Научная статья на тему 'Государственно-частное партнерство как эффективная форма привлечения инвестиций и внебюджетных ресурсов для разработки инновационных продуктов, услуг и технологий'

Государственно-частное партнерство как эффективная форма привлечения инвестиций и внебюджетных ресурсов для разработки инновационных продуктов, услуг и технологий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
147
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / СТРУКТУРНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ПРИВЛЕЧЕНИЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ РЕСУРСОВ / INNOVATION / TRANSFORMATION OF THE ECONOMY / STRUCTURAL MODERNIZATION / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIPS / MOBILIZATION OF EXTRABUDGETARY RESOURCES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Стебеняева Т. В., Ларина Т. С.

Технологическое развитие современных экономических систем осуществляется под воздействием разработки и внедрения в производство инноваций, способных трансформировать технологическую, воспроизводственную и институциональную структуру экономики. Применительно к рыночной системе хозяйствования инновация становится важнейшим фактором технологической модернизации, структурной устойчивости и формирования поступательного инновационного развития национального хозяйства. В рамках данной статьи показана роль и значение государственно-частного партнерства как одной из эффективных форм привлечения инвестиций и внебюджетных ресурсов для разработки инновационных продуктов, услуг и технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Стебеняева Т. В., Ларина Т. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP AS EFFECTIVE FORMS OF INVESTMENTS AND EXTRABUDGETARY RESOURCES FOR DEVELOPMENT OF INNOVATIV PRODUCTS, SERVICES AND TECHNOLOGIES

Technological development of modern economic systems is carried out under the influence of the development and introduction of innovations capable of transforming technology, reproductive and institutional structure of the economy. In relation to a market economy innovation becomes critical technological modernization, structural stability and progressive formation of innovative development of the national economy. In this article shows the role and importance of public-private partnership as one of the effective ways to attract investment and budgetary resources for the development of innovative products, services and technologies.

Текст научной работы на тему «Государственно-частное партнерство как эффективная форма привлечения инвестиций и внебюджетных ресурсов для разработки инновационных продуктов, услуг и технологий»

наименьший уровень (170 ц/га). При наименьшей себестоимости 1 ц картофеля (256 руб.) урожайность оказалась высокой (400 ц/га) в 2009 г.

В динамике по годам производственная себестоимость картофеля не имеет устойчивой тенденции. Наибольшее значение она имеет в 2010 г. - 749 руб., наименьшее - в 2009 г. - 256 руб. Причиной изменения себестоимости 1 центнера картофеля является рост цен на топливо, запасные части, ядохимикаты, а также гибель посевов. В структуре затрат 2012 г. преобладают расходы по организации и управлению производством - 33,6 %, затраты на химические средства защиты растений - 20,3 %, расходы на содержание основных средств - 17,1 %, прочие затраты составили - 4,3 %. Низкий процент затрат на заработную плату в общей сумме затрат объясняется снижением затрат труда, так как в последние годы ООО «Мечта» приобрело значительное количество современной техники.

Положительным моментом в деятельности организации является то, что в течение анализируемого периода ООО «Мечта» от продажи картофеля получает только прибыль. На основе проделанного анализа можно сделать вывод о наивысшей экономической эффективности производства картофеля в 2010 г. Снижение экономической эффективности производства картофеля с 2011 г. связано со снижением валового сбора картофеля и ростом затрат на производство продукции. Финансовый результат от продажи картофеля в 2012 г. по сравнению с 2008 г. увеличился на 2978 тыс. руб., за счет увеличения средней цены продажи на 683 тыс. руб. Однако рост полной себестоимости обусловил снижение финансового результата на 2262 тыс. руб., увеличение количества повлекло увеличение финансового результата на 4557 тыс. руб.

Маржинальный анализ — анализ соотношения объёма продаж (выпуска продукции), себестоимости и прибыли на основе прогнозирования уровня этих величин при заданных ограничениях. Из суммы маржинальной прибыли организацией используется 8,7% на покрытие условно переменных затрат. Из полумаржи 1 уровня - 23,8% на покрытие смешенных затрат, из полумаржи 2 уровня-69%. Поэтому в дальнейшем руководству организации необходимо использовать данные отчета о финансовых результатах с применение развитого директ - костинга для регулирования уровня затрат по предлагаемой классификации.

