Государственная политика охраны здоровья населения в России в сравнении с Западной Африкой
Дейнаба Сиссе
Российский университет дружбы народов, Москва, Россия
Аннотация. В статье рассмотрена государственная политика в сфере охраны здоровья населения, определено состояние и выявлены проблемы системы здравоохранения в Российской Федерации в сравнении с Западной Африкой. Представлены ожидаемые результаты от развития сотрудничества в политико-экономической сфере и формирования совместной государственной программы по развитию здравоохранения для российских и западноафриканских граждан.
Ключевые слова: государственная политика, охрана здоровья, здравоохранение, медицинские работники, здоровье населения, обязательное медицинское страхование.
The state policy of protecting public health in Russia compared to West Africa
Dieynaba Cisse RUDN University, Moscow, Russia
Abstract. The article considers the state policy in the field of public health protection, determines the state and reveals the problems of the healthcare system in the Russian Federation in comparison with West Africa. The expected results from the development of cooperation in the political and economic sphere and the formation of a joint state program for the development of health care for Russian and West African citizens are presented.
Keywords: state policy, health protection, health care, medical workers, public health, mandatory health insurance, Russian Federation, West Africa.
Вопросы отношений России и Африки стали частью геостратегической платформы Всемирного экономического форума1, когда 2019 год был провозглашен годом Африки в России. Первый российско-африканский саммит, состоявшийся в октябре 2019 г., ознаменовал собой поворотный момент в новой стратегии России по возвращению в Африку и продвижению крупных инициатив, способствующих развитию на этом континенте. Важно отметить, что в рамках своей африканской стратегии Россия не стремится конкурировать с другими внешними силами, вместо этого сосредотачиваясь на том, чтобы привносить добавленную стоимость в Африку в форме проектов, которые она может предложить.
Сотрудничество между Россией и Африкой основано на общих ценностях, которые включают в себя приверженность деколонизации, афрооптимизм и афроинтеллек-
1 Федеральный закон № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 (в редакции от 08.06.2020 N 166-ФЗ).
туализм. Россия стремится содействовать раскрытию интеллектуального технологического и творческого потенциала африканского населения, и соответствующим образом выстраивает свою политику в области образования для Африки.
Россия активно наращивает свой вклад в различные форматы и каналы сотрудничества с Африкой. Деловые партнерства, инициативы гражданского общества и сотрудничество на уровне экспертов набирают обороты на основе установленных дипломатических и межгосударственных каналов. Все это открывает новые возможности для экономического сотрудничества России с Африкой, включая как крупные корпорации, так и малые и средние предприятия (МСП). Широкие перспективы политико- экономического сотрудничества определяют целесообразность сравнения государственной политики охраны здоровья населения в России в сравнении с Западной Африкой, обозначения проблем и достоинств, которые могут быть полезны в различных сферах сотрудничества, и в т.ч. обеспечения безопасности
для здоровья российских граждан, работающих или планирующих работать в Западной Африке.
Государственная политика России в сфере охраны здоровья граждан предполагает развитие здравоохранения и укрепление здоровья населения, что является ключевым направлением обеспечения национальной безопасности. В настоящее время по состоянию на июнь 2020 г. государство активно и последовательно реализует меры по улучшению системы здравоохранения и пропаганде здорового образа жизни.
Актуальность темы обусловлена необходимостью исследования состояния в сфере здравоохранения, в условиях расширения совместных геополитических программ между Россией и Западной Африкой, с учетом особенностей состояния национальной политики по охране здоровья каждой страны, и выявления имеющихся проблем с предложением их решения в совместных программах.
При написании статьи автором были использованы действующие нормативно-правовые акты и статистические данные Министерства здравоохранения Российской Федерации, а также международные источники по Западной Африке.
Здравоохранение в России обеспечивается государством через Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и регулируется Министерством здравоохра-нения1. Конституция Российской Федерации предоставила всем гражданам право на бесплатное здравоохранение с 1996 г. Число врачей на 10000 чел. составляет 43,8 в городах, а в сельской местности - только 12,1. Доля врачей общей практики в общей численности врачей составила 1,26%. На тысячу человек приходится около 9,3 коек, что почти вдвое превышает средний показатель по ОЭСР. Общая численность населения России в 2016 г. составила 146,8 млн чел. Среди этого населения число занятых лиц достигло 72,3 млн. чел., вовлеченных в 99 основных видов производственной и непроизводственной деятельности [М^коуа 2015, 576-586]. В современных условиях мировые
1 Российский статистический ежегодник 2018 // URL: https://geohistory.
