Научная статья на тему 'Государственная политика, нормативное регулирование и идеология при подготовке юристов в первое десятилетие советской власти'

Государственная политика, нормативное регулирование и идеология при подготовке юристов в первое десятилетие советской власти Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
56
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
советская власть / государственная политика / юридическое образование / подготовка юристов / юриспруденция / Soviet power / state policy / legal education / training of lawyers / jurisprudence

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дмитрий Евгеньевич Середа, Дмитрий Викторович Хаминов

Выявляются особенности государственной политики и нормативного регулирования в сфере подготовки юридических кадров в высших учебных заведениях в первое десятилетие советской власти. Предпринимается попытка проанализировать смысловые разрывы, основные тенденции и этапы государственного регулирования системы высшего юридического образования в России указанного периода, а также определить общественно-политические и идеологические факторы, влиявшие на ее развитие. Делается вывод, что при наличии изначально рациональных мотивов в реформе высшего юридического образования этого периода был заложен ряд системных ошибок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Дмитрий Евгеньевич Середа, Дмитрий Викторович Хаминов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State policy, regulatory control and ideology in the training of lawyers in the first decade of the Soviet power

The article examines the features of state policy and regulatory control in the field of training lawyers in higher educational institutions in the first decade of the Soviet power. The authors note that today’s modernization of the system of higher legal education requires, not least, a historical understanding of the Soviet experience of reforming this social institution. Of particular interest in this sense is one of the most controversial periods of the development of the state – the period of the first decade of the Soviet power, with its accelerated evolution of education and pedagogical thought. The authors emphasize that the problem of transitional periods in the history of state and law, which has been fruitfully comprehended in recent years, has not yet found a systematic reflection in studies on the history of legal personnel training in higher educational institutions. The aim of the article was to identify the features, general trends of the origin and development of higher legal education in the first decade of the Soviet power. For a comprehensive description of the subject of the study, the provisions of the main national normative legal acts of the designated period related to the organization of the system of higher legal education were considered. In addition, the work used a complex of periodicals presented by such journals as Revolyutsiya prava [Revolution of Law] and Ezhenedel’nik sovetskoy yustitsii [Weekly of Soviet Justice]. The materials contained in these journals made it possible to track the reaction of the scientific and professional community of lawyers to the ongoing reforms. Relying on general scientific, specific scientific and special research methods, the authors briefly describe the main trends in the state regulation of the system of higher legal education, identify socio-political factors that influenced its special development. According to the authors, an unprecedented stage of modernization of higher legal education begins in the period under study: its foundations are laid, and the basic ideological principles are formulated. On the one hand, these reforms ensure the accessibility and breadth of opportunities for obtaining legal education among the proletariat. On the other hand, if there are initially rational motives, systemic errors are laid in the reform, the most important of which is the substitution of classical legal education, which has a strategic function for the state, with ideologically conditioned social science knowledge.

Текст научной работы на тему «Государственная политика, нормативное регулирование и идеология при подготовке юристов в первое десятилетие советской власти»

Вестник Томского государственного университета. 2023. № 491. С. 125-131 Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal. 2023. 491. рр. 125-131

Научная статья

УДК 93/94+34.096

аог 10.17223/15617793/491/15

Государственная политика, нормативное регулирование и идеология при подготовке юристов в первое десятилетие советской власти

Дмитрий Евгеньевич Середа1, Дмитрий Викторович Хаминов2,3

12 Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск, Россия 3 Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, Томск, Россия

1 dmitrysereda01@yandex.ru 2,3 khaminov@mail.ru

Аннотация. Выявляются особенности государственной политики и нормативного регулирования в сфере подготовки юридических кадров в высших учебных заведениях в первое десятилетие советской власти. Предпринимается попытка проанализировать смысловые разрывы, основные тенденции и этапы государственного регулирования системы высшего юридического образования в России указанного периода, а также определить общественно-политические и идеологические факторы, влиявшие на ее развитие. Делается вывод, что при наличии изначально рациональных мотивов в реформе высшего юридического образования этого периода был заложен ряд системных ошибок.

Ключевые слова: советская власть, государственная политика, юридическое образование, подготовка юристов, юриспруденция

Источник финасирования: исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-1800048, https://rscf.ru/project/23-18-00048/

Для цитирования: Середа Д.Е., Хаминов Д.В. Государственная политика, нормативное регулирование и идеология при подготовке юристов в первое десятилетие советской власти // Вестник Томского государственного университета. 2023. № 491. С. 125-131. аог 10.17223/15617793/491/15

Original article

doi: 10.17223/15617793/491/15

State policy, regulatory control and ideology in the training of lawyers in the first decade of the Soviet power

Dmitry E. Sereda1, Dmitry V. Khaminov2,3

12 National Research Tomsk State University, Tomsk, Russian Federation 3 Tomsk State University of Control Systems and Radioelectronics, Tomsk, Russian Federation

