Научная статья на тему 'Государственная политика противодействия использованию информационных технологий в террористических целях как одной из угроз информационной безопасности: правовые аспекты'

Государственная политика противодействия использованию информационных технологий в террористических целях как одной из угроз информационной безопасности: правовые аспекты Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
70
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
информационная безопасность / международная информационная безопасность / информационные технологии / терроризм в информационной сфере / information security / international information security / information technology / terrorism in the information sphere

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Акулова Е. В.

в статье рассматриваются вопросы, связанные с формированием государственной политики противодействия угрозе использования информационных технологий в террористических целях как одной из основных угроз национальной и информационной безопасности РФ, а также правовые вопросы формирования международной системы противодействия использованию информационных технологий в террористической деятельности. На основании исследования положений стратегических документов РФ автором сделан вывод о необходимости разработки нового стратегического документа в области противодействия терроризму, отражающего новые вызовы и угрозы активного использования террористами в своей деятельности информационных технологий, включая технологии искусственного интеллекта, а также беспилотные транспортные средства. Исследуя правовые аспекты обеспечения международной информационной безопасности, автор отмечает необходимость отражения вопросов противодействия угрозе использования информационных технологий в террористических целях в региональных и двусторонних международных форматах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Акулова Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State policy to counter the use of information technologies for terrorist purposes as one of the threats to information security: legal aspects

the article deals with issues related to the formation of state policy to counter the threat of using information technology for terrorist purposes, as one of the main threats to the national and information security of the Russian Federation, as well as legal issues of the formation of an international system for countering the use of information technology in terrorist activities. Based on the study of the provisions of the strategic documents of the Russian Federation, the author concluded that it is necessary to develop a new strategic document in the field of countering terrorism, reflecting new challenges and threats to the active use of information technologies by terrorists in their activities, including artificial intelligence technologies, as well as unmanned vehicles. Exploring the issues of legal support of international information security, the author notes the need to reflect the issues of countering the threat of using information technologies for terrorist purposes in regional and bilateral international formats.

Текст научной работы на тему «Государственная политика противодействия использованию информационных технологий в террористических целях как одной из угроз информационной безопасности: правовые аспекты»

Е.В. Акулова,

соискатель сектора информационного права и международной информационной безопасности Института государства и права РАН

E.V. Akulova,

Applicant of Sectors of Information Law and International Information Security The Institute of State and Law of The Russian Academy of Sciences

DOI:

£

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ ЦЕЛЯХ КАК ОДНОЙ ИЗ УГРОЗ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы, связанные с формированием государственной политики противодействия угрозе использования информационных

g технологий в террористических целях как одной из основных угроз национальной ^ и информационной безопасности РФ, а также правовые вопросы формирования международной системы противодействия использованию информационных тех-g нологий в террористической деятельности. На основании исследования положений О стратегических документов РФ автором сделан вывод о необходимости разработки ® нового стратегического документа в области противодействия терроризму, отражающего новые вызовы и угрозы активного использования террористами в своей ^ деятельности информационных технологий, включая технологии искусственного интеллекта, а также беспилотные транспортные средства. Исследуя правовые Ж аспекты обеспечения международной информационной безопасности, автор от-¡5 мечает необходимость отражения вопросов противодействия угрозе использования информационных технологий в террористических целях в региональных и двусторон-О них международных форматах.

р. Ключевые слова: информационная безопасность, международная информацион-

g ная безопасность, информационные технологии, терроризм в информационной сфере.

О 0Q

S

С STATE POLICY TO COUNTER THE USE OF INFORMATION

TECHNOLOGIES FOR TERRORIST PURPOSES 252 AS ONE OF THE THREATS TO INFORMATION SECURITY:

^ LEGAL ASPECTS

О «V

О Abstract: the article deals with issues related to the formation of state policy to counter

the threat of using information technology for terrorist purposes, as one of the main threats p} to the national and information security of the Russian Federation, as well as legal issues of the formation of an international system for countering the use of information technology in terrorist activities.

