Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК АНТИКРИЗИСНЫЙ МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ КУРОРТНО-ТУРИСТИЧЕСКОЙ ТЕРРИТОРИИ'

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК АНТИКРИЗИСНЫЙ МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ КУРОРТНО-ТУРИСТИЧЕСКОЙ ТЕРРИТОРИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
45
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНФРАСТРУКТУРА / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / SLAVYANSK DISTRICT / SMALL AND MEDIUM BUSINESS / INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ломакина О.В., Куршубадзе Р.З.

В настоящее время Государственно-частное партнерство(ГЧП) стало одним из самых действенных механизмов поддержки среднего и крупного бизнеса. Применение механизмам ГЧП находится в самых разных сферах: ХКЖ, дорожное строительство, транспорт, энергетика, и другие. С возрастанием конкуренции в курортно-туристическом бизнесе, поддержание высокого уровня конкурентоспособности Российских курортов, курортно-рекреационных территорий становится стратегически важной задачей. В связи с этим фактом, открываются новые возможности для использования механизмов ГЧП, вслед за этим возникают и новые потребности по его изучению. Данная статья посвящена изучению ГЧП как механизма государственной поддержки курортно-туристического бизнеса, что особо актуально для курортных регионов России, таких как Краснодарский край. В настоящей статье проведен анализ курортно-рекреационной территории с низким уровнем развития, проведен анализ курортного потенциала данной территории методом SWOT анализа. Разработан механизм государственно-частного партнерства позволяющий реализовать курортный потенциал территории. На основе предложенного механизма разработан инвестиционный проект, цель которого теоретически подтвердить возможность и целесообразность использования данного механизма на практике. В качестве территории выбран 5 километровый участок азовского побережья краснодарского края Славянского района, прилегающего к х. Верхний. Особое значение уделено теоретическому результату реализации проекта: экономическому и социальному эффекту, полезности для региона, муниципалитета и инвестора. В основу исследования положена современная научная литературная база. Методы исследования: анализ, синтез, экономическое моделирование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ломакина О.В., Куршубадзе Р.З.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Public-private partnership as an anti-crisis mechanism of development resort and tourist area

Currently, Public-private partnership (PPP) has become one of the most effective mechanisms to support medium and large businesses. The use of PPP mechanisms is in a variety of areas: HKZH, road construction, transport, energy, and others. With increasing competition in the resort and tourism business, maintaining a high level of competitiveness Of Russian resorts, resort and recreational areas becomes a strategically important task. In connection with this fact, new opportunities for the use of PPP mechanisms are opening up, followed by new needs for its study. This article is devoted to the study of PPP as a mechanism of state support for the resort and tourism business, which is especially important for the resort regions of Russia, such as Krasnodar region. This article analyzes the resort and recreational area with a low level of development, the analysis of the resort potential of the territory by SWOT analysis. The mechanism of public-private partnership allowing to realize resort potential of the territory is developed. On the basis of the proposed mechanism, an investment project has been developed, the purpose of which is to theoretically confirm the possibility and feasibility of using this mechanism in practice. As the territory selected 5 km section of the Azov coast of the Krasnodar region of the Slavic region adjacent to the village. Upper. Special attention is paid to the theoretical results of the project: economic and social effect, usefulness for the region, municipality and investor. The research is based on modern scientific literature. Research methods: analysis, synthesis, economic modeling.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК АНТИКРИЗИСНЫЙ МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ КУРОРТНО-ТУРИСТИЧЕСКОЙ ТЕРРИТОРИИ»

О.В. Ломакина доцент кафедры менеджмента, к.э.н., Кубанский государственный аграрный университет

O. V. Lomakina associate professor of management, Kuban State Agrarian University name's. I.T. Trubilin (LO3575@yandex ru, 89180997914)

Р.З. Куршубадзе Магистрант,

Кубанский государственный аграрный университет им. И. Т. Трубилина

R. Z. Kurshubadze Undergraduate UPZ-1542,

Kuban State Agrarian University (roman.kurshubadze@ mail.ru 89180532118)

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК АНТИКРИЗИСНЫЙ МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ КУРОРТНО-ТУРИСТИЧЕСКОЙ ТЕРРИТОРИИ

Аннотация. В настоящее время Государственно-частное партнерство(ГЧП) стало одним из самых действенных механизмов поддержки среднего и крупного бизнеса. Применение механизмам ГЧП находится в самых разных сферах: ХКЖ, дорожное строительство, транспорт, энергетика, и другие.

