Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННО - ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ'

ГОСУДАРСТВЕННО - ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
43
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО - ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ / ПРИНЦИПЫ / ФОРМЫ / КОНЦЕССИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Куранова Н.А.

В статье рассматриваются подходы научных деятелей к определению государственно - частного партнерства как экономической категории. Определены принципы государственно - частного партнерства и приведены основные формы взаимоотношений государства и частного бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC - PRIVATE PARTNERSHIP AS AN ECONOMIC CATEGORY

The article discusses the approaches of academics to the definition of public - private partnerships as an economic category. Defined the principles of state - private partnership and the main forms of relations between the state and private business.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННО - ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ»

всем учреждении.

Таким образом, введение должности конфликтолога необходимо в целях предупреждения и управления конфликтами в организации, устранения причин, породивших конфликт, и приведения поведения участников конфликта в соответствие со сложившимися нормами взаимоотношений, а также поспособствуют предотвращению, разрешению и урегулированию конфликтов в таможенных органах, что позволит сделать рабочий процесс более стабильным и эффективным.

Использованные источники:

1. Дмитриев, А.В. Конфликтология. М., 2011. С.320.

2. Маерс, Д. Социальная психология. СПб, 2010. С.688.

3. Федеральная таможенная служба [Электронный ресурс]. - Электрон. Дан. -Режим доступа: http://www.customs.ru/

УДК 334.7

Куранова Н.А. магистрант

Рязанский государственный радиотехнический университет

Россия, г. Рязань ГОСУДАРСТВЕННО - ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются подходы научных деятелей к определению государственно - частного партнерства как экономической категории. Определены принципы государственно - частного партнерства и приведены основные формы взаимоотношений государства и частного бизнеса.

Ключевые слова: государственно - частное партнерство, подходы к определению, принципы, формы, концессия.

Kuranova N. undergraduate Ryazan state radio engineering University

the city of Ryazan PUBLIC - PRIVATE PARTNERSHIP AS AN ECONOMIC

CATEGORY

Abstract. The article discusses the approaches of academics to the definition of public - private partnerships as an economic category. Defined the principles of state - private partnership and the main forms of relations between the state and private business.

Key words: public - private partnership approaches to the definition, principles, forms, concession.

Термин "государственно - частное партнерство" в мировой и

отечественной экономике вошел в обиход сравнительно недавно. Переход в 1980-х - 1990-х к либеральной экономике ряда зарубежных стран и России обусловил развитие государственно - частного партнерства.

Становление и развитие института предпринимательства, формирование конкурентоспособной среды, занятость населения, обеспечение постоянных налоговых поступлений от осуществления предпринимательской деятельности, является одним из приоритетных направлений развития экономики любой страны, в том числе и России.

Вливание частных инвестиций в экономику страны, региона, муниципального образования способно на решение социально - значимых задач, поскольку государству, муниципалитету порой не под силу справится с определенными трудностями в той или иной сфере, к примеру обновление систем коммунальной инфраструктуры. Отсюда заинтересованность государства в сотрудничестве с частным сектором. В свою очередь, для успешного развития предпринимательства, частному сектору требуется поддержка государства. Такой поддержкой может быть выделение финансирования, послабление в сфере налогообложения, предоставление для осуществления предпринимательской деятельности на блага социальной сферы государственного или муниципального имущества и др.

Таким образом, и государство, и частный сектор заинтересованы во взаимовыгодном сотрудничестве для достижения совместных целей.

Свое начало развития в современной его интерпретации государственно - частное партнерство получило в США, в сфере образования. К концу 50-ых годов ХХ столетия частный сектор начал привлекаться к совместному финансированию благоустройства общественных объектов, мест общественного пользования. В 60-е годы государственно - частное партнерство нанесло свой отпечаток в развитии городов. Существенный рывок в развитии приходится на 80 - е годы ХХ века, когда механизм государственно - частного партнерства более активно начал применяться на практике во многих зарубежных странах Великобритания, США, Испания, Франция, Германия и др. Россия влилась в рынок государственно - частного партнерства в начале ХХ1 века.

