Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ ТРАНСГРАНИЧНОГО ПРОСТРАНСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИХООКЕАНСКОЙ АРКТИКИ НА ПЕРЕКРЕСТКЕ ДВУХ ОКЕАНОВ И КОНТИНЕНТОВ'

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ ТРАНСГРАНИЧНОГО ПРОСТРАНСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИХООКЕАНСКОЙ АРКТИКИ НА ПЕРЕКРЕСТКЕ ДВУХ ОКЕАНОВ И КОНТИНЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
17
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ТИХООКЕАНСКАЯ АРКТИКА / ТРАНСГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / РОССИЙСКО-АМЕРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / СОВЕТ БЕРИНГОВА/ТИХООКЕАНСКО-АРКТИЧЕСКОГО РЕГИОНА (СБТР)

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Краснопольский Б. Х.

В статье представлены научно-прикладные результаты исследований в области совершенствования государственного регулирования на трансграничной территории Тихоокеанского сектора Арктики на перекрестке двух океанов - Северного Ледовитого и Тихого, а также двух континентов - Евроазиатского и Северо-Американского. Приводятся научные доказательства и практические предложения по необходимости создания в этом секторе российско-американского Совета Берингова/Тихоокеанско-арктического региона (СБТР). Его деятельность будет направлена на повышение комплексной экологической и социально-экономической эффективности сотрудничества России и США в этом вновь формирующемся трансграничном пространственном образовании Тихоокеанской Арктики в интересах как этих приграничных стран, так и других стран мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Краснопольский Б. Х.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RUSSIAN STATE POLICY IN THE CREATION AND DEVELOPMENT OF A TRANSBOUNDARY SPATIAL FORMATION OF THE PACIFIC ARCTIC AT THE CROSSROADS OF TWO OCEANS AND CONTINENTS

The article presents the scientific and applied results of research in the field of improving state regulation in the transboundary territory of the Pacific sector of the Arctic at the crossroads of two oceans - the Arctic and the Pacific, as well as two continents - Euro-Asian and North American. Scientific evidence and practical proposals on the need to create a Russian-American Bering/Pacific-Arctic Council (BPAC) in this sector are given. Its activities will be aimed at increasing the integrated environmental and socio-economic efficiency of cooperation between Russia and the United States in this newly emerging spatial formation of the Pacific Arctic in the interests of both these border countries and other countries of the world.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ ТРАНСГРАНИЧНОГО ПРОСТРАНСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИХООКЕАНСКОЙ АРКТИКИ НА ПЕРЕКРЕСТКЕ ДВУХ ОКЕАНОВ И КОНТИНЕНТОВ»

УДК 332+338

БХ. Краснопольский

доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник, Институт экономических исследований Дальневосточного отделения РАН, Хабаровск

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ ТРАНСГРАНИЧНОГО ПРОСТРАНСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИХООКЕАНСКОЙ АРКТИКИ НА ПЕРЕКРЕСТКЕ ДВУХ ОКЕАНОВ И КОНТИНЕНТОВ

BKh. Krasnopolski

Doctor of Economic Sciences, Professor,

Chief Scientist,

Economic Research Institute, Far Eastern Branch, Russian Academy of Sciences, Khabarovsk

E-mail: [email protected]

THE RUSSIAN STATE POLICY IN THE CREATION AND DEVELOPMENT OF A TRANSBOUNDARY SPATIAL FORMATION OF THE PACIFIC ARCTIC AT THE CROSSROADS OF TWO OCEANS AND CONTINENTS

Аннотация. В статье представлены научно-прикладные результаты исследований в области совершенствования государственного регулирования на трансграничной территории Тихоокеанского сектора Арктики на перекрестке двух океанов — Северного Ледовитого и Тихого, а также двух континентов — Евроазиатского и Северо-Американского. Приводятся научные доказательства и практические предложения по необходимости создания в этом секторе российско-американского Совета Берингова/Тихоокеанско-арктического региона (СБТР). Его деятельность будет направлена на повышение комплексной экологической и социально-экономической эффективности сотрудничества России и США в этом вновь формирующемся трансграничном пространственном образовании Тихоокеанской Арктики в интересах как этих приграничных стран, так и других стран мира.