С возрастанием конкуренции в курортно-туристическом бизнесе, поддержание высокого уровня конкурентоспособности Российских курортов, курортно-рекреационных территорий становится стратегически важной задачей.

В связи с этим фактом, открываются новые возможности для использования механизмов ГЧП, вслед за этим возникают и новые потребности по его изучению.

Данная статья посвящена изучению ГЧП как механизма государственной поддержки ку-рортно-туристического бизнеса, что особо актуально для курортных регионов России, таких как Краснодарский край.

В настоящей статье проведен анализ курортно-рекреационной территории с низким уровнем развития, проведен анализ курортного потенциала данной территории методом SWOT анализа. Разработан механизм государственно-частного партнерства позволяющий реализовать курортный потенциал территории.

На основе предложенного механизма разработан инвестиционный проект, цель которого теоретически подтвердить возможность и целесообразность использования данного механизма на практике.

В качестве территории выбран 5 километровый участок азовского побережья краснодарского края Славянского района, прилегающего к х. Верхний.

Особое значение уделено теоретическому результату реализации проекта: экономическому и социальному эффекту, полезности для региона, муниципалитета и инвестора.

В основу исследования положена современная научная литературная база. Методы исследования: анализ, синтез, экономическое моделирование.

Annotation. Currently, Public-private partnership (PPP) has become one of the most effective mechanisms to support medium and large businesses. The use of PPP mechanisms is in a variety of areas: HKZH, road construction, transport, energy, and others.

With increasing competition in the resort and tourism business, maintaining a high level of competitiveness Of Russian resorts, resort and recreational areas becomes a strategically important task. In connection with this fact, new opportunities for the use of PPP mechanisms are opening up, followed by new needs for its study.

This article is devoted to the study of PPP as a mechanism of state support for the resort and tourism business, which is especially important for the resort regions of Russia, such as Krasnodar region.

This article analyzes the resort and recreational area with a low level of development, the analysis of the resort potential of the territory by SWOT analysis. The mechanism of public-private partnership allowing to realize resort potential of the territory is developed.

On the basis of the proposed mechanism, an investment project has been developed, the purpose of which is to theoretically confirm the possibility and feasibility of using this mechanism in practice. As the territory selected 5 km section of the Azov coast of the Krasnodar region of the Slavic region adjacent to the village. Upper. Special attention is paid to the theoretical results of the project: economic and social effect, usefulness for the region, municipality and investor.

The research is based on modern scientific literature. Research methods: analysis, synthesis, economic modeling.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, Славянский район, малый и

средний бизнес, инфраструктура.

Key words: public-private partnership, Slavyansk district, small and medium business, infrastructure.

Цель исследования заключается в разработке модели ГЧП для развития потенциала курортной территории, и теоретическом обосновании целесообразности предложенной модели на основе экономического моделирования реализации инвестиционного проекта с применением разработанного механизма.

Задачи исследования:

- провести анализ инвестиционного потенциала территории: сильные и слабые стороны, возможности и угрозы (на примере курортной территории азовского побережья Краснодарского края)

- предложить оптимальный механизм государственно-частного партнерства по реализации потенциала территории

- разработать инвестиционный проект направленный на развитие курортно-рекреационного потенциала территории в качестве теоретического подтверждения эффективности предложенного механизма.

Целесообразность разработки темы: в современных сложных экономических условиях с высоким уровнем конкуренции в курортно-туристическом бизнесе возникает множество проблем в развитии курортной инфраструктуры отдельных территорий, которые становятся препятствием для развития муниципальных образований.

Научная новизна заключается в том, что государственно-частное партнерство в курортно-туристической сфере изучается как антикризисный механизм.