Based on the study of the provisions of the strategic documents of the Russian Federation, the author concluded that it is necessary to develop a new strategic document

in the field of countering terrorism, reflecting new challenges and threats to the active use of information technologies by terrorists in their activities, including artificial intelligence technologies, as well as unmanned vehicles.

Exploring the issues of legal support of international information security, the author notes the need to reflect the issues of countering the threat of using information technologies for terrorist purposes in regional and bilateral international formats.

Keywords: information security, international information security, information technology, terrorism in the information sphere.

В ХХ! в. развитие информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) стало ключевым обстоятельством, влияю- | щим на трансформацию всех сфер жизнедеятельности современного

1 5

¡а

5 п

И

общества, механизмы распределения реализации государственной вла- * |

сти, а также одним из основных факторов, определяющих роль и по- * 1

а*

литический вес государства на международной арене. | *

о -Э

5 1

СО

•з а

размывание традиционных государственных границ, что повлекло за ®

1

Возможность осуществления субъектами информационных отношений взаимодействия вне зависимости от расстояний обусловила размывание традиционных государственных границ, что повлекло за собой потребность выработки кардинально новых подходов к право- Ц вому регулированию общественных отношений. | 5

Необходимость формирования эффективного правового регули

„ О |

рования, настройки законодательства РФ на новую технологическую | О реальность с учетом революционных перемен в мировом развитии, 5 £ а также потребность в максимально быстром и качественном фор- 2 *

мировании адекватной правовой базы, отвечающей современным запросам, в том числе по вопросам обеспечения информационной

о

х о 2 "О о g

безопасности, заявляется на высшем уровне. 3 ц

s

Активное развитие информационной среды, освоение информационного пространства в качестве новой сферы для ведения военных § | действий наряду с мировым кризисом порождают новые вызовы £ ¡3 и угрозы, что обусловливает необходимость исследования вопро- | 1 сов формирования организационных и правовых основ обеспечения | | информационной безопасности, которая в свою очередь является неотъемлемой составляющей всеобщей безопасности. 253

При этом одним из основных аспектов обеспечения информаци

онной безопасности как на национальном, так и на международном 3

ь

уровнях является противодействие использованию информационной ^ инфраструктуры в противоправных целях, среди которых одной из наиболее опасных представляется возможность применения ИКТ в террористических целях. Очевидно, что в отличие от традиционного терроризма информационный терроризм применяет новейшие научные достижения в области информационных технологий.

Положения Доктрины информационной безопасности РФ -стратегического документа, отражающего официальные взгляды на обеспечение безопасности России в информационной сфере, также обращают внимание на то, что применение информационных технологий в различных сферах жизнедеятельности современного государства и общества является не только положительным фактором, стимулирующим развитие экономики и повышающим качество жизни населения, но и причиной возникновения новых видов информационных угроз стратегической стабильности отдельного государства и международной безопасности в целом [1].

Одним из главных негативных факторов, влияющих на состояние информационной безопасности, является активное использование террористами информационных технологий, технологий искусственного интеллекта, роботов, а также механизмов воздействия на обще-„о ственное сознание в информационном пространстве. Внедрение го информационных технологий привело к тому, что от информационных атак террористов в настоящее время не защищена ни одна страна вне а зависимости от уровня развития.

§ Нельзя не отметить, что с момента начала специальной военной § операции на Украине угроза терроризма, и в частности использования 2 информационных технологий в террористических целях, стабильно ^ остается на высоком уровне, о чем свидетельствуют многочисленные — атаки на информационную инфраструктуру РФ, попытки совершения § террористических атак на территории РФ с помощью украинских 5 беспилотников.