Ключевые слова: Государственное регулирование, Тихоокеанская Арктика, трансграничное сотрудничество, российско-американские отношения, Совет Берингова/Тихоокеанско-арктиче-ского региона (СБТР).

Abstract. The article presents the scientific and applied results of research in the field of improving state regulation in the transboundary territory of the Pacific sector of the Arctic at the crossroads of two oceans — the Arctic and the Pacific, as well as two continents — Euro-Asian and North American. Scientific evidence and practical proposals on the need to create a Russian-American Bering/Pacific-Arctic Council (BPAC) in this sector are given. Its activities will be aimed at increasing the integrated environmental and socio-economic efficiency of cooperation between Russia and the United States in this newly emerging spatial formation of the Pacific Arctic in the interests of both these border countries and other countries of the world.

Key words: State regulation, Pacific Arctic, cross-border cooperation, Russian-American relations, Bering/Pacific-Arctic Council (BPAC).

О каком регионе идет речь в данной статье?

В международной классификации се-веро-арктических территорий к зоне мировой Арктики, в частности, к региону Берингова пролива и Тихоокеанскому арктическому сектору относятся: со стороны России территория Чукотского автономно-

го округа полностью; со стороны США — штат Аляска также полностью с его грядой Алеутских островов плюс исключительные акваториальные экономические зоны обеих стран1.

Но исходя из пространственно-системных и практических хозяйственных соображений есть серьезные основания

1 Agreement on Enhancing International Arctic Scientific Cooperation / Arctic Council. 2017. May 11. URL: https://oaarchive.arctic-council.org/handle/11374/1916 (дата обращения: 12.12.2021)

включить в этот трансграничный Тихоокеанский северо-арктический сектор и весь Камчатский край, хотя формально этот полуостров географически относится частично к субарктическим территориям и частично к области морского климата. Камчатка играет большую роль в этой трансграничной зоне как в хозяйственном использовании ее ресурсного потенциала (например, в добыче морских ресурсов), так и в обеспечении функционирования Северного морского пути (СМП) (создание и развитие восточно-азиатского порта-ха-ба в Петропавлоске-Камчатском в дальневосточном морском бассейне в системе с западно-европейским портом-хабом в Мурманске, что создает возможности сбалансированного функционирования двух конечных портов СМП на этом важнейшем

магистральном элементе транспортной инфраструктуры Арктики, особенно в транзитных международных грузоперевозках).

Вообще, современные исследования, базирующиеся на новых структурно-геологических и тектонических моделях, построенных по пространственно-временным иерархическим принципам и обоснованных новейшими фактами геологии и геофизики показывают, что подстилающие геологические структуры в зоне Тихоокеанской Арктики являются тесно взаимосвязанными и взаимодополняющими и представляющими собой некое единое образование.

На рис. 1 представлена карта дна Тихоокеанского сектора Арктики, которая демонстрирует этот феномен.

Рис. 1. Карта дна Тихоокеанского сектора Арктики. Источник: Государственные проблемы из-за географической проекции карты // URL: https://iv-g.livejournal.com/162018.html (дата обращения: 12.12.2021).

Примечание. Серым цветом обозначен современный шельф, который является подстилающей геологической структурой Берингийского моста суши, неоднократно соединявший Евразию и Северную Америку.

И на этой карте, даже не будучи специалистом в области геологии, хорошо видно, что Камчатский полуостров является органической частью геологической структуры Тихоокеанского сектора Арктики. Подобной точки зрения придерживается ряд отечественных ученых [1—3].

Административная карта сектора Тихоокеанской Арктики в составе Чукотского автономного округа и Камчатского края

со стороны России и штата Аляска со стороны США, а также исключительные (эксклюзивные) экономические акваториаль-ные зоны обеих стран (в квадрате — регион Берингова пролива) выглядит следующим образом (рис. 2).

В чем состоит роль этого международного трансграничного тихоокеанского арктического сектора в функционировании Арктической зоны Российской Федерации

(АЗРФ) и всей Арктической зоны мира в целом и что здесь требует особого внимания в госполитике России в Арктике?

1. Тихоокеанский сектор Арктики является одним из двух опорных секторов Арктической зоны мира, которые существуют на пересечении высокоширотных акваторий Северного Ледовитого океана и меридиональных акваторий Атлантического и Тихого океанов. Они в совокупности являются некими точками географического и экологического

баланса и равновесия в зоне мировой Арктики, которые исторически установились в природе на планетарном уровне к настоящему времени.

