Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ОХРАНЫ ПАМЯТНИКОВ ТРАДИЦИОННОЙ МАРИЙСКОЙ РЕЛИГИИ "КÿСОТО" (СВЯЩЕННЫХ РОЩ), РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ'

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ОХРАНЫ ПАМЯТНИКОВ ТРАДИЦИОННОЙ МАРИЙСКОЙ РЕЛИГИИ "КÿСОТО" (СВЯЩЕННЫХ РОЩ), РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3886
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ / СВЯЩЕННЫЕ РОЩИ / РЕСПУБЛИКА МАРИЙ ЭЛ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сухова А. Г.

В статье рассматриваются вопросы нормативно-правового регулирования и основные проблемы в области сохранения священных рощ, расположенных на территории Республики Марий Эл. Священные рощи являются уникальными объектами культурного наследия, связанными с культом языческих богов мари. На территории Республики Марий Эл и сегодня проводятся эти сакральные обряды. На состояние священных рощ из года в год оказывают неблагоприятное влияние множество антропогенных и экологических факторов. Государственная политика, в частности действующее законодательство предоставляет механизмы регулирования, необходимые для принятия мер по сохранению объектов культурного наследия, в том числе священных рощ. Цель работы рассмотреть государственную политику в сфере охраны объектов культурного наследия на примере памятников традиционной марийской религии «кÿсото» священных рощ, сохранившихся на территории Республики Марий Эл. На основе опубликованных материалов и архивных источников исследована деятельность федеральных и региональных органов власти и основные проблемы в сфере сохранения священных рощ проанализированы государственная политика в сфере сохранения объектов культурного наследия, в частности священных рощ, проанализированы нормативно-правовые акты, регулирующие данную сферу на территории Республики Марий Эл. В результате исследования выявлено, что не у всех священных рощ, расположенных на территории Республики Марий Эл, решен вопрос о статусе, не все рощи являются объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации. Были выявлены пробелы в действующем законодательстве в сфере сохранения священных рощ на уровне муниципалитетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ОХРАНЫ ПАМЯТНИКОВ ТРАДИЦИОННОЙ МАРИЙСКОЙ РЕЛИГИИ "КÿСОТО" (СВЯЩЕННЫХ РОЩ), РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ»

УДК 351.853.2

DOI: 10.30914/2411 -3522-2018-4-2-70-76

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ОХРАНЫ ПАМЯТНИКОВ ТРАДИЦИОННОЙ МАРИЙСКОЙ РЕЛИГИИ «КУСОТО» (СВЯЩЕННЫХ РОЩ), РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

А. Г. Сухова

Министерство культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл, Поволжский государственный технологический университет, г. Йошкар-Ола

STATE POLICY IN THE SPHERE OF PROTECTION OF MONUMENTS OF THE MARI TRADITIONAL RELIGION "KUSOTO" (SACRED GROVES) LOCATED ON THE TERRITORY OF THE REPUBLIC OF MARI EL

A. G. Suhova

Ministry of Culture, Press and Nationalities Affairs of the Republic of Mari El Volga State University of Technology, Yoshkar-Ola

В статье рассматриваются вопросы нормативно -правового регулирования и основные проблемы в области сохранения священных рощ, расположенных на территории Республики Марий Эл. Священные рощи являются уникальными объектами культурного наследия, связанными с культом языческих богов мари. На территории Республики Марий Эл и сегодня проводятся эти сакральные обряды. На состояние священных рощ из года в год оказывают неблагоприятное влияние множество антропогенных и экологических факторов. Государственная политика, в частности действующее законодательство предоставляет механизмы регулирования, необходимые для принятия мер по сохранению объектов культурного наследия, в том числе священных рощ. Цель работы - рассмотреть государственную политику в сфере охраны объектов культурного наследия на примере памятников традиционной марийской религии «кусото» - священных рощ, сохранившихся на территории Республики Марий Эл. На основе опубликованных материалов и архивных источников исследована деятельность федеральных и региональных органов власти и основные проблемы в сфере сохранения священных рощ проанализированы государственная политика в сфере сохранения объектов культурного наследия, в частности священных рощ, проанализированы нормативно-правовые акты, регулирующие данную сферу на территории Республики Марий Эл. В результате исследования выявлено, что не у всех священных рощ, расположенных на территории Республики Марий Эл, решен вопрос о статусе, не все рощи являются объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации. Были выявлены пробелы