Становление и активное развитие в последние десятиления государственно - частного партнерства в России и зарубежом является широко обсуждаемой темой не только среди гражданского общества, но и активно исследуется деятелями науки.

В зарубежной научной литературе чаще всего государственно -частное партнерство звучит как «Public-Private Partnership», обозначается аббревиатурой РРР.

В Великобритании используется термин Private Finance Initiative (PFI) -частная финансовая инициатива. Это государственная программа, при которой частный сектор может строить и эксплуатировать объекты общественного пользования, а правительство платит за предоставленные

услуги.

Во Франции под государственно - частным партнерством используется термин "концессия".

В международных документах государственно - частное партнерство определяется как «форма сотрудничества между органами государственной власти и бизнесом, основой целью которой является обеспечить финансирование, сооружение, реконструкцию, управление и содержание объекта инфраструктуры или предоставления услуги» [1] или как «партнерство между государственным и частным секторами с целью осуществления проекта или оказания услуги, традиционно предоставляемой государственным сектором». [2]

С точки зрения Европейской экономической комиссии ООН государственно - частное партнерство обосновывается с целью обеспечить финансирование, планирование, исполнение и эксплуатацию объектов, производств и предоставления услуг государственного сектора. [3]

Европейский инвестиционный банк определяет государственно -частное партнерство как общий термин для отношений между предпринимательским сектором и структурами государственного сектора с целью привлечения ресурсов и кадрового потенциала частного сектора для оказания помощи в производстве общественных благ и услуг. [4]

В своих научных трудах зарубежные и отечественные исследователи дают разные трактовки термина государственно - частное партнерство.

Профессор В.Г. Варнавский в своей книге "Государственно - частное партнерство" приводит следующее определение: "ГЧП представляет собой юридически оформленную (как правило, на определенный срок), предполагающую соинвестирование и разделение рисков систему отношений между, с одной стороны, государством и муниципальными образованиями и, с другой стороны, гражданами и юридическими лицами, предметом которой выступают объекты государственной и муниципальной собственности, а также услуги, предоставляемые государственными и муниципальными органами, организациями, учреждениями и предприятиями."[5] В своих исследованиях профессор Варнавский В.Г. особую роль в государственно - частном партнерстве отводит государственной и муниципальной собственности, которая является предметом договорных отношений между государством и частным инвестором, отмечая, что в Российской экономике нет комплексного механизма регулирования институтом государственной или муниципальной собственности.

О.А. Шилкина в своей научной работе государственно - частное партнёрство рассматривает как институционально - организационный альянс государственной власти и частного бизнеса с целью реализации приоритетных проектов, как национального масштаба, так и локально значимых. [6]

В.А. Кабашкин дает следующее определение государственно -частному партнерству: "ГЧП - это привлечение на контрактной основе органами власти частного сектора для более эффективного исполнения задач, относящихся к публичному сектору экономики на условиях компенсации затрат, разделения рисков, обязательств, компетенций". [7]

По мнению Н.Д. Холодной основными критериями для отнесения той или иной формы взаимодействия бизнеса и государства к государственно -частному партнерству являются уровень переноса риска на предпринимательский сектор, право собственности на возведенный объект, срок договора на право получения доходов от построенного объекта. [8]

Коллективом зарубежных авторов Б. Акитоби, Р. Хемминг и Г. Шварц рассматривают государственно - частное партнерство как договоренности, в рамках которых государственный сектор предоставляет свои активы и услуги инфраструктуры, которые традиционно предоставлялись государством. Организация государственно - частного партнерства авторами рассматривается через концессию или операционный лизинг. [9]

Е.Сава в своих научных трудах дает сразу три определения государственно - частного партнерства:

- государственно - частное партнерство - любая сделка, в которой государственный и частный сектор объединяются для производства и предоставления товаров и услуг;

- государственно - частное партнерство - сложные, многопартнерские инфраструктурные проекты;

- государственно - частное партнерство - формальное сотрудничество между бизнесом, обществом и местными органами власти в целях развития территорий и улучшение условий жизни населения, в рамках которого традиционные роли государства и частного сектора перераспределяются. [10]

Необходимо отметить, что ни одно из данных определений ученым по своей сути не раскрывает сущности государственно - частного партнерства как экономической категории.