Теоретическая значимость данной работы заключается в развитии теоретических представлений о роли государственно-частного партнерства в развитии курортной инфраструктуры кризисных территорий

Практическая значимость заключается в том, что разработанные рекомендации могут быть использованы в разработке государственных программ Краснодарского края.

Стоит выделить авторов, работы которых посвящены вопросам государственно-частного партнерства: В.Г. Варнавский, Е. Коровин.

В рамках концепции о государственно-частном партнерстве существует два подхода к рассмотрения данного механизма. Они не являются взаимоисключающими, а дополняют друг друга.

Во-первых, экономический подход. Заключается в том, что государственно-частное партнерство - это альтернатива приватизации. В некоторых случаях приватизация государственного имущества невыгодна, или невозможна. Государство оставляет за собой право контролировать объект концессионного соглашения.

Во-вторых, управленческий подход. ГЧП рассматривается как инструмент государственной политики. Цели ГЧП не только достижение экономического, но и социального эффекта. При данном подходе ГЧП не выступает как альтернатива приватизации, или национализации. ГЧП - это способ достижения поставленной государством цели. Таким образом, ГЧП в конкретном его выражении, например определенное концессионное соглашение - это управленческое решение.

В условиях денежно-кредитного, финансового или иного типа кризисов возникает необходимость поиска новых эффективных механизмов перехода к антикризисному управлению, вывода территории из кризиса. Под антикризисным управлением территорией можно понимать комплексное управленческое решение состоящее в нахождении резервов, ресурсов, неиспользованных возможностей, и приведение с их помощью территорию к желаемому состоянию, без признаков кризисных проявлений [3].

Одним из таких управленческих решений является государственно-частное партнерство. Проект ГЧП может стать точкой роста и развития территории, преодоления кризиса.

Представим пример разработки антикризисного управленческого решения в виде инвестиционного проекта с применением механизма государственно-частного (муници-пально-частного) партнерства.

В качестве кризисной территории выбран курортный участок азовского побережья протяженностью 5 км вблизи х. Верхний, расположенного в границах муниципаль-

ного образования Славянский район.

Муниципальное образование Славянский район в соответствии с группировкой муниципальных районов Краснодарского края по приоритетным направлениям развития (определены в Законе Краснодарского края № 1465-КЗ от 29 апреля 2008 г. «О стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года») входит в группу «Сельское хозяйство в сочетании с переработкой сельскохозяйственного сырья».

Несмотря на аграрную ориентированность большинства муниципальных районов края (30) , наиболее развитыми в социально-экономическом плане являются муниципальные образования, приоритетными направлениями которых промышленное производство и развитие курортно-туристского комплекса [2].

Вместе с тем, задачей властей всех уровней является поддержание достойного уровня жизни населения всех территорий. Государство должно проводить политику регулирования процессов социально-экономической дифференциации, которая представляет собой систему согласованных государственных мероприятий по существенному сокращению чрезмерных диспропорций в социально-экономическом развитии территорий. Необходима региональная политика, которая ведет не только к сокращению неравномерности социального и экономического развития территорий, но и к увеличению стимулирования органов местного самоуправления к развитию собственной экономики, собственной налоговой базы для соответствующего содержания социальной сферы [1].

Прежде чем разработать инвестиционный проект, проанализируем курортно-туристических комплекс МО Славянский район (Таблица 1).

Таблица 1 - Анализ курортно-туристического комплекса

МО Славянский район

Показатель Период (год) Изменение 2016 г. в % к 2012 г.

2012 2013 2014 2015 2016

Гостиницы и аналогичные средства размещения, число организаций 9 10 11 10 8 88,88

-число мест в организациях гостиничного типа 209 317 256 229 254 121,53

-численность размещенных лиц, человек 3133 14835 6035 10124 9292 в 2,9 раз

Организации отдыха, пансионаты

-число организаций 4 3 3 3 5 125

-число (мест) в месяц максимального развертывания 210 215 106 100 609 в 2,9 раз

-численность размещенных лиц, человек 821 1402 1197 1274 54203 в 66 раз

Детские оздоровительные учреждения, число организаций 34 38 40 39 39 114,70

-численность детей, отдохнувших в них за лето, человек 4532 4162 3931 3256 5144 113,50

Данный анализ показывает, что по всем основным показателям развития курортно-

туристического комплекса наблюдается рост. Проведем анализ прибыли и основных фондов курортных организаций (таблица 2).

