130
2015. Т. 25, вып. 2
ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
ЭКОНОМИКА И ПРАВО
УДК 378.014.543 О.В. Посконина
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Приведены характерные черты социального государства. Отражено, что Россия, находящаяся в условиях его становления, заинтересована в таком образовательном уровне нации, который способен поддерживать общественный прогресс и устойчивые темпы социально-экономического роста. Показано место и значение высшего образования в жизни общества. Дан анализ некоторых положений Федерального закона об образовании в Российской Федерации, имеющих большое значение в процессе формирования особого статуса высшего образования и его развития. Рассмотрены проблемы соотношения платности и бесплатности высшего образования.
Ключевые слова: социальное государство, Федеральный закон, высшее образование, платные образовательные услуги, бюджетное финансирование высшей школы.
Как показывает отечественный и зарубежный опыт устойчивые темпы социально-экономического развития имеют место тогда, когда страна уделяет особое внимание развитию высшего образования.
В п. 1 ст. 7 Конституции Российской Федерации определяется: «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека [1].
Деятельность социального государства связывают с перераспределением произведенных в обществе благ по принципу «социальной справедливости», который должен обеспечивать одинаковые стартовые возможности в жизнедеятельности людей (право на социальное обеспечение, образование, труд, отдых и пр.) [2].
Особенности деятельности социального государства заключаются в безвозмездном предоставлении благ своим гражданам (бесплатном образовании, бесплатном медицинском обслуживании и т.д.). У получателя этих благ утрачивается понимание ответственности и обязанности как-либо возместить их государству [3. С. 8]. Поэтому в цивилизованном обществе, как правило, существует различаются категории лиц, получающих определенный набор социально-экономических благ безвозмездно, для которых такая помощь жизненно необходима, и лиц, которые такие блага могут обеспечить себе сами. К подобным благам относятся образовательные услуги.
В п. 1 ст. 3 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) отмечается, что государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основывается, прежде всего, на признании приоритетности образования [4. С. 8]. Пункт 2 ст. 47 Федерального закона гласит «... в Российской Федерации признается особый статус педагогических работников в обществе, и создаются условия ... для эффективного выполнения профессиональных задач, повышения социальной значимости, престижа педагогического труда» [4. С. 74]. Однако это противоречит тому, что бюджетное финансирование высшей школы продолжает сокращаться.
Если исходить из общегосударственных соображений и запросов общества в целом, предполагая, что широкое распространение высшего образования среди населения выступает как фактор успеха в поступательном развитии общества, то можно утверждать, что общество не только может, но и должно взять на себя значительную долю затрат по финансированию высшего образования.
Принимая в расчет, что обучение в бакалавриате, магистратуре и аспирантуре требует значительных материальных, трудовых и денежных ресурсов, то напрашивается вывод, что в условиях платности, определенная и значительная часть способной молодежи окажется не в состоянии получить вузовскую подготовку. Для общества это может обернуться существенным недополучением национального дохода и снижением темпов социально-экономического роста.
Подобного рода затраты не дают немедленной отдачи и сродни капиталовложениям. Как следствие, государство способно и должно выделять соответствующие ресурсы для обеспечения подготовки кадров с высшим образованием. Конечно, возможен контраргумент, что эту задачу государство призвано решать совместно с предприятиями и населением. И с этим нельзя не согласиться.
ЭКОНОМИКА И ПРАВО
2015. Т. 25, вып. 2
Если государство заинтересовано в росте благосостояния населения на основе устойчивого развития экономики, которое невозможно без использования труда работников с высшим образованием, то можно сказать о том, что оно должно осуществлять поддержку высшего образования.
Важен и социальный аспект. Речь идет о том, чтобы повышать общий уровень образованности и культуры населения. И в этом случае важно, чтобы увеличивалась доля лиц с высшим образованием. Именно они, прежде всего, являются носителями знания и культуры и могут выступить в качестве важной социальной силы, обеспечивающей поступательный ход развития общества.
Политический фактор также имеет большое значение. Необходимо формировать значительный слой населения, которое выступало бы гарантом социального спокойствия в обществе, поддерживало бы государство, разумеется, с учетом того, что государство заботится о его интересах.
Из-за нехватки финансовых средств российские вузы вынуждены «закрывать глаза» на все, чтобы получить студента, который платит деньги. Такой подход влияет на общий уровень и качество образования.
Недостаток денежных средств, возникший вследствие сокращения бюджетного финансирования в 90-е гг., вузам необходимо было компенсировать. Единственным источником компенсации, зависящим полностью от вуза, являлись введение платного образования и повышение стоимости обучения. Однако любой процесс имеет пределы. В целях привлечения дополнительного контингента абитуриентов вузы вынуждены были сокращать стоимость обучения.
