Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИМВОЛИКА НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ'

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИМВОЛИКА НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
123
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
география / государственная символика / патриотическое воспитание / государственные символы / герб / уроки географии

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаврилюк А.А.

В статье проанализированы особенности и перспективы применения государственной символики в преподавании географии в средней школе, разобраны основные направления и ресурсы данной деятельности, обращено внимание на современные условия раскрытия потенциала роли государственной символики на уроках географии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИМВОЛИКА НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ»

физики, химии и других областей, связанных с наукой. Сравнительный метод должен принципиально деиндивидуализировать исследуемые языки в поисках реконструкции протореалии. <...> Сопоставительный метод, наоборот, базируется только на синхронии, старается установить различное, присущее каждому языку в отдельности.

Научно-технический стиль представляет собой пространство функционирования научно-технических текстов. В рамках каждого функционального Стиля можно выделить некоторые языковые особенности. Разница между языками проявляется не столько в номенклатуре единиц, сколько в их сочетаемости, что чаще всего является следствием частичного или полного несовпадения объема значений эквивалентных слов и форм. Научно-технический стиль представляет собой пространство функционирования научно-технических текстов. Это пространство неоднородно. В понятие научно-технического функционального стиля входит язык научно-естественной, научно-гуманитарной и научно-технической литературы. С лингвистической точки зрения эти тексты различаются по степени насыщенности терминами и специальной лексикой. Кроме того, в данном стиле различают академический подстиль, предполагающий подготовленного адресата, и научно-популярный подстиль, рассчитанный на неспециалиста. Традиционно в рамках каждого функционального стиля можно выделить некоторые языковые особенности. Например, в научно-техническом стиле - это лексико-грамматические особенности научно-технических материалов и, в первую очередь, ведущая роль терминологии и специальной лексики.

Список использованной литературы:

1. КОМИССАРОВ В.Н. Теория перевода. М., «Высшая школа», 1990.

2. МЕЙРАМОВА С.А. Семантизация терминологической лексики в обучении чтению и переводу научно-технической литературы»// Вестник КазУМОИМЯ, Алматы, 1999.

3. ФЕДОРОВ А.В. О переводе. Л., Гихл., 1948.

4. ВОЛОДИНА М.Н. Психолингвистический аспект терминологической номинации // Вестник Московского Университета, Филология, 1996, №4.

5. БРАНДЕС М.П. Анализ текста: Учебное пособие для студентов вузов по спец. «Лингвистика и межкультурная компетенция» (М.П. Брандес, В.И. Проторов). - Курск: Изд-во РОСИ, 1999

© Бердиев Г., 2024

УДК 372.891

Гаврилюк А.А.,

учитель географии МБОУ Гимназии №1 г. Краснознаменск, Московской области

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИМВОЛИКА НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Аннотация

В статье проанализированы особенности и перспективы применения государственной символики в преподавании географии в средней школе, разобраны основные направления и ресурсы данной деятельности, обращено внимание на современные условия раскрытия потенциала роли государственной символики на уроках географии.

Ключевые слова:

география, государственная символика, патриотическое воспитание, государственные символы, герб, уроки географии.

Применение государственной символики на уроках географии является эффективным инструментом формирования устойчивых знаний и широких представлений учащихся об отечественной и мировой географии. При этом при правильном понимании совокупности государственных символов, которую согласно действующему законодательству образуют государственный флаг, государственный герб и государственный гимн, использование соответствующей символики в работе учителя географии позволяет разнообразить интерактивную сторону соответствующих уроков.

Необходимо понимать, что при федеративном государственном устройстве, в том числе в Российской Федерации, в целях преподавания географии к государственной символике уместно также относить флаги, гербы и гимны субъектов Федерации, а с учетом краеведческого аспекта и задач формирования чувства патриотизма к малой Родине - также флаги, гербы и гимны муниципальных образований, в которых располагается образовательная организация и (или) проживают учащиеся [10, стр. 322].