Зарубежные ученые Д. Гримси и М. Льюис определяют государственно - частное партнерство как отношения, основанные на общей цели, в рамках которых распределяются риски. Отсутствие четкого определения государственно - частного партнерства может быть вызвано неопределенностью положения данного вида партнерства как промежуточного между традиционными - государственными закупками и приватизацией. [11]

Ошибочно считать бизнес - проекты формой государственно -частного партнерства, если в рамках этих проектов реализуются услуги только предпринимательским сектором без какой - либо поддержки государства, но в нетрадиционной для бизнеса сфере. Многие формы взаимодействия государства и бизнеса являются обычным контрактом на

лизинг, соглашением по аутсорсингу ресурсов, концессионным соглашением, совместным предприятием, однако все эти формы являются дополнением к ГЧП, а не одной из форм, как это часто упоминается в СМИ, аналитических обзорах рейтинговых агентств, научных работах российских авторов. [12]

Приведенный перечень определений государственно - частного партнерства не является исчерпывающим. Разный подход к определению сущности государственно - частного партнерства зарубежными и российскими учеными и отсутствие единой трактовки понятия государственно - частного партнерства говорит о том, что данная форма взаимоотношений государства и бизнеса находится на этапе активного развития.

Анализируя взгляды зарубежных и отечественных исследователей государственно - частного партнерства как экономической категории, можно сделать вывод, что учеными осуществляются следующие направления подходов для оценки государственно - частного партнерства:

- правовой подход - рассмотрение государственно - частного партнерства в правовой его плоскости взаимоотношений государства и частного бизнеса, акцентируя внимание на законодательном закреплении регулирования различных видов государственно - частного сотрудничества;

- функциональный подход - анализ результатов конкретных соглашений государственно - частного партнерства;

- микроэкономический подход - особое внимание придается производству при реализации проектов государственно - частного партнерства.

Анализируя приведенные примеры определений государственно -частного партнерства можно выделить основные характерные его черты:

- сторонами государственно - частного партнерства являются с одной стороны государство, с другой стороны частный бизнес;

- сотрудничество осуществляется на основании договорных отношений, составленных в письменной форме (договоры, контракты, соглашения и т.д.);

- равноправность сторон во взаимоотношениях;

- соответствие целей и задач реализации различных форм сотрудничества государства и частного бизнеса интересам государства;

- объединение вкладов государства и частного сектора экономики для достижения поставленных целей и задач сотрудничества;

- совместное использование результатов государственно - частного партнерства, неся при этом солидарно расходы и риски.

Однако, как показывает практическое применение форм государственно - частного партнерства, далеко не всегда соблюдается баланс интересов сторон такого сотрудничества. Зачастую расходы и риски государственно - частного сотрудничества ложатся бременем только на одну

сторону партнерства - на частный сектор, а государство при этом остается в стороне. Или наоборот, вкладывая инвестиции в совместное сотрудничество и стремясь как можно быстрее окупить свои вложения и достигнуть прибыльности проекта, частный бизнес ухудшает качество работ и услуг, являющихся предметом соглашения.

Пути и способы решения подобных проблем ложатся в основу формирования определения государственно - частного партнерства. К ним относятся:

- формирование институциональной основы взаимоотношений государства и частного бизнеса в рамках государственно - частного партнерства;

- четкое разграничение права собственности на объекты государственно - частного партнерства;

- равноправное разделение прав и обязанностей сторон государственно - частного партнерства, а также рисков.