§ За время проведения специальной военной операции зафикси-с ровано более 1,255 миллиона атак на российскую информационную инфраструктуру. При этом главными целями хакеров являлись о финансовый сектор (32 % от общего количества атак), электронная ^ коммерция (26 %), сфера развлечений (14 %) [2]. С Следует признать, что в настоящее время ни один крупный теракт не обходится без использования информационных технологий, в связи с чем международные организации занимаются исследованием новых ^ видов и форм использования ИКТ в террористических целях, а также (V поиском результативных мер борьбы с этим явлением. ® При этом одним из необходимых условий реализации эффек-^ тивного противодействия вышеназванной угрозе является правовое регулирование, направленное на обеспечение международной информационной безопасности.

1. За последние два года в РФ были обновлены такие документы стратегического планирования, как Концепция внешней политики РФ

254

(2023 г.) [3], Стратегия национальной безопасности РФ (2021 г.) [4], Основы государственной политики РФ в области международной информационной безопасности (2021 г.) [5], в которых с учетом изменения внешнеполитического курса по-новому сформулированы

национальные интересы, в том числе в информационной сфере, п

отражены новые угрозы, стратегические цели, а также определены 3

основные направления обеспечения международной информационной ■§ 2

безопасности. 4 5

& £

Вместе с тем в перечисленных документах неизменно отмечается 5 Ч

необходимость противодействия приобретающей все больший мас- * |

штаб угрозе терроризма в информационной сфере. Так, например, | *

согласно Концепции внешней политики РФ, в целях борьбы с между- * 2

£1

народным терроризмом приоритетное внимание планируется уделять * 1

борьбе с распространением в сети «Интернет» идеологии терроризма и экстремизма.

В соответствии с положениями Стратегии национальной безопас- ^ 2 ности РФ информационная безопасность выделяется в качестве одного * ^

В то же время в основной стратегический документ, определя-

| * 2

г 1

из основных стратегических национальных приоритетов, а укрепле-

отмечается, что достижению указанной цели способствует реализация

ние суверенитета РФ в информационном пространстве определяется | 5

в качестве цели обеспечения информационной безопасности. При этом £ 2

1|

I »

1 и

2 °

государственной политики, направленная на решение задачи противо- I. £

действия использованию информационной инфраструктуры РФ экс- 2 |

§ 1

тремистскими и террористическими организациями, специальными 5 4 службами и пропагандистскими структурами иностранных государств 5 | для осуществления деструктивного информационного воздействия * £ на граждан и общество. Ц |

§ г

г Ч

ющий принципы государственной политики в области противодей- £ ¡3 ствия терроризму в РФ, а также цели, задачи, направления развития | 1 общегосударственной системы противодействия терроризму в РФ г | - Концепция противодействия терроризму в РФ [6] - был утвержден еще в 2009 г. Вместе с тем за прошедшие годы террористами все бо- 255 лее широко применяются информационные технологии, технологии ^ искусственного интеллекта, робототехника, беспилотный транспорт * и др.

Сегодня реальным вызовом стало использование террористами § дронов-беспилотников, способных доставлять различные средства поражения, вплоть до взрывчатых, химических и отравляющих веществ, а малозаметные беспилотники используются террористами для совершения терактов. Проблему также обостряет доступность

технологий искусственного интеллекта, что может существенно расширить возможности террористических группировок.

Представляется, что с учетом выше обозначенных проблем в целях определения дальнейшего вектора развития инструментов противодействия указанным явлениям на национальном уровне документ стратегического планирования в области противодействия терроризму подлежит существенному обновлению, где отдельный раздел должен быть посвящен вопросам противодействия угрозам терроризма в информационной сфере.

По мнению автора, за основу возможно взять американский подход к разработке и обновлениям стратегических документов, где вслед за эволюцией подходов руководства США и появлением новых угроз и тенденций в области использования ИКТ национальные стратегии, концепции и доктрины не устаревают, а постоянно „о обновляются, отражая современные реалии и определяя дальнейший вектор политического развития в данной области. При этом «процесс формирования правовых механизмов обеспечения информационной а безопасности в США свидетельствует о сложности и комплексности § соответствующих вопросов, одновременно устанавливая потенциаль-§ ные направления развития нормотворчества в данной области» [7]. 2 Отражение вопросов противодействия угрозам ИКТ в террористи-^ ческих целях в стратегическом документе РФ в последующем должно — стать основой для необходимых изменений и развития положений § нормативных правовых актов.