1 dmitrysereda01@yandex.ru 2,3 khaminov@mail.ru

Abstract. The article examines the features of state policy and regulatory control in the field of training lawyers in higher educational institutions in the first decade of the Soviet power. The authors note that today's modernization of the system of higher legal education requires, not least, a historical understanding of the Soviet experience of reforming this social institution. Of particular interest in this sense is one of the most controversial periods of the development of the state - the period of the first decade of the Soviet power, with its accelerated evolution of education and pedagogical thought. The authors emphasize that the problem of transitional periods in the history of state and law, which has been fruitfully comprehended in recent years, has not yet found a systematic reflection in studies on the history of legal personnel training in higher educational institutions. The aim of the article was to identify the features, general trends of the origin and development of higher legal education in the first decade of the Soviet power. For a comprehensive description of the subject of the study, the provisions of the main national normative legal acts of the designated period related to the organization of the system of higher legal education were considered. In addition, the work used a complex of periodicals presented by such journals as Revolyutsiya prava [Revolution of Law] and Ezhenedel'nik sovetskoy yustitsii [Weekly of Soviet Justice]. The materials contained in these journals made it possible to track the reaction of the scientific and professional community of lawyers to the ongoing reforms. Relying on general scientific, specific scientific and special research methods, the authors briefly describe the main trends in the state regulation of the system of higher legal education, identify socio-political factors that influenced its special development. According to the authors, an unprecedented stage of modernization of higher legal education begins in the period under study: its foun-

© Середа Д.Е., Хаминов Д.В., 2023

dations are laid, and the basic ideological principles are formulated. On the one hand, these reforms ensure the accessibility and breadth of opportunities for obtaining legal education among the proletariat. On the other hand, if there are initially rational motives, systemic errors are laid in the reform, the most important of which is the substitution of classical legal education, which has a strategic function for the state, with ideologically conditioned social science knowledge.

Keywords: Soviet power, state policy, legal education, training of lawyers, jurisprudence

Financial support: The reported study was funded by Russian Science Foundation, project № 23-18-00048, https://rscf.ru/project/23-18-00048/

For citation: Sereda, D.E. & Khaminov, D.V. (2023) State policy, regulatory regulation and ideology in the training of lawyers in the first decade of the Soviet power. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal. 491. рр. 125-131. (In Russian). doi: 10.17223/15617793/491/15

В условиях проведения различных государственно-правовых преобразований, а также поиска оптимальных моделей взаимодействия общества и государства особую актуальность, как представляется, приобретают вопросы совершенствования системы высшего образования. В последние годы все чаще обращается внимание на неоднозначность и противоречивость интеграции отечественного образования в единую европейскую образовательную систему, обсуждается механизм выхода Российской Федерации из Болонской системы, необходимость перехода от образования академической направленности к практико-ориентированному обучению и т.д. Следствием подобных дискуссий даже стало утверждение пилотного проекта по изменению уровней профессионального образования в шести российских вузах указом Президента РФ от 12 мая 2023 г. «О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования» [1].

Пристальное внимание со стороны государства уделяется также вопросам совершенствования юридического образования. В научной литературе можно обнаружить значительное количество статей, посвященных выявлению проблем в системе юридического образования [2, 3], решение большинства из которых связывается с проведением соответствующих реформ. Между тем очевидно, что модернизация высшего образования (в том числе юридического) предполагает в первую очередь историческое осмысление опыта реформирования этого важнейшего социального института, оказывающего влияние на общий социокультурный контекст на всех этапах общественного развития. Думается, что без учета предыдущего опыта (как положительного, так и негативного) практически невозможно участвовать в решении ряда проблем организации высшего юридического образования на современном и последующем этапах.

Актуализация подобных исследований приобретает особый смысл, когда с целью ретроспективного анализа определяются наиболее противоречивые периоды развития государства, каким, например, является первое десятилетие советской власти, что не в последнюю очередь связано с проходившей в этот период революцией системы образования. В определенной степени подготовка квалифицированных юридических кадров в высших учебных заведениях как особое социальное явление всегда привлекала внимание

со стороны научного сообщества. Вместе с тем проблема переходных периодов государства так и не получила внимания в исследованиях по истории высшего юридического образования, что и определило выбор темы данной работы.

Основной массив историографии, посвященной исследуемой проблематике, сложился в XX в. Однако большинство работ, посвященных истории советского юридического образования указанного периода, было основано исключительно на марксистско-ленинском подходе. К таким работам относятся, например, труды И.Б. Славина [4], М. Исаева [5]. Современные же исследования по данной тематике характеризуются в основном дескриптивностью изучаемого вопроса, зачастую в них не ставится задача комплексного исследования и установления политико-идеологических причин и факторов, обусловивших конкретные особенности развития высшего юридического образования в обозначенный период. В связи с этим крайне важно продолжить исследование данной темы в современных условиях с новых методологических позиций.

Цель данной статьи - выявить особенности, общие тенденции зарождения и развития высшего юридического образования в первое десятилетие советской власти (с момента Октябрьской революции 1917 г. и до закрытия факультетов общественных наук, а также появления факультетов советского права). Источнико-вая база исследования включает в себя главным образом общегосударственные нормативно-правовые акты того периода, относящиеся к вопросам организации высшего образования (в том числе юридического), а также периодические издания («Революция права», «Еженедельник советской юстиции» и т.д.).

