Научная статья на тему 'Государственная ресурсная поддержка производителей зерна'

Государственная ресурсная поддержка производителей зерна Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
151
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Роговский Евгений Иванович, Бугай Юрий Александрович

Освещены вопросы функционирования рынка зерна в развитых капиталистических странах. Обобщены основные формы государственной поддержки сельскохозяйственных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE RESOURCE SUPPORT FOR GRAIN PRODUCERS

The issues of grain market functioning in the developed countries are considered. The main forms of state support for agricultural producers are summarized. The policy of determining state resources support for grain producers is substantiated.

Текст научной работы на тему «Государственная ресурсная поддержка производителей зерна»

4. Доклад «Об итогах работы агропромышленного комплекса в 2007 году, задачах по реализации ведомственной целевой программы «Развитие сельского хозяйства в Алтайском крае» на 20082012 годы» [Электронный ресурс]: официальный сайт Алтайского края. Режим доступа: http://www.altairegion22.ru

/rus/region_news/?news_id=32591. Загл. с экрана.

5. Алтайский край. 2003-2007: крат. стат. сб. / / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю. Барнаул, 2008. 96 с.

+ + +

УДК 631.15/16:334.75:633.1 (571.15) Е.И. Роговский,

Ю.А. Бугай

ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕСУРСНАЯ ПОДДЕРЖКА ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ЗЕРНА

Зерновой рынок по масштабам и важности занимает ведущие позиции в Алтайском крае. Цены, условия торговли, развитие рыночной инфраструктуры оказывают заметное влияние на эффективность зернового производства. Сегодня рынок зерна находится в стадии формирования. Среди основных факторов, сдерживающих его развитие, можно отметить низкие объемы закупки зерна в региональные и федеральные фонды, недостаточную поддержку органами государственной власти ввиду ограниченности бюджетов, присутствие на рынке избыточного количества рыночных посредников и т.д.

Как показывают проведенные исследования по проблеме формирования и устойчивого развития зернового рынка, неотъемлемым элементом высокоэффективного рынка является его государственное регулирование.

Главное значение при изучении вопросов государственного регулирования рынка зерна имеет исследование принципов функционирования рынка зерна в развитых капиталистических странах. В отечественной литературе достаточно широко и полно отражен зерновой рынок США, Канады и ЕС.

В первую очередь следует отметить особенности сбыта зерна, который непосредственно регулируется органами государственной власти.

К основным формам организованного оптового сбыта зерна в зарубежных странах относятся реализация через сис-

тему сбытовых организаций, товарных бирж, собственных кооперативов, продажа зерна в залог государству.

В Канаде основными элементами аграрной политики выступают:

- регулирование рынков сельскохозяйственной продукции;

- стабилизация доходов фермеров;

- субсидирование транспортировки и хранения зерна.

Одна из отличительных характеристик канадской политики — развитие системы сбытовых организаций производителей (marketing boards) с начала 20-х годов с целью стабилизации продовольственных рынков и поддержки цен на сельскохозяйственную продукцию. Этим организациям были даны широкие полномочия осуществлять полный или частичный контроль за сбытом продукции, в том числе с установлением квот производства и сбыта, регулированием цен. Со временем появились организации федерального уровня, юридически полномочные регулировать межправительственную и внешнюю торговлю. Так, было создано Канадское пшеничное управление (CWB — Canadian Wheat Board), которое стало единоличным агентством по сбыту зерновых, произведенных в степных провинциях.

Канадское пшеничное управление — правительственная организация, созданная в 1935 г. Управление является национальным агентством в западных провинциях Канады по закупкам пшеницы и ячменя, их хранению, транспортировке, продаже

внутри и за пределами страны. Зерно закупается у фермеров в пределах установленных квот и по начальным ценам, ежегодно определяемым правительством до начала сбора урожая в соответствии с ожидаемой рыночной конъюнктурой. Окончательный расчет идет после продажи зерна на внутреннем и внешнем рынках. Если в конце года поступления от реализации зерна превысят сумму выплат на зерновую продукцию по начальным ценам (включая расходы на транспортировку зерна и содержание административного аппарата), производителям зерна делается доплата, т.е. окончательная выплата за реализованную продукцию. Если сумма общей выручки будет недостаточной для покрытия расходов по начальным ценам, дополнительные выплаты не производятся, а дефицит средств Канадскому пшеничному управлению восполняется за счет федерального бюджета.

