УДК: 351.763(81+44)
Тавареш Николау Иренеу - магистрант, Среднерусский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Российская Федерация, г. Орел), e-mail: [email protected]
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПРОФИЛАКТИКИ БЕСПРИЗОРНОСТИ И БЕЗНАДЗОРНОСТИ СРЕДИ ДЕТЕЙ: НА ПРИМЕРЕ БРАЗИЛИИ И ФРАНЦИИ
Целями данной статьи являются анализ и вероятные пути решения такого острого вопроса, как детская беспризорность и безнадзорность, что является одной из самых важных для государства социальных проблем. В статье описаны проблемы, связанные с беспризорными детьми, а также возможные пути их решения. В качестве стран-примеров были взяты Франция и Бразилия.
Ключевые слова: государство, общество, беспризорные дети, иммигранты, преступность.
TAVARESH N. I. - masters Central Russian Institute of Management - a branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russian Federation, Orel), e-mail:[email protected]
STATE POLICY OF PREVENTION OF IMPRESSIVITY AND UN-SUPERVISION AMONG CHILDREN: ON THE EXAMPLE OF BRAZIL AND FRANCE
The objectives of this article are the analysis and probable ways to solve such a pressing issue as children's homelessness and neglect, which is one of the most important social problems for the state. The article describes the problems associated with street children, as well as possible solutions. France and Brazil were taken as examples.
Keywords: society, street children, immigrants, crime, society.
На данный момент во многих странах мира существует проблема беспризорности и безнадзорности детей. Чаще всего в этот список попадают государства с низким уровнем социальной политики касательно общества в целом.
Стоит также отметить, что не всегда проблема беспризорности и безнадзорности детей является проблемой государств с низким уровнем социальной политики, эта проблема также существенна и для наиболее развитых государств Западной
Европы и Северной Америки. Данный вопрос решается на государственном уровне практически во всех государствах в той или иной мере. Обычно исследователи связывают эту проблему с социальной и школьной дезадаптацией, всеобщей деградацией общества, ввязыванием малолетних в проституцию, приобщением к алкоголю, наркотикам, токсикомании.
Данная тема актуальна ввиду того, что во многих странах мира, даже в наиболее развитых западных странах, в той или иной степени остается нерешенным вопрос, связанный с беспризорностью детей.
Обращаясь к отечественным и зарубежным авторам, таким как Бечки Ш., Бо-денко Б. Н., Волков Б. С., Жюго В. и другим, можно увидеть, что проблема беспризорности с каждым годом только растет.
За рубежом проблема беспризорности и безнадзорности детей именуется «дети улиц» и присуща практически всем крупным городам мира. Число беспризорных детей с каждым годом увеличивается, цифры из года в год продолжают расти, что очень характерно для стран, находящихся в мирном положении, не говоря уже о тех государствах, в которых нестабильная обстановка в связи с войной или серьезными социальными и экономическими потрясениями.
Говоря о странах Западной Европы, следует указать такое государство, как Франция. Если подразумевать страны -члены Европейского союза, то в основном проблема беспризорных детей касается чаще всего мигрантов. Тяжелое финансовое положение, незнание государственного языка, отсутствие образования, рабочих навыков и общий финансовый мировой
кризис - вот те основные факторы, которые заставляют детей мигрантов становиться беспризорниками, выходить попрошайничать на улице, а порой и вступать в криминальные группировки.
Говоря о мигрантах, французская государственная политика очень сильно озадачена самим миграционным вопросом, в то время как куда более актуальная тема выскальзывает у высших чинов буквально из-под носа.
Зачастую малолетние дети в возрасте примерно до 10-11 лет прибывают во Францию с кем-то из сопровождающих взрослых - родителей, братьев, сестер. Однако количество несовершеннолетних, прибывающих в страну единолично, начало увеличиваться и на первое полугодие 2016 года составляет 106 тысяч человек на всю Западную Европу. Стоит также учитывать, что это количество официально отмеченных в миграционной службе несовершеннолетних детей. Такой расчет в семьях мигрантов сделан на то, что всей семьей перебраться тяжело. Опираясь на права ребенка, несовершеннолетний пытается быстрее получить вид на жительство, гражданство, жилище. Родители могут помогать из родины, а со временем дети смогут перевезти свою семью.
Однако стоит учитывать то, что реальность зачастую далека от строящихся планов. Ввиду криминализации многих вновь прибывших мигрантов, незнания языка и отсутствия каких-либо навыков несовершеннолетние становятся беспризорниками, преступниками.