Переходя непосредственно к рассмотрению особенностей государственной политики в области подготовки юристов в высших учебных заведениях, следует подчеркнуть, что революционные события 1917 г. повлекли за собой изменения абсолютно во всех направлениях государства и права. Приход к власти большевиков ознаменовал начало совершенно нового этапа в системе подготовки юридических кадров. Власть тяготела к тому, чтобы держать высшие учебные заведения под строгим идеологическим и административным контролем, что, впрочем, было вполне оправданно: именно здесь проходили обучение кадры, которые впоследствии шли на работу в различные государственные структуры и учреждения.

Декретом СНК РСФСР от 11 декабря 1917 г. учебные заведения РСФСР передавались в ведение Наркомпроса РСФСР [6], т.е. фактически именно с этого момента было положено начало контроля советской власти за деятельностью всех вузов.

Начался процесс формирования новой системы управления, а также правового регулирования. Возникла новая законодательная система, базировавшаяся на ином (в сравнении с дореволюционным) понятии о праве. В общественной жизни именно марксистско-ленинское мировоззрение стало решающим. Неудивительно, что в этот период активно декларировалось отрицание дореволюционного права как научной отрасли. Приверженность юриста ценностям частного права и естественных прав человека на первых порах становления советской власти перестала относиться к обязательным характеристикам идеала юриста. Подобный портрет профессионального юриста воспринимался как атавизм. Высшая школа в принципе стала восприниматься в качестве «достояния эксплуататорских классов». Н.И. Бухарин писал: «В буржуазном обществе школа на высших ступенях была достоянием эксплуататорских классов. Эта школа в лице бесконечных гимназий, реальных училищ, институтов, кадетских корпусов и т.д. должна быть уничтожена» [7. С. 181].

Задачи, решаемые высшим юридическим образованием, были существенно видоизменены. Важно отметить, что к предпосылкам таких изменений среди прочего стали относиться и антибольшевистские настроения дореволюционной профессуры: часть преподавателей университетских юрфаков и практикующих юристов, имевших досоветскую подготовку, воспринимали большевистские изменения в государственном аппарате и общественном устройстве преимущественно с негативной точки зрения, порой и вовсе переходя к отрытой оппозиции к действующей власти. Например, политика советской власти подвергалась серьезной критике профессорами юридического факультета в Томске [8. С. 65]. Кроме того, антибольшевистские настроения профессуры, особенно гуманитарной, нашли свое выражение в резолюциях о непризнании советской власти, принимаемых на протяжении осени и зимы 1917-1918 гг. университетскими советами и профессиональными объединениями интеллигенции. Профессора Петроградского университета активно протестовали против начавшейся кампании арестов «контрреволюционных элементов» [9. С. 324]. По этой причине большевики видели в университетах угрозу политического и идеологического противоборства, преимущественно в юридических факультетах.

Большевики в целом не пользовались поддержкой со стороны университетских служащих. Радикальная политика большевиков (в том числе в научно-образовательной сфере) вызвала протест и противодействие со стороны профессуры, выступавшей против вооруженного захвата власти, против диктатуры и чрезвычайных мер управления, террора и иных мероприятий большевиков и возлагавшей свои надежды по нормализации ситуации на Учредительное собрание. Студенчество же в большинстве было эсеро-меньшевист-ским, в то время как служащие университетов скорее

придерживались либерально-демократических (кадетских) взглядов [10. С. 276]. Неким общероссийским срезом, политическим портретом университетских юристов того периода, может служить пример юридического факультета Петроградского университета, который показывает, что накануне Октябрьской революции большинство преподавателей, работающих в университете на юридических факультетах, являлись членами тех или иных политических партий [9. С. 203].

С каждым месяцем, особенно после разгона Учредительного собрания в январе 1918 г., власть большевиков «закручивала гайки», проходили аресты профессуры и т.п. Высшая школа стала реформироваться под нужды и видение большевиков. У оппозиционно настроенной профессуры оставалось всего два пути: уехать в города, в которых не было советской власти, или же постепенно сближаться с большевиками и принимать их правила игры, отчасти уже из-за материальных проблем и необходимости финансового обеспечения вузов.

В конечном счете готовность советской власти к экспериментам в образовательной сфере на фоне утраты гуманитарными науками своего особого статуса привела к искоренению юридических факультетов как таковых. «С первого удара коммунистической революции, - писал один из основоположников советской юстиции П.И. Стучка, - пал буржуазный юрист и буржуазное право» [11. С. 106]. Весной 1918 г. на съезде комиссаров народной юстиции Московской области было озвучено, что «нет особенной нужды в старых опытных юристах, на практике их помощь дает нехорошие результаты, они каждый декрет истолковывают по-своему, по юридическому и так, что спорить с ними не приходится, тогда как чувствуется, что декрет этот должен пониматься иначе. Таким образом, нам юристы не нужны - у них опыт для старых судов, для новых они не годны» [12. С. 18]. Но стоит обратить внимание и на то, что все же проблема отношения советской власти к юридическому образованию рассматривалась не только с позиции конфронтации. К примеру, Д. И. Курский, народный комиссар юстиции РСФСР, подчеркивал настоятельную необходимость юридического образования для работников юстиции [13. С. 31].