The article deals with the regulatory issues and the main problems in the field of preservation of sacred groves located on the territory of the Republic of Mari El. Sacred groves are unique objects of cultural heritage associated with the cult of the pagan deities of the Mari. Nowadays, ceremonies are held on the territory of the Republic of Mari El in order to ensure the well-being of the people. The state of the sacred groves from year to year is adversely affected by many anthropogenic and environmental factors. State policy, in particular the legislation in force, provides the regulatory mechanisms necessary for the adoption of measures for the preservation of cultural heritage, including sacred groves. The aim of the work is to consider the state policy in the sphere of protection of cultural heritage objects on the example of the monuments of the traditional Mari religion "kusoto" - sacred groves preserved on the territory of the Republic of Mari El. On the basis of published materials and archival sources, the activities of federal and regional authorities and the main problems in the sphere of conservation of sacred groves were analyzed. State policy was analyzed in the field of preservation of cultural heritage objects, in particular of sacred groves, regulatory acts regulating this sphere on the territory of the Republic of Mari El were also analyzed. The study revealed that not all sacred groves located on the territory of the Republic of Mari El resolved the issue of status, not all groves are objects of cultural heritage (monuments of history and culture) of the peoples of the Russian Federation. There were also identified gaps in the current legislation in the field of preservation of sacred groves at the municipal level.

© Сухова А. Г., 2018

в действующем законодательстве в сфере сохране- Keywords: State policy, objects of cultural heritage, ния священных рощ на уровне муниципалитетов. sacred groves, the Republic of Mari El.

Ключевые слова: государственная политика, объекты культурного наследия, священные рощи, Республика Марий Эл.

Народ мари с древности приспосабливал места своего обитания в соответствии с особенностями своего менталитета, культурными и религиозными традициями. Издавна он почитал силы природы и поклонялся Духам Воды, Земли, Леса, Пашни и другим божествам. Это очень ярко проявилось в местах-святилищах, местах-молениях -священных рощах.

Во время священнодействий марийцы молятся не только за свой народ и его благополучие. Они просят божества о взаимопонимании, мире и согласии между людьми разного цвета кожи и между людьми разных вероисповеданий.

Именно поэтому актуальность данной работы видится в необходимости сохранения марийской традиционной религии, которая представляет собой уникальный образец дохристианских, языческих верований.

Данное направление является одной из задач Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации1.

В настоящее время на территории Республики Марий Эл на государственной охране находится 1132 объекта культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, среди которых особое место занимают священные рощи (кусото).

Согласно традиционным верованиям мари, священные рощи являются посредником в общении людей с божествами. Они - связующее звено между земным и небесным мирами, поэтому и место для священной рощи выбиралось особое - недалеко от деревни, среди поля или в лесном массиве.

Хотя священные рощи одновременно являются историко-культурными и ландшафтными местами, долгое время им должного внимания не уделялось.

1 Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 19.12.2012 г. № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года».

В 1993 году в Республике Марий Эл в рамках подготовки к изданию каталога «Памятники истории, культуры и природы Республики Марий Эл» была проведена первая инвентаризация священных рощ.

В ходе инвентаризации сотрудниками факультета лесного хозяйства и экологии Марийского государственного технического университета, муниципальных образований и Министерства культуры Республики Марий Эл было обследовано состояние священных рощ и составлены первые паспорта.

В 1993 году выходит Постановление Правительства Республики Марий Эл от 24.08.1993 № 298 «О мерах по дальнейшему обеспечению сохранности археологических памятников и культовых мест на территории Республики Марий Эл», согласно которому на государственную охрану было принято 327 священных рощ (далее - Постановление № 298)2.

В 2000-е годы работы по изучению и об определении категории охраны священных рощ активизировались, чему способствовала нормативно-правовая работа, проводимая на федеральном и региональном уровнях.

Согласно Федеральному закону от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 73-ФЗ)3 и Закону Республики Марий Эл от 4.12.2003 № 50-З «О сохранении объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Республики Марий Эл»4, для священных

2 Постановление Правительства Республики Марий Эл от 24.08.1993 № 298 «О мерах по дальнейшему обеспечению сохранности археологических памятников и культовых мест на территории Республики Марий Эл».

3 Федеральный закон от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

4 Закон Республики Марий Эл от 04.12.2003 г. № 50-З (ред. от 25.04.2017) «О сохранении объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Республики Марий Эл».

рощ была установлена региональная категория охраны.

