Научная статья на тему 'Государственная политика организации отдыха в СССР во второй половине 1950-х - середине 1980-х гг. : программы, реализация, повседневные практики (на материалах нижнего Поволжья)'

Государственная политика организации отдыха в СССР во второй половине 1950-х - середине 1980-х гг. : программы, реализация, повседневные практики (на материалах нижнего Поволжья) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
339
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОМ КУЛЬТУРЫ / ДОСУГ / ЖАЛОБЫ / КИНОТЕАТР / КЛУБ / НАКАЗ / ОТПУСК / ПОСЕЩАЕМОСТЬ / РЕПЕРТУАР / ТЕАТР / THE PALACE OF CULTURE / LEISURE / COMPLAINTS / CINEMA / CLUB / MANDATE / HOLIDAYS / ATTENDANCE / REPERTOIRE / THEATER

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гуменюк Алексей Анатольевич

В статье представлен анализ процесса разработки и реализации в регионе Нижней Волги социальных программ, нацеленных на повышение качества функционирования досуговых учреждений и степени их доступности населению. Основное внимание сосредоточено на рассмотрении форм досуга, вошедших в повседневную жизнь советских людей в годы хрущевских и брежневских реформ. Статья основана на фактическом материале, извлеченном из архивов, периодической печати, литературных и визуальных источников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STATE POLICY CONCERNING THE ORGANIZATION OF LEISURE TIME IN THE USSR FROM THE SECOND HALF OF 1950s TILL MIDDLE OF THE 1980s.: PROGRAMMES, IMPLEMENTATION, DAILY PRACTICE (BASED ON THE DOCUMENTS OF THE LOWER VOLGA REGION''S ARCHIVES)

The article analyzes the process of elaboration and realization of welfare programmes in the Lower Volga region intended to facilitate the access to the leisure centres and improve their service. The research highlights leisure activities that Soviet people enjoyed in the period of Khrushchev's and Brezhnev's reforms. The paper is based on extensive factual materials obtained from archives, periodicals, literature and visual sources.

Текст научной работы на тему «Государственная политика организации отдыха в СССР во второй половине 1950-х - середине 1980-х гг. : программы, реализация, повседневные практики (на материалах нижнего Поволжья)»

Ажиотаж подогрел и Закон РСФСР «О реабилитации репрессированных народов» от 26 апреля 1991 года, который наряду с социальной реабилитацией предусматривал и реабилитацию территориальную, т.е. восстановление границ автономных образований данных национальностей, существовавших на момент упразднения автономий и насильственной депортации населения. При этом п. 6 в окончательной редакции был дополнен абсолютно противоречивым положением - требованием «не ущемлять законных прав и интересов» населения других национальностей, ныне проживающих на территориях, откуда выселялись репрессированные.

Речь также идет и о поселке Речное Харабалинского района Астраханской области, где находится памятник буддийской культуры калмыков - Хошоутовский хурул, построенный в честь участия калмыков в войне 1812 года. Попытки вернуть его Калмыкии с участком прилегающей территории или перевести полностью на свою территорию выглядят в глазах астраханских властей необоснованными притязаниями.

Таким образом, специфика современного положения народов, имеющих кочевое прошлое, во многом связана с прошлым подвижным образом жизни. Кочевники в прошлом занимали не совсем благоприятную экологическую нишу [13., с. 215], да и сегодня территория проживания этих народов находится на периферии модерни-зационных процессов, так как за редким исключением им удалось полностью интегрироваться в существующие социально-экономические системы, возникшие вокруг районов проживания земледельческих этносов [12, с. 142].

Доминировавшие в России в начале 90-х годов XX в. этические принципы общественно-политической жизни привели к возрождению и затем функционированию в различных сферах общественной жизни линиджевых тождеств у народов с кочевым прошлым. А, как известно, в дореволюционный период родоплеменное отождествление являлось одним из ключевых объектов идентификации у кочевых народов. В XX веке, несмотря на воздействие модернизации, полного нивелирования данного типа отождествления не произошло [14, с. 142].

А так как модернизационные процессы в России и постсоветских республиках исторически носили во многом анклавный характер, полной и тотальной ассимиляции этих народов не происходило. Именно поэтому и оставались сохраненными такие пласты сознания, как субэтничекие и родовые тождества.

