5. Rozina N. Bakalavriat i magistratura: chego bol'she - pljusov ili minusov?: beseda s direk-torom Departamenta gosudarstvennoj politiki i normativno-pravovogo regulirovanija v sfere obra-zovanija Ministerstva obrazovanija i nauki RF N. Rozinoj [Bachelor' course and magistracy: what is is more - pluses or minuses?: conversation with the director of the Department of State Policy and Normative Legal Regulation in Education of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation N. Rozina], Obuchenie & kar'era [Training & Career], 2008, no. 2, p. 10.
6. Chueva D.G. Bolonskij process v vosprijatii prepodavatelej vuza [Bologna process in perception of teachers of higher education institution], Trudy Nizhegorodskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta im. R.E. Alekseeva [Proceedings of Nizhny Novgorod State Technical University named after R.E. Alekseev], 2011, no. 1, p. 297. Available at: http://www.nntu.ru/trudy/2011/01/297-302.htm.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ: СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ (по материалам социологических исследований)
Бочарникова Ирина Станиславовна, кандидат социологических наук, старший преподаватель
Астраханский государственный университет 414056,1'. Астрахань, ул. Татищева, д. 20а E-mail: omcnk@list.ru
Смирнова Тамара Михайловна, магистрант
Астраханский государственный университет 414056, г. Астрахань, ул. Татищева, д. 20а E-mail: fishka-a@mail.ru
В статье проведен сравнительный анализ мнений астраханцев о деятельности федерального и регионального правительства по сохранению и развитию духовных богатств и ценностей, по удовлетворению культурных потребностей различных групп населения региона, а также о недостатках нынешней государственной политики в области культуры. Анализ дан на основе социологических исследований состояния и тенденций развития духовной культуры современного российского общества 2005 и 2010 гг.
Ключевые слова: Государственная культурная политика, культурные ценности, культурные потребности, повышение культурного уровня населения.
STATE POLICY IN THE FIELD OF CULTURE: STATE AND TENDENCIES (by the materials of sociological researches)
Bocharnikova Irina S., Ph.D. (Sociology), Senior Lecturer
Astrakhan State University
20a Tatishchev st., Astrakhan, 414056, Russia
E-mail: omcnk@list.ru
Smirnova TamaraM., undergraduate student
Astrakhan State University
20a Tatishchev st., Astrakhan, 414056, Russia
E-mail: fishka-a@mail.ru
The paper presents the comparative analysis of Astrakhan natives' opinions about activity of federal and regional government on preservation and development of spiritual riches and values, on satisfaction of cultural requirements of various groups of the population of the region, and also about lacks of the present state policy in the field of culture. The analysis is given on the basis of sociological researches of the state and tendencies of development of spiritual culture of modern Russian society of 2005 and 2010.
Keywords: State cultural policy, Cultural values, Cultural requirements, Increase of cultural level of the population.
В настоящее время в обществе растет понимание того, что обеспечение безопасности страны, адекватное и своевременное реагирование на внешние и внутренние вызовы, создание условий для интенсивного экономического развития взаимосвязано с духовным развитием общества, поддержанием его традиционных мировоззренческих основ, развитием сферы культуры, уровнем ее государственной поддержки. «Инновационная экономика может сформироваться только в определенном социальном контексте как часть инновационной культуры, основанной на гуманистических идеалах, на творческой свободе, на стремлении к улучшению качества жизни. Именно закрепленные в национальной культуре нравственные установки, модели поведения предопределяют успешное развитие личности и нации в целом. Поэтому мы уделим существенное внимание развитию культуры..., мы обязаны сделать все от нас зависящее, чтобы помочь созданию необходимой для нормального культурного развития инфраструктурной среды, причем, прежде всего в российской провинции» [2].
Современная культурная политика понимается как совокупность научно обоснованных взглядов и мероприятий по социокультурной модернизации общества, структурным реформам, преобразованиям культуропроизводящих институтов, системы новых принципов соотношения государственной и общественной составляющих культурной жизни, по корректировке содержания отечественной культуры. Одной из основных задач культурной политики является разработка основных принципов реализации прав граждан на доступ к культурным ценностям. В этой связи для анализа сложившейся ситуации в Астраханской области было проведено социологическое исследование по теме «Ценности духовно-культурной микросреды местного сообщества»1.
