Научная статья на тему 'Государственная служба: общая характеристика и взаимосвязь с различными институтами государственного управления'

Государственная служба: общая характеристика и взаимосвязь с различными институтами государственного управления Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
658
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
EXECUTIVE AUTHORITIES / INSTITUTE OF ECONOMICS / PUBLIC SERVICE / PUBLIC ADMINISTRATION / PROFESSIONAL ACTIVITY / ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ / ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Базиев Магомедсалам Нурулахович

Статья посвящена рассмотрению государственной службы с точки зрения института государственного управления по профессиональному развитию деятельности органов исполнительной власти. Рассмотрены проблематика становления государственной службы в Российской Федерации, а также взаимосвязь ее с различными институтами, в частности с институтом экономики. Раскрыты основные проблемы работы органов исполнительной власти, а именно государственных служащих.The article is devoted to the consideration of the civil service from the point of view of the Institute of public administration for the professional development of the activities of Executive authorities. The article deals with the problems of the formation of the civil service in the Russian Federation, as well as its relationship with various institutions, in particular with the Institute of Economics. The main problems of the work of Executive authorities, namely civil servants, are highlighted.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Базиев Магомедсалам Нурулахович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственная служба: общая характеристика и взаимосвязь с различными институтами государственного управления»

УДК 342 ББК 67.400.6

DOI 10.24411/2073-3305-2020-10068

Государственная служба: общая характеристика и взаимосвязь с различными институтами государственного управления

Public Service: General Characteristics and Relationship with Various Institutions of Public Administration

Магомедсалам Нурулахович БАЗИЕВ,

магистрант 1-го года обучения Юридического института Дагестанского государственного университета

E-mail: bazievms97@mail.ru Научный руководитель: С.М. Габиева, кандидат юридических наук, доцент

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению государственной службы с точки зрения института государственного управления по профессиональному развитию деятельности органов исполнительной власти. Рассмотрены проблематика становления государственной службы в Российской Федерации, а также взаимосвязь ее с различными институтами, в частности с институтом экономики. Раскрыты основные проблемы работы органов исполнительной власти, а именно — государственных служащих.

Ключевые слова: органы исполнительной власти; институт экономики; государственная служба; государственное управление; профессиональная деятельность

Abstract. the article is devoted to the consideration of the civil service from the point of view of the Institute of public administration for the professional development of the activities of Executive authorities. The article deals with the problems of the formation of the civil service in the Russian Federation, as well as its relationship with various institutions, in particular with the Institute of Economics. The main problems of the work of Executive authorities, namely civil servants, are highlighted.

Keywords: executive authorities; institute of economics; public service; public administration; professional activity

Понятие «государственная служба» прочно вошло в обиход юристов. На данном этапе развития Российской Федерации государственная служба занимает одно из ведущих мест, более того, она стала одним из главных институтов государства. Государственная служба занимает одно из приоритетных мест в воплощении большинства задач и проектов государственной власти.

Несмотря на достаточно сильную правовую базу, которая сложилась в Российской Федерации, при реализации государственной службы возникают многочисленные проблемы. В частности, они касаются роста бюрократии среди персонала, коррупции, отсутствия согласованности в работе многих подразделений и министерств, несмотря на огромную нормативно-пра-

вовую базу, наладить эти процессы достаточно тяжело. Многие упущения привели к достаточно слабой форме исполнения обязанностей должностными лицами, что, в свою очередь, повлекло за собой многочисленные проблемы в различных сферах государственного регулирования, в том числе в экономической сфере.

Одним из первых ощутимых воплощений государственной власти в новом ее проявлении стал Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [1]. В частности, Закон охватывает аспекты регулирования взаимоотношений между государством и обществом. Таким образом, он способствует реализации взаимодействия государственного аппарата и общественных структур или отдельно взятого гражданина.

Для того чтобы решить уже имеющиеся проблемы в данной сфере и в дальнейшем не допустить появление новых, необходимы тщательно продуманные скоординированные действия со стороны органов исполнительной власти. Правильно организованное обеспечение исполнения своих обязанностей органами государственной власти, а также создание законов, которые будут нацелены не только на сегодняшнее решение проблем, но и на дальнейшее их прогнозирование в обозримом будущем помогут решить многие проблемы, возникающие в данной сфере государственного регулирования органами исполнительной власти.

Несмотря на то, что государственная служба представляет собой некий отдельный институт, она тесно граничит с другими институтами [5, с. 115]. Наиболее тесную взаимосвязь можно проследить со следующими институтами:

■ институтом экономики, так как исполнительные органы главным образом обеспечивают проведение государственной политики в сфере экономики, а также отвечают за гарантирование соблюдения экономических прав и свобод, регулируют экономические процессы на нормативной основе, обеспечивают единство экономического пространства на территории Российской Федерации и т.д.;

■ институтом права, так как государственная служба подвергается достаточно жесткой правовой регламентации;

■ институтом гражданского общества, поскольку государственная служба представляется как опосредующее звено между обществом и государством в целом.

