_Земельное право; природоресурсное право; экологическое право; аграрное право
ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ПРАВ НА ЛИНЕЙНЫЕ ОБЪЕКТЫ И РАСПОЛОЖЕННЫЕ ПОД НИМИ ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ ГАВРИЛЮК Мария Никитична,
кандидат юридических наук, доцент кафедры земельного права Государственного университета по землеустройству. E-mail: [email protected]
Краткая аннотация: В данной статье раскрываются вопросы оформления прав на линейные объекты и расположенные под ними земельные участки, анализируется современное законодательство, с точки зрения соотношения понятий: объект недвижимости/объект капитального строительства/линейный объект. Автором анализируются проблемы, связанные с установлением зон с особыми условиями использования территорий в отношении линейных объектов, а также получением информации о них и режимообразующих объектах на соответствующей территории. Создаются целостные подходы к кадастровому учету и к государственной регистрации права линейных объектов, предлагается улучшение действующего законодательства, посредством внесения в него изменений.
Abstract: this article discusses the issues of registration of rights to linear objects, analyzes the current legislation, in terms of the relationship of concepts: real estate object / capital construction object/linear object. The author analyzes the problems associated with the establishment of zones with special conditions for the use of territories, as well as obtaining information about th em and regime-forming objects in the corresponding territory. Integrated approaches to cadastral accounting and state registration of the rights of linear objects are being created, and it is proposed to improve the current legislation by making changes to it.
Ключевые слова: линейные объекты, государственная регистрация прав, объекты капитального строительства, сооружения, объекты недвижимости, недвижимое имущество, земельный участок, зона с особыми условиями использования территорий.
Keywords: linear objects, state registration of rights, capital construction objects, structures, real estate objects, real estate, land plot, zone with special conditions for the use of territories.
Проблема оформления прав на линейные объекты, а также земельные участки под ними одна из наиболее трудных в градостроительном и земельном законодательствах Российской Федерации. Необходимость развития нормативного правового регулирования обусловлена тем, что его, как единого, эффективного и универсального источника нет. Все это значительно усложняет градостроительное и инвестиционное развитие территорий, а также оформление земельно-имущественных отношений в связи с созданием линейных объектов.
На сегодняшний день проблемы государственной регистрации прав на линейные объекты представляются крайне важными. Зачастую такие объекты представляют собой опасные в эксплуатации сооружения, поэтому необходимо их использовать и обслуживать должным образом.
В первую очередь обратимся к ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), в которой говорится, о том, что «к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства».
Отсюда следует, что ГК РФ напрямую не дает название линейным объектам как недвижимому имуществу.
Отметим, что понятие недвижимого имущества, установленное в ГК РФ (ст. 130), и понятие объекта капитального строительства (ст. 1 Градостроительного кодекса
РФ) неравнозначны1. Однако сооружения (а вслед за ними и отдельные линейные объекты, например, дороги, отвечающие признакам сооружений) соответствуют признакам обоих терминов2. В настоящее время в законодательстве отсутствуют четкие критерии отнесения объектов к недвижимости, в связи с чем потребовалась разработка соответствующего законопроекта3, которым будет предусмотрен специальный правовой режим для линейных объектов (например, трубопроводов, которые могут находиться на разных земельных участках). В настоящее время нет единообразной судебной и правоприменительной практики по отнесению отдельных видов линейных объектов к недвижимости. Так, например, некоторые ЛЭП не имеют неразрывной связи с землей, могут быть перенесены без несоразмерного ущерба их назначению; кабельные линии могут быть проложены на специальных «полках» внутри чужого коллектора, и в любой момент могут быть сняты и перемещены в другой коллектор; отдельные трансформаторные и распре-
1 См. например, письмо Минстроя России от 11 июля 2018 года № 30418-АС/08 «Об отнесении линейных объектов к объектам капитального строительства», согласно которому к объектам капитального строительства относят линейные объекты.
2 По мнению Минэкономразвития России, ранее отраженному в письме от 11.10.2016 № Д23и-4847, линейные объекты, в том числе подземные, являющиеся сооружениями, введенными в эксплуатацию как объекты капитального строительства, относятся к недвижимости. Эту позицию поддерживают и суды. В конце прошлого года определением Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2018 г. № 305-КГ18-20539 была поддержана позиция Федеральной налоговой службы в том, что такие объекты основных средств, как технологические трубопроводы и газоходы, относятся к недвижимому имуществу.
