Научная статья на тему 'Государственная политика в области охраны окружающей среды'

Государственная политика в области охраны окружающей среды Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
150
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ / МЕРЫ ПО УВЕЛИЧЕНИЮ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ / ENERGY SAVING / STATE PROGRAMS / MEASURES FOR INCREASE IN ENERGY EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сенькин Никита Иванович

В статье кратко представлен климатический и энергетический пакет мер стран ЕС. Использование опыта государственной политики энергосбережения ЕС особенно актуально в регионах с холодным климатом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE ENVIROMENT PROTECTION POLICIES

The climatic and energy package of measures of EU countries is briefly presented in article. Use of EU states policy experience in energy saving is especially actual in regions with a cold climate.

Текст научной работы на тему «Государственная политика в области охраны окружающей среды»

УДК 528.2:528.4

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Никита Иванович Сенькин

Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, 630090, Россия, г. Новосибирск, пр. Академика Лаврентьева, 17, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, тел. (383)325-21-10, e-mail: nikivsen@ngs.ru

В статье кратко представлен климатический и энергетический пакет мер стран ЕС. Использование опыта государственной политики энергосбережения ЕС особенно актуально в регионах с холодным климатом.

Ключевые слова: энергосбережение, государственные программы, меры по увеличению энергоэффективности.

STATE ENVIROMENT PROTECTION POLICIES

Nikita I. Senkin

Institute for Economics and Industrial Engineering, Siberian Branch of RAS, 630090, Russia, Novosibirsk, 17 Аkademik Lavrentiev Prospect, tel. (383)325-21-10, e-mail: nikivsen@ngs.ru

The climatic and energy package of measures of EU countries is briefly presented in article. Use of EU states policy experience in energy saving is especially actual in regions with a cold climate.

Key words: energy saving, state programs, measures for increase in energy efficiency.

Анализ опыта положительного воздействия государственной политики на окружающую среду в развитых странах, является первым шагом в направлении создания устойчивой модели экономического развития в России. Евросоюз имеет более чем сорокалетний опыт в разработке экологических политических мер: первая экологическая программа действий (ЭПД) была принята в 1972 г., в то время как шестая закончилась в середине 2012 г. Законодательство ЕС осуществляется на национальном уровне в странах-членах ЕС с принудительным контролем выполнения со стороны институтов ЕС.

Основные ключевые проблемы окружающей среды, по которым осуществляется природоохранная деятельность и реализуются различные программы, следующие:

- изменение климата;

- качество воздуха;

- пресная вода;

- химические вещества и отходы;

- биоразнообразие.

В статье рассматривается только первый пункт списка. Страны ЕС с большим отрывом лидируют в осуществлении глобальных усилий по смягчению последствий изменения климата. В 2009 г. ЕС официально принял климатиче-

ский и энергетический пакет мер, законодательно обязательных к исполнению, для осуществления трех целей:

- снизить выбросы парниковых газов на 20% к 2020 г. по отношению к 1990 г.;

- снизить потребление энергии на 20% по сравнению с прогнозируемым уровнем 2020 г. за счет повышения энергоэффективности;

- удовлетворять 20% потребностей ЕС в энергии из возобновляемых источников энергии (ВИЭ), включая биотопливо, к 2020 г.

Для достижения первой цели в каждом государстве ЕС между предприятиями, выбрасывающими в атмосферу парниковые газы, были распределены квоты в пределах, в которых они могут осуществлять выбросы. Превышение квот влечет за собой платежи за загрязнение, пропорциональные выбросам. Государства ЕС оповещают операторов рынка квот о том, что постепенно квоты будут уменьшаться, а платежи за выбросы сверх квот - увеличиваться. Постепенно к директиве Европейского Парламента и совета 2003/87/ЕС «Установление системы торговли квотами на выбросы парниковых газов в пределах Европейского Сообщества» привлекаются дополнительные операторы (например, воздушного пространства), и охват их становится шире. Отметим, что внедрение данного механизма ограничения выброса парниковых газов потребовало создания специальных систем контроля на всех промышленных объектах с возможностью дистанционного сбора с них данных для внутренних и международных инспекций.

Для реализации второй цели (снижение потребления энергии) Евросоюз принял «План по энергоэффективности - 2011», чтобы увеличить экономию энергетических ресурсов путем принятия конкретных законодательных мер. Комплекс мер направлен на создание существенных выгод для населения, частных компаний и органов государственной власти. «Эти меры должны изменить нашу повседневную жизнь и создать условия для экономии 1000 евро на одну семью в год. Они увеличат конкурентоспособность ЕС и дадут возможность создать до 2 млн рабочих мест», - говорит комиссар по вопросам энергетики Гюнтер Эттингер [1].