эксперты оценивают проблемы общего состояния здоровья трудоспособного населения России (мужчины 18-60 лет, женщины 18-55 лет) из-за высокого уровня смертности, значительно более высокого уровня мужской смертности и высокой распространенности основных неинфекционных заболеваний, особенно сердечно- сосудистой, дыхательной и пищеварительной систем. Согласно государственной статистике, каждый третий работник в России подвергается воздействию вредных условий труда, при которых уровни воздействия на рабочем месте превышают национальные гигиенические стандарты. Однако уровень диагностирования профессиональной заболеваемости в России остается крайне низким, что составляет 5,5 случая на 100000 населения в целом, что обусловлено недостаточным вниманием к профессиональным заболеваниям и гигиене труда2, когда официально регистрируются только несчастные случаи со смертельным исходом.
В 2011 г. правительство Москвы запустило крупный проект, известный как UMIAS, в рамках своей инициативы в области электронного здравоохранения. UMIAS выступает за Интегрированную медицинскую информационно-аналитическую систему г. Москвы [БгНиеП 2015]. С 1996 г. государственным учреждениям здравоохранения было разрешено предлагать частные услуги, а с 2011 г. некоторые частные провайдеры оказывают услуги лицам, застрахованным государством. Частный сектор в Москве быстро расширяется. Одна сеть, «Доктор Рядом», лечит половину своих пациентов по официальной схеме страхования по низкой цене, а другая половина - в частном порядке с прибылью3. Стремясь остановить демографический кризис в России, правительство реализует ряд программ, направленных на повышение рождаемости и привлечение большего числа иммигрантов для смягчения этой проблемы. Правительство осуществляет ежемесячные выплаты на содержание каждого ребенка, и единовре-
2 EMIAS URL: https://www.infomati.
3 Федеральный закон от 28 декабря 2017 года № 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" — Российская газета. URL: https://rg.ru/. html
менную выплату при рождении (усыновлении) каждого ребенка1.
Учитывая роль России в контексте ее быстро меняющегося социального, экономического и медицинского ландшафта, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) и Министерство здравоохранения Российской Федерации разработали документ о стратегическом сотрудничестве (CCS), целью которого является согласование государственной программы России «Развитие здравоохранения» с рамками европейской политики ВОЗ «Здоровье-2020»2. Министерство здравоохранения Российской Федерации и ВОЗ сотрудничают на протяжении десятилетий, осуществляя взаимовыгодные мероприятия на глобальном, региональном и региональном уровнях, и на национальном уровне, обмениваясь передовым опытом и опираясь на потенциал и опыт друг друга. Эта CCS была сформирована путем серии консультаций с представителями всех уровней Организации, правительства Российской Федерации, научных учреждений и других международных партнеров в стране. В нем кратко описывается текущее сотрудничество и подчеркивается новая роль России как все более заметного игрока в глобальном здравоохранении. Опыт разработки такой стратегии может быть успешно расширен для сотрудничества с Западной Африкой. Российская Федерация является государством-членом ВОЗ с 1949 г. с момента основания Организации и имеет давнюю историю сотрудничества. Организация конференции по первичной медико-санитарной помощи в Алма-Ате, кампании по искоренению оспы и полиомиелита, благоприятное участие российских экспертов в руководящих органах ВОЗ, специализированных комитетах и рабочих группах — это лишь некоторые из известных успехов. В
1 Стратегия сотрудничества со страной (CCS) для Всемирной организации здравоохранения и Министерства здравоохранения Российской Федерации на период 2014-2020 гг. WHO Regional Office for Europe. DK-2100 Copenhagen 0, Denmark. 49 р. URL: https://www.euro. who.int/data/.pdf
2 Постановление Правительства Российской Федера-
ции от 26 декабря 2017 г. № 1640 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения». URL: https ://www. rosminzdrav. ru/ministry/
период кризиса 1990-х гг. ВОЗ оказывала техническую помощь для укрепления российской системы здравоохранения. На мировой арене, в рамках новой архитектуры глобального управления здоровьем планеты, Российская Федерация все больше отстаивает свою роль в вопросах развития, финансов, окружающей среды и безопасности. Являясь членом БРИКС, Россия сотрудничает в создании рабочего механизма для содействия сотрудничеству в области здравоохранения. Являясь постоянным членом Совета Безопасности ООН и членом международных форумов высокого уровня, таких как G20, страна имеет значительное глобальное влияние. G20 становится важным форумом для международного развития, где согласованы стратегии и распределение ресурсов, а членство России открывает возможности для пропаганды помощи в целях развития и продвижения повестки дня, основанной на равенстве. Для поддержания здорового образа жизни Правительством были утверждены «Основы государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года» и «Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года».