Методологическая часть исследования была проведена в декабре 2009 г., а заключительный этап - анализ результатов и разработка типовой региональной целевой программы по социокультурному развитию муниципального образования -завершен в 2010 г. [1, с. 118-146].
Практическая роль социологического анализа сложившихся ценностей духовно-культурной микросреды местного сообщества состоит в выявлении, формировании и распространении новых образцов отношения к миру, деятельности, способствующих качественному улучшению социокультурной ситуации в регионе. Для этого были сформированы такие блоки как: состояние духовной культуры в стране и регионе, доступность культурных благ, деятельность учреждений культуры и средств массовой коммуникации, ценностные ориентации и духовные потребности населения Астраханской области, государственная политика в области культуры.
Целью блока, посвященного исследованию государственной политики в сфере культуры, являлась оценка деятельности федерального и регионального правительства по удовлетворению культурных потребностей различных групп населения [3, с. 27].
Соответственно первый вопрос данного блока касался культурной политики, проводимой государством в последние годы. Большинство респондентов оценивают ее положительно (25,5 %) и скорее положительно, чем отрицательно (27,4 %). Скорее отрицательно, чем положительно деятельность государства в сфере культуры оценивают 21,2 % респондентов и 9,9 % - отрицательно, 15,9 % - затруднились с ответом. Недостатками нынешней государственной политики в области культуры, ответившие в первую очередь считают: недостаточное финансирование (66,4 %); то, как осуществляется перевод культуры на рыночные начала (35,8 %); отношение к общенациональному культурному богатству (31,6 %); то, как государство влияет на создание и распространение культурных ценностей (28,9 %); отношение к национальным особенностям российской культуры (28,4 %); выбор приоритетов в управлении духовной сферой (19,9 %). 2,9 % ответивших считают, что государственной культурной политики вообще нет и власти безразличны к культурной сфере.
1 Объем выборочной совокупности составил 1181 человек, из них 50,9 % - жители города Астрахани, 49,1 % - жители Астраханской области; 47,2 % - мужчины, 52,8 % - женщины.
Недостатки государственной политики
. , .... □ недостаточное финансирование
в сфере культуры (в %)
35,8
|то, как осуществляется перевод на рыночные начала
к общенациональному культурному
как государство влияет на создание и пространение культурных ценностей ошение к национальным особенностям сийской культуры выбор приоритетов в управлении духовной сферой
I безразличие власти к сфере культуры
Рис. Недостатки государственной политики в сфере культуры, %
Сравнивая полученные данные с результатами исследования 2005 г., можно сказать, что отношение граждан к культурной политике, проводимой государством, улучшилось. Большинство респондентов прошлого исследования оценивали культурную политику государства скорее отрицательно, чем положительно. Хотя проблемные вопросы, которые не устраивают респондентов в культурной политике, остались те же - это финансирование культуры, отношение к общенациональному богатству, то, как осуществляется перевод культуры на рыночные начала, и как государство влияет на создание и распространение культурных ценностей.
Что касается мер, осуществляемых государством для сохранения и развития духовных богатств и ценностей, то здесь встречаются как положительные, так и отрицательные оценки. Для сохранения и развития русского языка меры, осуществляемые российским государством, вполне достаточны, по мнению 60,7 % респондентов. 56,8 % опрошенных полагают, что таких мер достаточно либо скорее да, чем нет для поддержания и развития отечественного кинематографа. Остальные оценки респондентов разделились на: так относительно нематериального культурного наследия 36,3 % ответивших считают, что меры государства скорее достаточны, чем нет, в тоже время 22,3 % полагают, что они скорее недостаточны. Такая же ситуация сложилась с отечественной наукой и образованием (21,4 % респондентов дали положительный ответ,
31.7 % - «скорее да, чем нет», 21,2 % - «скорее нет, чем да») и памятниками культуры (27,8 % ответили «скорее да, чем нет», 22,2 % - «скорее нет, чем да»). Относительно репертуарного театра 27,2 % опрошенных вообще затруднились с ответом и лишь 31,1 % ответили «скорее да, чем нет».