5 2. На сегодняшний день проблемы противодействия использова-§ нию ИКТ в террористических целях являются неотъемлемой состав-^ ляющей формирования системы международной информационной безопасности и как никогда прежде нуждаются в углубленных научных о исследованиях с позиции информационного права. Исследуя вопросы ^ правового обеспечения международной информационной безопасно-С сти следует отметить, что в Основах государственной политики РФ в области международной информационной безопасности, в отличие 256 от редакции 2013 г., увеличилось количество угроз международной ^ информационной безопасности (далее - МИБ), в число которых СЧ по-прежнему входит и использование информационных технологий ® в террористических целях, в том числе для пропаганды терроризма

ГО

и привлечения к террористической деятельности новых сторонников.

Очевидно, что использование информационных технологий в целях, противоречащих международному праву, представляет собой одну из наиболее опасных угроз международному миру и международной информационной безопасности. В то же время противодействие ис-

пользованию ИКТ в террористических целях является неотъемлемой составляющей системы МИБ.

Как уже отмечалось ранее реалии современного мира предполагают возможность применения любого продукта ИКТ в качестве

объекта противоправных действий, в том числе в террористических п

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

целях. При этом зачастую спрогнозировать появление новой разно- 3

видности угрозы невозможно ввиду стремительного развития науки ■§ 2

и ИКТ. Международное сообщество констатирует, что механизмы 1 £

предотвращения таких угроз в настоящее время не выработаны в до- 5 Ч

статочном объеме, а меры превентивного характера неэффективны. * |

В то время как глобальная угроза международного информационного | *

терроризма напрямую затрагивает интересы и безопасность каждого * |

государства, по одиночке или даже объединяясь в региональные коа- * 1

лиции справиться с этой проблемой невозможно. | §

Представляется, что в целях построения эффективной системы ® 2

противодействия террористической деятельности необходимо разра- ^ 2

ботать международный правовой фундамент, который сделает акцент * ®(

на неохваченных ранее в международных документах аспектах тер- I §

21

рористической угрозы. Вместе с тем попытки обесценивания таких | 5

международных площадок, как ООН, а также кризис международно- 1 §

правовой системы существенно осложняют возможности выработки | 2

международных инструментов, способствующих противодействию *, £

транснациональным угрозам, включая международный терроризм 2 *

с использованием информационных технологий. 5 4

Совершенно логично, что для создания качественной системы 5 I

противодействия угрозам использования информационных техноло- * £

гий в террористических целях в первую очередь следует сформировать £ |

универсальный правовой фундамент. Однако, перспективы принятия § |

международного документа в области МИБ с учетом глобальных из- £ |

менений миропорядка становятся еще более призрачными. | 1

Специалисты-международники отмечают, что признание наличия г | в формате БРИКС, АТЭС, АСЕАН, ЛАГ и СНГ угроз в информационном пространстве, которые приводят к нарушению всеобщего мира

257

и безопасности, позволило выйти на новый уровень взаимодействия ^

по проблематике МИБ в ООН. Однако противоречия по вопросам *

ь

международно-правового регулирования межгосударственных отно- ^

шений в информационном пространстве по-прежнему имеются и пре- § пятствуют выработке механизмов формирования системы МИБ [8].

Следует упомянуть о том, что еще в 2011 г. Российской Федерацией подготовлена концепция конвенции об обеспечении международной информационной безопасности [9], определяющей в качестве одной

из основных угроз международному миру и безопасности в информационном пространстве использование информационной сферы в террористических, экстремистских и иных преступных целях, а также отражающей основные меры противодействия указанной угрозе.