Необходимо отметить, что в 2020 г. реализуется второй этап государственной программы развития здравоохранения в России, на сумму 33 трлн. руб., благодаря которой государственное финансирование здравоохранения выросло в 2,7 раза, при этом дополнительные средства из государственного бюджета позволили реализовать ряд государственных подпрограмм3.
В ходе реформы здравоохранения, подверглась модернизации и такая важная система, как обязательное медицинское страхование (ОМС), благодаря которой медицинскую помощь большинство российских граждан получает бесплатно. В этом контексте нельзя не отметить крайне невысокую долю государственного финансирования здравоохранения по отношению к валовому внутреннему продукту (ВВП), что не соот-
3 Хелвиг Д. Традиционная африканская медицина. Энциклопедия нетрадиционной медицины? (4 февраля 2010 г.) // URL: http://fmai_2603000708/.
ветствуют уровню большинства развитых стран. В этом случае проблема заключается в минимальном сочетании форм государственного и частного финансирования здравоохранения, что в итоге не способствуют привлечению в эту сферу дополнительных ресурсов и их полноценное использование. Поэтому в государстве невысокое добровольное медицинское страхование, услугами которого пользуется всего 6 % населения страны. Слабо развито отношение к благотворительным организациям, что обусловливает недостаточное оказание помощи гражданам, которые нуждаются в дорогостоящей медицинской помощи.
Ключевые цели национального проекта в системе здравоохранения России охватывают задачи снижения младенческой смертности, смертности населения трудоспособного возраста, смертности населения от сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, больничной летальности от инфаркта и инсульта, рост числа рентгенэндоваску-лярных операций. Для достижения поставленных задач, необходимо решение практически полной укомплектованности врачами и медсестрами подразделений, оказывающих амбулаторную помощь, внедрение «бережливых технологий» в медицинских организациях, обеспечение охвата граждан профилактическими медосмотрами не реже одного раза в год, рост объема экспорта медицинских услуг.
В заключение следует отметить, что в условиях пандемии нового типа коронави-руса, политика государства в сфере охраны здоровья населения существенно активировалась в качественную сторону, в т.ч. в составе программ реформы здравоохранения ВОЗ.
Традиционная африканская медицина представляет собой целостную дисциплину, включающую местное травничество и африканскую этнокультуру. Практикующие утверждают, что могут вылечить различные заболевания. [Лкуеашроп§ 2006, 186-207]. В прошлом современная наука считала методы традиционных знаний примитивными и отсталыми1. При колониальном правлении
1 2008 Country Profile: Cote d'Ivoire. U.S. Department of State. 2008. Retrieved 19 August 2014
традиционные прорицатели-целители были объявлены вне закона, поскольку многие страны считали их практикующими колдовство, что привело к войне против колдовства и магии. За это время были также предприняты попытки контролировать продажу лекарственных средств растительного происхождения. По мере распространения колониализма и христианства в Африке, колонизаторы строили больницы общего профиля, а христианские миссионеры строили частные, надеясь добиться успеха в борьбе с широко распространенными заболеваниями. Мало что было сделано для исследования законности этих практик, так как многие иностранцы считали, что местные медицинские практики были языческими и суеверными и могли быть исправлены только путем наследования западных методов. В последние годы методы лечения и средства, используемые в традиционной африканской медицине, получили некоторое признание со стороны исследователей западной науки. Болезнь была помехой для развития человека в Западной Африке на протяжении всей истории. Окружающая среда, особенно тропические леса, позволяют многим одноклеточным организмам, паразитам и бактериям процветать и быстро размножаться. До работорговли западноафриканцы стремились поддерживать экологическое равновесие, контролировать растительность и дичь, и тем самым сводить к минимуму распространенность местных заболеваний. Увеличение количества и интенсивности военных действий из-за работорговли и вывоза сырья, привело к нарушению экологического баланса. Эндемические заболевания приобрели масштаб эпидемии. Появились генетические мутации, которые обеспечивали повышенную устойчивость к болезням, таким как серповидно-клеточная анемия, что очевидно у лесных земледельцев обеспечивая некоторую защиту от малярии2.