И все же постановлением Наркомпроса РСФСР № 859 от 12 февраля 1918 г. «Об упразднении юридических факультетов российских университетов» все юридические факультеты университетов были закрыты ввиду «совершенной устарелости учебных планов <...> полного несоответствия этих планов требованиям научной методологии» [14. С. 15-16]. В это же время правительство стремилось кардинальным образом изменить целостный социальный состав студентов, «напитать» высшие учебные заведения своей опорой - представителями пролетариата. Обращают на себя внимание положения следующих нормативно-правовых актов: Декрета СНК РСФСР «О правилах приема в высшие учебные заведения» и постановления СНК «О преимущественном приеме в высшие учебные заведения представителей пролетариата и беднейшего крестьянства». Так, Декретом СНК РСФСР от

2 августа 1918 г. отменялись ранее действовавшие ограничения. В университеты открывался доступ каждому, независимо от гражданства, пола или национальности. Не требовалось предоставление дипломов, аттестатов или даже свидетельств об окончании средней или иной школы. Отменялась плата за обучение в вузах РСФСР [15]. В свою очередь, Постановлением СНК от 2 августа 1918 г. устанавливалось, что в высшие учебные заведения в первоочередном порядке принимались лица из среды пролетариата и беднейшего крестьянства, которым предоставлялись в широком размере стипендии и иные меры социальной поддержки [16]. Представляется, что с принятием указанных актов советская власть одновременно решала задачу дефицита лояльных ей кадров в государственных структурах. Соответственно, классовый принцип отбора в такие учреждения становился одним из важнейших факторов, влиявших на модернизацию системы высшего юридического образования.

Впрочем, подобные принципы нормативного регулирования образовательной политики были выражены и в актах конституционного характера, а именно в Конституции РСФРС 1918 г. В ст. 17 Конституции РСФСР была емко сформулирована, пожалуй, главная основа системы всего советского образования: «В целях обеспечения за трудящимися действительного доступа к знанию Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика ставит своей задачей предоставить рабочим и беднейшим крестьянам полное, всестороннее и бесплатное образование» [17].

Пролетаризация университетов производилась через рабфаки (рабочие факультеты), основной задачей которых было «широкое вовлечение пролетарских и крестьянских масс в стены Высшей школы» [18]. Рабфаковцы по своему положению были приравнены к студентам. В то же время представители «эксплуататорских классов» практически не допускались к получению такого образования.

Анализ нормативно-правовых актов этого периода позволяет утверждать, что роль юридического факультета, по сути, была сведена исключительно к отделению. На смену юридическим факультетам были созданы ФОНы (факультеты общественных наук) [15. С. 15], на которых в рамках экономического, политико-юридического и исторического отделений шла разработка идей материалистического мировоззрения и научного социализма. Реорганизация факультетов проходила под руководством Наркомпроса РСФСР и специализированного органа по вопросам высшего образования - Главпрофобра. Профессор Всесоюзной правовой академии Московского юридического института М.М. Исаев отмечал: «Основным моментом при создании фонов являлось, прежде всего, введение в учебный план марксистской базы - исторического материализма, политической экономии, экономической политики, истории социализма и истории коммунистических партий. Курс фона был рассчитан на три года вместо прежних четырех лет. На основе общеобразовательных предметов студентам за 1,5-2 года давалась в известном объеме специализация, для чего они распределялись по

отделениям фона: экономическому, статистическому, правовому, общественно-педагогическому и некоторым другим» [19. С. 8].

Основной контингент данных факультетов состоял из работников различных партийных учреждений, осуществляющих трудовую деятельность параллельно с обучением [20. С. 41], что, разумеется, сразу же изменило «лицо» студенчества. Как было отмечено в резолюции Московского губернского съезда деятелей советской юстиции 1922 г., за последние годы была создана «целая школа в тысячи своих пролетарских правоведов, доселе не имевших понятия о юридических науках и даже малограмотных» [21. С. 47].

В этот период активно формировалась концепция «революционного правосознания», предполагающая в первую очередь наличие у юриста соответствующих политических взглядов, и только после этого - профессиональной юридической подготовки. Дискуссии вокруг данной концепции велись на протяжении долгих лет. Представитель Наркомюста РСФСР А. А. Лисицын в 1922 г. отмечал, что «упразднять <...> революционное правосознание как основу деятельности судов мы не собираемся и должны, наоборот, предъявить в этом направлении более повышенные требования, чем в эпоху открытой гражданской войны, когда невежественный относительно социалистического правосознания юрист не был опасен, ибо поле его деятельности по сравнению с эпохой НЭПа было слишком ничтожно» [22. С. 2].