Нижнее Поволжье в этом отношении выступает показательным регионом, так как в составе его населения присутствуют народы, имевшие кочевое прошлое, при этом на разных стадиях эволюции. Одни из них осели на землю еще в начале XIX века и почти полностью нивелировали прошлую социальную организацию. Другие, например, калмыки, полностью перешли на оседлый образ жизни только в период коллективизации 30-х годов XX века и сохранили стойкую память и функциональное назначение родовых сегментов [15, с. 267].

Таким образом, социокультурная составляющая властно-регулятивных отношений, связанная с прошлой традицией, в современном оформлении предстает в модернизированном виде. Играя подчас политическую роль, она дает о себе знать в тяготении людей к ней и восстановлению своего былого значения, особенно у представителей сельского населения.

Список литературы

1. Годаев П.О. Рана от навета не заживает никогда // Известия Калмыкии. 1992. 19 февраля, 21 февраля.

2. Декреты Советской власти. Т. 1. М.: Государственное издательство политической литературы, 1957. 626 с.

3. Жуковская Н.Л. Калмыкия и калмыки в постперестроечный период// Этнографическое обозрение. 1993. №2. С. 18.

4. Козлов В.И. Национализм, национал-сепаратизм и русский вопрос // Отечественная история. 1993. №2. С.44-64.

5. Максимов К.Н. Калмыкия в национальной политике, системе власти и управления в России (XVII - XX вв.). М.: Наука, 2002. 524 с.

6. Максимов К.Н. Репрессивная политика Советского государства и депортация калмыцкого народа в 1943 году // Политические репрессии в Калмыкии в 20-40-е годы XX века. Элиста, 2003. С. 3-23.

7. Национальная политика: история и современность / сост. И.Н. Наумова. М: Русский мир, 1997. 680 с.

8. Никишенков А. А. Адат, суд биев и институты российской государственности в обществе казахов, киргизов и туркмен XIX века // Степной закон. Обычное право казахов, киргизов и туркмен / под редакцией Ю. И. Семенова. М.: Старый сад, 2000. С. 5-23.

9. Основы национальных и федеративных отношений / под общ. ред. Р.Г. Абдула-типова. М.: Изд-во РАГС, 2001. 344 с.

10. Трофимов В.В. Татары-карагачи // Известия Саратовского Нижневолжского института краеведения им. М. Горького. Т. 6. Саратов, 1933. С. 115-121.

11. Убушаев В.Б. «Всех калмыков переселить»... в Сибирь (о депортации калмыцкого народа в сибирские регионы: 1943-1957 гг.). Элиста; ЗАО «НИИ «Джангар», 2014. 656 с.

12. Флетчер Дж. Средневековые монголы: экологические и социальные перспективы // Монгольская империя и кочевой мир. Улан-Удэ, 2002. С.212-254.

13. Хазанов A.M. Сармато-калмыцкие параллели (к вопросу об однотипности кочевого хозяйства в одинаковом экологическом окружении) // Ироблемы алтаистики и монголоведения. Тезисы докладов и сообщений. Элиста, 1972. С. 213-219.

14. Хазанов A.M. Кочевники и внешний мир. Алматы, 2002. 604 с.

15. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2003. 603 с.

УДК [94+379.8](470.44/.47)|1953/1985| ББК 63.3(235.54)63

А.А. Гуменюк

Саратовский государственный научно-исследовательский университет

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ОТДЫХА В СССР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1950-х - СЕРЕДИНЕ 1980-х гг.: ПРОГРАММЫ, РЕАЛИЗАЦИЯ, ПОВСЕДНЕВНЫЕ ПРАКТИКИ (НА МАТЕРИАЛАХ НИЖНЕГО ПОВОЛЖЬЯ)

В статье представлен анализ процесса разработки и реализации в регионе Нижней Волги социальных программ, нацеленных на повышение качества функционирования досуговых учреждений и степени их доступности населению. Основное внимание сосредоточено на рассмотрении форм досуга, вошедших в повседневную жизнь советских людей в годы хрущевских и брежневских реформ. Статья основана на фактическом материале, извлеченном из архивов, периодической печати, литературных и визуальных источников.