С этого же времени, согласно ст. 15 Федерального закона № 73-ФЗ, в Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, содержащий сведения об объектах культурного наследия (далее - реестр)1. Минкультуры Республики Марий Эл, согласно действующему законодательству, предоставляет необходимые сведения для регистрации священных рощ реестре, которая должна быть закончена до 31.12.2017 года. Причем в реестре они регистрируются как достопримечательное место.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 73-ФЗ священные рощи можно отнести к такому виду объектов культурного наследия, как достопримечательные места - совместные творения человека и природы, в том числе места памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов на территории Российской Федерации; места совершения религиозных обрядов; религиозно-исторические места.

В ходе проведенных мониторинговых исследований выяснили, что священные рощи могли находиться на землях населенного пункта, на сельскохозяйственных землях или землях лесного фонда. Согласно ст. 5 Федерального закона № 73-ФЗ земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и Федеральным законом № 73-ФЗ.

К примеру, для священных рощ, являющихся частью лесного массива, может «работать» ст. 47 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ2: леса могут использоваться религиозными организациями для осуществления религиозной деятельности в соответствии с Федеральным законом от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»3.

1 Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 03.10.2011 г. № 954 (ред. от 05.08.2015) «Об утверждении Положения о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации».

2 Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 г. № 200-ФЗ (ред. от 01.07.2017).

3 Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ (ред. от 06.07.2016)

«О свободе совести и о религиозных объединениях».

Но на практике автоматического перевода земельного участка, на котором расположена священная роща, и относящегося к землям поселений или землям лесного фонда в земли историко-культурного назначения не происходит. Одним из вариантов решения данной проблемы может быть оформление права собственности на объект культурного наследия со стороны религиозной общины. Но сможет ли религиозная община взять на себя все расходы по содержанию и охране священной рощи? На этот вопрос пока нет ответа.

В 2004 году по инициативе Министерства культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл была опубликована информационно-справочная брошюра «Марийские культовые памятники Республики Марий Эл», где, кроме священных рощ народа мари, описываются мольбища Медведевского района [6, с. 59-64].

В 2006 году разрабатывается проект «Комплексные мониторинговые исследования памятников духовной культуры народа мари», получивший в рамках программы «Развитие этнокультурных и межнациональных отношений в Республике Марий Эл (2004-2008 гг.)» грант Президента Республики Марий Эл. В его рамках было проведено дополнительное обследование священных рощ и составлены новые паспорта. В паспорте объекта культурного наследия «Священная роща» определен адрес объекта культурного наследия, зафиксированы краткие исторические сведения, сделано описание границ, зафиксирована структура рощи, места молений, священные деревья.

В 2009 году Поволжский государственный технический университет проводит инвентаризацию священных рощ (руководитель темы А. В. Колесов). В ходе проведенных исследований оказалось, что в действительности священных рощ гораздо больше, чем было перечислено в Постановлении № 298: более 5004. Также стало ясно, что сведения по отдельным рощам требуют корректировки в части их местонахождения и наименования.

В 2011 году в перечень мероприятий по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской

4 Постановление Правительства Республики Марий Эл от 24.08.1993 № 298 «О мерах по дальнейшему обеспечению сохранности археологических памятников и культовых мест на территории Республики Марий Эл».

Федерации в Республике Марий Эл вносится пункт «Работы по сохранению священных рощ», что предусматривает благоустройство их территории. В 2011-2014 годах были проведены мероприятия по благоустройству 16 священных рощ. Все работы по обследованию священных рощ ведутся совместно с представителями Марийской традиционной религии и по согласованию с верховным картом Таныгиным Александром Ивановичем.

В ходе данных мероприятий представители Минкультуры Республики Марий Эл и ГКУК РМЭ «Научно-производственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры» совместно с представителями Марийской традиционной религии выезжают на рощу, чтобы ее осмотреть и выяснить, что нужно сделать для ее благоустройства:

• отремонтировать ограждение вокруг рощи;

• установить информационную надпись;

• установить или обновить таблички, посвященные божествам;

• обустроить площадки для молений;

• очистить рощу от валежника.

Далее составляется техническое задание, где дается полный перечень работ, материалов, стоимость данных работ, сроки их выполнения.

Затем, руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», находят исполнителя работ1. С ним заключается контракт на проведение работ согласно техзаданию и он эти работы исполняет к определенному сроку. Затем на рощу выезжает приемная комиссия, которая смотрит, что было сделано и принимает либо нет священную рощу.

В качестве примера можно привести работы по благоустройству первопрестольной священной рощи «Ош куэр» (Белая береза) (д. Нурсола, Куженерский район), произведенные в 2013 году.

