Научная статья на тему 'Государственная власть: вопросы теории'

Государственная власть: вопросы теории Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
487
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
теория права / власть / государственная власть / theory of law / power / state power.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мельникова Ольга Вячеславовна

Введение: с учетом изменений, вносимых в российское законодатель-ство по организации системы публичной власти актуальной становится проблема определения государственной власти. Совершенно очевидно, что данный вопрос является особо важным для народа Российской Федерации, так как назрела необходимость пересмотра отношения к определению «государственная власть». Цель: проведение анализа имеющихся определений отечественных и зарубежных теоретиков права с целью формирования нового по-нятия «государственная власть». Методологическая основа: диалектический метод, метод анализа и синтеза, сравнительно-правовой, формально-логический и формально-юридический методы и др. Результаты: формирование нового понятийного аппарата. Выводы: для достижения поставленной цели необходимо осуществлять полноценный системный анализ имеющихся точек зрения ученых-теоретиков с целью выявления нового подхода к заявленной проблематике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State Power: Questions оf Theory

Background: in view of the changes introduced into the Russian legislation on the organization of the system of public authority, the problem of defining state power becomes relevant. It is obvious that this question is particularly im-portant for the people of the Russian Federation, as there is a need to revise the attitude to the definition of "state power". Objective: analysis of the existing definitions of domestic and foreign legal theorists in order to form a new concept of "state power". Methodology: dialectical method, method of analysis and synthe-sis, comparative legal, formal logical and formal legal methods, etc. Results: formation of a new conceptual apparatus. Conclusions: to achieve the goal, it is necessary to carry out a full systematic analysis of the existing points of view of scientists-theorists in order to identify a new approach to the stated problem.

Текст научной работы на тему «Государственная власть: вопросы теории»

DOI 10.24412/2227-7315-2022-2-79-83 УДК 321.01

О.В. Мельникова

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ

Введение: с учетом изменений, вносимых в российское законодатель-ство по организации системы публичной власти актуальной становится проблема определения государственной власти. Совершенно очевидно, что данный вопрос является особо важным для народа Российской Федерации, так как назрела необходимость пересмотра отношения к определению «государственная власть». Цель: проведение анализа имеющихся определений отечественных и зарубежных теоретиков права с целью формирования нового по-нятия «государственная власть». Методологическая основа: диалектический метод, метод анализа и синтеза, сравнительно-правовой, формально-логический и формально-юридический методы и др. Результаты: формирование нового понятийного аппарата. Выводы: для достижения поставленной цели необходимо осуществлять полноценный системный анализ имеющихся точек зрения ученых-теоретиков с целью выявления нового подхода к заявленной проблематике.

Ключевые слова: теория права, власть, государственная власть.

O.V. Melnikova

STATE POWER: QUESTIONS ОF THEORY

Background: in view of the changes introduced into the Russian legislation on the organization of the system of public authority, the problem of defining state power becomes relevant. It is obvious that this question is particularly im-portant for the people of the Russian Federation, as there is a need to revise the attitude to the definition of "state power". Objective: analysis of the existing definitions of domestic and foreign legal theorists in order to form a new concept of "statepower". Methodology: dialectical method, method of analysis and synthe-sis, comparative legal, formal logical and formal legal methods, etc. Results: formation of a new conceptual apparatus. Conclusions: to achieve the goal, it is necessary to carry out a full systematic analysis of the existing points of view of scientists-theorists in order to identify a new approach to the stated problem.

Key-words: theory of law, power, state power.

В 2020 г. произошли кардинальные изменения, касающиеся всего государственного строительства Российской Федерации, так как в Конституцию РФ были внесены большие изменения в части определения публичной власти и построения всей системы государственных органов. Данное изменение влечет за собой приведение в соответствие всего законодательства, регулирующего

© Мельникова Ольга Вячеславовна, 2022

Соискатель кафедры теории государства и права (Саратовская государственная юридическая академия); -mail: olga_melnikova2021@mail.ru

© Melnikova Olga Vyacheslavovna, 2022

Applicant degree at the Department of Theory of State and Law (Saratov State Law Academy) 79

вопросы государственной власти, поэтому исследование данной проблематики является особо актуальным.