Литература

1 Иванова О.Е., Солдатова Л.И. Организационно - управленческие подходы построения системы бюджетирования организаций// Экономический анализ: теория и практика.2012.- № - 10 (265).

2 Иванова О.Е., Солдатова Л.И. Экономические организации как сфера формирования затратного механизма//Еигореап Social Science Journal = Европейский журнал социальных наук.- 2012. -Т. 1. -№ -12 (28).

Стебеняева Т.В.1, Ларина Т.С.2

'Кандидат экономических наук, ведущий специалист, 2научный сотрудник Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования, Институт международных стандартов учета и управления ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ И ВНЕБЮДЖЕТНЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОДУКТОВ, УСЛУГ И ТЕХНОЛОГИЙ*

Аннотация

Технологическое развитие современных экономических систем осуществляется под воздействием разработки и внедрения в производство инноваций, способных трансформировать технологическую, воспроизводственную и институциональную структуру экономики. Применительно к рыночной системе хозяйствования инновация становится важнейшим фактором технологической модернизации, структурной устойчивости и формирования поступательного инновационного развития национального хозяйства. В рамках данной статьи показана роль и значение государственно-частного партнерства как одной из эффективных форм привлечения инвестиций и внебюджетных ресурсов для разработки инновационных продуктов, услуг и технологий.

Ключевые слова: инновации, трансформация экономики, структурная модернизация, государственно-частное партнерство, привлечение внебюджетных ресурсов.

Stebenyaeva T.V.1, Larina T.S.2

'PhD in Economics, leading specialist, 2nauchny employee, Autonomous non-profit organization additional professional education

Institute of international accounting standards and management PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP AS EFFECTIVE FORMS OF INVESTMENTS AND EXTRABUDGETARY RESOURCES FOR DEVELOPMENT OF INNOVATIV PRODUCTS, SERVICES AND TECHNOLOGIES

Abstract

Technological development of modern economic systems is carried out under the influence of the development and introduction of innovations capable of transforming technology, reproductive and institutional structure of the economy. In relation to a market economy innovation becomes critical technological modernization, structural stability and progressive formation of innovative development of the national economy. In this article shows the role and importance of public-private partnership as one of the effective ways to attract investment and budgetary resources for the development of innovative products, services and technologies.

Keywords: innovation, transformation of the economy, structural modernization, public-private partnerships, mobilization of extrabudgetary resources.

В настоящее время важнейшей задачей развития России является ускоренная модернизация отечественной экономики и ее переход к практическому применению высоких технологий и инновационных преобразований во всех сферах деятельности предприятий реального сектора экономики. На решение этой задачи направлена государственная политика в сфере инновационной деятельности и формирования национальной инновационной системы (НИС), обеспечивающей создание условий для превращения научно-технического потенциала в один из основных ресурсов устойчивого экономического развития.

Одним из определяющих условий успешного решения указанной задачи является формирование эффективных механизмов взаимодействия государства, общества и предпринимательских бизнес-структур, направленных на координацию усилий и обеспечение учета интересов всех участников при выработке и реализации государственной политики, направленной на практическое внедрение инновационных преобразований в деятельности предприятий реального сектора экономики. Цивилизованное будущее России возможно только при создании отношений стабильности и доверия между государством и предпринимательскими бизнес-структурами. В условиях рыночной экономики успех реализации крупных экономических проектов общегосударственного значения возможен при эффективном объединении усилий государства и бизнеса. Поэтому в числе характерных особенностей экономического развития России на современном этапе можно выделить активизацию процессов организационной трансформации предпринимательских бизнес-структур при непосредственном участии государства, определение перспективных направлений институциональных преобразований экономической системы, а так же поиск эффективных форм и методов управления.

* Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект №13-06-00123а «Формирование эффективных механизмов, моделей и инструментария взаимодействия экономических агентов инновационной инфраструктуры региональной экономики».