На Х съезде Российского союза ректоров В. Путин подчеркивал, что «... некоторые вузы зачисляют абитуриентов с очевидно неудовлетворительными знаниями, это не просто вызывает много вопросов. Подобная гонка за абитуриентами, а значит, и за финансированием, надо прямо сказать, подчас девальвирует высшее учебное заведение, размывает ценность, престиж, авторитет самого вуза. Какого качества специалистов мы получим на выходе? Понятно, что рассчитывать на хороший результат не приходится. В вузы должны поступать те, кто способен учиться там. Это относится к приёму на бюджетные места и тем, кто поступает в вуз на платной основе» [5].
Указанные обстоятельства, взятые в совокупности, говорят о том, что необходимо сохранять бесплатность в системе высшего образования. Следует заметить, что по существу происходит нарастание значимости тех факторов, которые и предопределяют необходимость усиления государственной поддержки высшего образования.
Акцент в сфере высшего образования должен смещаться от частных учебных заведений к государственным вузам. Однако и частная высшая школа не может существовать без значительной помощи со стороны общества. При этом в обоих случаях степень оказываемой поддержки требует централизованных усилий на федеральном уровне.
Вместе с тем есть факторы, которые действуют в пользу необходимости развития платности высшего образования. В итоге появляется проблема оптимизации принципов бесплатности и платности в высшем образовании [6].
Первое обстоятельство связано с тем, что в обществе имеет место дифференциация людей по доходам. Поэтому обоснованно сформулировать вопрос следующим образом: государство обязано помогать малообеспеченным слоям населения в получении их детьми высшего образования, но оно же может возложить это бремя на плечи состоятельных и, в особенности, богатых людей.
Следует также отметить, что состоятельные люди сами инициируют развитие системы платного образования, которое ими рассматривается как элемент престижного потребления. Так называемые элитные университеты для избранных - это естественное порождение общества, где люди заметно различаются по имущественному и социальному статусу.
Состоятельные люди рассчитывают на то, что платная высшая школа даст их детям превосходные знания и позволит получить, в случае вступления на рынок труда, неоспоримые конкурентные преимущества по сравнению с другими участниками. В силу этого они не считаются с затратами, для них важен результат. Поэтому в конечном итоге элитные высшие учебные заведения оказываются лучше обеспечены всеми видами ресурсов.
Платность обучения естественным образом возникает и там, где люди хотят получить второе высшее профессиональное образование. В этом случае принцип платности не подвергается никакому сомнению. Следует отметить тенденцию усиления роли и значения получения второго высшего профессионального образования, особенно в странах с переходной экономикой, к которым относится Россия. Дело в том, что в силу различных процессов многие людиоказались носителями обесцененного высшего профессионального образования, поэтому они, при наличии возможности, делают ак-
132 О.В. Посконина
2015. Т. 25, вып. 2 ЭКОНОМИКА И ПРАВО
тивные попытки сменить профессию, получить новое профессиональное образование. Это, во-первых. И во-вторых, значительная часть лиц, имеющих высшее образование, оказались невостребованными, поэтому они вынуждены сразу или некоторое время спустя переключаться на получение второго высшего образования.
Возможности реализации принципа платности связаны с тем, что предприятия могут взять на себя финансирование тех лиц, которых они направляют на учебу или которых намерены пригласить к себе на работу. В этом случае возникает уже третий источник финансирования, не связанный ни с государством, ни с населением.
Однако предприятия ставят перед работниками определенные условия, соблюдение которых выступает как предпосылка того, что обучение будет профинансировано предприятием. В этом случае для работника образование может стать бесплатным. Это бесплатность, однако, налагает на специалиста достаточно серьезные обязательства в отношении предприятий-спонсоров.
Эта форма бесплатности, естественно, отличается от той формы бесплатности, которая рассматривается в качестве гарантий государства. Для вузов данный аспект важен тем, что они получают в свое распоряжение внебюджетное финансирование.
По вопросу о соотношении бесплатности и платности в высшем образовании существуют две полярные позиции. Одна из них категорично «выступает» за бесплатность образования, эта точка зрения имеет так называемый социальный характер. Другой взгляд - безусловное требование платности высшего образования (либеральные концепции).
Первая позиция исходит из принципов социальной справедливости и равенства, согласно которым все граждане страны должны иметь равный доступ к высшему образованию, что возможно только в том случае, если будет фактически реализован принцип бесплатности вузовской подготовки для каждого гражданина.
Теоретическая основа такого подхода связана с трактовкой высшего образования как общественного блага, признаками которого являются общедоступность и «нулевые издержки» для потребителя.
Сторонники бесплатного образования исходят из того, что высшее образование является фактором экономического роста, повышения производительности труда и эффективности производства.
Позиция, прямо противоположная бесплатности, активно пропагандируется либералами - это платность высшего образования как императив. Какая используется при этом аргументация?
Первый аргумент заключается в том, что в рыночном обществе за все следует платить. Соответственно, люди должны стремиться зарабатывать, действуя либо в качестве предпринимателей, либо в качестве наемных работников, при этом приветствуется работа в нескольких местах, наличие нескольких источников дохода. Существенное внимание уделяется в рамках этой позиции доходам от собственности. Либералы считают, что при таком подходе в обществе формируется сильнейшая система мотиваций и отпадают всякие иждивенческие настроения.