Так Н.Н. Коротких, пишет: «...существует приблизительно 120 различных характеристик типов, видов, форм власти. Так, например, власть светская, духовная, законодательная, представительная, исполнительная, судебная, отцовская, информационная, экономическая, политическая, национальная, власть улицы, власть мафии, диктаторская власть, личная, семейная, групповая, реальная и формальная, сильная и слабая и др. ...» [1].

На протяжении нескольких столетий «власть» наряду с населением и территорией была неотъемлемым признаком государства [2]. Позднее к важнейшим признакам стали относить закон, как общее благо.

Данный вывод находил свое отражение в трудах известных юристов и политических деятелей.

Так, по мнению Б.Н. Чичерина «.государство — это союз народа, связанного законом в одно юридически целое, управляемый верховной властью для общего блага.» [3].

Л.А. Тихомиров утверждал, что «.государство — это союз членов социальных групп, основанных на общечеловеческом принципе справедли-вости, под соответствующей ему верховной властью.» [4].

Отдельно стоит привести мнение Н.И. Матузова и А.В. Малько «Государство — это выделившаяся из общества и обусловленная его социально-экономическим укладом, традициями, культурой политическая организация суверенной публичной власти» [5].

Проводя анализ определений государства, однозначно необходимо выделить один из основных признаков —наличие власти.

Интересным считается тот факт, что в законодательстве Российской Федерации нет определения власти. В свою очередь, многочисленные юридические школы теории государства и права дают свои определения.

Так, например, в трудах Б. Спинозы указано, что «.власть, которая основывается на авторитете, должна была остаться только у одного того, кто мог бы повелевать другими, принуждать их силой и кто, наконец, мог бы предписывать законы и толковать их впоследствии.» [6]. К высшей власти (potestas) Б. Спиноза относил умение толковать закон.

По мнению Т. Гоббса «.власть дает жизнь и движение абсолютно всему телу (республике) выполняет роль искусственной души, в которой должностные лица и представители судебной и исполнительной власти — суставы, награды и наказание — нервы, благосостояние и богатство — сила, безопасность — занятость народа, советники — память, справедливость и законы — искусственный разум и воля, гражданский мир — здоровье, смута — бо-лезнь, и гражданская война — смерть.»[7].

Советские и российские исследователи проблем власти рассматривают заявленные вопросы преимущественно при анализе истории и теории государства и права.

А вот Н.И. Матузов и А.В. Малько писали следующее: «.власть — это отношения, которые присущи всякой общности людей отношение господства и подчинения между субъектами, опирающимися на принуждение» [8].

Интересна точка зрения А.А. Клишаса, согласно которой: «Власть — это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность и поведение людей с помощью каких-либо средств» [9].

По мнению С.А. Авакьяна под властью понимается «.возможность управлять, командовать, распоряжаться людьми, материальными объектами, территориями. Осуществляется посредством авторитета, слова, актов, действий, в том числе, если надо, принуждения» [10].

Стоит сделать вывод о том, что определение власти — понятие многосложное и изменяемое с учетом особенностей этапов развития государства и общества в целом. Однако парадоксальным остается существование отдельных форм насилия, существовавших в древнем мире (например, рабство).

По данным Организации объединенных наций доля детей среди жертв торговли людьми в мире выросла в три раза за последние 15 лет. На каждые 10 жертв в 2020 г. в мире приходилось около 5 взрослых женщин и 2 девочек1.