Нужно заметить, что мнение населения по поводу мер, осуществляемым государством для сохранения и развития духовных богатств и ценностей, улучшилось в сравнении с опросом 2005 года, где респонденты считали, что подобных мер недостаточно для сохранения и развития русского языка (59 %), культурного наследия (60,8 %), поддержания отечественной науки и образования (49 %), памятников культуры (55,2 %). Лишь по поддержанию отечественного кинематографа и репертуарного театра респонденты дали примерно равное количество положительных и отрицательных оценок.
Большинство опрошенных граждан (41,9 %) полагают, что более всего повышению культурного уровня населения уделяет внимание Президент РФ. Правительство РФ, как и правительство Астраханской области, по мнению большинства респондентов, интересуются повышением культурного уровня населения от случая к случаю -
45.8 % и 46,9 % соответственно, так же как и администрации МО города, района, села - 44,9 %. Менее всего этому вопросу уделяют внимание государственные Думы РФ и Астраханской области - 43,5 % и 43,3 % соответственно считают, что эти
структуры интересуются повышением культурного уровня населения от случая к случаю, а 18,7 % и 19,7 % полагают, этот вопрос вообще им безразличен.
Сравнительный анализ результатов опроса населения Астраханской области в зависимости от пола, возраста, образования и места жительства показал, что возрастная группа старшего поколения (32 %) и опрошенные с неполным средним, начальным образованием (37,1 %) больше всех довольны проводимой государством культурной политикой. Проблема финансирования культуры более всего заботит жителей сельских муниципальных районов, в отличие от жителей областного центра - 80 % и 49,5 % соответственно. То, как осуществляется перевод культуры на рыночные начала беспокоит респондентов в возрасте 50-59 лет - 50,9 %. Респонденты с неполным средним, начальным образованием отводят самую большую роль Президенту РФ в повышении культурно уровня населения (57,1 %). А вот сельские жители признают, что именно администрация МО города, района, села больше остальных заботится о культурном уровне населения - 42,5 %. По данному вопросу больше всего положительных оценок властям различных уровней дают сельские жители и в возрастной категории 30-49 лет, более лояльно настроены жители районных центров и поселков городского типа, а так же респонденты с высшим образованием. А вот городские жители, и опрошенные молодежь и старшее поколение дали больше отрицательных оценок.
По результатам данного блока оценки респондентов относительно деятельности регионального правительства по удовлетворению культурных потребностей достаточно оптимистичны. Сравнивая полученные данные с результатами исследования 2005 г., где большинство опрошенных оценивали культурную политику скорее отрицательно, чем положительно, отношение граждан к культурной политике, проводимой государством, улучшилось. Нужно заметить, что мнение населения по поводу мер, осуществляемым государством для сохранения и развития духовных богатств и ценностей, так же улучшилось в сравнении с опросом 2005 г., где респонденты считали, что подобных мер недостаточно для сохранения и развития русского языка, культурного наследия, поддержания отечественной науки и образования, памятников культуры.
В самосознании российского народа издавна имеет место державный инстинкт, выражающийся в вере в царя-батюшку, сегодня - в избранного президента. Поэтому большинство опрошенных граждан полагают, что более всего повышению культурного уровня населения уделяет внимание Президент Российской Федерации. Роль властей других уровней, по мнению респондентов не столь велика.
Список литературы
1. Бочарникова И. С. Народная культура в современных условиях: стратегия сохранения национальной идентичности : монография / И. С. Бочарникова, Н. А. Калюжная, С. И. Кулибаба. -Астрахань : Издательский дом «Астраханский университет», 2010. - 265 с.
2. Медведев Д. А. Послание Федеральному Собранию РФ 12.11.09 г. / Д. А. Медведев. -Режим доступа: http://www.cultinfo.ru, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.
3. Ценности духовно-культурной микросреды местного сообщества (по материалам социологического исследования) / авт.-сост. И. С. Бочарникова, И. И. Жилкина, А. Р. Старикова. -Астрахань : ОМЦНК, 2010. - 54 с.
