Научная статья на тему 'Государственная собственность в переходной экономике России'

Государственная собственность в переходной экономике России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
195
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственная собственность в переходной экономике России»

витых стран. Главная его трудность заключается в том, что радикальным изменениям во внешнем окружении должны противостоять неприспособленные к этому структуры предприятий, сформировавшиеся в условиях централизованной экономики и последовавшей за ней номенклатурной приватизации. Поэтому основной причиной реструктуризация предприятий в Дагестане является нарушение равновесия с внешним окружением, необходимость адаптации структуры и принципов деятельности к новым, постоянно меняющимся условиям. Здесь и неплатежи, и отсутствие действенного контроля за деятельностью менеджеров, и отсутствие доступа к более выгодным рынкам сбыта. В то же время причиной реструктуризации западных предприятий чаще является нарушение их внутреннего равновесия. Кроме того, поскольку большинство дагестанских предприятий пищевой промышленности оказалось в сложной финансово-экономической ситуации, основным видом будет исправляющая реструктуризация, в отличие от предприятий, функционирующих в условиях развитой рыночной экономики, где основной является развивающая реструктуризация.

3. Приватизация предприятий в трансформационный период лишь тогда принесет ощутимые результаты, если будет тесно увязана с реструктуризацион-ными действиями. Проведение изменений в правовой сфере в рамках развивающей реструктуризации будет не только действием обоснованным, необходимость которого доказана при диагностировании предприятия, но и согласованным с изменениями во всех остальных сферах его деятельности, что послужит основой повышения эффективности и рациональности предприятия.

4. Для проведения сравнительного анализа эффективности предприятий различных форм собственности целесообразно использовать методы многомерного статистического анализа, в частности, методы таксономии, позволяющие осуществлять типическую группировку предприятий, выбор репрезентантов групп и рассчитывать таксономический показатель уровня развития предприятия. Определение показателей уровня развития предприятий позволило осуществить их сопоставление и линейное упорядочение. Кроме того, вычисление показателей уровня развития каждого конкретного предприятия в течение исследуемого периода времени дало возможность проследить динамику его развития и оценить степень влияния проведенных изменений на эффективность функционирования данного предприятия. Проведенный сравнительный таксономический анализ группы предприятий, реформированных в процессе разгосударствления и приватизации, и государственных предприятий показал, что изменение формы собственности привело лишь к незначительному увеличению показателей уровня развития предприятий, что свидетельствует о недостаточной эффективности процесса приватизации.

5. Поскольку каждое предприятие представляет собой сложную систему, и проведение изменений в какой-либо одной его сфере вызывает цепочку взаимосвязанных изменений во всех остальных, реструктуризация предприятия не может осуществляться без предварительно разработанной программы. Успех и эффективность реструктуризации в значительной мере обусловлены содержанием программы изменений, тем, насколько в ней учтены факторы и обусловленности, имеющие место внутри предприятия, а также внешние стимуляторы и ограничения, связанные с характером экономики. Процесс разработки программы реструктуризации начинается с предварительного выявления необходимости радикальных изменений и включает три взаимообусловленные фазы: диагностику предприятия, выработку рекомендаций и внедрение. Достижение желаемых результатов при реализации подготовленной программы зависит от правильного выполнения разработанного комплекса действий, их уточнения и совершенствования в случае необходимости, грамотно осуществляемого руководства, наличия и доступности необходимых ресурсов.

6. Исходным этапом подготовки программы реструктуризации предприятия, который определяет направление изменений и обусловливает правильность действий, является его диагностика, позволяющая установить взаимосвязи и взаимозависимости между отдельными сферами предприятия, определить устоявшиеся тенденции и закономерности, выявить негативные тенденции в экономике предприятия и их последствия. Причем прежде всего необходимо проведение предварительной диагностики, в процессе которой либо принимается решение о целесообразности реструктуризации в случае, когда предприятие имеет перспективы на существование в будущем, либо о ликвидации или санации предприятия в противном случае. Если принято решение о реструктуризации, проводится подробное диагностирование ситуации предприятия, в процессе которого исследуется его финансовое состояние, анализируется внешнее окружение предприятия, его внутренняя деятельность и производимая продукция. Полученные данные и результаты являются основой для проведения дальнейших работ по разработке программы реструктуризации.