Ключевые слова: Дом культуры, досуг, жалобы, кинотеатр, клуб, наказ, отпуск, посещаемость, репертуар, театр.

А.А. Gumenyuk

Saratov State University named after N. G. Chernyshevskiy

THE STATE POLICY CONCERNING THE ORGANIZATION OF LEISURE TIME IN THE USSR FROM THE SECOND HALF OF 1950s TILL MIDDLE OF THE 1980s.: PROGRAMMES, IMPLEMENTATION, DAILY PRACTICE (BASED ON THE DOCUMENTS OF THE LOWER VOLGA REGION'S ARCHIVES)

The article analyzes the process of elaboration and realization of welfare programmes in the Lower Volga region intended to facilitate the access to the leisure centres and improve their service. The research highlights leisure activities that Soviet people enjoyed in the period of Khrushchev's and Brezhnev's reforms. The paper is based on extensive factual materials obtained from archives, periodicals, literature and visual sources

Keywords: the Palace of Culture, leisure, complaints, cinema, club, mandate, holidays, attendance, repertoire, theater.

Повышение качества жизни населения является первостепенной задачей любого современного социального государства. Этот процесс предусматривает учет самых различных показателей: от экономических и демографических до состояния досуговой инфраструктуры в населенных пунктах и степени ее доступности конкретному человеку. В РФ, являющейся согласно конституции социальным государством, в настоящее время наблюдается тенденция отказа от своих социальных функций. Вместо того, чтобы создавать максимально благоприятные условия для удовлетворения разнообразных потребностей людей институт государства в России превращается в инструмент реализации интересов мировых финансовых группировок, а его функции сводятся к регулированию финансовой политики. Неотъемлемой частью повседневной жизни россиян стала, в том числе и негосударственная сфера досуга, не позволяющая малообеспеченным категориям населения страны полноценно проводить свое свободное время.

Опыт существования в СССР идеологии удовлетворения всех потребностей человека труда, в том числе и в сфере досуга, руководством Российской Федерации не учитывался и считался не отвечающим реалиям современности. Однако масштабный экономический кризис, начавшийся в 2008 г. и усугубленный санкционной политикой Запада в 2013 г., заставил изменить взгляды на советский опыт решения социальных проблем, в том числе и в досуговой сфере. Именно это обстоятельство делает исключительно значимым и актуальным исследование проблемы организации культурного проведения свободного времени советскими людьми в постсталинском СССР. Исследованию подвергнут период отечественной истории со второй половины 1950-х гг. по середину 1980-х гг., отмеченный поиском оптимальных путей удовлетворения в максимально полном объеме различных социальных нужд населения, включая и потребность в полноценном отдыхе.

Материальная база досуговых учреждений, располагавшихся в начале 1950-х гг. на территории Нижней Волги, не позволяла населению этого региона культурно провести свое свободное время. Например, только за 9 месяцев 1950 г. посещаемость профсоюзной киносети Астраханской области снизилась на 400 тыс. чел. [4, оп. 1, д. 91, л. 27]. Клубы также не являлись «... излюбленными местами трудящихся...». Именно к такому выводу пришли делегаты третьей сессии (первого созыва) областного Совета депутатов трудящихся Калмыцкой автономной области Ставропольского края, проходившей 7 октября 1957 г. [21, оп. 1, д. 6, л. 75]. Люди годами не получали отпусков, что еще больше отягощало и так непростой послевоенный быт особенно сельских жителей [22, с. 454]. Это негативно сказывалось в конечном счете на производительности труда и являлось одной и причин возникновения кризисных явлений в советской экономике в начале 1950-х гг.