Для успешного развития государственно - частного партнерства в нашей стране существует необходимость обеспечения баланса интереса сторон. Для этого требуется наличие сильной законодательной базы, регулирующей данный вид взаимоотношений, прозрачность проектов государственно - частного партнерства и их реализации, развитие гражданских институтов и зрелость гражданского общества. Только создание экономических и юридических условий позволит оценить преимущества взаимовыгодного сотрудничества.

Зарубежный опыт показывает, что государственно - частное партнерство является эффективным инструментом экономического развития государства.

Несмотря на то, что государственно - частное партнерство является довольно молодым экономическим явлением, область его применения довольно широка в сфере государственного регулирования. Преимущественное применение государственно - частное партнерство отмечается в социальной сфере деятельности государства. К ним относятся: транспортная инфраструктура, газовое, энергетическое хозяйство, коммунальная инфраструктура (водоснабжение и водоотведение, теплоснабжение, электроснабжение, переработка бытовых отходов и др.). Ряд стран применяет государственно - частное партнерство в здравоохранении и культуре. И этот список не является исчерпывающим.

Наличие финансовых ресурсов у частного бизнеса, но ограничение их использования в определенных сферах регулирования, в которых государство является регулятором, и при этом отсутствие финансовых ресурсов у государства, породило такую форму взаимоотношений как государственно - частное партнерство.

Предметом государственно - частного партнерства являются взаимоотношения публичного и частного партнеров по отношению к

объекту государственно - частного партнерства.

Объектом государственно - частного партнерства является имущество государства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Условно объект государственно - частного партнерства можно разделить на четыре вида:

- транспортная инфраструктура (автомобильные и железные дороги, трубопровод, речные и морские порты и суда, аэродромы, аэропорты и их инженерная инфраструктура, метрополитен и другие виды транспорта общего пользования);

- социальная инфраструктура (образование, здравоохранение, санаторно - курортное лечение, социальное обслуживание населения, культура, спорт и туризм);

- энергетическая инфраструктура (производство, передача, распределение электрической и тепловой энергии, тепло-, газо-, энергоснабжение, наружное освещение);

- коммунальная инфраструктура (водоснабжение и водоотведение, утилизация (захоронение) бытовых отходов, благоустройство территорий, социально - бытовые объекты, гидротехнические сооружения).

Рассматривая государственно - частное партнерство как экономическую категорию, можно выделить следующие основные цели и задачи государственно - частного партнерства:

- решение социальных и экономических проблем и улучшение качества жизни населения;

- рациональность и эффективность использования природных ресурсов;

- развитие инновационной культуры;

- сокращение государственных расходов на строительство, модернизацию и реконструкцию социально значимы объектов, а также расходов на их содержание, тем самым добиваясь экономического роста государства в целом.

К принципам государственно - частного партнерства относится:

- принцип диспозитивности - равенства сторон государственно -частного партнерства, свободу распоряжения своим правом. Каждый субъект государственно - частного партнерства имеет право выбора на участие или неучастие в тех или иных проектах государственно - частного партнерства, требовать или не требовать исполнения обязательств от другого участника государственно - частного партнерства, обращаться или не обращаться за защитой своих прав в судебные органы;

- принцип возмездности - когда одна из сторон обязана возместить другой стороне государственно - частных взаимоотношений все убытки в случае нарушения ее прав или неисполнения обязанностей, возмещения недополученных доходов частному инвестору в случае досрочного расторжения контракта и т.д.

- принцип невмешательства - когда государство не должно вмешиваться в деятельность компании, которая самостоятельно принимает административно - хозяйственные, управленческие и кадровые решения.

- принцип конкурсности - когда отбор частных компаний для участия в государственно - частном партнерстве осуществляется посредством открытых и прозрачных конкурсных процедур.