Алиева Т.М.

Государственная собственность в переходной экономике России

Кризис экономики России в результате несрабатывания регулирующих функций сложившегося стихийного рынка был вызван широкомасштабной приватизацией на основе ускоренного выведения из государственной собственности достаточно большого количества предприятий. В связи с этим проблема государственного регулирования экономики вновь приобрела актуальный характер по ряду объективных причин.

Во-первых, существуют предприятия - естественные монополисты, которые, без определенных ограничений со стороны государства могут по сущности монопольно диктовать свои условия потребителю (смежники).

Во-вторых, имеется немало предприятий, которые создавались по социально-политическим мотивам во время командно-административного прошлого, и рыночной экономикой не созданы условия для их нормального функционирования в условиях полной самостоятельности.

В-третьих, в условиях депрессии экономики, вызванной ее перестройкой, со стороны государства необходимы определенные дополнительные усилия, направленные на то, чтобы сиюминутные интересы ликвидации бюджетных брешей не заслонили глобальных задач, связанных с изменениями в экономике.

По этим причинам вопросы регулирования экономикой предприятий всех форм собственности и вследствие интереса государства в экономическом подъеме имеют приоритетное значение [1; С. 2].

Переживаемый социально-экономический кризис подтвердил настоятельную необходимость в поиске такого решения этой проблемы, которое было бы связано с огосударствлением значения эффективности производства, институционализацией функций государственной собственности в органах разного уровня. В связи с этим изучение особенностей государственной собственности как необходимой формы существования рыночной экономики обретают свою актуальность.

Государственная собственность выступает прежде всего важнейшим инструментом проведения в жизнь экономической политики государства. Ее функциональное назначение заключается в том, чтобы материально обеспечить государству возможность выполнения функций и решение основных задач по организации и содержанию социальной сферы и обеспечению внутренней и внешней безопасности, государственному регулированию экономики [4; С. 10]. К функциям государственной собственности в условиях переходной экономики следует отнести: поддержание стратегически важных отраслей; развитие социальной сферы; развитие экономической инфраструктуры; понижение издержек производства и повышение конкурентоспособности государственных предприятий; уменьшение размеров безработицы. Исходя из определенных сфер деятельности можно сказать, что особенностью становления современной системы госсобственности в России является включение в нее не только госпредприятий, но и госучреждений, которые традиционно не входят в госсектор стран с развитой рыночной экономикой. Переход от командной системы к рыночному типу экономических отношений -предполагает, что, с одной стороны масштабы госсобственности в экономике после приватизации резко сократятся, а с другой стороны - качественно изменится сама структура предприятий в собственности государства, в том числе станут другими и формы функционирования госпредприятия. Удельный вес приватизированных предприятий составляет более 57% общей численности. Наличие субъектов госсобственности, действующих наряду с частными формирует, ситуацию, предполагающую равные права на экономическую свободу, возможность эффективного использования капитала и т.д. Непосредственное участие государства в производстве осуществляется только при том условии, что ему недостаточно быть владельцем или распорядителем предприятия.

Установление организационно-правовых форм госпредпринимательства в России основывается на мировом опыте. Во всех развитых странах государственные предприятия функционируют на базе норм публичного имущественного права как «казенные», не акционированные, и работающие в соответствии с нормами частного права как государственные акционерные общества [3; С. 18]. Российские госпредприятия также могут существовать в различных формах, выражающих разную степень огосударствления их собственности:

- государственные и муниципальные унитарные предприятия: казенные (основанные на праве оперативного управления) и коммерческие (основанные на праве хозяйственного ведения);

- АО со 100%-ым государственным капиталом; АО, в которых государству принадлежит контрольный пакет акций или «золотая» акция; АО, где государственный пакет не является контрольным.