Процессы, протекающие в этих секторах, имеют весьма существенное пространственно-системное влияние на формирование всего Арктического бассейна и на действие других геопланетарных факторов — геоэкологических, геополитических и геоэкономических.

Рис. 2. Административная карта сектора Тихоокеанской Арктики. Источник: The Economist. 2021. URL: https://www.economist.com/sites/ default/files/images/print-edition/20191019_IRM926.png

(дата обращения: 12.12.2021).

На рис. 3 на карте всей зоны мировой Арктики видно, что оба эти опорных сектора — Атлантический и Тихоокеанский занимали, занимают и будут занимать существенное место в формировании и поддержании определенного экологического баланса всего мирового арктического бассейна. Конечно, их роль различна в зависимости от географических и геоэкологических особенностей каждого «перекрестка» на пересечении Северного ледовитого океана с обоими меридиональными океанами. Но их весьма существенное и во многом определяющее все другие процессы в арктическом бассейне взаимовлияние бесспорно.

60

На какие процессы распространяется это влияние?

1. Природно-экологические процессы, которые формируют климатические изменения в морях Северного Ледовитого океана и в значительной степени определяют их ледовую обстановку и устойчивое состояние биогеоценозов, что отражается на климатических флуктуациях на всей территории планеты.

2. Пространственно-хозяйственные процессы, на которые эти опорные сектора оказывают весьма существенное влияние и от которых в значительной степени зависит хозяй-

3.

ственное развитие различных стран мира — организация транспортно-ло-гистической базы морских перевозок, добыча минеральных (особенно углеводородных) ресурсов, рыбных и других морепродуктов и др. Трансграничные процессы в формировании целого комплекса межгосударственных отношений различных

арктических стран, что связано с необходимостью создания в этих приграничных зонах примерно сопоставимых, «равновесных» уровней экономического и общественного развития и социального обеспечения, что должно касаться как коренного, так и пришлого населения этих территорий и другие процессы.

Рис. 3. Карта мировой Арктики. Источник: Wikimedia Commons. 2021. URL: https://upload.wikimedia.org/ wikipedia/commons/thumb/8/87/Circumpolar_coastal_ human_population_distri bution_ca._2009.png/350px-Circumpolar_coastal_human_population_ distribution_ca._2009.png (дата обращения: 12.12.2021).

Но мировое сообщество этим секторам уделяет далеко не одинаковое внимание, а именно:

1) в Европейском секторе Арктики создано множество активно действующих международных организаций, например, показывающий высокую эффективность Совет Ба-ренцева/Евроарктического региона (СБЕР);

2) азиатский арктический сектор не имеет подобных механизмов общественного мониторинга трансграничного сотрудничества между арктическими секторами восточной России и северо-запада США.

Именно в этой связи возникла инициатива создания российско-американского Совета Берингова / Тихоокеанско-Аркти-

ческого региона (СБТР) со структурой, в значительно степени аналогичной СБЕР. Создание этого нового совета дает возможность установить постоянно действующие рабочие контакты и обмен информацией между этими трансграничными макрореги-ональными советами (СБЕР и СБТР), а также организовать их согласованное взаимодействие с международным Арктическим советом и другими уже созданными международными арктическими организациями.

Вообще, вопросы необходимости создания подобных трансграничных международных институциональных структур применительно к Дальневосточному макрорегиону, учитывая его пограничное положение в России, обсуждались и ранее в ряде научных работ [4; 5; 8]. Что касается непосредственно Берингова региона,

61

то эти проблемы активно обсуждались и в зарубежной, в частности — в американской научной литературе [6; 7; 9].

Могут быть выделены три типа территорий, с которыми будет необходимо иметь дело при решении вопроса о целесообразности создания СБТР.

1. Территории (субъекты РФ, штаты), являющиеся непосредственным объектом деятельности СБТР. Это с российской стороны — Чукотка и Камчатка, с американской стороны — штат Аляска, а также их исключительные (эксклюзивные) экономические акваториальные зоны.