Таблица 2- Прибыль и основной капитал курортных организаций района

Показатель Период (год) Изменение 2016г. в % к 2012

2012 2013 2014 2015 2016

Прибыль гостиниц и ресторанов 1,50 10,70 13,10 25,70 18,70 17,3

Прибыль Санаторно-курортных организаций 10,20 10,30 11,00 11,10 11,30 110,80

Основные фонды организаций санаторно-курортного комплекса 16,90 17,20 18,30 18,60 19,20 113,61

Проведем SWOT анализ территории азовского побережья, курортный участок протяженностью 5 км вблизи х. Верхний. Анализ проведен с точки зрения потенциального инвестора (Таблица 3).

Таким образом, можно прийти к выводу: гостиничный комплекс Славянского района за последние годы получил динамичное развитие, однако это не сказалось на санаторно-курортном комплексе. Темп роста прибыли, как и основных фондов санаторно-курортных комплексов невысокий. С точки зрения инвестирования в развитие данного комплекса имеются большие возможности. Однако, несмотря на природные и климатические условия данной территории, дающие значительные преимущества, бизнес столкнется с отсутствием развитой инфраструктуры. В данной ситуации именно государственно-частное партнерство выступает механизмом разрешения такой проблемы.

Таблица 3 - SWOT -анализ территории

Сильные стороны Слабые стороны

1) Азовское самое мелкое море в мире. А это значит, что вода здесь прогревается гораздо быстрее, что позволяет начать купальный сезон гораздо раньше, чем на курортах Черного моря. 2) На данной территории отсутствуют крупные пансионаты и базы отдыха 3) К прибрежной территории подведены электролинии. 1) Отсутствие асфальтированной дороги ведущей к побережью 2) Отсутствие в прибрежной зоне магистрального газопровода 3) Отсутствие сетей водопровода.

Возможности Угрозы

1) На данной территории имеется участок муниципальной собственности площадью в 8000 кв.м., пригодный для строительства пансионата. 1) Данная территория слабо разрекламирована в СМИ. 2) Слабый имидж с точки зрения маркетинга территории.

Предлагаем следующий механизм государственно-частного партнерства с участием муниципального образования (Рисунок 1).

Согласно представленной схемы, муниципальное образование Славянский район предоставляет участок площадью 8 000 кв. м., находящийся в его собственности частному партнеру - инвестору. К данному участку прокладывается автомобильная дорога (10 км) с направления от х.Верхний.

Организацию строительства автодороги осуществляет администрация края. Частный партнер (инвестор) осуществляет финансирует строительство пансионата коттеджного типа, затраты на строительство и оборудование которого составляют 30 млн. руб.

Общие затраты по предложенному механизму распределятся следующим образом: 12% муниципалитет, 25% регион, 63% частные средства.

Таким образом, на каждый 1рубль бюджетных средств будет приходиться 1,7

рублей частных инвестиций, что является положительным фактом.

Так как все риски по проекту несет частный партнер, то кроме налоговых отчислений, не планируется возложение на него каких-либо финансовых обязательств по выплатам. Предлагается наделить частного партнера правом выкупа земельного участка.

Рис. 1 - Блок-схема государственно-частного партнерства проекта Далее представим сам инвестиционный проект по строительству пансионата на берегу азовского моря, инвестиции в проект (таблица 4), а также рассчитаем сумму финансовой выгоды для бюджетов всех уровней и инвестора за счет налогов и прибыли. Таблица 4 - Инвестиции в проект строительства пансионата

Инвестиции Расчет, тыс. руб.

Строительство зданий пансионата 25 000

Мебель, оборудование, прочее 4 000

Прочие расходы 1 000

Итого 30 000

Таким образом, сумма инвестиций составляет 30 млн. руб. Определим штат пансионата исходя из опыта работы подобных пансионатов (таблица 5).