Смена политического руководства в стране в марте 1953 г. создала благоприятные условия для преодоления кризисных явлений в рассматриваемой сфере государственной социальной политики. Законотворческая деятельность советских властных институтов во второй половине 1950-х - начале 1960-х гг. развивалась по двум основным направлениям: 1) улучшение материальной базы, расширение сети досуговых учреждений и совершенствование их работы; 2) создание условий для увеличения продолжительности ежегодных оплачиваемых отпусков трудящихся. Первая группа законодательных инициатив советских, партийных и профсоюзных органов власти в своей совокупности представляла собой своеобразный социальный проект по повышению комфортности, доступности населению различных досуговых учреждений. Основным инструментом реализации этих установок являлось применение типового строительства клубов, кинотеатров и т.д. [25, оп. 3, д. 18, л. 12]. Вторая группа законодательных документов касалась более четкой регламентации продолжительности рабочего дня в учреждениях и организациях, соблюдения очередности в предоставлении оплачиваемых отпусков для всех категорий рабочих и служащих. Те же отряды рабочего класса, кто трудился во вредных условиях, получали право на дополнительный оплачиваемый отпуск. Повышение эффективности советского экономического механизма, произошедшее во второй половине 1950-х гг., позволило осуществить в 1960 г. переход на шестичасовой рабочий день [16, с. 74]. Для лиц, работавших на подземных работах и во вредных условиях труда, рабочий день укорачивался еще на один час. С 1956 г. накануне выходных и праздничных дней устанавливался сокращенный рабочий день [23, с. 173-174]. Данные положения были закреплены в новой программе партии, принятой 31 октября 1961 г. XXII съездом КПСС. Этот документ нацеливал на достижение равенства между жителями городов и сел в праве на получение оплачиваемых отпусков [24, с. 95]. Тем самым у трудящихся появилось больше возможностей для отдыха.

Реализация принятого в 1953-1964 гг. пакета советских, партийных и профсоюзных документов позволила расширить сеть досуговых учреждений, существенно модернизировав их материальную базу. В частности, многие вводимые в строй кинотеатры оснащались более широкими экранами, которые по своим размерам в 2,5 раза превышали существовавшие ранее. В Нижнем Поволжье это новшество первым появилось в Астрахани в феврале 1956 г. [3]. Перед киносеансами устраивались выступления школьной художественной самодеятельности, эстрадных оркестров, встречи с известными людьми. В ряде кинотеатров применялась такая услуга, как приглашение зрителей по телефону к просмотру той или иной картины. Осуществленная таким образом модернизация работы учреждений кинематографа сделала поход в кино для большинства волжан более привлекательным, что доказывает снижение жалоб на работу кинотеатров. Например, в 1959 г. в адрес руководства саратовским кинотеатром «Центральный» было направлено всего 5 жалоб от посетителей по мелким, непринципиальным вопросам [7, оп. 19, д. 78, л. 8]. О росте популярности кинематографа у жителей Нижней Волги можно судить и по динамике посещаемости киносеансов. Количество обслуженного населения профсоюзными установками Волгоградской области в 1962 г. превысило уровень конца 1950-х гг. на 8 млн. 137 тыс. 500 чел. [5, оп. 1. д. 685, л. 71, д. 858, л. 65], а в Астраханской области - на 7,5 млн. [11, оп. 36, д. 10, л. 37; 4, оп. 4, д. 198, л. 31]. В Калмыцкой АССР в начале 1960-х гг. профсоюзные киноустановки обслужили всего 1 млн. 375 тыс. зрителей [20, оп. 4, д. 11, л. 37].

Ввод в строй большого числа типовых зданий клубных учреждений позволил не только расширить тематику мероприятий, но и сделать их более привлекательными для населения. Большой популярностью у волжан пользовались различные тематические вечера: «Мать и дитя», «Для вас, женщины», «Умелые руки женщин в часы досуга», праздники здоровья для «Мам, пап, дедушек и бабушек», вечера молодоженов, кружки кройки и шитья. Например, в Сталинграде в 1959 г. число желающих заниматься в таких кружках превышало 10 тыс. чел. [29]. Характерной чертой хрущевского десятилетия стало возникновение «клубов в клубах», или объединений по интересам. Вслед за столичными регионами на Нижней Волге стали возникать клубы интересных встреч, фотолюбителей, коллекционеров, автолюбителей, пенсионеров и т.д. Их программы включали лекции, беседы с передовиками производства, работниками культуры и искусства, культурные вечера. При некоторых из них имелись самодеятельные театры миниатюр. Возрастание внимания к сельскому хозяйству в период «хрущевской оттепели» нашло свое отражение в распространении передвижных аналогов стационарных клубов, которые были призваны организовывать досуг трудящихся во время сельскохозяйственных или иных работ. В таких автоклубах можно было послушать лекцию о передовом опыте, посмотреть новый кинофильм, послушать радио или магнитофон, почитать свежую прессу, купить книги или почтовые принадлежности. В Астраханской области, помимо сельского населения, таким образом осуществлялась организация досуга для рыбаков во время путины. Занимались этим плавучие культбазы. Например, только за 1954-1955 гг. в этой области было создано шесть таких баз, которыми в путину 1955 г. было обслужено 25744 чел. [11, оп. 27, д. 7, л. 329]. В целом в 1953-1962 гг. население Нижней Волги стало чаще посещать различные культурно-просветительные учреждения. Например, расходы рабочих в Саратовской области возросли за эти годы на 20%, колхозников - в 3 раза [10, оп. 1, д. 1130, л. 22].