Проблема беспризорных детей усложняется еще и тем, что власти Евросоюза разрешили открывать частные заведения
для приема беженцев, на которые государство выделяет субсидии.
Наибольший интерес представляют из себя малолетние дети, так как не могут ничего предпринять ввиду возраста, умственного развития на данном этапе, безысходности и отчаяния. Таких детей принимают частные предприниматели, которые нечисты на руку. Заселяя в почти что полуразрушенных сараях беспомощных и одиноких детей и предоставляя властям по бумагам целый центр по приему беженцев, эти предприниматели также получают субсидии от государства на содержание беженцев, не достигших совершеннолетнего возраста. Если взрослого обдурить гораздо сложнее, то несовершеннолетние сразу же попадают в поле зрения преступных группировок.
Также детей проще заманить в организованное преступное сообщество. Во Франции уже давно стало практикой внедрение малолетних попрошаек в организованные криминальные структуры. На одном уровне поощряется мелкое воровство. Но самое страшное для беспризорных детей - это сексуальная эксплуатация.
В центрах передержки дети чувствуют себя незащищенными. В таких центрах очень часто не бывает переводчиков, сложно выявить, был ли ребенок сексуально эксплуатирован или втянут в какую-либо криминальную группировку, куда многие из них попадают не по своей воле. В центрах приема беженцев детям разрешено определенное время находиться на улице. Так как криминальные представители французского общества хорошо знают, где такие места расположены (а зачастую они в сговоре с начальством центров передержки), то детям приходится просто сбегать.
На привокзальных парижских площадях можно часто встретить несовершеннолетних в возрасте 9-12 лет, которые находятся в обществе далеко не самых законопослушных граждан.
Что же касается коренных жителей, то здесь картина более благополучная. Беспризорные дети во Франции, особенно в Париже, хоть и являются нерешенной проблемой, но всё же не такой печальной, как дети-иммигранты. В Западной Европе достаточно хорошо привит культ семьи, социальная составляющая поощряется государством. Беспризорные дети, однако, всё равно есть, и причины тому не ушли далеко от вышеназванных.
Дети, независимо от их национальности, остаются объектом криминальных группировок. Детей проще вовлечь в проституцию, попрошайничество и любой мелкий криминал. Стоит отметить то, что французские власти сильно увлеклись проблемами мигрантов и миграционной политикой в целом, не замечая не менее серьезных проблем прямо у себя под носом.
Не сказать, чтобы проблема беспризорных и безнадзорных детей - общеевропейская проблема. Скорее это проблема менее развитых в социальном и экономическом плане государств, где повышены криминогенная обстановка, уровень алкоголизации и наркотизации населения, ухудшено состояние общества в целом.
Страны Латинской Америки не безосновательно считаются одними из самых криминализированных государств во всем мире. Низкий уровень экономики, малоэффективная внутренняя политика порождают, в свою очередь, криминальные струк-
туры, повышенный уровень преступности, обнищание населения.
В Бразилии очень остро стоит вопрос о беспризорных и безнадзорных детях. Во многих районах больших городов здесь постоянно дети убегают из дома, похищаются и вступают в молодежные преступные группировки.
В некоторые латиноамериканские банды главари специально набирают детей с раннего возраста. Принятие в банду начинается с совершения преступления, что доказывает верность нового «участника».
Но проблема не в самих детях, а в общей обстановке в Бразилии. Нельзя просто списать всё на то, что детей насильно забирают криминальные структуры или они убегают из дому, так как у них плохие родители.
Ужасающая социальная политика, низкий уровень экономики в первую очередь сказываются на уровне жизни и состоянии общества. Первыми под удар попадают дети ввиду несмышлености, неопытности, отсутствия образования, несформировав-шегося мировоззрения. Дети из неполных семей подвергаются еще большим социальным ударам ввиду того, что несовершеннолетние предоставлены сами себе. В Бразилии очень тяжелая экономическая ситуация, родители или, еще хуже, родитель должны трудиться на тяжелых работах, им не хватает времени на воспитание детей. Государство также решает поверхностные проблемы вместо того, чтобы заняться корнем всех проблем.
К основным причинам, которые развивают и без того печальную проблему беспризорных детей, можно отнести следующие:
1) Экономические проблемы. К экономическим проблемам можно отнести низкий уровень экономики в целом. Финансирование различных общественных сфер государством остается на низком уровне.