Применение государственной символики на уроках географии осуществляется по четырем основным направлениям:

усвоение и закрепление знаний о географическом развитии России через знание и понимание развития ее государственной символики;

усвоение и закрепление знаний о географии стран мира через знание и понимание их географических особенностей, отраженных в государственных символах;

усвоение и закрепление знаний о географии регионов России через знание и понимание их географических особенностей, отраженных в государственных символах;

патриотическое воспитание учащихся через знание и понимание действующих государственных символов Российской Федерации, соответствующих субъектов Российской Федерации и муниципального образования, а также через анализ историко-географического развития нашей страны, отраженного в истории ее геральдики [1, стр. 224].

Ключевым аспектом применения государственной символики на уроках географии является факт отражения в различных элементах этой символики специфики географического развития и географического положения каждой территории во всем многообразии вопросов, изучаемых географией на современном этапе (физическая, политическая, экономическая география, демография и др.) [2, стр. 415].

К примеру, отечественные учителя географии классифицируют государственные гербы стран мира и регионов России по следующим значимым для географии критериям: географическое положение (герб Мадагаскара - в центре изображена схематическая карта острова вместе с двумя мелкими островами); рельеф (на гербе Коста-Рики изображены три горы, которые представляют три главные горные цепи Коста-Рики); климат (на гербе Уганды изображено солнце, символизирующее солнечный климат); растения (центральная эмблема герба Бразилии обрамлена ветвями кофейного дерева и табака, это важные сельскохозяйственные культуры Бразилии); животные (в центральной части герба Мордовии изображена лиса и три стрелы - символ преобладания охотничьего промысла в укладе жизни предков); почвы (черный щит герба Нигерии символизирует плодородную землю Нигерии); природные ресурсы (медно-желтый фон герба Кипра означает большие залежи медной руды); национальные символы, достопримечательности стран (на центральной части герба Китая изображена площадь в городе Пекин, на которой возвышаются ворота Тяньаньмэнь), религиозные символы (полумесяц и звезда, изображенные на гербе Пакистана, символизируют ислам, на гербе Ватикана изображена папская тиара); население (герб Науру - двенадцатиконечная звезда над щитом символизирует 12 местных племен) [3, стр. 448].

Включая в арсенал педагогических средств государственную символику в работе с различными классами, учителю следует учесть следующее.

В 5 классе только начинается изучение географии, поэтому важно сформировать представление учащихся о государственности, в том числе через знание государственной символики. Так как в учебнике это не находит отражения, следует показать учащимся презентацию о государственных символах России и обратиться к личному опыту школьников, разобрать с ними особенности региональной и местной геральдики [4, стр. 595].

В 6 классе при изучении темы «Население Земли» развитию личности ученика способствует работа с государственными символами стран мира.

Особенно активно приобщать учащихся к государственной символике представляется в 7 классе при изучении географии материков и океанов, так как программа предусматривает изучение темы «Население и страны» по каждому материку. Например, ученики могут узнать, что в геральдике многих стран Африки отражено их приморское положение [8, стр. 646]. При изучении Нигерии, самой большой по численности населения страны этого континента, важно объяснить учащимся, что на ее гербе белыми линиями показаны две реки Нигер и Бенуа, делящие территорию страны на южную равнинную и северную возвышенную части.

В 8 классе изучается география России. С первых уроков учащимся необходимо объяснить, что государственные символы России должен знать и уважать каждый. Восьмиклассники должны знать, что для российской геральдики характерно отражение природных особенностей местности. Так, на многих гербах российских городов изображены элементы рельефа: горы (г. Ставрополь), вулканы (г. Петропавловск-Камчатский), озёра (волны Байкала на гербе Бурятии), реки (г. Благовещенск), и т.д. Причём горы, например, присутствуют на гербах почти всех республик Северного Кавказа. Гора Эльбрус изображена на гербах Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии, а самая высокая вершина горного Алтая - гора Белуха изображена на гербе республики Алтай. При изучении растительного и животного мира России важно показать учащимся отражение этих биологических ресурсов в символике (к примеру, на гербе города Ярославля изображен медведь).