Думается, что действие в области укрепления понимания и позиционирования власти движется стремительнее, нежели чем процесс полного обуздания природных влечений, желаний и наклонностей отдельных общественных групп. В данном выводе стоит привести точку зрения З. Фрейда, который указывал о верховенстве принципов психической организации в связи с формами власти и их сменой [11].

Государственная власть в отличии от понятия «власть» обусловливается государственными атрибутами и особым механизмом функционирования с учетом сложившихся особенностей государства.

И.Е. Фарбер определял государственную власть посредством функционального подхода, он утверждал «.общее понятие власти, приложимое к государственным и негосударственным властям, может быть сформулировано следующим образом: власть есть необходимая функция любого коллектива по руководству своими членами для налаживания совместной деятельности.» [12].

В государственно-правовом терминологическом словаре под государственной властью понимается «.организованное руководство делами общества со стороны государства и его органов — органов государственной власти» [10].

Первое упоминание термина «власть» в Основном законе Российской Федерации — Конституции РФ было в ч. 1, ст. 3 «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ»2. Далее в ч. 2 указано «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления». Думается, что законодатель целенаправленно разделяет власть народа и государственную власть, наделяя ее дополнительным функционалом.

С учетом изменений, внесенных в Конституцию Российской Федерации в 2020 г. отдельно законодательно стала выделяться «публичная власть»3. Обо-

1 См.: Глобальный доклад ООН «О торговле людьми» // Официальный сайт Организации объединенных наций. URL: https://www.unodc.org/documents/data-and-analysis/tip/2021/ GL0TiP_2020_15jan_web.pdf (дата обращения: 04.12.2021).

2 См.: Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с изм. и доп. от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ» // Российская газета. 1993. 25 дек.; Собр. законодательства Рос. Федерации. 2020. № 11, ст. 1416.

3 См.: Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2020. № 11, ст. 1416. 81

сновано, что государственная власть и публичная власть понятия не тождественные. К сожалению, законодатель так и не прояснил вопрос о том, что же такое «публичная власть».

Первое упоминание о публичной власти было закреплено в Постановлении Конституционного Суда РФ от 15 января 1998 г. № 3-П «По делу о проверке конституционности статей 80, 92, 93 и 94 Конституции Республики Коми и статьи 31 Закона Республики Коми от 31 октября 1994 года «Об органах исполнительной власти в Республике Коми»1. Так, данное понятие было отнесено к местному самоуправлению и обозначено как местная публичная власть.

При анализе вышеуказанных определений государственной власти необходимо отметить, что понятие «публичная власть» шире, чем понятие «государственная власть», а последняя, в свою очередь, является составной частью публичной власти.

Отдельно стоит проанализировать различия между государственной и публичной властью.

1. Субъектный состав. К субъектам государственной власти стоит относить федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а к субъектам публичной власти необходимо относить помимо вышеуказанных органы местного самоуправления, общественные объединения и политические партии.

2. Сферой государственной власти является само государство и органы государственной власти. В отличии от данного вида власти публичная власть распространяется также на гражданское общество.

3. Методы. В отличии от государственной власти публичная власть не может в полном объеме использовать методы государственно-властного действия, так как часть субъектов публичной власти не наделены такими полномочиями.

4. Объем полномочий. Необходимо отметить, что только субъекты государственной власти имеют право на издание нормативных актов, которые имеют общеобязательный характер. Органы местного самоуправления как субъект публичной власти ограничены территорией в области нормотворчества.

Как указывалось ранее, определения «власть» или «государственная власть» в системе источников права нет, однако в ст. 2 Модельного закона о борьбе с коррупцией представлено определение государственных должностей государственной власти2.

Исходя из смысла данной статьи стоит предположить, что государственная власть — вид публичной власти, которая представляет собой совокупность властных полномочий, урегулированных законом, реализуемых органами государства, в отношении обеспечения жизнедеятельности человека в рамках социально-экономического, политического и правового пространства, утвержденного территориальными границами государства и строящихся на принципах организационного воздействия, контроля и регулирования.

