Научная статья на тему 'Государственная служба как институт государственного управления по развитию деятельности органов исполнительной власти Российской Федерации'

Государственная служба как институт государственного управления по развитию деятельности органов исполнительной власти Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1452
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА / PUBLIC SERVICE / ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ / INSTITUTE OF PUBLIC ADMINISTRATION / ЕXECUTIVE AUTHORITIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Измалкова В.В., Цыганок И.С.

В данной статье рассматривается государственная служба как институт государственного управления по развитию профессиональной деятельности органов исполнительной власти. Раскрывается взаимосвязь государственной службы с различными институтами, например с институтом экономики. Так же выделяются основные проблемы работы органов исполнительной власти, а именно государственных служащих

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Измалкова В.В., Цыганок И.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC SERVICE AS THE INSTITUTE OF PUBLIC ADMINISTRATION FOR THE DEVELOPMENT OF EXECUTIVE AUTHORITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

This article examines the public service as the Institute of public administration for the development of the professional activities of the Executive authorities. The interrelation of public service with various institutions, such as Institute of Economics. The same basic problems of work of the Executive authorities, namely civil servants

Текст научной работы на тему «Государственная служба как институт государственного управления по развитию деятельности органов исполнительной власти Российской Федерации»

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА КАК ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В.В. Измалкова, студент И.С. Цыганок, студент

Финансовый университет при Правительстве РФ (Россия, г. Москва)

Аннотация. В данной статье рассматривается государственная служба как институт государственного управления по развитию профессиональной деятельности органов исполнительной власти. Раскрывается взаимосвязь государственной службы с различными институтами, например с институтом экономики. Так же выделяются основные проблемы работы органов исполнительной власти, а именно государственных служащих Ключевые слова: органы исполнительной власти, государственная служба, институт государственного управления

В современной Российской Федерации государственная служба уже стала одним из главных институтов всего государства. Становление, формирование и развитие института государственной службы, который на сегодняшний день занимает одно из приоритетных мест в воплощении большинства задач и проектов государственной власти, стали неотъемлемым символом формирования новой российской государственности. Если рассматривать государственную службу как институт, то стоит непосредственно обратиться к этому понятию, которое уже продолжительное время используется как в политологии, так и в юриспруденции. Однако в этих двух подходах есть свои отличительные особенности: для юристов «институт» - это совокупность правовых норм, которые регулируют однородные отношения в обществе, которые связаны между собой в качестве самостоятельной обособленной группы, а для политологов это не только инструмент управления, но и упорядоченный механизм взаимодействия тех, кто управляет, и тех, кем управляют, то есть «верхов» и «низов» общества.

Подавляющее большинство источников служебного права - это акты Президента Российской Федерации и различные Федеральные законы, например, Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [1].

К сожалению, сложившаяся сильная правовая база не смогла решить те проблемы, перед лицом которых сейчас стоит государственная служба. Особого внимания здесь заслуживают проблемы неконтролируемого роста управленческого персонала; расцвета бюрократизма, коррупции, опасно низкого уровня исполнительной дисциплины; отсутствия согласованности в работе министерств, их структурных подразделений, ведомств и т.д.

Неоднократно специалистами в области государственного управления отмечалось, что одним из первых ощутимых воплощений нового облика государственной службы как целостного института государственного управления в стране стал Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Также стоит отметить, что как институт государственного управления государственная служба опосредует отношения между государством и обществом, выступая в роли органа взаимодействия государственного аппарата (или отдельно служащего) и общественных структур (или отдельного гражданина). Для того чтобы произошло преодоление проблем государственной службы, необходимо предпринимать некоторые действия. Решением выше озвученных проблем могут послужить следующие мероприятия, которые раскрывают государственную службу как инсти-

тут: обеспечение исполнения полномочий органов государственной службы; создание новых законов, которые будут нацелены на решение не только насущных проблем, но и проблем, которые могут возникнуть в обозримом будущем; повышение качества жизни населения, а также постоянное и точное обеспечение прав и свобод каждого гражданина.

Представляя собой особый институт, государственная служба не может не быть связанной с другими институтами [4]. Наиболее сильная связь прослеживается со следующими институтами:

- институт права, по той причине, что государственная служба подвергается довольно жесткой правовой регламентации и существует именно в правовом качестве;

- институт экономики, поскольку государственная служба в ответе за обеспечение проведения государственной политики в сфере экономики, за гарантирование соблюдения экономических прав и свобод, за регулирование рыночных отношений и т.д.;

- институт гражданского общества, так как государственная служба представляет собой опосредующее звено в системе взаимодействия гражданского общества и государства в целом;

- социальные институты, потому что на долю государственной службы выпадает регулирование довольно широкого круга социальных проблем, будь то образование, здравоохранение или социальная защита населения;

- институты культурно-духовной сферы, ведь сама государственная служба воспринимает существующие в обществе системы ценностей и моральных норм.

Однако говоря о государственной службе как об особом институте государственного управления, нельзя не рассмотреть государственную службу с точки зрения профессиональной служебной деятельности, потому что становление рассматриваемой государственной службы как института происходит вместе с осознанием и принятием её как особой профессиональной служебной деятельности, носители которой призваны выполнять

основную работу в системе государственной службы по обеспечению исполнения различных нормативных правовых актов, а также по организации оказания обществу определенного спектра услуг, и по регулированию социально-экономических процессов.