3 Законопроект «О внесении изменений в части первую и вторую Гражданского кодекса Российской Федерации в части совершенствования законодательства о недвижимом имуществе» 15.10.2018 внесен Минэкономразвития России в Правительство РФ.
делительные подстанции, как правило, не имеют фундамента, могут быть размещены как в специальном сооружении, так и в контейнере, и также могут быть легко перемещены без ущерба назначению. Поэтому вопрос об отнесении ЛЭП к недвижимости остается дискуссионным, и почти всегда в налоговых спорах решающее слово остается за судебными органами, которые в большинстве случаев придерживаются мнения, что линейные объекты, введенные в эксплуатацию как объекты капитального строительства в соответствии со ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, с большой степенью вероятности относятся к недвижимому имуществу1.
Тогда что же из себя представляет термин «линейный объект»? Статья 133.1 ГК РФ к линейным объектам относит железные дороги, линии электропередач, трубопроводы и др., Градостроительный кодекс РФ подразумевает под такими объектами «линии электропередачи, линии связи, в том числе линейно-кабельные сооружения, трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (ч. 10.1 ст. 1), Федеральный закон от 10.02.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей природной среде» - линии связи, линии электропередач, трубопроводы и др. (ст. 62.4), Федеральный закон от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» устанавливает, что к линейным объектам относятся «дороги, линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводы, газопроводы и иные трубопроводы, железнодорожные линии и другие подобные сооружения» (ст.7). В целом, определения идентичны друг другу. В каждом из них список линейных объектов не является исчерпывающим. Как отмечает И.А. Игнатьева, линейные объекты определяются в законодательных актах в разных аспектах, для разных целей, с учетом регулируемых общественных отношений, но всегда путем перечисления основных из них и, как правило, с открытым перечнем2.
Принятие таких законов, как Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» и Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сыграло немаловажную роль в причислении линейных объектов к объектам недвижимости и действии на них такого же правового режима. В отдельных
1 См., например, определение Верховного суда РФ от 11.12.2018 № 305-КГ18-20539 по делу № А40-176218/2017 // Источник: https://www.eg-online.ru/article/392330/
2 И.А. Игнатьева «Использование земель и земельных участков с объектами электроэнергетики. Право и практика», учебное пособие // Москва, «Проспект», 2019, с. 50.
законах также есть перечисление линейных объектов: мосты, подводные и подземные переходы, трубопроводы, подводные линии связи (пп. 5 п. 3 ст. 11, ст. 51.2 Водного кодекса РФ), подводные и подземные переходы, трубопроводы, подводные линии связи (п. 1 ст. 11 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях») и др. При этом следует отметить, что некоторые виды линейных объектов будут являться недвижимостью в силу положений законодательства, как например, линейно-кабельные сооружения связи в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи». Кроме того, подзаконными актами к линейными объектам отнесены сети инженерно-технического обеспечения (тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения)3.
В научной литературе отмечается, что несмотря на то, что линейные сооружения могут находиться в частной собственности, как правило, имеется наличие публичного интереса в их строительстве, эксплуатации, ремонте, реконструкции и охране, которое требует адекватного отражения в правовом регулировании соответствующих отношений в части установления баланса частных и публичных инте-ресов4.
Специфика правового режима земельных участков, на которых располагаются линейные объекты связана с созданием зон с особыми условиями использования территорий, в границах таких зон устанавливаются ограничения по использованию земельных участков, которые возникают с момента внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр недвижимости5. В отношении некоторых линейных объектов, например, в связи с размещением объектов электроэнергетики, установлены особые требования в части обязательного согласования размещения зданий и сооружений в охранных зонах таких объектов (например, запрет на размещение садовых участков, стадионов, рынков, детских площадок и др. в охранных зонах объектов электроэнергетики; запрет на строительство зданий и сооружений в пределах установленных минимальных рас-
3 Постановление Правительства РФ от 07.03.2017 № 269 «Об утверждении перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории», Минстрой России прямо указал, что линии связи и сооружения связи не являются временными постройками. Назначение линий связи связано с длительным использованием для оказания услуг связи (письмо Минстроя России от 29.02.2016 № 7064-ОГ/08).