15 мая 2023 г. РФ внесла обновленную концепцию конвенции ООН об обеспечении международной информационной безопасности, подготовленную совместно с Белоруссией, КНДР, Никарагуа и Сирией в качестве официального документа 77-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН [10]. Вместе с тем с учетом сложившейся политической ситуации вокруг РФ в настоящее время логичным представляется объединение усилий по обеспечению международной и национальной информационной безопасности с дружественными странами. Российские ученые подчеркивают, что нельзя забывать о развитии правовых договоренностей в двусторонних соглашениях в рамках .а Союзного государства России и Республики Беларусь, а также в форматах ОДКБ, о продолжении наращивания потенциала отношений в пределах вышеупомянутых организаций БРИКС, ЕАЭС, ШОС, СНГ, № с которыми ранее уже был принят ряд международно-правовых актов § в области МИБ [11].

§ Например, Т. А. Полякова указывает на необходимость развития

2 основ обеспечения информационной безопасности Союзного госу-

^ дарства и международной информационной безопасности, междуна-

— родного сотрудничества в соответствии с новыми стратегическими

§ задачами в этой сфере [12]. Поддерживая указанную позицию, автор с ~

§ статьи подчеркивает, что в качестве одной из основных стратегических § задач должны рассматриваться вопросы правового регулирования ^ противодействия угрозе использования ИКТ в террористических целях как одной из основных угроз МИБ.

§

2 Список литературы:

С 1. Об утверждении Доктрины информационной безопасности РФ : Указ

Президента РФ от 5 декабря 2016 г. № 646 // Собр. законодательства Рос.

258 Федерации. - 2016. - № 50, ст. 7074.

- 2. Броня в прорехах. Россию постоянно атакуют в киберпростран-

Р0 стве. Как обеспечить информационную безопасность? ЦКЬ: http://lenta.ru/ ^ агйс^/2023/05/30/суЬгрЛи/ (дата обращения: 29.07.2023). Су 3. Об утверждении Концепции внешней политики РФ : Указ

* Президента РФ от 31 марта 2023 г. № 229 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2023. - № 14, ст. 2406.

4. О стратегии национальной безопасности РФ : Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2021. - № 27, ч. 1, ст. 5351.

5. Об утверждении Основ государственной политики в области международной информационной безопасности: Указ Президента РФ от 12 апреля 2021 г. № 213 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2021. - № 16, ч. 1, ст. 2746.

6. Концепция противодействия терроризму в РФ : утв. Президентом РФ

5 октября 2009 г. // Рос. газ. - 2009. - № 198. S

7. Батуева, Е.В. Американская концепция угроз информационной без- § опасности и ее международно-политическая составляющая : дис. ... канд. § С полит. наук: 23.00.04 [Место защиты: МГИМО]. М., 2015. - 207 с. § 1

8. Международная информационная безопасность. Теория и практика С С : учебник для вузов : в 3 т. / под общ. ред. А.В. Крутских. - Т. 1. - М., 2019. § е

9. Конвенция об обеспечении международной информационной без- е | опасности (концепция). URL: https://www.polit-discourse.ru/articles/295 (дата § * обращения: 29.07.2023). | §

10. О концепции конвенции ООН по международной информационной * Щ безопасности. URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/1870609/ (дата S * обращения: 29.07.2023).

11. Новые горизонты развития системы информационного права в условиях цифровой трансформации: монография / отв. ред.: Т.А. Полякова, А.В. Минбалеев, В.Б. Наумов. М.: ИГП РАН, 2022. - 368 с. g

12. Полякова, Т.А. Стратегические задачи правового обеспечения ин- О | формационной безопасности Союзного государства Республики Беларусь 1 С и России / Т.А. Полякова // VII Международная научно-практическая § | конференция «Информационные технологии и право (Правовая информа- g S тизация - 2021)». s. 1

3 § * §

S О

2 "о

II g |

в I

г *

s е |g

е | I й

259

о -Я §,-§

s §

sc со

о s

О (D

S й

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.