69

Сегодня одной из наиболее важных задач стимулирования рыночных преобразований российской экономики является создание эффективной системы взаимодействия государственных и предпринимательских бизнес-структур в инновационной сфере. Для успешного функционирования инновационно активных предприятий в рыночных условиях уже недостаточно только преобразовать знания в инновационные продукты или технологические новшества. Немаловажным фактором повышения эффективности предпринимательской деятельности становится вывод инновационных продуктов, услуг и технологий на рынок, доведение их до конкретных потребителей и последующее тиражирование с целью получения прибыли или другого эффекта. Согласно «Стратегии развития 2020», Россия должна стать самой привлекательной для жизни страной [1]. Важнейшим инструментом формирования качественно новой экономической политики государства, способного выполнить самые амбициозные планы национального развития и решить многие другие непростые задачи должно стать государственно-частное партнерство (ГЧП) [2].

Но на данный момент проблема оптимального соотношения рыночного и государственного регулирования экономических процессов в нашей стране еще не решена. Государство выполняет функции стратегического планирования, вырабатывает правила, необходимые для достижения общественно значимых целей, но организовать эффективное взаимодействие с предпринимательскими бизнес-структурами в интересах социально-экономического развития общества ему пока не удалось [3]. Как правило, все инициативы в этом направлении ограничивались разработкой различных стратегических концепций взаимоотношений государства, общества и бизнеса, а затем шел длительный поиск компромиссов. В результате даже отдельные цели таких концепций не всегда реализовывались. Вместе с тем, в отсутствии взаимодействия между ключевыми элементами реформируемой экономики скрыты главные причины низкой эффективности многих инструментов финансового воздействия государства на социально-экономическое развитие страны.

В контексте участия государства в реформировании существующей экономической системы развитие партнерских отношений с предпринимательскими бизнес-структурами приобретает стратегическое значение. Государство ориентировано, главным образом, на увеличение экономического потенциала страны и улучшение условий жизнедеятельности общества, а предпринимательские бизнес-структуры, прежде всего, заинтересованы в получении прибыли, разных форм поддержки своего производства, в том числе и в виде различных преференций со стороны государства. В таких условиях эффективное применение механизмов ГЧП приведет к принципиально качественному изменению работы сегмента экономики с участием государственных и частных форм собственности. Модель ГЧП облегчает процесс долгосрочного планирования, улучшает соотношение цены и качества за счет прозрачности расходов, трансформирует традиционные конкурентные рыночные инструменты. С этих позиций она может успешно конкурировать с традиционной схемой предоставления бюджетных ассигнований. С практической точки зрения модель ГЧП представляет собой институциональное, финансовое и организационное объединение всех видов ресурсов между государственными структурами и предпринимательскими бизнес-структурами в целях реализации разномасштабных инновационных проектов самого широкого спектра [3].

Характерной особенностью экономически развитого государства является тесное переплетение всех видов и форм капитала, которые интенсивно циркулируют между частными и государственными субъектами экономики. В стратегическом плане такого рода взаимодействия наиболее целесообразно осуществлять в рамках различных форм ГЧП. При этом партнерство государственных структур и предпринимательских бизнес-структурами необходимо рассматривать не как один из финансовоорганизационных механизмов, а как качественно новую эффективную форму взаимодействия, изменяющую характер отношений между этими субъектами экономики. Функционирование модели ГЧП предусматривает формирование благоприятной правовой и экономической среды, построение инновационной инфраструктуры, обеспечение ее необходимыми финансовыми ресурсами, а так же совершенствование механизмов государственного содействия коммерциализации результатов научных исследований и экспериментальных разработок. Все это позволит повысить эффективность государственного администрирования и корпоративного управления реализации различных проектов создания эффективных форм ГЧП.

Реализация такого подхода позволит обеспечить привлечение новых инвесторов из сферы частного бизнеса в сочетании с усилением их роли в выработке и принятии решений. Опыт реализации проектов в форме ГЧП показывает, что инвесторы готовы вкладывать собственные средства в развитие необходимой им инфраструктуры. Однако при действующем законодательстве подобные инвестиции экономически не обоснованы. Представляется целесообразным обеспечить экономические стимулы для вложения частных инвестиций в объекты инфраструктуры общего пользования путем учета вложенных инвестиций при определении налога на прибыль.

