russian).
10. Gladkov, K. V. (2016). Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo kak istochnik kompetentsii chastnogo partnera v zdravookhranenii. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, (2), 125-125. (in Russian).
Работа поступила Принята к публикации
в редакцию 18.03.2022 г. 23.03.2022 г.
Ссылка для цитирования:
Чоюбекова Г. А., Жунушалиева Г. И., Накенова А. А. Государственно-частное партнерство как экономический инструмент развития здравоохранения Кыргызстана // Бюллетень науки и практики. 2022. Т. 8. №5. С. 441-449. https://doi.org/10.33619/2414-2948/78/51
Cite as (APA):
Chayubekova, G., Junushalieva, G., & Nakenova, A. (2022). Public-Private Partnership as an Economic Tool for the Development of Health Care of the Kyrgyz Republic. Bulletin of Science and Practice, 8(5), 441-449. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/78/51