СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЕМ С УЧЕТОМ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ
УДК 658.012.2:504.06:22
В.С. ЛИТВИНЕНКО
Санкт-Петербургский государственный горный институт
(технический университет)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В ОБЛАСТИ МИНЕРАЛЬНОГО СЫРЬЯ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОРНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Минерально-сырьевая база России в настоящее время является фундаментом экономики страны и останется таковым на ближайшие 25-30 лет. Цель НИР состоит в разработке и обосновании системы государственного управления недропользованием в условиях перехода экономики страны на модель сбалансированного устойчивого развития. В процессе исследований был выполнен анализ современного состояния минерально-сырьевого потенциала России и сложившейся структуры государственного управления процессом недропользования; обобщен зарубежный опыт управления горно-промышленным комплексом и геологоразведкой; изучена действующая система нормативно-правовых актов в природно-ресурсном блоке.
В результате исследований разработана концепция создания эффективной системы управления минерально-сырьевым комплексом и даны рекомендации по совершенствованию государственной политики в области недропользования. В заключительный отчет включен разработанный проект «Государственная политика России в области минерального сырья».
Mineral and raw complex of the Russian Federation is the basis of the country's economics nowadays, and it will keep its significance during the following 25-30 years. The aim of the scientific and research activity is to create and develop the State regulation system of entrails use in conditions of the Russian economics transition to the balanced development. The analysis of the present position of the Russian mineral and raw complex in the structure of the State regulation of the entrails use process have been made during the researches, as well as the foreign experience in the sphere of mining industry management and the acting system of laws, which concern natural resources, have been studied.
The conception of the efficient regulation system of mineral and raw complex was developed as a result of the carried researches. The recommendations, which concern the improvement of the State policy in the sphere of entrails use, were made.
Государственное регулирование недропользования в РФ осуществляется на основе действующей нормативно-правовой базы через систему программного планирования, лицензирования, тарифного регулирования, целевого финансирования минерально-сырьевой базы (МСБ), путем рыночного регулирования недропользования через участие
добывающих предприятий в программном планировании, привлечения их средств для расширенного воспроизводства МСБ. Процесс реализации перечисленных форм государственного регулирования недропользования имеет существенные недостатки, что снижает эффективность государственной политики в этой сфере.
Стратегические ошибки, допущенные в предшествующие периоды и в период реформ, отсутствие единых подходов к осуществлению государственной политики в сфере природопользования, недостаточный учет как особенностей, так и общих проблем, связанных с различными видами естественных ресурсов в части их воспроизводства, использования и охраны, привели к тому, что практика хозяйствования и управления в отраслях минерально-сырьевого комплекса (МСК) оказалась весьма неэффективной.
Далеко не всегда соотношения между изъятием и восстановлением воспроизводимых ресурсов, а также объемами и темпами разработки невосполнимых богатств недр оптимальны и научно обоснованы. Отсутствуют комплексные экономические оценки природно-ресурсного потенциала территорий и регионов. Не выработаны механизмы воздействия на природопользователей за нарушение природно-ресурсного законодательства.
Стратегической целью государственной политики в сфере восполнения (восстановления), использования и охраны природных ресурсов на ближайшее десятилетие должно стать [2, 3]:
• достижение оптимальных уровней воспроизводства, неистощительное, рациональное и сбалансированное потребление и охрана всего комплекса природных богатств, обеспечивающих повышение социально-экономического потенциала страны, качества жизни населения, реализацию прав нынешнего и будущих поколений на пользование природно-ресурсным потенциалом и благоприятную окружающую среду обитания;
• эффективное использование сырья, материалов, энергии на всех стадиях производства и потребления;
• создание основы для перехода к устойчивому развитию; усиление ответственности при принятии различных внутри- и внешнеполитических решений, направленных на реализацию геополитических интересов и соблюдение национальной безопасности России.