Основные особенности такой служебной деятельности кроются в том, что:

- предметом труда на такой службе является не что-то материальное, а непосредственно сама информация, которую служащие собирают, хранят, передают, формируют и т.д.;

- государственные служащие занимают не рабочие места, а должности в государственных или общественных организациях.

Государственные служащие представляют собой разновидность служащих, должность которых определяет круг служебных обязанностей, права и пределы ответственности служащего, а также требования к его профессионально-квалификационной подготовке.

Стоит сразу обратить внимание на то, что не все замещающие должности в государственных органах лица исполняют те обязанности, которые относятся к государственной службе. По закону об основах государственной службы такую службу реализуют только те лица, которые замещают государственные должности государственной службы. За этот круг выведены лица, в руках которых реально концентрируется власть, и лица, которые исполняют функции вспомогательного и технического характера.

Признаками государственного служащего являются следующие:

- государственный служащий является гражданином Российской Федерации;

- государственный служащий замещает должности государственной службы в государственном органе;

- государственный служащий выполняет обязанности, которые определены отведенной ему должностью;

- государственный служащий получает за исполнение предписанных ему обязан-

ностей денежное содержание за счет средств бюджета.

Система выше упомянутых должностей представляет собой некую иерархию и подразделяется на следующие пять групп:

- младшие государственные должности государственной службы;

- старшие государственные должности государственной службы;

- ведущие государственные должности государственной;

- главные государственные должности государственной службы;

- высшие государственные должности государственной службы.

Основные принципы государственной службы как профессиональной служебной деятельности закреплены в Федеральном законе №58-ФЗ от 27.05.2003 «О системе государственной службы Российской Федерации» [2]. Самым важным можно назвать принцип профессионализма и компетентности, предполагающий глубокие познания в своей специальности и владение такими навыками, которые можно применить на практике в одной из сфер общественно-полезной деятельности.

Та работа государственной службы, которую мы привыкли видеть сегодня, к сожалению, конечных ориентиров по оценке профессионального исполнения служебной деятельности государственными служащими дать не может (за исключением некоторых основополагающих конкретных профессиональных и квалификационных требований). Место этих ориентиров сейчас занимают представления руководства о том, каким должен быть «идеальный» государственный служащий, какими моральными и профессиональными качествами он должен обладать. И такая проблема становится ощутимой преградой на пу-

ти становления государственной службы как особой профессиональной деятельности, ведь для этого необходим единый «свод» и единые требования к каждому государственному служащему, независимо от занимаемой им позиции. Тогда как сегодня именно руководство диктует свои правила и свои требования, что, соответственно, приводит к тому, что служащие, которые занимают одинаковые позиции, но в разных государственных структурах, могут принципиально отличаться как по своим навыкам, так и по профессиональным качествам, знаниям и умениям.

Решением такой проблемы может стать усовершенствование механизма аттестации, которая призвана не только определить соответствие государственного служащего занимаемой им государственной должности, но и определить уровень его подготовки, профессионализма и умений. Такие меры помогут избавиться от сложившейся проблемы и принести свои преимущества за счет того, что аттестация будет не только по своему прямому назначению, но еще и в качестве средства выявления, осознания и принятия критериев оценки профессиональных качеств служащих.

Таким образом, государственная служба может рассматриваться с нескольких позиций: как институт государственного управления и как профессиональная служебная деятельность. Оба этих «статуса» имеют свои отличительные особенности и обусловленные их исключительным характером проблемы, которые, тем не менее, при должном внимании к ним и принятии необходимых мер могут быть решены и стать отправной точкой для усовершенствования самого механизма государственной службы.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

2. Федеральный закон № 58-ФЗ от 27.05.2003 «О системе государственной службы Российской Федерации» (нынешняя редакция, 2016).

3. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления». Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru . Обращение 08.10.2016.

4. Бутова Т.В., Добрина Л.Р. «Понятие эффективности деятельности органов власти», Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. - №7-1. - С. 114-117.

5. СидороваВ.А., Богатырев Е.Д. «Актуальные проблемы и перспективы развития государственного управления» в сборнике: Актуальные проблемы и перспективы развития государственного управления / Сборник научных статей по материалам ежегодной международной научно-практической конференции / Под редакцией С.Е. Прокофьева, О.В. Паниной, С.Г. Еремина. - 2015. - С. 326-328.

PUBLIC SERVICE AS THE INSTITUTE OF PUBLIC ADMINISTRATION FOR THE DEVELOPMENT OF EXECUTIVE AUTHORITIES OF THE RUSSIAN

FEDERATION

V.V. Izmalkova, student I.S. Tsyganok, student

Financial university under the Government of the Russian Federation (Russia, Moscow)

Abstract. This article examines the public service as the Institute of public administration for the development of the professional activities of the Executive authorities. The interrelation of public service with various institutions, such as Institute of Economics. The same basic problems of work of the Executive authorities, namely civil servants

Keywords: executive authorities, public service, the Institute of public administration

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.