Анализ современного зарубежного опыта в сфере инноваций показывает, что основой успеха здесь является реализация подхода «выиграл-выиграл», в основу которого положен принцип эффективной взаимозависимости. Он характеризует новую стратегию конкурентной борьбы в рыночных условиях, которая в корне отличается от ее типичного понимания, когда при любом раскладе всегда будут те, кто выиграли, и те, кто проиграли. Появление этой стратегии принято связывать с работами Дж. Нэша («равновесие Нэша»), посвященными анализу игр с ненулевой суммой, где выигрыш одного игрока не означает проигрыша другого. Равновесие Нэша - это ситуация, в которой каждый экономический агент выбирает наилучшее для себя действие при фиксированных действиях остальных (или, иначе говоря, ситуация, в которой никто не может увеличить свой выигрыш, выбрав в одностороннем порядке другое действие) [4].

Применение подхода «выиграл-выиграл» заключается в формировании взаимовыгодного партнерства на основе согласования экономических интересов разработчиков инновационных продуктов и технологий, промышленных предприятий и государственных структур управления. Это позволяет разработчикам инновационных продуктов и технологий получать дополнительный доход, промышленным предприятиям иметь дополнительные конкурентные преимущества на рынке наукоемкой продукции, а государству - развивать инновационную составляющую экономики, увеличивать число рабочих мест и обеспечивать рост налогооблагаемой базы.

При этом принципиально важными становятся вопросы, связанные с перераспределением прав собственности, неизбежно возникающим в процессе перерастания преимущественно административных отношений между государственными структурами и предпринимательскими бизнес-структурами, закрепляемые соответствующими соглашениями сторон в той или иной форме ГЧП. Сюда можно отнести такие ключевые права, как право контроля над использованием активов, право на доход, право на управление, а также право на изменение капитальной стоимости объектов и право на переуступку отдельных правомочий собственника другим лицам.

Использование различных форм и моделей ГЧП для организационно-экономического обеспечения процесса конкурентоспособности создания и внедрения инноваций на основе взаимовыгодных механизмов управления ими обеспечивает не только учет интересов всех участников этого процесса, но и открывает новые возможности для получения синергетического эффекта вследствие оптимального применения обобщенных ресурсов. Важными преимуществами форм и моделей ГЧП являются: высокий уровень их устойчивости, обусловленный возможностью управляемого перетекания (диффузии) различных видов ресурсов в сферы с наиболее активным развитием инноваций и повышенная правовая защищенность всех участников инновационного цикла.

Одной из общественно значимых функций реализации проектов формирования разного рода форм и моделей ГЧП является формирование взаимовыгодных механизмов управления. Для государства это, прежде всего, повышение эффективности

70

бюджетных инвестиций, создание благоприятных условий для развития экономики, привлечение эффективного менеджмента. Для инвестора - возможность извлекать прибыть, оптимизировать свои риски, получить административный ресурс при реализации проекта. Проекты создания ГЧП требуют, как правило, высоких инвестиционных затрат, имеющих различные периоды окупаемости в зависимости от сферы их деятельности.

К основным инструментам стимулирования взаимодействия государства и предпринимательских бизнес-структур в инновационной сфере в рамках ГЧП следует отнести следующие:

1) обеспечение на взаимовыгодной основе баланса интересов государства и предпринимательских бизнес-структур;

В наибольшей степени эти интересы совпадают в развитии высокотехнологичных секторов промышленности, обеспечивающих формирование новых рынков конкурентоспособной высококачественной наукоемкой продукции, а также в вопросах модернизации и технологического перевооружения промышленного производства, направленного на снижение издержек, экономию ресурсов, сохранение окружающей среды и, в конечном итоге, обеспечение конкурентных преимуществ отечественного товаропроизводителя на внутреннем и внешнем рынках.

2) привлечение предпринимательских бизнес-структур к финансированию проведения прикладных НИОКР, обеспечение их полноправного участия в процессах коммерциализации полученных результатов, начиная с самых ранних стадий разработки научной продукции, непосредственное участие в подготовке и реализации крупных инновационных проектов;

3) совершенствование существующих и развитие новых форм финансовой поддержки инновационной деятельности, в том числе за счет развития современных финансовых инструментов для привлечения внебюджетных инвестиций, а именно: развитие венчурного инвестирования; совместное финансирование части НИОКР и инновационных проектов; создание инновационной инфраструктуры; финансирование стадии освоения и модернизации промышленного производства;

4) развитие малого предпринимательства в инновационной сфере, создание и развитие специальных бирж интеллектуальной собственности и научно-технических услуг, в том числе на базе частного сектора, активное участие малых инновационных структур ГЧП в реализации механизмов управления развитием инновационной деятельности.