В 9 классе при изучении экономических районов России учащиеся исследуют гербы российских регионов и городов с целью выявления и отражения на них хозяйственной специализации территорий. Так, на гербе города Норильска белый медведь держит ключ (Норильск как ключ к Северу, его природным богатствам), рисунок которого состоит из слова «Норильск» и химических символов меди, никеля и кобальта. Золотисто-чёрная раскраска щита символизирует полярные день и ночь, расплавленный металл и недра [9, стр. 640]. Белый медведь с поднятым над головой ключом символизирует мощь промышленного освоения Таймыра, раскрывшего перед людьми свои природные кладовые. Фигура поднявшегося во весь рост зверя олицетворяет мощь высоких широт.

В 10-11 классах интеллектуальный потенциал учащихся позволяет анализировать с ними государственную символику во всей ее широте и глубине, закрепляя ранее полученные на уроках географии знания и навыки, повышая эрудированность и развивая аналитические способности [6, стр. 168].

Таким образом, учащиеся при усвоении материала на уроках географии много новой информации черпают, соотнося государственную (региональную) символику с конкретными территориями (государствами и административно-территориальными единицами) [5, стр.512]. Таким способом на уроках географии реализуется компетентностный подход, приоритетом которого является умение ученика разрешать проблемы в познании и объяснении явлений действительности [7, стр.172].

Особым резервом педагогической деятельности учителя географии является работа с прослушиванием и интерпретированием на уроках записей государственных гимнов различных стран мира, в мелодии, ритме, словах которых нередко находят свое творческое отражение географические особенности государств нашей планеты. Использование этого инструмента в работе, безусловно, требует

от учителя базовой музыкальной подготовки и развитого творческого восприятия, но эффект от его применения превысит усилия на подготовку этого этапа проведения урока.

Следует подчеркнуть, что в последние годы благодаря повсеместному внедрению в школах компьютерного оборудования, проекторов и интерактивных досок, существенно расширились возможности учителя географии по демонстрации ученикам наглядного и иллюстрационного материала, в том числе государственной символики, что делает ее применение при преподавании географии еще более актуальным.

Важность государственной символики в жизни человека, государства и общества должна быть подчеркнута уважительным размещением государственных символов Российской Федерации, символов субъекта Российской Федерации и муниципального образования, в которых расположена образовательная организация, в кабинете географии, а при наличии возможности также красочным справочным материалом в отношении государственных символов стран мира и регионов России.

В целом, государственная символика была и остается актуальным инструментом при достижении задач педагогической деятельности на уроках географии, возможности применения которого с развитием современных образовательных только расширились, что делает актуальным и обязательным обращение каждого учителя географии к государственным символам на своих уроках, а также активизацию ее использования при проведении предметных олимпиад и иных мероприятий по популяризации географических знаний.

Список использованной литературы:

1. Воробьева Н.Н. Гербы России. История отечественной геральдики. - М., 2021. 224 с.

2. Государственная символика современной России. - М., 2017. 415 с.

3. Исторический географический Атлас. - М., 2020. 448 с.

4. Максаковский В.П. Историческая география мира. - М., 2022. 595 с.

5. Окунев И.Ю. Политическая география. - М., 2022. 512 с.

6. Пчелов Е.В. Российская государственная символика: учебное пособие для 10- 11 классов общеобразовательных организаций. - М., 2022. 168 с.

7. Самигуллина Г.С. Методика преподавания географии. - М., 2023. 172 с.

8. Спаткай Л.В. Гербы и флаги стран мира. Америка. - М., 2017. 646 с.

9. Страны мира. Современный справочник. - М., 2023. 640 с.

10. Таможняя Е.А., Смирнова М.С., Душина И.В. Методика обучения географии. - М., 2023. 322 с.

© Гаврилюк А.А., 2024

УДК 793.3

Галеницкая М.Е.

Магистрант «ХГУ им. Н.Ф. Катанова» Научный руководитель: Гузеватова Е.Н.

г. Абакан

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ ПРЕПОДАВАНИЯ ХОРЕОГРАФИИ В ЛЮБИТЕЛЬСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Аннотация

В статье приводится описание некоторых проблем, с которыми сталкиваются руководители

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.