2) Социальные проблемы. Эти проблемы практически неразрывно связаны с первым блоком проблем, так как финансовая яма всегда касается общества. Создаются преступные организации, теневые структуры, происходит обнищание населения. Само собой, это в первую очередь касается детей, как менее защищенной части населения, нежели взрослых.
3) Общие проблемы, которые создаются на фоне общего безразличия как государства, так и населения. Эти проблемы могут иметь различные истоки, но обычно связывают государство и общество: общее равнодушие, бедность, преступность, голод и прочее.
Французский эксперт в области социологии В. Жюго отмечает, что «недостаток контроля за беспризорниками возникает на почве отвлечения на другие проблемы. Чаще всего эти проблемы оказываются менее важными, чем которые у нас перед глазами. Проблема беспризорных детей полностью закрыта занавеской больших игр политиканов».
Ввиду вышеперечисленных проблем многие дети по всему миру оказываются заложниками ситуации. Говоря о европейской проблеме беспризорников, отдельное место в этой статье отдавалось детям арабских мигрантов. Дети, которые полностью предоставлены сами себе, родители которых находятся за несколько тысяч километров от них, в чужой стране, без копейки в кармане. Такими детьми пользуют-
ся криминальные структуры, которые эксплуатируют их для собственной наживы или удовлетворения своих потребностей.
Дети, оказавшиеся заложниками обстоятельств в Европе, зачастую вынуждены продавать наркотики или добровольно предлагать своё тело для состоятельных мужчин и женщин. Добровольность здесь подразумевает под собой то, что ввиду неимения средств к существованию несовершеннолетние выходят на порог преступности. В худшем случае их привлекают к этому преступные группировки.
Еще один, скорее всего, самый страшный бич современности - это терроризм. Пособники террористических организаций по всему миру привлекают и вербуют в свои ряды новых преступников. И конечно же, здесь также страдают дети. К примеру, ИГ набирает в свои ряды с самого детства, когда у ребенка еще совершенно не сформировано мировоззрение. Несовершеннолетнему прививаются устои ислама радикального толка, которые взаимосвязаны с ваххабизмом.
Это коснулось и детей мигрантов в Европе, так как из них проще создать очередную боевую единицу, нежели из коренного населения. Дети чаще всего подвергаются вербовке в террористическую группировку, во Франции это происходит в основном в гетто-районах. Аналогично этому в Бразилии детей вербуют в уличные банды под предлогом хорошего заработка, влиятельных знакомых, защиты. Но в обоих случаях это заканчивается либо тюрьмой, либо смертью.
Как указывает Соломэс Д.А., эксперт в области исследований детской беспризорности и безнадзорности в Латинской Америке: «Дети южноамериканского континен-
та зачастую не нужны ни государству, ни обществу. Семьи в большинстве своем неполные или неблагополучные ввиду низкого уровня социального обеспечения населения. Это колоссальная проблема, которую должна решать вся страна, а не государство, общество или специальные органы по отдельности».
Европейская защита прав детей работает более результативно, нежели какая-либо другая во всем мире. Французское государство хоть дало право частным предпринимателям открывать центры для передержки беженцев, что, несомненно, является шагом вперед в социальном плане. Далеко не всегда предприниматели оказываются нечисты на руку и используют свои центры и их обитателей исключительно в целях нелегальной наживы. Многие добропорядочные граждане принимают всех мигрантов, включая и детей, а также помогают им социализироваться и привыкнуть к новому государству, обществу, укладу жизни. Также существуют и специальные центры именно для несовершеннолетних, которые прибыли в страну без опекунов.
Гораздо большую проблему составляет беспризорничество в странах Латинской Америки, как было сказано выше. Криминогенная обстановка, экономические и социальные проблемы - всё это смешалось в один большой блок проблем, которые уже погрязли друг в друге и требуют серьезной реформации.
К основным проблемам, связанным непосредственно с беспризорностью и безнадзорностью несовершеннолетних, можно отнести следующие:
1) торговля наркотиками;
2) мелкое хулиганство;
3) попрошайничество;
4) воровство;
5) проституция;
6) вовлечение в преступные и террористические группировки;
7) наркомания и алкоголизм.
Эксперты также выделяют одну из таких проблем, которая порождает детскую преступность среди беспризорников-иммигрантов: им нечем выплачивать долг перед человеком, который привез их в новую страну. Обычно это влиятельные люди, которые делают на перевозках деньги, и если хочется дальше оставаться в той же Франции и не быть депортированным, надо платить. А как будет платить ребенок 1214 лет, если его не возьмут легально работать не только из-за языкового барьера, отсутствия образования и прочих факторов, но и из-за его возраста? Поэтому часто такие дети уходят в криминал и разочаровываются в своих ожиданиях.