Использование потенциала различных форм и моделей ГЧП позволит повысить эффективность их функционирования и привлечения дополнительных инвестиций в особые экономические зоны, инвестиционные и венчурные фонды с государственным участием, а так же в развитие инновационной инфраструктуры в составе бизнес-инкубаторов, промышленных парков, центров трансферта технологий и других структурных образований.

Сегодня можно говорить лишь о начале практики формирования и применения различных форм и моделей ГЧП для достижения устойчивого экономического роста страны. Однако уже сейчас становится ясным, что реализовать глобальные инфраструктурные проекты усилиями исключительно одного государства либо предпринимательских бизнес-структур невозможно. Только проведение сбалансированной политики привлечения внебюджетных инвестиций, использование сильных сторон государственного и частного секторов экономики, а так же стимулирование создания эффективных форм ГЧП позволит в оптимальные сроки осуществить модернизацию отечественной экономики.

Литература

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008. С.16.

2. Дерябина М. Государственно-частное партнерство: теория и практика. // Вопросы экономики, 2008. №8. С.61-77.

3. Мочальников В.Н. Эффективное взаимодействие государства и бизнеса как основа новой экономической политики страны. // Экономические науки, 2008, №12.

4. Nash J.F. Non-Cooperative Games // Annals of Mathematics. 1951. Vol.54, №2. P. 286-295.

Степаненко А.В.1, Краковецкая ИВ.2

'Магистрант; 2кандидат экономических наук, доцент, Томский государственный университет ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ БРЕНДОВ

Аннотация

На сегодняшний день существует очень высокая территориальная конкуренция, не только между странами, но и между регионами и городами. Отсюда возникает необходимость создания конкурентных преимуществ, позитивной репутации и привлекательного имиджа территорий. Для этого необходим эффективный инструментарий продвижения, учитывающий специфику развития различных территорий. В статье рассмотрены основные этапы процесса формирования и развития мировых и российских региональных брендов.

Ключевые слова: региональный бренд, конкурентоспособность, привлекательный имидж, миссия региона.

Stepanenko A.V.1, Krakovetskaya I.V.2

1 Undergraduate student; 2 PhD in Economics, associate professor, Tomsk State University;

THEORETICAL ASPECTS OF FORMATION AND DEVELOPMENT REGIONAL BRANDS

Abstract

Today there is very high territorial competition, not only between the countries, but also between regions and the cities. Therefore it is necessary to create competitive advantages, positive reputation and attractive image of territories. For this purpose it is necessary to use the effective tools of advance considering specifics of development of various territories. In article the main stages ofprocess offormation and development of world and Russian regional brands are considered.

Keywords: regional brand, competitiveness, attractive image, region mission.

Введение

В настоящее время анализ роли бренда в экономике, а также процесс формирования и развития бренда, довольно хорошо освещены в литературе. Данной проблематикой занимаются как российские ученые, в частности, О. Гусева, Г. Багиев, А. Панкрухин, В. Домнин, О. Чернозуб, и др., так и зарубежные специалисты, в частности, Д. Аакер, П. Дойль, Ж.-Ж. Ламбен и др. Помимо этого, данный вопрос затрагивают многие журналы: «Маркетинг в России и за рубежом», «Маркетинг менеджмент», «Маркетинг и маркетинговые исследования», «Бренд-менеджмент» и др. Также данная тема широко представлена на различных Интернет сайтах.

Для современных, развитых регионов необходима правильная разработка процесса управления и продвижения на рынок своей продукции или услуг. В условиях жесткой конкуренции, многообразия одинаковых товаров в одном ценовом сегменте, приходится искать все новые и новые способы создания конкурентоспособных товаров, вызывающих доверия у потребителей.

Все глубже в эту сферу деятельности проникает такое понятие, как «брендинг». Бренды становятся мощным оружием конкуренции, инструментом создания репутации территорий и формирования доверия потребителей. Таким образом, существует необходимость постоянной работы над позиционированием и развитием сильного бренда.

Исходя из вышесказанного, вопрос выявления аспектов, лежащих в основе формирования бренда, является очень актуальным на сегодняшний день.

Целью данной работы является изучение процесса формирования региональных брендов и основных этапов развития брендов.

Поставленные задачи:

71

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.