Распределение квот на поставку зерна считается в Канаде достаточно эффективным инструментом регулирования зернового хозяйства, поскольку позволяет оказывать существенное влияние на уровень и структуру производства, поддерживать фермерские доходы практически без использования бюджетных средств и с минимальными финансовыми рисками.

Помимо этого, приоритетным направлением аграрной политики Канады является стабилизация доходов фермеров, осуществляемая через специальные программы Safety Net Programs. Эти программы были разработаны таким образом, чтобы эти доходы не оказывали искажающего воздействия на рынок, были равноценными для различных видов продукции и регионов, содействовали социально-экономическому развитию фермерских семей, долговременным мерам по защите окружающей среды и экономической самостоятельности регионов. Основные программы, составляющие систему обеспечения стабилизации доходов фермеров в настоящее время: программа страхования урожаев на случай потери от стихийных бедствий, программа страхования уровня чистых доходов фермеров, а также специальные программы правительства для провинций. Общая государственная поддержка по вышеуказанным направлениям достигает 1 млрд долл. Причем федеральные и провинциальные расходы распределяются в соотношении 60:40%.

До недавнего времени значительные средства затрачивались федеральным правительством на субсидирование хранения и транспортировки зерна. Размер этих субсидий достигал в период 1989-1992 гг. ежегодно до 725 млн долл., что составляло 20 долл. в расчете на 1 т транспортируемого зерна. В соответствии с обязательствами в рамках Соглашения ВТО по сельскому хозяйству Канада в 1995 г. прекратила действие закона о транспортировке зерна, в результате чего транспортные субсидии были отменены. Для смягчения последствий этого шага было выделено единовременно 1,6 млрд долл. землевладельцам и создан адаптационный фонд в размере 300 млн долл., основные средства которого предназначены для развития перерабатывающих предприятий в сельской местности и инфраструктуры села.

Помимо основных описанных нами элементов аграрной политики канадским правительством реализуются и разрабатываются иные программы, которые нацелены на решение трех ключевых задач:

- улучшение доступа канадской сельскохозяйственной продукции на внутренний и внешний рынки (проведение торговых переговоров, урегулирование спорных вопросов, услуги по развитию торговли);

- поддержка развития и создания новых, конкурентоспособных и экологически безопасных продуктов и технологий;

- усиление экономической эффективности аграрного сектора с учетом роста возможностей экологического развития сельских районов (различные адаптационные инициативы включая развитие инфраструктуры) [4].

В США на протяжении последних 7075 лет федеральное правительство реализует ряд специальных программ, направленных на поддержание стабильного развития аграрного сектора экономики. В части зернового рынка среди них наиболее значимы следующие три:

1. Программа гарантированных цен.

Согласно этой программе устанавливается минимальная цена, по которой государство приобретает зерно, оставшееся нераспроданным. Этот механизм защищает как производителей зерна, так и его покупателей от последствий резкого колебания спроса и предложения. Механизм не допускает, чтобы производитель зерна остался без выручки за произведенный

товар, причем цена на него должна быть приемлемой. Государство, купив у производителя не востребованное рынком зерно, тем самым способствует установлению равновесия спроса и предложений, а следовательно, предотвращает падение цен. С другой стороны, в перспективном периоде государство использует свои запасы зерна для воздействия на рынок в случае неурожая. Этот пример полезен для нас тем, что государство воздействует на цены не административно, а экономически.

2. Прямые выплаты.

Они представляют собой денежные платежи федерального правительства сельскохозяйственным производителям. В аграрном законе 1985 г. предусмотрена одна из форм прямых выплат, известная под названием «Выплаты в погашение дефицита», осуществляемая в случае, если рыночная цена продажи зерна падает ниже гарантированного уровня. Эти выплаты автоматически перечисляются на счет сельхозпроизводителя. С того же 1985 г. производители зерна получают определенные выплаты в форме ценных бумаг — товарных сертификатов, которые могут продаваться на свободном рынке или использоваться для выкупа государственных запасов.

3. Импортные квоты.

Ограничивают количество допускаемого на внутренний рынок зерна, произведенного за рубежом. Необходимо отметить, что схожую политику в области формирования цен на зерно проводят и страны ЕС. Для уменьшения резких колебаний цен на зерно предусмотрено формирование интервенционного фонда с целью воздействия на предложения, а следовательно, и на цены.

При нарушении баланса спроса и предложения, при невозможности реализации отдельных видов продукции, государство должно осуществлять закупочные и товарные интервенции. Закупочные интервенции как средство поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей проводятся в тех случаях, когда последние не в состоянии реализовать свою продукцию по причине сокращения спроса на нее и снижения цен ниже минимального уровня их колебания. Если же возникает дефицит важнейших видов товаров и цены на них растут сверх максимального уровня, то государство организует товарные интер-

венции — осуществляет распродажу зерна из резервного фонда государства [5].

