Научная статья на тему 'Социально-экономическая природа бесплатного и платного образования'

Социально-экономическая природа бесплатного и платного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
609
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ПЛАТНОСТЬ И БЕСПЛАТНОСТЬ / СТОИМОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ БЛАГО / ПЛАТНОСТЬ AND БЕСПЛАТНОСТЬ / FORMATION / COST RELATIONS / THE ECONOMIC BLESSING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жильцов Д. Е.

В статье изложены результаты исследования, проведенного лично автором по тем, вынесенной в заглавие: раскрыты сущность принципов бесплатности и платности образования и обоснованы тренды высшей школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SOCIAL AND ECONOMIC NATURE FREE AND A PAID EDUCATION

In article results of the research spent personally by the author on those, taken out in the title are stated: are opened essence of principles бесплатности and платности formations and higher school trends are proved.

Текст научной работы на тему «Социально-экономическая природа бесплатного и платного образования»

прописана в качестве одной из функций института образовательная деятельность - как самостоятельная, так и в рамках сотрудничества с тем или иным вузом (или вузами). При этом вовсе не нужно добиваться, чтобы каждый научный сотрудник сам читал курс лекций. Возможные формы образовательной деятельности весьма разнообразны: консультации, подготовка учебных пособий, учебников (в том числе электронных), организация семинаров. Следует также всемерно поощрять практику публичных лекций, с последующим размещением текстов лекций в сети Интернет.

Строго говоря, практически каждому серьезному научному работнику были бы крайне полезны контакты с живой студенческой средой и отбор из этой среды своих будущих учеников.

Широко известна максима: воспитай ученика, чтобы было у кого учиться. Эта прекрасная заповедь равно актуальна и для научных, и для образовательных учреждений.

Примечание

Статья построена на использовании материалов, размещенных в сети Интернет. Соответствующие ссылки можно легко найти путем использования поисковой системы www.yandex.ru

Borisov V. V.

SCIENCE AND EDUCATION INTEGRATION: ITS SENSE AND WAYS OF AN EMBODIMENT

In article process of integration of science and education is analyzed. Keywords: formation integration, ways of integration

УДК 378 Жильцов Д. Е.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА БЕСПЛАТНОГО И ПЛАТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье изложены результаты исследования, проведенного лично автором по тем, вынесенной в заглавие: раскрыты сущность принципов бесплатности и платности образования и обоснованы тренды высшей школы.

Ключевые слова: образование, платность и ческое благо.

Бесплатность - категория культурного ядра общества, означающая целостность, бесценность, непродажность, а более глубоко - девственность, внечеловечность, надчеловечность /с точки зрения современного человека/. Платность - категория количества, означающее обладание, бесплатность - категория качества, означающее бытие. На любой вопрос к содержанию ядра типа «сколько стоит?» ответ один: «нисколько». Количество здесь разрушает куль-

бесплатность, стоимостные отношения, экономи-

«Последняя схватка света и тьмы будет именно в сфере образования»

(проф. МГУ им. М. В. Ломоносова Н. Б. Шулевский)

турное ядро, а следовательно, общество, образование. Итак, бесплатность - то, что стоит «нисколько», но вместе с тем является стоимостью особого рода, которая совокупна и существует и воспроизводится на макроуровне.

Бесплатное в своем истинном смысле означает духовное /культуру/ в чистом виде без материального начала, без денег, то есть образование в чистом виде без своей денежной экономики. «Платное образование» - явление того же

16

© Жильцов Д. Е., 2010

порядка, что и «коммерческая культура», то есть словосочетание из двух несовместимых сущностей. Платное образование означает образование, завязанное на денежную экономику. Деньги -оборотная сторона экономики, ее низший план / а сама экономика - низший план культуры, духа/. Бесплатное - это неэкономическое, безденежное. Отними у человека бесплатное, безденежное (а значит, даровое - неделимое, целостное, вечное) -значит, отними у него жизнь /и само право жить, дышать/.

Бесплатное образование - это благо неэкономическое, но в рамках экономики, а именно нерыночной экономики. Вместе с тем образование - не даровое благо, а экономическое, так как на него затрачен труд и другие ресурсы, само образование - процесс труда. В чистом виде даровое благо - это лишь девственная природа, которой еще не коснулась деятельность человека.