В отечественной и зарубежной литературе существуют различные подходы к определению форм государственно - частного партнерства. Всемирный банк приводит следующую классификацию государственно -частного партнерства:

- контракты на управление и арендные договоры - частная компания получает в управление или аренду объект государственной собственности на определенный период времени. Инвестиции осуществляются за счет государства. В контракте на управление государство оплачивает услуги частного партнера и несет операционные риски. В арендном договоре государство получает арендную плату, а операционные риски несет компания;

- концессия - государством передается существующий объект в пользование на условиях платности и возвратности имущества на определенный срок. Частным партнером осуществляется владение и пользование, модернизация, реконструкция или иное усовершенствование объекта в течение срока действия концессионного соглашения. Все риски и инвестиционные вложения несет частная компания;

- проекты на новое строительство - частный инвестор строит и эксплуатирует новые объекты в течение срока действия контракта;

- приватизация активов - частной компанией приобретается пакет акций государственного предприятия. Управление или эксплуатация объекта может переходить к частной компании или же оставаться за государством.

В России принято выделять следующие формы государственно -частного партнерства:

- государственный контракт с привлечением инвестиций частного сектора - к ним относятся контракты, в которых предусмотрено государственно - частное софинансирование. Большинство контрактов, заключаемых в рамках федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ " О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" не относится государственно -частному партнерству, поскольку закупки осуществляются на средства государственного или муниципального органа власти, а частный партнер не имеет права дальнейшего пользования, владения, управления и или какого либо иного распоряжения предметом контракта. Кроме того, подрядчик контракта не несет серьезных рисков по исполнению контракта. Отношения в рамках государственно - частного партнерства возникают в случае привлечения внебюджетных источников финансирования, то есть за счет

привлечения инвестиций частного сектора;

- аренда государственного имущества - данный вид правоотношений регламентируется Гражданским кодексом Российской Федерации. Предметом договора аренды является государственное или муниципальное имущество, передаваемое на возмездной основе в пользование и эксплуатацию частным структурам, при этом обязанность несения расходов на содержание такого имущества лежит на арендаторе;

- соучастие в капитале - осуществляется путем акционирования или создание совместных предприятий при долевом участии сторон. Хозяйственная деятельность осуществляется на средства частного партнера, при этом управленческие решения принимаются согласно долей в уставном капитале (чем меньше доля акций частного партнера, тем больше вмешательства государства в принятии или не принятия каких - либо управленческих решений);

- концессия - долгосрочный договор предметом которого является создание (строительство) новых объектов, модернизация и реконструкция существующих объектов на средства инвестора и дальнейшее пользование и эксплуатация этих объектов частным партнером. Доходы от использования государственного или муниципального имущества получает частный партнер, а право собственности закрепляется за государством;

- соглашения о разделе продукции - форма отношений близка к концессии, но имеет ряд отличительных признаков: сферы применения соглашений о разделе продукции не пересекаются со сферами применения концессии; право собственности государства принадлежит на часть выпускаемой продукции, в то время как при концессии у государства нет права собственности на выпускаемую продукцию;

- иные контракты, которые могут сочетать различные виды работ и отношений собственности - контракты со смешанным правом собственности на новые строящиеся объекты за счет средств частного инвестора.

Зарубежная классификация форм государственно - частного партнерства выглядит следующим образом:

- Build-Own-Operate-Transfer, BOOT ("строительство - владение -управление - передача") - частный инвестор, являясь подрядчиком государства, строит новый объект государственной собственности на собственные и заемные средства, управляет им на правах владения и пользования в течение определенного контрактом срока, а по истечении срока действия контракта объект передается государству в государственную собственность;

- Build-Operate-Transfer, BOT ("строительство - управление -передача") - частный инвестор строит объект, управляет или эксплуатирует его в течение срока, определенного контрактом, а по его истечении передает объект государству;

- Build-Transfer-Operate, BTO ("строительство - передача -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

управление") - частный инвестор строит объект, передает его государству, а затем на основании нового контракта объект передается в управление/эксплуатацию компании;

- Build- Own-Operate, BOO ("строительство - владение - управление") -частный инвестор, являясь подрядчиком государства, строит новый объект, управляет им на правах пользования и владения. Срок передачи государству не фиксируется.