Также состояние священных рощ фиксируется в ходе мониторинговых исследований Управления по сохранению, использованию и охране объектов культурного наследия Министерства культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл. Например, в 2013-2014 гг.

1 Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ (ред.

от 29.07.2017) «О контрактной системе в сфере закупок

товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

были осмотрены 10 рощ в Куженерском, Парань-гинском, Моркинском и Волжском районах.

В 2013 году в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 20.08.2012 г. № Пр-2217 были начаты работы по определению границ территории священных рощ2. В частности, был заключен контракт на проведение землеустроительных работ по определению границ с разработкой Карта (Плана) на священную рощу у д. Исменцы (Звениговский район). Приказом Министерства были утверждены границы территории объекта культурного наследия «Священная роща с. Исменцы» и правовой режим использования земельного участка в границе территории данного объекта культурного наследия. В рамках информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости были внесены сведения о зоне с особыми условиями использования территории (территория объекта культурного наследия) данной священной рощи.

В ходе работы по исполнению поручения Президента Российской Федерации от 05.01.2013 г. № Пр-16 осуществляется регистрация объектов культурного наследия в автоматизированной информационной системе Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации3. Согласно данному поручению регистрация объектов культурного наследия должна быть завершена к 2018 году. На сегодняшний день из 327 священных рощ в реестре зарегистрировано 302 рощи.

Для более полного и достоверного учета и регистрации священных рощ в 2016-2017 гг. Министерством совместно с муниципальными образованиями республики был проведен мониторинг данных священных рощ, принятых на государственную охрану, а также рощ, не вошедших в перечень Постановления № 298. Согласно действующему законодательству, мониторинг данных об объектах культурного наследия, включенных в реестр, осуществляется региональным

2 Поручение Президента Российской Федерации от 20.08.2012 г № Пр-2217 «Об осуществлении мер по установлению границ и соблюдению правового режима земель на ряде объектов культурного наследия».

3 Поручение Президента Российской Федерации от 05.01.2013 г. № Пр-16 «Об обеспечении полноты и ведомственного учета объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации».

органом охраны объектов культурного наследия в целях своевременного изменения данных об объектах культурного наследия, включенных в реестр.

Таким образом, в ходе проведенных обследований с 1993 по 2017 гг. были получены следующие данные о количестве священных рощ.

При обследованиях священных рощ видно, как человек может использовать природные явления в религиозных целях. К примеру, священная роща «Сурем-ото» у д. Чодраял в Волжском районе располагается в природной карстовой воронке, которую местные жители наделили «особой» силой.

Анализ состояния священных рощ показывает, что они активно подвергаются неблагоприятному влиянию антропогенных и экологических факторов, поэтому их состояние является одним из показателей современной экологической ситуации в республике:

- разработка месторождений полезных ископаемых в непосредственной близости от священной рощи. В качестве примера можно привести рощу у д. Испарино Моркинского района;

- проведенная в предыдущие годы вырубка деревьев на территориях некоторых священных рощ. К примеру, священная роща «Кугото» у д. Чодраял Волжского района в настоящее время исчезает. Местные жители пытались, правда, неудачно, самостоятельно восстановить посадку. В данном случае для восстановления рощи необходимо осуществление правильных посадок деревьев лесничеством;

- плохое фитосанитарное состояние древостоя и неубранные залежи валежника, например, в священной роще у д. Ирмучаш Параньгинского района.

Ежегодно данные о состоянии священных рощ в Республике Марий Эл публикуются в «Докладе об экологической ситуации Республики Марий Эл».

Также мониторинг священных рощ производится специалистами научно-исследовательских организаций в ходе обследования земельных участков, отводимых под проектируемые объекты строительства (автомобильные дороги и подъезды к деревням, межпоселковые газопроводы). Рощи осматриваются, фиксируются культовые места внутри рощ, делается фотофиксация [6, с. 5]. Всего на землеотводах в период с 2013 по 2017 гг. обследовано 12 священных рощ и священных

деревьев. Практически все священные рощи находятся вне коридоров земельных отводов (до 250-300 м) и объекты строительства обходят их. Только у одного проектируемого объекта «Межпоселковый газопровод к д. Кугуван, п. Лесной, д. Кюшнур, д. Новая Кушма Медведев-ского района» (2017 г.) ответвление к д. Кугуван планируется через территорию священной рощи «Юмылтымо куэрля». Для предотвращения повреждений рельефа местности проектным решением предусмотрено прохождение данного участка трассы методом наклонно-направленного бурения с заглублением до 2 м. В результате угрозы разрушения для данной священной рощи нет.