Бесплатное образование - продукт борьбы общества за самого себя, за возвращение своей высшей, целостной и первозданной природы, а культуры за саму себя. Культура - главный производитель /созидатель/ общества, а не только его стоимостей /культура же воспроизводится только благодаря образованию/. Культура созидает бесплатное, то есть культура созидает совокупную стоимость макроуровня общества, в том числе и бесплатное образование. Стоимость макроуровня /бесплатность/ - частичка стоимости образования в любой сфере общества, в любом виде деятельности. Вместе с тем бесплатность подчеркивает бесценность /исключительную ценность/ образовательного блага для каждого человека.

Итак, бесплатность - больше, чем платность, и качественно и количественно иная платность. Бесплатность - не только платность, но и неплатность, и в первую очередь именно неплатность.

Поскольку бесплатное образование - образование не даровое для общества в целом, проводится аналогия между бесплатным и платным образованием: и то и другое - сущности стоимостные. Однако бесплатность есть совокупная стоимость общества /если отталкиваться от труда, производства/ и одновременно совокупная ценность общества /если исходить из потребности, потребления/. Бесплатность - способ финансирования образования как блага целостного, а не частичного, частного, дробного, то есть

в полной мере блага общественного /обобществленного/ и вместе с тем способ предоставления такого блага всем людям без исключения. Итак, на первый взгляд, платность касается производства и финансирования, а бесплатность - лишь область доступности блага, то есть предоставления и потребления. На самом же деле если исходить из единства воспроизводства, все фазы воспроизводства в идеале должны быть объединены бесплатностью.

Природа образования - природа макроуровня, она социальная и культурная, а механизмы ее реализации /механизмы функционирования/ -преимущественно микроуровня и экономические. В этом истоки разрушения образования экономическими методами. Экономика и технологии губят культуру, человека, социум.

Типичная ошибка большинства исследователей проблем экономики образования - явное или неявное сведение сущности и свойств общественного блага целиком к сущности и свойствам блага частного и материального, а подчас и к обычному рыночному товару /рыночной услуге/, сведение макроуровня к микроуровню, порой неявное отождествление общества с рыночной экономикой. Образование сводят к аналогу отрасли сферы услуг или материального производства, применяют к нему технологии виртуального и финансового сектора, упуская главное - его общественную, некоммерческую, культурную сущность. Производственно-экономические и потребительские функции образования имеют у экономистов гораздо большее уважение, чем сущностные - социальные, культурные.

Образование - дорогое экономическое благо. Обеспечить образование необходимыми ресурсами в достаточной мере может лишь государство посредством концентрации большинства ресурсов в своих руках, и реализовав таким образом принцип бесплатности образования.

В бесплатном начале заключено стремление человечества избавиться от любых материальных ограничений, которые накладывают достаточно жесткие пределы развитию общества. Бесплатное образование можно рассматривать как стремление человечества преодолеть свою низшую социальную природу для достижения общественной солидарности и взаимного альтруизма, подлинной человеческой свободы на основе социального равенства равноценных

людей, составляющих единый и взаимозависимый человеческий род.

Бесплатность означает выход за пределы привычного, возможного, конечного и является предпосылкой для свободного конструирования образования, претворения в жизнь его целей и функций.

Бесплатное образование реализует принцип всеобщности в предоставлении образовательного блага различным образом: в объеме реальных возможностей либо на максимальном уровне исходя из потребностей каждого без учета каких-либо ограничений.

В различные исторические периоды бесплатность сочеталась с обязательностью образования для всего населения или для определенных категорий населения и для соответствующих ступеней образования. Но в большинстве случаев в классовом, сословном обществе получение образования рассматривалось не как обязанность, а как право. «Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, принятый 16 декабря 1966 года, придавая также основополагающее значение праву личности на образование, впервые уравнивает это право и другие экономические, социальные и культурные права с политическими и гражданскими.

В этом Пакте содержатся, в частности, следующие положения:

a) начальное образование должно быть обязательным и бесплатным для всех;

b) среднее образование в его различных формах, включая профессионально-техническое среднее образование, должно быть открыто и сделано доступным для всех путем принятия необходимых мер и, в частности, постепенного введения бесплатного образования;

c) высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого путем принятия необходимых мер и, в частности, постепенного введения бесплатного образования1.

Бесплатность - это не только социальная льгота, но и в первую очередь социальная гарантия доступности и качества предоставленного образования, важный фактор в сохранении единства образовательного пространства и аргумент в геополитической борьбе за привлечение союзников /студенты дружественных стран вопреки логике конкурентной борьбы могут учиться бесплатно/.

Между тем как бесплатное, так и платное образование может быть реализовано с разными целями на разных уровнях и с помощью разных технологий. Так, в корне различаются, например, бесплатное образование для всех как общедоступное; бесплатное образование на основе квазирыночных ваучерных технологий финансирования и бесплатное обучение на уровне образовательных учреждений для избранных.