1 См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 15 января 1998 г. № 3-П «По делу о проверке конституционности статей 80, 92, 93 и 94 Конституции Республики Коми и статьи 31 Закона Республики Коми от 31 октября 1994 года „Об органах исполнительной власти в Республике Коми"» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 4, ст. 532.

2 См.: Модельный закон о борьбе с коррупцией (принят в г. Санкт-Петербурге 3 апреля 1999 г. Постановлением 13-4 на 13-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ) // Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея

82 государств-участников Содружества Независимых Государств. 1999. № 21. С. 70-84.

Библиографический список

1. Коротких Н.Н. Власть: вопросы теории. М.: ФЛИНТА, 2017. 168 с.

2. Честнов И.Л. Теория государства и права: Ч. 1. Теория государства. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского юридического ин-та (филиал) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2016. 92 с.

3. Чичерин Б.Н. Курс государственной науки. Ч. 1. Общее государственное право. М., 1894. 421 с.

4. Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. СПб.: Комплект, 1992. 325 с.

5. Матузов Н.И. Теория государства и права. М.: Юристъ, 2007. 540 с.

6. Спиноза Б. Богословско-политический трактат. М.: Академический проект, 2015. 486 с.

7. Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского. Собр. соч.: в 2 т. М., 1991. 429 с.

8. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. М.: Юристъ, 2004. 512 с.

9. Теория государства и права / под ред. А.А. Клишаса. М.: Статут, 2019. 512 с.

10. Авакьян С.А. Конституционный лексикон: Государственно-правовой терминологический словарь. М.: Юстицинформ, 2015. 640 с.

11. Карабанов А.Б. Политико-правовые взгляды Зигмунда Фрейда: дис. ... канд. юрид. наук. Москва, 2001. 124 с.

12. Фарбер И.Е., Ржевский В.А. Вопросы теории советского конституционного права. Вып. 2. Саратов. 1967. 88 с.

References

1. Korotkov N.N. Power: Questions of Theory. 3rd ed., ster. M.: FLINT, 2017. 168 p.

2. Chestnov I.L. Theory of State and Law : a textbook for undergraduate studies. Part 1. Theory of the state. Saint Petersburg : Saint Petersburg Law Insti-tute (branch) Academy | of the Prosecutor General's Office of the Russian Federa-tion, 2016. 92 p. i

3. Chicherin B.N. Course of State Science. part 1. General state law. M., 1894. 421 p. а

4. Tikhomirov L.A. Monarchical Statehood. St. Petersburg, 1992. 325 p. 0

5. Matuzov N.I. Theory of State and Law : textbook for students of higher educational 0 institutions studying in the direction and specialty "Jurisprudence". Saratov Branch of 0

n

the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sci-ences. 2nd Ed., reprint. and а

add. Moscow: Jurist, 2007. 540 p. |

6. Spinoza B. Theological-Political Treatise. Moscow: Academic Project, 2015. 486 p. 0

7. Hobbes T. Leviathan, or Matter, Form and Power of the Church and Civil State // р Op.: In 2 vols. M., 1991. 429 p. |

8. Matuzov N.I., Malko A.V. Theory of State and Law: Textbook. M.: Ju-rist, 2004. 512 p. к

9. Theory of State and Law: textbook / Peoples' Friendship University of Russia, Law а Institute; edited by Doctor of Law, Professor A.A. Klishas. M.: Statute, 2019. 512 p. |

10. Avakian S.A. Constitutional Lexicon: State-Legal Terminological Dictionary. M.: | Justicinform, 2015. 640 p №

' Jt io

11. Karabanov A.B. Political and Legal Views of Sigmund Freud: dis. ... cand. of law. 1 Moscow, 2001. 124 p. |

12. Farber I.E., Rzhevsky V.A. Questions of the Theory of Soviet Constitu-tional Law. 22 Issue 2. Saratov, 1967. 88 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.