Однако вследствие сужения диапазона социальной мобильности, продолжавшегося с 1958 г. по 1964 г. воспользоваться услугами заведений досуга могли жители не всех населенных пунктов региона. Например, в Саратовском районе Саратовской области в течение 1958-1960 гг. на возведение учреждений культуры было израсходовано

средств по сравнению со строительством животноводческих помещений в соотношении 1 к 80 [10, оп. 3. д. 567, л. 4]. Кинообслуживанием в сельской местности Нижней Волги были обделены населенные пункты, где проживало от 100 до 500 чел. Экономические трудности значительно сократили и возможности для функционирования наиболее популярных у населения форм досуга, в частности широкоформатных кинотеатров и выступлений симфонических оркестров в них перед вечерними сеансами. Все это провоцировало рост жалоб. Так, если за 1953-1958 гг. нами в архивных документах и материалах прессы Саратовской области было обнаружено 44 жалобы и критических замечаний по поводу необустроенности в клубных учреждениях и их нехватки, то за 1959-1964 гг. - уже 71. Относительно количества аналогичных жалоб по поводу кинообслуживания соотношение выглядит как 48 к 56, причем и в том и в другом случае преобладают жалобы от сельского населения. В облисполком Волгоградской области поступление наказов по поводу расширения сети досуговых учреждений выросло с 16,5% в 1962 г. [6, оп. 6, д. 1877] до 18% в 1965 г. [6, оп. 6, д. 2026]. Примерно такое же число наказов по данному вопросу поступило и к депутатам Верховного Совета Калмыцкой АССР: в 1963 г. было получено 15,8% наказов [19, оп. 4, д. 175], а в 1967 г. -19,6% [19, оп. 4, д. 226].

Неспособность властей решить данный комплекс проблем вынуждала местные власти прибегать к услугам так называемых «калымных» бригад либо общественных активистов, преимущественно молодежи. Она своими силами в нерабочее время старалась обеспечить себя и своих односельчан более или менее комфортабельными клубными учреждениями. Примером такого пути решения проблемы дефицита досу-говых учреждений служит фильм режиссера С. Ростоцкого «Дело было в Пенькове», вышедший на экраны страны в 1958 г. В то же время такой способ хотя и решал проблему долгостроя, однако появлявшиеся на свет клубы были удалены от жилых построек и имели не типовую застройку, не позволявшую удовлетворить широкие культурные потребности населения, особенно сельского. Во многих из них отсутствовали комнаты для кружковой работы, а имевшиеся зрительные залы были рассчитаны только на 200-300 чел., хотя количество желающих посетить отдельные клубные мероприятия достигало 600-900 чел. [1, с. 54]. Но люди все же находили возможность организовать свой досуг, используя для этого помещения еще не заселенных новых жилых домов или школ. В рассказе Б. Можаева «Наледь» воспроизводится именно такая ситуация [17, с. 103].

Новое политическое руководство страны, пришедшее к власти в октябре 1964 г., добившись стабилизации экономического развития, создало необходимые условия для преодоления кризисных явлений в деятельности досуговых учреждений. Руководство страны нацеливалось, прежде всего, на преодоление различий в обеспечении условий для комфортного отдыха для жителей города и деревни. Важнейшим инструментом создания таких условий являлось решение о введении с 1967 г. пятидневной рабочей недели [28, № 6-7. Ст. 43] и увеличения продолжительности отпусков. Принятый в 1965-1985 гг. комплекс законодательных инициатив выступает неоспоримым доказательством осознания советским руководством теснейшей взаимосвязи между хорошо организованным отдыхом и производительностью труда.