4 Волков Г.А., Голиченков А.К., Хаустов Д.В. «Проблемы совершенствования правового регулирования публичных сервитутов для обеспечения строительства и функционирования линейных сооружений» // «Экологическое право», 2006, № 2.
5 Сведения о местоположении границ зон с особыми условиями использования территорий подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости до 1 января 2022 года, в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 13.07.2015 № 252-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
стояний до объектов газоснабжения и др.). В настоящее время для таких зон должны быть разработаны специальные Положения (за исключением особых зон, возникающих в силу закона), однако по сей день значительная часть этих ограничений земельных участков была установлена ведомственными инструкциями, СНиПами, СанПиНами, подзаконными актами, малоизвестными даже специалистам. Большинство из них не представлялись к государственной регистрации, ввиду отсутствия соответствующего порядка, и соответственно эти сведения не нашли отражения в едином реестре недвижимости (ранее - реестре прав). А поскольку большинство земельных участков находится в зоне действия режимообразующих объектов, либо по ним проложены соответствующие коммуникации, то «сюрпризы» в виде отсутствия информации о них не исключены. Заявитель может узнать входит ли его земельный участок в границы какой-либо зоны с помощью общедоступного сервиса «Публичная кадастровая карта» на сайте Росреестра либо через госуслуги.ру. Однако как указывалось выше, в большинстве случаев необходимая информация отсутствует. Помимо этого, следует отметить несогласованность сведений о зонах с особыми использования территорий, отсутствие консолидированного ресурса о характеристиках объектов недвижимости (для проверки статуса объекта заявителю необходимо обратиться к различным ресурсам: ФГИС ЕГРН, ИСОГД в субъектах РФ1, реестр ООПТ (Минприроды России), ФИАС (ФНС России), ГВР (Росводресурсы), ГЛР (Рослесхоз), ЕФИС ЗСН (Минсельхоз России), СОБР (Рос-недра). правила землепользования и застройки и т.п.). При этом зачастую информация о прохождении линейных объектов попросту отсутствует (например, линейный объект находится на балансе организации, однако права на него не зарегистрированы2). При этом между ведомствами отсутствует согласованная позиция в части признания линейных объектов недвижимостью, так Минэкономразвития считает, что линейные объекты, не введенные в эксплуатацию в установленном порядке, скорее всего не являются недвижимостью, а ФНС России отмечает, что госрегистрация права не является обязательным условием для признания вещи недвижимостью3.
В настоящее время различаются порядок установления охранных зон в случаях, когда необходимо оформ-
1 Например, в г. Москве на сайте mos.ru можно запросить информацию из Сводного плана подземных коммуникаций и сооружений в городе Москве.
2 См.: письмо Минэкономразвития России от 11.10.2016 № Д23и-4847 «Об отнесении линейных объектов к объектам недвижимого имущества» // СПС «Консультант плюс».
3 См.: письмо Федеральной налоговой службы от 18 февраля 2019 г. N БС-4-21/2667@ «О рассмотрении запроса» // СПС «Консультант плюс».
ление разрешения на строительство, и когда нет. Что нового в настоящее время существует в порядке установления охранных зон? Во-первых, строительство новых объектов в охранных зонах не допускается; во-вторых, существующие объекты в течение трех лет со дня установления охранной зоны должны быть снесены или приведены в соответствие с ограничениями; в-третьих, существующие объекты в течение двух лет после ввода объекта в эксплуатацию должны быть снесены или приведены в соответствие с ограничениями (при установлении зоны до начала строительства). Но, самое главное, впервые в законодательстве установлено требование о формировании охранной зоны до начала строительства объекта, т.е. объекта как такового еще нет, а охранная зона уже отображена в соответствующей градостроительной документации.