2. Территории, которые можно назвать «комплиментарными», дополняющими и поддерживающими российско-американское партнерство в Тихоокеанском секторе Арктики. Это со стороны России: Республика Саха (Якутия), а также южные районы Дальнего Востока — Сахалинская область, Хабаровский и Приморский края, и со стороны США: штаты Северо-Западного побережья Северной Америки — штаты Вашингтон и Орегон, частично — штат Калифорния.

3. Территории стран-наблюдателей —

Канада, страны Северо-Восточной Азии (Китай, Япония, Республика Корея) и других, которые имеют свои интересы в зоне Берингова пролива, в использовании СМП и в решении других вопросов стабильных российско-американских отношений в Тихоокеанской Арктике, от которых зависит реализация их интересов.

На основании изложенных выше соображений и доказательств была составлена структура Совета Берингова / Тихоокеан-ско-арктическогорегиона (СБТР) (рис. 4).

При составлении этой схемы учитывались требования закона «Об основах приграничного сотрудничества....»1, а также был использован пример Совета Баренцева /Евроарктического региона (СБЕР). Как видно на рисунке, эта схема охватывает различные сферы интеграционных про-

цессов между Россией и США в этом секторе Арктики.

Данные предложения рассматривались на двух крупных международных симпозиумах по проблемам Арктики, на которых они в принципе получили одобрение.

Первый симпозиум, на который для обсуждения был вынесен проект возможного создания СБТР — это 24-е заседание Российско-американского тихоокеанского партнерства (РАТОП), прошедшего в конце июня 2019 г. в г. Хабаровске, на котором была создана Инициативная международная рабочая группа, возглавлять которую было поручено автору этой статьи. Группа должна была проработать данный вопрос, собрать воедино все имеющиеся на сегодняшний день научно-прикладные обоснования по возможности и целесообразности создания данного Совета и разработать проекты первичных документов, что она и сделала к концу 2019 г., представив свой отчет в РАТОП.

И второй симпозиум — это IX Международный Форум «Арктика: настоящее и будущее» Ассоциации полярников (АСПОЛ), который состоялся 5-7 декабря 2019 года в г. Санкт-Петербург. Вопросам создания СБТР была посвящена целая сессия Форума «Перспективы российско-американского сотрудничества в Беринговом регионе». В организацию работы этой секции огромный вклад внес Н. Корчунов, посол по особым поручениям МИДа РФ, официальное должностное лицо России в составе Арктического совета. На этой конференции была поддержана инициатива по проработке предложения о создании Совета Берингова / Тихоокеанско-аркти-ческого региона (СБТР).

За прошедшее время со дня проведения этого симпозиума было множество различных экспертных обсуждений данной инициативы на различных и научных, и административных региональных и федеральных уровнях, где в целом позитивно характеризовались данные предложении. Это дало возможность сделать конкретные практические шаги в решении этого вопроса.

1 «Об основах приграничного сотрудничества: федеральный закон Российской Федерации от 26 июля 2017 № 179-ФЗ» // URL: https://base.garant.ru/71730188/ (дата обращения: 12.12.2021).

V

Рабочая группа по экономическому развитию, малому и среднему бизнесу

Сектор устойчивого рыболовства

Рабочая группа по окружающей среде

J

г

V

Специальный Коми тет по формированию Берингова / Тихооке-анско-арктического Пан-Евразийского транспортного ареала

J

Рабочая группа по коренным народностям

г

Совместный Комитет

по чрезвычайным ситуациям, безопасности и эффективности судоходства

г

Совместная рабочая группа

по здравоохранению

Совместная рабочая группа

по науке и образованию

Совместная рабочая группа по энергетическим

ресурсам и энергетическому обеспечению

J

Совместная рабочая группа

по культуре и социальным проблемам

Региональная рабочая группа по окружающей среде

V

Региональная рабочая группа по инфраструктуре, транспорту и логистике

Региональная рабочая группа по экономической кооперации и инвестициям

Рис. 4. Структура Совета Берингова/Тихоокеанско-арктического региона.

Источник: рисунок автора.