Современные клубы и Дома культуры к середине 1980-х гг. получили широкое распространение не только в городах, но и в сельской местности Нижнего Поволжья. Как выполнение установки июньского 1983 г. Пленума ЦК КПСС в досуговое строительство на селе стал внедряться комплексный подход, что выразилось в создании так называемых культурных комплексов. Они были призваны централизовать работу клубов и домов культуры отдельной области или республики в пределах сельских и

поселковых Советов, повышая тем самым степень комфортности и разнообразия в культурном обслуживании сельчан [14, с. 426]. Среди регионов Нижней Волги наибольших успехов в этом процессе добились власти Саратовской области [10, оп. 8-пр., д. 2083, л. 5]. Модернизация затронула и кинофикационное хозяйство региона. За период с сентября 1965 г. по ноябрь 1967 г. сеть сельских широкоэкранных киноустановок в Волгоградской области возросла на 30 единиц [5, оп. 1, д. 1109, л. 56]. В Астраханский обком КПСС только за 1975-1976 гг. число жалоб на работу досуговых учреждений снизилось с 38 до 31 [11, оп. 74, д. 51, л. 5]. Поступление в Саратовский обком аналогичных наказов от избирателей в период с 1969 г. по 1980 г. сократилось с 15,5% [10, оп. 8, д. 139] до 3% соответственно [10, оп. 8-пр., д. 1718-а, л. 1-2].

В условиях пятидневной рабочей недели более разнообразной стала деятельность клубных учреждений, при которых учреждались так называемые «штабы выходного дня». В их обязанности входило изучение заявок от цехов, смен, отделов для лучшей организации отдыха трудящихся. Самые интересные лекции, встречи, концерты Дворцы культуры стремились проводить именно в выходные дни. Например, в Балашове Саратовской области к весне 1968 г. действовало уже 15 таких клубов [9, оп. 39, д. 52, л. 44]. Продолжали активно развиваться клубы и объединения по интересам. В начале 1980 г. в Волгоградской области насчитывалось свыше 230 любительских объединений, которые посещало около 20 тыс. чел. [5, оп. 1, д. 1908, л. 50]. В Саратовской области к 1982 г. числилось более 300 клубов по интересам [12]. В профсоюзных клубах и Домах культуры Калмыцкой АССР в первой половине 1980-х гг. ежегодно проводилось свыше 5 тыс. мероприятий [20, оп. 6, д. 116, л. 27]. С конца 1970-х гг. клубы стали целенаправленно оказывать помощь и в создании семей, организовывая вечера под лозунгом «Для тех, кому за 30». Довольно точное представление о таких вечерах дал режиссер В. Меньшов в фильме «Москва слезам не верит». Руководителя своеобразного клуба знакомств сыграла Л. Ахеджакова. Стремясь к максимальному удовлетворению возраставших потребностей советских людей, местные власти в 1965-1985 гг., как и в предшествующие годы, немало внимания уделяли развитию передвижных форм досугового обслуживания населения, преимущественно сельского. Например, в Калмыцкой АССР только с 1965 г. по 1967 г. количество автоклубов возросло с 17 до 22 [19, оп. 4, д. 22, л. 33, 138]. В селах Саратовской области в 1983 г. функционировало 120 таких клубов [13].

Переход на пятидневную рабочую неделю создал благоприятные условия для роста посещаемости волжанами музеев, цирка и театров. При этом возрос процент сельских жителей, получивших возможность бывать в городских театрах. Из диссертационного исследования Р. А. Москвитиной следует, что уже в 1975 г. сельский труженик стал значительно ближе к театру, чем десять лет назад [18, с. 170-171]. В то же время в условиях сужения пределов допустимости социальных отношений, обозначившегося в СССР со второй половины 1970-х гг., даже билеты на театральные спектакли, концерты, особенно востребованные у населения, превращались в предмет дефицита. Доставались они с немалой переплатой, как это, например, сделал герой М. Кокшенова в фильме «Самая обаятельная и привлекательная», снятого в 1985 г. по сценарию режиссера Г. С. Бежанова.