Советское правительство все еще нуждалось в новых кадрах, которые не только бы придерживались концепции «революционного правосознания», но и были профессионалами в области правовой деятельности. Поэтому с уверенностью можно говорить о том, что профессия юриста в 1920-е гг. была вполне востребована. На этом фоне в 1923 г. было принято решение об открытии Высших юридических курсов в целях подготовки народных судей. Слушателями таких Курсов могли быть лица, прослужившие в судебных органах не менее 2 лет в должностях не ниже народного судьи или следователя. Отступления от этого требования в отдельных случаях допускались с разрешения Наркомюста [23. С. 118].

При назначении новых специалистов на должности в государственные структуры руководители в первую очередь обращали внимание на их социальное происхождение, а не на уровень образования. Представитель Наркомюста РСФСР И. А. Ростовский в 1922 г. справедливо заметил: «Когда кодекс уголовный (и гражданский) был заменен революционным правосознанием, то хорошим судьей был не юрист, а рабочий коммунист, либо рабочий беспартийный с высоко развитым классовым самосознанием» [24. С. 7].

Необходимость дальнейшего совершенствования системы подготовки юридических кадров была вызвана переходом государства к НЭПу. Стало очевидно, что лишь методами «революционного правосознания» регулирование экономических процессов на рассматриваемом историческом этапе уже не могло осуществляться. Отныне требовалось качественно новое правовое обеспечение ввиду введения элементов рыночной

экономики, частной собственности и товарно-денежного оборота. Как видится, и по этой причине началась ликвидация ФОНов.

В 1924 г. Декретом СНК РСФСР «Об изменениях сети высших учебных заведений» ликвидировались ФОНы в Саратовском и Ростовском университетах; факультеты общественных наук Иркутского и Среднеазиатского университетов были реорганизованы в факультеты права и хозяйства [25]. К концу 1920-х гг. ФОНы были полностью ликвидированы либо реорганизованы в иные гуманитарные подразделения, получившие свое развитие уже в 1930-е гг. То есть вместо ФОНов образовывались более дифференцированные и специализированные факультеты. К примеру, саратовский факультет общественных наук был преобразован в отделение социально-экономического факультета. Подобная ситуация обстояла и с университетами в Ташкенте, Иркутске и др. [26. С. 120].

Решение о закрытии ФОНов поддерживалось профессиональным сообществом. Подчеркивалось, что до создания факультетов советского права курсы ФОНов длились 3 года, причем приблизительно 1,5 года отводилось на общие для всех отделений предметы, составляющие научную базу марксистского обществоведения, и только 1-1,5 года отводилось на специализацию по избранному студентом отделению. Н.И. Челя-пов обратил внимание, что подобная организация, «не имеющая четкой целевой установки, не дающая возможности выпустить из стен вуза достаточно подготовленного работника для той или другой отрасли государственного аппарата и культурного строительства, в конце концов не удовлетворяла - ни студентов ФОНа, ни те государственные органы, в которых должны были работать выпущенные с ФОНа специалисты, ни партию» [27. С. 96].

С одной стороны, переход к созданию факультетов советского права оказал более благотворное влияние на состояние юридического образования. Росло и количество студентов данных факультетов. Например, на факультете советского права МГУ в 1925/26 учебном году обучалось 999 студентов, в то время как в 1928/29 году их количество равнялось уже 1 937. Социальный состав студенчества после заметного ухудшения с переходом на свободный прием, с 1926/27 учебного года также значительно улучшился, повысился и процент рабочих и их детей (1925/26 г. -

30%) [28. С. 103]. С другой же стороны, многие недостатки действовавшей системы так и не были разрешены. О. П. Дзенис на этот счет отметил: «Низкий процент сдавших дипломные работы - серьезный показатель неблагополучного состояния учебного дела. Зачеты до сих пор сдаются совершенно формально. В результате - подготовка окончивших очень слаба. Это подтверждают и испытания окончивших факультет и желавших поступить в научно-исследовательские учреждения - ИКП (Институт красной профессуры. -Прим авт.) и ИСП <.> Факультет дает много разбросанных знаний, которые по существующей организации преподавания не увязываются в единую систему. В результате - оканчивающий не умеет владеть материалом и не умеет использовать полученные знания в практической работе» [28. С. 105].

Ограничиваясь изложенным, можно заключить, что в первое десятилетие советской власти был начат беспрецедентный этап модернизации высшего юридического образования. Руководство Советского государства за этот промежуток времени успело пройти путь от полного отрицания необходимости юридического образования к пониманию его значимости в качестве одного из важнейших институтов государственного устройства. По этой причине в ходе реформ были обеспечены доступность и широта возможностей при получении юридического образования среди пролетариата. Главным образом, новая система высшего юридического образования базировалась на марксистско-ленинской идеологии, соответственно основные тенденции ее развития определялись стремлением правящего режима к внедрению в сознание будущих юристов марксистского мировоззрения. На ликвидацию дореволюционных юридических норм влияла атмосфера революционного эксперимента.