References
1. Bocharnikova I.S., Kaljuzhnaja N.A., Kulibaba S.I. Narodnaja kul'tura v sovremennyh us-lovijah: strategija sohranenija nacional'noj identichnosti [National culture in modern conditions: strategy of preservation of national identity], Astrakhan: Izdatel'skij dorn «Astrahanskij universitet», 2010, 265 p.
2. Medvedev D.A. Poslanie Federal'nomu Sobraniju RF 12.11.09 g. [Message to the Federal Assembly of the Russian Federation of 12.11.09]. Available at: http://www.cultinfo.ru.
3. Cennosti duhovno-kul'turnoj mikrosredy mestnogo soobwestva (po materialam soci-ologicheskogo issledovanija) [Values of spiritual and cultural microenvironment of local community (by materials of sociological research)] / avtory-sostaviteli I.S. Bocharnikova, I.I. Zhilkina, A.R. Starikova. Astrakhan, 2010, 54 p.
СТРАТЕГИИ ОПТИМИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
Ярмоленко Лариса Владимировна, кандидат социологических наук, доцент
Южно-Российский гуманитарный институт (Астраханский филиал)
414045, Россия, г. Астрахань, ул. Н. Островского, д. 56а
E-mail: margo-ja@mail.ru
В статье освещаются обобщенные итоги исследований, посвященных создания модели анализа структуры и функций исполнительных органов субъекта Российской Федерации. Автор выделяет три основных стратегии оптимизации численности государственных гражданских служащих, определяет основные способы сокращения персонала.
Ключевые слова: модель анализа структуры и функций исполнительных органов государственной власти, стратегии оптимизации численности государственных гражданских служащих, «механическое», «органическое», «инновационное» сокращение штатной численности государственных служащих, «универсальный» работник.
STRATEGY OF OPTIMIZATION OF STATE AUTHORITIES
Yarmolenko Larisa V., Ph.D. (Sociology), Associate Professor
Southern Russian Humanitarian Institute (The Astrakhan branch)
56a N. Ostrovsky st., Astrakhan, 414045, Russia
E-mail: margo-ja@mail.ru
The paper provides the results of the researches devoted to forming the model of analysis of the structure and functions of the executive bodies of the subject of the Russian Federation. The author identifies three main strategies to optimize the number of state civil servants, defines the basic ways of reducing the staff.
Keywords: Model of analysis of the structure and functions of executive bodies of state power, Strategies of optimization of the number of state civil servants, "Mechanical", "organic", "innovative " reduction of staff number of state servants, "Universal" worker.
За относительно не долгий период своего существования Российская Федерация переживает второй этап реформирования. Стремление перестроить и адаптировать государственный институт потребностям общества, искоренить имеющиеся недостатки привело к изменению его организационной структуры и функций. Автором статьи с 2003 по 2012 г. осуществлена серия научно-исследовательских работ, посвященных разработке модели анализа структуры и функций исполнительных органов государственной власти Астраханской области [1, 2, 3, 4].
Цель исследований - сформировать модель системного анализа структуры и функций исполнительных органов государственной власти Астраханской области (далее - исполнительные органы) для оптимизации численности штата государственных гражданских служащих (далее - гражданские служащие). Объектом исследования явились исполнительные органы Астраханской области. В качестве предмета исследования были избраны структура и функции министерства культуры Астраханской области.
Актуальность темы исследования определяется необходимостью структурных преобразований в системе исполнительных органов, изменения их функций в соответствии с нормами действующего законодательства, оптимизации численности гражданских служащих и создания адекватных материальных стимулов в зависимости от объема и результатов работы гражданских служащих с учетом эффективных методов расчета трудозатрат и финансово-экономическими обоснованиями.
В качестве гипотез результатов анализа структуры и функций исполнительного органа было выдвинуто ряд предположений, устанавливающих причинно-следственную зависимость численности штата гражданских служащих от не эффективной и чрезмерно усложненной структуры организации, наличия дублирующих и излишних функций исполнительного органа (определенных полномочиями или возложенных произвольно), не рациональной организацией и разделения труда гражданских служащих.