Второй аргумент основывается на том, что носителем знаний и умений, высокой квалификации, является конкретный человек. Как следствие, он же и реализует в ходе трудовой или предпринимательской деятельности полученный им лично потенциал высшего образования, он же и присваивает доход, полученный от этой деятельности.
Третий аргумент в пользу платности образования трактуется в границах фундаментальной идеи рыночной экономики - добровольного выбора. Любой молодой человек, покинув школьную скамью, оказывается перед выбором: продолжить образование, стать наемным работником, организовать собственное дело, найти какой-то иной источник получения дохода. Тут акцент на свободу выбора.
Человек сознательно решает получить высшее образование. Естественно, согласно позиции либералов, все риски он принимает на себя. Он обязан сам оплатить учебу, а при отсутствии денег должен позаботиться о получении кредита, с тем, чтобы возвратить его впоследствии в ходе самостоятельной работы или найти спонсора.
Как следствие, затраты на обеспечение жизнедеятельности человека, включая получение высшего образования, равно как и риски образования, падают на него самого и его семью. Соответственно, и получаемые впоследствии в ходе самостоятельной деятельности доходы также присваиваются самим человеком.
В основе либеральной идеи о платности высшего образования лежит представление о нём как о коммерческом благе, доступ к которому осуществляется через рынок. Высшее образование, с их точки зрения, является обычным товаром, получение которого несколько специфично.
ЭКОНОМИКА И ПРАВО
2015. Т. 25, вып. 2
Либеральная позиция вступает в противоречие с теорией государства всеобщего благоденствия. Она зиждется на концепции уменьшения роли государства в общественной жизни и на идеях всемерного развития в современной экономике рыночных начал.
Идея платности высшего образования неразрывно связана с товарными формами включения рабочей силы в систему общественного хозяйства. И когда абитуриент поступает в вуз, и когда как специалист он нанимается на работу, то и в том, и в другом случае он реализует свободный выбор, сначала на рынке образовательных услуг, а затем на рынке труда.
Общий вывод, объединяющий принципы бесплатности и платности обучения в системе высшего образования, заключается в том, что она при всей своей кажущейся справедливости и обоснованности внутренне противоречива, и при ее реализации возникает немало трудностей и проблем.
Представляется, что стоимость обучения в государственных вузах должна быть значительно ниже, чем в частных, а постоянные жители региона, в котором находится вуз, должны платить за обучение меньше, чем приехавшие из других регионов и, в особенности, из-за рубежа.
Постоянный рост и без того высокой стоимости обучения является серьезной проблемой. Это обусловлено тем, что темпы роста личных доходов вначале отставали от темпов роста платы за высшее образование, а начиная с 2015 г., падают.
Целью современного общества является обеспечение благосостояние нации на основе устойчивых и сбалансированных темпов экономического роста. Одним из его факторов является повышение эффективности и уровня высшего образования населения. Распространенная в современном мире «концепция компетенций» не обоснована в достаточной степени. Она формирует потребителя, а социальному государству необходим высокообразованный и высококультурный человек [2].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации. URL: http://base.garant.rU/10103000/1/#block_1000#ixzz3W5DDTG69 (дата обращения 01.02.2015).
2. Борзов С.В., Посконина О.В. Организационные инновации в высшем образовании в условиях социального государства // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Экономика и право. 2015. Т. 25, вып. 1. С. 124-129.
3. Мамут Л.С. Социальное государство с точки зрения права // Государство и право. 2001. № 7.
4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп. на 2014 г.) М.: Эксмо, 2014. 208 с.
5. Съезд Российского союза ректоров. URL: http://news.kremlin.ru/news/46892 (дата обращения 15.02.2015).
6. Борзов С.В. Соотношение платности и бесплатности высшего образования как исходный момент воспроизводства научно-образовательного потенциала // Вестник университета (Государственный университет управления). 2010. № 24.
Поступила в редакцию 22.01.15
O. V. Poskonina
STATE POLICY OF MODERN RUSSIA IN THE FIELD OF HIGHER EDUCATION
The characteristics of a welfare state are given. It is noted that Russia, being in conditions of its formation, is interested in such educational level of nation that is capable of supporting social progress and sustainable rates of economic and social growth. The location and the meaning of higher education in society are shown. The author analyzes some of the provisions of the Federal Law on Education of the Russian Federation, which are of great importance in the formation of the special status of higher education and its development. The problems of ratio between paid and free higher education are discussed.
Keywords: social state, federal law, higher education, paid educational services, budgetary financing of higher education.
Посконина Ольга Васильевна,
доктор юридических наук, профессор, профессор
ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 4) E-mail: [email protected]
Poskonina O.V., Doctor of Law, Professor
Udmurt State University
462034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya st., 1/4 E-mail: [email protected]