Трифонов Ю. Н.
к.филос.н., доцент Тамбовский филиал РАНХиГС
г. Тамбов Чернышёва О. Н.
студент Тамбовского филиала РАНХиГС
г. Тамбов
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО -КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА И МЕХАНИЗМЫ ЕЁ
РЕАЛИЗАЦИИ
Аннотация: В статье рассмотрены основные направления и механизмы реализации государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Выявлены имеющиеся риски и проблемы, обозначены пути их решения.
Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, государственная политика в сфере жилищно-коммунального хозяйства, управление ЖКХ.
Trifonov Yu. N.
Candidate оf philosophical sciences, associate professor RANEPA Tambov Chernysheva O. N.
RANEPA Tambov
A STATE POLICY IN THE SPHERE OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES AND THE MECHANISMS OF IT'S IMPLEMENTATION
Abstract: It was considered the main directions and mechanisms of implementation of a state policy in the sphere of housing and communal services in this article. It was identified the existing risks and problems, and it was marked the ways of their decisions.
Keywords: housing and communal services, a state policy in the sphere of housing and communal services, management HCS.
Вопросы, касающиеся состояния жилищно-коммунального хозяйства, затрагивают интересы большинства населения страны. Дело в том, здесь реализуются фундаментальные потребности людей, связанные с наличием комфортных условий проживания, и поэтому данная сфера должна работать эффективно и с учетом требований населения [2, с. 67]. А это возможно лишь на основе разработки научно и практически обоснованной государственной политики в данной сфере, и эффективной её реализации. Государственная политика в сфере жилищно-коммунального хозяйства является важной составляющей социально-экономической политики современного российского государства.
Отчасти, можно вести речь о двух компонентах государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства - собственно жилищной политике, и связанной с ней политикой в области коммунального хозяйства. В литературе высказано также мнение о том, что государственная жилищная политика включает в себя и вопросы, касающиеся коммунального обеспечения жилья. Так, по мнению О.В. Сидориной, государственная жилищная политика - системный комплекс целей, задач, приоритетов, принципов и административно-правовых норм, заложенных в основу государственного управления в сфере жилищного строительства, эксплуатации и коммунального обеспечения жилых массивов, а также совокупность инструментов (мер, средств и механизмов) для достижения указанных целей и сама деятельность государства в данной сфере [8, с.28].
В Стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации на период до 2020 года определено, что основными целями государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» являются повышение качества жизни
населения путем повышения качества и надежности жилищно-коммунальных услуг, а также обеспечение их доступности для населения [7].
Приоритетами государственной политики в жилищно -коммунальной сфере являются:
- повышение комфортности условий проживания, в том числе обеспечение доступности многоквартирных домов для инвалидов и других маломобильных групп населения;
- модернизация и повышение энергоэффективности объектов жилищно-коммунального хозяйства;
- переход на принцип использования наиболее эффективных технологий, применяемых при модернизации (строительстве) объектов коммунальной инфраструктуры и модернизации жилищного фонда.
Отметим, что государственная политика в сфере жилищно-коммунального хозяйства реализуется посредством определённых механизмов (финансовых, экономических, организационных, правовых, кадровых, информационных), позволяющих воздействовать на соответствующие процессы и деятельность определённых хозяйствующих субъектов. Прежде всего, данное направление государственной политики осуществляется с помощью нормативных правовых актов, государственных и федеральных целевых программ, оперативных решений органов власти («дорожные карты») и т.п.
Основу современной государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства составляют программные положения Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» [4]. Современное состояние, имеющиеся проблемы и перспективы развития жилищно-коммунального хозяйства были обозначены в «Стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации на период до 2020 года». Так, в ней констатируется, что объем жилищного фонда в РФ составляет 3,3 млрд. м2, в
том числе многоквартирных домов - 2,4 млрд.кв.м. (что составляет 72% общего объема жилищного фонда). Годовой оборот в сфере жилищно-коммунального хозяйства превышает 4,1 трлн. рублей, это более 5,7 % ВВП страны [7]. Данное состояние, во многом, было достигнуто за счёт реализации государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» [6].
Вместе с тем, несмотря на принимаемые меры, ситуация в сфере ЖКХ остаётся достаточной сложной и пока негативные тенденции преобладают. Это, прежде всего, касается остроты проблемы недоступности коммерческого жилья и ветшания коммунальных сетей и многоквартирных домов (далее - МКД), наличия аварийного жилья, физического износа мощностей ЖКХ, неэффективности деятельности управляющих компаний и др. Мало того, ряд авторов вообще констатирует отсутствие внятной государственной политики по продвижению реформ в сфере ЖКХ. При этом, как считает В.Н. Коваль, основным недостатком реформирования сферы ЖКХ является отсутствие должных мер по формированию социального слоя ответственных собственников помещений в многоквартирных домах [3, с.10].