Утрата социальной политикой первостепенного значения во внутреннем развитии СССР с конца 1970-х гг., снижение объемов финансирования социальной сферы не позволили Советскому руководству удовлетворить в равной степени потребности сельских и городских жителей в качественном досуге. Сельская местность в этом отношении к концу изучаемого периода получила статус аутсайдера. Здесь стремительно замедлялись темпы строительства новых культурно-просветительных учреждений: вместо положенных по нормам двух-трех лет они строились 7-10.

При этом строительство велось так называемым хозяйственным способом по проектам, не предусматривающим наличие помещений для функционирования кружков по интересам. Например, В Саратовской области удельный вес клубов, работающих в приспособленных зданиях, за 1976-1980 гг. сократился на 10%. 14% клубных зданий в этой области к началу 1981 г. требовало капитального ремонта [8, оп. 25, д. 203, л. 20]. Складывалась порой парадоксальная ситуация, когда культовые сооружения, с которыми Советская власть вела активную борьбу, находились в лучших, чем клубные учреждения, условиях, имея, например, более качественное отопление. С конца 1970-х гг. ухудшилась работа автоклубов по обслуживанию населения отдаленных малонаселенных пунктов. Например, в Астраханской области в 1978 г. насчитывалось 273 таких поселений, где проживало 27,7 тыс. чел. [2, с. 121].

Ухудшение состояния материальной базы действовавших досуговых учреждений обедняло их репертуар, сокращало их посещаемость. В Саратовской области в 1984 г. средняя посещаемость одного клубного учреждения была ниже на 18% аналогичного республиканского показателя [15, с. 170]. В деятельности многих объединений по интересам преобладал пропагандистский, идеологический компонент, подменяя им истинную цель этих объединений. Просьбы населения об открытии того или иного клуба по интересам местным руководством игнорировались, вынуждая людей обращаться в редакции центральных газет [25, оп. 75, д. 247, л. 90]. Явные нарушения известного закона философии о переходе количества в качество в рассматриваемой сфере государственной политики было главной причиной увеличения потока жалоб населения во властные структуры региона. Если в 1965 г. в Астраханский обком КПСС поступило 13 жалоб по поводу работы культурно-просветительных учреждений [11, оп. 50, д. 23, л. 3], то в 1973 г. - уже 24 [11, оп. 68, д. 49, л. 7]. Результаты выборочного обследования, проведенного в середине 1970-х гг. в хозяйствах Суровиковского, Котовского, Новониколаевского районов Волгоградской области, свидетельствуют, что от 55% до 68% опрошенных высказывали нарекания в адрес местных и районных клубов, домов культуры и библиотек [27, с. 51]. В адрес депутатов Саратовского облисполкома в 1980 г. поступило 3,3% наказов по поводу улучшения работы досуговых учреждений [10, оп. 8-пр., д. 1718-а, л. 1-2], а в 1982 г. - уже 9,3% таких просьб [10, оп. 8-пр., д.2014-а]. Помимо наказов с жалобами, население было готово помочь власть предержащим в решении данной проблемы. Например, один из жителей г. Аткарска Саратовской области в посланном им письме в горком КПСС в первой половине 1976 г. предлагал свою помощь в проектировании и строительстве районного дома культуры [8, оп. 18, д. 102, л. 8]. О реакции партийного руководства города судить сложно. Однако вероятное ее отсутствие доказывает вышеприведенная динамика роста наказов, которая, в свою очередь, свидетельствовала о постепенно усиливавшемся социальном недовольстве выхолащиванием, формализацией досуговых форм. Трансформация их в худшую сторону создавала благоприятные условия для роста психологической напряженности и девиантных проявлений в советском обществе.

С лета 1953 г. удовлетворение различных социальных нужд трудящихся становится первостепенной задачей государственной политики. Советские лидеры, осознав общеизвестную взаимосвязь между хорошо организованным отдыхом человека и его работоспособностью, немало внимания уделяли организации полноценного отдыха трудящихся. Исходя из этих соображений, на общегосударственном уровне начиная с 1956 г. началось постепенное ограничение продолжительности рабочего времени, завершившееся введением шестичасового рабочего дня и пятидневной рабочей недели в 1960 г. и 1967 г. соответственно. Рост доходов советских людей являлся также важной предпосылкой расширения посещения различных учреждений досуга, выступая в свою очередь важным индикатором улучшения качества жизни населения СССР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.