На первом этапе усилия следует направить, главным образом, на решение следующих важнейших проблем [1, 4]:
• совершенствование природно-ресурс-ного законодательства, в том числе усиление административной и уголовной ответственности за его нарушение;
• укрепление государственной дисциплины по выработке и исполнению принятых решений, повышение действенности контроля со стороны соответствующих органов;
• совершенствование экономического механизма природопользования с учетом результатов оценки эффективности ныне действующих элементов этого механизма как для природно-ресурсного комплекса, так и народного хозяйства страны в целом;
• уточнение и корректировка системы лицензирования и регламентации режимов природопользования;
• доработка механизма аудита в области природопользования;
• создание действенного механизма финансового обеспечения программ и мероприятий по воспроизводству и охране природных ресурсов при одновременных инвентаризации и уточнении перечня централизованно финансируемых программ;
• создание федерального фонда резервных месторождений полезных ископаемых и иных видов естественных богатств;
• завершение формирования государственных органов управления природными ресурсами с целью придания им системного характера;
• разработка методологии и организация системы комплексного мониторинга состояния природных ресурсов; коренное улучшение научно-исследовательского и общеинформационного обеспечения природопользования;
• разработка системы показателей учета природных ресурсов в структуре национального богатства на основе их стоимостной оценки, выработка принципов отражения природно-ресурсного потенциала, его потребления (динамики) и охраны в системе национальных счетов (СНС) России;
- 9
Санкт-Петербург. 2005
• совершенствование действующей системы кадастров по видам ресурсов и разработка территориальных комплексных кадастров природных ресурсов.
На втором этапе в целях повышения эффективности системы государственного управления недропользованием Правительству РФ и всем структурам МСК необходимо сосредоточить усилия на решении следующих приоритетных задач по изучению недр и воспроизводству МСБ страны [5-7]:
• ускорить принятие обновленного проекта федерального закона «О недрах» - базового закона горного законодательства;
• разработать и принять законы о лицензировании пользования недрами, о концессиях, о специальных налоговых режимах при недропользовании, о нефти и газе;
• принять нормативно-правовые акты, способствующие реализации федерального закона о разделе продукции;
• разработать стратегию развития геологической службы, определить механизм участия государства в процессе воспроизводства МСБ страны;
• разработать меры государственного стимулирования и поддержки геологоразведочных работ (ГРР), меры по созданию благоприятных условий для привлечения средств недропользователей в осуществление ГРР и развитие МСБ;
• решить вопрос о целесообразности выделения целевых платежей на воспроизводство МСБ из общей суммы налогов на добычу полезных ископаемых;
• усилить государственный контроль и повысить ответственность недропользователей за рациональное использование ресурсов недр и охрану окружающей среды.
Изложенная концепция совершенствования государственной политики в области управления процессом недропользования была принята за основу при разработке проекта «Государственная политика России в области минерального сырья».
ЛИТЕРАТУРА
1. Гарипов В.З. Минерально-сырьевая база ТЭК России: проблемы и перспективы / В.З.Гарипов, Е.А.Козловский, В.С.Литвиненко // Междунар. конф. «Стратегия развития минерально-сырьевого комплекса в XXI веке, 11-15 октября 2004 г. М., 2004.
2. ЛитвиненкоB.C. Деловой климат в минерально-сырьевом комплексе // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. Спецвыпуск, посвященный горной промышленности России и Канады / СПГГИ (ТУ). СПб, 2002.
3. Литвиненко B.C. Возможности минерально-сырьевого потенциала России // Приложение к «Запискам Горного института». СПб, 2002. № 11.
4. Литвиненко B.C. Установочный доклад на парламентских слушаниях, организованных Советом Федерации Федерального собрания РФ 18 октября 2002 г. на тему: «Энергетическая стратегия России на период до 2020 г. Проблемы и решения» // Приложение к «Запискам Горного института». СПб, 2002. № 13.
5. Литвиненко B.C. Когда прольется золотой дождь? // Финансовый контроль. 2004. № 1 (26).
6. ЛитвиненкоВ.С. Регулирование недропользования с позиций рыночных отношений / В.С.Литвиненко, Ю.Р.Вяхирев // Междунар. конф. «Стратегия развития минерально-сырьевого комплекса в XXI веке, 11-15 октября 2004 г. М., 2004.
7. Соловьева Е.А. Экологизация экономики как системообразующий фактор устойчивого развития // Труды 8-й Междунар. науч.-практ. конф. «Интеграция экономики в систему мирохозяйственных связей / СПГТУ. СПб, 2003.