- Design-Build, DB ("проектирование - строительство") - частный инвестор проектирует и строит объект в соответствии с правилами и стандартами по утвержденной государством смете. Посте строительства обязанности по управлению и его обслуживанию передаются государству;

- Design-Build-Operate, DBO ("проектирование - строительство -управление") - частный инвестор проектирует и строит объект, а по завершении строительства объект остается в управлении/эксплуатации этой же компании.

Многообразие форм государственно - частного партнерства дает толчок в развитии данного института на современном этапе.

Учитывая изложенное, можно дать следующее определение государственно - частного партнерства:

Государственно - частное партнерство - это юридически оформленная система экономически взаимовыгодных отношений публичного и частного сектора с использованием (созданием) государственного или муниципального имущества, направленная на решение социально -значимых задач государства и повышение уровня жизни населения.

Данное определение наиболее четко раскрывает сущность государственно - частного партнерства как экономической категории, поскольку отвечает его целям и задачам.

Использованные источники:

1. Green Paper on Public-Private Partnerships and Community Law on Public Contracts and Concessions. Commission of the European Communities. Brussels, 2003

2. Idelines for Successful Public-Private Partnerships // European Commission Directorate-General Regional Policy. March, 2003

3. Практическое руководство по вопросам эффективного управления в сфере государственно-частного партнерства // Организация объединенных наций, Женева, 2008

4. EIB (European Investment Bank), The EIB's Role in Public-Private Partnerships (PPPs) // European Investment Bank, Luxembourg. 2004

5. В.Г. Варнавский "Государственно - частное партнерство" -М.: ИМЭМО РАН, 2009. В 2-х томах. Том 1

6. О.А. Шилкина "Совершенствование механизма государственно -частного партнерства в регионе" Диссертация: 08.00.05, Москва, 2015 стр. 20.

7. В.А. Кабашкин "Государственно - частное партнерство как экономическая концепция" Центр ГЧП Внешэкономбанка, Москва, ВШГА, МГУ им. Ломоносова, 2009 г.

8. Н.Д. Холодная Государственно - частное партнерство - новый тип отношений в Российской экономике. Журнал Вопросы государственного и муниципального управления. 2009, № 2

9. Б. Акитоби, Р. Хемминг и Г. Шварц "Государственные инвестиции и государственно - частные партнерства" Серия Вопросы экономики 40. МВФ, 2007

10. Savas E.S. Privatization and public-private partnerships // New York: Chartman House. 2000

11. Grimsey D., Lewis M.K. Are Public Private Partnerships Value for Money? Evaluating Alternative Approaches and Comparing Academic and Practitioner Views // Accounting Forum. 29(4). 2005

12. Hall D. PPPs: A Critique of the Green Paper // European Federation. 200

УДК 334.7

Куранова Н.А. магистрант

Рязанского государственного радиотехнического университета

Россия, г. Рязань АКТУАЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННО - ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНОГО

ХОЗЯЙСТВА

Аннотация. В статье рассматривается развитие института государственно - частного партнерства в сфере жилищно - коммунального хозяйства.

Ключевые слова: государственно - частное партнерство, нормативно - правовые акты, жилищно - коммунальное хозяйство, развитие.

Kuranova N. undergraduate Ryazan state radio engineering University

the city of Ryazan ТЖ RELEVANCE OF PUBLIC - PRIVATE PARTNERSHIP IN THE SPHERE OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES Abstract. The article discusses the development of the Institute of stateprivate partnership in the sphere of housing and communal services.

Key words: state - private partnership, regulatory legal acts, the housing and utilities sector, development.

В период распада Советского Союза и разрушения социалистического

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.