В 1990-х гг. СПИД стал серьезной проблемой для региона, особенно в Кот-д'Ивуаре, Либерии и Нигерии3. Начало эпи-
2 A Timeline of AIDS. AIDS.gov. Retrieved 28 January 2014
3 Prevalence of HIV, total (% of population ages 15-49). URL: http://www. unaids.org/en/ regionscoun-tries/countries/
демии ВИЧ в регионе установлено в 1985 г., в последующие годы были зарегистрированы случаи заболевания в Бенине и Нигерии, а также в соседних странах, таких как Кот-д'Ивуар. Сначала СПИД считался болезнью геев и наркоманов, но в Африке он распространялся среди населения в целом. В результате участники борьбы против ВИЧ стали акцентировать такие аспекты, как предотвращение передачи от матери ребенку, взаимосвязь между ВИЧ и бедностью, неравенство полов и т.д. Это изменение в акценте привело к увеличению финансирования, но не было эффективным в предотвращении резкого роста распространенности ВИЧ. В последние годы глобальное противодействие ВИЧ и СПИДу значительно улучшилось. Финансирование поступает из многих источников, крупнейшим из которых являются Глобальный фонд для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией и Чрезвычайный план Президента по борьбе со СПИДом [Kalua, Awotedu, Kamwanja 2009]. По состоянию на 2011 год, показатель распространенности ВИЧ в Западной Африке был самым низким в Сенегале и самым высоким в Нигерии, которая занимает второе место по количеству людей, живущих с ВИЧ, после Южной Африки.
Однако уровень заболеваемости в Нигерии по отношению ко всему населению намного ниже (3,7%) по сравнению с Южной Африкой (17,3%)1. Болезнь, вызванная вирусом Эбола, впервые выявленная в 1976 г., обычно возникает во вспышках в тропических регионах к югу от Сахары, включая Западную Африку2. С 1976 по 2013 гг. Всемирная организация здравоохранения сообщила о 1716 подтвержденных случаях. Самая крупная вспышка на сегодняшний день является вируса Эбола в 2014 г. произошла в Западной Африке и охватила Гвинею, Сьерра-Леоне, Либерию и Нигерию. На ее ликвидацию были направлены усилия со всех стран мира.
Благодаря Государственной программе развития здравоохранения Российской Фе-
1 Национальные проекты «Здравоохранение» и «Демография». 2019. Обновлён 20 мая 2020
2 Хелвиг Д. Традиционная африканская медицина. Энциклопедия нетрадиционной медицины4 февраля 2010 г). URL: http://findarticles.com/08/
дерации, непосредственными результатами её реализации для граждан из Западной Африки, проживающих или обучающихся в России, а также обратившихся за помощью в представительства России на территории Западной Африки, будет доступно получение медицинской помощи, обеспечивающей снижение материнской и младенческой смертности, на основе оптимизации обеспечения нагрузки на врачей, а также средний и младший медицинский персонал. Программы развития научно-технологического сотрудничества в области здравоохранения и сельского хозяйства, реализуемые в странах Западной Африки при поддержке ООН, могут стать прочной основой для расширения межгосударственной политики в сфере здравоохранения, позволяющей осуществить технологический прорыв и осуществить выход на принципиально новый технологический уровень решения задач по сохранению здоровья граждан обеих стран, опираясь на перспективные биомедицинские и информационные технологии.
Библиографический список
1. Mazitova N.N. Current Status and Prospects of Occupational Medicine in the Russian Federation. Annals of Global Health, 81(4), 2015. pp.576-586.
2. BritnellM. In Search of the Perfect Health System - Macmillan International Higher Education, 2015. 248 р.
3. Akyeampong Emmanuel Kwaku (2006). Disease in West African History. Themes in West Africa's history. Athens, Ohio [u.a.]: Ohio Univ. Press [u.a.] pp. 186-207.
4. Kalua F.A., Awotedu A., Kamwanja L.A., Saka J.D.K. (2009). Science, Technology and Innovation for Public Health in Africa. 213 р.
Сведения об авторе: Сиссе Дейнаба - магистр в области государсвтенного и муниципального управления, РУДН (e-mail: dieynacisse1@yahoo.fr).
References
1. Mazitova N.N. Current Status and Prospects of Occupational Medicine in the Russian Federation. Annals of Global Health, 81(4), 2015. pp.576-586.
2. Britnell M. In Search of the Perfect Health System - Macmillan International Higher Education, 2015. 248 р.
3. Akyeampong Emmanuel Kwaku (2006). Disease in West African History. Themes in West Africa's history. Athens, Ohio [u.a.]: Ohio Univ. Press [u.a.] pp. 186-207.
4. Kalua F.A., Awotedu A., Kamwanja L.A., Saka J.D.K. (2009). Science, Technology and Innovation for Public Health in Africa. 213 р.
About the authors: Sisse Deinaba - Master in State and Municipal Management, RUDN University (e-mail: dieynacisse1@yahoo.fr).