В России, в т.ч. в Алтайском крае, проведение зерновых интервенций могло бы стать одним из наиболее значимых мероприятий экономического регулирования ценовой ситуации на рынке зерна. Правовая основа этого вопроса подкрепляется Постановлением Правительства РФ от 3 августа 2001 г. № 580 «Об утверждении Правил осуществления государственных закупочных и товарных интервенций для регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» и Постановлением Правительства РФ от 15 июля 2005 г. № 431 «О внесении изменений в правила осуществления государственных закупочных и товарных интервенций для регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 3 августа 2001 г. № 580».

В Германии в значительной степени компенсируются цены на зерно с учетом мировых цен. При этом государство контролирует зерновой рынок не менее чем на 70%. В этих странах большое внимание также уделяется внешней защите «своего» рынка посредством воздействия на импортируемое зерно через разного рода налоги, сборы, а также установлением квот.

Выше перечислены основные составляющие аграрной политики поддержки сельхозтоваропроизводителей различных развитых стран мира. Несмотря на то, что в них эти формы различны, все они преследуют общие цели:

- защита интересов сельхозпроизводителя как на внутреннем, так и на внешнем рынках;

- развитие экономической и социальной инфраструктуры в сельском хозяйстве;

- обеспечение стабильности на селе.

Отметим особенность условий, в которых организуется государственное регулирование зернового рынка в экономически развитых странах. Это, как правило, полная насыщенность спроса или превышение предложения над спросом. Такая ситуация несопоставима с российской, где рынок зерна не развит, материальнотехническое обеспечение находится на низком уровне, наблюдался хронический дефицит зерна. Отсюда необходимость аналитической оценки зарубежных спосо-

бов регулирования зернового рынка и возможности их применения у нас.

Обобщая вышесказанное, можно отметить, что эффективное функционирование рынка невозможно без активного участия государства, причем роль такового участия существенно возрастает на этапе становления рыночных отношений. Особенно это касается ситуации, сложившейся в Российской Федерации, где впервые в истории осуществляется переход от планово-административных методов управления экономикой к рыночным.

Принятие в 1997 г. Федерального закона «О государственном регулировании агропромышленного производства» положило конец спорам, имевшим место в российской управленческой и научной среде о необходимости или ненужности государственного регулирования продовольственного рынка. Необходимость такого регулирования получила правовую основу, а регулирование формирования и функционирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия отнесено к основным его направлениям [1].

В настоящее время, когда наблюдается дефицит зерна, значительна зависимость народного хозяйства от внешних источников его поступлений, наличие внутриотраслевых и межотраслевых диспропорций невозможно без применения широкого спектра мер государственного регулирования рынка зерна. Поэтому государство должно в первоочередном порядке содействовать развитию зернового хозяйства, принять на себя те функции, которые не может выполнить рынок, создать экономическую среду, позволяющую ему проявить свои потенциальные возможности, обеспечить сочетание целей на макро-, мезо- и микроуровнях.

Государство для реализации целей своей экономической политики использует различные формы и методы, которые образуют инструментарий государственного регулирования экономики.

Государство использует методы прямого и косвенного воздействия на экономику.

Методы прямого воздействия предполагают такое регулирование со стороны государства, при котором субъекты экономики вынуждены приходить к решениям, основанным не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства. В качестве примера можно назвать налоговое законодательство, бюджетные процедуры по государствен-

ным инвестициям, правовые и административные ограничения и запреты на выпуск определенных видов продукции и т.п. Прямые методы часто имеют высокую эффективность по причине оперативного достижения экономического результата. Однако у них есть серьезный недостаток — создание помех рыночному процессу.

Методы косвенного регулирования проявляются в том, что государство не влияет прямо на принимаемые субъектами экономические решения. К таким методам относят индикативное планирование, целевое программирование, регулирование цен, их уровней и т.д. Преимущество данных методов воздействия на продовольственный рынок заключается в том, что они не нарушают рыночную ситуацию, не вводят неожиданный дисбаланс в состояние динамичного равновесия. Недостатком же является определенный временной лаг, наблюдаемый между принятием государством мер и восприятием их продовольственным рынком.

Использование указанных методов предполагает применение характерных для них приемов и средств. Метод прямого воздействия реализуется средствами административного и экономического влияния. Косвенный метод регулируется только экономическими средствами.