Но все эти организационные формы мало что могут дать для подъема экономики, если взаимоотношения предприятия с государством не станут новыми по содержанию. Эти взаимоотношения должны быть пересмотрены в сторону резкого увеличения ресурсов государственных предприятий, самостоятельно

ими направляемых на инвестиционные цели, в соответствии с проводимой со стороны государства единой инвестиционной и промышленной политикой.

Литература:

1. Гаджиев М.С. Об основных направлениях развития системы управления собственностью. - Махачкала, 1996. - 25 с.

2. Максимов И.А. О совершенствовании управления госсобственностью // Проблемы прогнозирования. - 1999. - № 10. - С. 121-129.

3. Петрова Е.В. Особенности становления госпредпринимательства в экономике современной России // Известия ВУЗов Сев. Кавк. региона. - 1997. - № 2. - С. 15-20.

4. Сагидов С.Ю. Механизм управления государственной собственностью в промышленной сфере региона: Автореф. диссерт. на соиск. степени канд. экон. наук. - Махачкала, 1996.

Гаджиев М.С.

Совершенствование управления ^коммерциализированными государственными объединениями в субъектах Российской Федерации

Госкомимущество РД в лице его председателя Юзбекова З.К. обосновывало необходимость создания на базе существующих в Дагестане объединений, таких холдинговых структур, как "Дагестаннефтепродукт", "Дагавтотранс", "Дагестанхлебопродукт", "Дагестанснабсбыт".

Однако в силу ряда субъективных факторов реализовать этот подход в Дагестане в период активной приватизации не удалось. В тоже время образованные на федеральном уровне известные холдинги "Роснефть", "Транснефть", "Транснефтепродукт", РАО "Газпром", "ЕЭС России", "Российская металлургия", "Связьинвест", подтвердили возможность их успешного функционирования.

Весьма эффективным путем может служить создание корпоративных структур с вхождением государственных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения. Данное направление должно преследовать исключительно стратегические государственные цели и тщательно контролироваться Правительством РД. Удачным примером для практической реализации вопроса являются системы ГУП "Дагвино" и "Дагнефтепродукт".

Не удалось в условиях Дагестана создать с использованием рыночных механизмов и горизонтально-интегрированные структуры, например, в форме производственно-торговых групп, несмотря на то, что в республике была принята в полном объеме необходимая правовая база.

На наш взгляд, могли бы успешно функционировать путем консолидации пакетов акций такие схемы комбинирования как ОАО "РПКЦ "Электроника" с ОАО "Эльдаг" и ОАО "Электросигнал" (телерадиоаппаратура); ОАО "Торговый дом "Текстильторг" с ОАО "Каспийская мануфактура" (текстиль) и ряд других.

Таким образом можно сделать вывод, что в Дагестане не удалось достичь как вертикальной, так и горизонтальной интеграции хозяйствующих субъектов путем использования рыночных технологий в форме коммерческих организаций субъектов.

За период с 1992 по 1999 год только при участии Мингосимущества РД зарегистрировано в качестве юридических лиц 402 организации, из них в форме государственных предприятий - порядка 60 единиц, в форме объединений - более 10.

Помимо того в республике продолжают функционировать организации, учрежденные до принятия постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года № 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".

Организационно-правовая форма государственных предприятий, созданных до вступления в силу Гражданского кодекса РФ, не предусмотрена действующим законодательством, а деятельность объединений вовсе не может быть признана легитимной.

Получившая определенное распространение в Дагестане практика создания на базе республиканских объединений государственных унитарных предприятий, имеющих в своем составе дочерние государственные предприятия, хотя и отвечает (вернее- не противоречит) требованиям ст. 114 Гражданского кодекса РФ, имеет существенные недостатки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.