В частности, С. Лавров, Министр иностранных дел РФ на заседании Совета глав субъектов Российской Федерации в июне 2021 г. уведомил присутствующих на этом собрании, что Москва открыта к дальнейшему развитию сотрудничества с США, в частности — на региональном уровне и заинтересована в создании новых региональных платформ для работы в рамках

тихоокеанского диалога с Вашингтоном. В этом отношении речь может идти о Совете Берингова/Тихоокеанско-Арктиче-ского региона, а также о российско-американском Тихоокеанском партнерстве. «Мы заинтересованы в создании новых региональных структур, включая Совет Берингова/Тихоокеанско-Арктического региона, предполагающего участие ряда

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

российских арктических субъектов и Аляски. Пока наши американские партнеры размышляют над этим предложением», сказал С. Лавров2.

Арктические проблемы нашли весьма позитивное обсуждение во время встречи в Женеве также в июне 2021 г. Президентов России и США В. Путина и Д. Бай-дена. Путин на пресс-конференции после окончания саммита подчеркнул: «...я глубоко убежден, что мы можем сотрудничать — и должны сотрудничать — по этому направлению. Россия и Соединенные Штаты являются одними из 8 членов Арктического совета, Россия председательствует в этом году в Арктическом совете. И больше того, между Аляской и Чукоткой еще, как известно, проходит известный пролив. С одной стороны США, с другой стороны — Россия. Все это вместе должно подталкивать нас к объединению усилий»3.

Конечно, в нынешних условиях обострения российско-американских отношений эти предложения, видимо, трудно реализуемы, хотя в период Председательства России в Арктическом совете в 20212023 гг. имеются некоторые возможности сделать реальные шаги в этом направлении.

Список литературы

1. Бакланов П.Я., Мошков А.В., Романов М.Т. Территориальная организация хозяйства в долгосрочном развитии российского Дальнего Востока // Ученые записки ЗабГГПУ. — 2013. — № 1 (48). — С. 143-155.

2. Дальневосточная и Тихоокеанская Арктика: на перекрестке двух океанов и континентов / Отв. ред. Б.Х. Краснопольский; Институт экономических исследований ДВО РАН. — Хабаровск: ИЭИ ДВО РАН, 2021. — 248 с.

3. Краснопольский Б.Х. Эволюционно-синерге-тический подход к оценке влияния государственного регулирования на развитие пространственно-хозяйственных образований // Регионалистика. — 2021. — Т. 8. — № 5. — С. 64-76. — http://dx.doi.org/10.14530/ reg.2021.5.64.

4. Минакир ПА. Развитие Дальнего Востока России и международное сотрудничество: новые направления и вызовы // Материалы XXXV российско-японского симпозиума ученых-экономистов Дальнего Востока России и района Кансай (Япония) / Под ред. П.А. Ми-накира, Вакио Фудзимото; Институт экономических исследований ДВО РАН. — Хабаровск, 2019. — С.101-109.

5. Минакир ПА, Прокапало О.М. Экономика Дальнего Востока России: состояние и перспективы. // Регионалистика. — 2017. — Т. 4. — № 3. — С. 48-56. — DOI: 10.14530/reg.2017.3.

6. Alaska and the New Maritime Arctic. A Report to the State of Alaska Department of Commerce, Community and Economic Development. School of Natural Resources and Extension. University of Alaska Fairbanks. Fairbanks, Alaska. 2015 // URL: https://www.commerce.alaska.gov/ (дата обращения: 10.12.2021).

7. Berkman RA, Vylegzhanin A.N. & Young O.R. Governing the Bering Strait Region: Current Status, Emerging Issues and Future Options // Ocean Development & International Law. — 2016. — No 47/2. — Р. 186-217.

8. Krasnopolski B.H. Pacific Arctic: The System-Forming Role of Infrastructure in the Sustainable Development of the Region // Smart Technologies and Innovations. Springer Nature Switzerland. — 2020. — Vol. 138. — Р. 40-48.

9. Understanding the Arctic as a System (IARC Review, November 2019). International Arctic Research Center — IARC, University of Alaska, Fairbanks // URL:https://uaf-iarc.org/wp-content/uploads/2019/11/2019-annual-report_ IARC.pdf (дата обращения: 10.12.2021).

2 Лавров: Россия готова разрабатывать новые форматы диалога с США // URL: https://tass.ru/ politika/11650987 (дата обращения: 12.12.2021).

3 Путин рассказал об обсуждении с Байденом темы Арктики // URL: https://1prime.ru/state_ regulation/20210616/833950874.html (дата обращения: 12.12.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.