Обоснованной представляется точка зрения Д.Л. Цыбакова, аргументирующего что: «Правительства даже развитых государств открыто признают свою недееспособность в отношении наиболее опасных проблем и угроз, возникающих под воздействием процесса глобализации». Можно долго искать причины, по которым получается то, что получается, и всё равно мы придём к названным выше. Существует множество различных норм закона о защите детей как в международном, так и в местных законодательствах.
Но современные реалии говорят о том, что политики и другие высшие чины обеспокоены совершенно не теми проблемами. К примеру, французские политики спорят о вопросе мигрантов и толерантности, в то
время как прямо перед нашими глазами остаются брошенными на произвол судьбы тысячи детей. Бразильские власти, которые не заняты решением вопросов мигрантов, бесконечно заняты вопросами улучшения эффективности экономики и внешнеполитическими вопросами.
Для решения вопроса беспризорных и безнадзорных детей стоит обратить внимание на внутреннюю политику в целом. Так как проблемы связаны между собой, будь они социальные, экономические или иные, то и пути решения не так просты, особенно в запущенной стадии вопроса. Привлечение несовершеннолетних к каким-либо спортивным мероприятиям, участию их в общественной жизни общества, законному труду и возможность получить достойное образование - одни из самых главных ключей, где может крыться решение проблемы.
Государству следует взять под особый контроль работу органов, деятельность которых заключается в обеспечении беспризорных и безнадзорных детей всем необходимым. Должно осуществляться развитие всех функций данных органов - совершенствование всех подразделений, учреждений, организаций, так или иначе связанных с помощью беспризорным детям.
Должен быть создан специальный орган, который будет нести прямую ответственность за деятельность подотчетных ему органов. Желательно, чтоб такой орган был на высшем уровне (например, при Совете Безопасности страны).
Действенной мерой в плане профилактики по выявлению и нахождению безнадзорных и беспризорных детей будет пере-
дача некоторых полномочий в правоохранительные органы (полиция). Это поможет уменьшить организационные издержки и эффективно использовать материальные, финансовые, людские ресурсы для устранения детской беспризорности.
Если правительство займется этим, то будет явный социальный скачок в воспитании детей, в той или иной ситуации ставших беспризорными.
Таким образом, на примере двух совершенно разных стран можно сделать вывод, что детская беспризорность и безнадзорность - одна из наиболее опасных социальных проблем любого государства, которая подлежит тщательному анализу со стороны государства и общества, пересмотру социальной политики государства в отношении беспризорных детей. За ширмой международных проблем высшие чины упускают не менее важную нарастающую проблему, которая с каждым годом становится все более сложной и трудно решаемой. Обратив внимание на данную социальную катастрофу и серьезно занявшись ею, государство может рассчитывать на повышение социального благополучия всего общества.
Библиография:
1.Беличева С.А. Социально-педагогическая поддержка детей и семей группы риска: межведомственный подход. -М.: РИЦ Консорциума «Социальное здоровье России», 2016.-С. 21.
2. Бечки Ш. Молодежь и помощь несовершеннолетним в странах Западной Европы.-М.: Наука, 2009.-193 с.
3. Боденко Б.Н., Корняк В.Б., Панов А.Н. Социальное обслуживание и социальная работа за рубежом. - М.: Форма, 2017. - 392 с.
4. Бочанов М.А. «Открытое правительство»: перспективы реализации в рамках российской действительности II Вестник государственного и муниципального управления. -2012.-№ З.-С. 141-146.
5. Волков Б.С. Детерминистическая природа преступного поведения. - М.: Издательство Российского Университета дружбы народов, 2014.-132 с.
6. ДуминоваЛ.Т., Маршак А.Л., Холостова Е. Детская безнадзорность в Европе и пути ее преодоления. - М., 2012.
7. Жюго В. Бездомные дети во Франции. Вопросы и ответы (Enfants en France. Questions et réponses) / Пер. Замятин M.Г. Il Как защитить бездомных детей? - 2015. - № 2. -С. 60.
8. Загладин В.В., Фролов И.Т. Глобальные проблемы и будущее человечества. -2009.-№ 7.-С. 92-105.
9. Койонова Ю.В. Из опыта работы социальной службы Франции с дезадаптированными детьми II Российский журнал социальной работы. -2014. -№ 1. -С. 16-29.