Линейные объекты бывают следующих типов: надземные (воздушные), наземные (поверхностные) и подземные. Общее определение для линейных объектов пока предлагается только в научной литературе, как отмечалось выше законодательная расшифровка данного термина отсутствует, поскольку в нормативных правовых актах перечисляются только отдельные виды линейных объектов. Традиционно выделяют следующий перечень характеристик, общих для всех линейных объектов:
- длина объекта намного превышает его ширину;
- объект является сооружением;
- объекту свойственна связь с земельными участками;
- в состав линейного объекта могут входить площадочные объекты, технологически связанные с линейным объектом4. В судебной практике критериями отнесения объектов к линейным являются их прохождение через несколько участков, а также значительная протяженность5. Кроме того, линейные объекты должны отвечать признакам соору-жения6, для того чтобы быть зарегистрированными в Едином государственном реестре недвижимости, в качестве объекта недвижимости.
Процесс технического учета линейных объектов в качестве недвижимости возник только с принятием Положения об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, который был утвер-
4 Правовое регулирование линейных объектов (модератор В.И. Попов) // Управление развитием территорий, № 2, 2011, с. 71.
5 См., например, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 13.03.2014 по делу № А28-4571/2013 // СПС «Консультант плюс».
6 Понятие сооружения содержится в Федеральном законе «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», ст. 1 Градостроительного кодекса РФ. Виды сооружений определяются «ОК 01394. Общероссийский классификатор основных фондов», утв. постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 № 359, дата введения 01.01.1996).
жден постановлением Правительства РФ от 04.12.2000 № 921 «О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства», ныне утратившим силу. Ранее правообладатели линейных объектов не могли зарегистрировать собственные права если не было по объективным обстоятельствам надлежаще оформленной документации по технической инвентаризации. В связи с этим следует отметить, что изменения в Правила ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, которые отображали характерные черты линейных объектов (например, протяженность), ввелись лишь в конце 2006 г. постановлением Правительства РФ от 22.11.2006 № 710 «О внесении изменений в Правила ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним», ныне утратившим силу.
Единый государственный реестр недвижимости является сводом систематизированных сведений, однако эти сведения не всегда могут содержать полную и достоверную информацию. Почему? Дело в том, что нет единой базы, которая содержит сведения обо всех объектах недвижимого имущества на территории государства и постоянно актуализируется. Для создания такой базы необходимо провести инвентаризацию объектов недвижимого имущества, расположенных на территории РФ.
Наиболее значимым вопросом, требующим внимания, для целей государственной регистрации прав на линейные объекты является их протяженность, которая может достигать сотни и тысячи километров, проходя при этом через огромное количество земельных участков, имеющих различные категории земель, предоставленных на различных правах собственникам, арендаторам, землепользователям, землевладельцам и обладателям сервитута1. Так, использование отдельных видов линейных объектов нуждается в абсолютном владении, пользовании и распоряжении земельным участком (речь идет о дорогах, отдельных участках трубопроводов высокого давления и электросетей)2. Этот вопрос необходимо урегулировать за-
1 С.А. Липски отмечает, что в условиях разнообразия видов прав на землю возникает вопрос об универсальном понятии объединяющих носителей таких прав. Наиболее часто употребляются понятия «правообладатели» и «землепользователи» // Трансформация системы государственного управления земельным фондом в постсоветской России (теория, методология, практика), монография // Москва, ФГБОУ ВО ГУЗ, 2017, а 92.
2 До 1 сентября 2018 г. (момент вступления в силу Федерального закона от 03.08.2018 № 341-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов») вопросы размещения линейных объектов, а именно способ размещения линейных объектов, выбирался самим заявителем. Можно было использовать земельные участки без предоставления, аренду земельных участков, сервитут без ограничений. После вступления в силу названного законодательного акта не во всех случаях
конодательно, обеспечив правом, которое будет исключать права пользования на этот земельный участок другими лицами. Такими правами могут быть: постоянное (бессрочное) пользование, а также право собственности.
Одновременно с этим нахождение на земельном участке линейных объектов не представляет собой преграду для эксплуатации такого участка по его целевому назначению (например, подземные трубопроводы и линии связи, воздушные кабели и провода). Однако стоит отметить, что нахождение даже таких линейных объектов на земельном участке создает некоторые трудности в использовании участка для его владельца (например, обременение сервитутом земельного участка с целью ремонта и обслуживания линейного объекта).