В некоторой степени действия советского руководства по отношению к реформе высшего юридического образования были вполне оправданы. Вместе с тем, при наличии ряда изначально рациональных мотивов, в такой реформе был заложен ряд системных ошибок. Представляется, что важнейшей из них была подмена классического юридического образования, имеющего стратегическую для государства функцию, идеологически обусловленным обществоведческим знанием. В последующем это негативным образом сказалось на нехватке квалифицированных юридических кадров в стране.

Список источников

1. О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования : указ Президента РФ от 12 мая 2023 г. № 343 // Собрание зако-

нодательства Российской Федерации. 2023. № 20. Ст. 3535.

2. Чеговадзе Л.А., Демин А.А. Высшее юридическое образование России: проблемы и перспективы // Государственная служба. 2019.

№ 5 (121). С. 108-111.

3. Серебренникова А.В., Зань В., Лебедев М.В. Реформа юридического образования в Российской Федерации // Проблемы экономики и юри-

дической практики. 2020. № 4. С. 195-199.

4. Славин И.Б. Страничка из истории Высших юридических курсов // Еженедельник Советской Юстиции. 1923. № 21. С. 7-11.

5. Исаев М. О высшем юридическом образовании в РСФСР // Советское право. 1927. № 6. С. 111-122.

6. Декрет СНК от 11 декабря 1917 г. «О передаче всех учебных заведений в ведение Наркомпроса» // Собрание узаконений и распоряжений

рабочего и крестьянского правительства. 1918. № 39. Ст. 507.

7. Бухарин Н.И. Азбука коммунизма: популярное объяснение программы Российской коммунистической партии большевиков / Н. Бухарин,

Е. Преображенский. Петербург : Гос. изд-во, 1920. 322 с.

8. Юридическое образование в Томском государственном университете: Очерк истории (1898-1998 гг.) / под ред. В.Ф. Воловича. Томск :

Изд-во Том. ун-та, 1998. 248 с.

9. Ростовцев Е.А. Санкт-Петербургский университет в контексте социально-политической истории России (1884-1917) : дис. ... д-ра ист.

наук : в 2 т. СПб., 2016. 946 с.

10. Хаминов Д.В. Администрирование и нормативное регулирование советской системой общего, среднего и высшего образования в контексте государственной политики и идеологии в СССР (историко-правовой аспект) // Вестник Томского государственного университета. 2022. № 479. С. 273-285. doi: 10.17223/15617793/479/29

11. Стучка П.И. Революционная роль советского права : хрестоматия-пособие для курса «Введение в советское право» / с предисл. П. Кузьмина. 3-е изд. М. : Сов. законодательство, 1934. 178 с.

12. Протоколы первого и второго съездов комиссаров юстиции Московской области: Прил.: Важнейшие декреты. Постановления и инструкции. М. : Нар. ком. юст. Моск. обл., 1918. 90 с.

13. Курский Д.И. Отчет Отдела судоустройства Народного комиссариата юстиции за апрель-июнь 1918 г. // Избранные статьи и речи. М. : Юрид. изд-во М-ва юстиции СССР, 1948. 197 с.

14. Сборник декретов и постановлений рабочего и крестьянского правительства по народному образованию. Вып. 2. М. : НКП РСФСР, 1920. 236 с.

15. Декрет СНК РСФСР от 02.08.1918 «О правилах приема в высшие учебные заведения» // Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства. 1918. № 57. Ст. 632 (Известия ВЦИК. 06.08.1918. № 166).

16. Постановление СНК РСФСР от 02.08.1918 «О преимущественном приеме в высшие учебные заведения представителей пролетариата и беднейшего крестьянства» // Известия. 1918. № 165. 4 августа.

17. Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (принята V Всероссийским съездом Советов 10.07.1918) // Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства. 1918. № 51. Ст. 582.

18. Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1920 г. Управление делами Совнаркома СССР. М., 1943. С. 576.

19. Исаев М.М. О высшем юридическом образовании РСФСР // Историко-правовые проблемы: новый ракурс. 2015. № 11. С. 5-19.

20. Шебанов А.Ф. Юридические высшие учебные заведения / под ред. А.Н. Горшенев. М. : Высшая школа, 1963. 221 с.

21. Буков В. А. От российского суда присяжных к пролетарскому правосудию: у истоков тоталитаризма. М. : Археографический центр, 1997. 452 с.

22. Лисицын А. А. Борьба за революционную законность // Еженедельник советской юстиции. 1922. № 39/40. С. 2-3.

23. Еженедельник советской юстиции. 1923. № 4-5. С. 118.

24. Ростовский И. От правовой пропаганды к планомерному правовому воспитанию // Еженедельник советской юстиции. 1922. № 3. С. 7-8.

25. Декрет СНК РСФСР от 08.08.1924 «Об изменениях сети высших учебных заведений» // Известия Ц.И.К. и В.Ц.И.К. от 9 августа 1924 г. № 181.

26. Ундревич В. Факультет права и местного хозяйства Саратовского университета // Революция права. 1928. № 5. С. 120-122.