Наибольший интерес представляют собой экономические инструменты государственного регулирования рынка зерна.

Схема государственного регулирования зернового рынка в современных условиях показана на рисунке 1.

Целью этого регулирования должны стать:

- защита интересов производителей зерна и потребителей готовой продукции;

- поддержание сбалансированности спроса и предложения;

- развитие социальной инфраструктуры в сельском хозяйстве.

Одним из инструментов государственного регулирования зернового рынка в Алтайском крае должна стать цена на зерно, которая обеспечит доходность производства его производителям. Способствовать стабильному получению дохода производителями зерна можно путем ежегодного определения объема государственной ресурсной поддержки производителей зерна, путем сопоставления базовой и рыночной цен на зерно.

Определение базовой цены предполагает анализ затрат на производство и реа-

лизацию зерна и выбор метода ценообразования. Базовая цена представляет собой не столько прогнозную, сколько минимально необходимую цену реализации зерна для удовлетворения внутренних потребностей производителя. Обычно это цена минимального запроса производителя по выгодности производства определенного товара в конкретных условиях. Базовую цену закупки рекомендуется рассчитывать методом полных издержек.

При расчете затрат, связанных с производством зерна, нами рекомендуется ис-

пользовать типовые технологические карты, разработанные и рекомендуемые Министерством сельского хозяйства РФ, а также учеными-аграриями.

Базовая цена на зерно должна стать инструментом индикативного планирования, а ее расчет должен лечь в основу определения объема государственной ресурсной поддержки производителей зерна, алгоритм определения которого представлен на рисунке 2.

Рис. 1. Экономические инструменты государственного регулирования рынка зерна

Рис. 2. Алгоритм определения объема государственной ресурсной поддержки

Заключение

В заключение можно отметить, что такая форма государственной поддержки предполагает, что производитель должен соблюдать научно обоснованные технологии производства зерна (повышать плодородие почв, выполнять рекомендуемые агротехнические работы и т.д.). В противном случае производители зерна не могут претендовать на получение ресурсной поддержки со стороны государства.

С учетом ограниченности федерального и регионального бюджета такая форма государственной ресурсной поддержки не предполагает только прямые денежные выплаты. Она может быть представлена в различных формах. Это могут быть налоговые льготы, компенсация процентной ставки банковского кредита, лизинговых платежей и т.д.

Реализация на практике предложенной методики определения объема государственной ресурсной поддержки производителей зерна, по нашему мнению, позволит стабилизировать экономическую ситуацию на зерновом рынке и повысить эффективность функционирования зернового хозяйства.

Библиографический список

1. Закон «О государственном регулировании агропромышленного производства» от 14.06.1997 г. № 100.

2. Постановление Правительства «Об утверждении Правил осуществления государственных закупочных и товарных интервенций для регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» от 3.08.2001 г. № 580.

3. Постановление Правительства «О внесении изменений в правила осуществления государственных закупочных и товарных интервенций для регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» от 3.08.2001 г. № 580, от 15 июля 2005 г. № 431.

4. Григорьева Е. Аграрная политика Канады / Е. Григорьева // Международный сельскохозяйственный журнал. 2000. № 5. С. 37-46.

5. Сагайдак А. Опыт государственного регулирования в сельском хозяйстве США / А. Сагайдак // АПК: экономика и управление. 2002. № 8. С. 22-29.

+ + +

УДК 631.115.1 А.П. Мусатова,

А.В. Шатова

ДИАГНОСТИКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ МАЛЫХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

В развитии аграрной экономики России важная роль принадлежит малому предпринимательству, создающему благоприятные условия для оздоровления сельского хозяйства. В 2006 г. в России насчитывалось 28,9 тыс. малых сельскохозяйственных предприятий, оборот которых составил 78768,6 млн руб. (0,3% ВВП). Они занимают 41 млн га сельскохозяйственных угодий, на которых осуществляют производство стратегически важных видов продукции. Малый агробизнес активно участвует в решении социальных проблем села, создании новых рабочих мест. За 2002-2006 гг. темп роста среднесписочной

численности занятых на малых сельскохозяйственных предприятиях составил 178,5%. Таким образом, малое предпринимательство оказывает содействие экономическому и социальному развитию сельских территорий.

Возможность эффективного функционирования малых форм производства определяется их высокой адаптационной способностью к изменяющимся внешним условиям, рациональным использованием местных сырьевых ресурсов.

В сельском хозяйстве Пензенской области по состоянию на 1 января 2007 г. насчитывалось 464 малых предприятия, на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.