Кроме того, не только все бесплатное стоит, но и наоборот, все стоящее /настоящее, достойное/ бесплатно. Дело в том, что для образования в глубоком смысле бесплатность - это стоимость такого блага, которое скрепляет государство и общество в целом и является материальной базой единой социальной организации общества. В жестко конкуретной рыночной экономике на микроуровне имеет место, наоборот, следующее явление: «бесплатный сыр только в мышеловке».

Бесплатное образование может как получать приоритет /быть льготой, например, для малообеспеченных или наоборот, для высокоодаренных, хотя, возможно, и льготой платной/, так и влачить маргинальное существование в рамках государственного сектора экономики страны /так, «бесплатные» /бюджетные/ преподаватели - одни из самых униженных трудовых слоев общества в современной России/.

Следует особо подчеркнуть, что образование как общественное благо имеет по своей сущности кредитную природу /причем на макроуровне/. Это прежде всего «натуральный», и во многом безвозвратный кредит между поколениями /люди надеются, что будущие, более образованные, поколения, возвратят обществу больше, чем вложат в них родители и учителя/. Кроме того, образование создается лучшей частью общества, а пользуется им /часто бесплатно/ все общество. Для солидарного социалистического общества немедленная компенсация образованию со стороны потребителей образования может быть необязательной.

На стоимостном уровне разрыв между налоговыми платежами и финансированием образования в рамках госбюджета продиктован на самом деле более глубокой причиной - раство-ренностью вкладов отдельных людей в едином совокупном надличном богатстве общества. А следовательно, вклады отдельных людей в общественное благо, с одной стороны, и воздая-

ние от общества, с другой, не только четко не соответствует количественно и жестко не персонифицированы, но и расплывается качественно во всем обществе, закрепляясь прежде всего в нравственных качествах общества.

Критика бесплатного образования связана также со следующими проблемами и противоречиями, объективно присушили образованию и обществу.

1. Провал бесплатности наблюдается тогда, когда люди воспринимают даровое добро, оказанное им обществом, как должное. В этом случае может иметь место недооценка бесплатного образования, недостаточная мотивация к образованию, недопотребление. Однако мотивация может быть достаточной, и будет присутствовать, наоборот, перепотребление образовательных благ. В ситуации недооценки бесплатного образования частичная платность может повысить мотивацию к образованию, тем не менее это будет справедливо лишь в том случае, если бесплатность - база, основа предоставления образования. В современной российской действительности, где капитализм проник даже в саму сферу образования и разлагает его изнутри, уже не платность, а бесплатность образования, привлекая к малодоступному образовательному благу, мотивирует к качественному образованию.

2. Образование создается лучшей частью общества, а пользуется им /и бесплатно чаше всего/ все общество. Однако для солидарного общества компенсация в денежной форме со стороны частей общества /частичная, в виде платности/ не обязательна. Даром дается и бездарному, чтобы он обрел дар.

3. Образование, особенно бесплатное, кажется убыточным по стоимости, вместе с тем оно никогда не убыточно по ценности.

4. Бесплатное образование задумано, с одной стороны, как определенный отрыв от ресурсных возможностей общества, а с другой - требует огромных ресурсных вложений в невидимое, в идеальное /причем часто в ущерб вложениям в видимые материальные блага/. Перспектива развития бесплатного образования сопряжена с мощным развитием реального сектора экономики. Рост потребности общества в образовании, особенно бесплатном, связан с ростом налоговой нагрузки на общество. Таким образом, в материальном плане образование выгля-

дит как «черная дыра» экономики, высасывающая из нее колоссальные средства без, казалось бы, видимой /должной/ отдачи для общества.

5. Бесплатное образование в идеале позволяет удовлетворить любые потребности в нем любой категории людей и ровно настолько, насколько они захотят этого, однако далеко не каждый способен осознать личную и тем более общественную пользу от образования. В результате пользуются бесплатным образованием наиболее богатые /обеспеченные/, а не все и не наиболее способные. Однако лишь бесплатное образование способно подтянуть человека к более высокому уровню осознания ценности образования. Посему получается, что бесплатное образование призвано обеспечить социальное равенство людей как принадлежащие единому человеческому роду, а на самом деле в реальной жизни может закрепить несправедливое неравенство между ними. Тем не менее эта ситуация исправима отнюдь не платностью единой.