27. Челяпов Н.И. Факультет советского права I Московского Госуниверситета // Революция права. 1928. № 3. С. 96-98.

28. Дезис О.П. О факультете советского права I МГУ // Революция права. 1929. № 3. С. 103-105.

References

1. Russian Federation. (2023) O nekotorykh voprosakh sovershenstvovaniya sistemy vysshego obrazovaniya: ukaz Prezidenta RF ot 12 maya 2023 g.

№ 343 [On some issues of improving the higher education system: Decree of the President of the Russian Federation of May 12, 2023, No. 343]. Sobranie zakonodatel'stvaRossiyskoy Federatsii. 20. Art. 3535.

2. Chegovadze, L.A. & Demin, A.A. (2019) Vysshee yuridicheskoe obrazovanie Rossii: problemy i perspektivy [Higher legal education in Russia:

problems and prospects]. Gosudarstvennaya sluzhba. 5 (121). pp. 108-111.

3. Serebrennikova, A.V., Zan', V. & Lebedev, M.V. (2020) Reforma yuridicheskogo obrazovaniya v Rossiyskoy Federatsii [Reform of legal education

in the Russian Federation]. Problemy ekonomiki iyuridicheskoy praktiki. 4. pp. 195-199.

4. Slavin, I.B. (1923) Stranichka iz istorii Vysshikh yuridicheskikh kursov [A page from the history of Higher Legal Courses]. Ezhenedel'nik Sovetskoy

Yustitsii. 21. pp. 7-11.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Isaev, M. (1927) O vysshem yuridicheskom obrazovanii v RSFSR [On higher legal education in the RSFSR]. Sovetskoepravo. 6. pp. 111-122.

6. Workers' and Peasants' Government. (1918) Dekret SNK ot 11 dekabrya 1917 g. "O peredache vsekh uchebnykh zavedeniy v vedenie Narkomprosa"

[Decree of the Council of People's Commissars of December 11, 1917: On the transfer of all educational institutions to the jurisdiction of the People's Commissariat for Education]. Sobranie uzakoneniy i rasporyazheniy rabochego i krest'yanskogopravitel'stva. 39. Ar t. 507.

7. Bukharin, N.I. & Preobrazhenskiy, E. (1920) Azbuka kommunizma: populyarnoe ob"yasnenie programmy Rossiyskoy kommunisticheskoy partii

bol'shevikov [The ABC of Communism: a popular explanation of the program of the Russian Communist Party of the Bolsheviks]. Peterburg: Gos. izd-vo.

8. Volovich, V.F. (ed.) (1998) Yuridicheskoe obrazovanie v Tomskom gosudarstvennom universitete: Ocherk istorii (1898—1998 gg.) [Legal education

at Tomsk State University: Essay on history (1898-1998)]. Tomsk: Tomsk State University.

9. Rostovtsev, E.A. (2016) Sankt-Peterburgskiy universitet v kontekste sotsial'no-politicheskoy istorii Rossii (1884—1917) [St. Petersburg University in

the context of the socio-political history of Russia (1884-1917)]. History Dr. Diss. St. Petersburg.

10. Khaminov, D.V. (2022) Administration and Regulation of the Soviet System of General, Secondary and Higher Education in the Context of State Policy and Ideology in the USSR (A Historical and Legal Aspect). Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta — Tomsk State University Journal. 479. pp. 273-285. (In Russian). doi: 10.17223/15617793/479/29

11. Stuchka, P.I. (1934) Revolyutsionnaya rol' sovetskogo prava: khrestomatiya-posobie dlya kursa "Vvedenie v sovetskoe pravo" [The revolutionary role of Soviet law: a textbook for the course "Introduction to Soviet Law"]. 3rd ed. Moscow: Sov. zakonodatel'stvo.

12. People's Commissariat of Justice for Moscow Oblast. (1918) Protokoly pervogo i vtorogo s"ezdov komissarovyustitsiiMoskovskoy oblasti: Pril.:

Vazhneyshie dekrety. Postanovleniya i instruktsii [Minutes of the first and second congresses of the commissioners of justice of Moscow Oblast: Appendix: The most important decrees. Regulations and instructions]. Moscow: People's Commissariat of Justice for Moscow Oblast.

13. Kurskiy, D.I. (1948) Otchet Otdela sudoustroystva Narodnogo komissariata yustitsii za aprel'-iyun' 1918 g. [Report of the Judicial Department of the People's Commissariat of Justice for April-June 1918]. In: Izbrannye stat'i i rechi [Selected articles and speeches]. Moscow: Yurid. izd-vo M-va yustitsii SSSR.

14. NKP RSFSR. (1920) Sbornik dekretov i postanovleniy rabochego i krest'yanskogo pravitel'stva po narodnomu obrazovaniyu [Collection of decrees

and resolutions of the workers' and peasants' government on public education]. Vol. 2. Moscow: NKP RSFSR.