В настоящее время идет рост обращений на государственную регистрацию прав на линейные объекты, в связи с чем возникает необходимость разобраться, как происходит этот процесс.
Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о регистрации) координирует отношения, образующиеся посредством реализации государственной регистрации прав на недвижимость и сделок с ней. В соответствии с ч. 10 ст. 40 Закона о регистрации государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение происходит на основании разрешения на ввод в эксплуатацию объекта недвижимого имущества и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором находится такой объект. Государственная регистрация прав на объект незавершенного строительства происходит на основании разрешения на строительство такого объекта и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором он находится. Государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для постройки которых не нужно разрешение на строительство, происходит на основании технического плана объектов и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором находятся такие объекты недвижимости. Тогда необходимо прояснить, а что из себя представляет разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. В соответствии с ч. 1 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, это документ, удостоверяющий выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, удостоверяющий соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градо-
заинтересованное лицо может выбрать способ размещения линейного объекта, см. подробнее: М.Н. Гаврилюк «Упрощенный порядок оформления прав на земельные участки для строительства линейных объектов в лесном фонде» // «Аграрное и земельное право», 2020, № 2, с. 39.
строительному плану земельного участка1 или при строительстве, реконструкции линейного объекта - проекту планировки территории и проекту межевания территории, и проектной документации.
Впрочем, в отдельных случаях согласие на строительство объекта капитального строительства не нужно. Так, например, в конкретных случаях, предусмотренных п. 5 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, например, установленных законом субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности. Когда линейно-кабельные сооружения связи расположены на землях субъекта Российской Федерации, законодательство которого предполагает отсутствие необходимости в приобретении разрешения на строительство подобных сооружений, компания может не предоставлять разрешение на ввод в эксплуатацию для регистрации права собственности на такие объекты. Технический план считается итогом кадастровых работ. В соответствии со статьями 36, 37 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», в том случае, когда такое учтено в договоре на выполнение кадастровых работ, технический план предоставляется в орган регистрации прав кадастровым инженером.
Дискуссионной представляется обязанность предоставления в орган регистрации бумаг, подтверждающих предоставление земельного участка для строительства линейного объекта в определенном законодательством порядке. Можно сделать вывод, что при подаче документов о факте образования объекта капитального строительства, следует документально подтвердить присутствие инженерной сети в проекте строительства. Так как инженерные сети играть огромную социальную роль и существует потребность в установлении ответственных лиц при их использовании, обслуживании, ремонте, налогообложении, то есть необходимость в принятии отдельного порядка государственной регистрации прав на них, создание единого законодательного обеспечения постройки подобных объектов.
Известно, что имеются определенные отличительные черты государственной регистрации прав на линейные объекты, которые сделаны с использованием технологии горизонтально-направленного бурения. Такие осо-
1 В п. 11 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ установлено, что подготовка проектной документации линейного объекта осуществляется на основании проекта планировки и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка проекта планировки территорий и проекта межевания территорий), не на основании информации, указанной в градостроительном плане земельного участка. При этом п. 4 ст. 4 закона РФ от 29.12.2014 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (далее - закон № 191-ФЗ) предусмотрено, что до 31.12.2015 строительство линейных объектов может осуществляться на основании градостроительного плана земельного участка.
бенности приведены в письме Минэкономразвития РФ от 4 марта 2016 г. № 6013-ПК/Д23и2. В соответствии с ч. ч. 6, 8 ст. 90 ЗК РФ, для поддержания работы компаний и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта земельные участки должны быть использованы только для размещения наземных объектов, также нужных для постройки подземных сооружений. На земельные участки, на которых расположены подземные объекты трубопроводного транспорта, которые имеют отношение к линейным объектам, оформлять права собственности на объекты трубопроводного транспорта в порядке, который определен ЗК РФ, нет необходимости. Анализируя приведенные положения ЗК РФ, формирование земельных участков для эксплуатации объектов недвижимости реализуется только, если данные объекты наземные. Учитывая изложенное, можно сказать, что земельное законодательство не предусматривает необходимость оформления прав на земельные участки собственником подземного сооружения.