Таким образом, в настоящее время в республике существует законодательная база, призванная защищать, охранять и популяризировать объекты культурного наследия, в том числе и священные рощи. Но по-прежнему не решен вопрос о статусе и охране священных рощ, не вошедших в перечень Постановления № 298. На сегодняшний день ни одна из них не прошла процедуру включения в перечень выявленных объектов культурного наследия. Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 15.07.2009 г. № 569 «Об утверждении Положения о государственной историко-культурной экспертизе» для выявленных объектов культурного наследия в целях обоснования целесообразности их включения в реестр необходимо прохождение государственной историко-культурной экспертизы1.

Следует отметить, что в целом для решения проблем и достижения наибольших результатов в данной сфере необходимо нормативное регулирование не только на федеральном и региональном уровне, а также на уровне органов местного самоуправления. Тем самым, муниципалитеты республики играют немаловажную роль в области охраны и популяризации объектов культурного наследия, в том числе священных рощ.

1 Постановление Правительства Российской Федерации от 15.07.2009 г. № 569 (ред. от 27.04.2017) «Об утверждении Положения о государственной историко-культурной экспертизе».

Литература

1. Десяткова О. В. Священные рощи: граница земного и потустороннего в этнокультурном ландшафте вятских марийцев // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 15. С. 346-350. URL: http://e-koncept.ru/2016/86971.htm (дата обращения: 14.11.2017).

2. Жгулева О. А. Культурные ландшафты «дикой природы» Республики Марий Эл // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. С. 1835. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_25325627_73589913.pdf (дата обращения: 30.11.2017).

3. Жуковская А. Г. Традиционная языческая религия марийцев // Современные верования и конфессии в России. Справочник / под общ. ред. А. А. Желтова. Вологда, 2017. С 87-91. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_29794259_ 98912026.pdf (дата обращения: 20.05.2017).

4. Кадыкова Г. Н., Романова К. В. Марийские священные рощи как объект историко-культурного наследия // Историко-культурное наследие как потенциал развития туристско-рекреационной сферы: материалы Международной научно-практической конференции к Международному Дню памятников и исторических мест. / науч. ред.: Р. Р. Юсупов, Р. М. Ва-леев. 2015. С. 88-92. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_28135285_14427163.htm (дата обращения: 20.12.2017).

5. Милютина Е. Б. Священные рощи как природные памятники (по материалам Чендемеровского поселения Республики Марий Эл) // Богатство финно-угорских народов: материалы IV Международного финно-угорского студенческого форума. 2017. С. 240-241. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_34945020_55466592.pdf (дата обращения: 01.02.2018).

6. Носова С. Шкенан шнуй верна-влакым кузе аралена? // Марий Эл, 2017. С. 5.

7. Памятники истории, культуры и природы Республики Марий Эл Каталог. Издание третье, дополненное и переработанное / отв. А. Ф. Степанов. Йошкар-Ола, 1993. 129 с.

8. Паранина А. Н., Григорьев А. А. Междисциплинарные исследования объектов природного и культурного наследия // Общество. Среда. Развитие. 2016. № 4 (41). С. 140-146. URL: http://www.terrahumana.ru/arhiv/16_04/16_04_24.pdf (дата обращения: 01.03.2018).

9. Попов Н. С. Священные рощи мари // Марийские культовые памятники Республики Марий Эл. Йошкар-Ола, 2004. С. 3-7.

10. Степанова И. А. Кусото. Святая роща. Иллюстрированное издание. Йошкар-Ола, 2012. 196 с.

References

1. Desyatkova O. V. Svyashchennye roshchi: granitsa zemnogo I potustoronnego v etnokul'turnom landshafte vyatskikh mari-ytsev [Sacred groves: the border of earthly and otherworldly in ethno-cultural landscape of the Vyatka Mari]. Nauchno-metodicheskiy elektronnyj zhurnal «Kontsept» = Scientific and methodical electronic journal "Concept", 2016, vol. 15, pp. 346-350. Available at: http://e-koncept.ru/2016/86971.htm (accessed: 14.11.2017).

2. Zhgulyova O. A. Kul'turnye landshafty «dikoy prirody» Respubliki Mari El [Cultural landscapes of the "wild nature" of the Republic of Mari El]. Sovremennye problem nauki i obrazovaniya = Modern problems of science and education, 2015, no. 1-1. С. 1835. Available at: https://elibrary.ru/download/elibrary_25325627_73589913.pdf (accessed: 30.11.2017).