6. Вопреки многим критикам бесплатного образования, бесплатное - не «казарма», то есть не тупая принудительная усредненность. На самом деле оно создано ради обшей единой цели -единения, а люди - разные, и задачи у них разные, и даже если одна задача, никто не запрещает выполнять ее по-разному, сообразно своим способностям. Бесплатность создается ради объединения, а не ради упрощения и усреднения,

7. Кроме того, бесплатное образование - не образование социального иждивенца, бездарности и посредственности. Наоборот, высшая мотивация - это мотивация именно к бесплатному образованию, то есть к образованию, единому для человека как представителя всего человечества. Бесплатность вводится ради повышения мотивации к образованию. При платном же образовании мы имеем картину понижения ценности образования по сравнению с ценностью зарабатывания денег на образование, на образовании и вне образования.

Важно понимать, что и научить и проучить можно не только посредством платного образования, но и посредством бесплатного.

8. «Бесплатно» /дарово/ не значит: первый /или лучший, или сильнейший/ пришел - первый захватил /потребил/ лучшее. Скорее наоборот, такая возможная ситуация - продолжение технологий частного образования в образовании бесплатном. И тем более «бесплатно» не значит:

пользуются все, каждый и все вместе и по очереди и по отдельности, то есть как своеобразные коллективные частные собственники. На самом деле, бесплатность, даровое предоставление предполагает человеческую мудрость в понимании дистанции в отношении того, что тебе доступно, а что нет в твоем теперешнем нравственном состоянии. Для доступности надо созреть. Доступность надо заслужить. Даровое, а значит, мудрое и великое, надо уметь создавать, наращивать, оберегать и сохранять, понимая его истинную ценность, а не только распределять, обменивать и потреблять, то есть не только поступать как с обычным материальным благом средней или малой ценности для общества.

Бесплатное образование - подлинно человечное, так как оно искренне, «от души» правдиво, безразмерно, безмерно, оно даже сверх меры, но ни в коем случае не в меру, тем более отмеренную господствующим классом.

Бесплатное образование - это выражение, воплощение протеста против сословности в образовании, против всяких наследственных привилегий, за человечное перемешивание людей в труде, культуре и общении /а не «перемещение» неугодных классов вниз по социальной и жизненной лестнице/.

В самом лучшем случае, частные технологии недостаточны для общества, а сословность если и присутствует, то жестких границ между сословиями быть не должно - это ведет к вырождению сословий и всего общества.

Технологии реализации общественной собственности, бесплатности, планомерности, то есть технологии солидарности /интеграции/, в том числе и в образовании, - это технологии формирования нового человека, нового общества, нового образования.

Частная собственность и ее технологии, в том числе рынок, коммерция, платность, не только выпячивает наружу глубокий двойной нравственный стандарт в обществе, но зачастую и

отменяет его, делая добро и честность невозможными и ненужными.

Частное спускается к необразованному, некультурному человеку, а общественное заставляет человека подниматься до высшего уровня общественности. Давать даром, давать дар - это давать жизнь, а не сокращать ее.

Бесплатное образование для всех, беря все источники доходов агрегированно, является необходимой предпосылкой для решения любых образовательных проблем и проблем общества как единого целого.

Если рассматривать бесплатное образование с позиции потребителя, то можно выделить следующие моменты:

- относительную независимость от материального начала;

- свободу выбора приложения сил;

- неограниченную возможность потребления.

С позиции потребления бесплатное образование базируется на принципах:

1. Общество дает для всех реально равные возможности, которые они вправе использовать.

2. Общество позволяет человеку ошибаться в выборе маршрутов своего жизненного пути и исправляет его ошибки, но не наказывает его жестоко посредством социально-экономических механизмов, чтобы он в конце концов нашел себя, свое призвание в жизни.

3. Восхождение человека наверх по образовательной, имущественной, социально-статусной и карьерной лестнице зависит в наибольшей степени от него самого, а не от тех социальных, региональных, имущественных и прочих условий, которые сложились вокруг него.

4. В развитии человеческой личности общество определяет лишь общие, но справедливые рамки его развития, а следовательно, не ставит ему заранее предопределенных жестких границ.

Примечание

1 Ягофаров Д. А. Нормативно-правовое обеспечение образования. М.: Владос Пресс, 2008. С. 351.

Zhiltsov D. Е.

THE SOCIAL AND ECONOMIC NATURE FREE AND A PAID EDUCATION

In article results of the research spent personally by the author on those, taken out in the title are stated: are opened essence of principles бесплатности and платности formations and higher school trends are proved. Keywords: formation, платность and бесплатность, cost relations, the economic blessing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.