План по энергоэффективности включает в себя следующие задачи:

- увеличение темпов реновации жилищного фонда для достижения принятых показателей энергопотребления;

- ежегодную реконструкцию органами государственной власти как минимум 3% муниципальных зданий;

- включение показателей энергетической эффективности продукции в процедуры государственных закупок;

- установку требований по снижению энергопотребления бытовой техникой;

- увеличение эффективности производства и транспортировки электрической и тепловой энергии;

- установку требований по снижению энергопотребления промышленным оборудованием;

- создание стандартов отчетности по потреблению энергии для малых и средних предприятий;

- создание системы управления и учета энергопотребления для корпораций;

- поощрение использования счетчиков энергопотребления и создание интеллектуальных энергосистем.

Директива 2002/91/ЕС, направленная на увеличение энергоэффективности зданий, ставит основной целью - обеспечение создание на национальном уровне базы для улучшения энергетической эффективности жилых и общественных зданий через установление необходимых к соблюдению количественных показателей энергопотребления и энергоэффективности. Директива предписывает необходимость получения энергетического паспорта здания (energy performance certificates, EPCs). В случае общественных зданий информация об энергетическом паспорте должна быть общедоступна. Помимо фактических показателей, энергетический паспорт должен включать в себя и план по увеличению энергетической эффективности здания. Директива по энергопотреблению зданий также содержит требования по строительству зданий, стремящихся к нулевому потреблению энергии к 2020 г. Для зданий, занимаемых органами государственной власти, это правило должно заработать с 2022 г. [2].

Конкретное выражение потребления энергии, стремящегося к нулю, различно в разных странах. Принцип же заключается в сведении объемов потребления энергии к экономически оправданному минимуму. Нужно обеспечить как можно больший объем поставок энергии за счет использования возобновляемых источников энергии. Уже реализованы проекты, которые демонстрируют, что создание зданий с нулевым потреблением энергии и положительным энергетическим балансом в годовом цикле возможно на практике. Общая идея заключается в строительстве домов, которые подают в энергосети в течение года такое же количество энергии, какое они получают из этих сетей. К построенным домам нулевого энергопотребления относятся в Финляндии: дом для инвалидов в Ярвенпяа (2124 м2), студенческое общежитие в Куопио (2124 м2), одно-семейный дом в Мянтюхарью (154 м2).[3] В Норвегии вблизи города Ларвик реализован проект дома, который производит больше энергии, чем использует (активный дом). Дом (200 м2) имеет характерный наклон к юго-востоку и наклонную поверхность крыши, покрытую солнечными батареями и коллекторами. Эти элементы, вместе с геотермальными тепловыми насосами из скважин в земле, обеспечивают энергетические потребности всех помещений дома, а также генерирование достаточного количества энергии двум энергоблокам для зарядки электрического автомобиля круглый год.

Проблема строительства зданий с нулевым энергопотреблением часто заключается в том, что если электричество производится на месте, то нужно его куда-то передавать, а сетей, по которым можно было бы перераспределять вырабатываемую зданием энергию, нет. Это возможно в таких странах, как Германия, но невыполнимо в других, например в Испании. Поэтому необходимо

стремиться к достижению баланса между производством и потреблением энергии.

Третья цель программы по уменьшению воздействия на климат с большой вероятностью будет реализована в обозначенные сроки. Если в 2004 г. только 8,3% от общего потребления энергии в ЕС приходилась на ВИЭ, то в 2013 доля энергии от возобновляемых источников увеличилась до 15%. Программа достижения цели представлена в Директиве ЕС по возобновляемой энергии (2009/28/ЕС).

На примере проблемы изменения климата видно, что для каждой экологической проблемы Евросоюзом не просто декларируется, но и постепенно реализуется ряд комплексных мер. Опыт ЕС реализации программы энергоэфектив-ности зданий особенно актуален для Сибири, как региону с более холодным климатом. Внедрение на законодательном уровне нормативов строительства зданий с пониженным потреблением энергии позволит существенно снизить затраты на отопление, и уменьшит негативное влияние топливных электростанций на окружающую среду.

Установка энергосберегающей системы на отопление в многоквартирном доме, регулирующая подачу теплоносителя в зависимости от датчика температуры внутри и снаружи помещения, способна уменьшить потребление тепловой энергии на 30%. Использование таких систем, улучшение показателей теплоизоляции, обязательная установка пластиковых стеклопакетов, учет тепла от солнечных лучей при планировке расположения домов в кварталах, постоянный мониторинг новых энергосберегающих технологий с целью их нормативного использования - далеко не полный список мероприятий, который должен быть использован при формировании государственной энергосберегающей и одновременно природоохранной политики.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Сеппанен О. Повышение энергоэффективности. (2013) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zvt.abok.ru/upload/pdf_articles/80.pdf

2. Директива Европейского парламента и Совета 2010/31/EC от 19 мая 2010 года об энергосбережении зданий. (2010) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://portal-energo.ru/files/articles/portal-energo_ru_direktiva_es_2010_31_energoeffektivnost_zdaniy.pdf

3. J. Nieminen. Finnish Solutions for Zero Energy Building [Electronic resource].- URL: www.vtt.fi/files/sites/eescu/seminar_16052011/9_Zero_energy_buildings_Nieminen. pdf

© Н. И. Сенькин, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.