Особую остроту вызывает ежегодный рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги. По данному поводу С.Е. Дронов отмечает, что непрозрачность роста уровня доходов организаций, оказывающих жилищно -коммунальные услуги (ЖКУ) населению, при низком качестве оказываемых услуг, провоцирует социальную напряженность в данной сфере [1, с.12].
По экспертным оценкам, ежегодные инвестиционные потребности коммунального сектора составляют не менее 500 млрд. рублей (более 200 млрд. рублей - инвестиции в сферу теплоснабжения, более 100 млрд. рублей - инвестиции в сферу водоснабжения, более 100 млрд. рублей - инвестиции в сферу водоотведения). При этом сфера жилищно-коммунального хозяйства имеет огромный потенциал повышения эффективности, который, по экспертным оценкам, достигает 40%, но использовать его возможно только
при условии притока инвестиций и применения наиболее эффективных технологий [7].
Все перечисленное свидетельствует о том, что необходим новый, инновационный подход к решению вопросов по преобразованию сферы жилищно-коммунальных услуг [5, с. 199]. Отметим, что дальнейшее реформирование и развитие системы ЖКХ осуществляется на основе «Стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Стратегия). В ней отмечается, что достижение поставленных целей и задач, а также реализация мероприятий, предусмотренных Стратегией, приведет к созданию сбалансированной (между потребителями и производителями жилищно-коммунальных услуг) модели отношений в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в основу которой будет положена следующая целевая ситуация - обеспечение потребителей качественными жилищно-коммунальными услугами, стоимость которых, с одной стороны, доступна потребителю (в том числе с учетом оказания государственной (муниципальной) поддержки социально незащищенным категориям населения), и, с другой стороны, обеспечивает не только возмещение расходов на производство указанных услуг их производителям, но и доходность для инвесторов [7].
Качественное и поступательное развитие сферы жилищно-коммунального хозяйства будет служить одним из основных источников экономического развития регионов Российской Федерации ввиду тесного сопряжения отрасли с более чем 30 смежными отраслями. Для обеспечения сбалансированного развития систем коммунальной инфраструктуры с учетом перспективных потребностей должны быть скоординированы механизмы территориального и инвестиционного планирования. В условиях ухудшения макроэкономической конъюнктуры необходимо максимально использовать внутренние резервы для развития жилищно-коммунального хозяйства, связанные с оптимизацией текущих и инвестиционных расходов, энергосбережением. Одним из важных направлений повышения
энергетической эффективности жилищно-коммунального хозяйства является развитие рынка энергосервисных услуг [7].
Таким образом, основными целями государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства являются повышение качества жизни населения путем повышения качества и надежности жилищно-коммунальных услуг, а также обеспечение их доступности для населения. Основными механизмами реализации государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства являются государственные программы, позволяющие сконцентрировать и использовать ресурсы на достижение результатов по конкретным направлениям.
Список литературы
1. Дронов, С.Е. Направления совершенствования региональной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства: Дисс. ...канд. экон. наук / С.Е.Дронов. - Тамбов, 2015. - 211 с.
2. Ильин, А.Ю. Темпы развития жилищно-коммунального хозяйства г. Тамбова в 1920-е - 1980-е годы на общесоюзном фоне / А.Ю. Ильин // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 92 (47). С. 67-70.
3. Коваль, В.Н. Направления совершенствования сферы жилищно-коммунального хозяйства / В.Н. Коваль // Управление городом: теория и практика. 2015. №2. С. 10-14.
4. О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг: Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 600 // Собр. законодательства РФ. 2012. № 19. Ст. 2337.
5. Пентюхина, А.В. Инновационное развитие ЖКХ / А.В. Пентюхина, О.Н. Мананникова // Проблемы социально-экономического развития России на современном этапе: материалы VII Ежегодной Всероссийской научно -практической конференции (заочной) (с международным участием) / М-во обр. и науки РФ; ФГБОУ ВПО «Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина»; / отв. ред. А.А. Бурмистрова. - Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2014. С.199-204.
6. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»: Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 323 // Собрание законодательства РФ от 5 мая 2014 г. N 18 (часть III) ст. 2169.
7. Стратегия развития жилищно -коммунального хозяйства в Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 26.01.2016 г. № 80-р // [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://base.consultant.ru (дата обращения 25.02.2017).
8. Сидорина, О.В. Государственная жилищная политика: понятие и цели реализации / О.В. Сидорина // Государственная служба. 2014. №2. С.28-32.