3. Zhukovskaya A. G. Traditsionnaya yazycheskaya religiya mariytsev [Traditional pagan religion of the Mari]. Sovremennye verovaniya I konfessii v Rossii = Modern beliefs and confessions in Russia. Handbook, under the gen. edit. of A. A. Zheltova, Vologda, 2017, pp 87-91. Available at: https://elibrary.ru/download/elibrary_29794259_98912026.pdf (accessed: 20.05.2017).

4. Kadykova G. N., Romanova K. V. Mariyskie svyashchennye roshchi kak ob"ekt istoriko-kul'turnogo naslediya [Mari sacred groves as an object of historical and cultural heritage/ Istoriko-kul'turnoe nasledie kakpotentsial razvitiya turistsko-rekreatsionnoy sfery: materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii k Mezhdunarodnomu Dnyu pamyatnikov I istoricheskikh mest = Historical and cultural heritage as a potential for the development of tourism and recreation: materials of the International scientific and practical conference for the International Day of Monuments and Historical Sites, scient. ed.: R. R. Yusupov, R. M. Valeev, 2015, pp. 88-92. Available at: https://elibrary.ru/download/elibrary_28135285_14427163.htm (accessed: 20.12.2017).

5. Milyutina E. B. Svyashchennye roshchi kak prirodnye pamyatniki (po materialam Chendemerovskogo poseleniya Respubliki Marij El) [Sacred groves as natural monuments (on materials of Chandemerov's settlement of the Mari El Republic)]. Bogatstvo fin-no-ugorskikh narodov: materialy IVMezhdunarodnogo finno-ugorskogo studencheskogo foruma = The wealth of Finno-Ugric peoples: proceedings of the IV International Finno-Ugric student forum, 2017, pp. 240-241. Available at: https://elibrary.ru/download/ elibrary_34945020_55466592.pdf (accessed: 01.02.2018).

6. Nosova S. Shketan shnuy verna-vlakym kuze aralena? Mari El, 2017, p. 5.

7. Pamyatniki istorii, kul'tury i prirody Respubliki Marij El [Monuments of history, culture and nature of the Republic of Mari El] Katalog. Izdanie tret'e, dopolnennoe i pererabotannoe = Catalogue. Third edition, supplemented and revised, resp. A. F. Ste-panov, Yoshkar-Ola, 1993, p. 129.

8. Paranina A. N., Grigor'yev A. A. Mezhdistsiplinarnye issledovaniya ob"ektov prirodnogo i kul'turnogo naslediya [Interdisciplinary studies of natural and cultural heritage sites]. Obshchestvo. Sreda. Razvitie = Society. Environment. Development, 2016, no. 4 (41), pp. 140-146. Available at: http://www.terrahumana.ru/arhiv/16_04/16_04_24.pdf (accessed; 01.03.2018).

9. Popov N. S. Svyashchennye roshchi mari [Sacred groves of the Mari]. Marijskie kul'tovye pamyatniki Respubliki Marij El = Mari religious monuments of the Republic of Mari El, Yoshkar-Ola, 2004, pp. 3-7.

10. Stepanova I. A. Kysoto. Svyataya roshcha [Kysoto. Sacred grove]. Yashkar-Ola, 2012, p. 196.

Статья поступила в редакцию 2.08.2018 г.

Submitted 2.08.2018.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для цитирования: Сухова А. Г. Государственная политика в сфере охраны памятников традиционной марийской религии «кусото» (священных рощ), расположенных на территории Республики Марий Эл // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2018. Т. 4. № 1. С. 70-76. DOI: 10.30914/2411-3522-2018-4-2-70-76

Citation for an article: Suhova A. G. State policy in the sphere of protection of monuments of the Mari traditional religion "kusoto" (sacred groves) located on the territory of the Republic of Mari El. Vestnik of the Mari State University. Chapter "History. Law". 2018, vol. 4, no. 1, pp. 70-76. DOI: 10.30914/2411-3522-2018-4-2-70-76

Сухова Анна Геннадьевна, магистрант, Поволжский государственный технологический университет, Министерство культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл, г. Йошкар-Ола, anna-shikaeva@yandex. ги

Anna G. Suhova, master student, Volga State University of Technology, Ministry of Culture, Press and Nationalities Affairs of the Republic of Mari El, Yoshkar-Ola, anna-shikaeva@yandex. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.