Являясь отдельным институтом государственного управления, стоит уделить внимание и вопросу профессиональной служебной деятельности работников исполнительной власти. Так как государственные служащие являются носителями определенной формы профессиональной служебной деятельности, они выполняют основную работу в системе государственной службы по обеспечению исполнения различных нормативных правовых актов, а также оказывают обществу спектр определенных услуг, в том числе по урегулированию экономических и социальных процессов.

В связи с этим можно выделить особенности осуществления такого рода служебной деятельности:

■ предметом труда в данной ситуации будет выступать не что-то материальное, а информация, которую государственные слу-

жащие собирают, анализируют, хранят и передают в процессе организации своей рабочей деятельности;

■ государственные служащие не занимают рабочие места, а в данной системе их профессиональной деятельности они состоят в должности в государственных или общественных организациях.

Таким образом, должность государственного служащего определяется кругом его должностных обязанностей, а также его ответственностью за совершаемую работу и требованиями к его профессиональной подготовке.

Стоит отметить, что не все служащие, которые замещают должности в государственных органах, выполняют обязанности, связанные с государственной службой.

Можно выделить признаки, которые относятся к государственному служащему:

1) является гражданином Российской Федерации;

2) выполняет обязанности, которые определены ему в соответствии с должностью;

3) замещает должности государственной службы в государственном органе;

4) получает денежное содержание за выполнение своих должностных обязанностей непосредственно из средств бюджета.

Основные принципы государственной службы как профессиональной деятельности закреплены в Федеральном законе от 27 мая 2003 г. № 58 «О системе государственной службы Российской Федерации» [2], среди них —профессионализм и компетенция работников, что определяется высокими познаниями специальности и владением навыками для применения их на практике.

К сожалению, на данном этапе государственная служба не может похвастаться высоким профессионализмом своих работников в достижении ими конечных ориентиров при исполнении своей деятельности. В настоящий период времени имеются лишь представления, каким должен быть тот самый идеальный работник государственной службы, какими качествами он должен обладать. Все это становится преградой на пути становления государственной службы как профессиональной деятельности.

Решением такой проблемы может стать усовершенствование механизма аттестации работников государственной службы, который в свою очередь будет не только призван определить соответствие государственного служащего занимаемой им государственной должности, но и определить уровень его профессионализма, а также

68

Образование. Наука. Научные кадры 2020 / № 2

умений и его подготовки. Такие меры будут способствовать устранению данной проблемы и помогут улучшить работу органов исполнительной власти.

Исходя из всего сказанного, можно сделать вывод, что государственная служба может рассматриваться с двух позиций: как институт государственного управления и как отдельно взятая единица профессиональной служебной деятельности. Оба эти статуса рассматриваются с разных сторон, позволяя взглянуть на существующие проблемы и предложить дальнейшее усовершенствование уже сложившейся системы в целях улучшения механизма государственной службы.

Список литературы

1. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в ред. от 30 декабря 2015 г.) // СЗ РФ. 2004. № 79.

2. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (в ред. от 23 мая 2016 г.) // СЗ РФ. 2003. № 58.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая, третья и четвертая) // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

4. Указ Президента РФ от 15 мая 2018 г. № 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» (ред. от 14 сентября 2018 г.) // СЗ РФ. 2015. № 215.

5. Бутова Т.В., Добрина Л.Р. Понятие эффективности деятельности органов власти // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 7-1. С. 114—117.

6. Сидорова ВА., Богатырев Е.Д. Актуальные проблемы и перспективы развития государственного управления // Актуальные проблемы и перспективы развития государственного управления: сб. науч. ст. по материалам ежегодн. междунар. науч.-практ. конф. / под ред. С.Е. Прокофьева, О.В. Паниной, С.Г. Еремина. 2015. С. 326—328.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Актуальные проблемы конституционного права России

Актуальные проблемы конституционного права России. Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению «Юриспруденция» (квалификация «магистр») / Под ред. Б.С. Эбзеева, В.О. Лучина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. — 495 с. — (Серия «Magister»).

ISBN 978-5-238-03220-7

Рассмотрены проблемные вопросы, относящиеся к предмету науки конституционного права. Цель учебника — раскрыть теоретическое содержание актуальных проблем основных разделов предмета, основы конституционного законодательства и правоприменительной практики по важнейшим проблемам государственного строительства в России.

Для студентов, магистрантов, адъюнктов и аспирантов юридических вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.