Таблица 5- Штат пансионата и планируемый фонд оплаты _труда, тыс. руб._

Штат пансионата Штат Зарплата Оплата Начисления Всего

(чел.) за месяц труда за на оплату за год

год труда (30%)

Управленческий персонал 5 30 1800 540 2340

Обслуживающий персонал 15 25 4500 1350 5850

Вспомогательный персонал 10 15 1800 540 2340

Итого 30 675 8100 2430 10530

Рассчитаем текущие затраты инвестиционного проекта (таблица 6)

Таблица 6 - Текущие затраты инвестиционного проекта, тыс. руб.

Статьи затрат 2020г. 2021г. 2022г. 2023г. 2024г.

Оплата труда с начислениями 10530 10951 11390 11844 12318

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Платежи за электроэнергию, отопление и коммунальные платежи 240 250 260 270 280

Прочие затраты 200,00 208 216 232 264

Итого 10970 11632 11866 12346 12862

Денежные потоки проекта будут рассмотрены из средних темпов ожидаемой ин-

фляции в 4 %. Далее рассчитаем показатели эффективности инвестиционного проекта (таблица 7).

Таблица 7 - Экономическая эффективность реализации инвестиционного _проекта тыс. руб._

Показатель 2020г. 2021г. 2022г. 2023г. 2024г.

Ожидаемая выручка тыс. руб. 23 470 24 410 25 380 26 400 27 460

Текущие затраты (итого таблица 4) 10 970 11 410 11 860 12 340 12 830

Прибыль тыс. руб. 12 500 13 000 13 520 14 060 14 620

Налог на прибыль (20%), тыс. руб. 2 500 2 600 2 700 2 810 2 920

Чистая прибыль тыс. руб. 10 000 10 400 10 816 11 250 11 700

Рентабельность, % 42,60 44,30 46,07 47,92 49,84

(чистая прибыль /выручка)

Таким образом, к 2024г. рентабельность проекта возрастет к 49,84%, против 42,60 в 2020г. Далее проведем расчет проекта (таблица 8).

Таблица 8 - Расчет чистой приведенной стоимости NPV проекта

Показатель 2019г. 2020г. 2021г. 2022г. 2023г. 2024г.

Инвестиции -30 000 - - - - -

Чистая прибыль - 10 000 10 400 10 816 11 250 11 700

Коэффициент дисконтирования (г= 4%) 1 0,962 0,962 0,962 0,962 0,962

Дисконтированный поток +30 000 9 620 9 620 9 620 9 620 9 620

То же нарастающим потоком -30 000 -20 380 -10 760 -1 140 8 480 18 100 (NPV)

Так как 18 100 тыс. руб. >0 значит проект следует принять.

Теперь можно рассчитать срок окупаемости проекта. Так как инвестиции будут внесены в 2019г., значит 2019г. можно не считать.

Расчеты показали, что проект окупится в 2023г., так как именно в этом году суммированный денежный поток меняет знак с «-» на «+».

3 + (1140/9620) = 3,12 лет (или 3 года и 1 месяц)

Следовательно, срок окупаемости 3,12 лет. Далее рассчитаем внутреннюю норму доходности (IRR) проекта (таблица 9) Таблица 9 - Расчет IRR проекта

Годы Денежные потоки Вариант! г = 4% Вариант2 г = 250%

Rd1 PV1 Rd2 PV2

2019 -30 000 1 -30 000 1 -30 000

2020 10 000 0,962 9 620 0,285 2 850

2021 10 400 0,925 9 620 0,081 842

2022 10 816 0,889 9 615 0,023 249

2023 11 250 0,855 9 619 0,006 68

2024 11 700 0,822 9 617 0,001 12

Итого - - 48 092 - 4 020

NPV - - 18 092 - -25 980

Внутренняя норма доходности(1К^) - это процентная ставка, при которой чистая приведённая стоимость (чистый дисконтированный доход — NPV) равна 0.