15. Workers' and Peasants' Government. (1918) Dekret SNK RSFSR ot 02.08.1918 "O pravilakh priema v vysshie uchebnye zavedeniya" [Decree of the Council of People's Commissars of the RSFSR dated 02 August 1918 "On the rules of admission to higher educational institutions"]. Sobranie uzakoneniy i rasporyazheniy rabochego i krest'yanskogo pravitel'stva. 57. Art. 632.

16. Izvestiya. (1918) Postanovlenie SNK RSFSR ot 02.08.1918 "O preimushchestvennom prieme v vysshie uchebnye zavedeniya predstaviteley proletariata i bedneyshego krest'yanstva" [Resolution of the Council of People's Commissars of the RSFSR dated 02 August 1918 "On preferential admission to higher educational institutions of representatives of the proletariat and the poor peasantry]. 165. 4 August.

17. Workers' and Peasants' Government. (1918) Konstitutsiya (Osnovnoy Zakon) Rossiyskoy Sotsialisticheskoy Federativnoy Sovetskoy Respubliki (prinyata V Vserossiyskim s"ezdom Sovetov 10.07.1918) [Constitution (Basic Law) of the Russian Socialist Federative Soviet Republic (adopted

by the V All-Russian Congress of Soviets on July 10, 1918)]. Sobranie uzakoneniy i rasporyazheniy rabochego i krest 'yanskogo pravitel 'stva. 51. Art. 582.

18. Administration of the Affairs of the Council of People's Commissars of the USSR. (1943) Sobranie uzakoneniy i rasporyazheniy pravitel'stva za 1920g. [Collection of laws and government orders for 1920]. Moscow: Upravlenie delami Sovnarkoma.

19. Isaev, M.M. (2015) O vysshem yuridicheskom obrazovanii RSFSR [On higher legal education of the RSFSR]. Istoriko-pravovyeproblemy: novyy rakurs. 11. pp. 5-19.

20. Shebanov, A.F. (1963) Yuridicheskie vysshie uchebnye zavedeniya [Legal higher educational institutions] Moscow: Vysshaya shkola.

21. Bukov, V.A. (1997) Ot rossiyskogo suda prisyazhnykh k proletarskomu pravosudiyu: u istokov totalitarizma [From the Russian jury trial to proletarian justice: at the origins of totalitarianism]. Moscow: Arkheograficheskiy tsentr.

22. Lisitsyn, A.A. (1922) Bor'ba za revolyutsionnuyu zakonnost' [The struggle for revolutionary legality]. Ezhenedel'nik sovetskoy yustitsii. 39/40. pp. 2-3.

23. Ezhenedel'nik sovetskoy yustitsii. (1923) 4-5. p. 118.

24. Rostovskiy, I. (1922) Ot pravovoy propagandy k planomernomu pravovomu vospitaniyu [From legal propaganda to systematic legal education]. Ezhenedel'nik sovetskoy yustitsii. 3. pp. 7-8.

25. Izvestiya Ts.I.K. i V.Ts.I.K. (1924) Dekret SNK RSFSR ot 08.08.1924 "Ob izmeneniyakh seti vysshikh uchebnykh zavedeniy" [Decree of the Council of People's Commissars of the RSFSR dated 08.08.1924 "On changes in the network of higher educational institutions"]. 9 August 1924. 181.

26. Undrevich, V. (1928) Fakul'tet prava i mestnogo khozyaystva Saratovskogo universiteta [Faculty of Law and Local Economy of Saratov University].

Revolyutsiyaprava. 5. pp. 120-122.

27. Chelyapov, N.I. (1928) Fakul'tet sovetskogo prava I Moskovskogo Gosuniversiteta [Faculty of Soviet Law, First Moscow State University].

Revolyutsiya prava. 3. pp. 96-98.

28. Dezis, O.P. (1929) O fakul'tete sovetskogo prava I MGU [On the Faculty of Soviet Law I Moscow State University]. Revolyutsiya prava. 3. pp. 103-105.

Информация об авторах:

Середа Д.Е. - аспирант факультета исторических и политических наук Национального исследовательского Томского государственного университета (Томск, Россия). E-mail: dmitrysereda01@yandex.ru

Хаминов Д. В. - д-р. ист. наук, профессор кафедры теории и истории государства и права, административного права, ведущий научный сотрудник лаборатории социально-антропологических исследований Национального исследовательского Томского государственного университета (Томск, Россия); зав. кафедрой государственно-правовых дисциплин и правоохранительной деятельности Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники (Томск, Россия). E-mail: khaminov@mail.ru

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Information about the authors:

D.E. Sereda, postgraduate student, National Research Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation). Е-mail: dmitrysereda01@yandex.ru

D.V. Khaminov, Dr. Sci. (History), professor, National Research Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation); head of the Department of State Legal Disciplines and Law Enforcement Activities, Tomsk State University of Control Systems and Radioelec-tronics (Tomsk, Russian Federation). E-mail: Khaminov@mail.ru

The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 03.06.2023; одобрена после рецензирования 28.06.2023; принята к публикации 30.06.2023.

The article was submitted 03.06.2023; approved after reviewing 28.06.2023; accepted for publication 30.06.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.