10. Мапярова Н.В., Несмеянова М.И. Социальная защита детства: концептуальный подход II Социологические исследования. -2014.-№ 4.-С. 27-34.
11. Петровский А.В. Криминологическое прогнозирование преступного поведения молодежи. - М.: Юридический центр, 2015. — 232 с.
12. Рыбцова Л.Л. Основы практики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / Под ред. Ф.А. Мустаевой. — М.: Академический проспект, 2013.
13. Соломэс Д.А. Дети Латинской Америки (As crianças da américa latina) / Пер. Соколовский Г. В. II Социализация беспризорных детей,- 2015. -№ 4.-С. 24.
14. Шахина H.A. Деятельность органов государственной власти по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Латинской Америке II Социальная работа. - 2004. - № 2. -С. 32-41.
15.Цыбаков Д.Л. Милитаризация политики и национальная безопасность России. Монография. - Орел: Изд-во ОРАГС, 2008.
References:
1. Belicheva S.A. Sotsial'no-pedagogicheskaya podderzhka detey i semey gruppy riska: mezhvedomstvennyy podkhod. -M.: RITS Konsortsiuma «Sotsial'noye zdorov'ye Rossii», 2016. - S. 21. (InRuss.)
2. Bechki SH. Molodezh' i pomoshch' nesovershennoletnim v stranakh Zapadnoy Yevropy. - M.: Nauka, 2009. - 193 s. (In Russ.)
3. Bodenko B.N., Kornyak V.B., Panov A.N. Sotsial'noye obsluzhivaniye i sotsial'naya rabota za rubezhom. - M.: Forma, 2017. - 392 s. (In Russ.)
4. Bochanov M.A. «Otkrytoye pravitel'stvo»: perspektivy realizatsii v ramkakh rossiyskoy deystvitel'nosti II Vestnik gosudarstvennogo i munitsipal'nogo upravleniya. - 2012. - № 3. -S. 141-146. (In Russ.)
5. Volkov B.S. Deterministicheskaya priroda prestupnogo povedeniya. - M.: Izdatel'stvo Rossiyskogo Universiteta druzhby narodov, 2014.-132c. (InRuss.)
6. Duminova L.T., Marshak A.L., Kholostova Ye. Detskaya beznadzornost' v Yevrope i puti yeye preodoleniya. - M., 2012. (In Russ.)
7. Zhyugo V. Bezdomnyye deti vo Frantsii. Voprosy i otvety (Enfants en France. Questions et réponses) I Per. Zamyatin M.G. Il Как
zashchitit' bezdomnykh detey? - 2015. - № 2. -S. 60. (In Russ.)
8. Zagladin V.V., Frolov I.T. Global'nyye problemy i budushcheye chelovechestva. -2009.-№ 7.-S. 92-105. (InRuss.)
9. Koyonova YU.V. Iz opyta raboty sotsial'noy sluzhby Frantsii s dezadaptirovannymi det'mi II Rossiyskiy zhurnal sotsial'noy raboty. - 2014. - № 1. - S. 16-29. (In Russ.)
10. Malyarova N.V., Nesmeyanova M.l. Sotsial'naya zashchita detstva: kontseptual'nyy podkhod II Sotsiologicheskiye issledovaniya. -
2014.-№ 4.-S. 27-34. (InRuss.)
11. Petrovskiy A.V. Kriminologicheskoye prognozirovaniye prestupnogo povedeniya molodezhi. - M.: Yuridicheskiy tsentr, 2015. -232s. (InRuss.)
12. Rybtsova L.L. Osnovy praktiki beznadzornosti i besprizornosti nesovershennoletnikh: ucheb. posobiye dlya vyssh. ucheb. zavedeniy / Pod red. F.A. Mustayevoy. - M.: Akademicheskiy prospekt, 2013. (In Russ.)
13. Solomes D.A. Deti Latinskoy Ameriki (As crianças da amèrica latina) / Per. Sokolovskiy G.V. Il Sotsializatsiya besprizornykh detey. -
2015.-№4.-S.24. (InRuss.)
14. Shakhina N.A. Deyatel'nost' organov gosudarstvennoy vlasti po profilaktike beznadzornosti i pravonarusheniy nesovershennoletnikh v Latinskoy Amerike II Sotsial'naya rabota. - 2004. - № 2. - S. 32-41.
15. Tsybakov D.L. Militarizatsiya politiki i natsional'naya bezopasnost' Rossii. Monografiya. - Orel: lzd-vo ORAGS, 2008. (In Russ.)