NPV1

Для расчета IRR используем формулу: IRR = rl+(r2-rl) х Npvi NPV2

18 092

IRR = 0,04+(2,5-0,04) х--

' v ' 18092 —(—25980)

IRR = 87,85 %, а это означает, что проект имеет высокий запас финансовой прочности, что является дополнительным подтверждением того, что данный проект следует

принять.

Далее можно проверить чувствительность проекта к изменению входящих параметров. Например, рассчитаем чувствительность показателя NPV к изменению суммы инвестиций (таблица 10).

Таблица 10 - Чувствительность NPV к изменению стоимости инвестиций

Показатели 60% 80% 100% 120% 140%

Стоимость инвестиций 18000 24000 30 000 36000 42000

NPV 30 092 24 092 18 092 12 092 6 092

Расчет:

1) 48 092-18000 =30092 2) 48 092-24000 =24092 5) 48 092-42000 =6092

3) 48 092-30 000 =18 092 4) 48 092-36000 =12092

Вывод: расчеты показали, что проект обладает низкой чувствительностью к изменению такого показателя как стоимость инвестиций. Это является дополнительным аргументом в пользу его реализации.

Согласно пункту 1 статьи 284 НК РФ, налог на прибыль по бюджетам распределяется следующим образом 3 % в бюджет РФ, 17 % в бюджет субъекта РФ. То есть, уже в 2020г. бюджеты получат налогов на сумму 2500 тыс. руб. Из них, 375 тыс. руб. в бюджет РФ и 2125 тыс. руб. в бюджет края.

НДФЛ на зарплаты работников пансионата распределится следующим образом: 85% в бюджет края, 15 в местный бюджет.

Таким образом, уже в 2020 г. бюджеты получат 1053 тыс. руб. Из них 895,05 тыс. руб. получит краевой бюджет и 157,95 муниципальный бюджет.

Внебюджетный фонды (пенсионного, медицинского и социального страхования) уже в 2020г. получат отчисления в размене 2430 тыс. рублей. Из них 534,6 тыс. руб. (22%) пенсионный фонд, 70,47 тыс. руб. (2,9%)социального страхования, и 123,93 тыс. руб. (5,1%) фонд медицинского страхования.

Кроме этого, будет создано 30 рабочих мест, за счет строительства дороги и пансионата возрастет уровень развития инфраструктуры. Также, компании-подрядчики, выполняющие строительство дорог и пансионата, получая средства по контракту за выполнение заказа, не только получат возможность заработать прибыль, но и также выплатят налоги и отчисления в бюджет и фонды. Таким образом, от реализации данного проекта наблюдается мультипликативный эффект. Создание рабочих мест, развитие инфраструктуры еще более улучшат социальную обстановку в муниципальном образовании, что также является положительным фактором и аргументом в поддержку реализации проекта с использованием разработанного механизма ГЧП.

Источники

1. Ломакина О. В., Зейтунян С. Р. Оценка социально-экономической конкурентоспособности муниципальных районов краснодарского края //Труды Кубанского государственного аграрного университета. - 2017. - №. 65. - С. 29-34.

2. Ломакина О. В., Зейтунян С. Р. Исследование межмуниципальной социально-экономической дифференциации на примере Краснодарского края //Экономика и предпринимательство. - 2017. - №. 4-2. - С. 1110-1113.

3. Шичиях Р. А., Ломакина О. В. Формирование кластерных структур управления региональной экономикой //Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2013. - №. 89.

Sources:

1. Lomakina OV, Zeytunyan SR Evaluation of socio-economic competitiveness of municipal districts of the Krasnodar Territory // Proceedings of the Kuban State Agrarian University. - 2017. - No. 65. - P. 29-34.

2. Lomakina OV, Zeytunyan SR Investigation of intermunicipal socio-economic differentiation on the example of the Krasnodar Territory // Economics and Entrepreneurship. - 2017. - No. 4-2. - P. 1110-1113.

3. Shichiyah RA, Lomakina O. V. Formation of cluster structures of regional economy management // Poly-tematic network electronic scientific journal of the Kuban State Agrarian University. - 2013. - No. 89.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.