Важно отметить, что при государственной регистрации прав на объекты недвижимости, представляющих собой совокупность наземных и подземных элементов согласно проектной документации и/или заключений уполномоченных органов, комплект правоустанавливающих документов на земельный участок не требуется, в том числе, если под его поверхностью размещены части указанных объектов с наземными и подземными элементами.
В Российской Федерации постановка на кадастровый учет и государственная регистрация прав на объекты недвижимого имущества осуществляется по заявительному принципу. Именно поэтому государственная казна теряет миллионы рублей, так как налоги возможно получить только после вовлечения в оборот недвижимого имущества. Доходы от владения и распоряжения недвижимым имуществом могут составлять основную часть дохода государства.
Во-первых, государство должно собрать сведения о всех объектах недвижимости, расположенных на территории РФ. Эти сведения должны включать информацию о собственниках объектов, их владельцах, правах на эти объекты, а также обременения. Нередки случаи, когда объект не поставлен на кадастровый учет и права на объект не зарегистрированы, в таком случае государство в лице налоговых органов не может начислять соответствующие налоги, из-за чего в государственную казну не поступают деньги от оборота указанного объекта. Таким образом, государству необходимо ввести изменения на законодательном уровне
2 Письмо Министерства экономического развития РФ от 4 марта 2016 г. N 6013-ПК/Д23и «О порядке осуществления государственной регистрации прав на сооружения, созданные с применением технологии горизонтально-направленного бурения» // СПС «Консультант плюс».
об обязательном характере в отношении государственной регистрации права на объекты недвижимого имущества.
Учитывая изложенное, необходимо создание единой системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество, жестко регулируемой на законодательном уровне. Важно отметить, что необходимо создать программы эффективного использования объектов недвижимого имущества, а также обеспечить правовую защиту лиц, совершающих сделки с недвижимым имуществом.
В настоящее время предоставление земельных участков в аренду для размещения линейных объектов осуществляется в упрощенном порядке без проведения торгов, в случаях, предусмотренных законодательством (В пп. 4 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае его предоставления юридическим лицам для размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, во-доотведения, связи, нефтепроводов, объектов федерального, регионального или местного значения.), также возможно заключение соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности либо оформление прав на земельный участок (его часть) на условиях
Библиография:
публичного сервитута (Статьи 39.23, 39.37, 39.33 ЗК РФ.).
Кроме того, постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 № 1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов» предусмотрено, что строительство определенных линейных объектов на публичных землях, земельных участках может осуществляться при отсутствии договора аренды, соглашения о сервитуте, публичного сервитута (например, подземные сооружения, ЛЭП с напряжением до 35 кВ, тепловые сети всех видов и др.).
Государственная регистрация прав на линейные объекты - это один из наиболее сложных вопросов в современном градостроительном законодательстве, требующий большого внимания. Конечно, необходимо на законодательном уровне ускорить решение проблем, касающихся регистрации прав на линейные объекты. К сожалению, в настоящее время нет единообразного решения в отношении установления сервитутов на земельные участки с линейными объектами. В связи с чем не осуществляется эксплуатация линейных объектов в полной мере, а также не регулируется сооружение таких объектов, что может привести к уменьшению налогового потенциала муниципальных образований.
1. Игнатьева И.А. «Использование земель и земельных участков с объектами электроэнергетики. Право и практика», учебное пособие // Москва, «Проспект», 2019, с. 50.
2. Волков Г.А., Голиченков А.К., Хаустов Д.В. «Проблемы совершенствования правового регулирования публичных сервитутов для обеспечения строительства и функционирования линейных сооружений» // «Экологическое право», 2006, № 2.
3. Правовое регулирование линейных объектов (модератор В.И. Попов) // Управление развитием территорий, № 2, 2011, с. 71.
4. Липски С. А. «Трансформация системы государственного управления земельным фондом в постсоветской России (теория, методология, практика)», монография // Москва, ФГБОУ ВО ГУЗ, 2017, ^92.
5. Гаврилюк М.Н. «Упрощенный порядок оформления прав на земельные участки для строительства линейных объектов в лесном фонде» // «Аграрное и земельное право», 2020, № 2, с. 39.